Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 April 12
Научно-образовательная политика
#МыВместе с Валерием Фальковым

#МыВместе с Валерием Фальковым

Акция взаимопомощи #МыВместе проходит по всей стране. Она направлена на оказание помощи людям во время пандемии коронавируса.

В 85 регионах России открыты региональные волонтерские штабы помощи людям и запущен набор волонтеров. Волонтёры помогают пожилым людям с доставкой лекарств и продуктов, дежурят в больницах, оказывают психологическую помощь.

Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков сегодня принял участие в акции #МыВместе и сдал кровь в НМИЦ ДГОИ им. Д. Рогачева.

«Каждый из вас может стать волонтером и помочь тем, кому это действительно необходимо. Призываю всех, у кого есть возможность сдать кровь, это сделать», - заявил Валерий Фальков.

Видео: https://youtu.be/bX3-WLZla6Y
Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2528
источник
Научно-образовательная политика
🚀 В День космонавтики запустился второй поток Акселератора технопарка «Русский» в онлайн-режиме

🔵 Второй Акселератор технопарка «Русский» объявлен «студенческим» и пройдет онлайн. Набор открылся в День космонавтики, 12 апреля — именно в этот день год назад запустился первый Акселератор технопарка, финалистами которого стали 11 проектов предпринимателей Дальнего Востока. Программу и формат команда технопарка «Русский» разработала по итогам опроса студентов об интересах и желаемых курсах.

🔵 Проекты студентов ДВФУ, полностью прошедшие программу Акселератора с помощью профессиональных трекеров (специалистов по кратному росту бизнеса), смогут защитить выпускные квалификационные работы по программе «Стартап как диплом» и получат возможность найти инвестора в рамках DemoDay, который пройдет по всем правилам проведения акселераторов.

🔵 Программа Акселератора состоит из двух блоков: теоретического и экспертного — лекций в формате вебинаров (участники из других городов и вузов получат возможность посмотреть лекции в записи), а также практического — в форме онлайн-встреч с трекерами и заполнения трекшн-карт для отслеживания прогресса проекта.

🔵 Программа Акселератора (возможны изменения):

Customer Development: изучение целевой аудитории;
формирование бизнес-модели;
Product Development;
Unit-экономика;
маркетинг;
защита интеллектуальной собственности;
источники финансирования стартапа;
подготовка к питчам.

🔵 Регистрация в Акселератор: https://a.rutechpark.ru/. Прием заявок до 23:59 21 апреля 2020 года.

🔵 Напомним, ДВФУ — первый в России вуз, где с 2017 года практикуется защита дипломов в виде стартапов. Комиссия не рассматривает саму работу, а признает оценку внешнего института развития как подтверждение профессиональных компетенций студента.
источник
Научно-образовательная политика
Прошу перепост!   https://t.me/foma_ru/2228
Telegram
Журнал «Фома»
Друзья! Тысячи верующих будут вынуждены встретить Пасху дома – во время, пока весь мир живет в страхе. Принесем этому миру весть, побеждающую страх: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Давайте в пасхальную ночь с субботы на воскресенье, в полночь (!) зажжем дома свечу, лампаду или лампу со свечой, какую носим обычно на пасхальный Крестный ход и аккуратно поставим ее на окно. Так мы поделимся друг с другом радостью Воскресения Христова и покажем остальным людям: где Бог – там всегда есть надежда и радость! «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Пожалуйста, перешлите это сообщение друзьям и сделайте репост, если у вас есть канал в Телеграме с хэштегом #окнапасхи. Пусть нас будет много!

Конечно, ничто не заменит для верующих участия в Таинствах, поэтому то, что мы не сможем в эти святые дни быть в храме – большое несчастье. Но даже будучи разделены, мы остаемся единой Церковью Христовой, и наша акция призвана напомнить всем об этом.
источник
2020 April 13
Научно-образовательная политика
Сегодня с утра опубликовали подборку про Юрия Гагарина. И сами не заметили на одной из фотографий тонкой детали, а точнее ее отсутствия.

Только что с нами подписчик поделился правильной версией. Обращаем на это внимание. Историю надо помнить. Мы много говорим про искажения, а тут и сами на этом попались.

Вот так на наших глазах переписывается история. Спасибо неравнодушным людям, которые помнят. Посмотрите разницу сами и покажите своим друзьям и близким.

@politgen @youthpolicy @russica2 @dimsmirnov175 @scienpolicy
@epolitica @ru_global @mp_rf
Только вместе сохраним историю

https://t.me/msmprapn/262
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Поздравляем президентскую платформу "Россия - страна возможностей" с официальным  приходом в Телеграм!

И рады сообщить, что сегодня официально стартует образовательный проект мастерской управления "Сенеж" ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД! Начинаем путешествие 🛳
#курсполныйвперед

Сегодня 13 апреля в 13:00 генеральный директор АНО "Россия – страна возможностей" Алексей Комиссаров объявит о старте программы, а затем капитан барка «Крузентшерн» Михаил Новиков расскажет как принимать решения, от которых зависит жизнь.

