Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 15
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В Нижнем Новгороде Председатель РСМ Павел Красноруцкий и Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин подписали соглашение о сотрудничестве между Правительством Нижегородской области и Российским Союзом Молодежи по вопросам подготовки и проведения XXIX Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна» в 2021 году.

С 15 по 20 мая 2021 года Нижний Новгород (а это год 800-летия города) примет национальный финал фестиваля студенческого творчества.
источник
Научно-образовательная политика
Федеральный опыт – тюменские мегагранты

Три проекта Тюменского госуниверситета, проводимые под руководством ведущих учёных, получат гранты Тюменской области для государственной поддержки научных исследований. Проекты будут выполняться по направлениям деятельности Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра.

По направлению «Арктика: ресурсы «холодного мира» и качество окружающей среды» будет выполняться проект «TerrArctic»: «Устойчивое землепользование в Арктике в свете глобальных природных изменений: естественные и антропогенные факторы стабильности» под руководством профессора Якова Кузякова из Гёттингенского университета (Германия). Исследования проведут в новой международной междисциплинарной лаборатории изотопной биогеохимии, создаваемой в ТюмГУ по федеральному мегагранту по проекту CarboRus: «Устойчивость и функции почвенного углерода в агроэкосистемах России». В ходе проекта «TerrArctic» будет проанализирован потенциал основных типов почв субарктической и арктической зон Западной Сибири по секвестированию углерода в ближайшие 30 лет с учётом ожидаемых изменений климата и землепользования.

По направлению «Биологическая безопасность человека, животных и растений» будет организована новая лаборатория под руководством ведущего научного сотрудника Института биологии внутренних вод им. И.Д.Папанина РАН Дениса Тихоненкова для выполнения проекта «AquaBioSafe»: «Водные экосистемы и биобезопасность как основа устойчивого эколого-социального развития Западной Сибири».

Будут выявлены закономерности и тенденции изменения состояния популяций основных биоресурсных (хозяйственно ценных) видов рыб, включая редкие и уязвимые. Будут определены основные закономерности аккумуляции токсических веществ в потребляемых водных биоресурсах как фактора риска для здоровья человека.

По направлению «Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии» будет создана новая лаборатория «зелёной газохимии» под руководством профессора Делфтского технологического университета (Нидерланды) и одновременно профессора Университета ИТМО Евгения Пидько для реализации проекта «Цифровизация подходов, направленная на оптимизацию каталитических химических технологических процессов переработки неклассического углеводородного сырья: попутного газа, свалочного газа и пластиков».

Гранты выделяются сроком на 5 лет с финансированием 30 млн рублей в год. По объемам это соответствует федеральным мегагрантам.

Всего на проекты НОЦ Тюменская область в 2020-2024 гг. выделят пять грантов. Кроме ТюмГУ, гранты получат Югорский госуниверситет на проект «ЛЭАС ЛБК» «Организация и обеспечение работы лаборатории экосистемно-атмосферных связей лесоболотных комплексов» (руководитель профессор Университета Хельсинки Тимо Весала из Финляндии) и Тюменский государственный медицинский университет на проект «LightArctic» «Внедрение антропоцентрического освещения в домах и на рабочих местах жителей Арктики и субарктики для улучшения здоровья, сна и работоспособности» (руководитель директор Центра хронобиологии Базельского университета Кристиан Кайохен из Швейцарии). Ожидается, что сотрудники, аспиранты и студенты ТюмГУ также будут участвовать в проектах партнёрских университетов. Ранее ТюмГУ заключил договоры о сотрудничестве с Югорским государственным университетом и Тюменским государственным медуниверситетом.

Губернатор Тюменской области Александр Моор анонсировал программу региональных мегагрантов в августе 2019 года на заседании Совета научно-образовательных центров мирового уровня в Москве. «Мы планируем дать старт программе мегагрантов для привлечения выдающихся учёных, в том числе и из других стран... Ожидается создание команд молодых исследователей не менее 15 человек...».

