ГлавНИОКТРэкспертиза
Встречи с президентом Владимиром Путиным практически всегда судьбоносны. Не исключением стал и его разговор с главой Российской академии наук Александром Сергеевым. По его итогам тот рассказал, что у РАН появляется несколько новых направлений работы.
Уже ясно, каким будет одно из них – Минобрнауки разметило соответствующий проект Постановления Правительства.
РАН теперь станет проводить экспертизу всех госзакупок главных распорядителей бюджетных средств (а это в основном органы государственной власти, но не только они) по проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Механика точно такая же, как с проектами научных исследований и отчетов по ним: на этапе планирования закупок ГРБС направляют материалы в РАН – та предоставляет заключение по их оценке – при необходимости и возможности вносятся корректировки – тогда дается повторное заключение. Если Академия не одобряет закупку, то та должна быть исключена из плана.
Подобное расширение полномочий всерьез усиливает вес РАН как высшей экспертной организации России. Происходит масштабное расширение спектра проводимой оценки, которая, что важно, носит не рекомендательный, а обязательный характер.
Во-первых, Академия приобретает функционал превентивного контрольно-надзорного органа по вектору госзакупок. Заметим, что именно работы по НИОКТР часто находятся в «серой зоне», где осуществляется прокачка бюджетных средств между органами власти и их подведами либо тесно аффилированными компаниями. Теперь подобные госзакупки будут проходить сито экспертизы РАН.
Вместе с данным функционалом Академия приобретает очень высокую ответственность, поскольку теперь есть ключевой ответственный орган – он получит и бонусы за успешную работу, и претензии в случае, если «мутные» закупки все же состоятся.
Во-вторых, что также симптоматично и не менее важно, РАН расширяет зону ответственности – с фундаментально-поисковой науки на прикладные исследования (НИ), а также – на инженерно-технологические стадии полного инновационного цикла (ОКТР).
Это решение должно позволить «стянуть» берега «долины смерти» между наукой и производством, причем на уровне ведомств. Логично, что данным эшелоном расширение функционала в этом смысле будет завершено – у РАН не хватит сил на изучение всего массива договоров о НИОКТР, заключаемых по всей стране с использованием бюджетных средства.
В итоге этого расширения функционала усиливают свои позиции и всерьез повышают аппаратный вес и РАН, и лично ее президент Александр Сергеев. Можно ожидать серьезного усиления «лоббистской» деятельности министерств и ведомств в отношении Российской академии наук, но также – выход из тени многих финансовых отношений по вектору НИОКТР.
Важен еще один аспект предлагаемых изменений – в текущей редакции под экспертизу РАН попадают закупки проводимые всеми главными распорядителями бюджетных средств – то есть, в том числе, и организациями в сфере науки и образования правительственного подчинения (МГУ, СПбГУ, Курчатовский институт, НИУ ВШЭ, РАНХиГС и пр.).
Очевидно, что оценка госзакупок, проводимых ими, является компенсацией за то, что Академия лишается решающего голоса в вопросах экспертизы планов научных исследований и отчетов по ним, которое преобразовано в совещательное.
На этом расширение полномочий РАН не завершено – в ближайшее время станет известно о некоторых других интересных правах, которые приобретает Академия. Важно, что в научной политике тщательно соблюдается баланс сил, в котором Российская академия наук выступает в качестве самостоятельного субъекта взаимодействий.
Вместе с тем, в рамках работы по госзакупкам НИОКТР Академии наук предстоит выдержать очередной экзамен на готовность расторопно и эффективно функционировать в качестве одного из ключевых акторов научной политики.
Проект Постановления Правительства:
https://regulation.gov.ru/p/109045