
Перед новым посланием президента Федеральному Собранию глава государства решил подвести итоги реализации инициатив, прозвучавших в предыдущие два года. Это теме было посвящено совещание с руководством Правительства, состоявшееся 8 апреля.
Рапортовали профильные вице-премьеры. По науке и высшему образованию отчет представил Дмитрий Чернышенко, структурировав его по пяти обозначенным главой государства в своих поручениях направлениях.
Стандарты
«В рамках выполнения [поручения об изменениях ФГОСов и их интеграции с приоритетами Стратегии НТР] Минобрнауки актуализировало более 500 стандартов. В них учтены новые компетенции, которых вообще не было раньше, это информационные технологии, искусственный интеллект, высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения и многое другое. Они внедряются по мере обновления, и до 1 сентября все будут погружены в образовательный процесс».
Гибкость
«Правительством разработан соответствующий законопроект, уже внесен в Государственную Думу, принят в первом чтении, поэтому будет принят в весеннюю сессию. Это значит, что уже с 1 сентября каждый студент будет выбирать для себя гибкий образовательный маршрут, начиная с третьего курса вуза».
Бюджетная поддержка
Дмитрий Чернышенко отрапортовал об увеличении доступности высшего образования: «число бюджетных мест на 11 тысяч, а в этом году общий объем бюджетных мест увеличен еще на 10 процентов, что дополнительно даст возможность получить образование 33 тысячам россиян».
Отдельно вице-премьер подчеркнул связь набора с рынком труда – на 27 тысяч мест увеличен прием в региональные вузы по дефицитным на местном рынке труда направлениям.
Особенно Дмитрий Чернышенко заострил внимание на обновление инфраструктуры вузов – в 2020 году на эти цели дополнительно выделено 17,9 млрд руб., а до 2023-го – университеты получат еще 35 млрд. С этими процессами логично связано недавнее поручение президента о создании кампусов мирового уровня.
Целевой набор
Помимо увеличения количества бюджетных мест в регионах, активно развивается формат целевого обучения. В частности – он позволяет ликвидировать дефицит медиков на местах. Ординатура по весьма многим направлениям преиущественно (в ряде случаев – полностью) целевая. Напомним, что в рамках этой модели студент, будущий работодатель и университет заключают соглашение, по которому выпускник должен отработать не менее трех лет по своей специальности в конкретном регионе.
НОЦ
Научно-образовательные центры мирового уровня являются флагманом научно-технологического прорыва. Дмитрий Чернышенко рассказал, что уже функционируют 10 НОЦ мирового уровня, в работе которых принимают участие 20 субъектов РФ.
В качестве эффекта от этого мероприятия вице-премьер выделил два измерения: рост затрат на науку и регионально-политическое. Последнее состоит в четкой зависимости между активностью и заинтересованностью губернатора (в ряде случаев – совместно с коллегами из других регионов) и успехом соответствующего НОЦ: «Где они лично занимаются, там действительно такой результат получается».
На совещании также не раз звучала тема стимулирования технологического предпринимательства, которое неразрывно связано с возможностями для подобной активности со стороны студентов. О мерах поддержки докладывали и Андрей Белоусов, и Дмитрий Чернышенко.
Для последнего важной в прорывном функционале является цифровая тематика – с образованием она напрямую связана через интенетизацию школ. Также напомним о запуске цифровго суперсервиса «Поступление в вуз онлайн».
Про школы рассказывала и вице-премьер Татьяна Голикова: про школьное горячее питание, выплаты педагогам и классным руководителям, а также про создании мест в дошкольных учреждениях.
В качестве итога подчеркнем один факт: Дмитрий Чернышенко по науке и высшему образованию отчитывался и за себя, и за Минобрнауки во главе с министром Валерием Фальковым. И по этому блоку никаких сомнений или возражений у Владимира Путина не возникло.
Стенограмма.