Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 October 05
Научно-образовательная политика
А на наш взгляд, очевидно, что идея возникла именно у епископа Саввы.

А спустя 2,5 недели не епископ Савва идею "авторитетно высказал".

https://t.me/kartezianec/1413
источник
Научно-образовательная политика
Нижегородский «Исток» великих свершений

В День учителя на базе Университета Лобачевского (ННГУ) происходит рождение новой премии для учителей физики, химии, биологии – «Исток».

Всероссийская премия «Исток» имени академика Игоря Васильевича Петрянова-Соколова инициирована Президентом Российской академии наук Александром Сергеевым. Премия – своеобразный аналог Нобелевской, но номинантов выдвигают дети и представители общественности. В мероприятии принимала участие вдова академика – доктор медицинских наук Галина Дмитриевна Засухина, работающая в Институте общей генетики РАН.

«Пусть премия «Исток» будет началом реки, зарождением новых течений», – поделился энтузиазмом вице-губернатор Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов.

«Премия – это одна из возможностей передачи знаний от одного поколения к другому, передачи исторического кода. Учитель – основная фигура, которая передаёт этот код. Инаугурация премия – это общая попытка объединить все эти моменты, и ещё раз увековечить имя великого ученого Игоря Петрянова-Соколова, который проработал всю жизнь в корпорации Росатом. Название «Исток» – это ещё и географическое название, нужно помнить всегда о своих истоках, о своей истории!» - подчеркнул президент РАН Александр Сергеев.

«Для Университета Лобачевского это очень большая честь стать площадкой рождения нового. Преподаватели университетов, так же, как и преподаватели школ являются носителями знаний. Именно университеты являются не только ключевыми в цепочки передачи генетического исторического кода знаний, но и рождают новые знания.

Университет-центр притяжения школьников, учителей, академиков. Символ приемственности. Премия привлекает внимание нижегородских школьников к нашему замечательному региону, который дал таких замечательных личностей. Поэтому жить и учиться здорово в Нижнем. Мы хотим стать центром притяжения и до школьных учителей- стать для них проводниками в большую науку»,
- отметила в комментарии для НОП ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня день рождения отмечают:

Сергей Люлин, заместитель Министра науки и высшего образования РФ,

Глеб Фёдоров, Директор департамента информационной политики Минобрнауки РФ,

Любовь Духанина, заместитель Председателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ.

Коллеги, поздравляем вас с двойным праздником и делаем светлых мыслей и добрых решений во благо образования и науки!
источник
Научно-образовательная политика
Настоящие рекомендации подготовлены экспертами Института образования НИУ ВШЭ на основе анализа правительственных и экспертных рекомендаций, с учетом мирового и отечественного опыта, который сложился во время перехода на дистанционное обучение в марте — июне 2020 года и могут использоваться в муниципалитетах и регионах для временного перехода на дистанционное обучение в школе.

В настоящее время в разных регионах России (Москва, Нижегородская, Ивановская, Свердловская области, Забайкальский край) на карантин единично закрываются отдельные классы, а преподаватели уходят на больничный. В таких ситуациях нужен резервный план функционирования. В условиях дистанционного обучения школа должна решать не только задачи обучения, но и воспитания, сохранять контакт с родителями, поддерживать разные группы учащихся и, конечно, не упускать из вида текущие задачи управления.
источник
Научно-образовательная политика
Национальная цель «возможности для самореализации и развития талантов» охватывает скорее социально одобряемые задачи, а не цели (формирование эффективных социальных лифтов для молодежи, увеличение расходов на науку, повышение качества образования).

Траектория работы правительства по этим направлениям пока не совсем ясна.

Увеличение расходов государства на научно-исследовательские и конструкторские разработки необходимая мера.

В России главный инвестор – государство, бизнес отстает и не демонстрирует готовности вкладывать больше, а сегмент вузовских расходов невелик.

На Западе основные вложения осуществляют бизнес-сектор и вузы.

Опросы Центра стратегических разработок и АНО «Национальные приоритеты» фиксирует  устойчивый запрос на возвращение стране статуса мирового центра наук (48 %).

Косвенно это свидетельствует о высоко запросе на технологический скачок и стремление вернуть утраченные лидерские позиции в мире.

