Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 April 13
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Издательство Юрайт, советуем сменить маркетинговую стратегию. Сотни жалоб за неделю от руководителей вузов на ваши квази-бесплатные услуги со ссылкой на поручения министерств, которые вы продвигаете в email рассылке и чатах рабочей группы Минобрнауки. Будьте скромнее, коллеги.
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 April 14
Научно-образовательная политика
Медь и цинк против наночастиц серебра или почему Томский государственный университет даже в вопросе технологий против короновируса не хочет уступать первенство коллегам (в данном случае, Томскому политеху, на полторы недели ранее предложившему технологию обработки защитных масок)?

Хочется задаться вопросом: а в чём суть Большого университета и есть ли жизнь на Марсе в томском НОЦ?

Эдуард Владимирович, Людмила Михайловна - а у Вас-то, таких авторитетных и умных политиков от образования - если ли понимание, что такое ребячество вредит всей вашей научно-образовательной связке?
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дистанционное образование в мире - Проблемы:
США

Прогулы уроков всегда были проблемой для системы образования США. Теперь же, когда большинство учебных заведений в этой стране закрыты и уроки ведутся в дистанционной форме, отсутствие учеников на них стало еще большей проблемой. Многие школьники просто не регистрируются в системах дистанционного образования, не появляются на уроках и не выполняют задания. Особенно много детей отсутствует на уроках в школах, где учатся дети из малообеспеченных семей. Как пишет издание The New York Times, одной из причин этого является то, что далеко не у всех школьников есть дома Интернет и подходящие для учебы гаджеты. Некоторые учителя говорят о том, что к их дистанционным урокам подключается меньше половины от всего класса. Проблема приобретает национальный характер и педагоги начинают говорить о том, что учебу придется продлить на летнее время и начать новый учебный год пораньше. Есть даже предложения оставить всех учеников на второй год.
В Лос-Анджелесе на дистанционных уроках появляется только треть учеников старших классов. Еще хуже обстоит ситуация в сельской местности. В некоторых местах штата Огайо имеются населенные пункты, не имеющие доступа к Интернет. Педагоги рассказывают, что многие их ученики просто исчезают и с ними не удается установить связь ни по мобильному телефону, ни через электронную почту. Причиной является то, что семьи сосредотачиваются на выживании в сложных экономических обстоятельствах и учеба отходит на второй план. Некоторые образовательные учреждения находят возможность предоставить ученикам ноутбуки и гаджеты для учебы. Но даже тогда многие из детей не могут продолжить обучение, так как у семей нет денег на оплату Интернета.
В то же время есть школы, которые рапортуют о стопроцентном присутствии учеников на дистанционных уроках. Как правило, это элитные учебные заведения. Сложившееся положение вызывает беспокойство у учителей. Ситуация может привести к различной успеваемости детей и усугубить социальное неравенство. Учителя США боятся столкнуться с массовым незаконченным школьным образованием, которое будет влиять на страну многие годы. Педагоги придумывают любые способы продолжать учебный процесс. Некоторые часами обзванивают родителей всех своих учеников по телефону только для того, чтобы дать домашние задания.
источник
Научно-образовательная политика
Поручения по науке и образованию (1/2)

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с представителями предпринимательского сообщества, состоявшейся 26 марта 2020 года, а также по итогам встречи с представителями общественности, состоявшейся в Череповце 4 февраля 2020 года.

В рамках первого пакета Правительство должно:

– проработать вопрос развития информационных платформ для онлайн-образования, рассмотрев механизмы их поддержки, а также варианты оплаты пользователями их услуг.

Во втором пакете значительное внимание уделено научно-образовательным вопросам:

Правительству поручено:

– представить предложения по стимулированию привлечения в наукограды Российской Федерации новых налогоплательщиков;

– представить с учётом ранее данных поручений предложения об установлении дополнительных мер государственной поддержки, направленных на популяризацию науки и научных знаний, включая создание просветительской кинопродукции, анимационной аудиовизуальной и иной продукции, распространение названной продукции среди детей и молодёжи (в том числе с использованием федеральных телеканалов), определив источники финансирования таких мер;

– рассмотреть при участии Ассоциации участников технологических кружков вопрос о создании сети кружков на базе общеобразовательных организаций по модели кружкового движения Национальной технологической инициативы и представить соответствующие предложения.

