Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 October 02
Научно-образовательная политика
Президент России Владимир Путин провел встречу с Ректором РАНХиГС Владимиром Мау:

«Мы в очень хорошем партнёрстве с платформой «Россия – страна возможностей», с автономными некоммерческими организациями в проведении конкурсов – Алексей Комиссаров является директором нашей Высшей школы государственного управления, – это и «Лидеры России», и конкурс «Управляй» – похожий конкурс для студентов», – отметил Владимир Мау.

http://kremlin.ru/events/president/news/64144
источник
Научно-образовательная политика
Присоединяемся к поздравлениям! https://t.me/szhenov/819

Поздравляем Павла Красноруцкого с днем рождения, а весь коллектив Российского Союза Молодежи с 30-летием!

На протяжении 30 лет, с момента своего создания, Российский Союз Молодежи играет важную роль в формировании и развитии государственной молодежной политики России. Проекты РСМ охватывают весь спектр социальной жизни юных граждан нашей страны, объединяя поколения, помогая развитию молодёжных инициатив среди учащихся и работающей молодёжи.

РСМ является надёжным партнёром президентской платформы «Россия – страна возможностей», совместно с которым вот уже второй год подряд мы успешно реализуем сразу два молодежных проекта – Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна» и Российскую национальную премию «Студент года».
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️Михаил Мишустин и Сергей Кравцов приняли участие в обсуждении развития системы СПО в России

❗️Во время рабочей поездки в Ростовскую область Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин и глава Минпросвещения России Сергей Кравцов посетили Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики и приняли участие в обсуждении направлений развития среднего профессионального образования в стране.

‼️Глава Правительства поздравил работников профессионального технического образования с 80-летием системы и отметил, что эта дата «определила большой путь развития системы подготовки кадров для экономики страны».

‼️Михаил Мишустин сообщил, что на ближайшие три года на реализацию федерального проекта "Молодые профессионалы" предусмотрено около 22 млрд рублей.

‼️Премьер правительства Михаил Мишустин отметил важность проектов, запущенных Министерством просвещения совместно с Агентством стратегических инициатив и Корпорацией поддержки малого и среднего предпринимательства, направленных на обеспечение экономики высококвалифицированными кадрами и подготовку специалистов, отвечающих реальным требованиям рынка труда.

‼️⚡️По программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в колледжах ежегодно проходят подготовку более 2 млн человек, в том числе пострадавшие из-за сложившейся эпидемиологической ситуации. Михаил Мишустин.

‼️⚡️Михаил Мишустин - Правительство поддерживает дальнейшее внедрение демонстрационного экзамена.
«Я поставил задачу перед Министерством просвещения по обновлению нормативной базы и расширению практики сдачи демонстрационного экзамена по мировым стандартам Ворлдскиллс на большее число профессий и специальностей. Надо охватить все укрупненные группы профессий и специальностей возможностью его сдачи».

‼️ «В течение следующих трех лет мы оснастим по международным стандартам современным производственным и лабораторным оборудованием не менее пяти тысяч мастерских, и сегодня уже создано 800 мастерских по всей стране. До конца этого года появится еще более 700 с лишним» - Михаил Мишустин.
источник
Научно-образовательная политика
Медийные ректоры: о количестве и качестве

Экспертная сеть «Давыдов.Индекс» подготовила рейтинг упоминаемости в СМИ ректоров российских вузов. Выборка сделана за сентябрь 2020 года.

