Большой университет – большие задачи
Если попытаться описать научно-технологический прорыв одним словом, то им должна стать «Интеграция»: науки и технологий в общественное и экономическое развитие, исследований и образования, школы и вуза, тетраэдра: наука – образование – бизнес – власть (что федеральная, что региональная, что отраслевая).
Важно, что форматы этой интеграции заданы максимально широко – от простых соглашений до фактического слияния. Причем на последний вариант акцент не делается – он смещен на консорциумы без юридической интеграции. Это кардинальным образом отличает нынешние форматы развития науки и высшей школы от, например, волны создания федеральных университетов.
В мероприятиях по развитию научных и научно-образовательных центров мирового уровня заложены как раз идеи консорциумов как сетевого пространства договоренностей учредителей, властей одного или нескольких регионов, бизнеса.
Отметим, что научно-технологический прорыв приводит к качественной перестройке научно-образовательных пространств (макро)регионов. Действуя в рамках нацпроектной парадигмы субъекты федерации и расположенные в них научные либо образовательные организации сами создают новые формы взаимодействия, которые позволяют им более уверенно себя чувствовать на общероссийской и мировой арене.
Одним из самых ярких примеров подобной региональной «пересборки» является Большой университет Томской области, который объединяет в себе все университеты и научные институты субъекта федерации.
В самом конце марта состоялась двухдневная стратегическая сессия Большого университета, где представители вузов и НИИ Томска обсуждали способы кооперации научных и образовательных возможностей. Это необходимо для повышения конкурентоспособности заявок томских вузов в федеральном проекте «Приоритет 2030», связанном с 10-летним бюджетом развития университетов.
Последний год межвузовская группа совместно с экспертами из Сколково во главе с Андреем Волковым разрабатывала модель Большого университета, которая предполагает кооперацию вузов и академических институтов Томска с сохранением отдельных юридических лиц.
По общему мнению, объединение томских вузов в глобальный хаб должно стать неким аналогом Евросоюза, где независимость и уникальность каждого университета и НИИ остается нетронутой, но из-за отсутствия жестких границ обмен ресурсами и специалистами будет происходить гораздо быстрее и проще. Однако активного обсуждения требовали вопросы конструкции Большого университета и модели его управления.
«Основная идея – снять административные барьеры и помочь нам двигаться более динамично, делая Томск научным центром мирового уровня», – подчеркнул ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.
На стратсессии также обсудили механизм взаимодействия ключевых групп Большого университета.
В этом процессе так же ярко находит отражение и другой метатренд – реализация «третьей миссии» университета. Учитывая, что он в Томской области – «Большой», то и его общественное «звучание» должно быть соответствующим.
Томск уже закрепил за собой звание студенческой столицы России (по сути – третьей, следом за двумя столицами), а значит нужно обеспечивать и подобающую среду. А с учетом прогнозов стратегической группы экспорта образования о росте числа студентов в регионе на 10000 человек этот вопрос становится еще актуальней. Уже запланировано благоустройство общественных пространств, оборудованных живыми лабораториями, в частности, создание доступных пешеходных и велосипедных зон и городской навигации на иностранных языках.
Большую миссии Большого университета обозначил губернатор Томской области Сергей Жвачкин:
«Университет — это не аудитории, библиотеки и лаборатории. Университет — это люди: студенты, профессура, инженеры, бизнес. Большой университет даст новые возможности для развития каждому. Томские ученые сами тянутся за мировым уровнем и занимаются разработками будущего. Для нашей области это неизбежный и единственно правильный путь развития».
Подробнее:
http://www.tsu.ru/news/na-stratsessii-predstavili-resheniya-po-sinergii-b/