Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 11
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Пространство воспитания

Сегодня заместители директоров по воспитательной работе учреждений среднего профессионального образования из 45 российских регионов собрались в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». В ходе мероприятия  участники смогли узнать о новых технологиях воспитательной работы с современными студентами и молодежью. Эта программа призвана переформатировать старые воспитательные подходы, прокачать коммуникацию между учреждениями среднего профессионального образования в своих  регионах и проработать проектные технологии.

Открывая панельную дискуссию, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж», рассказала участникам мероприятия о направлениях работы Мастерской и идеологии коллаборации:

«Мы с коллегами называем ее образовательным хабом, для нас это точка сборки лучшего инструментария, в рамках которой мы коллаборируемся с другими образовательными центрами, университетами, школами, надеюсь, с вами у нас такая коллаборация возникнет в ближайшем будущем. Потому что мы понимаем, что развивать надо то, что у тебя есть сильное, делать нужно то, что ты умеешь лучше всего.

Мы для себя выбрали задачу стать эффективной площадкой, платформой, хабом для профессионального развития  и воспитания молодежи в целях служения обществу и государству. Мне очень нравится метафора про воспитание, которая говорит о том, что воспитание придает человеку блеск, а знания – вес, но увидеть мы можем, скорее, блеск, чем увидеть вес. Поэтому воспитанию и уделяется сейчас столько времени, а Лев Толстой говорил: «Воспитание – это воздействие не на умы, а на сердца». Чтобы воздействовать на сердца, надо быть прежде всего искренними, верить в то, что ты делаешь.

Нашей повесткой является максимальное использование потенциала партнерства образовательного сообщества и нашей мастерской».


Григорий Гуров, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи, обсудил с участниками образовательного мероприятия возможности, которые предоставляет Росмолодежь для студентов спо и способы вовлечения в события Федерального агентства:

«Мы хотим выстроить наши с вами взаимоотношения на доверии, чтобы совместно научиться и понять, что эффективно работает, что — неэффективно, понять ваш опыт и перенести на нашу работу. Мы открыты к разным видам партнерства».

Впереди участников ждет три интенсивных дня, где в проектных сессиях они смогут проработать необходимые компетенции, обсудят новые медиатренды и разберут современные модели работы с молодежью. Многие из них уже сейчас говорят о необходимости продолжения подобной работы именно в системе СПО, отмечая, что в различных инициативах о средне-профессиональном образовании часто забывают, а их студенты не всегда имеют равные возможности с теми, кто получает высшее образование.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение», проректор ДВФУ специально для НОП:

В Год науки и технологий Дальневосточный федеральный университет очень активно включился в празднование Дня космонавтики. В 60-летнюю годовщину первого полёта человека в космос студенты ДВФУ продемонстрируют космические проекты, разрабатываемые совместно с опытным наставниками, а также соберут и запустят в небо учебные ракеты. Университет всецело поддерживает стремление студентов заниматься наукой на практике и содействует в организации процесса. Так, для учебного запуска согласовано закрытие воздушного пространства над островом Русский, чтобы обеспечить максимальные меры безопасности.

https://t.me/zemtsov_tg/65
источник
Научно-образовательная политика
Новости дистанционного обучения

Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын принял решение о казни министра высшего образования из-за того, что его ведомство не достигло необходимых показателей.

Речь идет о выполнении условий «Закона о дистанционном образовании»: министерство не справилось с темпами внедрения «политики дистанционного обучения».
Кроме того, по данным СМИ, на решение повлияло то, что сотрудники министерства мало отвечали на видеозвонки.

При этом в рамках проведенного в Министерстве высшего образования расследования стало известно, что подчиненные казненного выступали с критикой «политики правительства».

https://www.mirror.co.uk/news/world-news/north-korea-dictator-kim-jong-23887485
источник
Научно-образовательная политика
Итоги недели 05.04–11.04

Главной темой недели стал губернаторопад, который, как ожидают эксперты, продлится до послания В. Путина Федеральному Собранию. Как мы и писали ранее, теперь недостаточно быть лояльным, нужно быть ещё и эффективным, с чем у большинства глав регионов серьёзные проблемы.

