Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 19
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Александр Мажуга, профессор РАН, заведующий лабораторией тканеспецифических лигандов химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,                             Ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева о проекте    
"Наука. Территория героев"
www.наука.национальныепроекты.рф
источник
Научно-образовательная политика
Университет – чек-лист прорыва

Есть мнение, что любой мужчина за свою жизнь должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево. О справедливости подобного суждения можно долго спорить. А вот вокруг чего есть консенсус у экспертов и управленцев в области научно-образовательной политики – так это по поводу того, что должен был сделать любой ведущий университет за минувший год.

Итак, открытый перечень, не претендующий на исчерпывающий статус:
1.  Эффективно перейти на дистант.
2.  Активизировать трансфер технологий и влиться в цифровой прорыв.
3.  Поучаствовать в мероприятиях нацпроекта «Наука» - по научным или научно-образовательным центрам.
4.  Задуматься об участии в Программе стратегического академического лидерства и осмыслить себя как главу или члена консорциума, исследовательского «бойца» на мировой научной арене или локомотив регионального либо отраслевого развития.  .
5.  Поставить во главу угла эффективность коммуникации – как внутренней (между руководством, студентами, преподавателями и сотрудниками), так и внешней – с Академией наук и Минобрнауки, широкой аудиторией в масштабах всей страны и на элитном эшелоне.

По всем пунктам, например, у Сибирского федерального университета есть успехи. Особенно важно, что подвести итоги и определить перспективы ректор СФУ Максим Румянцев решил в формате интервью в университетской газете.

Даже мне, несмотря на то что «цифра» — это область моего научного интереса, пришлось перестраиваться и изучать новые технические решения, которые используются в учебном процессе помимо уже известных. К тому же пришлось более интенсивно всё это использовать.

Ещё дистанционное обучение требует переосмысления педагогических основ — набора практик, которыми владеет педагог.

Из важнейших событий отмечу введение в эксплуатацию новой инженерной площадки — высокотехнологичного корпуса Политехнического института и открытие нового корпуса Института гастрономии.

У нас как минимум три стратегические цели, которые определяют вектор движения университета.

Во-первых, это участие СФУ в Программе стратегического академического лидерства.

Особенность программы заключается в том, что участником должен стать не один университет (как это было в Проекте 5-100), а консорциум, в который входят другие научно-образовательные центры и индустриальные партнёры. Старт будет скоро объявлен.

Во-вторых, это запуск научно-образовательного центра мирового уровня, который у нас уже есть. Все формальные вопросы согласованы и решены, осталось наполнить его конкретными проектами, увязанными по срокам и ресурсам. Это самый сложный этап.

Ну и третья задача заключается в формировании и развитии регионального консорциума. СФУ всегда отличало то, что мы себя ощущали ответственными носителями государственной политики в Красноярском крае. И эту функцию сейчас уже никто, кроме нас, не сможет выполнять на том уровне, который мы себе когда-то задали. Постепенно, по мере наращивания своего авторитета СФУ взял на себя функции координации научно-производственной кооперации университетов, академических институтов и промышленных компаний. Компетенции и опыт можно использовать при развитии соседних регионов. СФУ выполняет функцию ядра, вокруг которого формируются объединения, альянсы, союзы для участия в различных проектах и сетевых программах. Мы по факту уже являемся мегавузом, теперь нужно это институализировать.

Также добавим, что СФУ станет координатором подготовки кадров для цифровой экономики. Это стало возможным благодаря вхождению вуза (наравне с ДВФУ, ТПУ, Университетом Лобачевского (ННГУ) и др.) в консорциум российского опорного образовательного центра по направлениям цифровой экономики. Он создан на базе Университета Иннополис.

В общем, всем стоит изучить опыт СФУ – по содержанию проделанной работы или планов, а также по эффективному способу обнародования этих сведений.

Подробнее: интервью ректора СФУ Максима Румянцева и новость про цифровые кадры.
источник
Научно-образовательная политика
На телеканале Россия 24 выходит многосерийный документальный фильм «Наука. Территория героев»

Телеканал Россия 24 запускает многосерийный документальный фильм о работе российских ученых «Наука. Территория героев».

