Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 07
Научно-образовательная политика
Сегодня День Рождения празднует Валентина Матвиенко – один из ключевых игроков российской политики, настоящий классик отечественного политикума, ныне возглавляющая Совет Федерации.

Верхняя палата Парламента под ее твердым, но чутким руководством превратилась в один из самых эффективных политических институтов России.

Валентина Матвиенко всегда держит руку на пульсе – она досконально знает всё про каждый из обсуждаемых законопроектов. На лету формирует эффективные команды из сенаторов и не забывает контролировать их работу. Много внимания она всегда уделяет дисциплине – справедливо полагая за ней ключевую роль в эффективности труда.

Одна из установок профессионального кредо Валентины Матвиенко – не бывает малозначительных законов.

Валентина Ивановна много внимания уделяет науке и высшему образованию – она очень внимательно слушает профильных министров на «правительственных часах» и представителей ведомств при рассмотрении законопроектов. А достойно выглядеть перед зорким оком Валентины Матвиенко удается далеко не каждому руководителю высокого уровня.

И очень дорогого стоят слова ее поддержки – например надежда, что «вы с нами надолго» в адрес министра науки и высшего образования Валерия Фалькова.

Многоопытный и талантливый управленец, Валентина Ивановна остается при этом женщиной – всегда элегантно выглядящей, утонченной, но при этом обладающей недюжинной силой ума и характера. Это выражается и в ее активной работе по развитию женщин во всех профессиональных областях – в том числе, в науке.

Мы поздравляем Валентину Ивановну с Днем рождения! Желаем ей крепкого здоровья и дальнейших политических свершений!
источник
Научно-образовательная политика
Следственный комитет предъявил ректору Сахалинского государственного университета Марии Ганченковой обвинение по делу о смерти студентов в душевой общежития. 
источник
Научно-образовательная политика
Одна из задач Года науки и технологий  – рассказывать о том, какими достижениями и учеными может гордиться наша страна.

Всё о российской науке и ученых в 2021 году, читайте и подписывайтесь. Подборка телеграм-каналов от редакции @rectorsofrussia:

🔹 Год науки и технологий
🔹 Национальные проекты России
🔹 Российская академия наук
🔹 «Научная Россия»
🔹 Научно-образовательная политика
🔹 Наука в объективе

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
Год науки и технологий в России: инструкция по применению ⬇️

🔷 Полный актуальный план мероприятий Года науки и технологий доступен в разделе "Мероприятия" на сайте годнауки.рф. Чтобы принять участие в том или ином мероприятии, свяжитесь с его организатором.

🔷 Чтобы быть в курсе главных событий Года - читайте "Новости".

🔷 Если вы представляете вуз или научный институт и вы хотите, чтобы о ваших открытиях и достижениях узнала широкая аудитория, вы можете направлять нам ваши инфоповоды. Для этого необходимо зарегистрироваться  тут;

Также читайте новости на ресурсах наших партнеров 😉

📍Национальные проекты России
📍Минобрнауки России
📍Научно-образовательная политика
📍Научная Россия
📍Ректоры.РФ
📍Indicator.Ru
📍Телеканал "Наука"
📍Российское издание о науке и технологиях "N+1"

🖇Оператор проведения в России Года науки и технологий - АНО "Национальные приоритеты"
источник
Научно-образовательная политика
Кавказская ДПО-перезагрузка

В Северо-Кавказском федеральном университете стартовало обучение сотрудников по программе повышения квалификации: «Дополнительное профессиональное образование: создание и продвижение образовательных продуктов».

Программа, разработанная Институтом образования НИУ ВШЭ для сотрудников СКФУ позволит по окончании обучения спроектировать новые программы ДПО для выхода на общероссийский и международный рынок, востребованные организациями и гражданами из различных сфер экономики.

Спикерами стали Илья Коршунов, заместитель директора Института образования, ведущий научный сотрудник Lifelong Learning Lab, также Гарик Чахоян, аналитик Lifelong Learning Lab Института образования Вышки.

У СКФУ есть успехи в области дополнительного образования: ежегодная численность слушателей составляет более 15 тысяч человек, только в области цифровой трансформации в 2020 г. было обучено 5 тысяч человек из 48 регионов России.

