Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 April 09
Научно-образовательная политика
Ну-ка онлайн-ресурсы, встаньте в Кружок!

Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ) запустило wiki-агрегатор kruzhok.org, где собираются лучшие онлайн-ресурсы для дистанционного обучения и участия в кружках. Об этом сообщает пресс-служба Движения. Портал позволяет российским школьникам и студентам, перешедшим на онлайн-обучение из-за коронавируса, получить доступ к лучшим курсам, технологическим проектам и соревнованиям, удаленным стажировкам в технологических компаниях и стартапах. К сбору и структурированию информации может присоединиться каждый желающий.

«Сокращение очных контактов – это то, что каждый из нас может и должен сделать для борьбы с распространением коронавируса. Поэтому мы переориентировали наши ресурсы на информирование школьников, студентов и их родителей о способах дистанционного участия в кружках и, шире, дистанционного образования, – подчеркнул лидер рабочей группы Кружковое движение НТИ и проректор Дальневосточного-федерального университета Дмитрий Земцов. – Кружковое движение – это горизонтально организованное сообщество технологических энтузиастов: школьников, студентов, педагогов, экспертов. В качестве инструмента самоорганизации мы решили использовать wiki-платформу. Наши соратники по всей России выкладывают на kruzhok.org актуальную информацию о действующих кружках и курсах, редактируют страницы, размечают данные, и мы приглашаем всех присоединиться к этому общему делу – формированию кружкового движения».

kruzhok.org актуальную информацию о действующих кружках и курсах, редактируют страницы, размечают данные, и мы приглашаем всех присоединиться к этому общему делу – формированию кружкового движения».

На Kruzhok.org накапливается информация по трем основным разделам. Первый посвящен возможностям для онлайн-обучения. Здесь собираются данные о технологических кружках, которые на время перешли в онлайн, ресурсах для обучения вдали от школы и университета, материалы для подготовки к ЕГЭ/ОГЭ и олимпиадам, курсы по технологиям будущего – искусственному интеллекту, нейротехнологиям, интернету вещей, беспилотникам и пр. Материалы бесплатны и структурированы по темам, возрастам и категориям, чтобы каждый пользователь – от первоклассника до студента – нашел для себя что-то интересное и полезное.

Второй блок посвящен практике и работе над совместными проектами. Кружковцы приглашают школьников и студентов присоединиться к работе над большими вызовами, участвовать в онлайн-челленджах, хакатонах и соревнованиях – делать вместе то, что может «сделать мир лучше». Также здесь публикуются вакансии для обучающихся с предложениями пройти удаленную практику и стажировку в технологических компаниях и стартапах.

Чтобы у молодых пользователей формировалась объективная картина по ситуации вокруг коронавируса, отдельный раздел агрегатора посвятили пандемии. Школьники и студенты могут узнать статус работы школ и вузов в разных регионах – где образовательные учреждения закрыты, объявили каникулы, перешли на дистанционную работу или свободное посещение, а также получить информацию о вирусе, его распространении, обзор научных публикаций по теме.
источник
Научно-образовательная политика
ПАПа конкурентоспособности

Минобрнауки озвучило предложения по грядущей перезагрузке проекта 5-100.

Далее проект 5-100 будет позиционироваться как Программа академического превосходства «Russian Academic Excellence Program» (RAEP) (Программа академического превосходства). Всем придется привыкать к новым аббревиатурам – РАЭП и ПАП.

Главным органом станет Совет Программы академического превосходства во главе с вице-премьером – это означает, что текущий состав также подвергнется глубокой перезагрузке. Председателем Совета явно должна стать Татьяна Голикова.

Цель проекта – достичь 10-го места в мире по присутствию российских вузов в топ-500 глобальных рейтингов университетов. Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование».

Количество грантов (то есть вузов-участников) будет увеличено не менее чем до 30, не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации. При этом будет очень строгий механизм продления участия в программе – ротация станет более, чем реальной.

«Средний размер гранта на 1 вуз при предоставлении грантов 30 вузам составляет 1 173 333, 333 тыс. рублей в год», – говорится в проекте постановления. Предлагается выделение дополнительных бюджетных средств: в 2021 году – 24 314 198,7 тыс. рублей, в 2022 году – 24 310 578,0 тыс. рублей, в 2023 и 2024 годах – 24 314 198,7 тыс. рублей ежегодно. Это должно вывести объем поддержки на уровень финансирования аналогичных программ в зарубежных странах.

Предполагается дифференциация объемов грантов – будет в том или ином виде происходить ранжирование. Напомним, сейчас вузы распределяются по трем группам.

Вузы должны будут выполнять работы по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития, развивать взаимодействие с наукой и бизнесом, готовить кадры и быть лидерами цифровизации.

Большое внимание будет уделяться именно инновационной составляющей – как вуз выстраивает цепочки партнерства с реальным сектором экономики и встраивается в комплексные научно-технические программы и проекты, которые предполагают полный цикл инноваций: от лаборатории до выпуска продукции, оказания услуг или практического применения разработок. Критериями оценки программы конкурентоспособности участника станут: «взаимодействие вуза-конкурсанта с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также с организациями реального сектора экономики в субъектах РФ». Университеты должны вносить ощутимый вклад в отраслевую или региональную экономику.