Зрители проведут один день с исследователями, сотрудниками российских НИИ и студентами, которые расскажут о своей работе. Речь пойдет о последних разработках в области медицины и экологии, строительстве новых объектов и совместной работе ученых и бизнеса в рамках нацпроекта «Наука».

Каждый 26-минутный фильм будет посвящен отдельной теме. Первый выпуск расскажет о строительстве двух научно-исследовательских судов.

Выпуски будут выходить по субботам в 21:30 с повтором в воскресенье в 8:00.
источник
2020 December 20
Научно-образовательная политика
Система высшего образования России уникальна – как минимум, в одном: по степени «концентрации власти» в руках федеральных органов. В других странах, даже похожих, управленческие полномочия переданы в регионы или хотя бы распределены между двумя уровнями власти. Как влияет этот «особый путь» на эффективность и конкуренцию вузов – изучил наш коллега Олег Лешуков, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.

Сегодня в руках федерального центра находится почти всё: он лицензирует, аккредитует, назначает ректоров, вводит образовательные стандарты, оценивает качество образования и т.д. и т.п. Полномочия региона, в котором находится вуз (и на экономику которого сильно влияет его успешность), крайне малы. Условий для того, чтобы местные власти активно сотрудничали с университетом, нет. Бюджетная система ограничивает софинансирование вузов регионами. Более того, региональным правительствам даже выгодно, что «их» университеты целиком финансируются из другого уровня бюджета.

В своей диссертации «Эффективность региональных сетей высшего образования в условиях конкуренции» Олег Лешуков просчитал уровень концентрации вузов в субъектах РФ, структуру их конкуренции и эффективности. Центральный вопрос диссертации – как можно «включить» регионы в управление вузами, чтобы оздоровить их конкуренцию и сделать более успешными.

Три «рецепта», предложенных Олегом Лешуковым:
1⃣ Снять нормативные барьеры: позволить регионам софинансировать вуз, консолидировать в нем свою инновационную базу.
2⃣ Развивать модели распределения бюджетных денег, стимулирующих конкуренцию за абитуриентов (например, расширять эксперименты в части персональных образовательных сертификатов для студентов).
3⃣ Наладить общественный мониторинг в системе высшего образования, который бы позволял учитывать особенности каждого региона в части образовательных возможностей.

Редакция НОП поздравляет Олега с защитой диссертации и присвоением степени PhD in Education. Мы убеждены, что в наступающем 2021 году диалог о повышении эффективности работы университетов нужно вести с более активным вовлечением глав регионов и не бояться экспериментов. В свою очередь, губернаторам пора забыть тезис "это вуз федеральный, а мы регион" и способствовать активному диалогу "регион - университет". Не ждать инициатив или "разрешения" от ФОИВ, а самому предлагать федеральному центру решения, отстаивать их: в том числе "сажать" за один стол своих заместителей, вуз, бизнес, промышленность, экспертов - и просить участия федерального министерства.

Резюме диссертации можно прочитать здесь: https://www.hse.ru/sci/diss/376447052

#ДрузьяНОП
источник
Научно-образовательная политика
Походит к концу 2020 год, который все запомнят навсегда.

Пришло время подводить итоги, и наш канал постепенно начинает это делать.

Мы сделаем итоги года, как по отдельным регионам, так и по стране в целом.

Сегодня мы делаем подборку каналов, которые мы больше всего читали в этом году.

Эти каналы не однодневки. Это каналы, которые создают повестку на региональном и федеральном уровне. Они все разные, но их объединяет одно - они объективны.

Всем нашим подписчикам рекомендуем эту подборку.

Федеральные  каналы
Алёхин. Telega власти @Alekhin_Telega
АРМАГЕДДОНЫЧ @oldhellboy
БОЛЬШОЙ ТРАНСФЕР 2024 @bigtransfer2024
Выборный @vibornyk
Выборы, выборы, выборы ... @vybora
Движение Сорок Сороков @sorok40russia
Доктор Сосновский @dr_alex_sosnowski  
ДРОБНИЦКИЙ @DDrobnitski
КАК-ТО ВОТ ТАК @kaktovottak
Караульный @karaulny
Котёл #6 @potnumbersix
Кремлёвский безБашенник @kremlebezBashennik
Майский указ @maydecree
Мастер пера @master_pera
Новый Век @Wek_ru
Научно-образовательная политика @scienpolicy
НЕЗЫГАРЬ @russica2
Образ будущего @obrazbuduschego2
Оκτагон @octagonmedia
Политджойстик @politjoystic
Политтранзит @PolitTransit
Политический Агрегатор @agregatpolit
ПолитологОрлов @politolog_Orlov
Россия не Европа @RossiyaNeEvropa
РосСкандал @rosskandal
16 негритят @Gubery
The Moscow Post @utronews