Михаил Новиков прошел на борту “Крузенштерна” путь от матроса до капитана-наставника, участвовал в двух кругосветных плаваниях и Международной Трансатлантической экспедиции, а еще навсегда закрепил для нас образ того, каким должен быть человек, управляющий одним из самых больших парусников в мире.

Узнаем у Настоящего Капитана:
🔹Как управлять своим "кораблем", когда за бортом штормит;
🔹Как принимаются судьбоносные решения в моменте и в условиях неопределенности;
🔹Какой инструмент у капитана самый полезный в море и на суше.

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!

https://t.me/stranavozmojnostey/40

Регистрация на вебинар по ссылке:
https://events.webinar.ru/youthinstitute/4052808
Telegram
Россия – страна возможностей
Сегодня официально стартует образовательный проект мастерской управления "Сенеж" ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД! Начинаем путешествие 🛳
#курсполныйвперед

Сегодня 13 апреля в 13:00 генеральный директор АНО "Россия – страна возможностей" Алексей Комиссаров объявит о старте программы, а затем капитан барка «Крузентшерн» Михаил Новиков расскажет как принимать решения, от которых зависит жизнь.

Михаил Новиков прошел на борту “Крузенштерна” путь от матроса до капитана-наставника, участвовал в двух кругосветных плаваниях и Международной Трансатлантической экспедиции, а еще навсегда закрепил для нас образ того, каким должен быть человек, управляющий одним из самых больших парусников в мире.

Узнаем у Настоящего Капитана:
🔹Как управлять своим "кораблем", когда за бортом штормит;
🔹Как принимаются судьбоносные решения в моменте и в условиях неопределенности;
🔹Какой инструмент у капитана самый полезный в море и на суше.

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!

Регистрация на вебинар по ссылке:
https://events.webinar.ru/youthinstitute/4052808
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Руководителям университетов

Сегодня, 13 апреля в 12:00 (мск) состоится экспертный семинар для ректоров и проректоров «Учеба и работа студентов: как совмещать?»

В ходе семинара представители Минобрнауки РФ и руководители вузов обсудят особенности и возможности совмещения обучения студентов очной формы и их работы, почему университеты занимаются решением этих задач не только в условиях пандемии, какие возможности студентам и университетам открывает сложившаяся ситуация, каковы юридические и финансовые аспекты этой деятельности.

Семинар традиционно пройдет в форме вебинара, в ходе которого зарегистрированные участники смогут принять участие в опросе, задать спикерам интересующие их вопросы и высказать свое мнение.

Организаторы семинара:
Ассоциация «Глобальные университеты»
Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
Институт образования НИУ ВШЭ

В числе спикеров:

Дмитрий Афанасьев, помощник Министра науки и высшего образования РФ

Екатерина  Бабелюк, советник Министра науки и высшего образования РФ

Евгений Сжёнов - научный руководитель Экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика"

Алевтина Черникова, ректор МИСИС

Эдуард  Галажинский, ректор ТГУ


Ссылка на вебинар:
https://events.webinar.ru/4934953/4053304

Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке https://clck.ru/MuHaz

Семинар также можно будет смотреть YouTube без регистрации.

Ссылка: https://www.youtube.com/channel/UC3L3Mkio2DKK5PkIP29B2Sg/live будет актуальна за 15 минут до начала вебинара.
источник
Научно-образовательная политика
Дистант и верификация

Российские университеты готовы организовать сдачу сессий в дистанционном формате. Об этом заявил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в ходе заседания рабочей группы по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации. «Есть понимание, что итоговые и промежуточные экзамены можно организовать удаленно, с помощью цифровых технологий», – сказал Министр.

Для устных зачетов и экзаменов (считают в вузах) хорошо подходят вебинары. Именно в режиме вебинара предполагает организовать прием экзаменов и защиту курсовых Томский политехнический университет (ТПУ). При этом, как подчеркивает проректор ТПУ по образовательной деятельности Михаил Соловьев, будут соблюдаться все необходимые процедуры: ведение экзаменационного протокола, фиксация нарушений и т. п.

Аттестацию, предусматривающую защиту проекта или презентации, тоже можно организовать онлайн, поручив студентам записать видео своего выступления и выложить его на облачном сервисе. Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова отмечает, что виртуальные симуляторы позволяют выполнять удаленно и некоторые лабораторные работы.

Дистанционной может стать даже защита ВКР с заседанием государственной экзаменационной комиссии и проверкой личности сдающего. По словам Алевтины Черниковой, в НИТУ «МИСиС» в этом случае для верификации будут использоваться электронные подписи, а защита будет проходить в режиме реального времени на платформе MS Teams.

