Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 April 04
Научно-образовательная политика
Теория и практика дистанта от ГУУ

Жизнь ставит перед всеми университетами новые вызовы: с 16 марта 2020 г. в связи с пандемией CoViD-2019 университет реализует учебный процесс на всех образовательных программах и формах обучения с использованием дистанционных технологий.

Именно сейчас как никогда актуальны слова «друг познается в беде». Общие проблемы сплотили не только вузы внутри сообщества, но и их с академическим сектором.

Уникальной особенностью ГУУ как раз являются тесные связи с академическим сообществом, Российской академией наук.  Академики, членкорры, профессора РАН оказали научную и консалтинговую поддержку университету в освоении дистанционных технологий.

Стало очевидно, что нагрузка на преподавателей возросла многократно. Студенты университета проявили ответственность и дисциплинированность: их уровень вовлеченности в учебный процесс не снизился.
В целом преподаватели и студенты отмечают, что новые технологии открыли для них новые возможности саморазвития, но они же потребовали большей дисциплины и самоотдачи.

Георгий Клейнер, чл.-корр. РАН, зам. научного руководителя ЦЭМИ РАН, завкафедрой институциональной экономики Института экономики и финансов ГУУ, отметил:

«Переход на дистанционные технологии распространения знаний знаменует собой тектонический сдвиг в процессе развития науки и образования во всем мире и в России, в частности. Речь идет, конечно, не только о форме распространения знаний, но и о содержании процессов хранения, пополнения, и передачи научной информации о мире.

Точки соприкосновения ученых, преподавателей и студентов перемещаются из сферы оперативного контакта в сферу стратегических взаимодействий. Каждодневный сиюминутный контроль сейчас вряд ли возможен. Задача преподавателя в новых условиях – определить направление и обеспечить синхронность коэволюции студента, педагога, исследователя, что требует серьезных усилий всех участников этого трехстороннего процесса. Фактически речь идет о переносе центра тяжести с тактики образования на его стратегию. Как и всегда в таких случаях, в полный рост встают проблемы определения / переопределения миссии, целей, средств и результатов образовательного и научного процесса.

Такая работа уже начата в Государственном университете управления: идет модернизация университетских стандартов, расширяется сфера самостоятельной работы студентов, повышается ответственность преподавателей за результаты образовательной и научной деятельности студентов.

Опыт показывает, что труд преподавателя растет в объеме, усложняется и требует максимальной концентрации педагогов. Очень важно при этом, чтобы у преподавателя оставались время и силы на развитие научной деятельности, освоения передовых профессиональных и методических знаний, тем более что в сегодняшнем цифровом мире отбор, экспертиза и систематизация новых достоверных знаний представляет собой сложную и трудоемкую задачу.

В свете новой ситуации должны быть модернизированы, а отчасти и ревизованы традиционные институты университетского образования. Речь идет, прежде всего, о формах взаимодействия между собой бакалавров, магистров, аспирантов. Следует, видимо, расширить практики написания групповых работ, ввести дискуссионные семинары, активизировать деятельность студентов по оценке мероприятий, предлагаемых в сфере государственной, муниципальной и корпоративной политики.

Становится ясным, что восстановление экономики страны должно опираться на повышение уровня консолидации и взаимной поддержки во всех видах сообществ, в том числе в университетском и научном сообществе. Соответственно, разрывы, которые сейчас заметны в отношениях между руководством университета, преподавательским и студенческим сообществом должны быть преодолены в рамках разработки и реализации общей стратегии Государственного университета управления, всех его институтов, кафедр и других подразделений.

На этом пути исследовательские институты РАН, прежде всего, институты социально-экономического профиля должны идти бок о бок с университетами, ориентируясь на опыт взаимодействия ЦЭМИ РАН, Института экономики РАН и ГУУ».
источник
Научно-образовательная политика
Это НОЦ-кое слово «Камчатка»

Участие Камчатского края в создании научно-образовательного центра «Север» с привлечением научных и образовательных учреждений и промышленных предприятий имеет большой потенциал не только для развития сферы науки и образования, но и самого региона. Об этом сообщил в субботу в эфире канала «Якутия 24» врио губернатора Камчатского края Владимир Солодов.

«Камчатский край в самом начале поддержал инициативу Республики Саха (Якутия) по созданию научно-образовательного центра «Север» и выступил одним из регионов-инициаторов его создания. Я, безусловно, считаю, что концентрация научных и образовательных усилий на решение актуальной задачи перед северными регионами имеет огромный потенциал. Потенциал не только для развития сферы науки и образования, но и развития самих регионов как таковых», – сказал Владимир Солодов.

Он отметил, что важными элементами являются Северный морской путь, город Петропавловск-Камчатский, порты Камчатского края.

«Это конечная или начальная, если хотите, точка Северного морского пути. Значительная часть пролегает вдоль побережья Республики Саха (Якутия), поэтому уверен, что Северный морской путь, его развитие впредь будет определять консолидацию в целом работы регионов Арктической зоны. Камчатский край не входит Арктическую зону, поскольку находится южнее, но он является неотъемлемой частью этой системы. Уверен, что научное осмысление этих подходов тоже сыграет свою роль, и мы будем, безусловно, активными участниками этого процесса», – добавил Владимир Солодов.

