Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 August 01
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Образовательный кредит как инвестиция в свое будущее

Минобрнауки России и Сбербанк подписали Соглашение о господдержке образовательного кредитования

В России начинается реализация совместного проекта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и ПАО «Сбербанк» о государственной поддержке образовательного кредитования граждан.

Согласно подписанному соглашению, с 1 августа 2019 года при оформлении образовательного кредита студентам вузов, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, будет предоставлен льготный период на весь срок обучения и дополнительно три месяца. В течение льготного периода заемщик не выплачивает банку основной долг по образовательному кредиту и часть процентов за первый и второй годы пользования образовательным кредитом. Вместе с тем, начиная с третьего года, платежи по погашению текущих процентов осуществляются в полном объеме. При этом процентная ставка по кредиту для студента не превысит 9% годовых при действующей ключевой ставке.

Студент может оформить кредит на срок обучения (льготный период) плюс не более 120 месяцев.

Важным и обязательным условием в отношении заемщика со стороны банка является отсутствие обязанности предоставления обеспечения (поручительства) для получения образовательного кредита.

Оформить образовательный кредит можно будет во всех структурных подразделениях ПАО «Сбербанк России», начиная с сегодняшнего дня (1 августа 2019 г.). При обращении необходимо иметь следующие документы:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- договор о предоставлении платных образовательных услуг, заключенный с организацией осуществляющей образовательную деятельность;
- счет на оплату от организации осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающий стоимость получаемых образовательных услуг;

Для заемщиков в возрасте с 14 до 18 лет, дополнительно предоставляется:
- паспорта законных представителей;
- свидетельство о рождении заемщика;
- разрешение на заключение кредитного договора от законных представителей заемщика и органов опеки и попечительства.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1719
источник
Научно-образовательная политика
РАН vs ВАК: эскалация конфликта (1/2)

Продолжается противостояние Российской академии наук и Высшей аттестационной комиссии. Поводом к горячей фазе боевых действий послужило предложение РАН (принято на последнем перед летней паузой Президиуме) об отторжении ВАК от Минобрнауки и переподчинении ее Правительству.

На первом заседании Пленума Комиссии нового созыва 26 июня была принята рекомендация «Новые подходы к нормативно-правовому регулированию системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации». Вчера ее текст был размещен на официальном сайте ВАК.

ВАК рекомендует:

Считать целесообразным:
- Включение в состав диссертационных советов ученых со степенью Ph.D, а также ученых со степенью кандидата наук (определены критерии). – Данное решение открывает дорогу к официальному включению иностранных ученых в составы диссоветов (как ВАКовских, так и организаций с правом самостоятельного присуждения ученых степеней).
- Восстановление в Российской Федерации практики защит диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в виде научного доклада, подготовленного на основе совокупности опубликованных работ (для ВАКовских диссоветов).

Считать возможным защиту диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по научному докладу (по совокупности научных работ) в организациях, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней (определены критерии).

Этот блок решений лишний раз подчеркивает приверженность и Минобрнауки, и самой ВАК на формирование дуальной системы – ведущие вузы и научные институты (которые, судя по имеющейся практике выдвигают повышенные требования к соискателям) получают больше свободы – в том числе, могут присуждать кандидатские степени по научному докладу. При этом основная масса диссертационных советов (ВАКовских) контролируется более жестко – по докладу в них можно защищать лишь докторские. В целом, решения ожидаемые и позитивные – высокие требования к публикациям в международных базах данных уже служат подтверждением достаточности научной составляющей диссертации (напомним, что обе из них – и докторская, и кандидатская – по своей сути являются квалификационными работами, чья задача – продемонстрировать уровень исследователя).

Требования по публикациям для защит определены следующим образом:

Докторские:
-  по физико-математическим, химическим и биологическим наукам  -  не менее 5 публикаций (Q1 - Q2) для диссертаций, защищаемых после 01.09.2020;
-  по медицинским, техническим и аграрным наукам - не менее 3 публикаций, (Q1 - Q3; после 01.01.2021);
-  по гуманитарным, общественным и социально-значимым  наукам  -  не менее 2 публикаций (01.01.2021).

