Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 April 10
Научно-образовательная политика
Уважаемые коллеги из Минпросвещения Большой перемены!

Мы с вами обменивались мнениями по поводу передачи университетов, и, как нам показалось, договорились выходить достойно из этой ситуации?

Не устраивая ритуальные танцы перед думающим читателем.

Читаем вашу публикацию и удивляемся - вот вы намекаете что «коронавирус лишь обнажил ситуацию: перевести в одночасье на дистанционные формы обучения всю страну оказалось весьма проблематично. Прежде всего из-за нестабильного интернет-покрытия и мощностей онлайн-ресурсов» и в качестве логичного продолжения выводите следствие:

«передача вузов произошла из-за того что Минпросвещения представило "план конкретных действий" и "итог - 33 педагогических университета переходят из ведомства Фалькова в ведомство Кравцова"».

Раз пошла такая пьянка, давайте будем честными и расскажем широкой общественности, что передача педвузов произошла не из за некого фантастического "плана конкретных действий", а из-за того, что один федеральный министр вовремя подсуетился.

И пока педагогическая  общественность констатировала, что университеты перешли на дистант без остановки учебного процесса, а школы оказались не готовы - ни технологически, ни кадрово (и за не неимением плана у учредителя, получили каникулы) - в это самое время федеральный министр взял и запулил Председателю Правительства "своевременную" идею: а не забрать ли у Минобрнауки и не передать ли Минпросвещения педвузы?

А чтобы идея увенчалась успехом, федеральный министр взял и попросил правильных лоббистов переговорить с Михаилом Мишустиным.
Все же знают, что у нас сильно подкованный в цифре премьер?

Для которого поддержка идеи Сергея Сергеевича Кравцова со стороны Германа Оскаровича Грефа в итоге прозвучала весомее, чем доводы Голиковой, Садовничего, Волкова.

Ну, передали и передали. Не стоит кулаками махать и нацпроектами меряться.

Но вот теперь все экспертное сообщество будет наблюдать, поступит ли Министр просвещения достойно и не попросит ли в качестве приданого бюджет - госзадание на не педагогические специальности и направления.

Всем известно, что финансовая стабильность большинства переданных педуниверситетов строится на доходах (включая внебюджетные) от обучения студентов непедагогических специальностей - юристов, журналистов, экономистов, пиарщиков и т.д.

При этом, например, в медуниверситетах доля не медицинских специальностей не превышает 2%.

Как в этой ситуации поступит Минпросвещения?

Будет обосновывать перед Правительством, что в дополнение к подготовке учителей, оно должно готовить экономистов и юристов? Ну, это будет "не по-мужски".

Но в противном случае, если педвузы станут "чистыми педами" - ректоры дисциплинированным ручейком потекут в приёмную Кравцова с вопросом "где денег взять"?

Возможно, у Минпросвещения действительно, есть стратегический план, как развить педвузы на качественно новом уровне. Вполне возможно, загадка кроется в бюджете нацпроекта "Образование", администратором которого как раз является Минпросвещения.

Ну что же: поживем-увидим.
А пока хотелось бы видеть больше командной работы, друзья.

В одной лодке плывём!

https://t.me/bpshkola/763
Telegram
Большая перемена РФ
⚡️⚡️⚡️ Правительство приняло решение передать под крыло министерства просвещения педагогические вузы

Распоряжение подписано и уже опубликовано на сайте правовой информации. То, что педагогическое образование нужно модернизировать и не на словах, а на деле, - ни у управленцев, ни у экспертов, ни у опрошенных учителей вопросов не вызывало.

Коронавирус лишь обнажил ситуацию: перевести в одночасье на дистанционные формы обучения всю страну оказалось весьма проблематично. Прежде всего из-за нестабильного интернет-покрытия и мощностей онлайн-ресурсов. Но и не последнюю роль здесь сыграла острая необходимость повышения знаний цифровой среды и масштабной поддержки учителей в этих вопросах.

Министерство просвещения представило план конкретных действий: что именно нужно привнести и усилить в отечественной системе подготовки педагога как на ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе, ведь впереди выполнение президентской задачи – попасть в 10-ку лучших стран мира по качеству школьного образования. И, естественно…
источник
Научно-образовательная политика
Игры, но не игрушки

865 школьников и студентов из 61 региона России и восьми зарубежных стран примут участие в первом GameNet-челлендже Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ). Масштабный проект стартовал 6 апреля – участников ждет насыщенная образовательная программа и работа с экспертами игровой индустрии. Лучшие технологические команды получат поддержку при выходе на новый рынок игровых решений – GameNet.

Накануне старта челленджа состоялся вебинар с участием инициаторов и организаторов проекта. По словам спецпредставителя Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, ключевая задача челленджа – сформировать пул компаний, проектов, созданных школьниками и студентами, лучшие из которых станут частью нового рынка НТИ – GameNet.

«Современный мир меняется в сторону игроподобия, и все большую роль играют те навыки, которые активно развиваются в игровой индустрии. Каждый игровой проект решает ключевую задачу – как удержать человека в игре, и на фоне пандемии и перевода учебного процесса в онлайн, эта задача стала актуальна для образования. Рано или поздно игровые механики найдут свое место в образовании и других сферах, и те команды, которые войдут в 20-е годы XXI века с таким мышлением и компетенциями, выстрелят, – подчеркнул Дмитрий Песков. – Мы уверены: новое поколение, выросшее в цифровом мире, может сделать что-то по-настоящему великое, и рассчитываем, что компании-лидеры челленджа станут частью нового рынка Национальной технологической инициативы, который формируется сегодня».