Региональные каналы
Алибабаич @alibaba_05
Алтайский тандем @altaytandem
Ангара @angara18
Бабр. Дальше некуда. @babr24
Б.Б.Си @benderfromsiberia
ГРУБНЕРО | ОРЕНБУРГ @grubnero
ДОСТОВЕРНО @dostoverno
Земля Сибири @landofsiberia
Жертвы Priжима @PrigimDV  
Иркутск политический @Irkpolicy
kavkaz_leakbez @kavkaz_leakbez
Кузбасс инфо @kuzbassinfo
Неудаща @dirtytatarstan
Около Байкала @OkoloBaikala
ПолитЦентр @politcentr
Северное измерение @northm
СКФО Telegraph @skfo_telegraph  
СОВЕСТЬ ГУБЕРНАТОРОВ @guber2
Степной Дозор @StepDozor
Тот самый Олень @trueolen
Тот самый Томский правдоруб @ourpravdorub
T34 @T34newsfeed
ЧКХ @persimmoncrimea
Шалтай-Бабай @ShaltayBabay
Якутия 2100 @ykt2100
Cass&Ra @CassandRaSach
источник
Научно-образовательная политика
Сфера науки и образования стоит на передовой позиции и зачастую первой подвергается спланированным, умным атакам.

На сознание и мышление школьников, студентов, преподавателей, учёных. И шире - руководителей и идеологов научно-образовательной политики России.

Каждый день мы наблюдаем такие атаки.

Сегодня, в День работника органов безопасности Российской Федерации, редакция НОП поздравляет тех, кто защищает всех представителей нашей сферы.
источник
Научно-образовательная политика
Регионы и отрасли

В безусловном фокусе внимания Минобрнауки России – обеспечение синергии при взаимодействии университетов, исследовательских центров и реального сектора экономики для реализации проектов полного инновационного цикла. Это видно и по механике реализации проектов НОЦ и по подходу к стимулированию научно-образовательной кооперации в целом.

Ключевым для обеспечения эффективной трансформации является поиск баланса между региональными и отраслевыми контекстами.

Наиболее сложная ситуация складывается в случае со «сквозными» направлениями, такими как приоритет «А» Стратегии научно-технологического развития, в котором объединено развитие по векторам машиностроения, роботизации и цифровизации, новых материалов и технологий. В том или ином виде оно фигурирует в программах развития большинства НОЦ, при этом в каждом из них формируются свои центры силы.

Верную стратегию в этом смысле выбрал МГТУ «СТАНКИН» - нишевый университет, отвечающий за инновационное развитие станкоинструментальной отрасли и цифровую трансформацию производственных систем машиностроения.

На ВУЗПРОМЭКСПО в этом году он был представлен сразу на двух стендах НОЦ –  научно-образовательного центра «Инженерия будущего» (Самарская (точка сборки), Пензенская, Тамбовская, Ульяновская области и Республика Мордовия) и научно-образовательного центра «Инновационные решения в АПК» (Белгородская область).

Основными направлениями взаимодействия СТАНКИНа с НОЦ «Инженерия будущего» станут цифровые производственные системы и передовые технологии, а также новые материалы для аэрокосмической, транспортной и других отраслей.

Проект высокотехнологичной переработки ТКО «ЭКОТЕХНОПАРК» станет приоритетным направлением взаимодействия университета с Белгородским НОЦ «Инновационные решения в АПК».  Его задачами являются реализация национального проекта «Экология», а также реализация концепции развития отрасли экологического машиностроения для обеспечения перехода предприятий на наилучшие доступные технологии. В этом контексте будут востребованы передовые компетенции СТАНКИНа в области экологического машиностроения и охраны труда, а также в сфере машинного зрения, искусственного интеллекта и роботизации, например, для автоматизации мусоропереработки.