НОЦ «Север», который планируют создать в Якутске, объединит в себе четыре дальневосточных региона – Якутию, Чукотский автономный округ, Камчатскую и Магаданскую области. Определены также три основных направления. Направление «Человек на Севере» включит в себя гуманитарную составляющую, здоровье населения, создание условий для занятия людей различными видами деятельности. Направление «Рациональное недропользование и экология» будет касаться вопросов добычи и природных ресурсов. Блок «Эффективная социально-экономическая инфраструктура» будет учитывать строительство и эксплуатацию инженерных сооружений, дорог и мостов.

Базовой площадкой и точкой сборки арктического НОЦ «Север» является Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова. Он с полным основанием претендует на то, чтобы стать тем самым «арктическим» центром, создание которого зафиксировано в поручениях Президента.

Основных претендентов на этот статус два – по проблематике Западной Арктики – Архангельская область, недавно обретшая губернатора, аффилированного с «группой прорыва», во главе с Северным (Арктическим) федеральным университетом, а также по восточноарктическим вопросам – НОЦ «Север» и СВФУ.

Отметим, что у архангельского проектах в покровителях присутствует Алексей Кудрин, зато СВФУ хочет клонировать мамонта.

Именно вследствие невозможности ни уравнять, ни обобщить два арктических макрорегиона эксперты уверены в том, что данный регион (один из стратегических, согласно многим доктринальным документам, в том числе Стратегии пространственного развития) достоит двух научно-образовательных центров мирового уровня.

Если оба из них состоятся – то можно будет на практике видеть, как НОЦы взаимодействуют между собой. А Российская Арктика достойна самого пристального внимания.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/ucastie-kamcatki-v-sozdanii-noc-sever-mozet-sposobstvovat-razvitiu-regiona
источник
Научно-образовательная политика
Новая беда. Выяснилось, что 16 904 школьника не имеют компьютеров и планшетов, поэтому не могут заниматься дистанционно. Смольный просит срочно скинуться на планшеты. Оппозиция зашумело о треклятом государстве, которое не в состоянии ничего.

В Петербурге около 450 тысяч школьник, 17 тысяч – это меньше пяти процентов, вероятно, дети из бедных семей. Неплохо, если посмотреть на картину мира целиком, а цена вопроса незначительная.

В магазинах в розницу торгуют планшетам за 8-11 тысяч, айпад около 30 тысяч, но для учёбы подойдет любой. Для города потратить 170 млн рублей (на самом деле меньше) не такие уж большая проблема. В чем дело, дядя Саша?
источник
2020 April 05
Научно-образовательная политика
Коллеги, о каком имиджевом ударе по РАНХиГС вы говорите в контексте смены директора ФИРО?

«Центром экспертной мысли в образовании» ФИРО перестал быть еще с уходом Александра Асмолова.

В нашей сфере от личности руководителя, который возглавляет некий центр компетенций, зависит всё. Это не тот случай, когда не важно кто у руля.

Для экспертов от образования часто основная мотивация – не заработная плата, а личность их шефа и его рейтинг в образовательной элите.

При всём уважении к Максиму Дулинову, в последние годы экспертная мысль топ-уровня непрерывно утекала из ФИРО.

При этом ФИРО с Евгением Малевановым во главе исключительно удобен для Минпросвещения как площадка, которая будет отрабатывать минпросветовские контракты.

Мы хорошо знакомы с работой Евгения Юрьевича еще со времён его ректорства в АПКиППРО: стоит ждать командной работы и с Минпросвещения и с Рособрнадзором.

Так что в этом смысле не стоит сочувствовать Академии.

https://t.me/edpolicylab/569
Telegram
Лаборатория образовательной политики
ФИРО ожидает новый этап развития

В ФИРО РАНХиГС начались новые времена. Максим Дулинов ушёл с должности директора ФИРО, новым же директором будет назначен экс-ректор АПКиППРО Евгений Малеванов.
Напоминаем, что можете нам писать в бот @AntiFuller_bot или на почту edpolicylab@protonmail.com, если Вы хотите рассказать про происходящее в вашем университете или научной организации.

***
Происходящее в ФИРО  - это серьезный имиджевый удар по Академии. 
По крайней мере к такому мнению приходит часть авторитетных экспертов, знакомых с ситуацией.
 
