Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 December 12
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Утвержденный распоряжением Дмитрия Медведева состав президиума Экспертного совета при Правительстве РФ примечателен не только официальным (де-юре) возвращением Александра Волошина и его вхождением в «Большой трансфер» на правах полноправного участника.

Состав (как Президиума, так и самого Экспертного совета) подразумевает его функционал в качестве площадки переговоров и компромиссов в рамках научно-технологического прорыва.

Достаточно обратить внимание на перечень фамилий – ответственный за науку Михаил Ковальчук (Курчатовский институт), образование в лице Ярослава Кузьминова (ВШЭ), Виктора Садовничего (МГУ), Николая Кропачева (СПбГУ), кадровые вопросы госслужбы – Владимир Мау (РАНХиГС).

Формально только на площадке Экспертного совета (Президиума) сформированы условия для широкой дискуссии. Кандидатура Волошина в этой связи может рассматриваться как компромиссная – он в целом устраивает всех как более-менее нейтральная фигура, впрочем, что также очевидно, ведущая свою игру.

Текст распоряжения.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН#словоРАН – предвыборный спецвыпуск журнала «В мире науки»

Николай Макаров (вице-президент РАН)
Общее название «гуманитарные и общественные науки» объединяет очень различные по своему характеру и содержанию области знания, поэтому говорить о каких-то единых процессах, которые происходят в этой сфере, чрезвычайно сложно. Объединить эти науки под одной крышей невозможно, в РАН они структурированы как три само-стоятельных отделения.

Сейчас все согласны с тем, что у гуманитарных наук есть своя специфика, которая должна учитываться при оценке работы институтов, их продуктивности, при разработке тех документов, на основе которых оценивается работа ученых, научных коллективов. Наукометрия, оценки продуктивности по количеству журнальных публикаций и цитирований здесь не работают. С этим согласны и Министерство науки и высшего образования, и наши коллеги из отделений естественно-научного профиля.

Но большинство нормативных документов, регламентов, условий конкурсов по-прежнему ориентированы на количественные показатели. Разработка общих критериев для оценки научных учреждений и исследователей, представляющих разные дисциплины общественно-гуманитарной сферы, оказывается сложной задачей, потому что конечный «продукт», результат научной работы — разный.

Тем, кого часто называют общим именем «гуманитарии», трудно договориться между собой и предложить общие критерии оценки результативности своего труда.

Новые правила игры, которые введены для всех ученых, так или иначе ориентируют нас на написание статей, и гуманитарии вынуждены следовать этим правилам. Количество статей, изданных историками, в том числе в высокорейтинговых журналах, растет. Но количество монографий, объемных публикаций источников сокращается. Это тревожная статистика. Научные учреждения выполняют план, но гуманитарии, всерьез увлеченные жанром журнальных публикаций, теряют вкус и мотивацию к работе над большими, объемными исследованиями. Если эта тенденция сохранится, мы рискуем потерять главные для гуманитарных дисциплин жанры научных публикаций.

Объективная и содержательная оценка работы гуманитариев — экспертная оценка независимых и компетентных специалистов. Других вариантов нет.

Специфика гуманитарных наук проявляется и в том, что серьезные задачи могут решаться силами индивидуальных исследователей или небольших коллективов. Масштабные проекты, создание словарей, энциклопедий и общих курсов истории требуют объединения больших команд, но в целом историки и филологи склонны к индивидуальному научному творчеству. Мегапроекты, которые рассматриваются сейчас как наиболее продуктивная форма организации научной работы, неорганичны и трудновыполнимы для многих гуманитарных наук. Отказ от поддержки проектов, выполняемых малыми группами исследователей, в этой ситуации был бы ошибкой.

Хотелось бы, чтобы у академии было больше возможностей для расширения исследований в области гуманитарных наук, для поддержки новых проектов. В России существует глубокий запрос на качественное гуманитарное знание — будь то верифицированные картины древних культур или оценки современного состояния нашего общества, сделанные на основе социологических опросов. Этот запрос во многом не удовлетворен.
источник
2019 December 13
Научно-образовательная политика
​​На VI ежегодной национальной выставке «ВУЗПРОМЭКСПО-2019» проекту «Профстажировки 2.0» был посвящен трек «Студенческие стажировки как социальный лифт». «Профстажировки 2.0» – совместный проект АНО «Россия – страна возможностей» и Общероссийского народного фронта.

В работе трека приняли участие представители крупнейших работодателей, которые разместили на платформе профстажировки.рф свои практико-ориентированные задания для студентов. Это ПАО «Магнит», ГК «Роскосмос», ОАО «РЖД, ПАО «Ростелеком», Минкавказ России и Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

Представителем от вузов-участников проекта выступил Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
Представители крупнейших работодателей рассказали о самых востребованных студентами кейсах и оригинальных подходах к их решению, которые предложили участники всероссийского конкурса студенческих работ. Они также обозначили наиболее востребованные компетенции студентов и выпускников с учетом отраслевой и региональной специфики.