Кандидатские:
-  по физико-математическим, химическим и биологическим наукам  -  не менее 1 публикации; после 01.01.2021.

Все вышеуказанные изменения, в принципе, были ожидаемы.
источник
Научно-образовательная политика
РАН vs ВАК: эскалация конфликта (2/2)

Наиболее интересен пункт 3.2 Рекомендаций.

«В связи с проводимой РИНЦ политикой произвольного исключения из РИНЦ изданий, уже включенных в утвержденный Минобрнауки России по рекомендациям Президиума ВАК Перечень научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук на соискание ученой степени доктора наук, исключить из приказа Минобрнауки России от 12 декабря 2016 года № 1586 пункт 9 Требований к рецензируемым научным изданиям, касающийся обязательности регистрации научного издания в РИНЦ».

Таким образом, ВАК наносит удар по сформировавшейся связке РАН-РИНЦ. Сам же РИНЦ начал страдать от своей политики перехода из статуса «агрегатора» в положение «оценщика качества».  

Рекомендации ВАК вызвали бурную реакцию. В частности, вице-президент РАН Алексей Хохлов заявил:

«Подоплека тут такая: в последнее время РИНЦ по представлению Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований стал исключать журналы, которые допускают явные злоупотребления с точки зрения общепринятой научной этики. Среди них оказались и журналы из списка ВАК. Ясно, что кое-кому в ВАК это не понравилось».

И тут же Академия устами Алексея Ремовича решила нанести ответный удар. Заботясь о высоком статусе ВАК (и настаивая на ее переподчинение Правительству) РАН решила дискредитировать работу нового созыва Комиссии (да-да, логики здесь немного, но это факт):

«Как рассказали мне члены РАН, присутствующие на заседании 26 июня, пункт 3.2 рекомендаций вызвал бурные возражения и не был принят Пленумом ВАК. И вот он появляется в неизменном виде в документе за подписью В.М.Филиппова и И.М.Мацкевича. Хотелось бы, чтобы представители руководства ВАК разъяснили, как это могло получиться».

Вообще, складывается ощущение, что оба участника боевых действий – и ВАК, и РАН – начинают выходить на неконвенционные методы ведения войны. Причем в большей степени это характерно именно для Академии. Она регулярно обостряет конфликт.

Складывается ощущение, что РАН буквально «отрабатывает заказ» на Владимира Филиппова – начав с претензий к нему в покрытии жуликов и коррупционеров, через обвинение во вранье относительно допуска членов Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований на заседания ВАК (и Президиума), теперь Академия решила впрямую выдвинуть обвинение в подлоге, фальсификации документов и обмане членов ВАК.

Мы не испытываем иллюзий – Владимир Филиппов далеко не во всем может быть назван эффективным управленцем. Однако, его как весьма прагматичного и острожного политика сложно заподозрить в принятии столь топорных и грубых решений.

Эксперты НОП в обеих организациях (и ВАК, и РАН) внимательно следят за развитием конфликта. Однако, уже сейчас можно сказать, что он начинает приобретать неконтролируемый характер, который грозит всерьез нарушить функционирование системы госуправления в науке. И главная вина за эскалацию напряженности лежит именно на Академии наук.
источник
Научно-образовательная политика
Бюджетные места – дискуссии о новых подходах

В НИУ ВШЭ состоялось заседание межведомственной рабочей группы по подготовке новой модели расчета и распределения контрольных цифр приема в вузы.

В заседании приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Сергей Кузьмин, директор Департамента экономической политики Минобрнауки России Андрей Омельчук, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк.

В основу обсуждения, участниками которого стали представители вузов и отраслевых министерств, легла модель расчета контрольных цифр, подготовленная Минобрнауки с учетом предыдущих предложений рабочей группы. О ее принципах и основных параметрах рассказал Андрей Омельчук.

Распределение контрольных цифр происходит в два больших этапа. На первом необходимо установить общий объем бюджетных мест (исходя из госгарантий и численности выпускников школ), их разбивку по укрупненным группам направлений и специальностей и по регионам. Здесь важна роль центров ответственности — министерств и ведомств, отвечающих за отраслевую подготовку, а также роль регионов, в которых происходит создание рабочих мест и трудоустройство подготовленных специалистов.

