Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 August 06
Научно-образовательная политика
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин (это известно многим) находится в состоянии священного противостояния (причем публичного) с Правительством. Цель – получение Госдумой полномочий, которые позволят полностью контролировать кабинет министров.

Цель, скажем прямо, имеет определённую поддержку со стороны некоторых элитных групп (но далеко не от всех).

Как отдельную научно-образовательную линию этого противостояния мы наблюдаем стратегический "наезд" Комитета по образованию и науки Госдумы (Вячеслава Никонова) на Минпросвещения и Минобрнауки.

Рубикон был перейден после известной публичной защиты вице-премьером Татьяной Голиковой позиций Минобрнауки на Общем собрании РАН.

Тогда группа академиков, близкая к вице-президенту РАН Алексею Хохлову, при кулуарной поддержке некоторых сильно возрастных ректоров из Санкт-Петербурга и открытом содействии Вячеслава Никонова, пыталась в очередной раз показать что Минобрнауки – это подведомственная организация Российской академии наук.

https://regnum.ru/news/polit/2680809.html
источник
Научно-образовательная политика
Новый взгляд на эффективность вузов

Министерство науки и высшего образования предлагает внести изменения в перечень показателей эффективности деятельности университетов. Проект приказа размещен на портале regulation.gov.ru.

Категории университетов
Вместо трех групп «по статусу» («федеральные», «национальные исследовательские» и обычные) вводятся две по географическому признаку. Первая – университеты, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, вторая – все остальные. По идее это должно способствовать более сбалансированной оценке и исключить явный «столичный бонус» от концентрации вузов, научных институтов и высокотехнологичного бизнеса. Однако, для самих вузов, расположенных в двух столицах, это скорее всего приведет к большему расслоению.

Критерии
Новые показатели эффективности разделены на пять частей:
1.  качество образования – средний балл ЕГЭ; доля магистрантов и аспирантов (ординаторов, ассистентов-стажеров);
2.  международная деятельность – доля иностранных студентов;
3.  научная деятельность – темп прироста доходов от НИОКР; число публикаций в Web of Science на 100 НПР в год; число цитирований в Web of Science за последние 5 лет на 100 НПР в год;
4.  финансовая деятельность – темп прироста доходов; качество финансового менеджмента;
5.  работа с кадрами – выполнение квоты по приему на работу инвалидов.

Выводы и замечания

Основная часть сведений будет извлекаться из мониторинга Минобрнауки.

Новые критерии достаточно полно интегрированы с целями «майского указа», а также профильными мероприятиями нацпроектов «Наука» и «Образование».

В новом приказе практически все показатели эффективности вузов окажутся меньше, чем в действующем законе (на это обращает внимание Индикатор).

Наибольшие вопросы вызывает критерий «научная деятельность» - исключение Scopus крайне неоднозначно воспринимается экспертным и профессиональным сообществом.

Публикационная активность теперь измеряется исключительно по БД Web of Science. Scopus более не учитывается – и это достаточно серьезный удар по вузам, специализирующимся на гуманитарных и общественных науках. У них значительная часть отчетных цифр – это именно публикации в Scopus.

Достаточно странным является исключение Scopus на фоне того, что он наравне с WoS входит в показатели нацпроекта «Наука» - например, по количеству российских журналов, включенные в эти базы данных.

В проекте приказа отсутствует конкретизация, что входит в понятие Web of Science – традиционно не учитывались издания из «российской полки» (Russian Science Citation Index). Однако, на фоне исключения Scopus этот вопрос снова становится актуальным.

Минобрнауки формально право, разводя критерии оценки эффективности (внутреннее дело Минобрнауки) и оценку результативности (проводимую с участием РАН – об этом мы писали в контексте последнего Президиума Академии наук). Плюс отдельно должна существовать оценка выполнения нацпроекта «Наука» и квалификационные требования для участия в конкурсных отборах по его мероприятиям (это логично следует из того факта, что Scopus в нацпроекте упомянут).

Однако, более правильным, на наш взгляд, было бы создание единой сквозной системы учета публикационной активности университетов и научных организаций – прозрачной, понятной, с разбивкой по разным базам данных, публичной. А уж производные значения можно подсчитать с помощью нехитрых формул.