1. Виктор Садовничий - МГУ;
2. Борис Любимов - Театральное училище им. Щепкина;
3. Елена Кудряшова - САФУ;
4. Ильшат Гафуров - КФУ;
5. Владимир Мау - РАНХиГС;
6. Андрей Фалалеев - КФУ им. Вернадского;
7. Михаил Краснянский - Тамбовский государственный технический университет;
8. Александр Мажуга - РХТУ;
9. Михаил Астапов - Кубанский государственный университет;
10. Сергей Вдовин - МГУ им. Огарева;
11. Владимир Литвиненко - Санкт-Петербургский горный университет;
12. Анатолий Торкунов - МГИМО;
13. Бессарион Месхи - Донской государственный технический университет;
14. Алексей Варламов - Литературный институт им. Горького;
15. Дмитрий Ендовицкий - Воронежский государственный университет;
16. Андрей Рудской - СПбПУ;
17. Петр Глыбочко - Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
18. Анатолий Александров - МГТУ им. Баумана;
19. Михаил Корняков - Иркутский национальный исследовательский технический университет;
20. Константин Маркелов - Астраханский государственный университет;
21. Евгений Князев - Театральный института им. Щукина;
22. Иван Кротт - Омский государственный педагогический университет;
23. Елена Макаренко - Ростовский государственный экономический университет;
24. Виктор Игнатенко (врио ректора) - Байкальский государственный университет;
25. Андрей Кречетов - Кузбасский государственный технический университет им. Горбачева;
26. Ярослав Кузьминов - НИУ ВШЭ;
27. Алексей Лубков - МГПУ;
28. Александр Гуляков - Пензенский государственный университет;
29. Валентина Иванова - МГУТУ им. Разумовского;
30. Александр Тормасов - Университет Иннополис;
31. Николай Цискаридзе - Академия русского балета им Вагановой;
32. Александр Шмидт (врио ректора) - Иркутский государственный университет;
33. Михаил Криштал - Тольяттинский государственный университет;
34. Виктор Рулевский - ТУСУР;
35. Анзор Саралидзе - Владимирский государственный университет им. Столетовых;
36. Глеб Туричин - Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
37. Павел Акимов (врио ректора) - МГСУ;
38. Александр Климов - РУТ;
39. Александр Навроцкий - Волгоградский государственный технический университет;
40. Иван Романчук - ТюмГУ;
41. Виктор Лазаренко - Курский государственный медицинский университет;
42. Валентин Пугач - Вятский государственный университет;
43. Муртазали Рабаданов - Дагестанский государственный университет
44. Инна Шевченко - ЮФУ;
45. Владимир Зарудницкий - начальник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ;
46. Николай Кропачев - СПбГУ;
47. Анатолий Николаев - СВФУ;
48. Владимир Стромов - Тамбовский государственный университет имени Державина;
49. Александр Шестаков - Южно-Уральский государственный университет;
50. Михаил Эскиндаров - ФУ при Правительстве РФ.

Сами по себе баллы и позиции в рейтинге напрямую не коррелируют со значимостью университета и аппаратным весом его руководителя (конечно, за исключением МГУ, относительно которого нет сомнений).

Тем не менее, ректорам вузов и их пиар-командам стоит очень внимательно относиться к системной и вдумчивой работе по информированию заинтересованных лиц и широкой общественности о происходящих процессах и планах развития.

Здесь важны не только количественные, но и качественные показатели. Необходимо подходить к медиа-продвижению исходя из наличной реальности, в которой, например, Телеграм выступает в качестве мощнейшей платформы для элитной коммуникации. В то время, как считавшиеся ранее большими достижениями первые полосы региональных газет или эфиры в местных блоках «Вестей» уже давно практически не прибавляют «медийных очков», а в ряде случаев и отнимают их.

Источник: https://davydov.in/education/upominaemost-v-smi-rektorov-rossijskix-vuzov-v-sentyabre-2020-goda/
источник
Научно-образовательная политика
Новый нацпроектный старт

В июле президент России Владимир Путин поручил скорректировать и актуализировать цели и задачи национальных проектов. Министерство науки и высшего образования России предложило не просто доработать нацпроект «Наука», но и забрать ряд полномочий из нацпроекта «Образование», о чем стало известно в минувшую среду.

Чтобы выполнить обозначенные президентом задачи, в Минобрнауки предлагают не ограничиваться изменением части показателей, а сформировать новый национальный проект «Наука и университеты», объединив в нем задачи по развитию науки и высшего образования.

В единый национальный проект войдут четыре федеральных проекта - по интеграции науки, высшего образования и индустрии, по развитию научно-технологических проектов и инфраструктуры для научных исследований, а также по развитию человеческого капитала. На сегодняшний день Минобрнауки только высказали соответствующее предложение, в дальнейшем его предстоит оценить и правительству, и Минпросвещения России. Как в свою очередь оценивает идею передачи части мероприятий из национального проекта «Образование» - «Науке» профессиональное сообщество выясняли корреспонденты портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого выступает ТАСС.

На сегодняшний день в нацпроекте «Образование» в ведении Минобрнауки находятся три федеральных проекта, которые нацелены на развитие высшего образования в стране: «Новые возможности для каждого» - задачи по развитию системы непрерывного образования граждан, «Экспорт образования» - привлечение иностранных студентов в Россию и улучшение имиджа наших вузов за рубежом, а также «половинка» федерального проекта «Молодые профессионалы», которая направлена на повышение глобальной конкурентоспособности российских вузов.

Среди основных задач, которые ставили перед Минобрнауки в этой части, - вхождение Российской Федерации в число десяти мировых лидеров, чьи университеты присутствуют в ТОП-500 международных рейтингов. Еще до начала реализации нацпроекта на это был направлен проект «5-100», который был рассчитан до 2020 года и охватывал 21 ведущий вуз страны. Весной Минобрнауки объявило, что в этом году с завершением проекта начнется реализация новой Программы стратегического академического лидерства, которая предполагает уже большее число вузов, преимущественно региональных, а также более долгий срок реализации - 10 лет, то есть до 2030 года. Таким образом министерство предвосхитило указы президента, который в июле поручил продлить реализацию национальных целей развития также до 2030 года.

С тем, что новый проект актуален, согласен доктор физико-математических наук, проректор по научной работе Дальневосточного федерального университета, победитель конкурса «Лидеры России 2020» Александр Самардак: «Потребность включения в нацпроект «Наука» высшего образования назрела давно, так как в последние годы именно университетская наука показывает серьезный прирост по публикациям и изобретениям».

По мнению эксперта, трансформация «Науки» в нацпроект «Наука и университеты» «будет способствовать приоритетному развитию вузовской науки в неразрывной связке с высшим образованием и партнерством с академическими институтами».

В свою очередь, директор Института экономики и управления промышленными предприятиями им. В. А. Роменца НИТУ «МИСиС», победитель конкурса «Лидеры России 2020», доктор экономических наук Олег Калинский уверен, что наука и образование должны нераздельно сосуществовать во всех высших учебных заведениях, а не только лишь научно-исследовательских.

Больше подробностей о содержании нового нацпроекта «Наука и университеты», а также комментариев экспертов в материале: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/dla-cego-nauke-universitety-cto-dumaut-eksperty-o-sozdanii-novogo-nacproekta
источник
2020 October 03
Научно-образовательная политика
Педагогический форум «Линейка» стартует уже завтра в 10:00 (МСК) в Мастерской управления "Сенеж".

Форум пройдет в смешанном формате: ряд выступлений и дискуссий слушатели смогут посмотреть в режиме онлайн зарегистрированные пользователи.

Информационные партнеры: ЭАЦ «Научно-образовательная политика» и Учительская газета
источник
Научно-образовательная политика
Организаторы молодежного педагогического форума "Линейка" в @senezh_rsv взяли за основу логотипа школьную линейку. А у меня при слове "линейка" приходят воспоминания из пионерского детства и позже- из вожатского периода, который мне лично дал исключительно много в качестве педагогики.
В 12:30 модерирую у коллег дискуссию на президентскую тему: поговорим о роли воспитания в образовании.
источник
Научно-образовательная политика
Думали, что только вы устали от удаленки? Учителя форума «Линейка» в Мастерской управления «Сенеж» @senezh_rsv  искренне рады возможности наконец-то собраться вместе. Танцы приветствия от педагогов в самом разгаре.
источник
Научно-образовательная политика
В 12.30 по Москве в нашем YouTube-канале начнется трансляция панельной дискуссии «Роль воспитания в современной системе образования»⏰

Рабочая ссылка: https://youtu.be/gIjsWrPHUwI

Спикеры:
— Андрей Милёхин, директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения Российской Федерации
— София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты»
— Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж»
— Наталья Агре, и.о. директора Института развития семьи, детства и воспитания РАО

Модератор: Евгений Сженов, ведущий эксперт Института образования Высшей школы экономики, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»

Информационные партнеры: ЭАЦ «Научно-образовательная политика»  и «Учительская газета»

#ФорумЛинейка
#МастерскаяУправленияСенеж
#РоссияСтранаВозможностей
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Минобрнауки РФ пока не рассматривает вопрос об общем переводе высших учебных заведений на дистанционный формат обучения из-за коронавируса, заявили в пресс-службе министерства.

"Вопрос об общем переводе вузов на дистанционный формат обучения в Минобрнауки России пока не рассматривается. Университеты действуют в соответствии с ранее изданными рекомендациями Роспотребнадзора, в которых было рекомендовано студентов очно-заочной и заочной формы обучения переводить на дистанционный формат, а также не допускать к очному проведению учебных занятий педагогических работников старше 65 лет и педагогических работников, имеющих хронические заболевания", - сообщили в министерстве.
источник
Научно-образовательная политика
Иннополис: восстание машин

Радиоуправляемая большая машина ещё недавно была только мечтой для всех мальчишек, уже сегодня для «выросших мальчиков» сделал мечту реальной университет Иннополис.

Радиоуправляемый КАМАЗ - это не только о детских воспоминаниях, но и о большом вкладе в экономическое развитие государства. Научно-технологическое достижение позволит оптимизировать важные логистические и кадровые процессы.

Мы продолжаем планомерно входить в эпоху, когда искусственный интеллект все больше служит людям. Скоро больше не надо будет сажать человека за руль такой большой и тяжелой машины как КАМАЗ. Не придётся думать о человеческом факторе, состоянии здоровья и штате водителей.

Удаленное управление перевозками и цепями поставок  - ещё один шаг в научно-технологический прорыв страны. Лишь одно вызывает опасения: представьте реакцию пешеходов, которые увидят, как по дороге мчит сам по себе КАМАЗ.

Особое внимание специалисты Иннополиса уделяют безопасности, чтобы прогресс не привёл к восстанию машин. Хотя впереди ещё много сложных и интересных задачек на пути к полностью беспилотному транспорту, но в Иннополисе уже сделали важный шаг - грузовик уверенно едет по городу и самостоятельно передвигается по технологическим территориям. Как скоро ИИ заменит водителя? Ответ на этот и многие другие IT-вопросы мы будем ждать от Иннополиса и других сильнейших IT-вузов России.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В 15.30 по Москве в нашем YouTube-канале команда из пяти экспертов в сфере образования и воспитания обсудит тему сегодняшней панельной дискуссии «Воспитание 2.0».

Рабочая ссылка: https://youtu.be/MGyo4c9y734

Спикеры:
— Денис Грибов, Заместитель Министра просвещения Российской Федерации
— Игорь Журавлев, временно исполняющий обязанности директора Всероссийского детского центра «Смена»
— Павел Северинец, директор «Школы №444» города Москвы
— Ингрид Пильдес, директор «Академиb талантов» города Санкт-Петербурга
— Андрей Федоров, начальник отдела Ассоциации волонтерских центров по развитию добровольчества в образовательных организациях

Информационные партнеры: ЭАЦ «Научно-образовательная политика»  и «Учительская газета»

#ФорумЛинейка
#МастерскаяУправленияСенеж
#РоссияСтранаВозможностей
источник
Научно-образовательная политика
Микроэлектронный прорыв: ТПУ + «Микрон»

В начале 2020 года в России утверждена стратегия развития радиоэлектронной промышленности. На форуме «Микроэлектроника-2020» в Ялте стейкхолдеры из правительства, бизнеса, науки обсуждали ее реализацию. Один из главных трендов: промышленность нуждается в готовых комплексных решениях, за них готовы платить и государство, и производственники (сегодня доля отечественных решений на рынке микроэлектроники не превышает 10 %). Путь к успеху — серийность, унификация и консорциумы.

На этом фоне своевременным и логичным выглядит заключение на ялтинском форуме соглашения между Томским политехническим университетом и крупнейшим российским производителем микроэлектроники ПАО «Микрон». Смысл в том, что один из ведущих инженерных вузов с его разноплановыми специалистами может разрабатывать на базе чипов «Микрона» готовые системы под запросы промышленности и готовить кадры.