При региональном и отраслевом распределении бюджетных мест предлагается учитывать данные о трудоустройстве по той или иной специальности за последние три года в конкретном регионе. В то же время некоторые члены рабочей группы считают, что более репрезентативными будут сведения о заработках — они учитывают и тех выпускников, кто не трудоустроен официально или находится на самозанятости.

Как звучало на совещании, говоря о спросе на рынке труда, необходимо помнить и о том, что он покрывается не только выпускниками-бюджетниками. «Мы понимаем, что разные специальности, как и разные регионы, различаются в плане привлекательности и возможностей коммерческого обучения», — заметил Андрей Омельчук.

Заместитель проректора ВШЭ Юлия Лежнина в связи с этим обратила внимание на еще одну проблему — недофинансирования отдельных направлений подготовки, очень популярных у абитуриентов. Конкурс на таких направлениях или специальностях оказывается настолько высоким, что абитуриентам даже с очень хорошими баллами приходится идти на платные места (пример — востоковедение). На другие направления спрос заметно ниже, а бюджетных мест относительно много. В результате там бесплатно могут учиться абитуриенты с невысокими баллами.

Второй этап распределения контрольных цифр — конкурс между вузами. Они направляют заявки на то количество бюджетных мест, которое считают для себя необходимым. Предлагается удовлетворять аппетиты вузов не пропорционально, а последовательно — от лучших вузов вниз по списку. Критерии такого ранжирования вузов также являются предметом дискуссии. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что более гибким подходом было бы не присваивать каждому вузу индивидуальный рейтинг, а объединять их в группы.

На обсуждение было вынесено предложение выделить до 10% от общего числа бюджетных мест лучшим вузам на федеральном уровне, а оставшиеся — распределять на региональном уровне. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил сохранить нынешний баланс: 30% на 70%.

Участники совещания также высказались за предоставление ведущим вузам большей гибкости при распределении контрольных цифр — делать это не по стандартной схеме с почти 60 укрупненными направлениями подготовки, а в рамках более общих направлений: по естественным, экономическим, гуманитарным наукам и т.д. Также предложено установить минимальное количество мест, которое может быть выделено каждому вузу по отдельному направлению подготовки, например, не менее 50 мест на массовых направлениях и не менее 25 — на остальных.

Все высказанные в ходе обсуждения рекомендации будут обобщены и представлены в Минобрнауки России для доработки новой модели распределения контрольных цифр. Ее постепенное внедрение планируется начать в 2021 г. Окончательный переход на новую модель предполагается завершить в 2025 г.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1720
источник
Научно-образовательная политика
У нас только один вопрос - зачем роботу ноги в условиях невесомости?

https://t.me/dimsmirnov175/6325
источник
Научно-образовательная политика
Весь строй не в ногу, одно востоковедение – в ногу!

Мы несколько раз обращались в наших аналитических материалах к проблеме «востоковедения». Проблему отсутствия научной субъектности этого направления в существующей системе структурирования высшего образования мы уже препарировали  ранее.

Новый виток дебатов развернул ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов – он заявил, что ряд направлений бакалавриата в вузах, например, «Востоковедение», должны преподаваться в течение пяти, а не четырех лет, что должно быть зафиксировано в соответствующих федеральных государственных образовательных стандартах. Объяснил Ярослав Иванович это тем, что в подобных направлениях подготовки «много нарратива».

Прежде всего, в очередной раз отметим ряд обстоятельств:
1.  направление подготовки называется «востоковедение и африканистика»;  
2.  никаких содержательных отличий от «зарубежного регионоведения» оно не имеет, а изучение, допустим, Китая и Ирана возможно и там, и там;
3.  вузы, имеющие право на реализацию собственных образовательных программ не по ФГОСам, вольны устанавливать длительность обучения самостоятельно. Собственно говоря, этим правом уже воспользовалась сама ВШЭ, сделав бакалавриат по востоковедению пятилетним.

А далее – обратим внимание, что и «международные отношения», и «зарубежное регионоведение» (а востоковедение – это часть зарубежного регионоведения) вполне себе спокойно укладываются в четырехлетний цикл. МГИМО как лидер обучения (и держатель лицензии, базовая площадка для УМО и т.п.) по этим направлениям уже десятилетия готовит бакалавров за четыре года.

