Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 September 12
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Новые возможности для каждого: вопросы и ответы (1/3)

Федеральный проект «Новые возможности для каждого» нацпроекта «Образование» вызывает крайне большой интерес со стороны руководства вузов. В рамках развития комплексных систем ДПО ректоры и проректоры видят возможность расширения коммерческих возможностей университетов, а также перестройки многих аспектов обучения и управления. Именно дополнительное профессиональное образование будет выступать в качестве драйвера структурных трансформаций вузовской среды – это показали дискуссии в ходе профильной лаборатории по ДПО на «Острове 10-22».

Недавно Министерство науки и высшего образования запустило серию конкурсов в рамках «Новых возможностей для каждого». Сразу после опубликования конкурсных документаций в адрес редакции и ее ведущих экспертов посыпались обращения от руководства вузов с вопросами и даже претензиями. Мы суммировали их и затем получили ответы сразу у двух курирующих федпроект руководителей Минобрнауки – Директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Екатерины Бабелюк и Директора Департамента проектной деятельности Андрея Зарубина.

1. Не указано как отразить в предложении участника – описание основных пунктов содержания проектов, способов его реализации, мероприятий, результатов и т.д.
Предложения участника должны быть представлены на конкурсный отбор в свободной форме. При их подготовке необходимо руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 29.04.2019 № 525 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» (далее – постановление 525), а также требованиями, изложенными в конкурсной документации в разделе «Критерии отбора победителей».

2. Непонятно, на какие статьи расходов можно разбить сумму, указанную
в заявке.
Средства гранта должны быть использованы на реализацию мероприятий, предусмотренных в постановлении 525. Степень обоснованности финансовых ресурсов, требующихся для достижения целевых результатов проекта является одним из предметов оценки заявок. Перечень затрат, источником финансового обеспечения которых является грант будет устанавливаться соглашением (Приказ Минфина России от 21.12.2018 № 280н «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

3. Не указано четко: минимальные критерии оценки по квалификации участника конкурса, указано только максимальное количество баллов.
Минимальные количество баллов при определении квалификации участника конкурса составляет ноль баллов.

4. В какой форме представлять отчетные документы (отчет о расходах, о достижении значений результатов (целевых показателей).
В соответствии с пунктом 11 постановления 525 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в течение 30 рабочих дней со дня размещения протокола оценки заявок на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети «Интернет» заключает с образовательной организацией, признанной победителем конкурса, соглашение о предоставлении гранта в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (Приказ Минфина России от 21.12.2018 № 280н «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»). Указанным приказом также установлены и формы отчетов. Обязательства по подготовке отчетных материалов по результатам реализации проекта (состав документов и сроки их подготовки и предоставления в Минобрнауки России) является одним из предметов оценки заявок и включены в показатели оценки.
источник
Научно-образовательная политика
Новые возможности для каждого: вопросы и ответы (2/3)

5. В течение какого периода должно быть проведено обучение? В 2019 году либо в какой-то разумный срок, который указывает заявитель сам?
Бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование», по которым проводятся в 2019 году конкурсные отборы, предусмотрены Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на 2019 год. В соответствии с бюджетным законодательством РФ в случае не реализации указанных мероприятий в 2019 году, бюджетные ассигнования переходят в федеральный бюджет. Соответственно обучение должно быть проведено в 2019 году без права заявителя устанавливать свой срок.

6. В требованиях к программам указано, что они должны отвечать глобальной технологической повестке (прогноз научно- технологического развития РФ до 2030 г.) и вместе с тем квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках», что является условием одновременно неисполнимым.
Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года определяет наиболее перспективные области развития науки и технологий и задает тематический вектор программ дополнительного образования для предоставления грантовой поддержки на их реализацию.