Участвовать, как и обещалось ранее, могут вузы любой подведомственности, а также университеты регионов.

Среди критериев отбора:

первая группа: начиная с 2018 года вуз не менее одного раза вошел в топ-500 не менее чем одного общего рейтинга ARWU, QS, THE и (или) в топ-100 не менее одного предметного (отраслевого) рейтинга;

вторая группа: вуз удовлетворяет четырем из пяти критериев:

–  вуз по состоянию на дату начала приема заявок входит в один
‎из общих рейтингов или предметных (отраслевых) или региональных рейтингов ARWU, QS, THE;
–  численность студентов-очников не менее 6 000 человек;
– совокупный объем доходов вуза – не менее 1,5 млрд рублей;
– удельный вес доходов вуза от НИОКР – не менее 10%;
– численность иностранных студентов (кроме граждан СНГ) – не менее 3%.

Таким образом, мы можем судить об успешной реализации проекта «5-100», инструменты мотивации для увеличения роста влияния российских вузов в мире дали положительные результаты, что подтвердил, в том числе, все последние рейтинг, куда вошли в основном университеты из «5-100».

Материалы: проект Постановления Правительства и пояснительная записка и новость.
источник
Научно-образовательная политика
Начальник! Запомни сам – скажи другому! (1/2)

В «Троицком варианте – Науке» опубликованы рекомендации завлабам, которые написал Федор Кондрашов для австрийских коллег, но вполне универсальны. Итак – руководителям на заметку.

Проблемы:
1) Физическое здоровье сотрудников

•  Предотвращение инфицирования. Самый лучший совет: социальное дистанцирование.
•  Неявные эффекты, воздействующие на здоровье
1.  Если вы знаете людей, имеющих какие-то проблемы со здоровьем, то убедительно попросите их оставаться дома и самоизолироваться.
2.  Помогите вашим иностранным коллегам составить план действий на случай экстренной ситуации, убедитесь, что они знают номера телефонов, по которому они будут вызывать врача, если их проблема не будет связана с вирусом.
3.  Для поддержания физического здоровья сотрудников предложить им подумать, какие упражнения и тренировки они могут проводить дома.
•  Помогите своим сотрудникам подготовиться к экстренным медицинским ситуациям. Убедитесь, что каждый из ваших коллег понимает, что ему (ей) необходимо будет предпринять.

2) Психологическое здоровье

•  Те, кто продолжает работать очно. Люди продолжают работу в состоянии большого стресса, и это может начать проявляться и во взаимоотношениях сотрудников, и в числе ошибок, которые они совершают и т.д. Если же под вашим руководством есть сотрудники непрерывного производства важно убедиться, что вы можете помочь им снизить дополнительные стрессы. Необходимо убедиться в их полном жизнеобеспечении и нормальном психологическом состоянии. В условиях социального дистанцирования имеет смысл ввести строгие меры, учитывающие обстоятельства вашей лаборатории.
•  Сотрудники на карантине и случаи выявления коронавируса. Те, кому предписан карантин, и люди с положительными результатами тестов на COVID-19 нуждаются в чуткости, понимании и в то же время умении распознать разные потребности. Необходимо проявлять внимание, соблюдая личные границы.
•  Сотрудники на самоизоляции. Постарайтесь призвать сотрудников терпеливо относиться к местным органам здравоохранения и объяснять им для чего принимаются меры. Поощряйте внимательное и вдумчивое отношение к собственному состоянию и самочувствию и соблюдение предписанных мер.
•  Сотрудники с отклонениями психики. Как руководитель обратитесь к психологу вашего кампуса и заранее выясните, что делать в случае обострения их состояния (узнайте номер телефона срочной психиатрической помощи) и разберитесь, как поступать в разных обстоятельствах. Важно также сохранять контроль над собственным психологическим состоянием.

3) На карантине обязательно должны быть контакты 1 и 2 уровня.

4) Обеспечение круга поддержки

•  Моральная подготовка к длительной изоляции. Важно, чтобы люди чувствовали себя в безопасности у себя дома и могли спокойно продолжать заниматься по мере необходимости бытовыми заботами. Полезно составить распорядок действий и придерживаться его изо дня в день.
•  Помощь людям на карантине. Убедитесь, что вы сможете облегчить стресс сотрудников. Убедите их в том, что другие смогут принести им всё, в чем они нуждаются. Особое внимание обратить на одиноких коллег. Никогда не отказывайте им в помощи, кроме тех случаев, когда вы действительно не можете помочь (например, когда сами находитесь на карантине). В этих случаях вы должны помочь этим людям найти альтернативное решение с помощью своих социальных сетей.
•  Преподавание и научное руководство в онлайн режиме – отличный способ не только для продолжения работы, но и поддержания делового ритма дня. Обратите особое внимание на поддержание регулярности лекций и семинаров, но не забывайте проявить снисходительность.
•  Общее социальное взаимодействие. Обсуждайте все насущные вопросы с теми, кто их задает, а не оставлять людей полагаться на случайные сомнительные источники. Создайте в вашей лаборатории волонтёрскую сеть общения между людьми, которые смогут подпитывать друг друга интеллектом и опытом.