Отсюда вопрос – зачем лишний год бакалаврам востоковедам? Видимо, потому что ИСАА МГУ и лоббисты г-на Садовничего никак не могут успокоиться, отбив себе востоковедение. Требуется «особый статус» для «особых людей» - в этом политика группы МГУ-РАН. Какое уж тут тогда единое образовательное пространство?

Существующая система высшего образования функционирует в рамках трех временных рамок (не берем медиков, с ними особая ситуация) – бакалавриат для подавляющего большинства направлений (4 года), специалитет для особых случаев (5 лет, приравнивается к магистратуре и дает возможность поступать в аспирантуру), магистратура (2 года).

Мы уже писали – не то, что для выделения в пятилетний специалитет или продления на год срока обучения в бакалавриате, но и с точки зрения сохранения отдельного направления подготовки за «востоковедением и африканистикой» нет никаких оснований.

Так что потенциально может не укладываться в четырехлетнюю подготовку бакалавров-востоковедов? Тьма майноров и микростепеней? Так речь тогда про частный случай ВШЭ – там своя экосистема, в которой пятилетний цикл бакалавриата вполне может быть востребован. Недостаточно часов на изучение восточного языка? Поверьте нашему опыту – ФГОС даже 3 поколения давал возможность загрузить студентов по полной, а уж 3++ предоставляет широчайшие возможности для этого.

Ответ на «хайп вокруг востоковедения» один – это просто политически «вкусно». В условиях, когда с западными партнерами отношения натянуты, российская внешняя политика смотрит на Азию (а заодно – и Африку, ибо направление называется «востоковедение и африканистика»). Видимо, не все трубопроводы дотянуты до границ Китая, не все белухи отправлены в китайские океанариумы, не все выборы на Мадагаскаре проведены, и не все сокровища африканских республик под бдительным контролем российских частных военных корпораций.

Плюс к тому – продолжение противостояния МГИМО – МГУ, а заодно и попытка ряда элитных групп подточить позиции МИД и лично министра Лаврова.

Еще немаловажный аспект – финансовый. За лишний год заплатит либо государство (за бюджетников), либо сам студент (его родитель, опекун, банк по образовательному кредиту, заказчик целевого обучения и т.п.). А в масштабах страны – это деньги немалые.

Так что в этой истории не в Вышке дело, а в совершенно иных обстоятельствах.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️ #ВечернийОбзор от #TV_GRAM

Итак, самое время узнать о чем писали анонимные и не очень телеграм-каналы сегодня, мы собрали для вас только самое интересное, поехали!

📺 https://youtu.be/Ag6IQfhs0CM

Начнём с поста от канала Не баг, а фича. Протесты в Гонконге это протесты уровня "киберпанк". Только поглядите:
https://t.me/bugfeature/957

О космосе пишет канал Пул#3. Президенту представили робота Федора, которого разрабатывали целых 7 (семь) лет. Как тебе такое, Илон?
https://t.me/dimsmirnov175/6325

И вот канал Научно-образовательная политика задает логичный вопрос:
https://t.me/scienpolicy/4983

Мы снова о пожарах, да, понимаю, что тема поднадоела, но вам понравится следующий пост от канала Daily Storm. Оказывается, пожары у нас ЛАЗЕРОМ из другой страны можно начать:
https://t.me/stormdaily/10210

А в Якутии поняли, что спасать свое жилье нужно самим. Канал Якутия 2100 рассказывает, как местные жители боролись с огнем:
https://t.me/ykt2100/11825

И еще о пожарах пишет канал Акитилоп. Если мы смеялись над ИА "Панорама", то теперь будем считать их предсказателями. Шаманы помогут Сибири!
https://t.me/akitilop/9586

Кратко пост от канала Раньше всех. Ну почти, почему коррупционеры берут взятки. Не из жадности же?
https://t.me/bbbreaking/18911

В проброс рубрика "Ничего необычного" от канала СМИ_ли:
https://t.me/internetsmi/1979

Кстати, о Тюмени и пост от канала РегДурдом, отличный там способ придумали ремонта дорог:
https://t.me/regdurdom/2171