В НИТУ «МИСиС» преподаватели и специалисты Школы педагогического мастерства подбирают и внедряют методы синхронного прокторинга для верификации онлайн-экзаменов. В других вузах, например в ТПУ, для этого используют внешние сервисы. По мнению Ольги Петровой, проректора по учебной работе Университета Лобачевского, большой трудности онлайн-идентификация студентов не представляет.

Подробнее: https://5top100.ru/news/121000/
источник
Научно-образовательная политика
Спасибо, друзья. Читаем вас с большим удовольствием:
https://t.me/scienpolicy/9158
Telegram
Научно-образовательная политика
⚡️Поздравляем президентскую платформу "Россия - страна возможностей" с официальным  приходом в Телеграм!

И рады сообщить, что сегодня официально стартует образовательный проект мастерской управления "Сенеж" ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД! Начинаем путешествие 🛳
#курсполныйвперед

Сегодня 13 апреля в 13:00 генеральный директор АНО "Россия – страна возможностей" Алексей Комиссаров объявит о старте программы, а затем капитан барка «Крузентшерн» Михаил Новиков расскажет как принимать решения, от которых зависит жизнь.

Михаил Новиков прошел на борту “Крузенштерна” путь от матроса до капитана-наставника, участвовал в двух кругосветных плаваниях и Международной Трансатлантической экспедиции, а еще навсегда закрепил для нас образ того, каким должен быть человек, управляющий одним из самых больших парусников в мире.

Узнаем у Настоящего Капитана:
🔹Как управлять своим "кораблем", когда за бортом штормит;
🔹Как принимаются судьбоносные решения в моменте и в условиях неопределенности;
🔹Какой инструмент у капитана самый полезный в море…
источник
Научно-образовательная политика
Большое международное исследование, только что проведённое одним из мировых лидеров в области анализа сферы высшего образования QS Quacquarelli Symonds, гласит, что по состоянию на апрель 2020 года  63% от учащихся выпускного класса школы, собиравшихся поступать в университет за рубежом - отложат это решение минимум на год.

Безусловно, российские университеты данный тренд не обойдёт стороной, что означает необходимость диверсификации целого ряда планов и показателей - включая нацпроектные.
источник
Научно-образовательная политика
Российская полка – русский способ

Рабочей группой по оценке качества и отбору журналов в Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science подготовлен новый список журналов. В него вошли 792 издания, включая те, которые индексируются WoS Core Сollection и Scopus. При этом с «русской полки» WoS (так именуют RSCI) исключены ранее находившиеся на ней 64 журнала и добавлены новые 79, включая 5 тематических серий «Доклады Российской академии наук».

RSCI – это «полка» российских журналов в рамках платформы Web of Science, но при этом она входит в Core Collection. Публикации в этих изданиях учитываются в рамках расчета Комплексного балла публикационной результативности с коэффициентом, выше, чем, например, у журналов, входящих в Перечень ВАК.

Отдельно стоит отметить механизм формирования RSCI – посредством аналитики наукометрических показателей в РИНЦ с привлечением широкой общественной экспертизы.

Постепенно правила отбора и включения журналов на «российскую полку» ужесточаются. Это позволяет осуществлять ротацию журналов и своевременное самоочищение списка.

«Теперь не просто принимается решение, включить или не включить журнал в RSCI, а даются определенные оценки, учитывается, какой аспект качества журнала вызывает вопросы. Здесь, я думаю, и дальше будет ужесточение. Значительного роста числа журналов в RSCI не предвидится», – сообщил Геннадий Еременко, генеральный директор «Научной электронной бибилиотеки» «Поиску».

«Мы считаем, что наличие RSCI само по себе очень важно, потому что благодаря этой базе данных к отечественным журналам имеет доступ мировое научное сообщество», – подчеркнул вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов.

Относительно RSCI существует, пожалуй, единственный, но системообразующий вопрос. На «российскую полку» попадают издания, которые могут быть включены в Core Collection. Это ставит вопросы грамотного учета данных публикаций.

Как считают эксперты ЭАЦ «Научно-образовательная политика» назрела необходимость четко ограничить качество журналов – RSCI должна стать полноценной ступенью оценки качества изданий. Должна формироваться логичная пирамида: RSCI – ESCI – базовые индексы Wob of Science.

В остальном можно констатировать успехи RSCI – журналы, входящие в базу, получают видимость в мировом научном пространстве, также возрастает количество цитирований публикаций.

Вместе с тем, нужно четко понимать, что «российская полка» - это home-made продукт РИНЦ. Да, в отечественном индексе учитывается максимальное количество журналов, но при это есть серьезные изъяны отборы. Например, многие ежегодники по проблемам развития зарубежных стран попадают не в «топовые» категории международных отношений или истории, а оказываются в «подвале» региональных классификаций.

Можно сделать вывод, что у каждой практики есть возможности для развития. Первым шагом должно стать четкое определение статуса журналов – кто входит в более значимые индексы, не должен входить в региональную российскую «полку».