Коллектив ставит перед собой амбициозные и важные задачи: разработка программ ДПО, учитывающих потребности специалистов высокотехнологичных предприятий, расширение географии слушателей и выход на зарубежный рынок дополнительных образовательных услуг.

На очной встрече Илья Коршунов рассказал о новых российских и мировых тенденциях развития дополнительного образования, показал, как можно трансформировать имеющиеся программы, а также разработать новые с учетом всех требований современного рынка потребителей дополнительных образовательных услуг.

Программа продлится до конца апреля. Наставники из ВШЭ будут сопровождать преподавателей в процессе обучения, а также их разработки и продвижение нового образовательного продукта.

«У СКФУ есть масштабные задачи по продвижению в области непрерывного образования. Мы понимаем важность создания условий для развития кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава. Именно поэтому были приглашены ведущие специалисты в этой области из Высшей школы экономики. Мы уверены, что обучение принесёт положительный результат, а новые программы будут востребованы сотрудниками организаций, представляющих реальный сектор экономики», - рассказал НОП ректор СКФУ Дмитрий Беспалов.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2021 April 08
Научно-образовательная политика
Большой университет – большие задачи

Если попытаться описать научно-технологический прорыв одним словом, то им должна стать «Интеграция»: науки и технологий в общественное и экономическое развитие, исследований и образования, школы и вуза, тетраэдра: наука – образование – бизнес – власть (что федеральная, что региональная, что отраслевая).

Важно, что форматы этой интеграции заданы максимально широко – от простых соглашений до фактического слияния. Причем на последний вариант акцент не делается – он смещен на консорциумы без юридической интеграции. Это кардинальным образом отличает нынешние форматы развития науки и высшей школы от, например, волны создания федеральных университетов.

В мероприятиях по развитию научных и научно-образовательных центров мирового уровня заложены как раз идеи консорциумов как сетевого пространства договоренностей учредителей, властей одного или нескольких регионов, бизнеса.

Отметим, что научно-технологический прорыв приводит к качественной перестройке научно-образовательных пространств (макро)регионов. Действуя в рамках нацпроектной парадигмы субъекты федерации и расположенные в них научные либо образовательные организации сами создают новые формы взаимодействия, которые позволяют им более уверенно себя чувствовать на общероссийской и мировой арене.

Одним из самых ярких примеров подобной региональной «пересборки» является Большой университет Томской области, который объединяет в себе все университеты и научные институты субъекта федерации.

В самом конце марта состоялась двухдневная стратегическая сессия Большого университета, где представители вузов и НИИ Томска обсуждали способы кооперации научных и образовательных возможностей. Это необходимо для повышения конкурентоспособности заявок томских вузов в федеральном проекте «Приоритет 2030», связанном с 10-летним бюджетом развития университетов.

Последний год межвузовская группа совместно с экспертами из Сколково во главе с Андреем Волковым разрабатывала модель Большого университета, которая предполагает кооперацию вузов и академических институтов Томска с сохранением отдельных юридических лиц.

По общему мнению, объединение томских вузов в глобальный хаб должно стать неким аналогом Евросоюза, где независимость и уникальность каждого университета и НИИ остается нетронутой, но из-за отсутствия жестких границ обмен ресурсами и специалистами будет происходить гораздо быстрее и проще. Однако активного обсуждения требовали вопросы конструкции Большого университета и модели его управления.

«Основная идея – снять административные барьеры и помочь нам двигаться более динамично, делая Томск научным центром мирового уровня», – подчеркнул ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.

На стратсессии также обсудили механизм взаимодействия ключевых групп Большого университета.

В этом процессе так же ярко находит отражение и другой метатренд – реализация «третьей миссии» университета. Учитывая, что он в Томской области – «Большой», то и его общественное «звучание» должно быть соответствующим.

