Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 14
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В декабре более 50 университетов предлагают взрослым гражданам пройти бесплатные дистанционные курсы повышения квалификации. По окончании курсов выдаётся сертификат государственного образца.

👨‍🎓Обучение проводится по направлениям: подготовка в сферах бизнеса, экономики, IT, права, иностранных языков, искусства, дизайна, педагогики, управления образованием и муниципального управления и т.д. Право на бесплатное обучение имеют граждане с высшим или профессиональным образованием.

➡️Полный список вузов. Наименования поставляемых курсов указаны на сайтах образовательных организаций.

🖇Бесплатные дистанционные курсы проходят в рамках Федерального проекта «Новые возможности для каждого».

#МинобрнаукиРоссии
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Рудской, Академик РАН,
Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
о проекте
"Наука. Территория героев"
www.наука.национальныепроекты.рф
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Детали химического прорыва

9 декабря в Москве прошел первый отраслевой форум «Химпром в деталях 2020». Руководители химических предприятий обсудили перспективы развития химического комплекса России, повышение инвестиционной привлекательности и меры поддержки малотоннажной химии.

В форуме принял участие Александр Мажуга, ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева. Также в мероприятии участвовали представители министерств, научных институтов, ведущих компаний химического комплекса, финансовых структур и институтов развития, ключевых регионов химической промышленности и особых экономических зон. Организатором выступило Министерство промышленности и торговли РФ. В рамках мероприятия были подняты вопросы инвестиционной активности химической промышленности, цифровизации, развития и внедрения новых технологий в нее.

«Без развития науки и собственных технологий невозможно дальнейшее развитие химической промышленности. Стимулирование долгосрочных инвестиций способствует тому, что бизнес начинает активнее вкладываться в науку и технологии. Это очень важно потому, что не имея стабильного инвестиционного климата, сложно тратить собственные средства на развитие науки или технологии, которые появятся только через 3, 5, или больше лет. Государство активно поддерживает комплексные научно-технологические проекты, бизнес может использовать бюджетное финансирование для компенсации затрат на научно-технологическую деятельность. Это приведет к увеличению количества отечественных технологий, который химический комплекс будет использовать», - отметил в комментарии для НОП Александр Мажуга, ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Также особое внимание спикеры уделили малотоннажным направлениям химической отрасли и зеленой политике. Химический комплекс - одна из самых быстро развивающихся базовых отраслей промышленности в экономике нашей страны. Химическая отрасль объединяет более 1000 предприятий страны, производящих основные химические вещества, удобрения, лакокрасочные материалы, химические волокна, резиновые и пластмассовые изделия.

После заседания форума прошло награждение победителей премии «Бизнес-индекс Химкомплекса», организованной Минпромторгом России. В номинации «Инновационный прорыв года» победа досталась РХТУ им. Д.И. Менделеева за запуск проекта ИНТЦ «Долина Менделеева». Также вуз оказался в числе финалистов номинации «Инвестирую в человека», к которой эксперты выбрали пять организаций химпкомплекса, реализовавших самые успешные социальные проекты.

«В нашем университете за этот год мы запустили много больших инновационных проектов, в том числе создали инновационный научно-технологический центр «Долина Менделеева». В РХТУ, опорном вузе химической отрасли России, мы работаем над тем, чтобы поддерживать и развивать химический комплекс высококлассными кадрами, которые будут создавать инновационные проекты, придя работать на химические предприятия», - отметил на церемонии награждения Дмитрий Сахаров, проректор по экономике и инновациям РХТУ.

Участие в таких мероприятиях и заслуженные победы говорят о том, насколько сегодня РХТУ им. Д.И. Менделеева интегрирован в текущую повестку химической отрасли России и создает проекты, востребованные промышленностью. Показательно, что проекты, инновационные и социальные проекты, которые создаются в опорном вузе химического комплекса находятся на одном уровне с проектами ведущих промышленных предприятий химкомплекса России – компаниями Сибур, Щелково Агрохим, Уралхим, ЕвроХим и другими.

