Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 08
Научно-образовательная политика
Итоги посланий 2019-2020

Перед новым посланием президента Федеральному Собранию глава государства решил подвести итоги реализации инициатив, прозвучавших в предыдущие два года. Это теме было посвящено совещание с руководством Правительства, состоявшееся 8 апреля.

Рапортовали профильные вице-премьеры. По науке и высшему образованию отчет представил Дмитрий Чернышенко, структурировав его по пяти обозначенным главой государства в своих поручениях направлениях.

Стандарты
«В рамках выполнения [поручения об изменениях ФГОСов и их интеграции с приоритетами Стратегии НТР] Минобрнауки актуализировало более 500 стандартов. В них учтены новые компетенции, которых вообще не было раньше, это информационные технологии, искусственный интеллект, высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения и многое другое. Они внедряются по мере обновления, и до 1 сентября все будут погружены в образовательный процесс».

Гибкость
«Правительством разработан соответствующий законопроект, уже внесен в Государственную Думу, принят в первом чтении, поэтому будет принят в весеннюю сессию. Это значит, что уже с 1 сентября каждый студент будет выбирать для себя гибкий образовательный маршрут, начиная с третьего курса вуза».

Бюджетная поддержка
Дмитрий Чернышенко отрапортовал об увеличении доступности высшего образования: «число бюджетных мест на 11 тысяч, а в этом году общий объем бюджетных мест увеличен еще на 10 процентов, что дополнительно даст возможность получить образование 33 тысячам россиян».

Отдельно вице-премьер подчеркнул связь набора с рынком труда – на 27 тысяч мест увеличен прием в региональные вузы по дефицитным на местном рынке труда направлениям.

Особенно Дмитрий Чернышенко заострил внимание на обновление инфраструктуры вузов – в 2020 году на эти цели дополнительно выделено 17,9 млрд руб., а до 2023-го – университеты получат еще 35 млрд. С этими процессами логично связано недавнее поручение президента о создании кампусов мирового уровня.

Целевой набор
Помимо увеличения количества бюджетных мест в регионах, активно развивается формат целевого обучения. В частности – он позволяет ликвидировать дефицит медиков на местах. Ординатура по весьма многим направлениям преиущественно (в ряде случаев – полностью) целевая. Напомним, что в рамках этой модели студент, будущий работодатель и университет заключают соглашение, по которому выпускник должен отработать не менее трех лет по своей специальности в конкретном регионе.

НОЦ
Научно-образовательные центры мирового уровня являются флагманом научно-технологического прорыва. Дмитрий Чернышенко рассказал, что уже функционируют 10 НОЦ мирового уровня, в работе которых принимают участие 20 субъектов РФ.

В качестве эффекта от этого мероприятия вице-премьер выделил два измерения: рост затрат на науку и регионально-политическое. Последнее состоит в четкой зависимости между активностью и заинтересованностью губернатора (в ряде случаев – совместно с коллегами из других регионов) и успехом соответствующего НОЦ: «Где они лично занимаются, там действительно такой результат получается».

На совещании также не раз звучала тема стимулирования технологического предпринимательства, которое неразрывно связано с возможностями для подобной активности со стороны студентов. О мерах поддержки докладывали и Андрей Белоусов, и Дмитрий Чернышенко.

Для последнего важной в прорывном функционале является цифровая тематика – с образованием она напрямую связана через интенетизацию школ. Также напомним о запуске цифровго суперсервиса «Поступление в вуз онлайн».

Про школы рассказывала и вице-премьер Татьяна Голикова: про школьное горячее питание, выплаты педагогам и классным руководителям, а также про создании мест в дошкольных учреждениях.

В качестве итога подчеркнем один факт: Дмитрий Чернышенко по науке и высшему образованию отчитывался и за себя, и за Минобрнауки во главе с министром Валерием Фальковым. И по этому блоку никаких сомнений или возражений у Владимира Путина не возникло.

Стенограмма.
источник
2021 April 09
Научно-образовательная политика
Университет 4.0

На этой неделе ректоры всех медицинских вузов России встретились в Сеченовском университете на стратегической сессии «Развитие высшего медицинского и фармацевтического образования». В мероприятии приняли участие зампред Правительства РФ Татьяна Голикова, министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, руководитель Роспотребнадзора Анна Попова,
заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова, руководители ФФОМС, Минпросвещения, Рособрнадзора.

Ректоры 46 медицинских университетов России и эксперты были поделены на группы для совместной разработки видения медицинского вуза будущего. Университета - 2030, преподавателя, студента, абитуриента - 2030. Одним из выступающих стал ректор Самарского государственного медицинского университета Александр Колсанов. Он рассказал об образе университета к 2030 году, который отчасти уже реализуется на примере СамГМУ. В образовании сделан акцент на «сквозное» включение образовательных модулей по цифровым технологиям (мед. информационные системы, искусственный интеллект, телемедицина, VR/AR) на всех уровнях образования. на открытие новых междисциплинарных специальностей, на развитие смешанной формы обучения.