Томск уже закрепил за собой звание студенческой столицы России (по сути – третьей, следом за двумя столицами), а значит нужно обеспечивать и подобающую среду. А с учетом прогнозов стратегической группы экспорта образования о росте числа студентов в регионе на 10000 человек этот вопрос становится еще актуальней. Уже запланировано благоустройство общественных пространств, оборудованных живыми лабораториями, в частности, создание доступных пешеходных и велосипедных зон и городской навигации на иностранных языках.

Большую миссии Большого университета обозначил губернатор Томской области Сергей Жвачкин: «Университет — это не аудитории, библиотеки и лаборатории. Университет — это люди: студенты, профессура, инженеры, бизнес. Большой университет даст новые возможности для развития каждому. Томские ученые сами тянутся за мировым уровнем и занимаются разработками будущего. Для нашей области это неизбежный и единственно правильный путь развития».

Подробнее: http://www.tsu.ru/news/na-stratsessii-predstavili-resheniya-po-sinergii-b/
источник
Научно-образовательная политика
Реальный опыт в живой коммуникации

РЭУ им. Г.В.Плеханова совместно с международным конкурсом «Мой первый бизнес» президентской платформы «Россия-страна возможностей» проведут очный мастер-класс «Успешный питчинг. Как презентовать идею, чтобы привлечь инвесторов?»

Проведет его Максим Михеенко, директор арт-студии 5518 Studios. Профессионал с 18-летним стажем в области создания 3D-персонажей  и оружия для игровой индустрии, в том числе Apex Legends, Call Of Duty: Black Ops Cold War, который работает с крупнейшими игровыми студиями из США, Азии и Европы, обсудит со слушателями:
- как готовиться к питчингу и привлечь внимание потенциальных инвесторов;
- возможные форматы и истории успешных презентаций;
- желающие смогут попробовать презентовать свой проект.

Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В.Плеханова специально для НОП:

«Практика проведения встреч с представителями бизнес-сообщества дает возможность студентам получить рекомендации, основанные на реальном опыте. Мнение экспертов позволяет перезагрузить свое понимание и видение реализации своего проекта. Живое общение заряжает эмоционально и повышает мотивацию к достижению целей.

Проведение таких мастер-классов является традицией для РЭУ им. Г.В.Плеханова и помогает студентам стать частью бизнес-сообщества, установить партнерские контакты, получить рекомендации по реализации стартапов, а также приобрести навыки XXI века: критическое мышление, лидерство, стрессоустойчивость, эмпатию. Это компетенции, которым нельзя научиться, сидя за партой, их можно получить только в живой коммуникации с профессионалами»
.

Встреча пройдет 10 апреля в 14:00 в РЭУ им. Г.В.Плеханова (м. Серпуховская, Стремянный переулок, 36, корпус 3).

Форма для записи: https://forms.gle/tAZY7Yyd9xgPwh6t6
источник
Научно-образовательная политика
Евгений Ясин, профессор, педседатель Программного комитета конференции - научный руководитель НИУ ВШЭ, специально для НОП:

Дорогие коллеги!
13 апреля открывается наша ежегодная Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ. В прошлом году эпидемиологическая обстановка помешала провести её привычным образом, но Ученый совет университета принял решение не отменять конференцию, а провести её в распределенном онлайн-формате.

Пока ситуация с пандемией не улучшилась настолько, чтобы мы смогли вернуться в аудитории для научных дискуссий, но опыт проведения конференции онлайн позволяет нам расширить ее возможности и использовать те плюсы, которые нам приносит дистанционный формат.

XXII Апрельская конференция расширит пространство - как временное, так и географическое. Конференция пройдет в течение трех недель, с 13 по 30 апреля, и привлечет большое количество спикеров и участников из зарубежных стран.

Традиционно наша конференция будет местом встречи молодых и авторитетных ученых, представителей власти, бизнеса и экспертного сообщества. Как и в прошлые годы на ней будут обсуждаться актуальные проблемы нашего общества на языке науки и будут проводиться содержательные дискуссии по самому широкому спектру вопросов.

Наша Апрелька уже давно завоевала репутацию авторитетного мероприятия, где собираются интеллектуальные лидеры для компетентного анализа и вдумчивых обсуждений развития России. В этом году мы уделим особое внимание анализу влияния коронавируса на наше общество, но также представим результаты исследований по другим актуальным темам. До встречи на Апрельке!
источник
Научно-образовательная политика
Выбор совести

В РУДН завершилась Всероссийская олимпиада школьников по праву.

