Реформа аспирантуры: контуры
Правительство утвердило законопроект о преобразованиях в вопросах подготовки аспирантов – теперь он будет вынесен на рассмотрение Государственной думы.
Основные положения:
– Федеральные государственные стандарты заменяются на федеральный государственные требования.
– Отменена аккредитация аспирантских программ.
– Обязательной становится защита кандидатской диссертации.
Данные аспекты уже давно обсуждались научно-управленческим сообществом, однако есть и несколько иных последствий этой реформы.
– Рособрнадзор теряет контроль над программами подготовки аспирантуры. Хотя в названии службы присутствуют и образование, и наука, все же исследовательские вопросы почти полностью выпадают из полномочий ведомства Сергея Кравцова.
– Российская академия наук открыто празднует победу, хотя необходимость перемен в подготовке аспирантов столь же усиленно продвигалась ректорским сообществом, а также директорским корпусом научных институтов. Тактический союз РАН-Рособрнадзор окончательно становится прагматичным и утилитарным.
– Основную поддержку эти инициативы получили у президента Владимира Путина, который и на последнем заседании Совета по науке и образования (когда Путин поправлял вице-премьера Татьяну Голикову, но та парировала, что изменения еще не проведены). Не меньше в процесс включился и премьер-министр Дмитрий Медведев, который указывал на необходимость изменений. Отметим, что перемены происходят при поддержке Министерства науки и высшего образования, которое (что понятно) выступило автором законопроекта.
– На уровне аспирантуры в практику внедряется сплошная индивидуализация образовательных траекториий. От «уравниловки» ФГОС (третьего уровня высшего образования) совершен переход к тотальной персонализации подготовки. Ранее лишь отдельные пионеры (например, Тюменский государственный университет) вводили полную индивидуализацию обучения, теперь же данный подход будет введен повсеместно в рамках целой страты подготовки научных кадров высшей квалификации.
– Новая модель аспирантуры хорошо сочетается и с научной аспирантурой (сейчас реализуется в виде грантов, которые распределяет РФФИ), и с необходимостью сохранить педагогический трек при подготовке. Судя по всему, по вектору таких траекторий и будет развиваться аспирантура в ведущих университетах, которые заинтересованы и в научных, и в педагогических кадрах.
Реформа аспирантуры не только назрела и была обсуждена в рамках широких дискуссий, но также за последние несколько лет получила достаточно серьезный фундамент. В частности, указанные перемены не смогли бы произойти без наведения порядка в вопросах работы диссертационных советов – тут стоит отметить усилия Высшей аттестационной комиссии, Министерства (обоих Минобрнауки), а также сетевого сообщества «Диссернет». В последнее время все большую роль начала приобретать Российская академия наук, которая через Комиссию по противодействию фальсификации научных исследований «зашла» на это проблемное поле.
Теперь есть более-менее основательная уверенность в том, что диссоветы станут адекватными контролерами качества подготовки аспирантов.
Не стоит думать, что теперь аспирантуры – это полностью неконтролируемое пространство. Будут внедряться и контролироваться федеральные государственные требования, курсы (лекции, семинары, коллоквиумы, в ряде случаев – лабораторные и практические работы) могут стать меньше по объему и количеству, но все равно сохранятся, а в подготовке аспиранта основным документом станет его индивидуальный план. Глобально – произошел откат на дореформенные позиции с необходимыми дополнениями и коррективами.
Пока что сделан только первый шаг к новой модели аспирантуры, однако, это тот самый случай, когда все центры принятия решений практически единодушны относительно данной инициативы. Этот улучшенный формат явно поспособствует реализации нацпроекта «Наука», особенно в части подготовки новых исследовательских кадров.
Подробнее:
https://www.interfax.ru/russia/687714