Лидер рабочей группы Кружковое движение НТИ и проректор Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов подчеркнул, что по итогам челленджа Кружковое движение НТИ рассчитывает получить пул новых партнеров в лице технологических команд, которые выросли из вчерашних кружковцев – школьников и студентов:

«GameDev оказался очень удачной темой для объединения сообщества кружковцев и решения технологической задачи в онлайне, а сам челлендж становится новым форматом совместной работы школьников и студентов со всей страны. Поколение, с которыми мы работаем, может создать не просто игровой продукт, а принципиально новые практики будущего, лежащие за новыми рынками. Те люди, которые принимают участие в челлендже, пока только хотят создать технологическую компанию и вырваться на рынок, но, на самом деле, это поколение сформирует новое представление о том, как управлять миром, чтобы человеку в нем жилось интересно и осмысленно».

К проведению онлайн-челленджа и работе с участниками удалось привлечь крупных партнеров из игровой индустрии: Wargaming, Pixonic, Azur Games, Kefir Studio, DevToDev, OWL Stidio и др.

Руководитель отдела R&D Wargaming Александр Зезюлин объяснил, зачем компаниям-лидерам участвовать в подобных проектах: «Сформировать технологическую компанию из школьников и студентов возможно уже сейчас. В финале соревнований Game.Dev мы видели парней и девчонок с отличными навыками практического дизайна, видели хороший взрослый код, огромный потенциал».

Заявки на участие в челлендже подали школьники и студенты из 61 субъекта Российской Федерации: от Приморского края до Республики Крым, а также восьми зарубежных государств: Беларуси, Греции, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Турции, Украины и Эстонии.

Первый учебный трек продлится до 31 мая. Участникам предстоит освоить образовательную программу по геймдизайну, программированию, маркетингу, монетизации, аналитике и др., доработать или создать с нуля новый игровой проект и представить его экспертам. Во втором этапе – в июне-августе – лучшие проекты ждет акселерация: школьные и студенческие команды будут плотно работать с экспертами игровой индустрии и готовить проекты к выведению на рынок. Ожидается, что по итогам GameNet-челленджа на рынок должны выйти несколько игр, разработчики которых начнут сотрудничать с компаниями-лидерами игровой сферы.
источник
Научно-образовательная политика
Студенты и дистант: между digital-раем и цифровым ГУЛАГом

Любые новые возможности – это всегда риски. Резкая онлайнизация системы высшего образования не только с предельной четкостью обозначила «узкие места» и откровенные недоработки некоторых управленческих команд университетов, но также открыла возможность совершить форсированные рывок от «аналогового» обучения к смешанному (blended) и полноценному дистанционному (онлайн).

А вместе с этим непосредственно в университетский мир вторглись общие дилеммы перехода к цифровому государству и обществу: права человека и их соблюдение, границы контроля «Большого цифрового брата».

Очевидно, что нынешнее поколение школьников и студентов – это цифровые аборигены. Они свободно ориентируются в мире онлайн-технологий, гаджетов и Интернета, однако, при этом далеко не все и всегда задумываются о том, насколько это безопасно.

В условиях тотального перехода в онлайн в период противодействия распространению COVID-19, перед пользователями (кстати, как преподавателями, так и студентами) объективно встает вопрос о конфиденциальности и передаче персональной информации третьим сторонам.

СОЦЛАБ ГУУ и Кафедра ЮНЕСКО «Социально-правовые и этические основы информационного общества» Государственного университета управления провели экспресс-исследование «Использование конфиденциальной, персональной информации третьими сторонами».

В опросе приняли участие студенты ГУУ, возрастные категории 17-25 лет, выборка случайная.

Исследование показало, что подавляющее большинство респондентов против использования их персональных данных в каких-либо целях, однако лишь 12% респондентов действительно беспокоятся о конфиденциальности и безопасности и готовы отказаться от социальных сетей. Остальные респонденты принимают предлагаемые условия, выражая неодобрение.

Четверть опрошенных не против предоставлять о себе информацию. Предоставлять о себе информацию в социальных сетях готовы 34% опрошенных. То есть в действительности не такая это и большая проблема для многих, поскольку есть принятие «неотвратимости» этого процесса.

Дополнительным показателем того, что безопасность в сети волнует людей теоретически больше, чем в действительности на практике, является тот факт, что лишь 58% прибегают к мерам по обеспечению безопасности личных данных.

Почти три четверти (72%) абсолютно согласны с тем, что за ними следят по камерам и принимают этот факт как неизбежность.

Лишь 10% видит в электронных медицинских и кредитных картах угрозу безопасности личных данных.

Теоретически студенты неодобрительно относятся к несанкционированному использованию информации о них, при этом не вникают и не осознают каналы утечки конфиденциальной информации. Факт неодобрения носит лишь декларативный характер, так как неизбежность несанкционированного использования конфиденциальных данных принимается как факт своей беспомощности в этом вопросе, либо не является важным. Скорость получения информации, возможность пользоваться онлайн ресурсом для молодежи важнее безопасности.

Не будет большой смелостью сказать, что такие же (с некоторыми погрешностями) результаты будут получены и в целом по всему студенческому сообществу.

А значит, быть может, и нет никакой дилеммы между цифровым раем и цифровым ГУЛАГом, которым столь часто пугает нас Михаил Ковальчук, президент Курчатовского института? Может быть, бояться тотального контроля в digital-эпоху – сродни луддизму? В любом случае, цифровая эра наступила и нам всем нужно в ней жить.

И подобные опросы, проводимые ГУУ, означают, что все же мы остаемся людьми – немного легкомысленными и испорченными квартирным вопросом, но оптимистами. Да и отрадно видеть, что один из лидеров изучения и внедрения цифры – Государственный университет управления – понимает, что у каждой технологии есть обратная сторона, негативное влияние которой можно уменьшить, если чутко прислушиваться к тем, для кого и существует высшее образование – к студентам.
источник
Научно-образовательная политика
Ростех вузам

Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков ознакомился с разработками радиоэлектронного кластера Госкорпорации Ростех и оборудованием других отечественных производителей для комплексного оснащения вузов.