Подробнее: https://trv-science.ru/2020/04/07/manual_in_the_time_of_pandemic/
источник
Научно-образовательная политика
Начальник! Запомни сам – скажи другому! (2/2)

Методы и приемы поддержки социальных связей онлайн:

•  Создание общего видео чата, когда каждый присоединяется в определенное время, и это дает коллегам уйму вариантов взаимодействия друг с другом, повеселиться, расслабиться, поделится заботами, фрустрациями и волнениями.
•  Практика ежедневно открытой виртуальной двери для обсуждения научных и личных вопросов с отдельными сотрудниками.
•  Обмен контактами между сотрудниками лаборатории для обращения за помощью и поддержкой.
•  Онлайн переписка при помощи чатов в мессенджерах.
•  Компьютерные онлайн-игры.
•  Те практики, чья работа была переведена в оффлайн, могут воспользоваться возможностью продолжить исследования с помощью написания совместных научных обзоров с коллегами.  Важно, что в данный момент, главная цель этой исследовательской деятельности – обеспечить психологическую поддержку вашим коллегам, результат исследования в данном случае имеет вторичное значение.

Главное – убедитесь, что каждый делает то, что лучше для него в этой непростой психологической ситуации – поставьте заботы сотрудников, а не нужды вашего исследования, на первое место.

5) Важные ограничения вашего влияния и ответственности

•  Уважайте личное пространство сотрудников. Используйте эту ситуацию с выгодой, для улучшения душевного состояния людей под вашим управлением.
•  Помните о том, что ваша ответственность и ваш мандат имеют определенные границы.

Что вы можете сделать для поддержки своего института?

1) Закройте свою лабораторию и отправьте всех по домам. Вероятно, что кто-то из тех, кто был на работе в последнюю неделю, был уже инфицирован. Если неосновные работники заразят основных, институт может потерять критически важную функциональность, которая может быть невосстановима.
2) Убедитесь, что с сотрудниками в вашей лаборатории всё в порядке и скоординируйте работу.
3) Убедитесь, что вы в курсе текущих событий.

На данный момент совершенно ясно, что пандемия коренным образом изменит нашу жизнь, по крайней мере, на несколько недель.

Вы должны быть готовы к вещам, которые вы, возможно, никогда не предполагали, произойдут в вашей жизни. Возникают риски:
1)  Перегрузка или даже коллапс местной системы здравоохранения.
2)  Увеличение числа людей с COVID-19 в кампусе.
3)  Вероятность потерять любимого человека.
4)  Кто-то из кампуса может стать жертвой пандемии.
5)  Будьте готовы к тому, что эта пандемия сильно изменит вашу жизнь в течение следующих недель или даже месяцев

По сравнению с другими сотрудниками лаборатории вы будете испытывать наибольшее напряжение и давление, а уровень вашей ответственность будет самым высоким.
Вполне возможно, что продолжающаяся пандемия станет критическим событием в нашей жизни. То, как мы будем реагировать и справляться с неизбежными крушениями, трудностями и трагедиями, может стать определяющим фактором для нашего поколения.
источник
Научно-образовательная политика
➡️1️⃣0️⃣0️⃣ Дорогие подписчики и читатели канала «Северное измерение», админы тг-каналов партнёров!
Спасибо Вам за Вашу поддержку, дающую нам ощущение востребованности нашего довольно непростого дела! Именно она позволила нам достичь очень важного рубежа в 100 ИЦ по версии @tgstat и в 4000 подписчиков! Мы постараемся сделать наш канал еще более интересным и нужным Вам, расширить его географию, давать новые инсайды и анализ происходящих событий!
Федеральные каналы
🔹"Кремлевский Безбашенник" @kremlebezBashennik - пишет под лозунгом "Мы не угадываем, мы знаем"
🔹Незыгарь @russica2 - без лишних слов
🔹"16 негритят" @Gubery - все о российских губернаторах
🔹"СерпомПо" @SerpomPo - На Родине холмогорской коровки без него никуда
🔹"Политический агрегатор" @agregatpolit - о возрождающейся региональной российской политике
🔹"Бойлерная" @boilerroomchannel - Агрегатор скрытого смысла. Второе дно российской политики и бизнеса
🔹"ПолитБрокер" @PolitBroker - Позволяет узнать истинную цену губернаторов
🔹"Кремлевский мамковед" @kremlin_mother_expert  - Ну как же без кремлевских интриг!
🔹"Мюсли вслух" @mysly - Свежие мысли на острые темы
🔹"Караульный" @karaulny – Только все самое важное в регионах российских
🔹"Пул N3" @dimsmirnov175 - Бывает в регионах не только пролетом
🔹"Выборный" @vibornyk - Агрегатор по выборам, околовыборным событиям и политтехнологиям
🔹"ПолитДжойстик" @politjoystic - Редкий жанр авторского политканала
🔹"Субъект" @chanelpeskova - Злая политика окраин империи
🔹"Зеленый Змий" @greenserpent  - Бережет Природу, Мать нашу
🔹"Мастер пера" @master_pera - субъективное восприятие окружающего абсурда
🔹КАК-ТО ВОТ ТАК @kaktovottak Аналитика и инсайды человеческим языком
🔹"Научно-образовательная политика" @scienpolicy - Напоминает, что есть наука и в Арктике!
🔹Шулика @kshulika соревновательно о политике
🔹ПолитологОрлов @politolog_Orlov видит инфокампании во всем и везде
🔹"Недавыдов" @canal2018 - Создан в 2018 году, актуален в 2019
🔹Тараканы в голове @compromatinfo спуску не дает губернаторам
🔹"Говорит Москва" @radiogovoritmoskva - Регионы прислушиваются
🔹Тот самый олень @trueolen
🔹Т34 @T34newsfeed - боевитый молодой политканал
🔹"Юристы на выборах" @electionallawyers - Главная фигура на выборах и после
Политика теперь все чаще 🔹"Политика онлайн" @policyonline
🔹Большой трансфер @bigtransfer2024 - все думы об этом
🔹Екатерина Колесникова @Kolesnikova_22
🔹Сварщики @svarschiki
🔹Темы.Главное @glavmedia
🔹Котел#6 @potnumbersix
🔹Проект кино @proektkino