Затем нужно более глубоко взглянуть на практику отбора журналов. Классификатор ГРНТИ здесь скорее вредит, чем помогает.

Подробнее: https://www.poisknews.ru/science-politic/dlya-poryadka/
источник
Научно-образовательная политика
Школьников из нуждающихся семей обеспечат техникой для дистанционного обучения и питанием
Также будет проконтролировано, чтобы зарплаты учителям в регионах выплачивались своевременно и в полном объеме
«Единая Россия» поможет Министерству просвещения России обеспечить детей из нуждающихся семей техническими средствами для доступа к электронным системам образования в условиях пандемии, проследить за соблюдением трудовых прав учителей, а также обеспечить детей-льготников питанием на дому. Об этих и других решениях было объявлено на онлайн-совещании партии с главой Минпросвещения Сергеем Кравцовым.

«Единая Россия» совместно с Правительством России, Агентством стратегических инициатив разработали программу поддержки школьников, оказавшихся на дистанционном обучении, «Помоги учиться дома». Она поможет обеспечить компьютерами или другими гаджетами детей из нуждающихся семей, чтобы они могли учиться онлайн в условиях пандемии.

Как отметил секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак, главная цель – в максимально сжатые сроки обеспечить каждому ученику в стране доступ к дистанционному образованию.
«Дети и родители не должны становиться заложниками ситуации, которую вызвал коронавирус. «Наш долг перед школьниками, их родителями – сделать все, чтобы этот период прошел с наименьшими потерями для образовательной программы», – сказал он.
Турчак добавил, что некоторые регионы уже помогают школьникам из нуждающихся семей, столкнувшимся с трудностями при переходе на дистанционное обучение. Такие примеры есть в Самарской и Еврейской автономной областях.

Минпросвещения совместно с «Единой Россией» также запустили проект «Волонтеры просвещения» для обучения учителей навыкам работы с компьютером в период дистанционного обучения. Студенты старших курсов педагогических вузов будут помогать педагогам в организации дистанционной работы.
Кроме того, «Единая Россия» возьмет на контроль вопросы выплаты зарплаты учителям, которую они должны получать своевременно и в полном объеме, несмотря на работу в удаленном режиме. Кравцов обратился к представителям партии в регионах с просьбой сообщать о случаях занижения или задержки заработной платы учителям в условиях пандемии.
Также региональные отделения «Единой России» будут контролировать обеспечение продуктовыми наборами школьников из нуждающихся семей в период дистанционного обучения. Турчак напомнил, что партия рекомендовала регионам продолжить поставку школьного питания в виде продуктовых наборов, так как многие дети остались без горячего питания, которое они получали в школах. Сегодня эта работа уже налажена в 52 регионах. Он призвал волонтерские центры «Единой России» также оказывать помощь школам в доставке продуктовых наборов учащимся. - https://er.ru/news/192024/
источник
Научно-образовательная политика
Трансрегиональная «Инженерия будущего»

Научно-образовательные центры мирового уровня являются точкой пересборки не только региональных инновационных экосистем, но и инструментом налаживания связей между различными, часто достаточно далеко отстоящими друг от друга, субъектами федерации.

Именно поэтому продуктивнее всего рассматривать НОЦ не как региональную, а как меж- и трансрегиональную историю. Спорадические и единичные контакты сменются серьезной продуктивной работой.

Яркий пример – научно-образовательный центр Самарской области «Инженерия будущего», один из наиболее очевидных претендентов на нацпроектный статус в рамках отбора второй пятерки центров.

Примечательно, что сложная эпидемиологическая ситуация во многом послужила стимулом для интенсификации взаимодействия – ведь собраться онлайн значительно удобнее и быстрее, чем в рамках визита делегации партнерского вуза.

Важно, что в рамках центра идет взаимодействие не только с ведущими столичными вузами, но и сильными региональными университетами.

Тамбовский государственный технический университет совсем недавно стал участником консорциума НОЦ «Инженерия будущего». Представители университета успели побывать только на одной очной встрече с остальными вузами. Но режим самоизоляции не заставил тамбовчан изменить планы. Работа онлайн проходит активно и продуктивно.

Дмитрий Муромцев, проректор по научно-инновационной деятельности Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) рассказал об этом опыте: «Наши ученые представили на ВКС – 5 проектов в области нанотехнологий и интеллектуальных систем. Они заинтересовали коллег из других регионов. На мой взгляд важно то, что они не только рассказали о своих разработках, но и получили информацию об опыте работы других университетов. Это очень ценно и открывает большие перспективы по научному сотрудничеству и реализации совместных проектов в будущем!».

Дмитрий Муромцев рассказал также о том, почему Тамбовский университет решил присоединиться к НОЦ «Инженерия будущего»: «НОЦ – это площадка, позволяющая объединить усилия, способствующая интеграции интеллектуальных и материальных ресурсов, оказывающая экспертную поддержку, привлекающая индустриальных партнеров. Все это призвано вывести разработки наших ученых на мировой уровень».