Руководитель проекта «Профстажировки 2.0», член Общественной палаты РФ Илья Семин отметил, что проект, которому посвящен трек, – один из новых образовательных механизмов.

«Мы часто говорим о социальных лифтах. Это очень абстрактное понятие, в которое каждый вкладывает что-то свое. Мы подошли к этой теме точечно. Если после прохождения производственной практики студент пришел в компанию работать – это пример сработавшего социального лифта. Если до этого он начал еще писать дипломную работу по реальному кейсу работодателя – это второй пример. На платформе профстажировки.рф мы объединили эти механизмы и очень рассчитываем, что проект станет реальным социальным лифтом для тысяч российских студентов. Поможет им трудоустроиться именно в ту компанию, в которую они хотят. А устроившись, будут решать те задачи, над которыми уже работали, будучи студентами»профстажировки.рф мы объединили эти механизмы и очень рассчитываем, что проект станет реальным социальным лифтом для тысяч российских студентов. Поможет им трудоустроиться именно в ту компанию, в которую они хотят. А устроившись, будут решать те задачи, над которыми уже работали, будучи студентами», – отметил руководитель проекта.
Директор департамента государственной молодежной политики и социальной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Ольга Чернышева отметила, что проект «Профстажировки» создает отличный механизм взаимодействия образования и бизнеса, предоставляет новые возможности для обучающихся.

«Минобрауки крайне заинтересовано в реализации этого проекта. В настоящий момент мы разрабатываем соглашение с проектом, которое в ближайшее время будет подписано и позволит более тесно взаимодействовать. Я сама мониторила большинство размещенных кейсов по интересующим направлениям этой площадки. Они максимально близко отражают реальную ситуацию в экономике страны и устанавливают новый уровень требований к знаниям, которые студенты должны получить, и соответственно, еще больше и глубже развивают молодого специалиста», – отметила Ольга Чернышева.

Она также добавила, что Минобрауки тоже разместило на этой площадке кейсы от семи департаментов. Другие департаменты в ближайшее время тоже подключатся к проекту. По ее словам, «решение данных кейсов позволит победителям конкурса студенческих работ пройти практику в министерстве и в будущем принять участие в конкурсе на включение в кадровый резерв».

На треке также было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по проекту «Профстажировки 2.0» между АНО «Россия – страна возможностей» и АО «Росгеология». Подписи под документом поставили руководитель проекта «Профстажировки 2.0», член Общественной палаты РФ Илья Семин и директор по кадровой политике АО «Росгеология» Сергей Щербаков.

«В этом году мы представили 19 кейсов, но это только начало, в следующем году их будет больше. Цель Росгеологии – привлечь талантливых студентов из всех регионов России в нашу компанию», – отметил Сергей Щербаков.

На треке также показали сюжеты с историями ярких участников конкурса, которые успешно решают задачи потенциальных работодателей в рамках курсовых и дипломных работ.
источник
Научно-образовательная политика
Научная многовекторность Якутии: НОЦ и РАН

11 декабря Глава Якутии Айсен Николаев и президент Российской академии наук Александр Сергеев подписали в Москве Соглашение о сотрудничестве между РАН и Республикой Саха (Якутия).

Предметом Соглашения является организация взаимодействия сторон по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Айсен Николаев глубоко убежден, что такой большой регион как Якутия с ее огромной территорией, уникальными природно-климатическими условиями может получить динамичное развитие только с участием науки. «Привлечение нашей академической науки к таким важным вопросам региона как изменение климата, строительство транспортной инфраструктуры, освоение природных богатств недр, изучение социальных процессов – просто необходимо. Мы в республике всегда чувствуем поддержку Российской академии наук. Об этом говорит и сегодняшнее соглашение», - подчеркнул глава республики.

Республика планирует организовать системную работу с привлечением Федерального исследовательского центра, институтов Российской академии наук, Академии наук РС(Я), Северо-Восточного федерального университета, вузов и промышленных предприятий. Главная цель этого – получение реального эффекта от коллаборации в виде Научно-образовательного центра «Север», созданного в республике для исследований в области геологии, изучения климата и экологии Арктики и Субарктики.

Напомним, что Якутия активно включается в «гонку за НОЦ», а в частности – за «арктический зачет», претендуя на создание специализированного центра по этой проблематике с базовой площадкой в Северо-Восточном федеральном университете. В этом ее соперником выступает Архангельская область (проект на базе С(А)ФУ). Впрочем, эксперты с полным основанием полагают, что специфика Западной и Восточной зон Арктики столь велика, а компетенции той же Якутии столь уникальны, что вполне возможно создание двух НОЦ с большим арктическим уклоном. В конце концов важнее факт создания центра (пока что – регионального), что позволит сконцентрировать научно-образовательно-технологические проекты на прорывных направлениях. При этом по всем параметрам Республика Саха является очень серьезным претендентом на статус НОЦ мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука».