«Пример успешной реализации комплексного сотрудничества по сквозному направлению – завершившийся в этом году в рамках 218 Постановления Правительства проект по разработке инновационного комплекса электрического обогрева, имеющего межотраслевое применение. Наша совместная инновационная разработка с крупной производственной компанией «ССТ «Энергомонтаж» позволила решить задачу обогрева сверхдлинных трубопроводов до 150 км., в том числе под водой, и снизить энергопотребление до 50%. Проект остро востребован, в первую очередь, в сфере добычи углеводородов, но сама технология имеет потенциал на широком спектре рынков сбыта» - привела пример Елена Катаева, ректор МГТУ «СТАНКИН».

«Определяя приоритетные для взаимодействия НОЦ, мы отталкивались от стратегии развития СТАНКИНа как центра компетенций в области цифровой трансформации машиностроения и искали конкретные точки совместного роста. Важная задача - дальнейшая синхронизация программ развития вузов и НОЦ в рамках отраслевой повестки и конкретных рыночных ниш», - отметила специально для НОП Елена Катаева.
источник
Научно-образовательная политика
Объект исследования - ресторан

Тема молодежного предпринимательства сегодня является приоритетом в работе Правительства РФ. Так, на недавно прошедшем форуме АСИ об этом говорил и Владимир Путин.

Проект “Стартап как диплом”, бизнес-акселераторы, точки кипения и прочие инструменты призваны сформировать правильное представление молодого поколения о том, как вести бизнес и что это дает. Особое внимание этому направлению уделяет Минобрнауки РФ.

Расширяется степень участия вузов в развитии внутреннего туризма. Так весной ожидается встреча участников “Первого студенческого туристического конгресса “Развивая туризм-развиваем Россию”.

Незаслуженно мало уделено внимания развитию культуры ведения ресторанного бизнеса. Рынок дополнительного образования пестрит предложениями пройти курсы, направленные на развитие различных компетенций по готовке. Однако развитием системного представления о ресторане и как о кухне, и как о бизнесе занимаются лишь профильные вузы или направления подготовки. Однако многие именитые рестораторы готовы были бы поделиться своим бесценным уникальным опытом с подрастающим поколением.

На базе РУДН состоялась встреча известного ресторатора Уиллиама Ламберти со студентами Института гостиничного бизнеса и туризма, он ответил на наиболее актуальные и интересные для ребят вопросы, а также поделился опытом успешного построения карьеры. Модератором дискуссии выступил проректор РУДН по взаимодействию с органами государственной власти Михаил Кацарский. Участие также принял директор Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН Василий Гернеший.

Уиллиам Ламберти рассказал, что особенностью ресторанного бизнеса является тот факт, что он очень рискованный по причине того, что многое зависит от человеческого фактора: неквалифицированные специалисты могут привести к значительным убыткам. “В ресторанном бизнесе мы не продаем просто еду, мы продаем эмоции,” - отметил спикер.

Он подчеркнул, что конкуренция создает возможности роста в ресторанном бизнесе. При этом других рестораторов сам Уиллиам Ламберти называет коллегами, поскольку, по его мнению, слово “конкуренты” выражает страх и опасения перед силой последних. Эксперт в любой сфере должен знать свою предметную область “снизу”, если этого не делать, то, оказавшись на высоких должностях, он рискует тем, что разрушится вся система. Данный подход применим к различным сферам деятельности, важно, чтобы и ресторанному бизнесу нашлось место в системе подготовки специалистов высшей категории.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 December 21
Научно-образовательная политика
Послезавтра, 23 декабря, состоится
Совместное заседание Государственного совета РФ и Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
В рамках реализации научно - образовательной политики ожидаем несколько важных, системных решений.
источник
Научно-образовательная политика
По итогам ежегодной пресс-конференции Президента Михаил Мишустин дал ряд поручений.
 
Список поручений внушительный. Среди них вопросы из различных сфер: здравоохранение, соцподдержка, образование и экономика. ФОИВы и главы регионов обязаны доложить в правительство о результатах работы по принятым решениям.