Переносимся в Астрахань вместе с каналом Вестник России. Кому-кому там памятник поставили?
https://t.me/vestniki/5458

И закончим постом от канала Новости. Как есть. Россия сделала щедрый подарок Кубе. Прям от нашего дома вашему, так сказать:
https://t.me/nourlnews/9531

На сегодня все!
— Смотрите #TV_GRAM на YouTube!
— Подписывайтесь на наш паблик #TV_GRAM ВКонтакте!
— И читайте нас в Телеграме, @tv_gramrbc - дневник нашей увлекательной жизни!
источник
2019 August 02
Научно-образовательная политика
Ох, Самара-городок...

В развитие кейса о провале фестиваля "iВолга" и сомнительных компетенциях социального блока руководства Самарской области, поделимся нигде не опубликованным ранее диалогом, который состоялся 24 июня в Государственной Думе между Министром просвещения Ольгой Васильевой и Председателем Комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы Татьяной Бодровой.

Эпизод "Попытка дать задание трём федеральным министрам"

Бодрова Т.Е.: Бодрова Татьяна Евгеньевна, председатель Комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы.

Уважаемая Ольга Юрьевна, вы поставили совершенно правильную проблему, чтобы базовая часть заработной платы составляла 70 процентов по отношению к стимулирующей, но мы все понимаем, что в большинстве регионов базовая ставка учителя составляет где-то 5, 8 тысяч, что в полтора раза меньше МРОТ.

Не считаете ли вы, что вместе с Министерством труда, с Министерством финансов на федеральном уровне нужно проработать ситуацию, чтобы базовая ставка учителя была выше МРОТ и тогда будет легче довести зарплату педагога до средней по региону, потому что приходится очень... либо увеличивать количество ставок и ещё увеличивать стимулирующие выплаты.

Мне кажется, что, прежде всего, должна быть на высоком уровне, на таком достаточном базовая ставка учителя. Спасибо.

Васильева О.Ю.: Татьяна Евгеньевна, спасибо. Можно я задам вам вопрос? В скольких школах в Самарской области на сегодняшний день выполняется 70 - база и 30 - стимулирование? Председательствующий. Микрофон, пожалуйста.

Бодрова Т.Е.: Я хочу сказать...

Васильева О.Ю.: Пожалуйста, ответьте мне на вопрос, Татьяна Евгеньевна, в скольких школах в Самарской области выполняется, во-первых, поручение премьера 2016 года и рекомендации Трёхсторонней комиссии, и вы отвечаете за обучение в Самарской области, образования  и Министерство просвещения? Вот сколько школ выполняют неукоснительно этот проект, в вверенном вам Департаменте образования?

Бодрова Т.Е.: Ольга Юрьевна, я хочу сказать, что средняя заработная плата педагога у нас по области 30 тысяч.

Васильева О.Ю.: Татьяна Евгеньевна, я прошу ответить на вопрос, сколько в Самарской губернии школ выполняют это распоряжение?

Бодрова Т.Е.: У нас это распоряжение выполняется. Но я хочу сказать...

Васильева О.Ю.: Сколько школ? Татьяна Евгеньевна, не уходите от вопроса, меня интересуют школы. Вот не надо сейчас творить мифы. Если бы у вас 50 процентов было школ, была бы одна история, 70 процентов – другая история. Я сказала, что 1,78 ставки в Кемерово, 1,1 – в Мордовии. Сколько у вас школ отвечают?

Бодрова Т.Е.: У нас 1,7.

Васильева О.Ю.: Прекрасно. Всё, ответ на вопрос. Сколько школ выполняют 70 процентов?

Бодрова Т.Е.: Я не могу сказать.

Васильева О.Ю.: Ну зачем тогда поднимаете вопрос тогда, стоя передо мной?

Бодрова Т.Е.: А я хочу сказать, что базовая ставка-то учителя составляет 8 тысяч. Как можно вести вот эти...