В свою очередь, врио ректора ТюмГУ Иван Романчук прокомментировал для НОП: «Хочется еще раз подчеркнуть, что Тюменская область - единственный регион России, в котором было принято решение провести свой, региональный конкурс мегагрантов по аналогии с федеральным, который отмечает в 2020 год 10-летний юбилей».
источник
Научно-образовательная политика
Неожиданная буря федерального масштаба чуть было не разразилась вокруг назначения нового ректора «Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» (о котором большинство читателей, наверняка, слышат первый и последний раз). Оклад ректора этого института, кстати, составляет астрономическую сумму в 67 000 рублей.

На должность ректора заступил бывший прокурор Северного округа Москвы Вячеслав Трофимов. И некоторые «эксперты» поспешили приписать это назначение министру природных ресурсов Александру Козлову, назвав это «первым крупным кадровым решением Козлова на посту министра».

Теперь – по пунктам.

Во-первых, это никакое не «крупное кадровое решение». Это рядовая должность, которых в России тысячи (если не десятки тысяч). Крупные кадровые решения – это должности уровня заместителя министра или хотя бы начальника департамента.

Во-вторых, Козлов тут вообще ни при чём. Ректора назначает не министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, а руководитель Рослесхоза Сергей Аноприенко. Точнее, именно он подписывает приказ о назначении.

А теперь, в-третьих. Ректор - это выборная должность. Его выборы состоялись на конференции. К выборам были допущены кандидаты, прошедшие все необходимые проверки. И сами выборы прошли по установленной процедуре.

Так что уровень экспертности некоторых телеграм-каналов продолжает потрясать воображение.

https://t.me/russica2/34939
источник
Научно-образовательная политика
⚡️ Тамбовский госуниверситет им. Г.Р. Державина организовал для своих студентов и сотрудников, которые переболели коронавирусом, бесплатную программу реабилитации.

Восстановление рассчитано на 21 день. Сначала программа включает первичный прием терапевта в медицинском центре вуза и консультации у специалистов Центра практической психологии ТГУ. Затем студент проходит физическую реабилитацию, которая включает занятия в бассейне и лечебную физкультуру.

Также программа включает оздоровительные мероприятия на базе отдыха «Галдым».

#COVID #коронавирус #вуз

ОПЕРАТИВНО О КОВИДЕ
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В июле в Сибирском федеральном университете создали лабораторию по глубокому обучению. Коллектив международный, всем сотрудникам и завлабу нет и 30 лет. Ученые уже предложили несколько решений, в т.ч. по машинной диагностике COVID19.

И вот новый проект – спроектирован нейросетевой алгоритм идентификации различных особей и пород животных по строению и окрасу. Результаты будут востребованы в АПК и ветеринарии.

В будущем интеллектуальная система на основе этого алгоритма позволит моментально выдавать сигналы обо всех проблемах. Данные поступят с камер наблюдения, а ИИ проанализирует изменения в поведении животных.

Проректор по научной работе СФУ Руслан Барышев специально для НОП: «Все сотрудники лаборатории участвовали в «Архипелаге 20.35». Их стартап вошёл в ТОП-50 всероссийского интенсива по ИИ и анализу данных.

Использование ИИ в животноводстве становится трендом. Таких лабораторий, как та, что создана в СФУ, должно становиться больше. Это позволит России удержаться в лидерах по высоким технологиям».
источник
Научно-образовательная политика
Из разговора с другом:

"Многие мои коллеги, да и я, наверное, почему-то считаем, что гуманитарное образование нужно не для того, чтобы говорить хорошо о важном, а чтобы говорить легко и быстро. Из-за этого многое становится неубедительным даже у приличных людей..."

