Наука и школы
Идея о синтезе науки и образования реализуется не только на уровне вузов и их взаимодействия с научными институтами. Все большее внимание уделяется интеграции исследовательских практик в учебных процесс на школьном уровне.
В школы «заходят» как университеты, так и научные институты, а также сама Российская академия наук. При всем многообразии форм реализации, в основе их всех одна простая идея – предоставить возможность детям погрузиться в практическую научную деятельность. Однако, при этом возрастает уровень требований к школьникам – условный «троечник» вряд ли сможет осилить усложненную программу.
Для Москвы основным форматом являются лицейские и гимназические классы – в частности, «Академический класс», реализуемый в школах совместно с научными институтами. На «Городе образования» министр науки и высшего образования Михаил Котюков призвал тиражировать эту практику не только в рамках столицы, но также на регионы.
В субъектах федерации магистральным проектов стали «базовые школы» - проект Российской академии наук и Министерства просвещения. Как раз сегодня официально он вступил в стадию реализации.
Несложно заметить, что идеологически и даже технически оба проекта практически идентичны – в этом смысле экспансия научных институтов в школы расширяет свой масштаб, но не меняет содержания.
Второй стратегической траекторией является дополнительное образование детей – от инженерно-командных форматов «Кванториумов» до научных смен «Сириуса». В настоящее время проходит активная фаза развертывания «региональных Сириусов» - центров по модели и при методической поддержки сочинского флагмана.
Основным следствием синтеза науки и школ должна стать подготовка кадров на научно-технологической сферы, в том числе для различных форматов институций, создаваемых в рамках нацпроекта «Наука» - научно-образовательные и научные центры мирового уровня, центры НТИ, лаборатории – а также в целом внутри госпрограммы «Научно-технологическое развитие» (грантовые линейки научных фондов, мегагранты и т.п.).
Выгод у внедрения научных исследований в качестве составляющего учебного процесса много, но есть и побочные эффекты.
Первый из них – перегрузка. Школьное расписание действительно не резиновое, да и во внеурочное время часто у школьников нет толком свободной минутки. Научная нагрузка в виде проектов и исследований стимулирует развитие, но при этом собственно на обычную жизнь времени может не остаться.
Второй – это развилка для поступления в вузы. Можно долго говорить, что спецклассы и спецшколы готовят к будущей карьере, но до нее обязательно должен быть университет (как минимум - учреждение среднего профессионального образования).
Большая часть школьников выбирает путь ЕГЭ, для которого все научные опыты и оборудованные лаборатории могут не значить почти ничего. Меньшая старается поступить через олимпиады – и тут, конечно, отдача может быть максимальное. Однако, олимпиадниками не могут быть все, даже 10% от общей массы детей – это перебор. Да и сами «олимпиадные забеги» часто истощают нервы, а прививаемая фокусировка мышления также не является идеальной (олимпиадников часто ругают не меньше, чем высокобалльников ЕГЭ).
Наука в школах (в виде академических классов или базовых школ) значительно усиливает навыки и компетенции школьников, которые уже сразу после поступления смогут эффективно включиться в научно-исследовательскую деятельность.
Ключевая проблема – как сделать так, чтобы большая часть усилий по развитию исследовательских компетенций не уходила в песок. Льготные условия для лицейских и гимназических классов университетов были признаны не совсем честными, хотя они гарантировали поток студентов высокого среднего уровня.
С научно-школьными форматами предстоит решить основную задачу – довести школьников до вуза и далее – до лаборатории. Только тогда будет реальная отдача. Иначе школьные форматы научно-исследовательской деятельности фактически станут вариантом кружков – дела тоже нужного и важного, но все же дополнительного к основной учебе.
Подробнее на Индикаторе.