Не менее силен в обществе и запрос на социальную справедливость: качественное образование рассматривается как трамплин на пути к социальному благополучию.

Реформированная и измученная многочисленными сокращениями со стороны Рособрнадзора система высшего профессионального образования лишает многие регионы страны статуса точек притяжения талантливой молодежи, что больно бьет по долгосрочным планам субъектов федерации и усиливает отток населения из регионов.  

Однако сохраняющиеся вузы дают более качественное образование, что сказывается на увеличении, например, иностранных студентов.

При этом общее количество студентов в России устойчиво сокращается: с 7 млн. чел. (2009 г.) до 4,1 млн. чел. (2019 г.).

Отрицательная динамика связана не только с демографической ямой, но и моделью экономики, в которой растет запрос на рабочие профессии.

Развитие дистанционного образования – неотъемлемое требование времени, запрос на которое будет возрастать (особенно у молодого поколения).

Опросы Центра стратегических разработок и АНО «Национальные приоритеты» фиксирует региональный разрез: высокий запрос на онлайн-образование в Москве (20%) и регионах Дальневосточного федерального округа (18 %).

Впрочем, результаты работы правительства будут восприниматься отнюдь не по данным международных рейтингов и социологических отчетов о повышении удовлетворенности россиян качеством образования.

Осязаемые для общества результаты – это повышение доли отечественной продукции на мировом рынке и создание эффективно работающей системы социальных лифтов для подрастающего поколения. 
источник
Научно-образовательная политика
Антикризисно-цифровой КЛИК

Сегодня Университет Иннополис и Университет НТИ 20.35 запустили акселерационную программу «КЛИК» — обучение антикризисных лидеров и команд цифровой экономики. За два месяца слушатели обучатся компетенциям управления на основе данных и разработают цифровые проекты.

Команды для обучения формируются из сотрудников госкомпаний, федеральных министерств, служб и агентств, а также госслужащих из региональных правительств Калининградской, Ленинградской, Нижегородской и Тюменской областей, Приморского края.

Обучение разделится на два трека: «Chief Data Officer — управление, основанное на данных» и «Дата-аналитик — технический архитектор цифровых решений». Еженедельно команды будут знакомиться с 8—12 темами в области цифровой экономики, выполнять домашние задания и проходить тесты, а также работать над командными проектами, акселерация которых пройдёт в конце программы. Обучение в дистанционном формате.

В программе участвуют сотрудники Министерства высшего образования и науки, Министерства просвещения и Рособрнадзора.

Проректор — начальник управления по проектной и научно-исследовательской работе Университета Иннополис Искандер Бариев специально для НОП: «‎Этот год показал, что цифра — вопрос выживания экономики. Хотим мы этого или нет, но всем нам придётся научиться работать с данными. Государство сегодня генерирует информацию как никто другой. Он же её хранит. Множество процессов и решений, принимаемых в бизнесе и органах исполнительной власти, возможно автоматизировать и сделать работу эффективнее за счёт работы с данными. Именно на этом сфокусирована работа программы "КЛИК". Вместе мы научимся собирать, обрабатывать и использовать данные на практике.

Университет Иннополис стал оператором программы в сотрудничестве с Университетом НТИ 20.35. В прошлом году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики РФ» в ИТ-вузе прошли 3 950 человек из 21 субъекта РФ. 79 выпускников программы «CDTO — Chief Digital Transformation Officer: руководитель цифровой трансформации» из Татарстана стали заместителями по цифровой трансформации в своих министерствах, ведомствах, муниципалитетах. Они на местах контролирую цифровизацию и работу с большими данными в регионе.

К концу двухмесячной программы пройдёт акселерация проектов, которые разработают в командах участники "КЛИК". Мы рассчитываем, что до этого этапа дойдут не менее 500 идей, а к внедрению в федеральных и региональных органах исполнительной власти готовы будут не менее 10 % проектов‎».