Квалификационный справочник должностей — руководителей, специалистов, рабочих — свод характеристик основных видов работ по профессиям, относящимся к самым разным сферам экономики. Вместе с тем в соответствии с существующим нормативным регулированием сферы ДПО согласно п.8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499) содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

7. В описи документов указано письмо о необходимости использования платформы непрерывного образования, конкурс на создание которой был объявлен неделей ранее в рамках того же федерального проекта.
В описи документов допущена техническая ошибка, которая будет исправлена в соответствии с пунктом 4.1 конкурсной документации.

8. В обоих конкурсах на обучение по программам и на подготовку преподавателей есть требование подтвердить, что не получаем средства из федерального бюджета на реализацию одного из них. Можно ли участвовать в обоих?
В соответствии с пунктом 9 постановления 525, а также с пунктом 2.1 конкурсной документации, гранты предоставляются образовательным организациям, которые на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором объявлен конкурс, не получали субсидий (гранты) из федерального бюджета в текущем финансовом году в соответствии с иными правовыми актами Российской Федерации на цели, указанные в пункте 2 Правил, утвержденных постановлением 525. Соответственно образовательная организация высшего образования может принимать участие во всех конкурсах, установленных постановлением 525 при соблюдении указанного условия.
источник
Научно-образовательная политика
Новые возможности для каждого: вопросы и ответы (3/3)

9. Приоритет в заявке в сторону дополнительного профессионального образования (для повышения квалификации тех, у кого уже есть высшее образование) или для реализации программ дополнительного образования для студентов еще обучающихся?
Согласно утвержденному паспорту мероприятия федерального проекта «Новые возможности для каждого» направлены на формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.

В документации о конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета по проекту «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» в 2019 году» в число показателей оценки заявок включен показатель «Соответствие образовательных программ интересам различных целевых аудиторий, в том числе граждан предпенсионного и пенсионного возраста, трудовых мигрантов, инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации».

10. «Критерий «количество обученных за 2 месяца» - это привязка к мониторингу? Если да, то это 30 ВУЗов на всю Россию (столько же, сколько победителей) это полный срыв публичных обещаний на совещаниях замминистров Боровской («разовьем ДПО в ВУЗах) и Медведева (3 дня назад обещал 1000 человек), а также всех обещаний на Острове – Боровской, Бабелюк и всей вашей команда. Выйдут РАНХиГС, ВШЭ и ВУЗы с опытом сетевого ДПО (заказ государства). Это мизер, если говорить про систему. Речь шла про многие десятки заявок, из которых отобрать 30» [Точная цитата вопроса, стиль автора сохранен].
В конкурсной документации не прописано ограничение по количеству заявок, которые образовательные организации высшего образования могут подать для участия в конкурсе. В пункте 1.5 конкурсной документации на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета по проекту «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» указано, что победителями будут признаны участники, занимающие с 1 по 50-е место в рейтинге оценок. Таким образом, в 2019 году грант могут получить 50 организаций.

Минимальные показатели результативности реализации проекта установлены в приложении 1 к объявлению о проведении конкурса. Критерий оценки заявок «Количество обученных по образовательным программам» не ограничивает участников в праве подать заявку на меньшее количество обученных, чем предусмотренное значение, за которое присваивается максимальный балл. Участник может добрать баллы за счет других параметров оценки.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с паспортом федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» реализация мероприятия по обучению граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения запланирована ежегодно до 2024 года.
источник
Научно-образовательная политика
Кризис региональной политики и лекарство «Науки»

Вчера коллеги из Незыгаря развернули широкомасштабную дискуссию о кризисе региональной политики. Системные выводы, на наш взгляд, все же могут быть дополнены, а в ряде случаев – оспорены. В качестве примера мы возьмем самое региональное мероприятие нацпроекта «Наука» - создание научно-образовательных центров мирового уровня.

Позиция коллег:

Главная проблема - федеральный центр ограничивает доступ местных элит к местным ресурсам и механизмам их перераспределения.

Федеральные агенты в виде губернаторов и правительственных представительств не формируют справедливый подход к доступу к ресурсам; их задачи заточены скорее на федеральную повестку и отражают эгоистические интересы федеральных групп.