Архангельские каналы
Экология Поморья @ecolog29
Архсвобода @arhsvoboda
Сила Поморья @SilaPomorya
Дед Помор @dedpomor
"Архангельский Кот" @nordcat - канал совсем не ангельский
Михаил Шишов @bathett - главный урбанист Архангельска

Региональные каналы
"Северное измерение" @northm - Это мы
@guber2 - "Совесть губернатора“ - стремительно растущий канал, давит на совесть!
"Капитан Арктика" @caparctic - Об арктических регионах и СМП
Канал ДВУГЛАВ @dvuglav
Сибиряк @sidpolit - главный по Сибири
#ЧКХ @persimmoncrimea
Шалтай-Бабай @ShaltayBabay
@SakhNews
@kavkaz_leakbez
Жертвы Priжима @PrigimDV
Алтайский тандем @altaytandem
Ангара @angara18
Бабр. Дальше некуда. @babr24
Б.Б.Си @benderfromsiberia
ГРУБНЕРО | ОРЕНБУРГ @grubnero
ДОСТОВЕРНО @dostoverno
Кузбасс инфо @kuzbassinfo
Около Байкала @OkoloBaikala
ПолитЦентр @politcentr
СКФО Telegraph @skfo_telegraph  почта
Степной Дозор @StepDozor
TOMSKPOLIT @tomskpolit
PRO выборы @provibory  
"БалтИнфо" @Baltinfo - с Балтики о Севере
"Полярный взгляд" @northmMurman - Взгляд заполярный мурманский
"Маяк Лахта Центра" @lighthouselahta - О политике в СЗФО
"Якутия 2100" @ykt2100 - тг-канал страны Якутия
"Евроактика" @euroarctic - Ненецкий евроарктический
"Возмущенная Коми" @komi_7x7
bda_online @bda_online - Коми канал
Вологодской канвой @vologodskoy_konvoy
"Вологодское маслице" @northVol
Нешиес @NoShiYes
Коронавирус на Севере: хроники выживания @COVID19north
источник
2020 April 10
Научно-образовательная политика
Как по рельсам и по ним тоже

Как и у многих, деятельность научно-образовательного центра «Инженерия будущего» в последнюю неделю переведена в режим «удаленной работы».

Все рабочие процедуры в Институте регионального развития (управляющей компании НОЦ «Инженерия будущего») переведены в режим онлайн, но не приостановлены.

Состоялись очередные совещания, посвящённые дальнейшему развитию НОЦ «Инженерия будущего». В них участвовали университеты научно-образовательного центра, эксперты из МШУ «СКОЛКОВО» и ЦСР «Северо-Запад» и партнёры, в частности, компания «Российские железные дороги». Рабочая встреча проходила с использованием удаленной конференцсвязи.

НОЦ «Инженерия будущего» – это объединение научных и инновационных разработок университетов и интересов индустриальных партнёров, поэтому их приоритеты так важны для формирования программы НОЦ. Ведь именно от включенности индустриальных партнеров и эффективно выстроенной работы с ними зависит успех научно-образовательного центра.

Причем это должно быть не разовое взаимодействие с корпорациями или технологическим бизнесом, а систематическая работа, что и выстраивает Институт регионального развития.

Отдельные индустриальные партнёры НОЦ «Инженерия будущего» уже готовы довести свои запросы на разработки университетов до уровня конкретных понятных технических заданий.

У Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» – партнера НОЦ – также сформирован список открытых запросов на поиск инновационных решений и технологий. В списке чуть меньше сотни позиций, которые входят в зону интересов компании.

В результате встречи достигнута договорённость, что запросы будут объединены в 5 глобальных направлений, которые уже сегодня стали мировым технологическим фронтиром. Ответа именно на мирового уровня технологические вызовы требует концепция научно-образовательных центров.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, вуз-участник НОЦ «Инженерия будущего», уже сейчас готов представить свои предложения по некоторым из запросов компании. Более того, в ходе рабочей встречи участники обменялись контактами, чтобы начать детальное обсуждение.

