На одной волне с университетами: воспитательные модели.
На форуме в Сочи с коллегами проректорами по воспитательной работе и коллегами, ответственными в вузах за коммуникации, мы пытались ответить себе на вопрос выстраивания эффективной системы воспитательной работы. Мне по итогам этих обсуждений кажутся важными ещё вот такие тезисы (помимо тезиса
про «лизнуть», однако он по-серьёзному из центральных):
1. Воспитательная работа значительно сильнее молодёжной политики выходит за пределы любого образовательного института, где она ведётся - школы, ссуза, вуза. Поэтому в воспитательной работе критическое значение имеют кооперационные принципы и подходы. Вовлекающие и увлекающие тех, кто выступает потенциальным или кинетическим «воспитателем». Воспитательная работа разных институтов - это сообщающиеся сосуды. И шире - совершенно не очевидно какой из социальных институтов сейчас ведущий для воспитания. Кажется никакой, возможно ядро воспитательной работы сместилось из какого-то конкретного института в область их синергии.
2. Воспитательная работа задаёт вопросы к существу «воспитателя». К повседневности. Нельзя покинув аудиторию «выключить» воспитателя. У неё нет рабочего времени или отпуска. Поэтому работая с ценностями «воспитуемых» неплохо бы качественно и глубоко знать ценности «воспитателей».
3. Воспитательная работа не строится только на образах и этике старшего поколения. Это совместно конструируемый «воспитуемым» и «воспитателем» образ будущего с учетом регуляторных возможностей норм настоящего. Поэтому как для образования важна компетентность «учиться и переучиваться», так и для «воспитателя» важна компетенция «воспитываться и перевоспитываться» вместе с «воспитуемым». А это уже вызов для старших поколений, утрата монополии «на проработку». Однако в условиях текущего высокого ритма жизни у нас не остаётся особого выбора. Ситуацию усугубляет случившийся из-за пандемии «мир победившей префигуративной культуры» по Мид, в которой молодые учат старших.
Отдельным моментом остаётся вопрос сшивания образовательного процесса и воспитательной работы. Одно должно работать на другое и наоборот, однако на уровне повседневных рабочих протоколов пока не очень понятно как это воплотить «сразу и хорошо». И вопрос не в том, что условные преподаватели-предметники резко должны бросить пить, кутить и материться стать моральными идеалами (я бы сразу из вуза уволился).
Вопрос в том, как научиться видеть мир глазами молодых и оставаться для них интересными на повседневном уровне?
Как «профессионалу» принимать реальность молодых как равную своей, как минимум. Или идти дальше и видеть в ней ресурсы и возможности, обогащающие собственную работу.
Вот это уже требует смелости. Как минимум.
Простите, вышло сложна. Ноштошподелать.
С добрым понедельничным утром ☀️