🙋🏻 Так, Мишустин поручил Минэкономразвития, Минцифры и Минтруду до 25 декабря проверить, доступность для граждан услуги по подаче заявления о назначении выплат и мер соцподдержки через МФЦ.
 
👨‍👩‍👦‍👦 Минтруду и Пенсионному фонду предстоит к 11 января отчитаться об осуществлении президентских выплат в 5 тыс. рублей семьям с детьми до 8 лет.
 
👩🏻‍⚕️ Минздраву, Минутруду, Росздравнадзору, Роструду, Фонду социального страхования поручено в течение недели провести мониторинг осуществления в полном объеме выплат медицинским работникам, помогающим больным коронавирусом. Речь идет о четырех регионах: Мурманской, Свердловской, Нижегородской и Тверской областях. Кроме того, Минздрав и Росздравнадзор проверят информацию о закрытии районных больниц в Алтайском крае.
 
🤒 Росздравнадзору и Минздраву поручено провести анализ оказания медпомощи больным с COVID-19 в части количества мест в больницах, обеспечения медучреждений оборудованием и персоналом.
 
🧑🏼‍🏫 Минпросвещения, Минтруду, Минфину и Минэкономразвития до 1 марта необходимо представить предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогов с учетом установления МРОТ не ниже прожиточного минимума.
 
👩🏻‍🎓 До 15 февраля Минобрнауки, Минпросвещения и Минфин проработают вопрос возможности изменения платы для студентов вузов, где обучение ведется преимущественно в онлайн-формате.
 
📊 Еще один пункт поручений премьера касается малого и среднего бизнеса, а также самозанятых. Минэкономразвития, Минфину и Федеральной налоговой службе предстоит оценить их финансовое состояние.
источник
Научно-образовательная политика
Вызовы и ответы в период коронакризиса: иллюзии и ожидания

В Великобритании выявлен новый, более опасный, штамм короновируса, что уже стало причиной нового витка корона-кризиса по всеми миру.

Прогнозы сроков окончания пандемии разнятся: звучат и весна 2021 года, и конец 2023, и более далёкий горизонт.

Очевидно, что все вызовы 2020-го коронагода стали лишь проверкой общей устойчивости системы образования в России. Целый год школы, колледжи, вузы, чиновники и эксперты искали и (чаще) находили ответы на вызовы COVID-19. Где-то "со скрипом", но в целом система образования справилась.

Но за этот год дети (особенно в младших классах) привыкли, что это нормально, когда уроки (даже по физкультуре и музыке) проходят в Zoom. Этот год выявил, что значительный сегмент преподавателей в университетах никогда не сможет (а часто и не захочет) полноценно перестроить программу своих учебные курсов под полный дистант, или даже смешанную форму обучения. Мы до сих пор не осознали, что поколение будущих врачей скоро придёт из Zoom в операционную, а поколение будущих инженеров - из Zoom на стройку.

В менее жизненно важных сферах тоже не столь весело. Уловят ли сегодняшние студенты консерватории все нюансы игры на музыкальных инструментах через экран ноутбука? Смогут ли будущие звезды кино и театра стать полноценными актёрами в условном Zoom и сказать своей квалификации при выпуске их творческих вузов, по-станиславски: "Верю"? И это лишь малая часть вопросов, на которые пока есть только временные ответы.

Редакция НОП имеет возможность ежедневного диалога с ведущими экспертами сферы образования и науки - исследователями и управленцами, учёными и визионерами, "крепкими хозяйственниками" и просто теми, чьи фамилии знают все, а они знают "как надо". Не только и не столько с "большими начальниками", чей чиновничий срок имеет начало и конец в соответствии с ротационной правительственной логикой, а с теми, кто 10 лет назад имел ответы на сегодняшние вызовы пандемии.

А сегодня - понимает, какая стратегия нужна для развития науки и образования в России для настоящего успеха в 2030 году. Не в бумажных отчётах курирующих ведомств и администраторов федпроектов, а в лабораториях и на
кафедрах.

Мо мнению сотен ведущих российских и международных экспертов, с которыми НОП общается ежедневно, принятых сегодня мер недостаточно для устойчивого развития системы науки и образования в стратегическом плане.
Проблемы категорически недоисследованы, кооперация ключевых звеньев- исполнителей на недостаточном уровне. Зачастую, "ведомственный подход" превалирует не только над национальными целями, но и над голосом разума.