Напомним, «Юриспруденция» представляет собой отдельный предмет для гордости университета. Регулярно развивая это направление, РУДН добился ощутимых успехов, в частности, вошёл в число сильнейших вузов в стране в предметном рейтинге QS по праву.

«В этом году мы видим невероятно мотивированных детей! Они очень ждали этот интеллектуальный турнир, ведь прошлой весной, в разгар пандемии, заключительный этап был отменён», — подчеркнула Елена Трикоз, к.ю.н., доцент Юридического института РУДН, заместителя председателя жюри.

Финал олимпиады проходил на базе РУДН второй раз. Задания для олимпиады разрабатывала Центральная предметно-методическая комиссия. В основные задачи РУДН входило предоставить помещения для олимпиады, обеспечить техническое сопровождение и дать персонал для организации всех процедур. Ведущие ученые-правоведы РУДН вошли в состав жюри.

Олег Ястребов, ректор РУДН специально для НОП:

«Служители Фемиды представляют собой особый род деятельности. Помимо необходимых  профессиональных качеств, юрист должен обязательно быть честным, справедливым, но при этом отзывчивым и чутким. Эта профессия, в определённом смысле, представляет собой долг совести. Нам очень приятно, что «совесть» нашего университета получает высокие экспертные оценки. Конечно, мы будем рады растить новые поколения юристов и правоведов, а олимпиада поможет наиболее талантливым школьникам выбрать для себя лучшие учебные заведения».
источник
Научно-образовательная политика
Подрастающее поколение медийщиков

Со 2 по 4 апреля в Подмосковье прошел Всероссийский образовательный семинар «Лекториум». Его участники прошли обучение по одному из 4 направлений: развитию студенческих медиаслужб, SMM в студенческой организации, социальному проектированию и развитию компетенций студенческого тренера/лектора.

Участников на мероприятии приветствовали начальник отдела методического обеспечения Ресурсного Молодежного Центра Александр Почкин, председатель СКС Профсоюза Виктор Шабельник.

Слушатели направления «развитие студенческих медиаслужб» работали с командой новостного молодежного медиапортала Студпроф.рф под руководством главного редактора Рустема Абдрахманова. Площадка «SMM в студенческой организации» привлекла специалистов из Burning Hut, «Лидмашины», Ассоциации молодёжных медиа и информационных служб профсоюзных организаций страны. Направление курировал руководитель информ направления СКС Профсоюза Сергей Прошин. Соцпроектами участники занимались с руководителем сообщества «Реализуем идеи вместе» Андреем Мищенковым. Тренеры и лекторы отрабатывали навыки со StandUp-тренером, кандидатом педагогических наук Алёной Лепёшкиной.

Мероприятие прошло при поддержке Росмолодежи, Общероссийского Профсоюза образования и Студенческого координационного совета Профсоюза.

Ксения Матвеева, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, участница форума специально для НОП:

«Лекториум» оказался интересным мероприятием. Я прошла на направление «развитие студенческих медиаслужб». Это направление для тех, кто делает упор на освещение мероприятий вуза, региона или страны. Настоящий мастхэв для только открывшихся медиацентров. Но и для опытных было что подчерпнуть. Можно сказать, что получилось проработать практические навыки и посмотреть на организацию процессов изнутри. Такой опыт точно нужен медийщику.

Подробнее: http://sksrf.ru/page18594525.html
источник
Научно-образовательная политика
Научный Совбез

Недавние трансформации Совета при Президенте по науке и образованию ознаменовали возвращение Дмитрия Медведева в активную научную политику. Теперь он является председателем Президиума Совета.

С другой стороны, в последние годы происходило поступательная «секьюритизация» научно-технологических сюжетов – то есть интеграция данных вопросов с сюжетами обеспечения безопасности и суверенитета. Основным драйвером этого идеологического трансфера выступает президент Курчатовского института Михаил Ковальчук.

Сам научно-технологический прорыв закреплен президентом России как sine qua non любого процесса развития – социального, экономического, политического.