Также он раскрыл значимость сотрудничества с «Инженерией будущего» в работе вуза:

«Наш университет представил пять своих научных проектов, которые уже на данный момент имеют серьезные результаты, внедрение в производство, индустриальных партнеров, получали финансирование за счет грантов и субсидий Минобрнауки и различных фондов. Мы готовы объединить усилия и ресурсы с другими научными организациями. Руководители проектов на данный момент прорабатывают планы по дальнейшему взаимодействию с научными коллективами, с которыми мы нашли точки соприкосновения и видим перспективы совместной работы.

Следующим этапом станет оценка проектов индустриальными партнерами и экспертами «Сколково». После чего мы уже приступим к непосредственному взаимодействию с другими участниками НОЦ, с которыми у нас определились общие направления работы и сферы научных интересов. Это будет знакомство научных коллективов, знакомство с материальной базой и оборудованием, которое есть у нас и партнеров, совместная работа учёных».

Наталья Злобина, директор Института дополнительного профессионального образования Тамбовского государственного технического университета, также поделилась своими впечатлениями: «В условиях самоизоляции и спасения страны от пандемии Институт регионального развития организовал ВКС на высшем уровне! Ключевая задача - коллаборация университетов Тамбова (ТГТУ), Пензы (ПГУ), Ульяновска (УлГУ и УлГТУ) по реализации основных направлений НОЦ «Инженерия будущего». Удалось пообщаться с коллегами и поработать над конкретными проектами, наметить точки роста и вписаться в повестку НОЦ. Совместная работа обогатит всех партнёров НОЦ и регионы!».

Подробнее: https://www.facebook.com/104585934295448/posts/213015983452442/?d=n
источник
Научно-образовательная политика
Вирус-уравнитель

Ситуация с коронавирусом развивается очень различным образом в столицах и на периферии. Регионы большей частью (пока) избежали массовой эпидемии. И теперь они могут позволить себе роскошь снять избыточные ограничительные меры. В это же время Москва вынуждена только ужесточать их.

Казалось бы, это способствует взаимному отдалению столиц и всей остальной России. Регионы и их население очевидным образом получают психологическую компенсацию – Москва под карантином, а мы свободно гуляем. Это нормальная стадия злорадства условного (необязательно глубинного) Ивана.

Однако, при этом нужно понимать значение Москвы – именно от ее стен погнали немецко-фашистских захватчиков. Да и в целом, есть понимание – устоит Москва – устоит Россия.

После злорадства наступает стадия отрезвления и понимания, что без «головы» в виде Москвы все государство не выстоит. Начинается стадия сопереживания, тем более усиливающаяся традиционным «оханьем» над судьбами далеких, но в целом «своих» – звёзд, москвичей, политиков.

Даже полное закрытие города не только не оборвёт социальные связи между столицей и регионами, но и усилит их. У многих есть родные или дети, которые живут в Москве. И объемы общения увеличиваются день ото дня. Новости пересказываются на обоих концах «провода» свои родственникам, друзьям, транслируются в соцсети и мессенджеры.

Москва – это Россия. Это референтный образец и недоступная мечта. Именно поэтому борьба Москвы – это борьба все страны, поэтому каждый заразившийся или погибший в столице отзывается в сердце каждого россиянина.

На смену зависти приходит сочувствие, на смену злорадству – желание помочь. Битва с коронавирусом за Москву становится общенациональным делом.

Это и делает каждый момент связи с регионами критически важным для формирования единого общественно-политического пространства страны.

Персоналии политиков отходят на второй план, когда речь идет о выживании столицы. Собянин становится функцией столицы. В этом и есть главный политический вызов его претензиям на власть – нельзя быть актором, когда вся Москва сплотилась в борьбе с угрозой коронавируса. И победа, а она неминуема, будет воспринята именно как успех народа, особенно гражданским обществом. И здесь попытки приватизировать успехи будут восприняты с полным непониманием.

Власти делают, что должно, а народ – что нужно. Эта формула поколениями пестовалась в сознании россиян.

Ядро сопротивлению приватизации победы столицы над коронавирусом будет сосредоточено в глубинном народе, но при этом широко воспринято массами.

«И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова» – именно это затвердили россияне на уровне молитвы. И победа «одна на всех» может быть достигнута только коллективными усилиями нации россиян.

Регионы могут только догадываться о сложности положения столицы, но каждый из них воспринимает сражение столицы с коронавирусом как свою войну.

И именно здесь идет зарождение «партии регионов» и нового федерализма, которые формируется не директивами сверху, а самоощущением простых граждан.