Общая проблема: десятки распорядителей бюджетов в одиночку, без координации, изобретают свои велосипеды, вместо того чтобы сообща построить не велосипед, а космический лайнер (под стать амбициям нашей страны).

Прошла ли система науки и  образования России глобальный "стресс-тест" ? О чём стоит подумать уважаемым руководителям в период праздников для повышение эффективности решений в 2021 году? Нужна ли Большая наука Большому бизнесу? Как Маленьким вузам найти свою миссию в эпоху Больших университетов и не быть "затоптанными"?

Обо всём этом - в публичных и закрытых опросах НОП текущей и следующей недель, в которых примут участие тысячи респондентов - думающая элита России. Результаты подведём сразу после наступления Нового года.

Приглашаем и вас принять участие!
источник
Научно-образовательная политика
Первая «водородная» конференция

В России впервые пройдет научно-практическая конференция https://portal.tpu.ru/htf, посвященная развитию технологий для водородной энергетики и разработкам в этой области, которые есть в стране.

Конференция «Водород. Технологии. Будущее» состоится 23-24 декабря на платформе Томского политехнического университета в очно -дистанционной форме.

Форум организует консорциум «Технологическая водородная долина», создание которого инициировал именно Томский политех. В него вошли также Институт катализа СО РАН, Институт проблем химической физики РАН, Институт нефтехимического синтеза РАН, Самарский политех и Сахалинский государственный университет.

В конференции планируют принять участие представители университетов, институтов РАН и компаний, заинтересованных в развитии водородных технологий. Это в том числе «Росатом», «Газпром», «СИБУР», «Новатэк» и РЖД.

«У Томского политеха есть серьезный задел по водородной тематике. Наши ученые разрабатывают недорогие катализаторы взамен платиновых, устойчивые к воздействию водорода материалы, технологии получения водорода с помощью низкотемпературной плазмы и других методов,рассказал НОП врио ректора ТПУ Андрей Яковлев.Мы инициировали создание консорциума и проводим конференцию, чтобы шире понять, что есть в России в науке, каковы производственные возможности.

Водородными технологиями занимаются Газпром, Росатом, СИБУР, «Северсталь», РЖД, НОВАТЭК, КамАЗ, другие компании. Многие обратились к нам как к организаторам конференции – интерес к теме очень высок. Нам нужно взвесить свои силы, объединить усилия, выстроить цепочку для ускоренных разработок и внедрения».
источник
Научно-образовательная политика
Наука и образование 2020 – порученное выполнено (1/2)

Перед совместным заседанием Государственного совета и Совета по Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам под председательством главы государства Владимира Путина нужно взглянуть на то, как происходило развитие научно-образовательной сферы на протяжении года. Тем более, что этим сюжетам будет уделено достаточно весомое внимание на грядущем заседании.

Основные доктринальные рамки известны – Стратегия научно-технологического развития, нацпроекты «Образование» и «Наука» и их мероприятия, государственная программа «Научно-технологическое развитие», подготовка Программы стратегического академического лидерства (которая теперь именуется Приоритет-2030).

Конкретные сквозные векторы были заданы в рамках поручений по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета и Совета при Президенте по науке и образованию, состоявшегося 6 февраля 2020 года. Изучим, что и насколько удалось выполнить.

Интеграция с другими нацпроектами (Пр-589, п.1а) в части создания инфраструктуры параллельно с реализаций крупных проектов – выполнено (на примере СКИФа и Академгородка 2.0). Сибирский синхротрон конструируется с соблюдением всех сроков (п.1н).

Приемка – КЦП и целевое обучение (п.1б-1, 2, 3; п.1в, п.1г-1, п.1е-2, п.1к-2) – выполнено. Уже запущен новый механизм определения как КЦП, так и квотирования целевиков – в прямом контакте с регионами (Пр-589, п.3б).и отраслями. Повышена ответственность всех участников процесса – студента, работодателя, вуза. В том числе – по аспирантуре и ординатуре (Пр-589, п.1л-2, Пр-589, п.1л-3). Программы развития вузов увязаны с региональными. Спектр работодателей для целевиков расширен.