В числе решений – отечественное оптическое, телекоммуникационное и вычислительное оборудование, в том числе системы, призванные помочь учебным заведениям  справиться с вызовами пандемии COVID-19.

Среди представленных разработок - системы контроля доступа с распознаванием лиц и определением температуры тела учащихся, компьютерная техника для учебных классов, системы хранения данных, камеры наблюдения, телекоммуникационное оборудование, системы для онлайн-трансляций и многое другое.

«Сейчас, в условиях пандемии коронавируса, есть особенно большой запрос на продукты и системные решения для организации дистанционного обучения, видеотрансляций, хранения и передачи данных. Задача промышленности – предложить отечественные решения, в полной мере отвечающие запросам современного образования, конкурентоспособные по цене и качеству», - сказал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.

В числе ключевых разработок - комплексная система контроля и учета доступа, которая включает систему распознавания лиц NtechLab и тепловизионный регистратор. Оборудование позволяет в режиме реального времени определять, кто заходит в здание, отказывать в доступе посторонним, а также автоматически фиксировать температуру тела студентов и блокировать доступ в учебное заведение лиц с признаками заболеваний.

Кроме того, была представлена купольная IP-камера для дистанционного обучения. Благодаря высокому разрешению в 5 мегапикселей и высокочувствительной матрице с мощным шумоподавлением и компенсацией фоновой засветки, камера передает изображение высокой четкости. Это позволяет отчетливо видеть на экране, что преподаватель пишет на доске. За счет широкого угла обзора камера без поворотов и передвижений охватывает стол преподавателя, зону у доски и аудиторию.

Еще одной представленной разработкой стал компьютер-моноблок «Элик 102» на базе отечественных процессоров «Эльбрус» для организации компактных, универсальных рабочих мест в формате «все-в-одном». Моноблок обладает хорошей производительностью, качественным дисплеем, интегрированной камерой, динамиками, считывателем смарт-карт и источником бесперебойного питания, отличается пониженным уровнем электромагнитных излучений.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2525
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков – о пандемии, дистанте, настоящем и ближайшем будущем высшего образования (1/7)

Эксклюзивное интервью Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова изданию РБК.

Министр, который решил с нами поговорить через Skype, - это здорово и достойно только похвалы. Скажите, пожалуйста, по поводу нашего образования: впервые в истории мы столкнулись с тем, что в единый момент пришлось перейти на онлайн занятия. Насколько мы были к этому готовы?

Ситуация беспрецедентная, ее никто не прогнозировал ни в мире, ни в нашей стране. Конечно, было бы сказать, что на 100% система высшего образования и все без исключения ВУЗы были готовы, но все-таки переход на новый формат обучения состоялся.

Если вы посмотрите разного рода источники, сейчас идет большой спор, что это такое: обучение в онлайн-формате, это смешанное обучение, это обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Мне кажется, уже понятно одно: что когда мы вернемся, во-первых, сегодня это принципиально иное обучение, нежели то, которое было до ситуации с пандемией, но даже когда закончится ситуация с пандемией, что очевидно, что традиционное обучение в университетах оно тоже достаточно серьезно изменится, потому что мы многое осознали, мы многое поняли.

В первую очередь, мы понимаем границы теперь онлайн-образования. Я думаю, если у кого-то были розовые очки, а мы с вами знаем, что были горячие головы, которые призывали полностью перейти в онлайн. Сегодня мы понимаем, что в силу многих причин, не сугубо технических, в силу многих других причин такое вряд ли произойдет: университеты должны остаться, поскольку это уникальная среда, это химия общения, это химия образования, это специфика, которую не передать на расстоянии, это с одной стороны, но с другой стороны, мы с вами видим, что в короткие сроки смогли мобилизоваться те, кто критиковал онлайн-образование, кто не верил ни во что, кроме традиционных форматов. Жизнь сама нас заставила. И, хотим мы того или нет, в целом большое количество ВУЗов, многие из них и преподаватели многие, независимо от их желания вынуждены были организовать учебный процесс совершенно новым способом.

Спрошу про преподавателей: для них же это тоже такой стресс, понятно и это нормально. Готовы ли они были к переходу в онлайн? С какими трудностями сейчас сталкиваются сами преподавателями?

Всегда тяжело отвечать на этот вопрос: готовы ли ВУЗы, готовы ли преподаватели. Почему? Потому что можно сказать среднюю температуру по больнице, сказать в целом готовы или в целом не готовы. Коль обучение идет, везде по-разному, но оно идет, то, конечно, хотелось бы ответить, что в целом готовы, но это не так, потому что преподаватель преподавателю рознь, десятки тысяч человек работают в системе высшего образования и готовность принципиально разная: есть преподаватели, для кого это не составило труда, таких, конечно, меньшинство, кто хорошо себя чувствует в новой цифровой среде, знает все технологии образования, в том числе организацию коллективной работы удаленно. А кто-то оказался просто перед огромным вызовом прежде всего психологического порядка, поскольку не мыслил себе, что такое в принципе возможно, возможно читал, возможно смотрел, на бытовом уровне пользовался простейшими сервисами цифровыми. Но здесь-то все по-другому.

Вопрос ведь не в том, чтобы через какой-то мессенджер отправить задание студентам. Ведь самое сложное – это организовать коллективную работу, держать внимание студентов, зачастую даже не одного десятка студентов, сделать интересным в таком формате, когда у тебя по существу эмоциональные и интеллектуальные моменты они асинхронно идут: ты не чувствуешь человека в аудитории, ты не видишь его реакции и ты не знаешь, что происходит зачастую по другую сторону камеры, потому что человек сидит в другой комнате, совершенно в другой атмосфере и это накладывает отпечаток.

Подробнее: https://www.rbc.ru/society/09/04/2020/5e8edde79a79470aa3b361f7
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков – о пандемии, дистанте, настоящем и ближайшем будущем высшего образования (2/7)

Что такое онлайн? Это проблема коммуникаций, это новый формат коммуникаций, это что-то другое, но на будущее, ясно, что эта ситуация закончится, мы уже сделали выводы и понимаем, что программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки должны быть принципиально иными.