Теперь отношения федерального центра и регионов окончательно перестали быть имперскими – сформировалась метрополия и доминионы, которые на паритетных началах участвуют в управлении страной.
источник
Научно-образовательная политика
Член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук (президент Курчатовского института):

Естественного он (коронавирус) происхождения или не естественного, а скажу одно: уже было оружие ядерное, химическое, бактериологическое... И современная наука развита так, что сегодня сконструировать любой вирус в компьютере – нет вопроса, сделать его генетически живым – тоже. Это дело техники.


Появился совершенно колоссальный вариант управления миром. Причём на осуществление этого управления работает животный страх смерти. Никакое там кибер или когнитивное воздействие не оказывает такого же ужаса на человека. Этот страх всеобъемлющий. Идеально. И он подходит для внедрения любых изменений в мире.


Мир в конвульсиях переходит в новую систему. Происходят глобальные процессы, в которых, в глобальном смысле, люди не нужны. Это очень важно понять.


Вопрос создания служебных людей решается генетическим, биологическим, технологическим путём. И надо отдавать в этом отчёт.


https://newizv.ru/article/general/10-04-2020/mihail-kovalchuk-rossiya-predlagaet-miru-alternativnyy-put-razvitiya
источник
Научно-образовательная политика
Мегагранты: история и современность (1/4)

Исполнилось 10 лет крупнейшей программе международного научного сотрудничества, которую реализует государство с ведущими мировыми учеными – мегагрантам. "Научно-образовательная политика" поговорила с руководителем оператора программы – генеральным директором компании «Инконсалт К» Ириной Коротковой о том, как работает программа и в чем ее важность для российской науки.

Ирина Владимировна, на днях  министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил агентству ТАСС, что в России по программе открыты более 270 лабораторий, в которых трудятся крупнейшие мировые ученые. Они действительно все работают?

Этот вопрос задается достаточно часто разными людьми. За счет средств грантов создано 272 лаборатории. 102 лаборатории финансируются из средств гранта, а по остальным статистика такова: 67% лабораторий существуют и продолжают взаимодействие с ведущим ученым, 8% лабораторий трансформировались, в том числе в совместные проекты с другими лабораториями или организациями, 25% закрылись, ввиду разных причин, так как наука, согласитесь, процесс очень сложный с точки зрения организации процессов. Считаю, что это очень хороший результат.

Какова история появления программы мегагрантов?

О задаче привлечения в Россию ведущих ученых из-за рубежа было заявлено Владимиром Владимировичем Путиным на съезде партии «Единая Россия» в ноябре 2009 года. Уже спустя полгода, в апреле 2010 года, вышло Постановление Правительства Российской Федерации N 220. Оно стало одной из мер по комплексному развитию высших учебных заведений и научных организаций, направленного на преодоление целого ряда негативных тенденций, сложившихся в нашей науке и образовании в начале девяностых годов.

Среди этих негативных тенденций, которые необходимо было преодолеть – недофинансирование исследований и разработок, что привело к оттоку квалифицированных научных кадров за рубеж; острая необходимость значительного расширения спектра тем научных исследований – в первую очередь, связанных с качеством жизни человека – медициной, агро- и биотехнологиями и другими; крайне недостаточный уровень реального взаимодействия между наукой и экономикой (даже прорывные результаты работы отечественных лабораторий в большой массе оставались невостребованными).

Все эти проблемы определили основные приоритеты Постановления N 220 о мегагрантах – ими стали привлечение ученых с мировыми именами, в том числе наших соотечественников, проживающих за рубежом, и организация научных лабораторий с целью стимулирования притока в них молодежи, молодых ученых; восполнение недостающих российской науке компетенций в быстро развивающихся отраслях; трансфер в экономику полученных в результате научных исследований разработок.

Тогда же возник и сам термин «мегагранты». Сумма первой очереди грантов, определенная Правительством России, составила по курсу того времени около 5 миллионов долларов. Это была очень внушительная сумма для всех без исключения ученых мира, сопоставимая с европейскими и американскими грантами. Информация о программе моментально разошлась по всему миру, и с тех пор интерес к мегагрантам не снижается.
источник
Научно-образовательная политика
Мегагранты: история и современность (2/4)

Задачей программы мегагрантов является привлечение для работы в России самых успешных мировых ученых. Что повлияло на решение ученых участвовать в этой программе?

Успешный опыт создания первых лабораторий, работа на новейшем экспериментальном оборудовании с самым современным программным обеспечением, вызвали большой интерес к программе: практически все 10 лет в среднем 10 проектов претендовали на каждое место победителя.