– представить предложения о государственной поддержке научно-просветительского портала «Антропогенез.ру» в целях создания российского научно-популярного анимационного сериала для детей.

– представить предложения, направленные на увеличение мощности вычислительных ресурсов российских суперкомпьютерных центров, в том числе региональных.

– рассмотреть совместно с госкорпорацией «Роскосмос» и федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» вопрос о развитии отечественной теории и практики полётов в стратосферу (стратонавтика) и представить соответствующие предложения.

Минобрнауки должно:
– провести анализ практики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и других образовательных организаций высшего образования по формированию цифровых студенческих офисов, функционирующих по принципу «одного окна», и рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего распространения такой практики.

– совместно с Общественной палатой Российской Федерации рассмотреть вопрос об установлении в Российской Федерации профессионального праздника – Дня преподавателя высшей школы.

Минпросвещению поручено:
– рассмотреть вопрос и представить предложения об обеспечении поддержки программы «Наука в регионы», реализуемой Фондом развития Физтех-школ.

– представить предложения по внедрению в образовательный процесс дополнительных общеобразовательных программ предпринимательской направленности для детей и включению соответствующих курсов в основные общеобразовательные программы в рамках внеурочной деятельности.

Рособрнадзору поручено оценивать при проведении проверок в рамках государственной регламентации образовательной деятельности соблюдение только обязательных требований к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, учитывая рекомендательный характер использования ими примерных основных образовательных программ.

Текст Поручений: первый и второй пакет.
источник
Научно-образовательная политика
Поручения по науке и образованию (2/2)

Координационному совету по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию необходимо рассмотреть вопросы о привлечении молодых учёных, получающих государственную поддержку, к реализации приоритетных задач научно-технологического развития Российской Федерации, о создании условий для обеспечения профессиональной самореализации и междисциплинарной кооперации таких молодых учёных и представить соответствующие предложения.

Правительству Новгородской области рекомендовано рассмотреть при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти вопрос о создании на территории Новгородской области инновационного научно-технологического центра в сфере интеллектуальной электроники и представить соответствующие предложения.

По итогам комплекса поручений можно констатировать явное усиление «группы прорыва» - Новгород обозначен как регион размещения ИНТЦ (технологической долины). Это выводит область из числа претендентов на НОЦ, но при этом повышает ее рейтинг в рамках научно-технологического прорыва. Мы не раз писали, что ИНТЦ являются столь же важным элементом развития, как и НОЦ. Во многих вопросах они дополняют или заменяют друг друга.

Стоит отметить явное усиление Российской академии наук – создание суперкомпьютерных центров является одним из флагманских проектов альянса РАН и МГУ. Также с научных позиций усиливаются работы по освоению космоса. Здесь компетенции Академии будут крайне востребованы, поскольку Дмитрий Рогозин смог развалить почти всё в космической отрасли. Спасать ее поручено академикам.

Четко обозначен вектор на популяризацию науки, что коррелирует с обозначенным министром науки и высшего образования Валерием Фальковым курса на информационную открытость университетов.

Продолжается поступательное выстраивание комплексной и сквозной системы поддержки молодых ученых. Базой для нее выступает Российский научный фонд, что повышает «очки» Андрея Фурсенко.

Установление отдельно дня чествования преподавателей вузов давно назрело. Они пока что лишены профессионального праздника, ведь дни знаний и учителя не полностью охватывают работу высшей школы.

Среди университетского сообщества резко повышаются «акции» МИСиС и МФТИ им. Баумана. По вектору физтеха это усиливает позиции Курчатовского института и его президента Михаила Ковальчука.

Также дальнейшему креплению «группы прорыва» способствует персональное поручение «молодежному» Координационному совету, который возглавляет ставленник Михаила Ковальчука Никита Марченков.

В целом поручения Президента повышают значимость научно-образовательной сферы, при этом две ключевые группы (Фурсенко и Ковальчуки) получают серьезное усиление позиций.

Отметим рост влияния «женского кабинета» в лице Екатерины Тихоновой и Виктора Садовничего (ректор МГУ).

Основная линия баланса по молодежной науке очевидно выстраивается по векторам РНФ (Фурсенко) и Координационный совет (Михаил Ковальчук).
источник
Научно-образовательная политика
Дистант как он должен быть

Ровно месяц назад, 14 марта, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подписал приказ с рекомендациями российским вузам организовать удаленное обучение для предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Уже через три дня Томский политехнический университет (ТПУ) перевел 12000 студентов и аспирантов на дистанционный формат.

