В последнее время вообще сюда не пишу, хотя это и вызывает некоторый отток подписчиков. Причин несколько. Во-первых, мне сильно надоело откликаться на какие-то новостные поводы, связанные с политикой. Во-вторых, рефлексия моего нынешнего периода связана сейчас с совершенно иными, в какой-то степени даже личными вещами.
Вот, к примеру, я взялся читать "Бесконечную шутку" (далее - БШ) Дэвида Фостера Уоллеса (далее - ДФУ), которую купил около года назад. 1200 страниц и статус самого значимого романа конца 20 - начала 21 веков меня сильно пугали, не скрою. Я пересилил себя, а теперь очень жалею, что не сделал это раньше.
Учитывая, что я человек аддиктивный, то есть склонный к разного рода зависимостям, этот текст пришёлся бы ко двору в самом начале года, когда депрессия, начавшаяся ещё в сентябре 2018-го, постепенно уходила, а алкоголь ещё давал некоторое облегчение. А БШ это текст о том, какими зависимостями окутан современный человек.
Надо сказать, что ДФУ ещё в 1996 году умудрился предсказать, что контент и реклама нас будут преследовать практически повсюду. Сюжет при кратком его изложении похож на плутовской роман: ученики теннисной академии, пациенты наркоклиники, спецслужбы и канадские сепаратисты охотятся за фильмом "Бесконечная шутка", который настолько прекрасен, что люди не могут от него оторваться и умирают. Классического ТВ в этой Америке будущего нет, всё монополизировал такой аналог Нетфликса, а когда теперь вместо цифр имеют название брендов - большая часть событий происходит в Год Впитывающего Белья для взрослых "Депенд". Чуть менее чем все герои так или иначе что-то употребляют. В общем, рекомендую. Несмотря на объём и фрагментарность текста, он не такой уж и сложный.
А перед чтением я бы порекомендовал посмотреть байопик о ДФУ "Конец тура". Фильм снят на основе книжки Дэвида Липски, тогда ещё журналиста Rolling Stone, под названием «В итоге ты всё равно становишься собой: Поездка с Дэвидом Фостером Уоллесом». Липски поехал делать репортаж о том, как ДФУ ездит по США и презентует книжку. В общем, два писателя - большой и поменьше - сдружились (и поссорились), но и это не самое важное. ДФУ в фильме говорит о том, что у него нет телевизора, а если б был - то он смотрел бы его бесконечно. И говорит он об этом с ужасным сожалением, потому что люди, которые делают контент "на самом деле не любят нас, и это тебя убьёт". Меня как человека зависимого от техники и не отлипающего от смартфона эта мысль немного перевернула, потому что в ней заключается всё возможное одиночество современного человека. А в случае Уоллеса - это ещё и безальтернативная вещь, потому что общаться с людьми и вступать с ними некие взаимоотношения тоже больно и дискомфортно.
В общем-то, если не прочитаете БШ, то хотя бы посмотрите фильм: он откроет вам тот ужас, в котором живут люди, далёкие от социальной жизни. Ну и пару цитат напоследок:
Почему нам так пусто и безрадостно, нам, преимущественно белым, с образованием и опытом, сидящим за столом за самыми модными электронными штуками
Ты делаешь движение рукой, когда дрочишь, но на самом деле смотришь кино в голове, создавая отношения с выдуманным человеком. И этот образ, он создан людьми, которые не любят нас. И если делать это постоянно, ты умрешь.
"Когда я хочу быть один, чтобы писать, я хочу быть один. Если ты себя чему-то посвятил, то ты становишься очень сильно зацикленным на себе. И ты используешь людей. Они должны быть рядом, пока ты этого хочешь. Затем ты прогоняешь их."