Взят курс на переформатирование подхода к научной деятельности с особым фокусом на концентрации ресурсов в рамках направлений Стратегии научно-технологического развития, а также ФНТП развития генетических технологий (биотехнологии, геномика, персонализированная медицина, робототехника и т.д.). В оказании медицинских услуг университет стремится к внедрению телемедицины, систем поддержки принятия врачебных решений и оснащению медицинских учреждений российскими инновационными разработками.

Александр Колсанов, ректор СамГМУ специально для НОП:

«Университет 2030 – это университет 4.0, смарт-университет. К традиционному «учим, лечим, занимаемся наукой» сегодня мы уже активно  «внедряем инновации». Теперь предстоит добавить создание новых отраслей экономики. А это возможно делать только в кооперации.

Например, в интеграции с индустриальными партнерами, институтами развития, другими университетами в НОЦы. Таким образом к 2030 году мы можем занять не только определённую  часть мирового рынка разработки и коммерциализации медицинских изделий, но и медицинского образования».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Проектный семинар для вузов «На одной волне с университетами», организованный  Президентской платформой «Россия – страна возможностей».

В 10:00 (мск) состоится открытие и пленарное заседание семинара, в котором примут участие:
- заместитель Министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко;
- руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева;
- генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров;
- руководитель направления по работе с партнерами департамента проектного управления АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков;
- проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина;
- руководитель департамента коммуникаций АНО «Россия – страна возможностей» Сергей Коляда;
- руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

Модератор - Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитичкского центра «Научно- образовательная политика».

Прямая трансляция из Сириуса (Сочи):Прямая трансляция из Сириуса (Сочи):

https://youtu.be/csWisBcwVyk
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в образовательном центре «Сириус» стартовал проектный семинар «На одной волне с университетами».

Трансляция: https://youtu.be/csWisBcwVyk
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Пётр Кучеренко, заместитель министра науки и высшего образования РФ:

Я испытываю чувство счастья, когда нахожусь в Сириусе. Рад от того, что наследие олимпиады находится в ее руках [про Елену Шмелеву, глава образовательного центра Сириус]

Мы находимся в быстро меняющемся мире, поэтому диплом выпускника может не в полной мере соответствовать запросам рынка труда. Если компетенции и навыки можно будет развивать и верифицировать, это будет достижение.
источник
Научно-образовательная политика
Елена Шмелева, руководитель образовательного центра «Сириус»:

«Сириус» - системный длинный стратегически важный проект, который вместе с всеми вами мы делаем. Мы создали уникальный центр. Все, что мы делаем, полноценное движение.

Те, кого мы выпускаем, это не выпускники «Сириуса», это наши общие выпускники.

«Научная гражданственность» - это понятие, которое означает, что мы здесь воспитываем того ученого и того инженера, результаты которого могли быть использованы и применены на благо общества.

Все мы движемся в рамках получения Владимира Владимировича, чтобы у каждого студента была возможность выбрать свою специализацию в рамках решения междисциплинарных задач.
источник
Научно-образовательная политика
Прямая трансляция из Сириуса:

https://youtu.be/csWisBcwVyk
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Алексей Комиссаров, генеральный директор президентской платформы «Россия - страна возможностей»:

Минобрнауки регулярно поддерживает наши активности. У нас много с Министерством планов. Мы много наших мероприятий проводим в «Сириусе». Каждый раз я здесь вижу что-то новое, поражаясь масштабам и темпам изменений.

Недавно у нас прошёл наблюдательный совет. Мы отчитались о результатах и наметили новые планы. Они касаются молодёжи, студентов, старшеклассников. Я надеюсь, что мы с вами действительно на одной волне и что много можем сделать для того, чтобы каждый мог реализовать себя и свой талант.

Наш флагманский проект - конкурс «Лидеры России». Здесь было сложно принимать решение об участии студентов, но они настояли.  Они будут теперь соревноваться между собой в отдельной категории.  Студенты - это основная ценность для нас и для вас.

Важно, чтобы нашими активностями могло воспользоваться большее количество людей
У нас уже более 5 миллионов участников и число это растёт.

У нас 2 большие задачи: создание с вузами центров компетенций и развитие специального трека на цифровой платформе АНО РСВ (это трек профориентации и профнавигации).

Центры компетенций помогут студентам развивать свои навыки, выходить на рынок труда более конкурентоспособными.

Мы говорим о том, что практически все работодатели в современном мире ценят развитые soft skills, но на выходе выпускника из университета работодатель полноценно не может это оценить. А из оценок дипломов можно оценить освоение основных базовых дисциплин.

Владимир Владимирович предварительно поддержал идею делать вкладыши к диплому, где будут отмечены развитые soft skills выпускником.

Также важно укреплять информационное сотрудничество вузов и работу в области медийного сопровождения, чтобы повышать узнаваемость вузов.

Важно, чтобы социальные лифты работали по всей стране, в том числе в регионах.
источник
Научно-образовательная политика
источник