Консенсусного диалога с регионами нет. Администраторы внутренней политики не способны договориться с регионами. Во многом- кадровые ошибки это и действия лоббистов. Но основная вина - на кураторах внутренней политики.

Если у вас нет выхода недовольства в регулируемом институте легитимных выборов, если вы не способны выправить   бюджетную наполняемость регионов, если вы не превратите местные элиты в своих союзников и соучастников нацпроектов и инвестпотоков -  у вас будут постоянные непрогнозируемые точки протестов.

Лекарство нацпроекта «Наука»:

Инициаторами создания центра как раз должны выступать именно губернаторы. Уже больше года длится «гонка за НОЦ» сейчас в ней участвует уже около 30 глав субъектов федерации (учитывая межрегиональный характер ряда центров).

Благодаря НОЦ в регионах формируются точки прорывного роста – кадрового, инвестиционного, промышленного, научно-образовательного. Подключение индустриальных партнеров (а чаще всего – это филиалы федеральных компаний и госкорпораций) позволяет по-новому определить течение финансовых потоков.

Именно поэтому губернаторы столь активно изыскивают средства для софинансирования работы центров – не только из бюджетов регионов, но также от дружественных (и не очень) компаний. Работа по НОЦ становится не только мерилом эффективности глав регионов и их команд в измерении нацпроектов (в частности – «Науки»), но и реальной возможностью переформатировать «прорывной» комплекс.

Это тот самый случай, когда важнейшие, но полуформальные KPI по внутриполитическому блоку дают возможность регионам для реализации реально полезных для них проектов и программ.

Формирование проекта НОЦ и программы развития выводит губернаторов (а они должны возглавлять управляющие органы), на прямой контакт с ректорами (они хоть и подчинения Минобрнауки, но в регионах действуют с оглядкой на местное руководство), бизнесом, экспертами федерального эшелона и управленцами Министерства науки и высшего образования.

Важно отметить, что все эти факторы позитивное отдачи для губернаторов идут в контексте отсутствия межбюджетных трансфертов – деньги будут перечисляться базовой организации НОЦ, а не региональному бюджету. И при этом руководители регионов объективно понимают все те возможности, которые открывает центр для их подотчетной территории.

Это и выход в федеральную повестку, и эффективная отработка «прорыва», и форсирование развития региональной экономики, и многое другое.

Нельзя сказать, что внутриполитический блок АП далек от этих важнейших аспектов реализации нацпроекта «Наука» – Сергей Кириенко наравне с Михаилом Ковальчуком входит в ядро «группы прорыва», к которой относится также Михаил Котюков, министр науки и высшего образования.

И в данном случае нельзя сказать, что через НОЦ (науку-образование-инновации) Ковальчуки проникают в регионы – поскольку центры формируют универсальную и нейтральную платформу, которой могут воспользоваться представители различных элитных групп.

В этом и состоит важность научно-образовательной политики в контексте внутренней – даже будучи продуктом одной из ключевых формаций во внутриполитических раскладах, она ориентирована на общее благо и предоставляет более-менее равные возможности для «входа» регионов в федеральное политическое пространство.

https://t.me/russica2/19839
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Бурятия, Удмуртия и ранее Якутия.
Новые и неожиданные места на карте протестов.   С присутствием национального фактора как точки сборки.
В ответ-"реагируем на факт, не устраняя причин".

В русских регионах восстановление субъектности  регионалов идет через консолидацию местных групп- тут и бизнес, здесь бывшие губернаторы и мэры. В национальных регионах - элиты возвращают утраченные позиции самостоятельного субъекта политики  через этно-национальные идеи.

То, что федеральные чиновники  оценивают как признак региональной фронды, на самом деле сегодня является реакцией регионалов на серьезные ошибки внутри политики системы в отношении этих регионов.

Главная проблема - федеральный центр  ограничивает доступ местных элит к местным ресурсам и механизмам их перераспределения.

«Мы лучше знаем вас»- это и принцип, и троллинг федеральной политики.