В своей работе НОЦ «Инженерия будущего» охватывает практически все приоритетные направления научно-технологического развития, зафиксированные в Стратегии НТР. В частности, «железнодорожный» вектор работы позволяет усовершенствовать транспортные системы и повысить связанность страны, не говоря уже о новых материалах и технологиях производства.

По набору компетенций, которые определены в качестве ключевых для научно-технологического прорыва, НОЦ Самарской области находится в числе лидеров. Уже сейчас он функционирует на мировом уровне, полностью выполняя все требования, которые предъявляются не только к кандидатам на нацпроектный статус, но и к центрам первой пилотной волны.

Подробнее: https://www.facebook.com/irr63/photos/a.104628060957902/209185367168837/
источник
Научно-образовательная политика
Министерство науки и высшего образования четко реализует дополнительные меры социальной поддержки, обозначенные Президентом Владимиром Путиным.

Вышел указ, согласно которому выплата социальной стипендии студентам назначается и продлевается по электронным версиям необходимых документов, с предоставлением оригиналов после окончания эпидемии коронавируса.

В случае, если студент не может этого сделать, то выплата также продляется по заявлению до месяца, следующего за прекращением ограничительных мер. При этом будет учитываться мнение советов обучающихся и представительных органов студентов (если таковые имеются).

Текст Приказа.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
📍Сегодня, 10 апреля, в 12:00 ч. (мск) Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков проведет восьмое заседание Рабочей группы по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации.

Заседание пройдёт в Московском государственном университете, в нем примет участие президент Российского союза ректоров  Виктор Садовничий.
 
Планируется обсудить следующие вопросы:

🔵Об особенностях организации деятельности высших учебных заведений в 2020 году в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19.
Финансовая устойчивость вузов и трудоустройство студентов в условиях  пандемии / COVID-19

🔵Об особенностях организации деятельности высших учебных заведений в 2020 году в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19.
💬Фальков Валерий Николаевич, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

🔵Об опыте Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова  в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19.
💬Садовничий Виктор Антонович, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова

🔵О финансовой устойчивости вузов в 2020 году.
 💬Омельчук Андрей Владимирович, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
 
🔵Трудоустройство студентов в условиях пандемии.
💬Галажинский Эдуард Владимирович, ректор Томского государственного университета.

https://youtu.be/wr57ycgMg3g
YouTube
Финансовая устойчивость вузов и трудоустройство студентов в условиях  пандемии / COVID-19
Восьмое заседание Рабочей группы по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации.

🔵Об особенностях организации деятельности высших учебных заведений в 2020 году в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19.
💬Фальков Валерий Николаевич, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

🔵Об опыте Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова  в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19.
💬Садовничий Виктор Антонович, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова

🔵О финансовой устойчивости вузов в 2020 году.
 💬Омельчук Андрей Владимирович, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
 
🔵Трудоустройство студентов в условиях пандемии.
💬Галажинский Эдуард Владимирович, ректор Томского государственного университета.
источник
Научно-образовательная политика
🔹Беспилотники, искусственный интеллект, виртуальная реальность, робототехника, нанотехнологии, космическая инженерия – как найти подходящий курс, соревнования, проект?
🔸Как в массе онлайн-уроков по школьным предметам выбрать самые полезные и интересные?
🔹Где учиться геймдизайну, программированию и маркетингу, чтобы разрабатывать компьютерные игры?
🔸Как школьники могут сделать мир лучше, не выходя из дома?

Сегодня в 12:00 (мск) в эфире онлайн-марафона «Домашний час» Министерства просвещения России о широких возможностях дополнительного образования онлайн расскажет лидер рабочей группы #КружковоеДвижение #НТИ Дмитрий Земцов: https://vk.com/wall-30558759_119290
источник
Научно-образовательная политика
Аттестация: продление, дистант, отзыв

Сроки действия свидетельств о государственной аккредитации образовательных организаций, истекающие в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года, постановлением правительства РФ №440 продлены на один год. Об этом сообщил Рособрнадзор.

Данное решение относится ко всем образовательным организациям независимо от их организационно-правовой формы и уровня образования. Продление сроков государственной аккредитации производится без выдачи нового свидетельства.

«Сложившаяся ситуация существенно влияет на процедуру государственной аккредитации, так как в ее проведении задействовано значительное число людей: работники образовательных организаций, эксперты и представители экспертных групп, участвующие в проведении аккредитационной экспертизы с выездом на место. Принятое решение продиктовано заботой о здоровье и безопасности этих людей, а также интересами студентов выпускных курсов вузов, у которых истекают сроки аккредитации: по завершении обучения они смогут получить дипломы государственного образца», - прокомментировал решение правительства РФ временно исполняющий обязанности руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.

В отношении организаций, по заявлениям которых уже проводится аккредитационная экспертиза, все решения будут приняты аккредитационными органами в установленные сроки. Все аккредитационные экспертизы проводятся дистанционно в электронном виде. Также вузы могут принять решение об отзыве уже поданных заявлений на получение государственной аккредитации и пройти процедуру позже, когда ситуация улучшится.