Это в очередной раз демонстрирует РХТУ им. Д.И. Менделеева как лидера научно-технологической трансформации химкомплекса России, эффективность работы которого значительно усилится в рамках запланированных проектов Программы стратегического академического лидерства.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
IT и жизнь: возможности и ограничения (1/2)

Арутюн Аветисян, академик РАН, директор Института системного программирования, по итогам Открытой конференции ИСП РАН дал интервью НОП.

по итогам Открытой конференции ИСП РАН дал интервью НОП.

Массовый переход на дистант и платформизация онлайн-работы – каковы риски и как их избежать?

Риски очень многоплановые, в первую очередь, они психологические, потому что потеря контакт с преподавателем и в школе, и в университете - это большая проблема. Мы все знаем, что человек включает записи или онлайны, а лекции не слушает, занят другими делами. Как это проконтролировать без обратной связи? Хотя формально выглядит это так, что учащихся даже на лекциях больше, все цифры лучше. Поэтому основная проблема, на самом деле, там.

С точки зрения образования, даже если что-то взломали, хотя все пользуются и так Zoom, поэтому что взламывать, когда все можно записывать? Если какой-то хулиган зайдет и чему-то помешает, такие ситуации присутствовали в незначительном количестве. Здесь нет никакой сверхсекретной информации, педагог обычно человек публичный, он все равно все рассказывает, в этом смысле я не вижу больших проблем.

Это вскрыло какие-то вопросы, что у нас не было аналогов Zoom, с другой стороны, Ростелеком имеет неплохую платформу, инструменты которой будут внедряться постепенно в учебный процесс.

Обеспечить нормальный уровень безопасности, при необходимости даже высокий, вполне возможно. Я не вижу тут невероятных проблем, но, возможно, нет необходимости такие сверхусилия тратить, потому что мы говорим не о тех данных: курсы и информация открытые.

IT-инструменты помогают бороться с fakenews?

И да, и нет: мы сами делаем инструмент Talisman - платформу, которая анализирует social media, этот инструмент позволяет нам такую задачу немного решать. В целом полностью решить эту задачу на 100% вообще невозможно. Но выявить первоисточник информации, через это определить доверие к этим первоисточникам: желтая пресса или это официальный источник. С другой стороны, зарубежная пресса со ссылками на высокопоставленных чиновников иногда говорит такую информацию, что их собственные масс-медиа утверждают – это фейкньюз.

Поэтому если в определении фейкньюз мы в маразм не впадем, а будем говорить о том, что есть доверенные и недоверенные источники информации, и будем постепенно это наращивать, то это более-менее решаемая проблема. В этом случае с высокой долей вероятности можно будет понять, насколько информация является фейком или достоверной. Этим надо заниматься, нужно уметь собирать и анализировать данные. Это по определению большие данные, им нужна платформа, она у нас есть, но в эту сторону не ориентирована. Если она сейчас начнет определять фейкньюз, то это уже само по себе будет фейкньюз. Она будет определять фейки в определенном сегменте, при этом она может быть на разных сегментах. Невозможно собирать и анализировать все.

Нужны НИОКР. Эту задачу точно надо решать и иметь такие собственные системы, особенно нам, тем, кто не является держателем платформ типа Google и других крупных платформ. У нас есть Яндекс, но при этом многое проходит все равно мимо нас, включая Facebook и социальные сети. В этой связи нужно развивать такие платформы, это было бы здорово, если бы это публично было сделано. Технологии для создания такой платформы у нас в стране есть и позволяют решать задачу борьбы с фейкньюз в какой-то мере.
источник
Научно-образовательная политика
IT и жизнь: возможности и ограничения (2/2)

Воспитание - как оградить от нежелательного контента с помощью IT-инструментов?

Родитель может поставить какие-то ограничения на вход, это есть давно. Если говорить о системах, которые бы автоматически шерстили интернет в соответствии с заданными параметрами, то встает вопрос о том, что такое правильное воспитание. У нас в обществе нет полного консенсуса, мы на чем должны базироваться? Ясно одно, что есть фактологическая история, когда есть какие-то факты, которые через фейкньюз переворачивают сознание молодого человека и все меняется. Например, много фейков про Вторую Мировую войну. И в данном случае речь уже не в воспитании, это фактологически неправильно. Вот как раз верификация фактов, наверное, возможна, с учетом того, что есть энциклопедии, где собран большой объем материалов.