Федеральные агенты в виде губернаторов и правительственных представительств не формируют справедливый подход к доступу к ресурсам; их задачи заточены скорее на федеральную…
источник
Научно-образовательная политика
Коллегия Минобрнауки

В пятницу, 13 сентября, в 11:00 состоится Коллегия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

На Коллегии будут рассматриваться вопросы:
• о ходе реализации национального проекта «Наука»: итоги реализации нацпроекта на сентябрь 2019, ход отбора научных центров мирового уровня, а также вопросы создания селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров. Докладчики директор Департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации А. В. Зарубин, заместитель директора Департамента государственной научной и научно-технической политики А. А. Семин, директор Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук В. А. Багиров, директор Департамента государственной молодежной политики и социальных проектов в сфере высшего образования О. Е. Чернышева;

• о ходе реализации национального проекта «Образование», в частности, об объявленных конкурсных процедурах в сфере высшего образования. Докладчик директор Департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации А. В. Зарубин;

Главной темой Коллегии станут вопросы о ходе реализации национального проекта «Наука» и «Образование».

В числе участников коллегии Министр науки и высшего образования Российской Федерации М.М. Котюков, заместители Министра: М.Б. Лукашевич, М.А. Боровская, Н.А. Бочарова, С.В. Кузьмин, А.М. Медведев, Д.А. Солодовников, А.В. Степанов, Г.В. Трубников, а также директора департаментов Минобрнауки России Е.С. Пешкова, Е.Г. Бабелюк, В.А. Багиров, Т.Л. Броницкий, И.Н. Ганьшин, А.В. Зарубин, А.В. Омельчук, М.Ю Романовский, Е.И. Сафронова, Е.В. Степанова, И.А. Храброва,  О.Е. Чернышева, К.А. Швед.

Наши эксперты завтра во всех подробностях расскажут о ходе дискуссии и принятых решениях, следите за публикациями в НОП.
источник
Научно-образовательная политика
По нашим проверенным данным, Дениса Солодовникова уж точно не увольняют под нажимом Котюкова или Чемезова.

Действительно, он уходит из Минобрнауки, но это - по собственному желанию, и это трансфер по приглашению УВП АП и врио губернатора Севастополя возглавить Правительство Севастополя, совмещая пост с работой Первого заместителя губернатора.

В команде Михаила Развожаева Солодовников будет курировать реальный сектор экономики, а также ФЦП.

С его приходом и у Севастопольского государственного университета (включая НОЦ "Таврида") возможности для манёвров существенно возрастут.

https://t.me/kremlebezBashennik/9111
Telegram
Кремлёвский безБашенник
Пока многие рассуждают о перспективах прихода в Ростех Дениса Мантурова, тем временем Сергей Чемезов (который не собирается никуда уходить в ближайший год) наращивает мускулы.

Наши источники в Ростехе сообщают, что жертвой Чемезова стал очередной непокорный топ-чиновник. Завтра будет подписан приказ об увольнении Дениса Солодовникова с должности заместителя министра науки и высшего образования.

Солодовников курировал огромный бюджет на создание цифровых образовательных платформ (более триллиона рублей), и почти год героически не давал победы в конкурсах структурам, близким к Чемезову, грезившим получить новую лакомую площадку для банального "распила". Но в чиновничей сфере не бывает чудес, и Чемезов банально наехал на министра Михаила Котюкова с требованием уволить Солодовникова.

Вот теперь, надо полагать, всё будет хорошо - в Минобрнауки придёт кто-нибудь молодой да смелый и продолжит славные ростеховские традиции неконтролируемого "распила". А министр Котюков с бодрым видом строителя БАМа продолжит вешать…
источник
2019 September 13
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка: контуры новой системы

Перераспределение функционала от Российского фонда фундаментальных исследований к Российскому научному фонду обретает окончательные очертания. Их по запросу Профсоюза РАН описали в Министерстве науки и высшего образования.