Источник: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=7303
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус: экзамены, финансы, работа (1/3)

Сегодня на базе Московского государственного университета прошло восьмое заседание Рабочей группы Министерства науки и высшего образования по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков:

Призываю всех ректоров обратить на следующие вопросы пристальное внимание на четыре вопроса, поскольку это наша повестка на несколько месяцев.

Первый. Как организовать предстоящую сессию? Готовы ли университеты организовать промежуточную и итоговую аттестацию в режиме онлайн? Общее настроение – в принципе университеты адаптировались. Есть понимание, что итоговую и промежуточную п а можно организовать с помощью используемых технологий. Мы понимаем, что в большинстве вузов есть издержки, тем не менее, система адаптировалась и мы перешли на дистанционный режим. В сам ближайшее время всем вузам – мы работаем со всеми университетам независимо от ведомственной принадлежности, - запросим информацию о готовности организовать сессию в дистанционном формате. Меня больше всего беспокоит итоговая аттестация – защиты, госэкзамены, получение дипломов.

Второй. Насколько мы готовы организовать приемную кампанию в онлайн? Есть определенные возможности для маневра у тех вузов, которые организуют их самостоятельно. Надо максимально постараться провести онлайн. Есть ряд активностей, которые сложно будет оценить в дистанционном режиме. Будем искать разные варианты. Будем ориентироваться на ситуацию в каждом конкретном городе и субъекте федерации. У нас есть временный порядок приема, документ зарегистрирован в Минюсте, договорились, что мы сдвигаем сроки подачи док, проведения вступительных испытаний, зачисление. Ранее окончание срока подачи документов на бюджет – 20 июня, сдвигаем до 10 августа, зачисление 19-24 авг. Мы нацелены учебный год по стране начать 1 сентября.

Третий. Касается каждого университета – поступают самые разные сигналы, касающиеся финансовой устойчивости вузов. Я прекрасно понимаю, и мы отдаем себе отчет – полагаем, что на данный момент ситуация не такая критическая.

В самой сложной ситуации вузы, у которых самая большая доля внебюджетных доходов. Студенты просят отсрочку или не платят – это объяснимая ситуация. В большинстве вузов сотрудники сервисных подразделений сегодня не работают, но получают заработную плату, а дохода вузы не имеют. Арендаторы просят отменить или снизить оплату. И по научным договорам, особенно по доступу к научному оборудованию – тоже ситуация не способствует оперативности работ и оказанию услуг. Мы это понимаем, поэтому готовим системные меры поддержки университетов. Но та сит, в которой мы оказались, это не повод писать жалобные письмо. Оцениваем ситуацию следующим образом: апрель-май-июнь – тот период, на которых у большинства вузов финансовых резервов хватит. У кого нет доходов или возможности оптимизации – по таким вузам мы к концу апреля выйдем на системное решение. Пока наша прогнозная оценка – это будет необходимо к июню месяцу, т.к. в это время предусмотрена выплата отпускных, большая нагрузка на бюджеты – здесь поддержка со стороны МОН будет оказана. У кого ситуация в горизонте месяц – полтора – два более сложная – вы все знаете телефоны, обращайтесь к Андрею Владимировичу Омельчуку, замминистра по финансовым вопросам. Уважаемые ректоры, обращайтесь, но это счетные истории – надо смотреть, надо обосновать, сколько средств необходимо. По каждой ситуации будем принимать решения индивидуально.

Запись заседания: https://youtu.be/wr57ycgMg3g
YouTube
Финансовая устойчивость вузов и трудоустройство студентов в условиях  пандемии / COVID-19
Восьмое заседание Рабочей группы по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации.

🔵Об особенностях организации деятельности высших учебных заведений в 2020 году в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19.
💬Фальков Валерий Николаевич, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

🔵Об опыте Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова  в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19.
💬Садовничий Виктор Антонович, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова

🔵О финансовой устойчивости вузов в 2020 году.
 💬Омельчук Андрей Владимирович, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
 
🔵Трудоустройство студентов в условиях пандемии.
💬Галажинский Эдуард Владимирович, ректор Томского государственного университета.
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус: экзамены, финансы, работа (2/3)

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков:

Четвертый. Мы обязаны, в первую очередь, заботиться о тех, кто в наиболее тяжелой ситуации оказался. Труднее всего, как мне кажется, приходится студентам. Особенно те, кто имел заработок, были задействованы на предприятиях. Не всегда они эти средства получали через договоры – но кто-то платил из этих средств, кто-то жил на них. Понимая всю эту ситуацию – особенно сложная ситуация будет как раз после кризиса – мы уже подготовили предложения по программе трудоустройства студентов в наших университетах в период пандемии. Системное решение со стороны Минобрнауки состоит в том, что мы будем помогать вузам, готовым трудоустроить у себя студентов, которые будут выполнять работы в интересах вуза или субъекта федерации. Это во многом проект социальный – субсидия будет даваться из расчета, что программа будет действовать до начала учебного года в определенном проценте от государственного задания. Недопустима кампанейщина и погоня за деньгами – в центре внимания интересы студентов. Все, кто хочет работать и кому вуз готов предоставить эту возможность – мы всем должны помочь. Мы рассчитываем, что в итоге эта программа станет постоянно действующей. У нас есть и третья миссия – взаимодействие с обществом и государства, помогать различным категориям населения, заботиться о студентах и преподавателях.