Кроме того, есть специалисты. Если в полностью автоматическом режиме это нельзя сделать, то автоматизировано точно можно, когда система, в случае сомнений, выбрасывает в контур информацию, где человек проверяет соответствие контента. За основу при этом берется достоверная информация, то есть идет кросс-валидация на соответствие. В этом смысле вопрос с фейкньюз в эту логику тоже укладывается.

Нужно такие системы делать, это возможно с ограничениями. Мы живем в мире, где не будет 100% вещей в том смысле, потому что мир быстро меняется. Если мы будем оценочно говорить, то, что сегодня кажется хорошо, завтра может оказаться не очень.

Этим мы пока серьезно не занимаемся - нельзя сказать, что есть система, в которую можно взять и зайти. Это очень сложные технологии, которые не создаются легко. Более того, они не бывают вообще (универсальными), всегда в частности, под какие-то задачи. Нужно что-то междисциплинарное в данном вопросе. Это более сложная проблема, чем может показаться. Но факт чекинга, когда каждый человек одним кликом может проверить, является та или иная информация правдой, каким-то образом решаема.

Цифровизация трансформирует привычные сферы жизни, что приводит к запросу на новые компетенции и новых специалистов. Какие профессии будущего появляются в IT?

Если раньше еще несколько лет назад жизненный цикл разработки безопасного кода отдельного не засматривался. Только в нескольких отдельных передовых компаниях. Лет 10 назад и в мировом масштабе это было не в таком объеме. Сейчас это активно внедряется и уже у нас в стране это привело к тому, что в компаниях заводят специальные отделы, в которых несколько человек занимаются только качеством кода, но уже совсем в другом измерении и с применением совсем других инструментов. Извне этого не видно, но по сути это новая специализация у программистов. Это предъявило новые требования к сертификационных лабораториям - они вынуждены наращивать компетенции, брать новых людей.

Более очевидная история связана с искусственным интеллектом. Сфера точно также предъявляет новые требования к разработчикам, появляются междисциплинарные истории, когда вдруг экономист становится немножко программистом или биолог становится немного программистом, потому что у них появляется инструментарий, который он может быстро использовать. Происходит диффузия под повсеместным внедрением «цифры», что каждый специалист должен быть чуть-чуть программистом или очень близок к IT. Каждый специалист должен уметь работать с этим инструментарием или он все время находится в зависимости от программиста, при этом инструментарий устроен так, что он может это делать самостоятельно.

Относительно профессий будущего говорить сложно, потому что это ненаучно. Никто не знает, что будет через 10 лет. Мир значительно сложнее и прорывы будут не только в цифровизации, но и в генетике, например. К чему они могут привести - неизвестно.

Возьмем дополненную реальность, о которой уже более чем 10 лет активно известно. Но вы вокруг себя видите, чтобы это повсеместно внедрялось? Телевизоры со стереоэффектом сегодня сняли с производства, потому что потребитель за этим не пошел, а значит не пошли деньги и технологии, поэтому не стоит заниматься предсказанием.
источник
Научно-образовательная политика
Олег Ястребов, Ректор РУДН, доктор юридических и экономических наук, о проекте "Наука. Территория героев"
www.наука.национальныепроекты.рф
источник
Научно-образовательная политика
Наталья  Починок, Ректор РГСУ, доктор экономических наук, о проекте "Наука. Территория героев"
www.наука.национальныепроекты.рф
источник
Научно-образовательная политика
Президентская благодарность СТАНКИНу

В честь 90-летнего юбилея, за заслуги в научно-педагогической деятельности и подготовке высококвалифицированных специалистов Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина вручил станкиновцам Благодарность и государственная награда.

Торжественная церемония вручения государственных наград состоялась 9 декабря в зале коллегии Минобрнауки.

Заслуженную награду из рук Министра получил проректор Сергей Абаринов.

