Нижний Новгород. Каштанов Олег, Известия Мордовии, Саранск: Весной этого года наши школы и вузы были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Хотелось бы услышать вашу оценку – как школьная и вузовская система справилась с обучением. Эта онлайн-система – надолго ли? Нет ли у нас снижения качества образования и качества подготовки выпускников?
Владимир Путин: Надо разделить онлайн-образование в школах и вузах. По стране 39,9 тысяч школ. И только 2% из них работает в онлайн. Небольшая часть в смешанной системе, большая часть – в обычном режиме.
В высшей школе всем рекомендовано перейти на онлайн образование.
Что касается школ – много вопросов по технологической готовности. Конечно, проблема есть. Это касается «железа» - не у всех есть оборудование, есть сложности с подключением к Интернету.
В 2021 году все школы российской федерации должны получить доступ к скоростному интернету.
По высшей школе – дважды мы поддерживали вузы, выдавали финансовые ресурсы для поддержания их работы в системе онлайн.
По поводу качества образования. Конечно, онлайн система – никогда не заменит прямого личного контакта между учащимся и преподавателем. Этого еще долго не произойдет. Все и так понимают, что я имею в виду.
Тем не менее, система при которой и в школе, и в высшей школе онлайн-образование используется – она будет развиваться.
О чем идет речь – не всегда специалист узкого профиля и высокого класса не может поприсутствовать во многих местах и учебных заведениях, занят исследовательской работой. А в системе онлайн может. Это надо использовать. Это делается, например, в образовательной структуре «Сириуса», но все чаще и чаще применяется в школах и университетах. Не надо этого бояться, но и преувеличивать эти возможности тоже не стоит.
По поводу качества. Наверное, в чем-то есть плюс, когда есть возможность послушать светил. А в текущей работе, может быть, качество страдает. Лучше всего, когда это смешанная система.
Есть еще один чувствительный аспект. Студенты говорят: «мы платили за очное образование, а в онлайне падает качество». Я понимаю, что они имеют в виду. В известной степени разделяю их отношение. Но есть и другая сторона медали. Если преподаватель читает Х часов лекций, то нет разницы в какой форме. Поему ему меньше платить?
Если взять структуру расходов вуза, до 70% – это расходы на заработную плату. Поэтому у вузов «жирка» для того, чтобы снижать оплату за обучение в онлайн – почти нет.
Или нам надо будет закрыть некоторые высшие учебные заведения. Некоторые специалисты говорят, что их слишком много особенно в столичных городах. Или объединять их можно.
Если есть у некоторых вузов возможность «поиграть» финансами – можно пойти и на некоторое снижение оплаты. Государство дважды выделяло поддержку, готово продолжать ее.