Каждый преподаватель, если раньше мы об этом говорили как о фигуре речи, что мы живем в цифровом мире, это необходимо, но никто не верил. Кто-то в университете, то есть каждый преподаватель он к себе это не относил. Есть же у нас в университете, кто уверенно себя чувствует и может организовать с помощью Skype, Zoom, Microsoft Team соответствующую видео-конференцию, ну и этого достаточно. А оказалось, что сегодня это требование для каждого без исключения работника университета. И вот это принципиально меняет ситуацию, и, конечно, на будущее это совершенно другая работа с кадрами. И в первую очередь работа с преподавателями.

Есть такое английское выражение Must have, те навыки, которые надо обязательно уметь использовать.

Это минимальный стандарт, это будет частью квалификационных требований. Если ты этого не умеешь, то по существу довольно сложно будет называться преподавателем университета.

Одна из проблем сейчас – это разнообразие способов связи. Когда ждать некого упорядочения и когда ждать объединенной какой-то платформы?

Это очень хороший вопрос, потому что я бы дифференцировал здесь. Давайте посмотрим из чего состоит сам процесс обучения, его такие принципиальные и смысловые точки во взаимоотношениях между студентом и преподавателем. Первое: это информационная инфраструктура ВУЗа, это его серверы, это его сети, это каналы связи, все, что с этим связано. В первые несколько дней, скажу вам по секрету, все ВУЗы, даже те, которые, если вы откроете любое СМИ, они не сходят с полос, даже эти ведущие ВУЗы России столкнулись с тем, что их системы полетели: не выдержали такого напряжения. Но потом адаптировались. И то что касается каналов связи, кому-то мы помогли – расширили эти каналы связи и объемы, оперативно отработали и с провайдерами, и с профильным министерством, но мы сегодня понимаем, что нужны 2 или 3 таких системы, чтобы можно было бы масштабировать, имеется ввиду национальные системы, национальные информационные системы, которые можно было бы межплатформенно масштабировать на разные типы университетов, на разные масштабы университетов. И уже сейчас мы над этим активно работаем, потому что какие-то есть предложения на рынке, какие-то наработки есть у ВУЗов, но пока это все, понимаете, не массовый продукт, это скорее наработки на 1-2 ВУЗа, не более того, либо наработки стартапов IT.

То есть сейчас идет сбор информации о предложениях на рынке для создания национальной системы?

Мы это высшим образом анализируем. Дальше если мы с вами пойдем, то все ВУЗы задумались, а как осуществлять в дистанционном формате итоговую и промежуточную аттестацию. Давайте себе зададим вопрос: что больше все нас, помимо нескольких вопросов, что больше всего нас беспокоит в дистанционном образовании, когда мы говорим о проверке знаний. Мы хотели бы удостовериться, что по ту сторону экрана сидит именно тот человек, который зачислен к нам, то есть студент. И первое, и второе мы хотели бы, чтобы проверить у него знания, чтобы не было никаких доступов, посторонний чтоб ему никто не помогал, чтобы он не пользовался техническими средствами, но во всем мире для этого есть система распознавания лица.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков – о пандемии, дистанте, настоящем и ближайшем будущем высшего образования (3/7)

Но у нас проблема сегодня состоит в том, что мы не имеем в национальных масштабах систему, которую можно было бы масштабировать на всю страну, на все ВУЗы, потому что огромное количество ВУЗов имеет гигантскую потребность в том, чтобы использовать, мы же не знаем, как до конца будет ситуация развиваться, и если это будет май и июнь, то это уже сессии, а это огромное количество преподавателей и студентов, это количество человек и часов, это нужна хорошо апробированная система распознавания лиц, если вы полностью в дистанте. Вот это второй вызов. И мы уже сегодня ведем с крупными интеграторами переговоры. Смотрим все, что есть на рынке, в том числе наработки наших стартапов, институты развития – все, что можно использовать. Понимаем, что, независимо от развития ситуации, хорошо, если она будет по благоприятному сценарию, студенты вернуться в аудитории, сдадут государственные экзамены, защитят дипломы в нормально привычном формате и режиме. Это часть нашей жизни, нам надо это внедрять.

Получается, что министерство приняло решение о внедрении системы распознавания лица?

Мы ставим себе такую задачу, что нам нужна масштабируемая на все ВУЗы страны хорошо отлаженная система распознавания лиц, потому что мы считаем, что она, после того, что мы сейчас переживем, это будет тоже теперь термин, вошедший в обиход, новая нормальность, это будет другое новое высшее образование. Другое – его частью станет уже и национальная платформа онлайн-курсов, его частью станет поступление онлайн в ВУЗы, его неотделимой частью станет система распознавания лиц, которая будет широко использоваться и многое-многое другое, что нам сегодня кажется ненужным или до этого кризиса казалось ненужным или немыслимым до пандемии, а сейчас это будет нормой.

А обсуждение вот этой системы распознавания лиц идет с отечественными компаниями? Или зарубежные тоже принимает в нем участие?

Мы ориентируемся только на отечественные компании. Мы видим и понимаем, что, во-первых, у нас есть потенциал такой, во-вторых, должен быть определенный экономический суверенитет, и мы должны опираться на собственные разработки. Это стимулирует к развитию наши научные организации, наши университеты, которые сами заявляют сегодня амбиции, а многие из них уже готовы, и система управления учебным процессом, предложить свои варианты и поучаствовать в создании системы распознавания лиц. Это ведь все продукты, которые эволюционируют, они ведь не создаются под заданные требования. Жизнь не стоит на месте, требуется их дорабатывать, они эволюционируют, в этом смысле это само по себе является таким стимулом для развития науки в университетах и академических институтах.

