Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 17
Научно-образовательная политика
Один из вопросов от детей, заданных волонтером в колл-центре: Пожалуйста, сделайте так, чтобы я учился на дистанционном образовании, или мой брать пусть тоже идет в школу.

Владимир Путин: К сожалению, это вынужденная мера, но несправедливая. Мы вынуждены слушать докторов, врачей. Они говорят, что дети млаших возрастов болеют меньше и легче. А старших классов – болеют чаще, потому им лучше учиться в некоторых случаях дистанционно. Я очень рассчитываю на то, что это скоро закончится.

Хочу порадоваться и поблагодарить твоих родителей, что вы так с братом друг к другу относитесь.
источник
Научно-образовательная политика
В финале пресс-конференции прозвучало два научных сюжета. Мозги ученых и изобретателей, таланты инженеров – основы обеспечения безопасности страны. Лишний раз подчеркнут передовой характер «оборонки» и ее роль в качестве одного из двух (наравне с Атомом) локомотива научно-технологического прорыва. Напомним, что в рамках диверсификации ОПК он в течение нескольких лет должен достичь 50% выпуска гражданской продукции. Таким образом, можно ожидать, что также на «гражданку» будет переплеск идей и технологий.

Второй сюжет – сельское хозяйство, в частности – обеспечение безопасности и независимости по семенному материалу. Здесь прямая отсылка к Федеральной научно-технической программе сельского хозяйства. В ее рамках по различным сельхозкультурам (а также по животноводству) реализуются подпрограммы, целью которых является, в первую очередь, обеспечение России собственным высококачественным семенным материалам. Также по этому направлению в стадии организации 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров по нацпроекту «Наука».
источник
Научно-образовательная политика
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС» для НОП:

«16 декабря в рамках традиционного цикла «Рождественские лекции» НИТУ
«МИСиС», стартовавшего в 2012 году, прочитал лекцию известнейший физик,
доктор физико- математических наук, профессор Андрей Варламов. Один из ведущих популяризаторов науки, автор нескольких десятков книг, прошедших множество переизданий, рассказал о своем учителе, нобелевском лауреате,
профессоре Алексее Абрикосове, на протяжении 16 лет возглавлявшем в нашем университете кафедру теоретической физики.

В 2020 году «Рождественские лекции» проходят в онлайн-формате, поэтому присоединиться к трансляции может любой желающий. Вас ждут лекции вице- президента РАН Владимира Чехонина, профессора Валерия Фокина, а член- корреспондент РАН Александр Кабанов тему своей лекции обозначил как «Новогодние истории о том, как химику трудно заниматься биологией, и что из
этого может выйти». Приглашаю всех интересующихся наукой на «Рождественские лекции» НИТУ «МИСиС»:


https://vk.com/video-62258607_456240465
источник
Научно-образовательная политика
И снова звучит «Волонтёры мне недавно говорили..», - ставшая классической фраза Владимира Путина.
источник
Научно-образовательная политика
Гибкость образования

Правительство внесло в Государственную Думу законопроект, по которому будут «перезагружены» требования ФГОС и профстандартов в образовании.

Ключевые предлагаемые изменения
1.  ФГОС могут формироваться не только по отдельным специальностям (направлениям подготовки), но и их укрупненным группам, а также областям и видам профессиональной деятельности.
2.  Образовательные программы могут включать в себя элементы разных ФГОС и профстандартов – в зависимости от предполагаемой сферы работы выпускников.
3.  Возможно получение нескольких квалификаций.

В итоге
1.  Новые виды ФГОС открывают широкие возможности для реализации модели 2+2. После двух лет подготовки студент может выбрать траекторию углубленного изучения либо сменить направление.
2.  Открываются реальные перспективы для формирования сетевых программ.
3.  Получение нескольких квалификаций позволит заинтересованным студентам максимально полно использовать время обучения в вузе.
4.  Обеспечивается более логичная сквозная интеграция уровне СПО и высшего образования.
5.  Получившаяся система стандартов позволит образованию стать более гибкому.
6.  Возрастет самостоятельность образовательных организаций, а равным образом – и их ответственность.
7.  Появится возможность интегрировать и пересобирать аудитории на занятиях и дисциплинах в соответствие с разными ФГОСами.