«Якутия очень своеобразный регион с уникальными климатическими, экономическими и демографическими условиями. Поэтому для Российской академии наук – республика всегда была одним из базовых центров на востоке страны», - отметил президент РАН Александр Сергеев после подписания Соглашения.

Основными направлениями сотрудничества с Якутией, как сказал Александр Михайлович, являются вопросы, связанные с научным обеспечением развития экономики в Арктической зоне страны. В частности, разработка новых технологий, материаловедение в экстремальных условиях, современная биология и т.д. Александр Сергеев подчеркнул, что сегодня особое внимание нужно уделить изучению вечной мерзлоты с точки зрения ее деградации, потому что это оказывает сильнейшее воздействие на климат, на промышленную и жилую инфраструктуру.  

Александр Сергеев, завершая свое выступление, заверил, что Российская академия наук окажет помощь, чтобы арктический Научно-образовательный центр в Якутии получил развитие.

Респулика Саха (Якутия) проводит многовекторную работу по интенсивному вхождению в ключевые мероприятия научно-технологического прорыва и реализации ключевых положений нацпроектов «Наука» и «Образование». При этом эксперты отмечают взвешенный и грамотный подход управленческих команд (региона, НОЦ «Север», СВФУ) к построению эффективных отношений со всеми центрами принятия решений, что позволяет развивать проекты сразу по нескольким траекториям.

Источник: https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3102947
источник
Научно-образовательная политика
Вчера завершила свою работу выставка "ВУЗПРОМЭКСПО 2019".
Отлично поговорили на панельной дискуссии у Олега Подольского (Управляющий директор "Кадры для ЦЭ", Университет 20.35) с Иваном Карловым ("Цифровой Университет", Инобр НИУ ВШЭ) и Искандером Бариевым (проректор Иннополиса) об итогах "Зимнего Острова" и параллельных треках Минобрнауки и Университета 20.35: цифровом университете, концепции центров компетенций непрерывного образования на базе сети вузов.

Позже провел сессию с  Андреем Зарубиным (директор департамента проектной деятельности Минобнауки), где мы очень обстоятельно поговорили о новом ландшафте высшего образования и его трансформации.

Знаете какая тема больше всего волновала участников? НОЦы  мирового уровня: с чего начинать их делать, какими ресурсами и т.д. Андрей, как всегда, отлично справился с залом - поговорили и о НОЦ, и о новых задачах в проекте 5-100, и о новых ролях для "обычных" университетов.
Общий тезис - не нужно ждать когда "поручит Минобр". Нужно действовать в инициативном порядке, партнерится с бизнесом и вузами-коллегами. Хороший пример регионального  лидерства продемонстрировала директор института развития Самарской области, советник губернатора Ольга Михеева - коллеги делают НОЦ и взяли высокую планку: по меньшей мере участников нашей сессии Ольга хорошо взбодрила самарскими кейсами  РОСТЕХа.

Уже вечером, после закрытия выставки, разговаривали с коллегами из Минобрнауки (замминистра Марина Боровская и помощник министра Райфа Биткова) - все отметили что в этом году на ВУЗПРОМЭКСПО сильная бизнес- экспозиция, деловая программа и впервые представлены стенды НОЦев.

Замечания и предложения по усилению ВУЗПРОМЭКСПО на следующий год тоже есть, но я сегодня озвучу мысли организаторам в кулуарном режиме - выставка развивается, становится всё интереснее и авторитетнее.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
У Незыгаря верный инсайд.
Действительно, Алексей Каспржак уходит, но это командное решение, которое пойдёт на пользу обеим сторонам.

https://t.me/russicatop/6915
источник
Научно-образовательная политика
Экспертно-общественный совет

Состоялось заседание Общественного совета при Минобрнауки России. В нем принял участие заместитель Секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб.

В ходе заседания члены Общественного совета обсудили основные организационные вопросы своей работы, а также предложения в план деятельности на 2020 год.

«Наш совет должен быть активно действующей экспертной площадкой. И все члены совета должны проявлять заинтересованность в этой работе. Мы сегодня обсудим тематику наших заседаний и возможные составы экспертных групп по направлениям, которые находятся в центре внимания Министерства. В течение декабря эти группы должны быть сформированы. Мы здесь будем обсуждать наиболее актуальные, и даже острые вопросы, которые стоят перед современной наукой и образованием», – отметил председатель Общественного совета при Минобрнауки России Александр Чубарьян.