Есть определенные основания полагать, что в итоговый текст приказа все же могут быть внесены некоторые корректировки, особенно по пунктам, вызывающим наибольшую критику и непонимание со стороны научно-образовательного сообщества (показатели публикационной активности).
источник
Научно-образовательная политика
НТИ и НТР

Долгое время Национальная технологическая инициатива оставалась «вещью в себе» - она существовала в своем собственном достаточно замкнутом мирке с отдельным набором администраторов и процедур.

Адепты НТИ часто высказывались, что не стоит ее жестко сопрягать и увязывать с другими доктринальными документами – например, Стратегией научно-технологического развития. А как раз-таки стыковка форм и направлений работ между приоритетами СНТР и рынками НТИ в последнее время, тем не менее, превратилось в отдельную головоломку для всех крупных участников научно-технологического прорыва – вузов, научных институтов, госкорпораций, бизнеса и заинтересованных органов госвласти.

Эта вольница НТИ, судя по всему, близка к своему завершению. На федеральном портале проектов нормативных правовых актов от лица Минобрнауки размещены предложения к дополнению и изменению госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Напомним, она создана в развитие Стратегии НТР и включает в себя все форматы и направления работы по научному и технологическому развитию, в частности – весь нацпроект «Наука», а также профильные федеральные проекты и отдельные мероприятия нацпроекта «Образование» (в части высшего образования и деятельности университетов), а также нацпрограммы «Цифровая экономика». ГП НТР учитывает (частично – аналитически) все профильные бюджетные расходы в стране.

Суть предлагаемых изменений достаточно проста – в НТИ входит в ГП НТР в качестве седьмой подпрограммы.

«В рамках подпрограммы 7 предусмотрено формирование сети экономически устойчивых центров компетенций НТИ на базе российских образовательных организаций высшего образования и научных организаций в целях создания инновационных решений в области «сквозных» технологий, обеспечивающих глобальное лидерство компаниям, которые используют данные технологии для производства продуктов и услуг, а также научно-технологическая поддержка развития отраслей нового технологического уклада на рынках НТИ».

Ответственным исполнителем обозначено Министерство науки и высшего образования (персонально – министр М.М. Котюков), участником - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника).

В принципе, ГП НТР это уже не просто «зонтик», но реальный «агрегатор» всех форм и видов работ по научно-технологической деятельности, а следовательно – и прорыву. Стратегия НТР и госпрограмма – это системные элементы более высокого уровня, чем нацпроекты. В этом ключе включение НТИ выглядит абсолютно логичным – в условиях концентрации усилий сложно представить, что могут существовать отдельные полностью самостоятельные форматы работы.

Также этот шаг абсолютно логичен в рамках госполитики по собиранию всех элементов научно-образовательной сферы под контролем Минобрнауки (в той или иной степени). Конечно, не стоит ожидать, что вся оргструктура НТИ будет кардинально перестроена, но контроль за ней будет усилен.

Текст проекта постановления Правительства и пояснительной записки: https://regulation.gov.ru/p/93131
источник
Научно-образовательная политика
Путин о «Сириусе»: Мы с вами создаем уникальную модель образования, в полном смысле соответствующую высоким требованиям будущего. Но вопрос стоит гораздо шире - весь проект должен стать лабораторией для творческой свободы и экспериментов
источник
Научно-образовательная политика
Проект НОЦ Самарской области вызвал повышенный интерес на «Острове 10-22». Представляем базовые слайды из презентации команды центра.

Основные направления деятельности:

Цифровое здравоохранение
Космические системы и сервисы
Геном материалов и производственные технологии
Энергомашиностроение
Транспортные системы и новые виды моторного топлива
Технологии умной инфраструктуры
Метапредметные технологии в образовании

Ключевые участники:

Вузы – Самарский университет (5-100, НИУ), Самарский государственный медицинский университет, Самарский политех (опорный вуз), Самарский госуниверситет путей сообщения, Тольяттинский госуниверситет, Самарский государственный аграрный университет.
Наука – Самарский научный центр РАН.
Бизнес – Ростех.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Эксперты отмечают следующие конкурентные преимущества проекта НОЦ Самарской области:

- Детальный уровень проработки;
- Концентрация направлений работы на конкурентные преимущества региональной экономики;
- Реализация уникальных проектов;
- Глубокая и реальная интеграция повестки НОЦ с НТИ и приоритетами Стратегии НТР;
- Полный инновационный цикл (по всем TRL – от идеи до выпуска продукции), который реально заложен в деятельность подразделений НОЦ;
- Сквозная цифровизация;
- Эффект переплёскивания от функционирования центра в процесс конверсии и диверсификации ОПК.