Среди руководителей поддержанных проектов нобелевские лауреаты Осаму Шимомура, Джордж Фитцджералд Смут, лауреат Филдсовской премии Станислав Смирнов, лауреаты Нобелевской премии мира Жан Жузель и Рикардо Валентини, обладатель Charles H. Townes Award from the Optical Society of America Жерар Муру, который получил Нобелевскую премию по физике в 2018 году, уже будучи руководителем лаборатории мегагрантов, гуру биоинформатики Павел Певзнер, признанный специалист в области физики плазмы Фридрих Вагнер, сильнейшие отечественные биологи Сергей Лукьянов и Петр Чумаков, легендарный физик Владимир Захаров, обладатели сверхвысоких индексов цитирования физик Юрий Кившар из Австралии и биомедик Борис Животовский из Швеции, директор института химии поверхностей и интерфейсов CNRS Дмитрий Иванов, крупный исследователь Арктики Йорн Тиде, Глеб Сухоруков, включенный в список 10 всемирно известных ученых по версии «Форбс», и другие.

Как бы вы оценили эффективность программы мегагрантов?

Говоря об оценке эффективности программы, я бы привела высказывания самих ученых-мегагрантников.

Так, руководитель Лаборатории анализа данных физики высоких энергий в Томском государственном университете Дмитрий Цыбышев (США) считает: «Мегагрант стал отправной точкой и новым импульсом в создании ведущей научной школы в области анализа данных на установках класса Mega Science на базе старейшего университета в азиатской части России».

По мнению российских ведущих ученых, программа «мегагрантов» является по-настоящему важным и значимым шагом в направлении создания передовой отечественной научной инфраструктуры. Именно благодаря программе «мегагрантов» появилась возможность сформировать мультидисциплинарные научные коллективы, объединяющие исследователей и аспирантов разного профиля, способные осуществить полный научно-технологический цикл от фундаментальных исследований до внедрения в практику на уровне передовых мировых научных центров в соответствующей области исследований.

Если оценивать программу по заданным индикаторам и показателям, то она многократно превышает установленные постановлением требования. Однако, оценивать программу исключительно по индикаторам и показателям, которые заявлены программой и проектами – такими как количество написанных статей, количество статей Web of science первого, второго квартиля, количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, количество студентов и аспирантов среди участников проекта – было бы неправильно.

Программа помогает осуществить структурные сдвиги в управлении наукой в целом по России. Этому способствует, с одной стороны, активность наших ученых-победителей конкурсов программы, а с другой стороны – внимание руководства нашей страны к этой программе. Президент России проводит регулярно встречи с учеными-мегагрантниками. Каждая из этих встреч становится реальным импульсом к позитивным изменениям в нашей науке.

Например, в 2016 году ученые-мегагрантники во время очередной встречи с Президентом России на конференции «Наука будущего» в Казани, предложили создать линейку грантов, которые могли бы поддержать молодых ученых, еще не ставших авторитетными, именитыми исследователями, грантов, которые создают условия воспитания нового поколения российских ученых и специалистов. Владимир Владимирович услышал ученых, в результате появилась Президентская программа, успешно реализуемая Российским научным Фондом. Можно сказать, что эта программа появилась, в том числе, благодаря программе мегагрантов.
источник
Научно-образовательная политика
Мегагранты: история и современность (3/4)

Каковы все-таки научные результаты проектов?

Научные результаты, полученные в рамках программы, соответствуют мировому уровню, многие из них являются прорывными. Среди достижений – успехи в области специализированных комплексов трехмерного синтеза структур сложной топологии, в сфере молекулярной генетики и биологии развития; работа над созданием новых технологий формирования многоуровневых 3D структур из композитных материалов для фотонных и биомедицинских применений, нового поколения устройств интегральной оптики для высокоскоростной передачи и обработки данных; модернизирование алгоритмов исследования свойств бозона Хиггса и многое другое.

Приведу один из примеров:

Лаборатория биогеохимических и дистанционных методов мониторинга окружающей среды, работающая на базе Национального исследовательского Томского государственного университета под руководством Олега Сергеевича Покровского, является на сегодняшний день единственной научной группой, проводящей многолетние сезонные исследования основных компонентов субарктических ландшафтов, используя мультидисциплинарный подход в комплексе с лабораторным и теоретическим моделированием.

Ученые каких стран подают заявки на участие в конкурсах программы?

Могу сказать, что, например, в 7-м конкурсном отборе по программе, который проходил в прошлом году (замечу, в период, не самый благоприятный с точки зрения политической мировой ситуации по отношению к России) , участвовали 354 заявок. География заявок от ученых была самая различная. От ученых США поступила 41 заявка, Италии – 34 заявки; Германии – 27 заявок; Великобритании – 24 заявки; Франции – 22 заявки; Китая – 13 заявок. Как видите, это все страны, активно участвующие в научно-технологической гонке. Всего в 7-м отборе конкурса участвовали ученые из 45 стран. По факту география участников всего проекта мегагрантов – 35 стран.

Ваша компания занимается организацией экспертизы. Какие практики вы применяли в процессе оценки заявок на конкурсы и экспертизы полученных научных результатов?