«Благодарность Президента России – это высокая награда за научно-техническую и образовательную деятельность университета, направленную на реализацию стратегии развития науки и высшего образования Российской Федерации. Это признание заслуг СТАНКИНа в решение научно-технологических задач развития страны. За свою 90-летнюю историю вуз осуществил немало прорывных исследований и разработок в сфере станкостроения и машиностроения, подготовил десятки тысяч квалифицированных кадров для страны. Я поздравляю весь коллектив университета и благодарю студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников за ваш профессионализм и ежедневный труд», - подчеркнул Сергей Абаринов, проректор МГТУ «СТАНКИН».

На торжественном мероприятии Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков также вручил Почетный знак «Заслуженный работник высшей школы» проректору по образовательной деятельности университета Юлии Еленевой.

«Я благодарна за столь высокую оценку, но считаю, что эта награда прежде всего тем, кто учил меня в СТАНКИНе, людям, благодаря которым университет обладает огромным потенциалом в самых востребованных областях: проектирование современного станочного оборудования, технологии машиностроения, а также новых сферах, среди которых - машинное обучение, искусственный интеллект, компьютерные системы управления. Сегодня наша главная задача – реализовать этот потенциал», - рассказала Юлия Еленева.

Валерий Фальков поблагодарил станкиновцев за большой труд на благо российской науки и пожелал в будущем ставить перед собой еще более амбициозные научно-технологические задачи.

СТАНКИН находится на передовой научно-технологического прорыва, а разработки его сотрудников вносят значимый вклад в развитие как сектора исследований и разработок, так и высокотехнологичной промышленности.

Особого внимания заслуживает сквозная система подготовки кадров, которая включает в себя высшее образование, СПО и ДПО.

МГТУ СТАНКИН находится не только на передовой форсированного развития страны, он представляет Россию на передовых рубежах гуманитарной политики и проецирования «мягкой силы» – в частности, в Сирии и в целом по экспорту российского высшего образования.

Желаем университету и его управленческой команде во главе с ректором Еленой Катаевой дальнейших свершений на ниве развития отечественной инженерной школы.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
У коллег верный инсайд и комментарии.

Потенциал и роль РАО очевидно шире, чем сегодня мы видим в работе Академии.

В условиях системных вызовов перед системой образования, которые поставила пандемия Covid 19, РАО нужна как устойчивая экспертная, аналитическая и дискуссионная площадка.

И без противоречий в руководстве Академии.

https://t.me/nauchnaya_iznanka/179
Telegram
Научная изнанка РФ
Президент Российской академии образования (РАО) Юрий Зинченко уйдет со своего поста на должность директора Института психологии, входящего в структуру академии.

Такое карьерное лавирование стало лучшим исходом для Юрия Петровича. Он и так имел слишком большой запас времени для поиска запасного аэродрома. Еще с момента негласного конфликта с экс-министром Минпросвещения Ольгой Васильевой Юрий Зинченко сумел нажить себе весьма влиятельных врагов как в политике, так и в коммерческих структурах. (Причиной конфликта стало то, что Российская академия образования проводит экспертизы учебников и программ развития образования. Принципиальная позиция Зинченко в части редакции учебников и федеральных госстандартов не позволила Васильевой внести радикальных изменений в программу обучения школьников и обогатиться за счет издательства книг).

Спасло Юрия Петровича то, что он является на самом деле крутым, практически уникальным медицинским психологом. Поэтому у него был такой запас времени для поиска нового места работы.…
источник
Научно-образовательная политика
COVID: квазирелигия и секта

В телеграм-пространстве все чаще рассматривают окружающие нас реалии с религиоведческой точки зрения. Речь не только о том, что Русская Православная Церковь, ее иерархи и священнослужители создают Телеграм-каналы и все более ярко представлены в общественно-политических дискуссиях. Примечательно то, что в рамках коллективной рефлексии стала все более четко видна определенная методология восприятия реальности.

Для анализа возьмем два поста. Первый – от Кристины Потупчик, в котором она рассуждает о коронавирусе как квазирелигии. По ее мнению, сформировались все религионзные признаки: медицинская маска (визуальная идентификация), гонения на (ковид-)диссидентов, великомученики и герои (врачи), ритуальность и обрядовость (обработка рук, ношение и смена масок), причастие (прививка как его аналог), необходимость ежедневно трудиться во избавления от греха (коронавируса) и невозможность полного исцеления, равенство (болеют все), всеприсутствие (COVID везде), духовный опыт.