За РФФИ планируется оставить международные конкурсы и научную дипломатию. Это позволит в полной мере сохранить наработки фонда в рамках Глобального исследовательского совета, а также в двух- и многосторонних конкурсах. Также РФФИ будет заниматься информационно-аналитической и мониторинговой работой.

Финансы, выделяемые на все остальные направления, предполагается передать в РНФ.

Перед Российским научным фондом уже сейчас стоит крайне сложная задача. Банально закачать все средства от РФФИ в Президентскую программу будет не самым логичным решением – четыре линейки грантов, представленные в ней, далеко не полностью покрывают запросы научного сообщества.

Переданные в РНФ финансы также планируется сконцентрировать на поддержку крупных проектов, достаточно больших коллективах и ведущих ученых. В целом, это шаг логичный – он позволит на конкурсной основе стимулировать наиболее прорывные исследования, которые смогут дать мощную отдачу для науки и подготовки кадров.

Опасения ученых по поводу того, что тематику конкурсов в РФФИ задавали ученые, а в РНФ – чиновники по большей части надуманы.

Во-первых, магистральные направления исследований уже заданы – это приоритеты Стратегии научно-технологического развития и научная составляющая профильных федеральных научно-технических программ (по сельскому хозяйству, генетическим технологиям, синхротронным и нейтронным исследованиям).

Во-вторых, научное сообщество уже давно недовольно политикой РФФИ по проведению конкурсов на крайне узкие тематики, заточенные под того или иного победителя. Это, естественно, не добавляло конкурентности, а финансирование получали не самые интересные и важные проекты, а нужные структуры и персоналии. В этих действиях фонд часто обслуживал интересы различных групп внутри Российской академии наук.

Есть некоторый резон в рассуждениях, что РФФИ выделял деньги исключительно физическим лицам, а РНФ – только организациями. Однако, механизм выделения средств – это вещь легко поправимая. Тем более, что получателем все равно является исследователь (руководитель проекта).

Наибольшие опасения вызывает возможное сворачивание программы массовых инициативных грантов, которые всегда были самыми востребованными.

Конечно, в рамках выполнения майских указов заработная плата у ученых несколько выросла (не без перекосов, но рост доходов есть). В связи с этим можно говорить о том, что эпоха «грантов на пропитание» уже прошла. Если раньше те же инициативные гранты РФФИ были способом в сумме довести доход исследователей до минимально приемлемого уровня, то теперь эти средства можно суммировать и направить на поддержку более крупных проектов.

Полная отмена этих «посевных» (пусть и не очень больших) грантов видится все же преждевременным решением. Александру Хлунову и всей команде РНФ нужно будет всерьез задуматься над тем, как сохранить возможность для действительно инициативных исследований – которые бы позволяли отдельным ученым или небольшим коллективам проводить работы в широком спектре тематик.

В целом, деление двух фондов на «международный» (РФФИ) и «российский» (РНФ) – решение достаточно очевидное и прагматичное. Этим действительно будет снято дублирование, а оба института развития окончательно обретут идентичность.

Открытым остается вопрос – будет ли РНФ продолжать свои международные конкурсы, или они в итоге отойдут в ведение РФФИ. Подобный размен выглядит вполне логичным.

Подробнее: сообщение ТАСС и статья в «Московском комсомольце».
источник
Научно-образовательная политика
Как сказал НЭ источник в окружении Дениса Солодовникова -- это лично его решение, которое он принял после поступившего ему предложения стать первым заместителем губернатора Севастополя. http://www.tadviser.ru/a/200037
источник
Научно-образовательная политика
Наши источники в Государственной думе передали ответы Минобрнауки на вопросы в рамках «Правительственного часа» с министром Михаилом Котюковым.
источник
Научно-образовательная политика
В Минобрнауки началось заседание Коллегии.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Вчера были представлены логотипы национальных проектов.