Никакого скайпа и сторонних сервисов

Механика сейчас уже всем привычная: все лекционные занятия, которые до этого проходили в аудиториях, были переведены в режим онлайн-курсов, в ТПУ они проходят на базе специальной настраиваемой среды LMS Moodle и системы личных сайтов на корпоративном портале.

Университетские платформы до этого регулярно использовалась, к ним были готовы все эксплейнеры, поэтому проблем с полным переходом на цифру у ТПУ не возникло.

«Присутствие на вебинаре контролируется так же, как на обычных занятиях. Как бы ни сложилась ситуация, учебный процесс у нас продолжается в полном объеме, изменилась только форма», – рассказал нам первый проректор ТПУ Андрей Яковлев.

Использование собственных платформ ускоряет адаптацию обучающихся, позволяет модерировать формат вебинаров и подстраивать их функционал под потребности самих студентов и преподавателей, также все необходимые для обучения инструменты собраны на базе одной экосистемы, что обеспечивает хороший уровень вовлеченности.

Виртуальная исследовательская среда

Университет, как недавно отметил Валерий Фальков, это не только лекции и домашние задания, это уникальная университетская среда, в которую входит и студенческая среда, и исследовательский инструментарий, и лабораторные комплексы.

Все студенты и сотрудники ТПУ имеют удаленный доступ к университетской виртуальной системе, состоящей из более, чем двухсот VR-комплексов, виртуальных тренажеров и симуляторов оборудования, позволяющих дистанционно использовать уникальные университетские возможности. Например, студенты используют цифровой двойник исследовательского ядерного реактора ТПУ.

В вузе по самым разным направлениям было заранее разработано более 1200 онлайн-курсов. При этом запустить новый можно в течение суток – отработано уже несколько десятков таких заявок от преподавателей.

«Технических и образовательных мощностей ТПУ хватит и для студентов других вузов, также мы продолжаем делиться своим опытом и наработками в том числе и с томскими школами», – поделился с нами проректор по цифровизации ТПУ Александр Фадеев. – Для этого вуз запустил проект OCW-ТПУ (OpenCorseWare) с открытым доступом к своим лучшим онлайн-курсам, а более узкоспециализированные курсы мы готовы оперативно предоставить другим университетам по их запросу.

Сессия в онлайн-формате

Первый инженерный вуз за Уралом уже сейчас готов к организации приёма экзаменов, зачётов, защиты курсовых проектов и работ, а также практик через свои сервисы.

«В ТПУ есть своя платформа для оценки результатов и компетенций студентов. Правильность ответов проверяется автоматически. К этой платформе мы сейчас также подключаем систему прокторинга. В процессе будет производиться идентификация личности обучающегося, контроль возможных нарушений, ведение протокола экзамена», – поделился с нами проректор ТПУ по образовательной деятельности Михаил Соловьев.

Сейчас в приоритетном ведется разработка дополнительных инструментов по социальной поддержке обучающихся и их временному трудоустройству, к этому процессу подключается коммерческий сектор.

Дистанционный формат обучения в ТПУ по праву может считаться образцовым: университет не только организационно и технически оказался готов к массовому переходу на новый формат обучения, но при этом усовершенствовал свою уникальную цифровую архитектонику, включающую различные пользовательские платформы, онлайн-курсы и исследовательские инструменты.
источник
Научно-образовательная политика
СКИФ против коронавируса

Строительство лаборатории в рамках проекта СКИФ для Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», где разрабатывается и проходит испытания вакцина против нового коронавируса, может быть ускорено. Экспериментальную станцию могут ввести в эксплуатацию в 2023-2024 годах, сообщили в понедельник в пресс-службе Центрального проектно-технологического института (АО «ЦПТИ»).

По данным пресс-службы, АО «ЦПТИ» – предприятие топливной компании Росатома «ТВЭЛ» – подписало контракт с Дирекцией единого заказчика на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»). По своим характеристикам будущая уникальная научная установка класса мегасайенс СКИФ относится к источникам синхротронного излучения последнего поколения 4+ с энергией 3 ГэВ. Ускорительный комплекс, являющийся сердцем СКИФа не имеет аналогов в мире. Планируется, что на экспериментальных станциях синхротрона будут проводиться инновационные исследования в области физики, химии, геологии, биологии и медицины, в том числе научным центром «Вектор».