В подтверждение этого представляем полную версию презентации центра на «Острове 10-22», которая позволяет оценить значительный потенциал этого проекта, а саму Самарскую область выводит в число фаворитов второго этапа «гонки за НОЦ».
источник
Научно-образовательная политика
О действительно важном - о котиках!

"Наука в Сибири" отвечает на вопрос, бывают ли трехцветные коты.

Именно с подобных вопросов и ответов (а здесь глубоко замешана генетика) чаще всего начинается путь человека в науку. Речь и о детях, которые "заболевают" исследованиями и разработками на всю жизнь, и в широком смысле - о популяризации научного знания в обществе.

http://www.sbras.info/public-reception/question/byvayut-li-trekhtsvetnye-koty
источник
Научно-образовательная политика
Прорыв Сириуса (1/3)

Сегодня под председательством президента Владимира Путина состоялось заседание попечительского совета образовательного фонда «Талант и успех».

«Сириус» представляет собой уникальную экосистему с важными для развития всей страны характеристиками.

Открытость – как для детей (это агрегатор талантов со всей страны с конкурсной ротацией участников, а не элитная гимназия со строго определенным составом), так и для всей образовательной системы (отрабатывает и проецирует лучшие практики).

Синергия
«Сириус» интегрирует образование, науку, спорт (фигурное катание, хоккей, шахматы) и творчество. «Такие условия помогают им [талантливым школьникам] раскрыть свои способности, свой дар, получать образование на стыке сразу нескольких дисциплин, заниматься творчеством и спортом одновременно, работать в командах высокотехнологичных российских компаний, участвовать в научных и инженерных проектах», - подчеркнул президент.

Вторая грань синергии – это междисциплинарность, которая выражается в выстраивании научной работы по приоритетам Стратегии НТР, а также в рамках совместных проектов образовательного центра с бизнес-партнерами из числа наиболее высокотехнологичных компаний.

Системность
«Сириус» из уникальной площадки превратился в центр созвездия, тиражируя свои практики в региональные центры, а также в рамках ассоциации школ-партнеров. На его базе проходят переподготовку педагоги. Он является флагманом, образцом и центром компетенций для системной перестройки образования в России. Кроме того, Университет Сириуса будет служить платформой, на которой лучшие студенты всех вузов страны смогут проходить модульные программы и курсы. В перспективе Елена Шмелева отметила, что через три года планируется начало реализации собственных инновационных программ магистратуры и аспирантуры.

Демократический элитизм
Центр отвечает за жизнеспособность гибрида идей «таланта» и «равенства возможностей». «Мы обязательно должны добиться того, чтобы каждый ребёнок мог найти и реализовать себя, открыть свои таланты, свой дар, который, безусловно, есть у всех, а дети, которые проявляют особую одарённость, могли рассчитывать на дополнительное содействие со стороны государства», - такую задачу ставил и продолжает обозначать Владимир Путин.

Интеграция
На базе «Сириуса» уже в этом году начнет работу научно-технологический университет. Ключевые направления его работы - информационные технологии и искусственный интеллект, генетика и науки о жизни, когнитивные исследования. И в этом, мы отмечаем явно видна глубокая интеграция «Сириуса» и Елены Шмелевой в «группу прорыва» - ведь обозначенные траектории являются одними из магистральных для Курчатовского института (М. Ковальчук) и Росатома (С. Кириенко).

Центр интегрирован в научно-технологический и социально-экономический прорывы – президент Владмир Путин подчеркнул, что «такой подход не имеет мировых аналогов и в полной мере соответствует задачам, нашим национальным целям, требованиям будущего, скорости технологических и общественных изменений».

Партнерами «Сириуса» выступают ведущие вузы и научные центры страны – Курчатовский институт, МГУ, СПбГУ, ИТМО, МГИМО, МФТИ, ТГУ и др.

http://kremlin.ru/events/president/news/61276
источник
Научно-образовательная политика
Прорыв Сириуса (2/3)

Сквозные траектории
Университет «Сириуса», как отметил президент, «станет ядром инновационного научно‑технологического центра, который создаётся здесь, в Имеретинской долине. Его резидентами станут наши ведущие высокотехнологичные компании, а партнёрами – научные организации и университеты».