Состоялась многоуровневая интеграция. Во-первых, наука, образование и технологии рассматриваются теперь как пространство формирования универсальных и общих благ для развития государства и общества. Это та сфера, где ключевой мотивацией должны служить общегосударственные интересы, пространство прагматичного, эффективного и продуктивного этатизма. К слову, именно эти качества закладываются в основу нового управленческого класса, который формируется в основном на базе конкурсов и социальных лифтов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Появление трека «Наука» в нем совершенно не случайно.

Во-вторых, деятельная «присяга прорыву» становится важнейшим неформальным инструментом оценки управленческих команд – в особенности региональных. В рамках этой логики губернаторы столь активно стали включаться в процесс создания научно-образовательных центров – видя в этом возможность не только придать импульс развитию своих территорий, но и важный акт политической коммуникации, свидетельствующий о четком принятии и понимании сигналов с самых верхов. Важно, что зафиксирован примат дел и результатов, а не совещаний и красивых проектов – об этом также не раз говорил глава государства.

Третье – полноценная интеграция вопросов науки и высшего образования с обеспечением безопасности и суверенитета. Именно в этой логике выдержано и назначение Дмитрия Медведева председателем Президиума Совета по науке и образованию, и резонансный закон о «просветительских поправках».

Синергия «силовых» и «научных» вопросов происходит с обеих сторон – «сообщество безопасности» понимает важность данных сюжетов и фиксирует это в своих словах и действиях.

Дмитрий Медведев вчера провел встречу с премьер-министром прорыва Дмитрием Чернышенко, на которой обсуждалась как раз новая модель управления и координации сектором исследований и разработок. «Сейчас совместно с правительством необходимо эффективно организовать работу по решению задач научно-технологического развития страны»,подчеркнул зампредседателя Совбеза в своем Facebook. Все это как раз и подтверждает – наука и высшее образование окончательно интегрированы в дискурс обороны, безопасности и суверенитета. Также встреча подтверждает – у Дмитрия Медведева есть (как и было всегда) свое видение векторов научно-технологического развития страны. Фоном для разговора с вице-премьером стала и реформа институтов развития, которая предполагает «перезагрузку» той системы, что была во многих своих частях сконструирована именно в рамках инициатив Дмитрия Медведева.

Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев в интервью «Коммерсанту» об отношениях России и США также затронул научные сюжеты:

«Диалог не нужно ограничивать одними лишь официальными переговорами. Есть еще и так называемая дипломатия второго трека, и потенциал у нее весьма солидный. Я имею в виду контакты между научными сообществами двух стран, в сфере культуры, искусства, гуманитарного сотрудничества

Востребовано взаимодействие по острым гуманитарным проблемам, таким как голод, загрязнение окружающей среды, борьба с изменением климата».

Отдельно стоит отметить «экологический вектор» в рамках второго трека – он становится все более значимым для неформального взаимодействия. С наукой она стыкуется в пространстве разрабатываемой в настоящий момент Федеральной научно-технической программы в области экологического развития и климатических изменений.
источник
Научно-образовательная политика
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина приняла участие в запуске нового проекта для студентов «Твой ход»:

«В нашей стране растет молодое поколение студентов, молодых ученых, которые уже давно заслужили такой масштабный конкурс идей. Конечно же, важно, что Министерство науки и высшего образования, «Россия – страна возможностей», Росмолодежь в ежедневном режиме работают единой командой и предлагают множество инициатив для студенческой самореализации»

Подробнее о конкурсе

@stranavozmojnostey
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Завтра в Сочи начнёт работу
Проектный семинар для вузов «На одной волне с университетами», организованный  Президентской платформой «Россия – страна возможностей».

Он будет посвящен повышению эффективности и новым формам выявления и поддержки талантов и развитию социальных лифтов для молодых участников проектов платформы в совместной работе с вузами.

