А шо там?..
В официальном российском общественно-политическом дискурсе доминирует идея о том, что Украина – это пример худших практик. Однако, это не означает того, что за событиями в соседнем государстве не нужно следить или не стоит отмечать, а в идеале – применять у себя, удачные решения.
В последние дни научно-образовательная сфера Украины сгенерировала два весьма примечательных инфоповода.
Во-первых, место Бориса Патона на посту президента Национальной академии наук Украины занял Анатолий Загородний. Стоит отметить, что за последние годы украинская наука проходила те же этапы и преодолевала те же препятствия, что и российская. Если обратиться к
интервью нового президента НАН от уже далекого 2014 года, то мы увидим, уже знакомые нам темы: оценка эффективности и результативности, расширение конкурсного финансирование, сложности с привлечением молодежи в науку и «квартирный вопрос».
В 2020 году Анатолий Загородний принял бразды правления академической Украиной в крайне сложный период – средств на науку выделяется недостаточно, а финансирование целиком переводится в эффективное и конкурсное – то есть базовая часть исключена из научной части бюджета. Теперь исследователи будут получать деньги, исходя из их успехов, достингутых в предыдущие периоды, а также в рамках грантовых программ.
Тем не менее, есть и очевидные достижения – в полную силу начинает работать Национальный фонд исследований (НФД). Среди причин его создания был, в том числе, и расцветший в годы «патоновского застоя» феодализм в рамках НАН, когда финансирование выделялось инерционным образом, исходя из субъективных факторов.
Примечательно, что и в целевой аудитории конкурсов, и в рамках их формата есть огромное количество практически стопроцентных совпадений в грантовых системах России и Украины.
При этом даже с учетом недофинансирования науки у нас в стране, в соседней Украине ситуация намного хуже. Именно поэтому на этот опыт можно опереться с точки зрения того, какие приемы можно использовать, чтобы максимально эффективно вложить ограниченные средства.
И отдельного внимания, безусловно, заслуживает будущая деятельность Анатолия Загороднего на посту президента Национальной академии наук, а та продолжает функционировать в «советском» формате в виде руководства институтами.
Вторым ярким событием стал приход в Телеграм врио министра образования и науки Украины Сергея Шкарлета (
@SerhiyShkarlet). Вот здесь как профильным администраторам науки и образования в России, так и в целом – управленцам высших страт есть, чему поучиться.
Политики, министры и губернаторы сейчас «обитают» преимущественно в Инстаграме, а до официальных каналов в Телеграме созрели лишь некоторые органы власти. Другие – оперируют полуофициалным статусом. А иные вообще никак не представлены. С министерскими и губернаторскими каналами ситуация еще хуже.
А ведь именно в Телеграме идет основная прямая и опосредованная коммуникация элит.
Кстати, университеты и различные институции (например, некоторые научно-образовательные центры) активно включились в коммуникацию и завели себе каналы. В результате формируются интересные экосистемы – в подавляющем большинстве случаев вокруг вузов – в которых существуют официальные каналы, а также некоторое количество «народных». Именно эти «кусты» делают функционирование университетов уникально прозрачным – помимо бравурных отчетов пресс-служб всегда можно получить альтернативную точку зрения. Та же ситуация, как правило, и с органами власти – но здесь преимущество у тех, кто все же имеет (полу)официальный канал. Остальные же просто получают поток критики и негатива, не считая нужным формировать контр-дискурс.
И в этой ситуации как никогда востребованы каналы персональные – которые бы вели министры и ректоры, губернаторы и директора научных институтов. Яркие примеры, конечно, есть, но они единичны.
Коллеги, быть может, уже пора прийти в Телеграм?