Таким образом произойдет обкатка реального формирования ИНТЦ. Ближе всего (кроме «Сириуса») к этому подступил ДВФУ с научно-образовательно-технологической экосистемой на острове Русский. «Сколково» остается одним из образцов, но его образовательный блок (в основном речь о Сколтехе) заметно слабее потенциала «Сириуса». А вот долина МГУ «Воробьевы горы», несмотря на весь лоббисткий потенциал проекта и активную поддержку со стороны «Иннопрактики», пока что немного отстает по темпам воплощения в жизнь.

Кроме того, именно на базе «Сириуса» удастся сформировать сквозные траектории, который создадут полные циклы – талантов (от поиска до мирового уровня работы), проектов (от идеи до тиражирования), инноваций (от исследований до выпуска высокотехнологичной продукции и оказания уникальных услуг). Дополнит школьный уровень «прокачки» талантов, реализуемый в рамках смен в «Сириусе», создаваемый Имеретинский лицей. Его программы предполагают не только школу «полного дня», но также и детский сад (то есть уровень дошкольного образования).

Отметим, что региональные «Сириусы», как правило, создаются, в том числе, для кадрового обеспечения будущих научно-образовательных и научных центров мирового уровня. Особенное значение это имеет именно для НОЦ, в которых значительна роль университетов – основных потребителей талантливых выпускников системы «Сириуса». Эту же идею заимствовали в своем проекте «опорных школ» Минпросвещения и Российская академия наук.

В конце своего вступительного слова президент еще раз обозначил миссию «Сириуса»:

«Весь проект «Сириус» призван стать своего рода лабораторией, площадкой для творческой свободы, поиска и экспериментов, в том числе здесь должны рождаться и внедряться на практике передовые тенденции в дизайне, урбанистике, социальном развитии, создании новых возможностей для людей, для молодёжи – словом, те новаторские, креативные подходы к формированию современного пространства для жизни, которые востребованы у нас везде, по всей стране».
источник
Научно-образовательная политика
Прорыв Сириуса (3/3)

Владимир Путин в рамках своего визита также осмотрел новый комплекс «Школа», строительство которого завершилось в марте 2019 года. Здание оборудовано с использованием передовых технологий и предназначено главным образом для обучения детей из инженерно-математических и химико-биологических классов.

Президент посетил также семинар для учеников спортивных школ и тренеров юношеских региональных хоккейных команд, организованный Федерацией хоккея России.

Главу государства сопровождали руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелёва и помощник Президента Андрей Фурсенко.

Фактически мы продолжаем наблюдать за разделением функционала между двумя кураторами в области науки и образования – г-жа Шмелева отвечает за работу с талантами, сквозные проекты (от школы до лаборатории мирового уровня) и эксперименты, а в целом – за уровень школ; г-н Фурсенко курирует науку и высшее образование, вопросы их интеграции и взаимодействия с бизнесом в рамках более традиционных форматов.

Обратим также внимание на «мейстерскую цепь», которая послужила Елене Шмелевой не только изящным украшением на заседании Попечительского совета, но и лишний раз подтвердила – в «Сириусе» действительно происходит синергия различных форм активности человека (спорт, наука, искусство).

Это же позволяет «Сириусу» выступать в качестве нейтральной площадки, на которой различные элитные группы могут (и должны – в этом ключевая мысль президента) совместно работать на общее благо (та же идея цепи).

Действительно, в рамках научного направления базовыми партнерами центра являются и Курчатовский институт («группа прорыва») и МГУ (традиционный союзник РАН). Многие регионы (независимо, кто их возглавляет – управленцы нового формата или креатуры элитных групп) участвуют в создании региональных центров по модели и методикам Сириуса (таковых уже 52, а в перспективе – все субъекты). Хоккей (вспомним Ночную хоккейную лигу) выступает в качестве некоего сверхэлитного «клуба», а шахматы в том или ином виде сопряжены с работой Аркадия Дворковича как президента ФИДЕ (через его персону идет связка со Сколково и в целом – командой премьер-министра Дмитрия Медведева).