На этой неделе лишились своих должностей руководитель Тувы Ш. Кара-оол, губернатор Ульяновской области С. Морозов и глава Северной Осетии В. Битаров. Если учесть, что совсем недавно был задержан ещё и губернатор Пензенской области И. Белозерцев, то вырисовывается чёткий тренд на зачистку неэффективных региональных управленцев.

Следующая неделя может быть не менее богатой на резонансные отставки. Появилась информация, что губернатор Ставрополья В. Владимиров уже написал заявление об уходе и ему подбирают замену. Пока информация официально не подтверждена, но такое решение АП выглядит логичным из-за большого числа коррупционных скандалов в окружении губернатора. Похожая ситуация и в Омской области, где один за другим в федеральный розыск попадают ставленники А. Буркова.

Место главы Северной Осетии занял С. Меняйло, освободив должность полпреда в СФО. Практически сразу появились слухи о назначении на этот пост губернатора Красноярского края А. Усса. Это сигнал не о высоком доверии к Уссу, а о шаткости его положения на позиции губернатора. Переход на более спокойную работу с перспективами продвинуться в дальнейшем в федеральных органах власти сейчас является лучшим решением для красноярского губернатора, ведь он находится под пристальным вниманием силовиков и альтернативой может стать повторение судьбы пензенского губернатора.

Резюмируя, можно заметить, что В. Путин не боится идти на серьёзную кадровую ротацию в преддверии электорального цикла. Запрос на антикоррупционные чистки стал звучать слишком громко (о чём говорят закрытые опросы ФСО), и устранение особенно раздражающих губернаторов сейчас позволит стабилизировать Систему в эпоху Большого трансфера.

Фоном к главной теме недели стали:

- Кремлёвские администраторы начинают отказываться от ранее распространённой практики назначения «варягов».

- За роль главного переговорщика с Западом идёт серьёзная борьба.

- Не стоит исключать, что в Госдуму зайдет Григорий Явлинский.
источник
2021 April 12
Научно-образовательная политика
Дмитрий Чернышенко о проекте «Наука – это космос»

🚀 9 апреля, к 60-летию со дня первого полета человека в космос, в соцсетях стартовал флешмоб «Наука – это космос». Суть акции в том, чтобы рассказать людям о научных открытиях, которые плотно вошли в обиход нашей повседневной жизни.  

📍С начала акции опубликовано более 2 тыс. сообщений с охватом аудитории более 5 млн. чел. Вовлеченность составила 12 тыс. пользователей. Больше всего пользователей присоединилось к флешмобу в социальной сети ВКонтакте.

Вице-премьер, сопредседатель оргкомитета Года науки и технологий Дмитрий Чернышенко: «Друзья, убеждён, у каждого из нас своё восприятие слова «космос»: Вселенная, планеты, звёзды или яркий, многообразный мир вокруг.
За всеми космическими открытиями лежит фундаментальная и прикладная наука, которая помогает нам понять неизведанное. За каждым из таких открытий стоят люди, ученые. Без них невозможно было бы ни одно научное достижение.
У истоков познания вселенной наши великие космонавты: Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов и другие. Именно они стали первооткрывателями тех знаний о космосе, которыми мы с вами владеем в современной жизни. На смену уже пришло молодое поколение современных учёных, космонавтов. Они продолжают их дело и открывают мир новых технологий, ведь «Наука – это космос».
Я поздравляю всех с Днём космонавтики. И в этом году, объявленным Президентом Годом науки и технологий, у нас есть отличный повод говорить, изучать и исследовать космос как минимум весь месяц апрель, который по тематическому календарю плана Года науки посвящён именно освоению космоса».

📍К акции присоединились школьники, студенты и ученые из разных регионов страны: Москва и Московская область, Ярославская, Белгородская, Нижегородская, Челябинская, Саратовская, Смоленская, Кемеровская, Тюменская, Псковская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, республика Башкортостан другие регионы России. Каждый участник акции вкладывает свой «кирпичик» в эту историю.