Важное наблюдение. Особенно по поводу б(в)логеров, простите за выражение... Хотя и не только про них. Но что еще примечательно:  это неубедительное все же может расходиться быстро, широко и быть популярным...
источник
Научно-образовательная политика
OPEN RUDN: стирая устаревшие стереотипы коммуникации

Сейчас много говорится о «третьей миссии» университета – о социальной, то есть о его встроенности в развитие локальных, городских и региональных сообществ. Не менее важно формирование доверия внутри каждого вуза. Для этого требуется известная смелость руководства – чтобы решиться на открытый разговор с сотрудниками и студентами.

У РУДН сформировалась добрая практика общения ректора со студентами. Эту традицию подтвердил состоявшийся сегодня диалог ректора Олега Ястребова со студентами, который прошел в формате прямой линии.

Студенты могли задавать любые вопросы. Глава РУДН принципиально настаивал на том, чтобы не было никаких «заготовок» и «подсадных уток».

Вопросы были самые разные - от дизайна комнат, лечения зубов, «завала» на экзаменах до серьезных системных вопросов, касающихся пересмотра учебных планов обучения, участия студентов в борьбе с COVID-19 и т.д.

«Ребята должны видеть, что ни один вопрос не был забыт!» - подчеркнул Олег Ястребов в ходе диалога.

Как известно, из-за ограничений, вызванных пандемией, многие студенты не смогли приехать в Россию к началу учебного года. Много вопросов во время прямой линии поступило от иностранных студентов. Одним из наиболее актуальных на фоне начавшейся в России вакцинации против коронавируса стал вопрос о возможности получить прививку иностранцам. «В нашем университете нет сегрегации на основании гражданства! Вакцину получат все, никого не разграничат в правах», - однозначно заявил Олег Ястребов.

Конечно, не на все вопросы можно ответить «с лёту», но все они учтены, соответствующие поручения розданы – и на каждый обязательно будет дан ответ. Так во время диалога некоторые темы Олег Ястребов взял на заметку для обсуждения на совещании с проректорами.

Прямая линия – это инструмент эффективной двусторонней обратной связи. В итоге Олег Ястребов смог понять, что именно волнует студентов. А подобная прямая обратная связь чрезвычайно важна – ведь в конечном итоге университет существует для студентов. Учащиеся убедились, что ректор вуза не небожитель, не забронзовел.

Прозрачность взаимодействия – достаточно серьезный вызов для обеих сторон. Студенты смогли донести свои проблемы, но и им теперь придется соответствовать новому формату отношений. Ведь и с них теперь ректор может спросить напрямую. Данная ситуация способствует воспитанию гражданственности, когда права и возможности не существуют в отрыве от отвественности.

Подобные демократические традиции являются залогом лояльности выпускников – что подтверждается и на российском, и на международном уровне.

По итогам прямой линии ректор РУДН Олег Ястребов дал комментарий специально для НОП:

«Я убежден, что сила университета в его студентах. Нам надо поддерживать каждого из них, чтобы они могли развиваться в соответствии со своими планами и стремлениями.

Этот год крайне непростой для всех в вузе, важно, чтобы никто не чувствовал себя обделенным.

Мы понимали, что при уходе в онлайн мы не должны потерять контакт со студентами. В связи с чем мы стали проводить активную работу в социальных сетях.

Я лично отвечаю на вопросы и комментарии обучающихся.

При всех ограничениях этого года университет стал более открытым. Руководство университета отнеслось к этим изменениям с одобрением. Регулярная обратная связь от студентов, показывает, что им действительно нужны эти инструменты коммуникации и что они эффективны. Я думаю, такой формат взаимодействия останется и после снятия ограничений, потому что он смог себя зарекомендовать».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 December 16
Научно-образовательная политика
Лилия Салаватовна, с днём рождения!

В Вашем лице у всех нас прекрасный председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Присутствующий на фото Андрей Корнеев, статс-секретарь – заместитель Министра просвещения Российской Федерации, очевидно подтвердит🥂
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Елена Загайнова, Ректор Университета Лобачевского, профессор РАН, член-корреспондент РАН, о проекте      "Наука. Территория героев"
www.наука.национальныепроекты.рф
источник
Научно-образовательная политика
Новые возможности для каждого бизнеса

Несколько тысяч слушателей из числа жителей Кабардино-Балкарии, а также из других регионов России прошли обучение по трем программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, реализуемым в 2020 году Департаментом НТИ и общественных мероприятий Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование».