Программа «КЛИК» реализуется Министерством экономического развития РФ совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ при участии Агентства стратегических инициатив в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/innopolis-za-dva-mesaca-obucit-upravleniu-na-osnove-cifrovyh-dannyh-5-tysac-gossluzasih-1
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️‼️Владимир Путин- Старшекурсникам, получившим возможность преподавать в школах по индивидуальному плану, я желаю успеха на этом благородном поприще.
‼️Конкурсы "Учитель года" и "Учитель будущего" - будут проводиться, как и раньше.
источник
Научно-образовательная политика
Историческая политика

В Зале Полководцев Музея Победы сегодня проходил форум «История для будущего. Новый взгляд», приуроченный ко Дню учителя и Дню Памяти Подольских курсантов.

В обсуждениях принимают участие все ключевые стейкхолдеры исторического знания – Сергей Нарышкин, Владимир Мединский, Александр Чубарьян – а также ключевые администраторы вопросов взаимодействия власти и общества. По вектору популяризации участие приняли несколько медийных персон. Ключевые темы форума – подходы к изучению истории и популяризация исторической науки.

В самом начале форума произошло событие, которое означает очень серьезные продвижения на историческом фронте.

«Считаю вашу встречу серьезной и востребованной инициативой, призванной на экспертном уровне обсудить такие проблемы, как выработка новых подходов к изучению исторической науки, повышение качества преподавания истории в школах и высших учебных заведениях, продвижение в обществе, особенно среди молодежи, ценностей высокой гражданской культуры. Все эти вопросы крайне важны для формирования целостной исторической политики, которая играет значимую роль в обеспечении суверенного развития России»,говорится  в приветствии президента России Владимира Путина участникам, организаторам и гостям форума «История для будущего. Новый взгляд».

Пожалуй, впервые столь кратко и емко сформулировано содержание нового измерения политики – исторического. От политики исторической памяти или истории как части научно-образовательной политики президент зафиксировал переход к новому состоянию – исторической политике. Причем, стоит особое внимание обратить на слово «целостная». В противовес ранее фрагментированной работе с политикой в области истории теперь можно говорить о единой стратегии.

Она должна предполагать единые установки, а также – единый (возможно – коллегиальный) центр координации и принятия решений.

Ключевым конструктом исторической политики является Великая Отечественная война – вокруг него формируется дискурс о национальном характере, преемственности поколений с ориентиром на подвиг предков, а также о преодолимом характере сложностей, за которыми обязательно следует прорывное развитие.

Неудивительно, что незадолго до форума из академической среды прозвучало предложение создать отдельный научный институт истории ВОВ.

Впрочем, скорее будет создан некий коллегиальный Исторический совет, который и будет заниматься расстановкой акцентов и корректировкой трактовок крупных и многосоставных событий в истории России и мира. Тем более, что существуют планы создания единого и мощного Института истории на базе всех профильных научных организаций.

В целом, история однозначно входит к пространство безопасности – если речь идет о целостной исторической политике, то естественен переход к понятию «исторической безопасности». В пользу секьюритизации исторического знания говорит и тот факт, что силовое крыло элит активно участвует в вопросах изучения и популяризации истории – Сергей Нарышкин и Российское историческое общество, Миноброны и Российское военно-историческое общество. Кстати говоря, провозглашенная целостность исторической политики может означать и интеграцию различных обществ.

В этих контекстах «битва за историю» получит свое дальнейшее развитие – на поле достаточно много сильных игроков, которые хотят контролировать этот аспект внутренней политики. Тем более, что именно Великая Отечественная война как историко-мифологический конструкт выступает в качестве одного из базовых блоков выстраивания российской идентичности и национальной идеи.

К этому нужно добавить, что история в рамках целостной политики окончательно приобретает статус одного из ключевых инструментов внешнеполитической деятельности – особенно по вектору «мягкой силы».

И не стоит лишний раз напоминать, какое значение придает культурно-историческому коду как основе любого развития и прорыва президент России Владимир Путин.
источник
Научно-образовательная политика
Президент России Владимир Путин ответил на вопрос молодого педагога  из Липецкой области Никиты Лошкарева:
«Что касается конкурсов "Учитель года", "Учитель будущего", я уже сказал, выступая в начале, мы, конечно, не будем ничего отменять. Мы вынуждены просто перенести эти мероприятия на более поздний срок, но они, конечно, состоятся», - отметил Президент России
источник
Научно-образовательная политика
Поздравление с Днём учителя от Алексея Комиссарова, генерального директора АНО "Россия - страна возможностей"

#ЭксклюзивНОП
источник
2020 October 06
Научно-образовательная политика
На чистую воду

Дальневосточный федеральный университет первым из научных центров откликнулся на призыв Камчатки. Сегодня утром группа ученых ДВФУ приступила к работе в акватории в районе Халактырского пляжа в Авачинскинском заливе, где произошла гибель гидробионтов. Ректор Никита Анисимов лично курирует работу экспедиции на месте.