➡️Чтобы присоединиться к фешмобу пользователям ВКонтакте, Instagram, Тик-Ток необходимо разместить пост с изображением или видео любого простого предмета или явления, объяснить, как оно связано с наукой, поставить хэштеги #НаукаЭтоКосмос #ГодНауки #РоссийскийКосмос и предложить своим друзьям принять участие в акции и передать эстафету.

🖇Организатор акции: АНО «Национальные приоритеты» и Минобрнауки России при поддержке Роскосмоса.
источник
Научно-образовательная политика
Обучение взрослых — итоги пандемийного 2020-го
 
80% вузов-участников федерального проекта «Новые возможности для каждого» увеличили доходы от программ непрерывного образования в 2020 году, несмотря на пандемию короновируса и связанные с ней ограничения. Такие данные привел руководитель Лаборатории непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов в ходе вебинара «Итоги реализации мероприятий по обучению взрослых в 2020 году и перспективы на 2021 год», который состоялся 8 апреля.
 
Вебинар свыше 300 человек из 250+ образовательных организаций со всей России. Среди участников: представители Миноборнауки РФ (Департамент проектной деятельности), Университета 20.35, проректоры университетов, руководители и специалисты вузовской системы ДПО, эксперты в сфере специальных технологий непрерывного образования взрослых.
 
Интерес к мероприятию понятен. Тема ДПО и шире — непрерывного образования, выделена в качестве приоритета на самом высоком уровне. Ее важность неоднократно подчеркивал министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. На это в ходе выступления на вебинаре обратил внимание научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.
 
«Я и мои коллеги из Института образования систематически отстаиваем позицию, что ДПО – отдельная, специфическая и очень перспективная деятельность университетов. Мы делаем это в рамках научно-образовательных форумов и в кабинетах начальников. Мы последовательно говорим о том, что вузовское ДПО необходимо поддерживать. Эту точку зрения разделяют многие руководители», – отметил Евгений Сженов.
 
Заместитель директора Департамента проектной деятельности Минобрнауки Иван Ефремов поделился статистикой реализации проекта «НВДК». В 2019 году в рамках проекта обучение в университетах прошли 134 770 граждан и 18 923 педагога, в 2020 – 140 423 и 20 920 соответственно.
 
«Мы провели сравнительный анализ и выяснили любопытный факт. Оказывается, лишь немногие вузы-участники нацпроекта «Образование» являются участниками других национальных проектов. Между тем, большие возможности для поддержки и запуска образовательных программ непрерывного образования, реализуемых в университетах, заложены, например, в нацпроектах «Демография» и «Цифровая экономика», – сказал Иван Ефремов.
 
Тему продолжил управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики АНО «Университет 2035» Олег Подольский. Он рассказал об основных возможных траекториях участия вузов и взрослого населения в программе «Персональные цифровые сертификаты» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
 
«В текущем году мы планируем расширить направления обучения, увеличить стоимость и длительность программ, активнее вовлекать работодателей, масштабировать аудиторию в проект, применить инструменты независимой оценки компетенций. Будет обучено не менее 35 тысяч человек в 85 регионах страны», – отметил Олег Подольский.
 
В заключении вебинара выступил гендиректор компании Skill Cup Роман Мандрик. Он поделился опытом внедрения микрообучения в практику обучения взрослого населения посредством использования коротких уроков длительностью 4-15 минут. Представленная информация основывается на данных свыше, чем 12,3 млн прохождений учебных элементов в приложении Skill Cup в 2020 году. Тренд на микрообучение становится хорошим подспорьем в обучении взрослого населения всех возрастов, особенно в условиях пост-пандемии коронавирусной инфекции.
 