«При этом строительство новой лаборатории для ГНЦ «Вектор» может быть ускорено. Это позволило бы реализовать обширную программу исследований, включая разработку новых высокоэффективных вакцин, антибактериальных и антивирусных препаратов. Институтом катализа СО РАН (застройщик центра «СКИФ») прорабатывается предложение о создании специализированной экспериментальной станции в рамках первой очереди объектов СКИФ и вводе ее в эксплуатацию в 2023-2024 годах. Основные проектные и изыскательские работы генпроектировщик АО "ЦПТИ" выполнит в 2020 году», – говорится в сообщении.

Ранее в марте 2020 года распоряжением правительства РФ АО «ЦПТИ» было назначено генеральным проектировщиком ЦКП «СКИФ». По условиям заключенного госконтракта ЦПТИ выполнит проектные работы в объеме стадии "Проектная документация", включая необходимые комплексные инженерные изыскания по объекту – геодезические, геофизические, экологические и прочие. ЦПТИ подготовит документацию по инженерным изысканиям, проектно-сметную документацию для организации проведения государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта. Также АО «ЦПТИ» осуществит получение положительного заключения Главгосэкспертизы на разработанную документацию.

Создание ЦКП «СКИФ» в наукограде Кольцово (Новосибирская область) ведется в рамках национального проекта "Наука" под руководством Министерства науки и высшего образования РФ. Согласно нацпроекту, синхротрон и сопутствующую инфраструктуру планируется создать до конца 2023 года. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2024 год.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/eksperimentalnuu-stanciu-vektora-po-proektu-skif-mogut-vvesti-v-ekspluataciu-v-2024-godu
источник
Научно-образовательная политика
Открытость – лучшее оружие

Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков призвал вузы быть максимально открытыми в условиях пандемии и не давать поводов для появления недостоверной информации.

«У меня такое предложение ректорам: подумать обстоятельно и не забывать, что те ваши сотрудники, подразделения, которые отвечают за информационную политику, продвижение вузов, должны сейчас также на передовой работать, рассказывать, не впадать в уныние и не ждать, когда кто-то за нас это все прокомментирует. Потому что «сон разума рождает чудовищ», так и здесь: если не давать информацию, то будет интерпретировано каким-то иным образом», – сказал Валерий Фальков 10 апреля на заседании рабочей группы по организации обучения в условиях предупреждения распространения коронавируса.

По его словам, сегодня вузы должны показывать свои позитивные практики, как организована работа в условиях пандемии, как они с этим справляются, какие решения применяют в работе, а какие системные решения обсуждаются, и что это может дать студентам, преподавателям и обществу.

Ситуация с коронавирусом требует усиления информационного сопровождения работы вузов. Для этого нужно использовать все доступные каналы коммуникации. Именно университеты должны послужить образцом перестройки работы в дистанционный формат, а также явить собой пример эффективности в условиях пандемии.

Экспертно-аналитический центр и телеграм-канал «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) продолжает активную работу по распространению лучших практик вузов, а также их вкладу в борьбу с коронавирусом.

Именно сейчас все университеты должны проявить открытость и прозрачность своих управленческих, научных и образовательных практик, на деле доказать, что вузовская наука находится на переднем крае борьбы с вирусной угрозой.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/vuzy-dolzny-byt-informacionno-otkrytymi-dla-obsestva-v-usloviah-pandemii-minobrnauki-rf
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем Виктора Анатольевича!

За годы ректорства Виктора Анатольевича УрФУ положительно развивается и сохраняет научно-образовательное лидерство в российском высшем образовании.


https://t.me/znak_ekb/5651
источник
Научно-образовательная политика
Филологи СОГУ онлайн учат русскому языку студентов иранского вуза – партнера

СОГУ  и Университет им. Алламе Табатабаи (Иран) реализуют первую совместную онлайн – образовательную программу. Факультет русской филологии подготовил серию бесплатных дистанционных семинаров для студентов иранского вуза – партнера. К первому вебинару подключились более 50 слушателей.

«Соседство Ирана и России, большой научный потенциал русскоязычных университетов, особый статус русского языка на постсоветском пространстве и, конечно же, богатая русская литература – всё это послужило причиной появления русистики в Иране. Наши курсы – это интересный задел для дальнейшего сотрудничества», – отметила Ирина Толасова.