Одним из важных направлений работы Совета является обсуждение законопроектной и нормотворческой деятельности Министерства. В ходе текущего заседания членами Общественного совета был рассмотрен ряд общественно важных проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разработанных Министерством. Их представили директор Департамент развития имущественного комплекса и бюджетных инвестиций Айрат Гатиятов, директор Департамента мониторинга, анализа и прогноза Тимур Броницкий и директор Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Российской Федерации Антоний Швиндт.

До конца декабря будет проведено третье заседание Общественного совета, на котором запланировано утверждение плана работы на 2020 год и согласование составов экспертных комиссий в структуре Общественного совета.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2274
источник
Научно-образовательная политика
Реформа аспирантуры: контуры

Правительство утвердило законопроект о преобразованиях в вопросах подготовки аспирантов – теперь он будет вынесен на рассмотрение Государственной думы.

Основные положения:

– Федеральные государственные стандарты заменяются на федеральный государственные требования.

– Отменена аккредитация аспирантских программ.

– Обязательной становится защита кандидатской диссертации.

Данные аспекты уже давно обсуждались научно-управленческим сообществом, однако есть и несколько иных последствий этой реформы.

– Рособрнадзор теряет контроль над программами подготовки аспирантуры. Хотя в названии службы присутствуют и образование, и наука, все же исследовательские вопросы почти полностью выпадают из полномочий ведомства Сергея Кравцова.

– Российская академия наук открыто празднует победу, хотя необходимость перемен в подготовке аспирантов столь же усиленно продвигалась ректорским сообществом, а также директорским корпусом научных институтов. Тактический союз РАН-Рособрнадзор окончательно становится прагматичным и утилитарным.

– Основную поддержку эти инициативы получили у президента Владимира Путина, который и на последнем заседании Совета по науке и образования (когда Путин поправлял вице-премьера Татьяну Голикову, но та парировала, что изменения еще не проведены). Не меньше в процесс включился и премьер-министр Дмитрий Медведев, который указывал на необходимость изменений. Отметим, что перемены происходят при поддержке Министерства науки и высшего образования, которое (что понятно) выступило автором законопроекта.

– На уровне аспирантуры в практику внедряется сплошная индивидуализация образовательных траекториий. От «уравниловки» ФГОС (третьего уровня высшего образования) совершен переход к тотальной персонализации подготовки. Ранее лишь отдельные пионеры (например, Тюменский государственный университет) вводили полную индивидуализацию обучения, теперь же данный подход будет введен повсеместно в рамках целой страты подготовки научных кадров высшей квалификации.

– Новая модель аспирантуры хорошо сочетается и с научной аспирантурой (сейчас реализуется в виде грантов, которые распределяет РФФИ), и с необходимостью сохранить педагогический трек при подготовке. Судя по всему, по вектору таких траекторий и будет развиваться аспирантура в ведущих университетах, которые заинтересованы и в научных, и в педагогических кадрах.

Реформа аспирантуры не только назрела и была обсуждена в рамках широких дискуссий, но также за последние несколько лет получила достаточно серьезный фундамент. В частности, указанные перемены не смогли бы произойти без наведения порядка в вопросах работы диссертационных советов – тут стоит отметить усилия Высшей аттестационной комиссии, Министерства (обоих Минобрнауки), а также сетевого сообщества «Диссернет». В последнее время все большую роль начала приобретать Российская академия наук, которая через Комиссию по противодействию фальсификации научных исследований «зашла» на это проблемное поле.

Теперь есть более-менее основательная уверенность в том, что диссоветы станут адекватными контролерами качества подготовки аспирантов.

Не стоит думать, что теперь аспирантуры – это полностью неконтролируемое пространство. Будут внедряться и контролироваться федеральные государственные требования, курсы (лекции, семинары, коллоквиумы, в ряде случаев – лабораторные и практические работы) могут стать меньше по объему и количеству, но все равно сохранятся, а в подготовке аспиранта основным документом станет его индивидуальный план. Глобально – произошел откат на дореформенные позиции с необходимыми дополнениями и коррективами.

Пока что сделан только первый шаг к новой модели аспирантуры, однако, это тот самый случай, когда все центры принятия решений практически единодушны относительно данной инициативы. Этот улучшенный формат явно поспособствует реализации нацпроекта «Наука», особенно в части подготовки новых исследовательских кадров.

Подробнее: https://www.interfax.ru/russia/687714
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем лидера "Цифрового прорыва" Олега Мансурова с победой в конкурсе "Молодые лидеры рунета"! Этот результат во многом обусловлен прекрасной PR-поддержкой по линии команды пресс-службы АНО "Россия - страна возможностей", где наш друг Сергей Коляда знает своё дело лучше многих коллег по цеху из других организаций и ведомств.

https://t.me/youthpolicy/1879
источник