Обучение на безвозмездной основе в онлайн- и офлайн-формате за счет средств гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования РФ, проведено по программам: «Образование в цифровую эпоху: актуальные подходы, инструменты, технологии», «Организация и ведение малого бизнеса», «Профилактика инфекционных заболеваний. Актуальные вопросы профилактики новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Стать предпринимателем, запустить стартап, создать оригинальный продукт, услугу – это захватывающе интересно и перспективно, но требует усилий и знаний. У многих людей есть идеи для бизнеса, идеи для запуска нового продукта, но лишь немногие стартуют и открывают новый бизнес, делают его успешным, поскольку просто не знают, как начать, как организовать процесс. Программа профессионального обучения «Организация и ведение малого бизнеса» рассчитана не только на тех, кто уже нашел себя в бизнесе, но и на тех, кто пока не имеет никакого отношения к предпринимательству. Она дает возможность приобрести знания и навыки организации и ведения бизнеса каждому слушателю вне зависимости от его профессии (условием участия в программе является наличие профессионального образования, высшего или среднего в любой сфере) и даже возраста (возрастной диапазон широчайший – 18-65 лет).

72-часовая программа состоит из модулей, каждый из которых раскрывает определенный аспект организации собственного бизнеса: выбор организационной формы и системы налогообложения, работа с персоналом, основы договорных отношений, меры поддержки малого предпринимательства.

Слушатели, освоившие программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получили удостоверение о повышении квалификации, но главное - обрели новые компетенции, которые позволят им чувствовать себя увереннее в непростой экономической ситуации, сложившейся в условиях пандемии.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Хорошая логика и выводы.

А Вышка в очередной раз обосновала тезис о серьёзной недофинансированности науки и системы образования в России.

Кстати, о недостатке финансирования этих сфер как системной недоработке регулярно говорят и другие лидеры мнения. Например, президент РАН Александр Сергеев и председатель Счётной палаты Алексей Кудрин.

У России масштабные планы по научно-технологическому лидерству в мировом масштабе. Для этого нужно укрепить систему воспроизводства научных кадров мирового уровня, усилить мотивационную схему и технологические возможности для учёных в России.

Это же актуально и для лидерства в системе школьного обучения, СПО и высшего образования: на ситуационном доверии экспертов ОЭСР, победах по линии WorlsSkills Russia или успехах отдельных университетов в мировых рейтингах общую синергию построить нельзя.

За прорывными идеями должны идти деньги.

https://t.me/nauchnaya_iznanka/181
Telegram
Научная изнанка РФ
Вот в чем отличие моего канала от официальных СМИ👌

НИУ ВШЭ выпустила очередной сборник из серии «Наука. Технологии. Инновации». Здесь по полочкам разложили где и какое место в научной среде занимает Россия.
Вот только официальные СМИ решили не говорить, насколько пунктов отечественная наука проигрывает конкурентам, так как таким образом картина получается удручающая.
Ну мы же за правду? Пускай и не всегда приятную😏

1. По финансированию науки в год РФ занимает 9 место (41 млрд $). Не очень плохо, да? Вот только если говорить о конкретных суммах, то это в 12 раз меньше чем у Китая (496 млрд $) и в 13 раз чем у США (543 млрд $). Пропасть между нашими странами очевидна.

2. Сколько патентов в год мы имеем? РФ на 11 месте (30 тыс патентов), неплохо быть одиннадцатым среди 200 государств? Но сравним цифры. Это в 17 раз меньше чем у США (515 тыс патентов) и в 48 раз меньше чем у Китая (1,5 млн патентов). То есть опять мы наблюдаем несопоставимый разрыв в патентной деятельности.