Онлайн – программа включает преподавание по 4 направлениям: Русская классическая литература в контексте мировой культуры; История русского литературного языка;  Активные процессы современного русского языка;
Русская детская литература: от истоков к современности.

«Мы выражаем большую благодарность Северо-Осетинскому университету за сотрудничество в такой сложный период. Ваши дистанционные занятия вызвали огромный интерес студентов и преподавателей нашего университета, всех иранцев, владеющих русским языком»,  – сказал заведующий кафедрой русского языка и литературы Университета им. Алламе Табатабаи Муса Абдоллахи.

Ранее Центр иранской культуры и языка фарси СОГУ организовал дистанционные курсы по изучению персидского языка. Изучать фарси могут все желающие.

С 2016 года СОГУ активно развивает академические связи с Ираном, в частности, с Университетом им. Алламе Табатабаи. Реализуется совместная магистерская программа «Иран в современном мире» (направление «Востоковедение»). Выпускники получат двойные дипломы. Впервые в 2020 году выделили 10 бюджетных мест.
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем Елену Дружинину с заслуженным назначением!

Знаем ее как командного игрока, ставящего интересы дела прежде своих личных амбиций!
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Марат, в ощип. А не во щи. Учите матчасть.

https://t.me/russica2/26762
источник
Научно-образовательная политика
Нам НОЦ и строить, и создавать ИНТЦ помогает

Инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ) «Кузбасская долина» планируется создать в моногороде Юрга Кемеровской области для реализации передовых проектов в сфере промышленной экологии и переработки отходов на базе научно-образовательного центра (НОЦ) «Кузбасс». Первое инновационное производство может быть запущено уже в 2020 году.

Основные направления будущей технологической долины включают плазмохимию, получение особо чистых металлов и металлов с заданными свойствами, технологии и оборудование для очистки промышленных выбросов и сбросов и переработки твердых бытовых отходов. Старт первого инновационного производства запланирован уже на 2020 год. Планируется привлечь крупное внебюджетное финансирование индустриальных партнеров.

Инициаторами создания ИНТЦ «Кузбасская долина» выступили Федеральный центр угля и углехимии СО РАН, НОЦ «Кузбасс» и его индустриальные партнеры. Площадкой для размещения научно-технологической долины выбран моногород Юрга, поскольку на его территории уже работает промышленный кластер горного машиностроения Кузбасса и есть технологические возможности для запуска новых инновационных производств. Планируется, что в ИНТЦ войдут не менее 20 организаций, для которых будут предусмотрены льготы. Их научно-производственные разработки смогут внедряться на промышленных предприятиях Кузбасса и других регионов.

На данном примере хорошо видно, как НОЦ может служить точкой системной пересборки всего научно-образовательно-инновационного потенциала целого региона. Для Кемеровской области научно-образовательный центр мирового уровня стал важным якорем, вокруг которого осуществляется перспективное развитие инновационного кластера.

При этом необходимо отметить, что ИНТЦ является технологическо-ориентированной надстройкой НОЦ. Вместе оба формата обеспечивают полный инновационный цикл, который необходим для реализации Стратегии научно-технологического развития и воплощения научно-технологического прорыва.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/naucnuu-dolinu-dla-razvitia-proektov-promyslennoj-ekologii-planiruut-sozdat-v-kuzbasse1
источник
Научно-образовательная политика
Вижу как возбудились отдельные лоббисты по назначению Елены Дружининой заместителем Министра науки и высшего образования: начали "набрасывать".
Могу, положа руку на сердце, сказать - Лена прекрасный специалист, который многократно продемонстрировал свою лидерскую эффективность и в Тюмени, и в Москве - как член команды Фалькова.
Для меня Лена - надёжный партнёр и друг, который не предаёт.
Я искренне рад за то что не только у PR, ну и у молодёжки Минобрнауки появился такой куратор. Лена перфекционистка, очень переживающая за дело.
Она всегда была и (уверен) будет надёжным тылом Валерия Фалькова - министр ей доверяет, а Лена оправдывает это доверие.

От всей души поздравляю с назначением и горжусь! ✊🥂
источник
Научно-образовательная политика
Президент Владимир Путин утвердил состав Президентского совета по науке и образованию. Можно зафиксировать подтверждение позиций «группы Фурсенко» и «группы прорыва».
источник