Дискуссионные моменты
1.  Укрупнение ФГОС может поставить вопрос о том, что по итогам двухлетнего обучения при освоении соответствующей программы студент может (или должен) получать подтверждение с присвоением квалификации.
2.  Возможности укрупненных и сквозных ФГОС, а также стандартов по областям и видам профессиональной деятельности по задумке должны облегчить выстраивание различных векторов образования. На деле возможно замыкание вузовских пространств стандартов, поскольку не предусмотрены механизмы обязательной стыковки между собой.
3.  Можно ожидать, что вследствие этого постепенно станет сужаться пространство профилей по направлениям подготовки. Модель 2+2 предполагает освоение достаточно широкой базы компетенций на первых двух годах обучения вместе со специализацией на вторых. При этом получается формат: укрупненные бакалавриат + направление подготовки. Реализация компонентов профиля в рамках направления подготовки может стать затрудненной.
4.  Модель 2+2 как и формат новых ФГОС далеко не всегда может быть реализован «растаскиванием» общих дисциплин и компетенций на первые два года обучения и концентрированием более узких – на вторые.
5.  Предлагаемые изменения смогут быть воплощены лишь в модульных образовательных программах, где веса тех или иных блоков будут заранее известны.
6.  Новые формы ФГОС должны стимулировать индивидуальные образовательные траектории студентов, однако при этом они могут сузить вариативность – поскольку для выполнения требования тех или иных ФГОС студент будет вынужден однозначно выбирать те или иные курсы по выбору.
7.  Также не до конца прописан вопрос, что делать, если по итогам подготовки так сложилось, что студент отучился необходимое количество часов и зачетных единиц, но при этом до конца не соответствует ни одному из параллельно действующих ФГОС.
8.  Во многих укрупненных группах направлений подготовки или специальностей уже присутствуют некоторые «обобщенные» программы. Они имеют свои ФГОСы, а вот получение разрешений на них в ряде случаев выдавалось «по совокупности» имеющихся и акредитованых ФГОС более четкой специализации. Очевидно, именно эти направления подготовки станут базой для стандартов по укрупненным группам.
9.  Вероятно, что подобные трансформации постепенно снизят ценность второго высшего образования в пользу программ ДПО (непрерывного обучения в течение всей жизни).

Текст документов при внесении законопроекта: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1076089-7
источник
Научно-образовательная политика
Ольга Михеева, советник губернатора Самарской области, генеральный директор управляющей компании НОЦ мирового уровня "Инженерия будущего" о проекте "Наука. Территория героев"

www.наука.национальныепроекты.рф
источник
Научно-образовательная политика
Анатолий Николаев, Ректор СВФУ, о проекте "Наука. Территория героев"

www.наука.национальныепроекты.рф
источник
Научно-образовательная политика
Первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко о стратегии СПО-2030:

Подходы к организации образования важно разрабатывать совместно с международными экспертами. Нынешний год - год 80-летия системы СПО. Государственная система СПО позволила поднять экономику в период ее становления. Сегодня сеть учреждений СПО насчитывает более 3600 колледжей и свыше 3 млн студентов.

Образовательные организации должны соответствовать ожиданиям людей и помогать развивать профессиональные навыки. Благодаря федпроекту “Молодые профессионалы” за последние несколько лет были модернизированы учреждения СПО, это привело к росту числа студентов.

Важным, с точки зрения модернизации, является совместный проект в субъектах РФ с АСИ и “Молодыми профессионалами”. Он нацелен на кадровое обеспечение промышленного роста и отвечает на запросы промышленной экономики.

