COVID: квазирелигия и секта
В телеграм-пространстве все чаще рассматривают окружающие нас реалии с религиоведческой точки зрения. Речь не только о том, что Русская Православная Церковь, ее иерархи и священнослужители создают Телеграм-каналы и все более ярко представлены в общественно-политических дискуссиях. Примечательно то, что в рамках коллективной рефлексии стала все более четко видна определенная методология восприятия реальности.
Для анализа возьмем два поста.
Первый – от Кристины Потупчик, в котором она рассуждает о коронавирусе как квазирелигии. По ее мнению, сформировались все религионзные признаки: медицинская маска (визуальная идентификация), гонения на (ковид-)диссидентов, великомученики и герои (врачи), ритуальность и обрядовость (обработка рук, ношение и смена масок), причастие (прививка как его аналог), необходимость ежедневно трудиться во избавления от греха (коронавируса) и невозможность полного исцеления, равенство (болеют все), всеприсутствие (COVID везде), духовный опыт.
Поспорим с одним из пунктов – невозможностью полного исцеления. Безгрешных на достаточно длинных отрезках времени действительно нет. Однако, в отдельно взятом моменте времени можно говорить о практически полном отсутствии греха – сразу после крещения или исповеди.
Гораздо лучше ситуацию характеризует вакцинация от коронавируса. От крещения до отпевания или от исповеди до исповеди (между первым и вторым вакцинированием) человек все-таки может согрешить (то есть заболеть), потому и нельзя жить во грехе – никому не известно, когда он предстанет перед Богом (в данном случае – когда и если заразится).
Наблюдение Кристины Потупчик очень четко указывает на особенность мышления людей в эпоху встреч с невидимыми угрозами – восприятие реальности поляризуется между скептическим и религиозно-мифическим. Аналогией может служить радиация – после Чернобыля многие люди отрицали сам факт ее существования – «раз не видно, значит не существует». По той же модели мыслят те, кто говорит «коронавирус не существует», рассуждает об «американском следе» или «глобальном заговоре фармлобби».
Во втором материале, который мы проанализируем, речь идет о сектах и их признаках. Над этой темой
размышляет «Русский research».
Автор выделяет следующие черты сект: маркетинг (пропаганда), язык (передернутые понятия, слова-маркеры), непогрешимый лидер, иерархия и двойное учение (маскировка под общепризнанные ценности, наличие скрытой мотивации у руководства), взносы, информационные материалы и собрания, постоянная активность.
Данный перечень достаточно полно отражает сущность сект. Для нашего анализа важно то, что они формирует квазирелигии. Антипрививочники и ковид-диссиденты соответствуют параметрам и сектантства, и квазирелигиозности.
Оба явления – это, в определенном смысле, ответ сознания (общественного и индивидуального) на явный кризис идентичности. Особенно это важно для России, где самоидентификация всегда оставалась многоуровневой и плавающей. Общий враг сейчас понятен – коронавирус. Это универсальное зло, с которым сталкивается весь мир. Общество атомизируется (например, в рамках самоизоляции), а это приводит к активному поиску сопричастности чему-то большему. Постоянно проводимые аналогии между COVID и Великой Отечественной войной также не всегда способствуют сплочению общества поскольку любой конфликт четко делить мир на «свой» и «чужой». В случае с коронавирусом это работает плохо – он вездесущ. Потому приходится постоянно искать виноватых – будь то те, кто не носит маску, или фармлобби (для ковид-диссидентов).
Заметим, что оба автора говорят об универсальных характеристиках мышления общества (в больших или малых группах). Аналогичные выкладки можно применить к ярым сторонникам тех или иных политических течений, радикальным феминисткам, «Диссернету» и многим другим явлениям.
Важно то, что к описанию и поиска путей взаимодействия с ними должен быть привлечен тот язык (инструментарий), который соответствует их сущности. В данном случае – квазирелигиозной и сектантской.