Мы с вами назвали много программ, с помощью которых идет обучение, все они действительно зарубежные. В чем вы видите опасность или слабость в том, что нет отечественной программы?

Недостатков здесь много. Во-первых, мы видим, что эти зарубежные инструменты они не рассчитаны на эти кризисные ситуации, поскольку некоторые из них допускают утечку персональных данных, причем персональных данных, которые используются нашими гражданами, а вы знаете, что у нас есть специальный федеральный закон и положения, вытекающие из конституции, которые касаются защиты персональных данных. Какие-то не позволяют обеспечить качественную связь, но и в конце концов, мы должны опираться на собственные разработки, хотя бы из-за того, что мы можем. Это вся наша история, история развития нашей страны, развития образования и науки предполагает, что у нас в системе образования, да и в целом вообще могут и должны быть подобного рода инструменты. Мы должны ставить себе такую задачу.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков – о пандемии, дистанте, настоящем и ближайшем будущем высшего образования (4/7)

Один из таких сдвигов, как мне кажется, полностью дистанционное поступление. Готово ли министерство к этому, как вы для себя видите этот процесс?

Министерство не только к этому готово, мы ориентируем на это ВУЗы. Я имею ввиду, когда говорю ориентируем, все, что можно перевести в онлайн при поступлении, надо сделать. И мы очень плотно общаемся со всей линейкой ВУЗов, причем не только те, которые являются собственно подведомственными министерству науки и высшего образования, но также со всеми, у кого есть понимание. Наши лидеры, такие как МГУ, СПбГУ, другие университеты, они уже либо приняли решение такое, либо готовы к такому развитию ситуации. Я думаю, что при неблагоприятном развитии сценария, преимущественно именно в онлайн-формате и будет проходить приемная кампания.

А этим летом ВУЗы будут принимать документы онлайн? Или пока еще нет?

Будут. У нас в порядке эксперимента запущен суперсервис «Поступи в ВУЗ онлайн». Правда, это будет касаться, раз в порядке эксперимента, касаться 50 ВУЗов. Это так, вроде немало для системы высшего образования, но это не говорит о том, что в другие ВУЗы документы надо будет лично приносить. Надо помнить, что в предыдущие годы у нас даже не было такого сервиса, у нас есть возможность дистанционно подать документы. Даже не надо предъявлять результаты ЕГЭ, есть специальная информационная система, ну а все остальное можно на расстоянии и потом опять же через онлайн смотреть свое место в рейтингах и понимать, ты проходишь на ту или иную специальность в тот или иной университет или нет. Там будут не столько цифровые продукты усовершенствованы, сколько цифровые сервисы. Вслед за цифровыми продуктами идут цифровые сервисы. Проще говоря, у вас может быть и Microsoft Teams, Zoom и любые другие цифровые продукты, но сервис – то есть возможность использовать преподавателям, если они не знают, то он и не используется так же, как и «Поступи в ВУЗ онлайн». Тут важен сервис, не столько продукты, сколько обеспечить индивидуальное сопровождение каждого студента, адекватную оперативную связь и так далее.

Поговорили про экзамены. Теперь про аккредитацию ВУЗов. На этой неделе стало известно, что аккредитация образовательных программ ВУЗов, сроки действия которых истекают в этом году, продлевается еще на целый год. Значит ли это, что проверки ВУЗов на этот год будут отменены?

У нас есть 2 типа, скажем так, форматов контрольно-надзорной деятельности. То, о чем вы говорите это работа отдельного органа федеральной исполнительной власти Рособрнадзора. И мы вместе с ними вышли в правительство с инициативой. Инициативу правительство поддержало и действительно аккредитации всех ВУЗов сдвинуты на год. Это мне кажется очень правильным. Почему? Ну вы видите, что сегодня это в принципе невозможно. А второй формат контрольной деятельности или контрольно-надзорной деятельности министерства, который по разным направлениям проводит проверки ВУЗов, это касается и использования имущества, и финансово-хозяйственной деятельности, но мы в первые дни, если мне память не изменяет, датировано 14-16 марта приняли решение о приостановке всех проверок до особого распоряжения.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков – о пандемии, дистанте, настоящем и ближайшем будущем высшего образования (5/7)

По Вашему мнению, после того, как закончится карантин и пандемия коронавируса стоит ли нам ожидать появления цифровых, можно сказать облачных ВУЗов, у которых нет своего помещения и они все будут находиться в облаке хотя бы в качестве эксперимента?

Я думаю в России таких ВУЗов не появиться, хотя в мире примеры подобного рода университетов есть. Вы знаете, если посмотреть на международный опыт, то еще несколько лет назад были эксперименты отчаянных людей, когда пробовали полностью перейти в онлайн крупные университеты. Один из крупных таких северо-американских университетов он в итоге потерпел фиаско полное, так что переход в онлайн не был принят, я бы так сказал, обществом. Я не верю, что в России у нас появятся полностью онлайн-университеты, способные составить конкуренцию традиционным университетам. Но это не означает, что доля онлайн-сервисов и онлайн-продуктов внутри университетов она не изменится, она, конечно, изменится, на мой взгляд, кратно. То есть, если говорить упрощенно, просто, то университеты станут гораздо более цифровыми во всех своих проявлениях: от расписания индивидуального, организации отдельных занятий, требований к преподавателям до поступления в условиях пандемии. Это просто серьезный, как сегодня говорят в определенных кругах, это серьезный триггер к изменениям. То есть это побудительный мотив к тому, чтобы задать себе вопрос: «А все ли я правильно как университет, как университетская команда, как преподаватель делал и сделал до этой ситуации. Все ли я учел, готов ли я был к такого рода развитию событий.»

Скажите, пожалуйста, переход в онлайн как сказался на посещаемости лекций? Есть какие-то данные? Увеличилась она или нет?