Особое внимание сейчас уделяется развитию инфраструктуры и материально-техническому оснащению. Заметен рост числа профессиональных мастерских в каждом субъекте РФ.

Повышение финансовой устойчивости один из важнейших приоритетов в СПО. В планах - внедрение гибких нормативов финансирования государственных программ. В текущий момент значительное число расходов по подготовке специалистов покрывается из внебюджетных средств.

В процессе находится обновление содержания ФГОС, их разработка и актуализация. Следующим шагом станет ведение реестра нормативных программ, который будет обновляться в соответствии с обновлениями ФГОС.

Система достигла ощутимых результатов и показателей. В частности, на базе колледжей реализуется профессиональное обучение для лиц разного возраста, включая граждан пенсионного и предпенсионного возраста. Интенсивно применяются в процессе обучения методики “Молодых профессионалов”.

Основные модернизационные процессы в системе СПО отвечают изменениям на рынке труда. Современный колледж должен отвечать изменениям, потому что это передовая площадка, которая проникается духом современного общества. Новым элементом системы стали центры профессиональной подготовки как интеграторы потребностей рынка труда.

Важно отметить, что уделяется внимание повышению качества общеобразовательной части СПО. Предлагается постоянный мониторинг качества на основании ВПР на входе и выходе.

Необходимо также обеспечить внедрение управленческих команд СПО в региональные системы управления, способствовать развитию конкуренции путем подготовки и участия студентов в WorldSkills International и WorldSkills Russia.

Кроме того, современный колледж как современная технологическая площадка позволяет организовать раннюю профориентацию, обеспечивая важную часть профессионального становления. Активно ведутся разработки и внедрение новых технологий, в том числе союз “Молодые профессионалы” реализовал проект “Билет в будущее”.

В числе приоритетных направлений - открытые онлайн-уроки, их целью является популяризация рабочих профессий среди школьников. Это формирует абитуриента нового уровня, у каждого из которых сегодня есть возможность построения индивидуальной траектории развития в системе СПО.
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 December 18
Научно-образовательная политика
Критикуя – соответствуй

Научная этика – сложное понятие. Это некий полуформальный свод правил, которые сформированы на основе консенсуса большей части исследовательского сообщества.

Как недостижима абсолютная научная истина, так и этические обычая не могут быть четко и исчерпывающе изложены или монополизированы одним из участников.

Однако, либеральная идеология склонна абсолютизировать и догматизировать многие морально-нравственные и этические вещи. Отсюда проистекает любая «политика нулевой терпимости», которая распространилась и на науку – в частности, на плагиат.

Это хорошая позиция, чтобы в целом рассуждать о научном бытии, но она никуда не годится, когда речь идет о формальных процессах. «Ноль по плагиату» - это сколько? Одна фраза – это уже плагиат? Или это любая не совсем по ГОСТу оформленная цитата? Или это отсутствие текстуальных совпадений хоть с чем-то написанным ранее, в том числе – самим автором?

Количественные оценки заимствований – чистый аналог наукометрии. Всегда необходимо глубокое изучение полученных чисел, а также обязательна экспертная оценка. По сути своей, научному сообществу претит как голая наукометрия, так и исключительно количественные вещи в принципе. В оценке плагиата – в частности.

Все указанные дилеммы наглядно проявляются в деятельности т.н. «вольного сетевого сообщества» «Диссернет». Принадлежность к либерал-радикальному политическому спектру сама по себе настораживает научное сообщество. Тем более – преклонение адептов Диссернета перед счетным механизмом в противовес живому уму.

Именно активисты и идеологи Диссернета пытаются узурпировать и монопозировать власть над этикой – то есть стать главным мерилом определения что хорошо в науке, а что плохо.

Причем, важнее процесс, а не результат. Кейсы всё мельче, за плагиат выдается то, на что пару лет назад и внимания бы не обратили. А фокус внимания Диссернта по персоналиям дает четкое представление о политической подоплеке функционирования «сообщества».