АНО «Россия – страна возможностей» имеет колоссальный опыт оценки таких компетенций (в рамках своих конкурсов и проектов через платформу «Россия – страна возможностей»  прошли свыше 5 000 000 участников), обладает большим набором инструментов оценки и диагностики, а так же опытом построения образовательных траекторий по развитию компетенций. Именно поэтому АНО «Россия – страна возможностей» совместно с ведущими университетами запускают проект по созданию «Центров компетенций» на базе российских университетов.  
«Центры компетенций» будут реализовать лучшие практики оценки ведущих проектов платформы, в том числе «Лидеров России», и различные проекты индивидуализации обучения.

9 апреля состоится пленарное заседание семинара, в котором примут участие:

- заместитель Министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко;
- руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева;
- генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров;
- руководитель направления по работе с партнерами департамента проектного управления АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков;
- проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина;
- руководитель департамента коммуникаций АНО «Россия – страна возможностей» Сергей Коляда;
- руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

Модератор - Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно- образовательная политика».

9 апреля также пройдут проектные сессии по нескольким трекам:
- «Взаимодействие ведущих российских университетов с проектами платформы «Россия – страна возможностей»;
- «Коммуникации ведущих российских университетов и президентской платформы «Россия – страна возможностей»: взаимовыгодное сотрудничество»;  
- «Новые тренды воспитания и развития молодёжи»;
- «Разработка концепции внедрения центров компетенций в ведущих российских университетах».
источник
Научно-образовательная политика
Пульс школьного образования

Министерство просвещения представило результаты общероссийского исследования по модели PISA, проводившегося осенью 2020 года. Они ю лежат в основе расчета показателя вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования (наряду с итогами сравнительных международных исследований PIRLS и TIMSS).

Модель PISA анализирует применение девятиклассниками школьных знаний в практической жизни в части математической подготовки, читательской грамотности, естественно-научной подготовки.

Остальные страны не проводят подобный мониторинг ежегодно, а само исследование PISA запланировано на 2022 год, после обновится и рейтинг стран. В исследовании, организованном по модели PISA, видно, что улучшился показатель российских школ по читательской грамоте, а также существенно повысилась и математическая грамотность - это те навыки, которые можно считать мобильными. Но с другой стороны, понизились результаты по естественно-научной грамоте, что можно объяснить влиянием пандемии из-за невозможности проводить лабораторные работы и различные практические работы, которые требуют очного присутствия школьников.  

«Российская Федерация уже занимает 1 место по международному исследованию PIRLS качества начального образования. Это первый интегрированный показатель, который характеризует вхождение РФ в десятку стран по качеству образования. По начальной школе мы уже первые в мире. По качеству знания математики, согласно исследованиям TIMS - на 5 месте, - комментирует успехи российского школьного образования министр просвещения Сергей Кравцов.
- У нас есть определенные проблемы по использованию теоретических знаний в практике учащимися 9 классов, результаты неплохие, но они требуют пристального анализа и работы. И чтобы результаты повысить, нам нужно точечно работать со школами, методиками обучения. У нас есть позитивная динамика, несмотря на то, что в прошлом году наши школьники были на домашнем обучении. Никогда дистанционные технологии не заменят живого общения ученика и учителя. Россия признана лучшей в мире, наряду с Сингапуром и Индонезией в организации домашнего дистанционного обучения»‎.

Подобные мониторинги, которые проводят Минпросвещения и Рособонадзор, позволяют предельно внимательно следить за ситуацией с образованием в стране, готовить методическую помощь, вплоть до точечных решений, внедрять в систему новые технологии и подходы, которые позволят улучшить не только качество, но и отношение к современной школе.

Подробнее: http://pressmia.ru/pressclub/20210407/953167704.html
источник
Научно-образовательная политика
Подорвать прорыв: генетика

Предвыборная кампания в Государственную Думу набирает обороты на фоне активизировавшего после коронавирусного цейтнота Большого Трансфера и предощущения войны на востоке Украины.

Наука и научная политика стали полноправными пространствами взаимодействия элит – чем еще более закрепили за собой статус уникальной линзы, делающей явными очень многие процессы, в остальных сферах скрытые экономическими и элитно-политическими взаимодействиями.