Проанализировав опыт всех вузов, я вчера подписал приказ, касающийся социальных выплат, завязанных на получение разного рода справок. Не во всех субъектах ситуация складывалась правильно, поэтому был подписан приказ. Просил бы каждого ректора обратить пристальное внимание – даже небольшая социальная выплата для одного студента – это большая помощь. Прошу проконтролировать ситуацию и понимать, что кризисная ситуация даже для одного студента или группы студентов (а ведь они могли просто не получить разъяснения) – эта ситуация недопустима. Мы с вами должны показать не только сплоченность, но и уровень профессионализма и самоорганизации – показать, что мы способны решать те задачи, которые на нас возложены. Общество внимательно анализирует, насколько готовы такие большие системы к кризисам. Приходится принимать сложные решения – например, в школьном образовании. Удовлетворенность студентов и качество образования – это результат работы не только Минобрнауки, но и управленческих команд в каждом вузе, умение правильно выстраивать диалог – друг с другом, студентами, сотрудниками, Министерством.

Мне кажется, нам надо провести консультации с Рособрнадзором и посмотреть нормативную документацию – в особой ситуации находятся вузы, которые планируют организовать итоговую аттестацию в дистанционном режиме, а в следующем году у них аккредитация. Здесь есть определенные дополнительные требования. На этот год, все кто планировался с 15 марта до 31 декабря – аккредитация продлена на год.

Прошу отработать индивидуально каждый вуз из тех, у кого низкая устойчивость. В основном ректоры говорят, что меры необходимы к июню. Но где-то беспокойство есть уже сегодня.

Хотим обобщить опыт вузов по трудоустройству студентов и сделать федеральную программу. Мы выходим на системное решение – апробируем принципиально новый вид университетской деятельности. Пока не в каждом вузе системно занимаются трудоустройством студентов у себя. Подумаем и в ближайшее время дадим ясные сигналы – как всем войти в этот проект. Мы изыскиваем средства и мыслим широко.
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус: экзамены, финансы, работа (3/3)

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков:

Если посмотреть на ситуацию в обществе и СМИ, часть людей активно сидят в социальных сетях – появилось больше времени, чтобы выразить свое мнение. Все больше людей, которые дают оценку системе высшего образования. Взгляд извне и изнутри всегда отличается. Нам стоило бы транслировать хорошие позитивные практики – оригинальные и системные – того, как организована работа в непростых условиях. Университеты в основном справились и организовали дистанционное обучение. Создана и функционирует группа по информационному освещению работы системы высшего образования.

Те подразделения, которые отвечают за информационную политику и продвижение в университетах – должны быть на передовой. Они должны предоставлять быструю и качественную информацию – требуется открытость, объективность, комплексность.

Мы в самое ближайшее время определим дату заседания – но провести его предлагаю в интерактивной форме: вопросы и ответы. Это будет живое общение, в котором постараемся ответить на все ключевые вопросы, в том числе чтобы не было разрыва между нашим восприятием и ситуацией в конкретном университете.


Заместитель министра Андрей Омельчук:

Мы достаточно детально видим экономику университетов. Чуть больше 50% – это приносящая доход деятельность. Есть большой пакет «длинных» услуг – мы понимаем, что это студенты-платники. Могут быть перебои, но это достаточно стабильные доходы. При неполучении некоторых доходов, снижаются и расходы. Но примерно 80% – это те расходы, которые гарантированы: фонд оплаты труда. Задача вуза не растерять кадровый потенциал. Оставшиеся 20% – почти 100 млрд руб. на систему – те направления, где есть почва для оптимизации, это можно сделать заранее. Обращаюсь к вузам – не плодить расходы, которые не являются критическими. В системе есть определенный запас прочности. Есть небольшая когорта абсолютно устойчивых вузов, есть те, которым нужно оптимизировать расходы. В зоне нашего пристального внимания – 70-80 вузов, где есть риски потери финансовой устойчивости. В течение следующей недели проработаем более глубокий мониторинг. По итогам будет принят системный подход.

Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский:

Несколько акцентов: что могут дать практики трудоустройства студентов в своих вузах.

Опросы показывают, что финансовое положение ухудшилось у 60% студентов и объемы нарастают. Вузы способны содействовать занятости студетнов во внеучебное время (в форме временной занятости) – это является буфером, который позволяет снять социальное напряжение, компенсировать выпадающие доходы. Мы работаем совместно с ДВФУ и БФУ.

Первое. Необходимы программы и быстрые реакции на ситуацию. Некоторые форы работы: обработка и дезинфекция поверхностей, развитие цифровой грамотности, помощь вузу в переходе на цифру.

Много вопросов вызывает оформление занятости. Если ГПХ – надо определить качество, стоимость услуги, также проблемы с иностранными студенты, которые должны получать разрешение на работу, а многие из них находятся в бедственном положении? Вузы заходят в область студенческой занятости. Есть круг вопросов, которые надо решать системы.

Итогом должна стать система стандартных решений для университетского сообщества: методички, рекомендации, кейсы. Худшее, что можем получить – простую раздачу денег и собес.