В свое время бывший и.о. ректора Курганского госуниверситета Константин Прокофьев попал под инициированную Диссернетом процедуру. К нему у «активистов», да и у широкого экспертного сообщества, был перечень претензий. Впрочем, ВАК в итоге постановил, что заимствований не было, сохранив за Константином Прокофьевым ученую степень. А сам он в итоге занял пост проректора Оренбургского госуниверситета, что вызвало удивление многих экспертов в научно-административной сфере.

Однако, Диссернет приемлет лишь выгодные его руководству решения. Когда ВАК лишает степени – то ее «продавили» и Комиссия не так уж плоха. Когда отказывается – становится гнездом коррупции.

Если свести претензии к существующим процедурам присвоения и лишения научных степеней к одной формуле – то это протест против двойных стандартов. При этом ключевые публичные лица Диссернета являются не самыми выдающимися учеными, и их рейтинг в профессиональном научном сообществе не столь высок. Тем не менее, они берут на себя смелость судить людей, заслуги которых несопоставимо выше. Это идет в разрез с теми неписанными правилами, которыми руководствуются ученые.

Более того, те самые двойные требования активно применяются активистами и руководителями Диссернета к себе. Ровно на тех же формальных основаниях, на которых активисты строят свои обвинения, недавно попался один из лидеров Диссернета Михаил Гельфанд. Доказательная база собрана большая. Только вот почему-то комментариев от Диссернета не слышно.

Получается, что активисты сетевого сообщества не рыцари без страха и упрека, а рядовые деятели науки, которые используют двойные стандарты, слегка нарушают процедуры, иногда обширно цитируют себя или отправляют тексты в несколько журналов.

Но могут ли такие эксперты претендовать на звание Этического Абсолюта – если сами не соответствуют тем требованиям, что предъявляют другим?
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас проходит церемония подписания Российско-Китайского соглашения по вопросам сотрудничества и совместной деятельности в сфере развития системы профессионального образования.

От России договор подписали
Директор Московского филиала  «Институт развития профессионального образования» Максим Дмитриев. От Китая - Генеральный директор Пекинской Международной Образовательной и Культурной Компании «WECO»
Ван Хэ.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В эти минуты, 18 декабря, проходит Общее собрание профессоров РАН.

Вступительное слово министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. Часть 1/2:

Институт профессоров РАН возник на определенном историческом этапе развития Российской Академии Наук. Возник, на мой взгляд, в тот момент, когда Академия отвечала на запрос со стороны общества на обновление. На необходимость дополнительно уточнить место Академии в развитии страны. Быть призванной к активному участию в модернизации экономики социальной сферы. Это очень важно помнить, потому что во время таких встреч мы всякий раз отвечаем может быть даже на незаданные вопросы: а какую задачу решает то, или иное сообщество? И, собственно, исходя из этого и министерство должно выстраивать определенным образом диалог.

Не только с Академией, но и с ее значимой частью, как является Институт профессоров РАН. Сейчас еще рано говорить о значении этого института в судьбе Академии. Но очевидно, что профессора РАН образовали особое профессиональное сообщество, нацеленное на реализацию определенной социальной миссии. На мой взгляд, эта миссия неразрывно связана с Академией, обозначением особого места науки и служения ей в истории России.

Молодые люди, профессора РАН, не просто разделяют ценности служения России через служение науки, научный поиск истины, но и публично это отстаивают. Мне кажется, запрос на такую гражданскую позицию со стороны молодых людей, разделяющих, объясняющих и отстаивающих миссию академической науки как служение стране через служение науки, объясняет возникновение Института профессоров РАН.