В настоящее время фиксируется информационная атака на Михаила Ковальчука – президента Курчатовского института. Он и Сергей Кириенко являются главными идеологами «группы прорыва». Того самого анонсированного и координируемого президентом Владимиром Путиным форсированного развития из трех ветвей: научно-технологической, социально-экономической, цифровой.

Первое направление атаки – генетика. В явно иноагентской Медузе 5 апреля вышла большая статья, посвященная генетическому фактору отечественной политики – как внутренней, так и научной. Никаких новых сведений это «расследование» не содержит. Еще раз представлены уже известные всем факты – генетика в приоритете внимания государства, координатором этого научного направления является Курчатовский институт и его президент Михаил Ковальчук, именно в нем участвуют Екатерина Тихонова и Мария Воронцова. Подтверждена связь между акторами «научно-образовательного прорыва» и митрополитом Тихоном (Шевкуновым) – и без того очевидная. Равно как и вовлеченность в процесс Игоря Сечина и Роснефти – с которыми при сохранении устойчивости всего пространства в рамках динамической стабильности уже давно взаимодействует Михаил Ковальчук. Не стало сюрпризом и упоминание Андрея Фурсенко, а также «Сириуса».

Акцент «журналисты» Медузы сделали на то, что генетика становится пространством обеспечения безопасности – что опять же было ясно уже давно как относительно генетики, так и науки в целом.

Под огнем атак оказалась Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий. И здесь у критики скорее всего присутствует финансовая ангажированность – средства на эту программу выделены немалые, отсюда и активность претендентов. По факту проводится весьма амбивалентная мысль – ФНТП достаточно лоскутна, но как раз Михаил Ковальчук смог «упаковать» ее в виде единой парадигмальной рамки.

Смешным выглядит заявление, что на генетику буквально «отщипывают» деньги у других ученых. Что, конечно же, не так – траты «упакованы» в госпрограмму «Научно-технологическое развитие РФ», а также в нацпроекты – сейчас это «Наука и университеты».

Если сделать выжимку из публикации «Медузы», то на самом деле мы получим весьма сбалансированный сюжет. Михаил Ковальчук предстает как очень креативный человек, которому, конечно, и все человеческое не чужно. Он часто работает на «повышение градуса». Это вполне соотносится с его филигранной работой по спланированным информационным кампаниям – но подчеркнем, всегда направленных на благо страны (в его понимании, конечно). Роль Марии Воронцовой вообще прописана как сугубо положительная – она и помочь генетике хочет, и свои возможности использует на благо. Особой критики нет и в отношении митрополита Тихона. Который и так славится своим здоровым прагматизмом. Складывается ощущение, что в рамках данного материала и заказ отрабатывался, и здравый смысл все же присутствовал.

Подчеркнем – подобные атаки нередки, но в этой впервые сделана (хотя и неудавшаяся) попытка собрать «научный пасьянс». Но атаке подвергаются не столько Минобрнауки или Курчатовский институт с Росатомом. Научно-технологическая сфера сейчас является не просто зоной интересов одной или нескольких элитных групп. В качестве приоритета элитно-политического развития президент Владимир Путина объявил формирование «универсальных зон» – тех сюжетов и процессов, в которых ключевыми должны являются интересы государства, а акторам позволено пересобирать баланс сил только при условии сохранения общей стабильности и однозначной деятельной приверженности идеологии прорыва.
источник
Научно-образовательная политика
Подорвать прорыв: синхротроны

Второй вектор атаки на Михаила Ковальчука – это программа месайенс, а конкретнее – сихротронные исследования. Это направление «отрабатывал» информационный ресурс The Moscow Post. Материал вышел 7 апреля – что еще раз подчеркивает спланированный характер нападок.

Факты чаще всего притянуты, а выводы поверхностны. Например, не выдерживает никакой критики заявление о том, что за «СКИФ» якобы «бодались» сибиряки и Михаил Ковальчук. Действительно, в самом начале были обсуждения – но вызваны они были скорее тем, чтобы подчеркнуть необходимость создания как минимум двух «синхротронов прорыва» мирового уровня. Так и вышло – в Новосибирске строится СКИФ, в Протвино будет сооружен «ИССИ-4». Все это ясно уже пару лет назад – потому столь же наивна «сенсация» в конце статьи: «вдруг» на Курчатовский проект были выделены средства. От себя добавим – Курчатнику дали денег еще и на модернизацию КИСИ (существующего синхротрона). Что опять же было давно известно и запланировано.