В рамках аспирантуры заложена обязательность защиты диссертации (п.1л-3).

Цифровая платформа прогнозирования потребностей регионов в кадрах (п.1е-5) – продолжает создаваться, срок исполнения предусмотрен до 31 мая 2021 г.

Внешняя оценка образовательных программ (п.1е-4) – реализуется, причем в нескольких формах. В рамках предлагаемого усиления гибкости образовательных программ внешняя оценка также будет соответствующим образом трансформироваться.

Прямое участие регионов в научных и образовательных проектах (п.1г-2 и 3) – выполнено. Субъекты получат возможность напрямую вкладываться в различные форматы работы университетов и научных институтов, а также вне конкурсных процедур поддерживать одобренные на федеральном уровне проекты).

Параллельно происходит привлечение бизнеса (п.1и) – наиболее ярко это проявляется в рамках формирования научно-образовательных центров мирового уровня.

Перечень поручений Президента: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/63083
источник
Научно-образовательная политика
Наука и образование 2020 – порученное выполнено (2/2)

Интеграция науки и образования (п.1д-1) – с легкой руки «диванных» аналитиков было возведено в ранг Конца света.

На самом деле, данное поручение уже фактически выполнено.

Напомним, оно предусматривает «объединение» близких по тематике университетов и научных институтов вне зависимости от их подведомственности.

Это направление работы реализуется в рамках консорциумной модели, которая используется при определение научных и научно-образовательных центров мирового уровня, заложена в Приоритет-2030 (ПСАЛ) и в ряд других мероприятий.

Для наглядности процитируем конкурсную документацию по отбору НОЦ: «Центр – научно-образовательный центр мирового уровня, представляющий собой поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение…».

Так что смеем заверить всех обеспокоенных – никаких принудительных слияний нет ни на повестке дня, ни в планах.

Реорганизация недостаточно эффективных университетов (1.д-2) – продолжается, но таковых становится все меньше. Тем более, что в рамках вынужденного дистанта система критериев оказалась деформирована.

Анализ системы СПО и своевременный update (п.1е-3) – проводится на постоянной основе. В основном – усилиями WorldSkills Russia и команды Роберта Уразова. Набор вступительных испытаний «отвязан» от аналогичных программ высшего образования (п.1к-3).

Автономия университетов (1.ж-1) продолжает расширяться. Проводится порученный пересмотр направлений подготовки и научных специальностей (п.1ж-2), в рамках гибких программ (п.1ж-3) внедряются новые форматы бакалавриата, реализуется модель «2+2», продолжается работа по привлечению к образованию практиков (п.1ж-4), а также формируются механизмы получения дополнительной квалификации в рамках освоения основной (п.1з-3).

Отработаны новые механизмы и их финансовое обеспечение в области: сетевых образовательных программ и «двойных дипломов» (п.1з-1)

Коронавирус свел практически к нулю академическую мобильность, потому поручение по ее развитию (п.1з-2) сдвинуто «вправо».

Кадровое обеспечение науки и образования (п.1л-1) «вшито» во все реализуемые мероприятия – например, в рамках квотирования привлекаемого количества студентов и аспирантов.

Развивается единая система поддержки молодых исследователей, проводится «перезагрузка» олимпиад для абитуриентов и студентов (п.1м-1, 2, 3).

Регионы активно участвуют (п.3б) в реализации научно-образовательных и инновационно-технологических инициатив – например, в создании НОЦ. Также создаются коллегиальные органы управления наукой в регионах (п.3а).

По всем поручениям можно отметить серьезную работы команды Минобрнауки во главе с министром Валерием Фальковым. Она проводится в тесной координации с РАН, Правительством и Администрацией Президента. Ждем важных заявлений и инициатив на совместном заседании Госсовета и Совета при Президенте по нацпроектам.
источник
Научно-образовательная политика
Столичные инновации: Москва и РЭУ

В Московском Стартап Хабе 17 декабря состоялось торжественное подписание соглашения между Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова и Агентством инноваций города Москвы.

Плехановский университет стал площадкой для пилотирования проектов Московского инновационного кластера. Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы отметил вклад врио ректора Ивана Лобанова в развитие программы пилотирования в городе Москве, вручив университету памятную статуэтку «Площадка-2020».