Принципиально важно, что деятельность профессоров построена на принципах, в каком-то смысле, волонтерства. Я не случайно провожу этот мостик: сегодня, в это время вы видите, что добровольчество  и волонтерство как особый социальный институт сыграло чрезвычайно важную роль в 2020 году. Это, в целом для страны, институт, который имеет особую значимость. Это для воспитания молодежи особый инструмент, для наших университетов, и мне кажется принципиально важным, что ваша деятельность построена на этих же принципах: популяризация наука, экспертиза результатов и планов научных исследований, наставничество, в отношении тех, кто только вступает на путь исследований. Ведется бескорыстно, часто во внеурочное время, сверх того, что определенно трудовой функцией. Это поступки, которые самоценны. Поступки, которые созидают авторитет в гражданском обществе, это поступки, которые формируют особое отношение как к науке, так и к ученому; в обществе это то, о чем мы с вами много говорим: авторитет исследователя, особое уважение к исследовательской деятельности. В каком-то смысле, это фундамент, который позволяет устоять в трудные времена.
Профессора РАН очень важны и для самой Академии, поскольку это время, когда Академия, в лице своих членов, может посмотреть на человека, насколько он готов стать вровень. Ведь быть членом Академии это все-таки больше, чем просто быть успешным и, как мы знаем, даже известным ученым. Время проверить, насколько тот или иной человек разделяет те ценности, которые скрепляют Академию. В некотором смысле это школа, которую надо пройти, чтобы быть принятым в члены Российской Академии Наук. Важны профессора РАН для Академии тем, что они позволяют выстраивать другого качества и плотности коммуникации с разными социальными профессиональными группами.

Вы представляете Академию на различных площадках и профессиональных, и молодежных, там, где может быть не всегда комфортно чувствуют себя более уважаемые, именитые, заслуженные действительные членые Академии наук. В силу возраста, мобильности, намного проще вам, профессорам РАН, найти общий язык с представителями самых разных групп.
источник
Научно-образовательная политика
В эти минуты, 18 декабря, проходит Общее собрание профессоров РАН.

Вступительное слово министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. Часть 2/2:


Сегодня я хочу отдельно поблагодарить профессоров РАН за помощь и поддержку, которую вы оказывали в реализации всех крупных проектов. Вы активно включены в государственную программу научно-технологического развития, и, в более общем смысле, в достижение тех целей, которые поставлены стратегией научно-технологического развития. Вы принимаете активное участие в национальном проекте «Наука».

И, мне кажется, мы с вами академическое сообщество, всегда люди не простые, с критическим мышлением, критически настроены к тому, что происходит, но при прочих равных у нас в целом успешный год. Многое из того, что  задумали мы, многое, что было задумано до нас, на 2020 год и положено в планы, так, или иначе реализовано. Чаще всего это реализовано очень хорошо. На следующей неделе мы подведем итоги реализации национального проекта «Наука».

И в этом году появился ряд новых инициатив, которые в окончательной редакции, осталось совсем немного, будут оформлены в обновленной национальном проекте «Наука и университеты». На нашей прошлой встрече ряд коллег совершенно справедливо сказали, что будущее российской науки, академической науки, фундаментальной, прикладной, поисковой ее части состоит в более тесных взаимоотношениях с  нашими университетами, в разумной интеграции, при сохранении академического суверенитета сторон.

А именно, в поиске особых форм, нормативном оформлении форм таких как: научно-образовательные консорциумы, академические консорциумы, исследовательские консорциумы, с четким понятным статусом пром.участников, ответственностью, разделением прав, обязанностей и так далее
.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В эти минуты, 18 декабря, проходит Общее собрание профессоров РАН.

Вступительное слово президента РАН Александра Сергеева:

Пожалуй, ограничусь просто тем, что скажу, что сегодняшнее мероприятие очень важно не только для профессоров, и не только для руководителей министерства науки и высшего образования, но очень важно и для всей Российской Академии Наук.

Действительно, профессора РАН - это новая когорта, новое сообщество, которое очень нужно Российской Академии Наук, очень нужно российской науке. И тот функционал, который сейчас уже есть, и, я надеюсь, тот функционал еще больший, который будет, он вне всякого сомнения, отвечает развитию нашей страны.
тот функционал еще больший, который будет, он вне всякого сомнения, отвечает развитию нашей страны.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник