Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 October 07
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
По призыву Незыгаря  @russica2 и Зеленого змия @greenserpent делимся информацией.

Камчатка, экология, версии

По итогам второго дня работы группы ученых Дальневосточного федерального университета однозначного подтверждения не получила ни одна из версий причин экологического бедствия. Эксклюзивно для НОП коллеги из ДВФУ рассказали подробности.

Версия 1: Утечка нефтепродуктов и льяльных вод с проплывавшего мимо судна.
Версия пока не подтверждается. Характерной пленки на воде и запаха ученые не наблюдают. Анализ космических снимков нефтяных загрязнений не выявил. Пробы воды, отправленные ранее в Москву, показывают превышение содержания фенола в 2,5 раза, нефтепродуктов в 3,6 раза, но для массовой гибели гидробионтов этого слишком мало. Повторные пробы, взятые командой ДВФУ сегодня, уже завтра будут в лабораториях во Владивостоке.

Версия 2: Утечка ракетного топлива с полигона Радыгино.
Версия пока не подтверждается. В качестве возможного токсичного вещества назывался гептил (производное гидразина, компонент высококипящего ракетного топлива), но во взятых ранее пробах он не обнаружен. Повторные пробы едут во Владовосток.
Версия с утечкой ракетного топлива во время военных учений, соответственно, также не получила пока подтверждения.

Версия 3: Выброс ядохимикатов с Козельского полигона (предположительно, по реке Налычева).
Версия пока не подтверждается. Распространявшиеся ранее снимки со спутников, где из реки в море что-то льется, не демонстративны: примерно так же выглядит и Налычева, и другие реки после дождя, когда их течение сносит в море ил и песок.

Сегодня ученые ДВФУ на вертолете облетели Козельские полигон, завтра запланирована поездка туда и взятие проб.

Визуально полигон в порядке, пробы отправятся во Владивосток, об итогах расскажут позднее.

Завтра экспедиция ДВФУ также исследует реку Налычева, где вчера активисты обнаружили и засняли на видео желтую пену.

Версия 4: Вредоносное цветение водорослей.
Версия пока не подтверждается. Побережье Камчатки исторически является зоной, где случается флюктуация численности фитобактерий (ядовитых водорослей), которые продуцируют разнообразные токсины, в том числе нейропаралитические («красный прилив»).

Эта версия могла бы получить подтверждение, если бы в пробах были обнаружены соответствующие вещества, но проведенные Роспотребнадзором не включают поиск такого класса токсинов. Пробы вылетают во Владивосток завтра утром.

Версия 5: Сейсмическая и вулканическая активность.
Коллегами из Роскосмоса по итогам анализа космических снимков также была выдвинута гипотеза о том, что загрязнение могла вызвать сейсмическая активность в районе вулкана Козельский, но эту версию опровергают эксперты камчатского Института вулканологии и сейсмологии.

Завтра команда Дальневосточного федерального университета продолжит осмотр территории и забор проб, в частности, намерена исследовать русло реки Налычева и Козельский полигон. Часть команды отправляется во Владивосток вместе с пробами, чтобы продолжить исследования в лаборатории.

https://t.me/russica2/32993
источник
Научно-образовательная политика
В Майском Указе Владимира Путина 2018 года и в национальном проекте "Образование" впервые в постсоветское время были предусмотрены прямые меры государства по поддержке развития рынка непрерывного образования.

Недавно команда АНО "Национальные приоритеты" Софии Малявиной провела исследование ожиданий населения России от реализации НП "Образование". Граждане России среди всех нацпроектных приоритетов отметили важность получения обучения в течении всей жизни (ДПО) на втором место среди всех ожиданийвтором место среди всех ожиданий.

Институт образования ВШЭ опубликовал наш с коллегами доклад "Непрерывное образование работников в Российской Федерации и регионах".

Он будет полезен всем исследователям и организатором ДПО (в том числе в вузах), а также чиновникам, в чьи задачи входит "состыковка" мероприятий нацпроектов с ожиданиями граждан России.

https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/395142500.pdf?fbclid=IwAR0UuU46nuTCxSzVpMY52D1iCNW0VE3D4rs-A0IO4b98mnfAekQPcecgBwQ
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Многоликая безопасность

Переход России к этапу форсированного развития, начавшийся в первые годы XXI века и совпавший с небывалой турбулентностью в мировой политике, привел к появлению совершенно новых технологий – цифровых, квантовых, генетических и многих других.

Параллельно с осмыслением того, как нам жить во все более умножающемся количестве пространств, неизбежно следуют размышления о безопасности.

Новые технологии – это всегда новые возможности по их применению. Но сами по себе они не несут никакого «заряда» – будь то добро или зло. Только действия человека, его умысел превращают изобретения в оружие. Хотя, многие научно-технологические прорывы были совершенны именно в военной сфере – и постепенно мигрировали в мирную жизнь.

Безопасность в настоящее время столь же многогранна, как и современная жизнь – мы говорим о военной, продовольственной, информационной защищенности государства. И логично, что подобным же образом секьюритизации подвергаются и все остальные области жизни и развития – медицина, генетика, экология и даже история.

Многие дебаты по этим вопросам публичны – например, о дилемме открытости и безопасности в Интернете или об импортозамещении в эпоху антироссийских санкций. Иные, часто – не менее значимые, дискуссии попадают в поле зрение только профессионалов и профильных экспертов – например, обеспечение безопасности в области семенного материала для сельского хозяйства.

Прайм-тайм всегда у цифры – информационная открытость и «близость» процессов многими воспринимаются как безусловное благо, а их оппоненты указывают на все более осязаемые черты «Большого Брата» или даже «цифрового ГУЛАГа». Причем, заметим, здесь опять возникают дилеммы безопасности – мало кому нравится тотальный контроль, но еще меньше людей возражают, когда эти технологии позволяют ловить террористов.

Научно-образовательное сообщество, особенно либеральное крыло гуманитарного лагеря, уже какое-то время иронизирует над новостью о том, что в Следственном комитете создан отдел по борьбе с фальсификациями истории. В ход идут традиционные аргументы про Лысенко и шарашки.

А меж тем президент Владимир Путин обозначил важность целостной исторической политики, а следовательно – и исторической безопасности. И Следственный комитет во многих смыслах сыграл на опережение – ведь и среди силовиков идет серьезная борьба за историю. Идея об исторической безопасности, естественно, имеет своих горячих сторонников в консервативном лагере, особенно – среди представителей силовых ведомств.

Роль рупора этого консервативно-охранительного подхода к научно-технологическим процессам уже давно взял на себя президент Курчатовского института Михаил Ковальчук. Совсем недавно он озвучил ключевые тезисы еще раз – причем, выбрав очень понимающую публику – на круглом столе круглом столе «Психологическая оборона. Борьба за историю – борьба за будущее», который прошёл еще 25 августа 2020 г. в рамках международного военно-технического форума «Армия-2020». Примечательно, что видео-запись, судя по всему, в эксклюзивном формате была предоставлена Никите Михалкову и показана в его передаче «Бесогон» 3 октября.

Прозвучал уже традиционный набор концептов: «цифровой ГУЛАГ», «служебные люди», «гибридная война», «Россия как цель».

Подобные выступления Михаила Ковальчука никого не оставляют равнодушными – и здесь неважно, вызывают они одобрение или отторжение, в любом случае – его слова заставляют задуматься.

В этом и состоит очень важная заслуга президента Курчатовского института – он, в силу определенных причин, может высказывать практически любое мнение относительно сферы своей компетенции (а у возглавляемого им института она чрезвычайно широкая). И именно вот это выражение в публичном пространстве всех возможных плохих сценариев да еще и в сочетании друг с другом – позволяет четко понять, что может быть при самом неблагоприятном развитии событий. А если есть образ этого нежелаемого будущего – отталкивая от него возможно выстраивать и политику, и безопасность.
источник
2020 October 08
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️На 96 - м году жизни умер Владимир Иванович Долгих.  Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС.

Дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1965,1984). Награжден шестью орденами Ленина (1961, 1965, 1971, 1972, 1974, 1984), двумя орденами Отечественной войны I степени (1965, 1985), орденами "За заслуги перед Отечеством" I, II и IV степеней (2014, 2020, 2009), Дружбы (2005), медалями СССР и России, а также орденами и медалями иностранных государств.
В последнее время возглавлял ветеранскую организацию
г. Москвы.
источник
Научно-образовательная политика
А шо там?..

В официальном российском общественно-политическом дискурсе доминирует идея о том, что Украина – это пример худших практик. Однако, это не означает того, что за событиями в соседнем государстве не нужно следить или не стоит отмечать, а в идеале – применять у себя, удачные решения.

В последние дни научно-образовательная сфера Украины сгенерировала два весьма примечательных инфоповода.

Во-первых, место Бориса Патона на посту президента Национальной академии наук Украины занял Анатолий Загородний. Стоит отметить, что за последние годы украинская наука проходила те же этапы и преодолевала те же препятствия, что и российская. Если обратиться к интервью нового президента НАН от уже далекого 2014 года, то мы увидим, уже знакомые нам темы: оценка эффективности и результативности, расширение конкурсного финансирование, сложности с привлечением молодежи в науку и «квартирный вопрос».

В 2020 году Анатолий Загородний принял бразды правления академической Украиной в крайне сложный период – средств на науку выделяется недостаточно, а финансирование целиком переводится в эффективное и конкурсное – то есть базовая часть исключена из научной части бюджета. Теперь исследователи будут получать деньги, исходя из их успехов, достингутых в предыдущие периоды, а также в рамках грантовых программ.

Тем не менее, есть и очевидные достижения – в полную силу начинает работать Национальный фонд исследований (НФД). Среди причин его создания был, в том числе, и расцветший в годы «патоновского застоя» феодализм в рамках НАН, когда финансирование выделялось инерционным образом, исходя из субъективных факторов.

Примечательно, что и в целевой аудитории конкурсов, и в рамках их формата есть огромное количество практически стопроцентных совпадений в грантовых системах России и Украины.

При этом даже с учетом недофинансирования науки у нас в стране, в соседней Украине ситуация намного хуже. Именно поэтому на этот опыт можно опереться с точки зрения того, какие приемы можно использовать, чтобы максимально эффективно вложить ограниченные средства.

И отдельного внимания, безусловно, заслуживает будущая деятельность Анатолия Загороднего на посту президента Национальной академии наук, а та продолжает функционировать в «советском» формате в виде руководства институтами.

Вторым ярким событием стал приход в Телеграм врио министра образования и науки Украины Сергея Шкарлета (@SerhiyShkarlet). Вот здесь как профильным администраторам науки и образования в России, так и в целом – управленцам высших страт есть, чему поучиться.

Политики, министры и губернаторы сейчас «обитают» преимущественно в Инстаграме, а до официальных каналов в Телеграме созрели лишь некоторые органы власти. Другие – оперируют полуофициалным статусом. А иные вообще никак не представлены. С министерскими и губернаторскими каналами ситуация еще хуже.

А ведь именно в Телеграме идет основная прямая и опосредованная коммуникация элит.

Кстати, университеты и различные институции (например, некоторые научно-образовательные центры) активно включились в коммуникацию и завели себе каналы. В результате формируются интересные экосистемы – в подавляющем большинстве случаев вокруг вузов – в которых существуют официальные каналы, а также некоторое количество «народных». Именно эти «кусты» делают функционирование университетов уникально прозрачным – помимо бравурных отчетов пресс-служб всегда можно получить альтернативную точку зрения. Та же ситуация, как правило, и с органами власти – но здесь преимущество у тех, кто все же имеет (полу)официальный канал. Остальные же просто получают поток критики и негатива, не считая нужным формировать контр-дискурс.

И в этой ситуации как никогда востребованы каналы персональные – которые бы вели министры и ректоры, губернаторы и директора научных институтов. Яркие примеры, конечно, есть, но они единичны.

Коллеги, быть может, уже пора прийти в Телеграм?
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️Экспертный семинар по обмену практиками вузов «Жизнь университета в новых реалиях: сложные ситуации и их решения»

В семинаре примут участие заместитель Министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Наталья Трухановская, директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Татьяна Рябко.

- Ведение в дистанционном формате приемной кампании и поддержка  абитуриентов в выборе традиционно сложных учебных предметов. - Практики организации внеучебной работы студентов в условиях вынужденной изоляции и обеспечение их социальной поддержки.
- Ведение активного учебного диалога с группами студентов, находящимися в другой стране, кейсы организации пространства и инфраструктуры для преподавателей.
- Онлайн-конкурс профессорско-преподавательского состава. - Практика цифровой экосистемы обеспечения всех процессов деятельности университета, направленных на сохранение здоровья его участников.

Традиционно в начале семинара будут представлена аналитика ЭАЦ «Научно-образовательная политика».

Начало через 30 минут, в 12:00 мск, в форме вебинара.

Организаторы семинара:
Ассоциация «Глобальные университеты»
Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
Институт образования НИУ ВШЭ

Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке https://clck.ru/RFPTR
Семинар можно будет также смотреть на YouTube без регистрации, ссылка будет актуальна за 15 минут до начала вебинара https://youtu.be/dXH304rJgTQ.
источник
Научно-образовательная политика
Начало через 15 минут!

Онлайн-конференция, посвященная открытию четвертого сезона Всероссийской олимпиады студентов "Я — профессионал".

Участники:
— Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий ФАЛЬКОВ;
— генеральный директор АНО "Россия — страна возможностей" Алексей КОМИССАРОВ;
— президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр ШОХИН;
— ректор НИУ ВШЭ Ярослав КУЗЬМИНОВ;
— руководитель олимпиады "Я — профессионал" Валерия КАСАМАРА;
— генеральный директор компании "Яндекс" в России Елена БУНИНА;
— участники прошлых сезонов олимпиады.

Всероссийская олимпиада студентов "Я — профессионал" — один из флагманских проектов президентской платформы "Россия — страна возможностей", реализуемый при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Участники мероприятия расскажут о нововведениях четвертого сезона и объявят о начале регистрации на официальном сайте олимпиады.

Трансляция:
https://m.vk.com/video-154631231_456239592?list=videos-154631231%2Fpl_-154631231_-2
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в студии МИА РОССИЯ СЕГОДНЯ: новый сезон олимпиады
"Я - ПРОФЕССИОНАЛ" и

КИРИЕНКО
ФАЛЬКОВ
КОМИССАРОВ (онлайн)
КУЗЬМИНОВ
ШОХИН
КАСАМАРА
БУНИНА
ТУМАКАЕВ
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в эфире из НИУ ВШЭ:

Дмитрий Афанасьев, заместитель Министра науки и высшего образования РФ

Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»

Ирина Карелина, Исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты»

Наталья Трухановская, директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России

Татьяна Рябко , директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас OnAir
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков — о перспективах участия в олимпиаде «Я — профессионал»
источник