Мы сейчас анализируем эту статистику, мы ее собираем, анализируем. Но я бы по-другому поставил вопрос. Важна ведь не посещаемость, а вовлеченность, потому что физическое присутствие в аудитории еще не гарантирует, что человек, который сидит за партой, он слушает того, кто читает лекцию. Согласитесь, главное – это заинтересовать студента, главное разбудить его, побудить его к чему-то такому, к творчеству, к желанию думать, к тому, чтобы развиваться - вот это важный момент.

Для преподавателей еще важно успеть пройти всю программу за отведенные какие-то сроки. Вот сейчас скорость образования, скорость обучения с переходом в онлайн она выросла или наоборот чуть-чуть замедлилась? Скорость подачи информации?

Ну давайте объективно посмотрим на ситуацию хотя бы в целом. Конечно, есть большие издержки в связи с переходом на онлайн, в том числе и в динамике. Почему? Потому что не все преподаватели были готовы и вся эта история… Кто-то из ВУЗов брал время и объявлял каникулы еще до тех каникул, которые были на прошлой неделе объявлены. Кто-то принимал другие управленческие решения, давая возможность преподавателям адаптироваться. Это неизбежно сказалось, поэтому темпы освоения образовательных программ в университетах разный, но я думаю, что абсолютное большинство из них в установленные сроки, обычно это конец июня-середина июля закончат обучение все студенты и организуют так, что учебный год в общем-то закончится в установленные сроки, нормативно установленные сроки. Сдвижки принципиальной не будет.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков – о пандемии, дистанте, настоящем и ближайшем будущем высшего образования (6/7)

В случае плохого сценария, когда пандемия будет затягиваться, карантин будет затягиваться, министерство, например, готово пойти на отмену экзаменов в этом году?

Экзаменов каких?

Выпускных или экзаменов, когда по итогам года.

Мы исходим из того, что все экзамены, даже выпускные квалификационные экзамены, защита дипломов. Ну я имею ввиду, когда все, основную часть специальностей и направлений, потому что есть специфические, которые, конечно, невозможно и тут надо думать, как это сделать, я оговорку сознательно делаю, но абсолютное большинство можно организовать все-таки онлайн: как поступление, так и сдачу. Если говорить таким языком, все-таки юридическим, итоговая сессия, итоговая аттестация, то есть когда выпускники заканчивают университет, заканчивают ВУЗ, защищают, сдают ГОСы, как это говорится, защищают выпускные квалификационные, дипломы, ну либо просто сессия: сдают экзамены, зачеты, курсовые и дипломные работы.

О помощи студентам. Ни для кого не секрет, что малый и средний бизнес практически вес закрылся в условиях карантина. И возможности подработки у студентов практически сейчас нет. Как министерство собирается помогать студентам и собирается ли вообще помогать?

Безусловно, собирается помогать, потому что мы понимаем, что многие студенты, особенно в крупных городах, они работали и были задействованы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Это может быть официанты, курьеры, самые разные рабочие места, и сегодня они в сложной ситуации оказались, и это вопрос оплаты за обучение, это вопрос просто поддержки проживания текущего. И ответом, таким системным ответом будет разворачиваемая в настоящем времени программа организации занятости студентов на базе наших ВУЗов. В качестве пилотов у нас 3 университета уже апробируют, нарабатывают первую практику. Это ДВФУ, ТГУ и БФУ. Но буквально в пятницу мы будем обсуждать, понятно, что в это программу хотели бы войти гораздо больше ВУЗов. Мы, в свою очередь, уже нашли механизмы финансовой поддержки. Суть этой программы очень большая: сам университет выступает работодателем для студентов и помогает им компенсировать те издержки, поскольку их работодатели сегодня не могут дать им работу, то университет, предлагая самого разного рода активности, оплачивает эти активности и выступает тем самым работодателем.

Означает ли это увеличение нагрузки на бюджет? Потому что тогда университеты будут требовать больше финансирования.

Конечно, это предполагает дополнительное финансирование и мы такие варианты прорабатываем. Конечно, будем оказывать поддержку нашим университетам.

Эксперимент этот сколько может длиться в 3 ВУЗах для того, чтобы потом его масштабировать на всю страну.

Вы знаете, этот эксперимент уже в 3 ВУЗах идет. Пока это наработки за счет собственных средств реализуют и смотрят как это, насколько востребовано у студентов, как это все организационно-управленческие решения для этого необходимы. Вот мы их послушаем в пятницу и предложим ВУЗам всем в эту работу включиться. Здесь не должно быть компанейщины: хочешь ты того или не хочешь, обязательно организуй. Все это зависит от ситуации, от контингента студентов, от особенностей города. Специфика самая разная может быть, поэтому количество студентов, которым надо помочь оно совершенно может разниться.

Оплата обучения. Какие-то отсрочки или каникулы по оплате обучения могут быть предоставлены студентам?

Это непростой вопрос как для наших студентов, так и для наших ВУЗов. Это мы сейчас очень внимательно изучаем, какие есть предложения, как на это реагирует студенческое сообщество, домохозяйства, мы смотрим нормативную базу. И в самое ближайшее время мы обязательно проинформируем так же через СМИ.

То есть идея есть, но она прорабатывается?

Я вам скажу так, что разные сценарные варианты прорабатываются Министерством науки и высшего образования, в том числе и касаемо оплаты за обучение.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков – о пандемии, дистанте, настоящем и ближайшем будущем высшего образования (7/7)

Сегодня появилась новость, что Вы обратились к ВУЗам с предложением снизить плату за общежития. Прокомментируйте, пожалуйста, почему и насколько это важно. И насколько будет снижена эта плата? Есть ли какой-то норматив в процентах?