Предлагаем первую часть проекта – общие примеры, методички и лучшие практики – проработать до сентября.

Второе – что будет после пандемии. Стало ясно, что проблема временной занятости студентов во время учебы существует. Напрашивается цифровое платформенное решение с системой оценки компетенций, анализа цифрового следа и портфолио. Мы провели переговоры с HeadHunter. Для бизнеса важна верификация компетенций и профессиональных навыков – только вуз может подтвердить их. Также это механизм обратной связи.
источник
Научно-образовательная политика
Инфосопровождение и чувства

За рамками нашего обзора заседания Рабочей группы остались две цитаты Министра Валерия Фалькова, которые хотим привести отдельно.

«Я рад вас всех чувствовать».

Знаем Министра и подтверждаем - он действительно старается (и у него это получается) понять и прочувствовать запросы и проблемы всех - от студента до академика.

«Сотрудники (вузов), которые отвечают за информационное сопровождение, за продвижение университетов - должны сейчас работать. Показывать нужно то, что мы делаем».

Действительно, ряд университетов воспринял переход в дистант как возможность «спрятаться в домике»: Нас нет, мы в режиме stand by.

Коллеги, те кто занял такую позицию - рискуют остаться на обочине образовательного мейнстрима.

Уже сейчас активно проектируется архитектура учебного процесса скорого будущего. Это, без всякого сомнения, относится и участию университетов в обновлённых мероприятиях нацпроектов «Наука» и «Образование», нацпрограммы «Цифровая экономика».

В реальности именно сейчас нужно проявлять максимальную активность, в том числе по продвижению бренда университета и информированию широкой общественности (а также лиц, принимающих решения) о его успехах.
источник
Научно-образовательная политика
Зная Глеба Павловского, это не Нарния. Тут скорее Средиземье. Саруман Белый и всё такое.

https://t.me/russianfuture/6374
источник
Научно-образовательная политика
СУНЦ – вторая волна

В Минобрнауки 8 апреля состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на конкурсный отбор университетов, планирующих открыть в своем составе Специализированные учебно-научные центры – то есть интернаты для обучения одаренных и талантливых школьников.

Субсидии выделяются на 3 года. В 2019 году отбор на поддержку существующих СУНЦ прошли МГУ, СПбГУ, НГУ и УрФУ.

На вторую волну – именно создание СУНЦ – поступило семья заявок: от ННГУ, РХТУ, СВФУ, КНИТУ-КАИ, МГТУ им. Баумана, К(П)ФУ, ЮФУ.

Особенно стоит отметить три заявки:
1.  Университет Лобачевского (ННГУ) – он является точкой сборки НОЦ мирового уровня Нижегородской области «Техноплатформа-2035», поэтому создание СУНЦ будет крайне востребовано для формирования сквозных образовательных траекторий.

2.  Северо-Восточный федеральный университет – сам по себе уникален (в силу расположения и компетенций мирового уровня, в том числе – лидерских), но также он является базой для формирования НОЦ «Север» (Якутия, Камчатка, Чукотка и Магаданская область). Учитывая сложные климатические условия – создание СУНЦ для талантливых детей будет способно оказать крайне значимое влияние на дальнейшее развитие как всего макрорегиона, так и конкретно СВФУ и НОЦ «Север».

3.  Казанского (Приволжского) федерального университета – здесь планируется создать IT-лицей, что отлично встраивается в цифровые успехи Татарстана, а также будет способствовать взаимодействию вузов республики – особенно К(П)ФУ с Иннополисом (одним из цифровых лидеров России, реализующим уникальные цифровые научно-образовательные и исследовательские-технологические проекты).

Создание СУНЦ является одним из важнейших форматов усиления интеграции школьного и высшего образования. Именно таким способом осуществляется проникновение университетов в школы, что является в настоящее время уже практически необходимым требованием для отбора и подготовки высококвалифицированных кадров.

Также данный формат позволяет интегрировать больше детей в развитие по научно-исследовательскому и научно-педагогическому векторам. Это необходимо для увеличения количества молодых исследователей, что является не только требованием нацпроекта «Наука», но и необходимостью для всей сферы исследований и разработок.

Отметим, что уже сейчас есть пример тесно интегрированной сквозной структуры – это «Сириус», который включает в себя все ступени и виды подготовки – от лицея до университета и технологической долины, от сессий для одаренных детей до лабораторий мирового уровня.

Сейчас в стадии формирования единая федеральная система подготовки уникальных кадров со школьной скамьи. Ее вершиной (на школьной ступени) как раз являются СУНЦ при ведущих университетах. Далее – в регионах существуют опорные школы РАН, которые «завязаны» на партнера из числа ведущих научных институтов или вузов. А также функционирует разветвленная сеть региональных «Сириусов».

В 2020 году согласно нацпроекту «Наука» должно быть отобрано не менее 5 СУНЦ, поэтому борьба претендентов будет острой. А в 2021-2024 году – не менее 8 (всего 17).

Протокол вскрытия заявок.
источник
Научно-образовательная политика
Претенденты на СУНЦ.
источник
Научно-образовательная политика
источник