Догнать повестку
Сегодня Российская академия наук на первом после летней паузы Президиуме с места в карьер вошла в политические процессы.
Руководство РАН действительно старается вписаться в новую оргуправленческую реальность научно-технологической политики. Однако, получается это далеко не всегда. Причина тому – Академия соотносит себя (как институт) со всем научным сообществом, а процессы выработки политических решений – с собственным «здравым» смыслом, а не прописанными в законах процедурами и полномочиями.
Именно эти обстоятельства лежат в основе того, что без привлечения РАН и ее представителей вырабатываются решения о будущей фондовой перестройке в виде вливания грантовых линеек Российского фонда фундаментальных исследований в Российский научный фонд, а также переформатирования работы РФФИ.
На сегодняшнем заседании было подготовлено
обращение:
«Президиум РАН выражает серьезную озабоченность появившейся в СМИ информацией о планируемой реорганизации научных фондов, включающей присоединение РФФИ к РНФ. Президиум РАН считает, что любое реформирование существенных элементов научной политики, каковыми являются научные фонды, должно проводиться на основе обсуждения широкой научной общественности, по согласованию с РАН и Минобрнауки, с последующим принятием решения Президентским советом по науке и образованию. Члены президиума РАН предложили подготовить обращение по данному вопросу в Правительство РФ».
Экс-президент РАН Владимир Фортов
предложил всем «выразить озабоченность… и стать на защиту этого прекрасного фонда». Впрочем, возможный союз Академии и РФФИ уже не состоится – с Владиславом Панченко уже существуют серьезные договоренности, а объединение фондов давным-давно назрело.
По логике вещей, конечно, некие общественные слушания можно было бы устроить (хотя это и не предусмотрено механизмом принятия решений), но уж очень наивно смотрятся претензии академиков на первом осеннем президиуме после громких инициатив последнего весеннего – например, о переподчинении ВАК от Минобрнауки Правительству, приостановления процесса наделения организаций правом на самостоятельное присуждение ученых степеней и т.п.
Конечно, это никакая не месть, но лишнее проявление силы буквы закона – именно этим оружием чаще всего отбиваются нападки со стороны РАН.
Мягко выражаясь, Академии еще раз указали на границы ее функционала – к политическим вопросам ее допускать не планируется.
С другой стороны, был бы толк от участия РАН в процессах выработки научно-политических решений. Ведь сегодня же вице-президент Академии Владимир Иванов
предложил перенести с 2019 на 2021 г. срок внесения в Правительство нового закона «О науке».
Мотивировка достаточно стандартная – необходимость объединить усилия, сырость представленного Министерством варианта, новые обстоятельства в виде нацпроектов, истечение срока действия некоторых документов стратегического уровня в 2020 году.
Откровенно говоря, это выглядит как отговорки в пользу бедных. По факту у РАН не хватает сил сформулировать свой вариант закона (целиком), но и не достает прагматизма (вкупе с переизбытком гордыни) согласиться на вариант Минобрнауки. Удивительный эгоизм со стороны Академии – либо пусть будет по нашему, либо оставим страну без нового закона.
Единственное, что можно отнести к успехам РАН – это
внесение в Правительство долгожданной новой (да-да, у академиков тоже не все получается с первого раза) версии Программы фундаментальных исследований. Академия настояла на том, чтобы она начала действовать лишь с 2021 года, а не ранее, что было бы логично, учитывая принятие Стратегии научно-технологического развития, госпрограммы НТР и нацпроекта «Наука». Эксперты теперь надеются, что эта версия ПФИ будет более адекватной.