Мы видим, что студенты находятся в очень непростой ситуации, уязвимой ситуации: кто-то из них потерял работу, родители в непростой ситуации, поскольку, если студент не сам платит, то за него платят, как правило, родители. А общая ситуация ее не надо характеризовать, ее все видят, поэтому вполне справедливый возникает вопрос: если часть студентов, а это значительная часть студентов, уехали из общежитий, но при этом они внесли плату. Плата, как правило, вносится либо в начале года, либо в середине года за полгода вперед. Они не живут в общежитии. Справедливый вопрос: можно ли будет вернуть эту плату, либо, если они продолжают учиться, учесть ее в счет будущих периодов. Мы обсуждали это с ВУЗами и такие рекомендации высказали, потому что часть ВУЗов уже такие решения приняли. В СПбГУ это решение практически синхронно с тем, что мы рекомендовали, сделано, кто-то анализирует и смотрит, как будет развиваться ситуация. Но наши рекомендации, почему рекомендации, потому что страна большая и каждый университет в разной находится ситуации и количество студентов, проживающих в общежитиях, разное и количество тех, кто выехал из этих общежитий, разное, эпидемиологическая ситуация разная. И одним аршином мерить всех было бы неправильно, и поэтому мы пошли по пути рекомендаций и постоянного диалога с нашими ВУЗами с тем, чтобы понимать, что происходит, и с тем, чтобы, как сейчас говорят, в режиме онлайн, в режиме реального времени откликаться и принимать решения.

Вы рекомендовали ВУЗам на сколько надо снижать плату? Или нет и каждый ВУЗ будет исходить из своей ситуации? То касается общежитий?

Да.

Ну там просто есть рекомендация либо вернуть деньги студентам, либо продлить на время, которое они выехали и не проживают в общежитиях, продлить им, соответственно, если это будет месяц, то на месяц больше оплата продлеваться будет и они на месяц меньше в следующем учебном году будут платить, если это 1,5-2, то, соответственно, на эти же сроки.

Если требования к этим студентам? Кто может попасть? Все подряд?

Понятно, что речь идет о студентах, которые выехали из общежития.

Какие еще инициативы готовитесь принимать или обсуждать?

Оставьте нам возможности для того, чтобы удивить и вас, и всех остальных. Мы внимательно смотрим и готовим тоже самые разные инициативы, обсуждаем. Я бы не стал их анонсировать, потому что каждая подобного рода инициатива должна быть хорошо проработана прежде, чем она будет озвучена.
источник
2020 April 11
Научно-образовательная политика
Мордовия и Самара - инженеры будущего

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва (МГУ им. Н.П. Огарёва) – один из системообразующих вузов страны, с 85-летней историей.

У него 2 филиала и 29 учебных корпусов. Научно-педагогический потенциал университета составляет более 1,2 тысяч человек. В университете обучается свыше 17 тысяч студентов.

Университет ведет как фундаментальные, так и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, о самых ярких из которых учёные и руководитель управления научных исследований Александр Давыдкин рассказали участникам НОЦ «Инженерия будущего» и экспертам на рабочей онлайн-встрече 8 апреля, которая была организована АНО «Институт регионального развития» – управляющей компанией научно-образовательного центра «Инженерия будущего».

Ученые из Саранска добились высоких результатов в своих фундаментальных исследованиях и практических разработках, о чем говорят публикации в солидных высокорейтинговых журналах и полученные гранты. Одно из основных, направление исследований и разработок в МГУ им. Н.П. Огарёва – материаловедение. В этом направлении есть много разработок мирового уровня.

Часть прикладных проектов реализуется совместно с компанией РЖД - Российские железные дороги – индустриальным партнёром НОЦ «Инженерия будущего», другая часть может быть применима на производстве другого якорного партнёра НОЦ – АО «АВТОВАЗ».

Университет из Мордовии представил очень сильный блок по медицинской тематике. В нём нашлось место и лазерной тематике (возможно наладить сотрудничество с Холдингом «Швабе», который входит в ГК «Ростех», якорного партнёра НОЦ «Инженерия будущего»), и 3D-моделированию, и биоматериалам.

В целом разработки мордовских учёных и разработчиков произвели сильное впечатление на экспертов и представителей других-университетов НОЦ «Инженерия будущего» из Самары, Пензы, Ульяновска и Тамбова, которые присутствовали на онлайн-совещании. Представители вузов-участников консорциума проявили живой интерес к презентациям университета из Мордовии, задавали вопросы как организационные, так и сугубо научные.

Уже в ходе рабочей онлайн-встречи наметились точки пересечения проектов разных регионов и университетов, и стало очевидно, что проекты МГУ им. Н.П. Огарёва гармонично встраиваются в основные направления деятельности НОЦ «Инженерия будущего».

На этом примере можно видеть, каким стимулирующим фактором стали научно-образовательные центры - они стимулируют сотрудничество между представителями различных регионов, причём движение идёт с обеих сторон и на взаимовыгодной основе.

Мордовский государственный университет стал одним из очень важных и мощных участников НОЦ «Инженерия будущего», что ещё больше повышает шансы получения нацпроектного статуса в рамках второй волны отбора центров.

Подробнее: https://www.facebook.com/104585934295448/posts/214400986647275/
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Руководителям университетов

В понедельник 13 апреля в 12:00 (мск) состоится экспертный семинар для ректоров и проректоров «Учеба и работа студентов: как совмещать?»

В ходе семинара представители Минобрнауки РФ и руководители вузов обсудят особенности и возможности совмещения обучения студентов очной формы и их работы, почему университеты занимаются решением этих задач не только в условиях пандемии, какие возможности студентам и университетам открывает сложившаяся ситуация, каковы юридические и финансовые аспекты этой деятельности.

Семинар традиционно пройдет в форме вебинара, в ходе которого зарегистрированные участники смогут принять участие в опросе, задать спикерам интересующие их вопросы и высказать свое мнение.