Вузы становятся центрами научно-технологического и социального-экономического прорыва регионов. У Москвы (и частично – Санкт-Петербурга) проблема иная – на территории двух столиц расположено большинство ведущих университетов и научных институтов. При этом, как отмечают эксперты, в вопросах управления наукой и высшим образованием в России, условно говоря, не «федеративная республика», а «унитарная абсолютная монархия». Вместе с тем, существует достаточно четкое разделение на «федеральный центр» и «Москву». Эти два понятия далеко не тождественны.

В столице был избран вектор на «среднюю» часть полного инновационного цикла – то есть не науку с образованием или производство, а на то, что должно связывать их. В этом основная логика создания Московского инновационного кластера. При этом, в своем развитии столица ориентируется на партнеров, у которых очень широкий спектр компетенций – поскольку никогда заранее не известно, что за тема «выстрелит» в рамках развития технологического предпринимательства или стартапов.

Специально для НОП подписание соглашения прокомментировал врио ректора РЭУ Иван Лобанов:
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова ведет плановую работу по внедрению инновационных решений, поэтому площадки Агентства инноваций города Москвы стали платформой для диалога между образовательным сообществом, бизнесом и городом. Каждый проект, который пройдет у нас пилотирование - получит индивидуальный подход. Мы ставим своей задачей сделать так, чтобы московские инноваторы получали качественную обратную связь, более того, мы готовы включаться в проектную работу своими ресурсами, креативными идеями студентов, делится решениями, чтобы по результатам тестирования получать качественно новые продукты, готовые к выходу на рынок, чтобы занять достойное место в городской инфраструктуре».

Программа пилотного тестирования инновационных решений в Москве — сервис для малого и среднего инновационного бизнеса, позволяющий провести пилотное тестирование новых решений на городских и коммерческих объектах, а также продемонстрировать эффективность новых разработок.    

«Сегодня РЭУ — не только экономика. Активно ведет свою деятельность лаборатория композитных материалов, базовая кафедра химии инновационных материалов и технологий, инжиниринговые центры, бизнес инкубатор, центры инновационного развития производства. Конечно, в приоритете будут системы прокторинга, анализа поведения студентов, технологии сбора цифрового следа учащегося. Нам интересны проекты, в которых непосредственное участие могут принимать наши студенты», — подчеркнула проректор РЭУ Ксения Екимова.    

Одним из ключевых предложений РЭУ стала поддержка развития студенческой проектной деятельности, проведение хакатонов, нацеленных на совершенствование продуктов разрабатываемых московскими инноваторами.    

В лице РЭУ им. Плеханова Москва обрела партнера не только с широкими, но и с необходимыми столице компетенциями. Столичные власти понимают, что развитие территорий сегодня невозможно без мощной цифровизации процессов управления, мониторинга и оценки.

Именно комплексная экосистема Московского инновационного кластера позволит «преломлять» потоки идей от университетов и НИИ, а также запросы бизнеса с тем, чтобы результат оказался нужен и столице. У РЭУ им. Плеханова есть масса необходимых Москве компетенций и разработок – это обещает серьезное и плодотворное сотрудничество.

Подробнее: https://www.rea.ru/ru/news/Pages/prue-ploshadka-pilotirovania.aspx
источник
Научно-образовательная политика
На базе Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) под председательством заместителя министра науки и высшего образования РФ Елены Дружининой начала свою деятельность рабочая группа Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки. Ее задача – сформировать предложения для реализации мер по вопросам воспитания обучающихся, предусмотренных недавно вышедшим федеральным законом 304-ФЗ.

В работе группы принимают участие Денис Аширов, директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки, Виктория Цибульникова, заместитель начальника отдела Рособрнадзора, Татьяна Омельчук, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования, Марта Демидова, начальник отдела координации деятельности студенческих объединений и добровольческого движения Департамента государственной молодежной политики, а также представители университетов страны (в том числе отраслевых), молодежных общественных организаций, Рособрнадзора.

Заседание рабочей группы проходит в четвертый раз, сегодня идет обсуждение уже разработанных проекты документов, это, прежде всего, Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации.
источник