За последние два года с момента присоединения ФИРО к РАНХиГС позиционирование руководством института нового статуса структуры тезисно выглядело так: 
 
- ФИРО более не подвед Минпроса и, уходя под крышу Академии, стоит или наравне с Министерством, или выше;
 
- ФИРО - центр экспертной мысли в сфере образования, интегратор научной мысли, проводник идей в лоно принятия решений по государственной политике в сфере образования (все значимые эксперты-сотрудники ФИРО были введены…
источник
Научно-образовательная политика
Наиля Аскер-заде @nailyaaskerzade сделала фильм из лаборатории «Вектор» - став первым журналистом побывавшем внутри. Именно новосибирский «Вектор» первым в России запустил тест-системы на COVID-19, испытал их в Китае, наладил производство 100 000 тестов в стуки (всего за все время 2 000 000 тестов), а сейчас в круглосуточном режиме работают над вакциной. Что интересно, что все показанные зрителям сотрудники лаборатории - это молодые талантливые и амбициозные ученые. Генеральному директору Ринату Максютову нет еще и 40 лет, то есть эти люди и есть «цвет нации» - будущее российской науки. Думаю у них все получится с вакциной, по крайней мере так кажется.

Да и в целом, на фоне охватившей «медиа» паники, фильм Наили оказался удивительно успокаивающим, в очередной раз развеяв миф, об искусственном происхождении (из секретных лабораторий НАТО) COVID-19. Будьте здоровы и обязательно посмотрите «Опасный вирус».
YouTube
Опасный вирус | фильм Наили Аскер-заде
Загадка из Уханя. Сколько человек заражает носитель коронавируса? Какие вирусы страшнее, чем COVID19? Что нас ждет: оптимистичный или пессимистичный сценарий? Почему правительством принимаются такие меры? Как работает в Новосибирске самая закрытая лаборатория«Вектор», где производят тесты и разрабатывают вакцину. Когда появится вакцина от этой заразы? Как долго и как именно выделяют вирус заболевшие пациенты? Всё, что жизненно важно знать про самый заразный вирус столетия, в фильме Наили Аскер-заде.

0:00 Начало
1:02 - 3:05 (Как проходило тестирование.)
3:06 - 6:10 (Где производят российские тест-системы для коронавируса.)
6:11 - 7:40 (Почему разрабатывается сразу несколько вариантов вакцин.)
7:42 - 10:00 (Как происходит разработка вакцины.)
10:00 - 12:42 (Про испытания вакцин на людях.)
12:43 - 13:23 (Про группы риска.)
13:23 - 14:00 (Что опаснее: сезонный грипп или коронавирус.)
14:00 - 16:09 (Как происходит заражение и распостранение коронавируса.)
16:09 - 18:49 (По какому сценарию пойдет заражение в России.)…
источник
Научно-образовательная политика
На фоне борьбы с коронавирусом в образовательной экспертной среде стали возникать предложения космического масштаба - вариации на тему как всё «взять и отменить». А конкретно, отменить ЕГЭ и вступительные экзамены в 2020-м году.

С подобным пассажем в медиа, среди прочих, высказался небезызвестный Александр Адамский, руководитель института образовательной политики «Эврика».

Адамский, ссылаясь на заботу о здоровье школьников, призывает отменить выпускные экзамены. Дескать, выпускники и их семьи и так испытывают зашкаливающую обеспокоенность распространением инфекции, а тут еще стресс от ЕГЭ. В итоге ослабленный иммунитет подрастающего поколения и полный Ухань к концу лета.

Вторит Адамскому и даже опережает его в свежести идей Артем Соловейчик, главред ИД «Первое сентября» и лидер движения «Школа - наше дело».

Согласно Соловейчику, вполне резонно не только выпускные экзамены отменить, но и вступительные.

Есть и ряд других оголтелых «инноваторов», существующих при этом (как тот же Адамский) за счёт госбюджетных траншей.

Не будем перечислять их всех, скажем лишь, что коллеги как минимум заблуждаются, а как максимум - вредят.

Продолжающийся, по сути, карантин, это не простой процесс запуска обучения на дому с элементами дистанта в условиях стремительно приближающегося окончания учебного года и непременных по этому поводу экзаменов и так стоит нервов выпускникам, учителям и родителям.

В то время, как Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения прикладывают титанические усилия, чтобы справиться с хаосом и обеспечить необходимые процессы, исходя из имеющихся возможностей, некоторые эксперты и маргиналы от образовательной политики стремятся заработать общественный капитал при помощи популизма, подмены понятий и провокаций.

Причём их нет среди тех, кто, не дожидаясь приглашения, протянул образовательной системе руку помощи. Эти так называемые специалисты заняты. У них - нерабочие дни, которые используются для написания хлестких статей.

В другое время это можно было бы понять. Однако сегодня, на фоне того, что творится за окном, лукавить и манипулировать не просто некрасиво, но пожалуй, даже преступно.

В эти дни, когда любая истерическая искра может привести к массовому помешательству, нервировать и так напряжённых учителей, школьников и их родителей - просто подло.

https://vogazeta.ru/articles/2020/4/4/normativnie_novel/12341-ege_neobhodimo_otmenit_vypusknikov_attestovat_po_tekuschim_otsenkam_zachislit_v_vuzy_po_zayavleniyam?fbclid
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня день рождения у
Дмитрия Рафаэльевича Калимулина, помощника Президента Российской Федерации –
начальника Референтуры Президента Российской Федерации.

Поздравляем! Погруженность и осведомлённость Президента в проблемах образования и науки это во многом результат работы его референтуры.  