Специалисты ДВФУ по дистанционному зондированию Земли проанализировали находящиеся в открытых источниках фото акватории из космоса и при содействии коллег из ДВО РАН изучили тот самый снимок, на котором, как утверждается в Интернете и многих СМИ, запечатлен «разлив отравляющих веществ». Кадр, сделанный 9 сентября спутником Sentinel-2 по какой-то причине был подвергнут грубой цветокоррекции — на самом деле снимки из космоса выглядят гораздо темнее.

Для примера специалисты сделали наглядную подборку «спутниковых» фото. Именно поэтому для определения причин происходящего на Камчатке важна работа ученых на месте событий, а не дистанционная (читай – «диванная») аналитика.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
СКИФ – синхронизация руководства

Окончательно сформировалась система управления проектированием и строительством синхротрона поколения 4+ СКИФ в новосибирском Академгородке.

Постановлением Правительства функция государственного заказчика закреплена за Министерством науки и высшего образования. При этом, застройщиком остается Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН.

Ключевыой функционал как госзаказчика закреплен за Минобрнауки как таковым, а не за федеральным казенным учреждением «Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту», как это было с декабря 2019 года.

Решение передать все ключевые функции в руки профильного министерства (без избыточного делегирования на уровень подведомственных организаций) объективно отражает тот высочайший уровень координации, который необходимо обеспечить при реализации подобного уникального мегапроекта. Именно на платформе Минобрнауки возможно организовать взаимодействие всех заинтересованных сторон – в том числе, с привлечением Российской академии наук.

Важно и то, что полномочия застройщика остались целиком у Института катализа – именно он будет единым штабом строительства, оснащения и запуска СКИФа, он же станет ключевым ответственным за эксплуатацию синхротрона.

Это важное управленческое решение непосредственно связано с тем, что создание «Сибирского кольцевого источника фотонов» перешло со стадии проектирования в этап конструирования и строительства.

Эксперты, в том числе – самого высокого уровня, считают, что вполне возможно строительство и запуск СКИФа в обозначенные нацпроектом «Наука» сроки. Но для этого необходима отлаженная и ритмичная работа как по чисто административному, так и по финансовому вектору.

Именно идея обеспечения подобной эффективности лежит в основе четкого определения двух ключевых структур, которые отвечают за синхротрон – Минобрнауки и Институт катализа.

Естественно, что это не означает, что обе они смогут принимать судьбоносные решения в одиночку – для реализации проекта уже запущены серьезные коллегиальные формы обсуждения и управления – от уровня Сибирского отделения РАН до Совета по науке и образованию при Президенте России.

Очень важно, чтобы ничто не мешало рабочему и рутинному взаимодействию Министерства и Института катализа. Здесь придется немного поумерить свое рвение Сибирскому отделению РАН, которое достаточно давно претендует на значительную автономию от головной Академии.

При этом, сам по себе проект СКИФ является уникальным центром гравитации для целого спектра сопутствующих процессов – от производства оборудования до подготовки будущих операторов и пользователей синхротрона. В этих вопросах необходима координация усилий и интересов научных институтов и университетов, а также будущих заказчиков работ.

Подобной площадкой и станет Минобрнауки, в котором министр Валерий Фальков и его управленческая команда успели делом доказать, что они готовы слушать и слышать любые мнения, обсуждать различные варианты решения проблем, но при этом во главу угла ставить профессионализм, командную работу и ориентацию на результат.

Подробнее: http://government.ru/docs/40541/
источник
Научно-образовательная политика
Экономические консоРЭУциГУУмы

Российский экономический университет и Государственный университет управления горячо поддержали и подхватили идею развития партнерских связей с вузами и другими профильными организациями в логике Программы стратегического академического лидерства. При этом в «паутине экономических связей» РЭУ и ГУУ выступают совместно. Недавно занявший пост рулевого Плешки молодой, но крайне опытный Иван Лобанов пришел туда как раз из ГУУ.