Презентации участников вебинара будут выложены в телеграм канале «НОП — Лаборатория Непрерывного Образования».
источник
Научно-образовательная политика
Вет-приоритет

Вектор «Высокопродуктивное и экологически чистое агро- аквахозяйство, создание безопасных, качественных и функциональных продуктов питания» становиться все более актуальной повесткой. В Московском государственном университете пищевых производств состоялась научно-практическая конференция «Актуальные проблемы ветеринарной медицины, ветеринарно-санитарной экспертизы и биологической безопасности сельскохозяйственной продукции» под девизом «Здоровое животное – безопасная пища – здоровый человек».

Эта тема напрямую связана со Стратегией продовольственной безопасности России, что ещё раз демонстрирует связь научно-технологического сектора с обеспечением безопасности, независимости и суверенитета страны.

Научные исследования и технологии для сферы безопасности, в том числе и биобезопасности, обсудили представители образования, бизнеса и академической науки, государственных органов. В ходе заседания под председательством Ирины Донник, вице-президента РАН, академика РАН эксперты затронули насущные и острые проблемы, одна из которых - отсутствие целостной системы решения научно-практических задач.

Были определены главные направления развития для ветеринарной сферы, прежде всего биобезопасность и изучение новых вирусов. Такой подход имеет серьезное основание - по статистике  30% всех смертей, обусловленных инфекцией, имеют пищевой путь, 70% из всех регистрируемых болезней человека- это инфекция. Прогноз ВОЗ - прирост инфекций будет за счет пищевого пути передачи.

Яркая дискуссия разгорелась и по вопросу ГМО.

Михаил Балыхин, ректор МГУПП специально для НОП:

«Пищевая безопасность - это стратегия номер один для любого государства. Мало кто понимает, что пищевая безопасность не может идти в отрыве от ветеринарной медицины и ветсанэкспертизы. Мы сейчас вопрос начинаем от сырьевой базы, от кормов, от корректно взращенных животных.

Открытие конференции вице-президентом РАН Ириной Донник подтверждает, что наш университет не только специализированный технологический и готовит кадры, но еще и академический и что сегодняшнее мероприятие носит не локальный характер, а федеральный и с международной компонентой.

Уверен, что это важный шаг в выстраивании единого механизма прослеживаемости качества продукции от поля до конечного потребителя».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Путин поддержал определение на законодательном уровне статуса молодого ученого, сообщил Мишустин.
источник
Научно-образовательная политика
👨🏻‍🚀🚀В День космонавтики Михаил Мишустин посещает Московский авиационный институт - альма-матер многих космонавтов.

Председателя правительства встретили министр науки и высшего образования Валерий Фальков и ректор МАИ Михаил Погосян.
источник
Научно-образовательная политика
Михаил Стриханов, ректор НИЯУ МИФИ о соглашении с президентской платформой «Россия - страна возможностей» специально для НОП:

Решение о создании «Центра компетенций» на базе НИЯУ МИФИ безусловно важное и необходимое для нынешних реалий. Сегодня молодому специалисту недостаточно обладать знаниями только в своей узкой профессиональной области, он также должен иметь гибкие навыки, которые высоко ценятся работодателями на разном уровне. Эту потребность подтверждают наши партнеры, где работают выпускники университета – Госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», «Росфинмониторинг», «Ростех», и др.

Уверен, что сочетание лучших практик ведущих вузов страны не только откроют талантливым студентам большие возможности в будущем, но и окажут значительное влияние на развитие науки и системы образования в нашей стране.

От лица МИФИ соглашение подписала Елена Весна, проректор университета.
источник
Научно-образовательная политика
На одной волне с университетами: воспитательные модели.

На форуме в Сочи с коллегами проректорами по воспитательной работе и коллегами, ответственными в вузах за коммуникации, мы пытались ответить себе на вопрос выстраивания эффективной системы воспитательной работы. Мне по итогам этих обсуждений кажутся важными ещё вот такие тезисы (помимо тезиса про «лизнуть», однако он по-серьёзному из центральных):

1. Воспитательная работа значительно сильнее молодёжной политики выходит за пределы любого образовательного института, где она ведётся - школы, ссуза, вуза. Поэтому в воспитательной работе критическое значение имеют кооперационные принципы и подходы. Вовлекающие и увлекающие тех, кто выступает потенциальным или кинетическим «воспитателем». Воспитательная работа разных институтов - это сообщающиеся сосуды. И шире - совершенно не очевидно какой из социальных институтов сейчас ведущий для воспитания. Кажется никакой, возможно ядро воспитательной работы сместилось из какого-то конкретного института в область их синергии.