Интересно, что завтра день рождения у визави Калимулина из Правительства РФ - Марины Витальевны Волковой, директора Департамента референтуры Председателя Правительства Российской Федерации.
источник
2020 April 06
Научно-образовательная политика
НОЦ-дистант: Самарская область

В марте команда АНО «Институт регионального развития», как управляющая компания НОЦ «Инженерия будущего», вместе со многими перешла на работу из дома и доказала, что цифровое будущее давно стало нашим настоящим. За считанные часы была налажена удалённая работа всего коллектива, взаимодействие с партнёрами, экспертами и вузами-участниками.

За первую неделю прошли три видеоконференцсвязи. Уже на первой получился настоящий брейншторм, доказав, что работать в онлайн формате можно с высоким КПД.

С представителями ГК «Ростех», МШУ «СКОЛКОВО», ЦСР «Северо-Запад» и Фондом «Сколково» обсудили, как оптимально настроить работу НОЦ «Инженерия будущего».

Переход на формат видеоконференций даже ускорил работу над подготовкой программы НОЦ «Инженерия будущего».

Ещё одно установочное совещание прошло онлайн с Тольяттинским государственным университетом (ТГУ) – вузом-участником НОЦ «Инженерия будущего», АО «АВТОВАЗ» – одним из крупнейших индустриальных партнёров и экспертами проектного офиса по сопровождению НОЦ при Минобрнауки России и МШУ «СКОЛКОВО».

Работая в тесном контакте с индустриальными партнёрами, Институту регионального развития удается выходить на проекты мирового уровня, которые являются «стержнем» программы НОЦ.

Так, на рабочей встрече тольяттинцы (АО «АВТОВАЗ» и Тольяттинский госуниверситет) предложили включить в программу НОЦ свои перспективные разработки по электротранспорту. У этих проектов есть партнёр – инжиниринговая компания Zetta, специализирующаяся на разработке и внедрении на российском и международном рынке нестандартных технических решений и передовых технологий.

На видеоконференцсвязи с Куйбышевской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» – партнёром НОЦ – также сформирован список открытых запросов на поиск инновационных решений и технологий. В списке чуть меньше сотни позиций, которые входят в зону интересов компании. В результате встречи достигнута договорённость, что запросы будут объединены в 5 глобальных направлений, которые уже сегодня стали мировым технологическим фронтиром. Ответа именно на мирового уровня технологические вызовы требует концепция научно-образовательных центров. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, вуз-участник НОЦ «Инженерия будущего», представители которого тоже подключились к нашим ВКС, уже сейчас готов представить свои предложения по некоторым из запросов компании. Более того, в ходе рабочей встречи участники обменялись контактами, чтобы начать детальное обсуждение.

Также в формате видеоконференции обсуждали рабочие моменты с тольяттинской компанией «РУС-М», которая занимается разработкой роторно-лопастной машины, нового поколения. Конечно, эффективность разработки ещё предстоит подтвердить. Её реализации может способствовать соглашение между «РУС-М» и Самарским университетом. Ранее Институт регионального развития способствовал тому, что проект попал в поле зрения и был заслушан на совещании в ОДК.

Теперь Институту регионального развития предстоит отточить алгоритм онлайн взаимодействия с новыми участниками: вузами из Пензы, Ульяновска и Тамбова. Университеты получили «домашнее задание» – все материалы, включая видеофильмы о том, как проходили стратегические сессии до перехода на удаленную работу.

Вместе участники ищут путь переноса стратсессий в онлайн формат. ТГТУ, УлГТУ и государственным университетам Пензы и Ульяновска пробуют подключиться к тем направлениям разработок, которые НОЦ «Инженерия будущего» уже определил для себя как основные.

Новые участники консорциума рассказывают также о своих приоритетных разработках, которые могут заинтересовать индустриальных партнеров НОЦ «Инженерия будущего».

Работа НОЦ «Инженерия будущего» в формате ВКС только началась, впереди – большие планы, дистанционная работа с федеральными экспертами, совещания с партнёрами, освоение новых платформ для онлайн встреч и конференций.

Подробнее: https://www.facebook.com/irr63/posts/208546410566066
источник
Научно-образовательная политика
Кузбасский дистант

НОЦ «Кузбасс» перевел свою работу на дистанционный режим, соблюдая все меры предосторожности, продолжает активную работу, все запланированные встречи проводятся в режиме видеоконференцсвязи. Так прошло рабочее совещание с руководителями проектов КНТП «Чистый уголь – зеленый Кузбасс», на котором ученые и представители индустриальных партнеров обсудили готовность к реализации проектов. 25 марта прошло заседание Управляющего совета научно-образовательного центра «Кузбасс» под председательством Заместителя Губернатора Кемеровской области Елены Пахомовой и заседание организационного штаба НОЦ «Кузбасс», где обсудили мероприятия, утверждённые программой НОЦ «Кузбасс» на 2020 год и вклад каждого участника в достигнутые показатели 2019 года, дорожные карты развития комитетов НОЦ «Кузбасс» и планы работы над проектами.