Новый московский консорциум «Качество жизни в мегаполисе» создали в кооперации РЭУ, ГУУ, госкорпорация «Ростех» Правительство Москвы, Институт экономики РАН, Институт системного программирования им. В. П. Иванникова РАН и ведущие научные центры страны. Головной организацией консорциума стала Плешка, которая уже реализует несколько других крупных проектов сотрудничества.

Основной задачей «Качества жизни в мегаполисе» заявлено развитие экономики России на базе «майского указа» Президента, то есть – в рамках национальных проектов. Партнерство усилит взаимную интеграцию в сфере образования и стратегического планирования.

Всего выделено 5 направлений развития консорциума:
1. Разветвленная сеть сотрудничества с целью повышения качества жизни в мегаполисах и городских агломерациях;
2. Участие в выработке нормативных документов органами власти в сфере экономики, управления, цифровых решений, направленных на развитие крупных городов;
3. Научно-исследовательские работы и консультационные услуги по запросу органов власти города Москвы в профильных отраслях;
4. Реализация программ основного и дополнительного образования для сотрудников органов власти города Москвы, профильных организаций и предприятий;
5. Конференции, семинары и круглые столы в области экономики, управления и качества жизни мегаполисов.

«На выходе» консорциум способен дать практические цифровые решения по таким вопросам, как управление, безопасность, дорожно-транспортная инфраструктура, логистика и другие жизненно важные для города направления.

«Ростех» взял на себя функционал развития у сотрудников и учащихся вузов навыков и компетенций, необходимые для достижения стратегических целей инновационной экономики.

Другим совместным проектом РЭУ и ГУУ стал консорциум с Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ). Вузам сотрудничество позволит нарастить научно-образовательный потенциал и коммерциализацию собственных проектов за счет внедрения наработок ОИЯИ в области Big Data, многоагентных систем и цифровых платформ. А также университеты интегрируются в программу мегасайенс.

Важно участие в проекте Института системного программирования РАН, который является одним из флагманов отечественной «цифры» и обладает уникальными компетенциями по целому спектру критических технологий для цифрового форсированного нацпроектного развития.

ГУУ и РЭУ планируют расширить научно-образовательные треки за счет объединения своих финансовых, кадровых и имущественных ресурсов.

Включённость двух сильных экономических вузов в повседневную жизнь, прежде всего, своего города делают их неотъемлемой частью городской экосистемы Москвы. Постепенно начинают размываться границы «принадлежности» сотрудников и студентов одному учебному заведению: открытость и академическая мобильность плотно сопровождают процессы интеграции. Обмен опытом и знаниями приведет к эффекту синергии, который усилит научно-образовательную составляющую каждого участника процесса взаимодействия.

«Включённость экономического и управленческого вузов в  жизнь  мегаполиса делают их неотъемлемой частью городской экосистемы Москвы. Постепенно начинают размываться границы «принадлежности» сотрудников и студентов одному учебному заведению: открытость и академическая мобильность плотно сопровождают процессы интеграции. Обмен опытом и знаниями приведет к эффекту синергии, который усилит научно-образовательную составляющую каждого участника процесса взаимодействия», - прокомментировал специально для НОП создание консорциума Иван Лобанов, врио ректора РЭУ им. Г.Плеханова.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
«На любом пути случаются моменты, когда хочется сдаться. В боксе есть хорошее выражение, что больше всего достается тому, кто первым опустил руки. Если ты их не опускаешь, находишь силы держаться, победа неизбежна».

Алексей Комиссаров рассказал «Учительской газете» о проектах платформы «Россия – страна возможностей» и программе развития кадрового и управленческого резерва, о своей родной 875 школе, классном руководителе Алексее Венедиктове, а также о самообразовании и лидерстве, опыте госслужбы, своем окружении и занятиях спортом.

Получилось интересно, рекомендуем прочитать: http://ug.ru/aleksej-komissarov-glavnaya-zadacha-shkoly-dat-cheloveku-vozmozhnost-raskryt-svoj-potenczial/
источник