2. Воспитательная работа задаёт вопросы к существу «воспитателя». К повседневности. Нельзя покинув аудиторию «выключить» воспитателя. У неё нет рабочего времени или отпуска. Поэтому работая с ценностями «воспитуемых» неплохо бы качественно и глубоко знать ценности «воспитателей».

3. Воспитательная работа не строится только на образах и этике старшего поколения. Это совместно конструируемый «воспитуемым» и «воспитателем» образ будущего с учетом регуляторных возможностей норм настоящего. Поэтому как для образования важна компетентность «учиться и переучиваться», так и для «воспитателя» важна компетенция «воспитываться и перевоспитываться» вместе с «воспитуемым». А это уже вызов для старших поколений, утрата монополии «на проработку». Однако в условиях текущего высокого ритма жизни у нас не остаётся особого выбора. Ситуацию усугубляет случившийся из-за пандемии «мир победившей префигуративной культуры» по Мид, в которой молодые учат старших.

Отдельным моментом остаётся вопрос сшивания образовательного процесса и воспитательной работы. Одно должно работать на другое и наоборот, однако на уровне повседневных рабочих протоколов пока не очень понятно как это воплотить «сразу и хорошо». И вопрос не в том, что условные преподаватели-предметники резко должны бросить пить, кутить и материться стать моральными идеалами (я бы сразу из вуза уволился).

Вопрос в том, как научиться видеть мир глазами молодых и оставаться для них интересными на повседневном уровне?

Как «профессионалу» принимать реальность молодых как равную своей, как минимум. Или идти дальше и видеть в ней ресурсы и возможности, обогащающие собственную работу.
Вот это уже требует смелости. Как минимум.

Простите, вышло сложна. Ноштошподелать.
С добрым понедельничным утром ☀️
Telegram
Научно-образовательная политика
Рецепты воспитания

На треке «Новые тренды воспитания и развития молодёжи» на форуме «На одной волне с университетами» участники рассмотрели новые подходы к воспитанию.

Начиная обсуждение, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» рассказала, что у образовательного хаба есть план по созданию программы для проректоров по воспитательной работе.

Участники дискуссии обсудили, каким должен быть образ человека, который работает с молодым поколением, с точки зрения тех компетенций, которыми он обладает. Кратко, что мы узнали:
- Бизнес регулярно приходит с запросом повышения квалификации, начиная с детсадовских возрастов, потому что этот сегмент четко понимает, что необходимо продавать.
- Любой кризис обнуляет авторитет взрослого.
- Молодому поколению присущ запрос на образование «здесь и сейчас».
- Референтным для молодого человека можно стать тогда, когда он видит интересного человека, а не профессионала.
- Важной частью воспитательной работы является умение…
источник
Научно-образовательная политика
В ИТМО разработали телеграм-бот, который в точности повторяет легендарный полет Юрия Гагарина. Проверить скафандр, переговорить с Королевым и насладиться видами Земли с орбиты — увидеть подвиг первого космонавта планеты можно за считанные минуты на любых смартфонах.

Разработчики бота - коллектив программистов ИТМО - специально для НОП: «12 апреля — день, когда все вспоминают, что в детстве хотели стать космонавтами! Полет Юрия Гагарина — эпохальное событие. Но не многие знают, что происходило до старта и после него, кроме того самого “Поехали!”. Боты, кажется, самый доступный сейчас способ отправиться в путешествие с погружением. Нужен всего лишь смартфон — и осуществить детскую мечту может каждый. Хотя бы виртуально, за что большое спасибо нашим программистам».
источник