Организаторы семинара:
Ассоциация «Глобальные университеты»
Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
Институт образования НИУ ВШЭ

В числе спикеров:

Дмитрий Афанасьев, помощник Министра науки и высшего образования РФ

Екатерина  Бабелюк, советник Министра науки и высшего образования РФ

Евгений Сжёнов - научный руководитель Экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика"

Алевтина Черникова, ректор МИСИС

Эдуард  Галажинский, ректор ТГУ


Ссылка на вебинар:
https://events.webinar.ru/4934953/4053304

Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке https://clck.ru/MuHaz

Семинар также можно будет смотреть YouTube без регистрации.

Ссылка: https://www.youtube.com/channel/UC3L3Mkio2DKK5PkIP29B2Sg/live будет актуальна за 15 минут до начала вебинара.
источник
2020 April 12
Научно-образовательная политика
Якутия сделала ход в арктической конкурентной гонке регионов. Минсельхоз России переименовал Якутскую государственную сельхозакадемию в Арктический государственный агротехнологический университет. "Сейчас, перед ВУЗом стоит задача стать центром Арктического аграрного образования международного уровня", пишет глава Якутии Айсен Николаев в своем инстаграме.  В любом случае, это неплохой ход в конкуренции за лидерство в арктических регионах, вкупе с недавно подписанными "Основами арктической политики в АЗЯ".

#Арктика #Якутия #АйсенНиколаев #Арктическийгосагротехнологическийуниверситет #соцсетигубернаторов

https://www.instagram.com/p/B-1NoygJFjx/
Instagram
Айсен Сергеевич Николаев
Поздравляю весь коллектив и студентов Якутской государственной сельскохозяйственной академии с новым высоким статусом - переименованием по решению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в Арктический государственный агротехнологический университет! Академия прошла большой и славный путь, который берет начало в далёком уже 1956 году, когда в ЯГУ открылся сельскохозяйственный факультет. За эти годы ВУЗ стал настоящей кузницей кадров для уникального, самого северного в мире сельского хозяйства. Тысячи квалифицированных специалистов, новые аграрные технологии в экстремальном климате, широкая научная база традиционных отраслей Севера - все это достижения нашего замечательного ВУЗа. Ещё в декабре прошлого года стратегия развития Якутской ГСХА была обсуждена на совещании у Заместителя министра сельского хозяйства Увайдова М.И. А 19 марта текущего года, я направил ходатайство Министру сельского хозяйства Дмитрию Николаевичу Патрушеву об изменении статуса Академии на Университет. И уже сегодня, Якутская…
источник
Научно-образовательная политика
100% руководителей и кураторов молодёжной политики подписаны на каналы семьи "Научно-образовательной политики", которые для них (по личному признанию) являются ключевой площадкой для обсуждения инициатив в государственной молодежной политике.

Особо коллеги гордятся, когда из Телеграма об их достижениях высокое руководство узнает раньше официальных релизов в СМИ (а это почти всегда).

Но 6,3 млн рублей коллеги потратили где-то в других местах.

https://t.me/youthpolicy/3124
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Внимание! Мошенники!

В эти дни руководителей университетов обзванивает дама, которая представляется Савельевой Ириной Анатольевной, представителем журнала "Образование: цели и перспективы".

В процессе разговора угрожает недопуском к конкурсным процедурам Минобрнауки РФ и очень агрессивно предлагают размещение статьи в журнале за 98 тысяч рублей. Ссылается на некие договоренности лично с министром Валерием Фальковым.

Друзья, в случае звонка смело шлите даму куда подальше - это чистой воды "разводка", к которой Минобрнауки РФ не имеет никакого отношения.

А вот о "Савельевой И.А." коллеги наслышаны - дама не первый месяц обзванивает вузы и пытается нажиться на доверчивости ректоров. Только раньше вместо Фалькова она ссылались на договоренности с Котюковым.
источник
Научно-образовательная политика
Переход образования в дистанционный режим сподвигает многих коллег и друзей открывать и телеграм-каналы.

Рады приходу в телегу Астраханского государственного университета. Ждём от канала «АГУ сообщает» @asuinforms содержательных и умных постов о жизни высшей школы в Астрахани.

И особо нас порадовало появление канала «Ракурс» @rakurs_edu Марины Раковой & Co. Коллеги пишут, что продолжат реализацию проектов в образовании.

Как известно, недавно Марина Ракова была назначена вице-президентом ПАО «Сбербанк» и многие коллеги и друзья загрустили, «потеряв» её для нашей сферы.

Мы связались с Мариной Николаевной, которая подтвердила, что в курсе Тг-проекта и будет лично помогать коллегам.

https://t.me/rakurs_edu/5
Telegram
РаКурс
Дорогие друзья!  
 
Настало время рассказать новости о переменах, которые сопутствуют развитию наших проектов и идей.  
 
Большая часть нашей Команды, которая запустила и сопровождала деятельность сети детских технопарков «Кванториум», мобильных технопарков «Кванториум», центров дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации», центров цифрового образования детей «IT-куб» и, конечно же, центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», а также разработала и сопровождала реализацию национального проекта «Образование» в формате 24/7, ушла из Фонда новых форм развития образования и Министерства просвещения Российской Федерации.  
 
Наша Команда продолжает работать над развитием системы образования, наше с вами взаимодействие не прекращается, мы готовы помогать вам, оказывать методическую и консультационную поддержку.  

Напомню, что миссия национального проекта «Образование» — привить ценность собственного развития на протяжении всей жизни, и мы хотим видеть в нашем сообществе тех, кто…
источник
Научно-образовательная политика
Какие возможности для трудоустройства студентов в вузе приоритетны в условиях пандемии?
Анонимный опрос
13%
вспомогательный персонал (лаборанты, техники, ассистенты)
12%
административный персонал (секретариат, менеджеры программ)
15%
участие в исследовательских проектах, грантах
18%
«Цифровые ассистенты»
9%
преподавание
12%
стройотряды
12%
работа, связанная с дезинфекцией помещений, контролем температурного режима
11%
неквалифицированный труд (уборщики, гардероб и пр.)
Проголосовало: 2564
источник