Также в режиме ВКС регулярно проходят встречи рабочих групп по реализации проектов участников НОЦ «Кузбасс».

В последнем на настоящий момент совещании приняли участие представители КемГУ, КузГТУ, ФИЦ УХХ СО РАН, НИИ КПССЗ и АНО «НОЦ «Кузбасс».

В ходе совещания обсуждались вопросы схемы реализации проектов «от бизнес-идеи до серийного производства продукции». Участники отметили, что для достижения целей, поставленных перед НОЦ «Кузбасс», проекты должны иметь как индустриального, так и стратегического партнера. Также обсудили необходимость создания документа, регламентирующего ответственность между партнерами в ходе реализации проектов.

Для обсуждения проблем, возникающих в процессе деятельности, необходимо создать цифровую площадку, на которой реализовывалась бы возможность визуализации всех процессов, над созданием такой площадки уже ведется работа.

Совещания рабочей группы планируется сделать регулярными и проводить раз в месяц.
источник
Научно-образовательная политика
Команда проекта «Профстажировки 2.0» приглашает cтудентов на вебинар о новых возможностях. Он состоится 8 апреля в 11.00. В онлайн-встрече примут участие:
• министр науки и высшего образования России Валерий Фальков;
• руководитель проекта «Профстажировки 2.0» Илья Семин.

Главные темы:

✅как определиться с темой научной студенческой работы
✅как выбрать интересный кейс
✅как продуктивно общаться с работодателем в удаленном формате
✅ что нужно учесть при оформлении итоговой работы
✅ как получить приглашение на практику или стажировку.

‼️С участием министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова.

📅Когда: 8 апреля в 11:00
🕰Продолжительность: 40 минут.
💻Где: видеоконференция в Zoom (идентификатор конференции: 313-697-4011).

Регистрация не требуется, просмотр возможен с любого устройства, вопросы можно задать в чате конференции!
источник
Научно-образовательная политика
В Казахстане и на Украине все школьники получили доступ к урокам. Ждём, когда сможем сказать так же и про наших ребят.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Полтора миллиарда пропущенных уроков, «новая нормальность» в образовании, дисбаланс существующих вызовов и принимаемых мер

По оценкам Всемирного банка, в конце марта более 1,6 млрд школьников и студентов (почти 85% всего «обучающегося» населения) не посещали школы и университеты. Они не ленивые ученики, просто им некуда идти. В 161 стране прекращены очные занятия. Здания учебных заведений стоят пустыми, они не слышат лекций, детских голосов.

В качестве решения проблемы большинство стран пошли путём трансляции образовательных передач по радио или телевидению, а также при помощи интернет-ресурсов.

Примерно такая стратегия принята и у нас. От школьников и студентов, учителей и преподавателей требуется почти немедленное освоение новых форматов учебной работы, взаимодействий с детьми и родителями. Это уже не только трансляция изготовленного кем-то учебного контента, но и управление им, прикручивание к нему домашних заданий, налаживание обратной дистанционной связи с учениками.

Абсолютное большинство детей и студентов продолжают учебный процесс в каком-то виде.

Но не все – университеты «потеряли» часть своих студентов, менее половины общежитий оборудованы Wi-Fi, а во многих школах в труднодоступных регионах вообще до сих пор нет ни интернета, ни компетенций для работы в электронной среде (как у детей, так и учителей).

Вообще-то это нарушение Конституции РФ: право на образование абсолютно. Никто не должен остаться за бортом.

Страны с развитыми системами массового образования сейчас разрабатывают целостные стратегии, которые позволят системе образования не только пересидеть плохие времена, но и добиваться результата, а также готовиться к «новой нормальности», которая наступит после завершения всех карантинов.

Кризис создает не только проблемы, но и возможности нового, более эффективного действия. Эксперты во всем мире уверены, что «новая нормальность» будет предполагать отнюдь не полный уход в дистанционное взаимодействие, а широкое использование как дистанта, так и цифровых технологий в целом, как элемента «нормальной» модели обучения, при которой существенно вырастет качество образования, вовлеченность школьников и студентов.

Во многих странах в пакеты правительственной помощи национальной экономике включены специальные ресурсы для системы образования. В США $14,5 млрд будет направлено в помощь организациям высшего образования, которые столкнутся с нехваткой средств. Это дополнительно 10% к регулярному финансированию системы. Похожие программы прорабатываются в Австралии, Норвегии, Германии, Австрии, Китае, Сингаруре, и даже в не столь богатых Сербии и Болгарии.

К сожалению, в мерах по поддержке экономики и социального благополучия, объявленных недавно в России, нет ни слова про поддержку системы образования. Министерству просвещения и Министерству науки и высшего образования предлагается обходиться имеющимися ресурсами.

В то же время, по грубой оценке, для оперативной поддержки и обеспечения нового качества работы вузовской системы требуется не менее 40 млрд руб.

Для подписки школ на современные цифровые ресурсы, проведения экзаменов в новом формате, преодоления цифрового неравенства и закладывания основы новой эффективной модели использования цифровых технологий в школе и колледжах срочно нужно не менее 50 млрд руб. с последующим финансированием в 150 млрд руб. в год. Эти цифры кажутся огромными, но в пересчете на одного школьника и студента речь идет всего о 2000–3000 руб. в год.

В проекте поправок к Конституции России говорится, что дети – приоритет государственной политики. Думается, что эта поправка относится к тем, за которую проголосовал бы каждый гражданин. Сегодня проверяется, как наши декларации соотносятся с нашими действиями.

Подробнее о проблеме и о путях её преодоления в статье Исака Фрумина, научного руководителя Института образования Высшей школы экономики, и Игоря Реморенко, ректора Московского городского педагогического университета: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/04/04/827151-poltora
источник
2020 April 07
Научно-образовательная политика
Разворачивающийся кризис – это ускоренный переход к 6-му технологическому укладу

Свое мнение для «Научно-образовательной политики» высказал член коллегии – министр Евразийской экономической комиссии, академик РАН, заведующий кафедрой экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления Сергей Юрьевич Глазьев:

«Сегодня мир переживает грандиозные события, в мире бушует пандемия, вызванная новым штаммом коронавируса. Параллельно с невиданным размахом лихорадит финансовые и сырьевые рынки. В конце марта ФРС объявила о начале очередной рекордной по объему программы «количественного смягчения» – денежных вливаний для спасения финансовой системы.

С исторической точки зрения нынешнее время сравнимо с периодом, который мир переживал перед Второй мировой войной. Развивается кризис, который будет в несколько раз масштабнее Великой экономической депрессии 1929-1933 гг., но простые «кейнсианские» методы борьбы с нынешним никак не смогут обеспечить выхода из будущей рецессии, хотя, очень вероятно, позволят смягчить последствия спада.

Согласно разработанной нами в Академии наук совместно с академиком Д.С. Львовым теории технико-экономического развития, мы наблюдаем чрезвычайное ускорение процесса смены господствующего технологического уклада.

Научно-образовательная сфера сегодня адекватно отреагировала на эти процессы высокой скоростью создания и внедрения цифровых платформ, рождением глобальных сервисов и новых форм дистанционной работы коллективов. Думаю, всё это признаки нового мира, в котором нашей экономике ещё предстоит найти и закрепить за собой достойную нишу».
источник
Научно-образовательная политика
ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕРГЕЯ КРАВЦОВА
Внимание! По техническим причинам конференция начнется на 30 мин позже запланированного времени
7 Апреля в 10:30 в МИА «Россия сегодня» состоится онлайн - конференция Министра просвещения Российской Федерации Сергея КРАВЦОВА.

В ходе мероприятия будут освещены вопросы, связанные с работой по обеспечению возможности обучения на дому с использованием дистанционных технологий.
Ссылка на прямой эфир конференции: https://vk.com/wall-30558759_117085
источник
Научно-образовательная политика
РВК создала курс "Преподавание в цифровой среде"  специально для преподавателей вузов. Цель курса - быстро освоить цифровые инструменты и перевести образовательный процесс в дистанционный формат.

Александр Повалко, генеральный директор РВК специально для "Научно-образовательной политики" @scienpolicy :

Этот курс РВК совместно с МФТИ запустили, чтобы помочь экосистеме высшего образования адаптироваться в новой реальности дистанционного обучения.

Курс объединяет блоки новых учебных практик и методик, работы педагогов, психологии онлайн образования. Все авторы ориентированы на актуальные потребности высшей школы. Несмотря на множество доступных "самодельных" методик, устоявшегося и универсального источника знаний до сих пор не было.

Следующим продуктом РВК станет аналитический проект об Еdtech в сегменте среднего образования. Анонсировать его мы будем уже в ближайшее время.

https://www.rvc.ru/press-service/news/company/154598/
источник
Научно-образовательная политика
Сергей Кравцов: Мы договорились с рядом телевизионных каналов, что там, где нет высокоскоростного интернета, так же эта платформа позволяет учиться там, где вообще нет интернета. Ресурсы можно закачать и сохранить в компьютерах школьников и учителей. Мы составили расписание совместно с каналами, поэтому ресурс охватывает как тех, кто имеет широкополосный интернет, так и тех, у кого нет такого доступа. Платформа охватывает всех, это комплексный продукт, который позволит решить многие проблемы.
Михаил Кожевников, группа компаний «Просвещение». Задача была сделать платформу, которая поможет учителям в общеобразовательной школе. Разработка коротких материалов с использованием имеющихся учебников. Все методические материалы были разработаны и подготовлены ведущими методистами в кратчайшие сроки. Часть базовых предметов уже выложена. Будет обновление материалов, до мая месяца будем наполнять содержанием.
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус и школы: Счетная палата и мировой опыт

Департамент международного и регионального сотрудничества Счетной палаты подготовил дайджест по актуальным материалам ЮНЕСКО, ОЭСР и Всемирного банка по теме влияния коронавируса на систему школьного образования.

Правительства стран по всему миру приняли решение о закрытии учебных заведений в попытке сдержать глобальную пандемию COVID-19. Согласно данным ЮНЕСКО, 188 государств закрыли школы в масштабах всей страны, что затронуло 91,3% учащихся во всем мире (1,58 млрд человек).

В некоторых других странах школы закрыты на местном или региональном уровне.

Закрытие школ, даже временное, имеет большие социальные и экономические последствия, особенно для малоимущих слоев населения.
1. Прерванное обучение.
2. Питание.
3. Проблемы в присмотре за детьми.
4. Высокие экономические издержки.
5. Дополнительная нагрузка на систему здравоохранения.
6. Усиление нагрузки на школы, которые остаются открытыми.
7. Показатели отсева учеников, как правило, растут.
8. Социальная изоляция.

Общие проблемы при переходе к системе удаленного образования
1.  На данный момент очень мало систем образования (даже среди самых высококлассных), которые обладают хорошим техническим обеспечением, чтобы осуществить быстрый переход на дистанционное обучение. Более вероятно достижение успеха в тех странах, где дистанционное образование широко применялось до пандемии.
2.  Переход на дистанционное обучение требует огромных затрат.
3.  Переход на дистанционное обучение вызывает обеспокоенность в связи с социальным расслоением.
4.  Большинство учащихся будет испытывать трудности при переходе к дистанционному образованию. Это означает, что для большинства школьников и студентов образование принесет меньше пользы.
5.  При переходе на дистанционное обучение нужно иметь в виду, что поначалу учащиеся будут показывать более слабые результаты.
6.  Перед учебными заведениями встанет вопрос выбора, каким предметам обучать онлайн, а какие оставить ученикам для самостоятельного освоения. Некоторые предметы, школьные мероприятия и подходы будет сложно перенести в онлайн-среду.
7.  Только некоторые учителя будут способны осуществить быстрый и эффективный переход к онлайн-модели обучения, поскольку процессы преподавания удаленно и в классах значительно отличаются друг от друга. В этой связи учителям понадобится поддержка и дополнительное обучение.
8.  В условиях дистанционного обучения родители играют ключевую роль в поддержке свои детей. Даже при самых благоприятных обстоятельствах большинство родителей плохо подготовлены к тому, чтобы осуществлять эффективную поддержку.
9.  Лица, принимающие решения, в большей степени зависят от двух факторов: подготовленности существующей системы образования к переходу на онлайн-обучение и количества времени до закрытия учебных заведений.

Долгосрочные возможности
В долгосрочной перспективе перед [профильными] ведомствами появятся дополнительные задачи:
1. Улучшить систему безопасности для получения возможности прохождения экзаменов онлайн.
2. Экспериментировать с различными временными рамками и моделями преподавания.
3. Наделить учителей полномочиями для извлечения максимальной отдачи от системы цифрового образования.

Выводы и рекомендации
1. Для сокращения нагрузки по уходу за детьми на граждан, занятых в критически важных в период борьбы с эпидемией отраслях (медиков, фармацевтов, полицейских, пожарных, работников транспортной сферы и т.д.), необходимо открыть школы и детские сады для детей этих категорий граждан.
2. Для обеспечения непрерывного и всеобщего образования необходимо развернуть национальную электронную образовательную платформу и обеспечить доступ к ней учащихся (электронные устройства, доступ к сети Интернет).
3. Принять меры для недопущения роста числа беспризорных детей.
4. Снять административные преграды для международного обмена знаниями и опытом, научными изысканиями в области разработки вакцины и лекарства против COVID-19, тестов для ускоренного выявления коронавируса.

Материалы: краткая и полная версии дайджеста
источник
Научно-образовательная политика
Экстренное – оно же должное

Пандемия коронавируса при всех своих негативных последствиях в некоторых аспектах приводит к расширению эффективных практик.

Ключевым стоит назвать кардинально усилившиеся взаимодействие между университетами. Речь идет не только об открытии доступа к онлайн-курсам (что, безусловно, критически важно), но также и о взаимодействии на уровне управленческих структур. Вузы все больше и больше общаются друг с другом и, что важно, в текущих условиях как правило формируются ситуации win-win (выгодные обоим участникам).

Вирус уйдет, а налаженные связи останутся. Так же, как и привычка согласовывать свои действия с ближайшими партнерами – из сферы образования, науки или бизнеса.

Высшее образование уже не будет таким, как раньше. Полного значительной части вузов из цифровой эры дистанционного обучения к аналоговой и оффлайновой не произойдет.

Уже сейчас формируется не только понимание того, что часть предметов и курсов продуктивнее проводить в дистантном режиме, но и осознание как преподавателями, так и студентами, а также управленцами – что это вполне возможно и реализуемо.

Многое коронавирус меняет и в научной среде. Резко активизировался тренд на открытую науку. Крупнейшие издательства предоставляют свободный доступ к своим материалам и коллекциям.

В стороне не осталась даже Российская академия наук, которая открыла возможность скачивать статьи из новых выпусков журналов через платформу elibrary.ru.