«Наука» выполнена в виде «атомной совы» - это вариации на тему эмблемы Министерства науки и высшего образования. Выглядит интересно и свежо. Особенно на фоне того, что альтернативой стал бы атом или микроскоп. Все ещё ждём фирменные сувениры с атомной совушкой от Минобрнауки - теперь и в виде эмблемы нацпроекта.

«Образование» также удалось - яблоко (привет Ньютону (или Apple? Еве?) и книга. Наглядно и образно. Радует, что не доска и парта.

Из явных находок авторов также отметим аиста «Демографии».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Как вам логотипы нацпроектов «Наука» и «Образование»?
Анонимный опрос
18%
Интересно и креативно
56%
Банально и пресно, можно было лучше
8%
Неплохо для «Образования», но никак не свыкнусь с атомной совой
18%
Сова «Науки» хорошая, а книга с яблоком - так себе
Проголосовало: 442
источник
Научно-образовательная политика
Геном мирового уровня

Минобрнауки после глубокой экспертизы и по решению профильного совета завершило отбор трех научных центров мирового уровня по геномным исследованиям. Об этом сегодня на Коллегии Министерства сообщил врио директора Департамента государственной научной и научно-технический политики Алексей Семин.

«Вчера были подведены итоги, были отобраны три центра геномных исследований. Один - в области биологической безопасности на базе консорциума из организаций Роспотребнадзора. Один центр по промышленной агробиологии и сельскому хозяйству - на базе Курчатовского института. И один центр по биомедицине - на базе Института молекулярной биологии им. Энгельгардта РАН», - сказал Алексей Семин.

Центры получат получат 1,3 млрд рублей до конца года. Общий объем финансирования до 2024 года составит свыше 11 млрд рублей.

Согласно данным министерства, по направлению "Биобезопасность и обеспечение технологической независимости" победителем выбран "Центр геномных исследований мирового уровня по обеспечению биологической безопасности и технологической независимости". Он будет создан тремя организациями Роспотребнадзора: Научным центром прикладной микробиологии и биотехнологии, Научным центром вирусологии и биотехнологии "Вектор" и Центральным научно-исследовательским институтом эпидемиологии.

По направлениям "Генетические технологии для развития сельского хозяйства" и "Генетические технологии для промышленной микробиологии" победила заявка Курчатовского геномного центра, в котором будут осуществлять исследования ученые национального исследовательского центра "Курчатовский институт", Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной биотехнологии, Института молекулярной генетики РАН, Московского физико-технического института и нескольких других.

Третий победитель выбран по направлению "Генетические технологии для медицины". Им стал Центр высокоточного редактирования и генетических технологий для биомедицины, который будет создан на базе Института молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта РАН, Института биологии гена РАН, Медицинского университета имени Н. И. Пирогова и Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины ФМБА России.

Всего на конкурс, объявленный 14 июня, было подано 11 заявок. Экспертиза проводилась Российским научным фондом и экспертной комиссией при президиуме Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019-2027 годы.

Три центра геномных исследований входят в состав 16 науных центров мирового уровня, наравне с 4 математическими и 9 по приоритетам, определенным в Стратегии научно-технологического развития. Данные геномные центры являются точкой сопряжения нацпроекта «Наука» и ФНТП развития генетических технологий.

Напомним, что головной научной организаций в реализации ФНТП РГТ является Курчатовский институт, который помимо геномных исследований и развития генетических технологий также курирует мегасайенс установки, в частности – синхротронные и нейтронные исследования.

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/1059021
источник
Научно-образовательная политика
Да, СКИФы мы, да спорщики и алармисты

Синхротрон в Новосибирском Академгородке (СКИФ) – одно из флагманских начинаний в рамках нацпроекта «Наука», развития Новосибирского научного центра (Академгородок 2.0) и в целом – программы мегасайенс в России.

В силу своего масштаба СКИФ вписан также в специализированную Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований, которую в качестве головной научной организации курирует Курчатовский институт.

Из всех проектов Академгородка 2.0, пожалуй, именно СКИФ обладает наибольшей степенью проработки и внимания со стороны всех заинтересованных структур. Проектным офисом определен Институт катализа им. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук.