3. Средняя месячная зарплата научного…
источник
Научно-образовательная политика
Лаборатория на юбилей

В рамках юбилейной недели, посвященной 90-летию МАДИ, 15 декабря на полигоне вуза состоялось торжественное открытие совместной инновационной лаборатории с крупнейшим промышленным партнером – ООО «Инновационный центр «КАМАЗ».

В торжественной церемонии открытия лаборатории приняли участие Заместитель министра образования и науки Петр Кучеренко, директор Инновационного центра КАМАЗ (Сколково) Алексей Горбатовский, а также руководители Дептранса Москвы – и.о. замначальника Управления развития транспортных коммуникаций Никита Мещанинов, начальник отдела модерирования и отчетности Игорь Молокоедов и начальник отдела систем управления Службы энергетических и инновационных проектов ГУП «Мосгортранс» Сергей Белов.

Давая старт работе лаборатории, врио ректора Андрей Келлер подчеркнул, что новое подразделение – лишь «первая ласточка» в ряду совместных проектов МАДИ с крупнейшими промышленными партнерами, которые в ближайшее время будут созданы в рамках консорциума университета с лидерами автомобильно-дорожной отрасли.

Научно-производственная и учебно-производственная лаборатория актуальных проблем электрооборудования транспортного назначения кафедры «Электротехники и электрооборудования» МАДИ расположена на полигоне университета на Ленинградском шоссе.

Лаборатория оснащена самым современным оборудованием для проведения научно-исследовательской и учебно-практической деятельности, предоставленным промышленным партнером. Для использования в учебном процессе подготовлены автономные автомобили КАМАЗ Шатл 1221, среднетонажный грузовой автомобиль 4308, электробус 2257Э и другое оборудование.

Теперь новейшие разработки конструкторов и технологов КАМАЗа будут доступны для изучения и станут базой формирования профессиональных компетенций будущих специалистов. Ученые МАДИ понимают, что только в тесном взаимодействии с ключевыми предприятиями отрасли можно готовить конкурентоспособных выпускников, отвечающих запросам рынка труда.

Электротранспорт и беспилотники – два передовых исследовательских фронта в области автотранспорта. Москва стала электробусной столицей мира. В других регионах присутствуют иные форматы и комбинации электротранспорта.

Беспилотники – тренд не только в транспортной, но и цифровой сферах. КАМАЗ уже обкатывает свой беспилотный грузовик, потому учиться студенты будут на самом передовом оборудовании. И сам МАДИ сможет привнести многое из своих компетенций в программу беспилотников КАМАЗа.

Важно, что в совместной инновационной лаборатории представлены самые передовые разработки – в итоге к моменту как они завоюют дороги страны, сегодняшние студенты закончат обучение и смогут приступить к работе в новых транспортно-технологических условиях.

Лаборатория также открывает новые возможности для проведения научных исследований, позволит создать уникальную экспериментально-аналитическую базу для успешной реализации международных проектов серии Формула Студент в классах электрических и беспилотных прототипов.

Отметим, что кафедра «Электротехники и электрооборудования» – одна из старейших кафедр МАДИ. Последнее десятилетие область профессиональных знаний коллектива кафедры неуклонно расширяется. Активно проводятся работы по исследованию электромобилей и мехатронных систем для автономных транспортных средств. Кафедра глубоко интегрирована в структуру автомобильной промышленности России, чутко учитывая ключевые проблемы, тенденции и направления стратегического развития в области электротранспорта.

Формирование консорциума в автомобильно-дорожной отрасли – отличная заявка на участие в Программе стратегического академического лидерства, а также в формировании межинституциональных взаимодействий с научными и научно-образовательными центрами – мирового уровня и региональными.

МАДИ благодаря своим наработкам и расширяющейся сети партнеров становится ключевым центром компетенций не только для развития автомобильно-дорожной отрасли, но и в реализации этого компонента в рамках обеспечения транспортной связанности страны (по соответствующему приоритету Стратегии научно-технологического развития).

Подробнее.
источник