Впрочем, та же цепь символизирует и тяжесть этого труда, необходимость принимать взвешенные (и часто нелегкие) решения, думать об общем благе. В этом смысле модель «Сириуса» важна не только для образования или работы с талантами, но и для всей страны.
источник
2019 August 07
Научно-образовательная политика
Драйв и молодежь

Тема молодежной политики и роли студенчества в современной общественно-политической жизни приобрела особо громкое звучание в последнее время. «Школьников Навального», судя по всему, стали сменять «студенты Соболь» – молодежь стремительно втягивается в водоворот политических баталий. И адекватных не то, что решений – а даже трактовок этой проблемы (кроме банальных «молодежь бунтует») практически нет.

Ключевая тема в Телеграме и экспертной среде – поиск виноватых.

Одни винят университеты – как рассадники вольнодумства. Вообще университетская среда, конечно, сильно расколота. Между руководством и студентами пролегают все возможные разделительные линии – идеологические, исторические, возрастные. Банально не может ректор пенсионного возраста с комсомольским прошлым понять недовольства миллениалов. Это вопрос скорее физиологии, а не широты взглядов. А запрос у студентов, на самом деле, достаточно прост – они чаще хотят обсудить, поговорить откровенно, высказать свои идеи. У редакции НОП суммарный стаж педагогической деятельности приближается к паре веков – и ни разу за время серьезных внутри- или внешнеполитических кризисов не удавалось избежать обсуждения текущих событий. Для физиков это проще, для гуманитариев или общественников – намного сложнее. Проблема университетов в том, что они сознательно отталкивают от себя политическую субъектность – отсюда и панические заявления (чаще всего) некомпетентного и престарелого коллективного ректората. И чуть более прагматичная позиция более либеральных вузов – но тут уже вступает в силу региональная или федеральная политика.

Для других корень зла – это Росмолодежь. Действительно, ведомство с сильно сомнительным по критерию профессионализма кадровым составом руководства откровенно тяготеет к крупным мероприятиям (много подрядчиков – много распила) или к формальным конкурсам (скучно, банально, да и победители часто известны заранее). Однако, стоит задать вопрос – а чего вы хотите от Федерального агентства по делам молодежи? Создано бюрократическое (в любых смыслах слова) ведомство, которое отвечает за часть работы по реализации (ибо выработка находится в других институтах) молодежной политики. Тут две аналогии – с пианистом и танцором – как умеют, так и справляются с мешающими обстоятельствами. В конце концов, очевидно, что Росмолодежь – это «Управление по делам Леса» (см. «Улитка на склоне», Стругацкие), которое толком и не понимает, с чем работает. Но вина ли в том исполнителей? Они могли бы, условно говоря, раздать 10 000 микрогрантов местным ЛОМам (лидерам общественного мнения), но что будет потом? Счетная палата – прокуратура – уголовка. Конечно, проще собрать очередной никому не нужный масштабный слет, куда поедет проверенный актив, который не будет задавать лишних вопросов (пусть и кормят там не ахти, да и палатки протекают).

Все же все критики упускают из виду простой и очевидный вопрос – зачем молодежи протестовать? И здесь, по сути, есть один ответ – драйв. Протест – это кайф, протест – это быть частью чего-то большего, чем ты, протест – это круто. И вот этот аспект упускают все теоретики, практики, критики. Ни Росмолодежь, ни университеты не предоставляют возможность «выпустить пар». И там, и там все строго, регламентировано, по-взрослому.

И тем не менее, нельзя сказать, что не ведется работа – причем проактивным образом. Вся система патриотизма участия, выстраиваемая С. Кириенко и А. Комиссаровым на площадке АНО «Россия – страна возможностей» служит крайне важной цели. Не столько, в том числе, перетащить бунтарей на свою сторону, сколько сформировать реально функционирующую альтернативу для канализации избыточной энергии. Когда самые активные перебесятся (или будут переломаны – увы, это факт нашей судебно-правоохранительной системы), у них должно быть некоторое окно возможностей для реализации пассионарности, но теперь уже – в приемлемых и общественно-позитивных рамках (в рамках проектов по развитию городской среды – об урбанизме в «Сириусе» говорил В. Путин, решению острых социальных вопросов и т.п.).
источник