«С целью создания возможностей для продолжения творческой деятельности научного сообщества в условиях соблюдения режима самоизоляции Российская академия наук открыла свободный доступ к 138 издаваемым ее журналам РАН.

На период режима самоизоляции (до 1 мая сего года) свободный доступ без ограничений с возможностью загрузки PDF файлов статей журналов РАН, (включая текущие выпуски) предоставляется на платформе elibrary.ru.

До настоящего времени свободный доступ без ограничений с возможностью загрузки PDF файлов предоставлялся лишь для  статей, опубликованных более 1 года (12 месяцев) с даты издания номера журнала, а свободный бесплатный доступ к текущим номерам журналов РАН (менее 12 месяцев с даты издания номера) обеспечивался  в режиме чтения и ознакомления для зарегистрированных читателей на сайтах исполнителей услуг по госконтрактам ООО «ИКЦ Академкнига» и ООО «Интеграция образования и науки»,
elibrary.ru.

До настоящего времени свободный доступ без ограничений с возможностью загрузки PDF файлов предоставлялся лишь для  статей, опубликованных более 1 года (12 месяцев) с даты издания номера журнала, а свободный бесплатный доступ к текущим номерам журналов РАН (менее 12 месяцев с даты издания номера) обеспечивался  в режиме чтения и ознакомления для зарегистрированных читателей на сайтах исполнителей услуг по госконтрактам ООО «ИКЦ Академкнига» и ООО «Интеграция образования и науки», – сообщил вице-президент РАН Алексей Хохлов на своей странице в Facebook.

Собственно говоря, именно этот отложенный открытый доступ к скачиванию файлов статей через «единое окно» elibrary.ru являлся существенной трудностью к повышению показателей академических журналов. Мало кому было удобно работать через сайты издателей.

Еще одним важным моментом становится отказ от формулы «коронавирус спишет все». Здесь очень взвешенной выглядит позиция Российского научного фонда, который решил не продлять сроки предоставления отчетов и заявок.

«Проекты выполняются уже 3, 2 и 1 год, а пандемия началась только месяц назад. Это дает основания надеяться, что влияние ситуации с пандемией не имеет решающего значения для выполнения как проекта в целом, так и отдельных его годовых этапов. Вместе с тем, ситуация не является законченной или обратимой и продолжает развиваться. Сейчас никто не может предсказать, когда пандемия закончится и каков будет масштаб ее последствий. Поэтому вряд ли кто-то сможет поручиться, что в период продленного срока грантополучателям удастся наверстать или выполнить то, что планировалось в прежних, гораздо более благоприятных условиях. «Долгое» же продление сроков закономерно приведет еще и к существенным задержкам в финансировании продолжающихся проектов»,заявил председатель экспертного совета РНФ по Президентской программе, академик Александра Клименко

Эти три примера (одни из многих) показывает, что (пост)коронавирусная реальность подталкивает к распространению практик формата «как нужно и должно», а не только «как возможно».
источник
Научно-образовательная политика
ЕГЭ и прием во время коронавируса

Сегодня министр просвещения Сергей Кравцов сформулировал взвешенную и полностью адекватную текущему положению дел позицию относительно двух взаимосвязанных процессов: сдачи ЕГЭ и поступления в вуз.

Согласно проекту расписания Единого государственного экзамена он состоится с 8 июня по 11 июля, в том числе с 1 по 11 июля – резервные дни.

При этом возможность отмены ЕГЭ не рассматривается. Как ранее подчеркивал врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, провести экзамен в дистанционном формате невозможно.

Также сильные сомнения вызывает призыв к использованию оценок в аттестате для зачисления в вузы.

Ранее первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) предложил отказаться в этом году от проведения ЕГЭ, а решение о зачислении выпускников в вузы принимать с учетом оценок в аттестате и успехов в олимпиадах.

«Предложения в части зачисления в вузы по итогам школьных оценок у ряда учителей и [представителей] высших учебных заведений вызывают большие сомнения», –сказал Сергей Кравцов.

Предложение Олега Смолина отдает популизмом, да и технически нереализуемо. Разброс баллов по аттестату не позволит выстроить рейтинг при поступлении. А портфолио школьников пока не стандартизировано и очевидно даст нечестные преимущества части абитурентов.

Все данные решения свидетельствуют о настрое Минпросвещения во главе с новым министром следовать линии недискриминационного и универсального способа проверки знаний.

ЕГЭ выступает как один из главных элементов проверки работы всей системы школьного образования, как очень важное мерило доступности и качества обучения по всей стране.

Естественно, что сдвиг сроков сдачи Единого государственного экзамена аналогичным образом привел к переносу окна подачи документов и зачисления в университеты.

Не менее важно сейчас проследить, чтобы были гарантированны права лиц мужского пола на «бесшовный» переход от школы в вуз в части призыва в армию. Явно необходимы четкие сигналы от Минобороны, что все имеют право сдать экзамен, подать документы в вуз и быть в него зачисленным – без угрозы посреди этого процесса быть призванным.

Запись онлайн-конференции министра просвещения Сергея Кравцова: https://vk.com/wall-30558759_117085
источник