Стороны заявили, что цель сотрудничества — разработка российских защищенных промышленных систем в архитектуре краевых вычислений (edge computing), спрос на которые устойчиво растет.

Университет и компания будут вести исследования и разрабатывать прорывные технологии. В их числе: краевые вычисления для IoT и AI применений, оборудование и ПО для телекоммуникаций, аналоговая обработка сигналов, технологии на основе квантовых эффектов и биоэлектроники, микроэлектронная база для работы в экстремальных условиях (включая Арктику), микроэлектронная база технологий применения искусственного интеллекта.
Партнеры планируют запустить проекты создания сверхчистых материалов, химических реактивов, комплектующих для производства микроэлектроники. На базе ТПУ «Микрон» поможет создать необходимую инфраструктуру. Будут открыты программы обучения и стажировок, запущены студенческие шаттлы.

Врио ректора ТПУ Андрей Яковлев отметил: «Мы действуем в логике целевого планирования исследований, разработок и подготовки специалистов под востребованную технологию «от чипов до аппаратуры». В конечном счете мы хотим насытить рынок готовыми, полностью российскими технологиями, которые покроют потребности промышленности».

Генеральный директор ПАО «Микрон» Гульнара Хасьянова подчеркнула: «Во всем мире вузовская наука является источником новых технологий и изобретений. ТПУ, как инженерный вуз, способен разработать на базе наших чипов перспективные устройства и готовые системы. Кроме этого, вуз будет готовить специалистов, умеющих работать на нашей ЭКБ».

Отметим, что коллаборация отлично укладывается и в логику других актуальных правительственных программ, в том числе НОЦ и ПСАЛ. Цели заявлены амбициозные, однако эти амбиции подкреплены и компетенциями, и ресурсами. А с тем, что сегодня в любой отрасли, особенно наукоемкой, только комплексный подход и консорциумы лидеров способны дать результат в виде конкурентоспособного продукта, спорить не приходится.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Воспитание в школьной педагогике: разговор о "президентской" поправке в Сенеже (1/2)

Очень серьезную, важную, но в то же время яркую и наполненную живыми образами дискуссию провели сегодня в Мастерской управления “Сенеж” @senezh_rsv в рамках форума “Линейка” на тему “Роль воспитания в современной системе образования”. Спикерами дискуссии стали директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения РФ Андрей Милёхин, генеральный директор АНО “Национальные приоритеты” София Малявина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления “Сенеж” Мария Афонина, и.о. директора Института развития семьи, детства и воспитания РАО. Модератором выступил научный руководитель ЭАЦ “Научно-образовательная политика”,  ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сжёнов.

Важный тезис о том, что воспитание - скрепа системы образования, каждый спикер наполнил собственным, особым смыслом.

Так, София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты, открыла беседу данными анализа социологического опроса по ожиданиям россиян от НП "Образование", задав рамку дискуссии - национальные цели и общественно значимые результаты через призму воспитания.

Вступивший в силу ФЗ “О патриотическом воспитании” добавил дополнительный фокус не только в работу учителей, но и в организацию НП “Образование”. Рассказывая о профильных мероприятиях АНО “Национальные приоритеты”, София Малявина, упомянула совместный с Минобрнауки “День открытой науки”, а также Всероссийскую олимпиаду для школьников “Безопасные дороги”.

Прозвучала идея учительских коллабораций с самыми известными блогерами - лидерами мнений среди молодежи. В таком формате команда Софии Малявиной уже создавает новый контент, и сегодня пригласила к диалогу и учителей.

Еще одним новым форматом воспитания могут стать библиотеки, которые массово трансформируются в современные мультимедийные центры и способны выступать точками притяжения.

Наталья Агре, и.о. директора Института развития семьи, детства и воспитания РАО, отметила, что важно интегрировать воспитание в систему образования каждый день:  Собственные интересы и самореализация сегодня стоят на первых местах, однако вопросы трудолюбия и бережного отношения к окружающей среде - это, в первую очередь, вопросы воспитания.  Сейчас стоит задача поэтапно “растянуть” ценности образования от 0 до 18 лет. Детей необходимо погружать в атмосферу взаимопомощи друг другу и способствовать сокращению числа разводов по стране, чтобы в воспитании ребенка полноценно могли участвовать оба родителя.

