Новый взгляд на эффективность вузов
Министерство науки и высшего образования предлагает внести изменения в перечень показателей эффективности деятельности университетов. Проект приказа
размещен на портале
regulation.gov.ru.
Категории университетов
Вместо трех групп «по статусу» («федеральные», «национальные исследовательские» и обычные) вводятся две по географическому признаку. Первая – университеты, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, вторая – все остальные. По идее это должно способствовать более сбалансированной оценке и исключить явный «столичный бонус» от концентрации вузов, научных институтов и высокотехнологичного бизнеса. Однако, для самих вузов, расположенных в двух столицах, это скорее всего приведет к большему расслоению.
Критерии
Новые показатели эффективности разделены на пять частей:
1. качество образования – средний балл ЕГЭ; доля магистрантов и аспирантов (ординаторов, ассистентов-стажеров);
2. международная деятельность – доля иностранных студентов;
3. научная деятельность – темп прироста доходов от НИОКР; число публикаций в Web of Science на 100 НПР в год; число цитирований в Web of Science за последние 5 лет на 100 НПР в год;
4. финансовая деятельность – темп прироста доходов; качество финансового менеджмента;
5. работа с кадрами – выполнение квоты по приему на работу инвалидов.
Выводы и замечания
Основная часть сведений будет извлекаться из мониторинга Минобрнауки.
Новые критерии достаточно полно интегрированы с целями «майского указа», а также профильными мероприятиями нацпроектов «Наука» и «Образование».
В новом приказе практически все показатели эффективности вузов окажутся меньше, чем в действующем законе (на это
обращает внимание Индикатор).
Наибольшие вопросы вызывает критерий «научная деятельность» - исключение Scopus крайне неоднозначно воспринимается экспертным и профессиональным сообществом.
Публикационная активность теперь измеряется исключительно по БД Web of Science. Scopus более не учитывается – и это достаточно серьезный удар по вузам, специализирующимся на гуманитарных и общественных науках. У них значительная часть отчетных цифр – это именно публикации в Scopus.
Достаточно странным является исключение Scopus на фоне того, что он наравне с WoS входит в показатели нацпроекта «Наука» - например, по количеству российских журналов, включенные в эти базы данных.
В проекте приказа отсутствует конкретизация, что входит в понятие Web of Science – традиционно не учитывались издания из «российской полки» (Russian Science Citation Index). Однако, на фоне исключения Scopus этот вопрос снова становится актуальным.
Минобрнауки формально право, разводя критерии оценки эффективности (внутреннее дело Минобрнауки) и оценку результативности (проводимую с участием РАН – об этом мы
писали в контексте последнего Президиума Академии наук). Плюс отдельно должна существовать оценка выполнения нацпроекта «Наука» и квалификационные требования для участия в конкурсных отборах по его мероприятиям (это логично следует из того факта, что Scopus в нацпроекте упомянут).
Однако, более правильным, на наш взгляд, было бы создание единой сквозной системы учета публикационной активности университетов и научных организаций – прозрачной, понятной, с разбивкой по разным базам данных, публичной. А уж производные значения можно подсчитать с помощью нехитрых формул.
Есть определенные основания полагать, что в итоговый текст приказа все же могут быть внесены некоторые корректировки, особенно по пунктам, вызывающим наибольшую критику и непонимание со стороны научно-образовательного сообщества (показатели публикационной активности).