Как любой крупный проект, Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» с самого старта работа сопровождают серьезные дебаты.

В последние дни обострились два вектора дискуссий.

Первый – небольшие задержки с финансированием. Ученые опасаются, что это может привести к полному параличу работ. Однако, все обязательства по нацпроекту «Наука» за 2019 год будут выполнены до 31 декабря – сегодня на этом особо акцентировал внимание министр науки и высшего образования Михаил Котюков во время Коллегии Министерства. Деньги поступят – в этом нет никаких сомнений. Так что коллеги из Сибирского отделения РАН преждевременно развели панику в резолюции своего Общего собрания, где говорится: «Это [задержка финансирования] подрывает основы региональной политики РФ, нарушает принципы связанности и ставит под угрозу научно-технологическое развитие Сибирского региона и России в целом».

Второй – дебаты разработчиков проекта из сибирских научных институтов и Курчатника о мощности будущего синхротрона. Изначально все расчеты были сделаны в рамках 3 ГэВ, однако представители Курчатовского института в качестве предложения для дискуссии внесли идею о мощности в 6 ГэВ. Подобные измнения, по мнению исследователей, перенесут срок реализации проекта на несколько лет, а указом Президента уже заложена дата ввода СКИФа в эксплуатацию - до 31 декабря 2023 г.

В этой ситуации мы можем только констатировать, что никакое серьезное и масштабное научное решение не может быть принято без всесторонней дискуссии. Однако, отметим, что уже почти год идет проектирование СКИФа по мощности 3 ГэВ – уже сформирован архитектурный и технический облик будущей мега-установки.

Полагаем, что в данном случае лучше оперировать ключевыми техническими показателями (эмиттансом), а не цифрами мощности – в этом наши эксперты скорее солидарны именно с сибиряками.

При этом не стоит институтам СО РАН все валить на Курчатовский институт – в реализации проекта есть задержки, в том числе, по вине Института ядерной физики и Института катализа им. Борескова.

Несмотря на всю нашу критику Валентина Пармона, сложно не согласиться с его словами: «Для нас не самое важное, кто будет “нести знамя”. Главное, чтобы объект был сдан в срок и на нем можно было начинать работу. Это объект не для одних ядерщиков, а для большого консорциума пользователей».

А построить более мощный синхротрон всегда успеется – научно-технологический прорыв не стоит на месте и вполне вероятно в районе 2027-2030 года снова встанет вопрос о более серьезной установке.

Многие концептуальные вещи будут заложены в Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований, которую Минобрнауки представит до конца сентября.

В целом, все заинтересованные стороны прекрасно понимают – СКИФ необходимо построить качественно, но в обозначенные сроки. Политические бодания, конечно, вносят оживление в новостую повестку, но вредить достижению основной цели не должны.
источник
Научно-образовательная политика
В ТАСС состоялась презентация доклада НИУ ВШЭ «Новое понимание и пути укрепления многосторонней стратегической стабильности». Многие тезисы доклада расходятся с текущей внешней политикой РФ. Обративший внимание на это «Коммерсант» написал, что приглашенный на презентацию замминистра Сергей Рябков сможет «поспорить с авторами доклада».

Рябков доклад буквально восхвалил: «Предлагаемые авторами идеи насыщены свежими подходами, нетрадиционными взглядами, отражают очень творческую аналитическую мысль. Мы как ведомство почерпнули… немало… практически применимого как в плане оценок и анализа происходящего, так и в плане возможного рассмотрения путей дальнейшего движения».

Не будем вдаваться в подробности. Отметим нюанс, интересный с точки зрения не столько внешней, сколько внутренней политики: традиционно МИД РФ опирался на ведомственные вузы (МГИМО и Дипакадемию) и взаимодействовал с академическими институтами. Теперь к списку очевидно добавляется НИУ ВШЭ.  Отметим, что ныне в России 79 вузов имеют факультеты или отделения международных отношений. У них появляется надежда?
источник