The Moscow Post попыталась выявить «китайский след», намекая чуть ли не на госизмену руководства Института ядерной физики СО РАН – главного ответственного за СКИФ. Связи с китайскими партнерами особенно сильны именно в Сибирском отделении – и причин у того много: от исторических до географических. Сибирякам пытаются инкриминировать закупку у китайских, американских и европейских партнеров типовых приборных элементов на сумму около 15 миллионов рублей. Из 3,6 миллиардов рублей, которые составляют контракт на создание ускорителя для синхротрона.

Собственно, никто в здравом уме не скажет, что в настоящее время можно создать хоть одну мегаустановку целиком силами одной страны. И если за рубежом закупаются типовые приборы, то тот же ИЯФ производит уникальное оборудование, которое будет установлено практически во всех мегасайенс установках по всему миру.

В общем-то цель атаки по данному вектору была очевидно изначально – это, конечно, не Институт ядерной физики, а Курчатник и Росатом. Госкорпорации, в частности, инкриминируют некоторые действия, совершенные от 10 до 20 лет назад. Которым уже была дана соответствующая правовая оценка и которые с тех пор более не повторялись. И даже «укусить» Сергея Кириенко тут не получилось – по многим кейсам ответственность в свете хронологии событий уж точно ложится не на него.

Авторы очередного беззубого «расследования», видимо, понимали слабость своих аргументов – и потом решили в середине статьи заложить «информационную бомбу» лишь затем… чтобы спустя пару абзацев подтвердить – это был «ложный вызов». А канва сюжета такова – из-за коронавируса выборы директоров институтов и ректоров вузов были заморожены, а как раз у Павла Логачева (директора ИЯФ) заканчивался пятилетний срок контракта. Вот его и уведомил профильный замминистра науки и высшего образования Петр Кучеренко – это был абсолютно рабочий момент. Но и здесь была попытка раздуть конспирологию – якобы Петр Кучеренко, будучи ставленником Михаила Ковальчука, сделал «залп» в войне на истребление, которую президент Курчатовского института ведет-де с Российской академией наук. Хотя уже всем ясно – все давние обиды уже померкли на фоне того, что надо работать вместе на благо государства. Это подтвердил 2020 год – в рамках совместных мероприятий «двух ядерных твердынь» (Курчатника и Росатома) с РАН в рамках 75-летия атомной промышленности. Да и ИЯФ, как известно, является подведом Минобрнауки.

Вообще нападки на Петра Кучеренко – это самое слабое место «расследования» The Moscow Post. Именно он показал себя как один из самых деятельных членов команды Валерия Фалькова – причем ориентированный на практический и качественный результат. В этом Петру Кучеренко, конечно, помогает бесценный опыт, полученный в Совете Федерации, руководимом Валентиной Матвиенко.

В итоге – оба нападения обернулись пшиком. И еще раз напомним – те акторы, что полагают сферу науки очередным «пирогом» для дележки, в исторической перспективе все равно проиграют. Даже ситуативные их успехи маловероятны.
источник
Научно-образовательная политика
Общий объем бюджетных мест в российских вузах в 2021 году вырос на 10%.

Об этом на совещании с членами правительства по вопросу исполнения президентских посланий Федеральному собранию сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко:

«После вашего послания в прошлом году мы увеличили число бюджетных мест на 11 тысяч. В этом году общий объем бюджетных мест увеличен еще на 10%, что дополнительно даст возможность получить образование 33 тысячам россиян».

Дмитрий Чернышенко также сообщил, что студенты российских вузов смогут менять образовательные программы с третьего курса с 1 сентября 2021 года.

В своем докладе вице-премьер отметил, что система научно-образовательных центров, которая начала создаваться в России в 2019 году, доказывает свою эффективность. По его словам, видна зависимость успехов НОЦ от включенности губернаторов в процесс их развития.

@rectorsofrussia
источник