Источник: https://youtu.be/gIjsWrPHUwI
YouTube
Форум «Линейка» 3 октября: открытие, панельная дискуссия, результаты исследования
1:14:22 – открытие Форума
3:46:44 – панельная дискуссия «Роль воспитания в современной системе образования»
5:07:37 – презентация результатов исследования «Матрица ценностей и образ участников образовательного процесса: учителя, ученики, родители»

Продолжение трансляции первого дня по ссылке: https://youtu.be/MGyo4c9y734

Главная тема форума «Линейка» – Воспитание 2.0: от воспитательных мер к воспитательной среде. Лейтмотивом всех площадок форума станет практическая реализация содержания президентских поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Молодые педагоги из 30 регионов Российской Федерации обсудят федеральную повестку в сфере воспитания с ведущими экспертами, узнают о новых практических инструментах обучения, а также самостоятельно разработают новые форматы организации воспитательной работы в школе.

#ФорумЛинейка
#МастерскаяУправленияСенеж
#РоссияСтранаВозможностей
источник
Научно-образовательная политика
Воспитание в школьной педагогике: разговор о "президентской" поправке в Сенеже (2/2)

Проект профилактики детской агрессии показал, что 86% детей тревожно себя чувствуют в школе, потому что учителя допускают случаи повышения голоса и другие формы агрессии. Институт развития семьи, детства и воспитания РАО РАО сейчас занимается, в том числе, формированием базы тех, с кем хотят работать, особенно это качается практикующих учителей. Главная задача - сделать так, чтобы воспитание ценностей “легло” в общие культурные традиции России.

По мнению Андрея Милёхина, директора Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения РФ, который, кстати, до работы в должности главы департамента Минпросвещения, имел 30-летний педагогический стаж в школе, воспитание - это способы и механизмы образования подготовки кадров, которые позволят войти в России в десятку лучших стран мира по этому показателю.

Он подчеркнул, что воспитание представляет собой относительно контролируемую часть социализации, которая начинается с ответа на вопрос “Почему?” И если говорить аллегориями “С чего начинается Родина?”, то она начинается с того, с кем системно ребёнок начинает взаимодействовать, считает Милёхин. Педагогика-это наука убеждать, учиться должно быть иногда трудно. “Это про дороги которые ребёнок может пройти, а не те которые за него могут проложить”, - подчеркнул спикер.

Как организатор мероприятия и многодетная мама, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж», напомнила, что образование является комплексом обучения и воспитания. “Хорошесть” педагога способна трансформировать детей. И если знания наполняют содержанием и смыслом, то воспитание придает человеку блеск. “Воспитание - это не воздействие на умы, воспитание - это воздействие на сердца”,  - комментирует она.

Ожидания организаторов от форума:
- участники и эксперты поделятся пониманием того, как будет выстраиваться государственная политика в сфере воспитательной деятельности;
- показать участникам, какие существуют успешные воспитательные практики, применимые для повседневной деятельности;
- разработка актуальных воспитательных форматов для современной школы, чтобы сделать его частью воспитательной среды для учеников;
- участники поделятся друг с другом своими форматами и объединятся в сообщество молодых педагогов. При этом важно - не "нагружать" учителей дополнительной нагрузкой, а показать им примеры командной работы.

Отмечая ключевую ценность в том, что каждый человек должен быть счастлив и что воспитание играет в этом процессе всей жизни одну и основополагающих ролей, София Малявина подчеркнула такой ресурс, как внимание, Мария Афонина - гибкость в быстро меняющемся мире, Андрей Милёхин - умение быть гибким, но последовательным в принципиальных моментах, Наталья Агре - внимание, которым делятся с каждым.

Участники дискусии сошлись во мнении, что понятие “счастье” для каждого наполнено своим смыслом, а значит, и универсального подхода в воспитании нет. Все дети равны, но каждый ребенок - особенный.
источник
Научно-образовательная политика
источник