Отличительной особенностью программы мегагрантов стало проведение научной экспертизы заявок и результатов исследований в соответствии с международной практикой. В России до 2010 года такого уровня экспертизу никто не делал, и мы, в буквальном смысле, выстроили этот процесс с нуля. Для проведения поступивших на конкурс заявок создаются группы из экспертов по соответствующим областям науки. Каждая заявка оценивается минимум четырьмя экспертами – двумя российскими и двумя иностранными, международно признанными экспертами. Затем составляется рейтинг заявок по каждой из областей наук, и руководитель каждой группы экспертов анализирует заявки группы в сравнении. После этого заявки распределяются между членами Совета по грантам, которые, в свою очередь, также изучают и заявки, и заключения экспертов, а затем докладывают о изученных заявках на Совете по грантам.

К проведению экспертизы мы привлекали специалистов Ассоциации европейских университетов, Ассоциации университетов Германии, национального научного фонда США и других уважаемых во всем мире научных организаций. Всего в базе у нас сейчас более 3-х тысяч иностранных экспертов и два раза больше российских. Для примера, в экспертизе 7-го конкурса в 2019 году принимало участие более 1,5 тысяч экспертов.
И в России, и за рубежом, экспертиза по 220-му Постановлению признана одной из самых прозрачных и понятных. Например, уже в 2010 году, впервые в практике, все участники конкурса получили экспертные заключения на свои заявки. Это было крайне важно с точки зрения информирования ученых об уровне их заявок.

Позднее принципы, алгоритмы и механики экспертизы, проводимой по программе мегагрантов, стали тиражироваться и в других конкурсах, например, в конкурсах РНФ.
источник
Научно-образовательная политика
Мегагранты: история и современность (4/4)

Какова механика управления проектами, какие новшества в ходе его реализации были введены с точки зрения менеджмента?

Одним из новшеств программы мегагрантов, которое стало потом активно применяться в других подобных проектах, стал процесс цифровизации и дебюрократизации процесса управления как всей программой, так и ее составляющих. Этот процесс начался еще в 2013 году, когда Минобрнауки впервые протестировало подачу заявок и проведение всех конкурсных процедур онлайн.

В процессе управления и администрирования программы мегагрантов мы также постарались приблизиться к лучшему американскому и европейскому опыту управления научными программами. Мы значительно сократили объем и периодичность отчетности. Подготовка, предоставление, рассмотрение отчетности, проведение экспертизы также проводится в режиме онлайн. Что касается экспертизы, то помимо экспертизы, проводимой специалистами по представленной отчетной документации, лаборатории посещают экспертные группы в составе представителей Совета по грантам, научного эксперта и представителя компании-оператора.

Решения об утверждении отчетов, продолжении финансирования, возможности корректировки проектов и т.д. принимает на своих заседаниях Совет по грантам, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации.

Насколько программа мегагрантов отвечает задачам, поставленным нацпроектом «Наука»?

В рамках национального проекта «Наука» предусмотрены мероприятия, направленные на реализацию сотрудничества ведущих мировых ученых и российских университетов и научных организаций, включая участие ведущих ученых в образовательных программах университетов и научных организаций и подготовке научных и научно-педагогических кадров, разработку и внедрение новых образовательных программ по перспективным направлениям подготовки специалистов.

Программа мегагрантов уже вносит свой вклад в достижение показателей верхнего уровня федерального проекта. За время реализации программы мегагрантов более 2 500 сотрудников созданных лабораторий прошли стажировки, повышение квалификации, обучение в ведущих образовательных и научных организациях мира и России.

С использованием полученных результатов в лабораториях под руководством ведущих ученых разработано более 120 монографий, книг, содержащих систематическое изложение знаний в различных областях науки, создано заново или существенно модернизировано более 1 100 образовательных курсов.

Доля участия в исследованиях молодых очень высока и составляет более 56%. А в некоторых проектах до 80% молодых ученых, студентов, аспирантов. Отмечу также, что ведущие иностранные ученые приглашают к себе на стажировки российских коллег, регулярно проводят семинары.

Проведение уже упомянутой мной конференции-форума «Наука будущего – наука молодых» была инициирована именно учеными-мегагрантниками. Мероприятие проводится с 2014 года ежегодно в разных городах, в нем принимают участие около 500 студентов и аспирантов, молодых ученых, которые проводят 4 дня в тесном взаимодействии, общении с ведущими российскими и зарубежными учеными. К слову, самому молодому ведущему ученому – 35 лет.

В результате реализации программы мегагрантов уже сейчас строится большое и эффективно работающее коммуникационное поле между молодыми талантливыми учеными, которые уже сейчас во многом определяют образ мировой науки – это важнейший результат, который работает на нашу страну сейчас, и будет работать еще долгие годы.

Хотела бы отметить, что помимо того, что программа мегагрантов успешно решает все поставленные перед ней задачи, за эти годы она стала настоящей «визитной карточкой» России в сфере международного научно-технологического сотрудничества.
источник
Научно-образовательная политика
источник