О достижениях, процессах и будущих задачах
Министр науки и высшего образования Михаил Котюков дал программно-отчетное интервью порталу Индикатор.
Программное – так как в разгаре первый год реализации нацпроектов (особенно важны «Наука» и «Образование» в части университетского уровня). Отчетное – поскольку за минувшие полгода произошло много важных событий.
Ключевые тезисы
Национальный проект «Наука»
Находится в активной фазе реализации по всем ключевым направлениям: научно-образовательные и научные центры мирового уровня (стартовали 5 пилотных НОЦ и выбраны 4 математических центра); обновление приборной базы (определены получатели поддержки); объявлен конкурс на проектирование научно-исследовательских судов; megascience (NICA и ПИК создаются, синхротроны в Новосибирске и на острове Русский (СКИФ и РИФ) в стадии проектирования).
Финансирование нацпроекта идет в плановом режиме. Все мероприятия будут обеспечены средствами, все победители конкурсов их получат.
Кадры
Реализуется переход на научную аспирантуру. Первый вектор – конкурс грантов для аспирантов (проведен РФФИ); второй – окончательное закрепление диссертации как условия завершения аспирантуры (готовится законопроект).
Школьный уровень
Выделены субсидии на создание 4 специализированных учебно-научных центров при вузах (МГУ, СПбГУ, УрФУ, НГУ).
Публикации
Задача обеспечения качества стоит наравне с необходимостью сохранять темпы прироста количества статей. Фокус внимания в оценке – на верхние квартили.
Популяризация науки – дело рук самих людей науки. Работа ведется по всем векторам – научные институты, университеты, Российская академия наук.
«Остров 10-22» – очень эффективный механизм «сверки часов» и «форсажа» для команд по трансформации университетов (в рамках цифровизации и мероприятий нацпроектов). Индивидуальные траектории и цифровые следы – не испробовав на себе, внедрить их непросто.
НОЦ
Научно-образовательные центры мирового уровня – это история и федеральная, и региональная. Университет (подчинения федерального Минобрнауки) глубже интегрируется в региональную экономику (партнеры – местные компании или филиалы общероссийских корпораций), а результаты по своим масштабами неизбежно начнут превосходить местный уровень. Обучение, исследования, производство должны быть тесно связаны и взаимообусловлены. Пять «пионеров» (пилотные НОЦ) вырвались вперед, но претенденты опережающими темпами ликвидируют отставание.
НОЦ – это не только биржа (отношения заказчика-исполнителя), но и экосистема. Благодаря центрам происходит «стяжка» научно-образовательно-технологического пространства страны в результате привлечения внерегиональных участников с требуемыми компетенциями.
Онлайн как возможность и угроза
Для ведущих вузов онлайнизация образования предоставляет широкое окно возможностей для «перезагрузки» учебного процесса, открытия и реализация новаторских программ. Отстающие (зависшие в аналоговой эпохе) университеты неизбежно будут терять возможности и в итоге трансформируются либо исчезнут.
ВАК
Новый состав Высшей аттестационной комиссии должен решить задачу обеспечения подготовки требуемого в рамках нацпроекта «Наука» количества исследователей. Кроме того – ВАК должна встроиться в форматы научно-технологического развития, в первую очередь – по линии цифровизации. [Редакция НОП полностью разделяет высказанное в свое время одному из сотрудников мнение старшего коллеги о том, что ВАК – организация не прошлого, а позапрошлого века].
Новый закон «О науке»
В данный момент происходит сбор отзывов и комментариев. По итогам изучения общественного мнения будет принято решение – принять текст за базовый и дорабатывать, либо переписывать его с нуля согласно замечаниям. Будут широкие консультации и обсуждения с научным сообществом.
Система управления
Прорыв будет «советским» – именно форма советов с привлечением представителей всех заинтересованных сторон (от вузов до бизнеса, от НИИ до министерств) является оптимальной для решения масштабных задач научно-технологического развития.
Подробнее: https://indicator.ru/humanitarian-science/intervyu-kotyukova.htm