Поспорим с одним из пунктов – невозможностью полного исцеления. Безгрешных на достаточно длинных отрезках времени действительно нет. Однако, в отдельно взятом моменте времени можно говорить о практически полном отсутствии греха – сразу после крещения или исповеди.

Гораздо лучше ситуацию характеризует вакцинация от коронавируса. От крещения до отпевания или от исповеди до исповеди (между первым и вторым вакцинированием) человек все-таки может согрешить (то есть заболеть), потому и нельзя жить во грехе – никому не известно, когда он предстанет перед Богом (в данном случае – когда и если заразится).

Наблюдение Кристины Потупчик очень четко указывает на особенность мышления людей в эпоху встреч с невидимыми угрозами – восприятие реальности поляризуется между скептическим и религиозно-мифическим. Аналогией может служить радиация – после Чернобыля многие люди отрицали сам факт ее существования – «раз не видно, значит не существует». По той же модели мыслят те, кто говорит «коронавирус не существует», рассуждает об «американском следе» или «глобальном заговоре фармлобби».

Во втором материале, который мы проанализируем, речь идет о сектах и их признаках. Над этой темой размышляет «Русский research».

Автор выделяет следующие черты сект: маркетинг (пропаганда), язык (передернутые понятия, слова-маркеры), непогрешимый лидер, иерархия и двойное учение (маскировка под общепризнанные ценности, наличие скрытой мотивации у руководства), взносы, информационные материалы и собрания, постоянная активность.

Данный перечень достаточно полно отражает сущность сект. Для нашего анализа важно то, что они формирует квазирелигии. Антипрививочники и ковид-диссиденты соответствуют параметрам и сектантства, и квазирелигиозности.

Оба явления – это, в определенном смысле, ответ сознания (общественного и индивидуального) на явный кризис идентичности. Особенно это важно для России, где самоидентификация всегда оставалась многоуровневой и плавающей. Общий враг сейчас понятен – коронавирус. Это универсальное зло, с которым сталкивается весь мир. Общество атомизируется (например, в рамках самоизоляции), а это приводит к активному поиску сопричастности чему-то большему. Постоянно проводимые аналогии между COVID и Великой Отечественной войной также не всегда способствуют сплочению общества поскольку любой конфликт четко делить мир на «свой» и «чужой». В случае с коронавирусом это работает плохо – он вездесущ. Потому приходится постоянно искать виноватых – будь то те, кто не носит маску, или фармлобби (для ковид-диссидентов).

Заметим, что оба автора говорят об универсальных характеристиках мышления общества (в больших или малых группах). Аналогичные выкладки можно применить к ярым сторонникам тех или иных политических течений, радикальным феминисткам, «Диссернету» и многим другим явлениям.

Важно то, что к описанию и поиска путей взаимодействия с ними должен быть привлечен тот язык (инструментарий), который соответствует их сущности. В данном случае – квазирелигиозной и сектантской.
Telegram
Кристина Потупчик
Решила под конец года подвести немного итоги размышлений над явлением ковида. За прошедший год новый коронавирус превратился из просто сводки новостей из Китая в нечто гораздо большее, чем пандемия. По косвенным признакам можно предположить, что мы с вами стали свидетелями создания новой квазирелигии. Типа коммунизма. И вот почему:

Первая примета — медицинская маска.

Маска это теперь не только и не столько средство защиты, это символ принадлежности к сообществу. Как крестик у христиан. Человек без маски как человек без креста. По аналогии со спором о двоеперстии и троеперстии идут дебаты, какие маски более спасительные. Маска это пропуск в мир, в общество, своего рода тотем. Крестное знамение, которое открывает двери. Символично, что бывают маски двухслойные и трехслойные (каноничные и неканоничные).

Вторая примета — гонения на ковид-диссидентов, по аналогии с гонениями на ранних христиан, а позднее на старообрядцев или сектантов. Агрессия растёт. Людей без масок уже спускают с лестницы и выкидывают из автобусов.…
источник
2020 December 15
Научно-образовательная политика
источник