Васильева О.Ю.: Татьяна Евгеньевна, я ещё раз повторяю: сядьте и посчитайте каждый регион, не надо сейчас заниматься здесь подсчётами не теми. У нас четыре направления оплаты педагогов в стране, у нас нет единой. Отвечая на ваш вопрос. Мы сели с Минтрудом уже в прошлую пятницу, работать над этим вопросом, но вы не можете мне сказать, сколько школ у вас выполняют это поручение? Спасибо.

https://t.me/youthpolicy/983
источник
Научно-образовательная политика
Парламентские слушания "О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации". Здание Государственной Думы. Большой зал. 24 июня 2019 года. 11 часов

Эпизод второй: "Минпросвещения о цифре, горячих туалетах и дагестанских холодах"

Бозиев Р.С.: Уважаемая Ольга Юрьевна, большое спасибо за ваш доклад. Но мне показалось, чтобы мы сегодня должны были бы обсуждать конкретные меры по совершенствованию образования современного, а мы обсуждаем хозяйственные вопросы, всё, что угодно, но не то, что мы должны говорить. Мы должны говорить о цифровом образовании, мы должны говорить о том, насколько система образования, вернее, методическое обеспечение системы образования по цифровому образованию готово, насколько научное обеспечение готово, то есть меры по совершенствованию не вчерашнего образования, а сегодня и уже завтрашнего образования мы должны были бы, наверное, говорить. Если так, то хотелось бы понять, в каком состоянии этот вопрос находится. Спасибо.

Председательствующий: Представьтесь, пожалуйста.

Бозиев Р.С.: Главный редактор журнала "Педагогика", профессор, Бозиев моя фамилия.

Васильева О.Ю.: Спасибо большое, коллеги, спасибо за ваш вопрос. Я отвечу вам. Для того, чтобы сейчас делать большой рывок, у нас разное обеспечение материально-техническое в каждом регионе, и вы это знаете не хуже меня. Есть регионы, которые готовы к цифре и сейчас, хотя цифре должно быть посвящено не одно совещание, не одно собрание, не одни пленарные чтения, потому что это вопрос, который творит мифологию каждую секунду.
Но мы сейчас говорим, уважаемые коллеги, о возможности доступного, это конституционная гарантия, качественного, базового образования для всех. Есть ещё в стране главная задача вот моя, вы можете отворачиваться, можете не отворачиваться, как министра просвещения, чтобы большая часть... Значит, у нас 80 процентов школ – это базовые, и 20 процентов – инновационные. У нас каждый ребёнок должен иметь гарантию на качественное образование.

Если у меня 23,5 тысячи сельских школ и из них, я приведу вам цифры, чтобы было понятно, 1 тысяча 38 без тепла, без воды, без отопления, в частности, без отопления 543 школы в Дагестане. Я с большим удовольствием буду с вами обсуждать цифровое образование, более того, мы проведём туда Интернет и у нас в этом году уже к концу 2021 года у нас скоростной Интернет - там беспрецедентные деньги.

Я вам другое могу сказать. У нас готов портал РЭШ (российская электронная школа). Если вы смотрели, как он работает... он сейчас даёт возможность новых технологий и будет давать их больше. Но я глубоко убеждена, это моё мнение, что можно говорить параллельно и будем говорить, но должно быть и горячее питание, и туалет горячий для того, чтобы были здоровы дети, и свет, и отопление. И вот мы пришли для того, чтобы сейчас эти вопросы обсудить и с депутатами, и с теми коллегами, которые приехали.

Всё, что касается цифры, новых технологий, я могу ещё 45 минут рассказывать, что у нас сделано для того, и что мы уже запустили в регионы, где есть материально-техническое оснащение. Мы должны постараться выровнять в течение шести лет к 2021 году возможность платформы, которая вошла в историю, уже вошла, как цифровое образование Российской Федерации, беспрецедентное средство.

Эпизод первый - "самарский" - тут.
источник
Научно-образовательная политика
Эпизод третий: Спасение (утопление) управляющих - дело рук самих управляющих (проверяющих)

Харченко К.В.: Добрый день! Харченко Константин Владимирович, город Белгород, Институт развития образования.  Вопрос такой. Есть хороший закон о защите прав предпринимателей 294-й, а нет закона о защите прав директора школы при контрольно-надзорной деятельности. Вот эта сфера очень важна, потому что директор большую часть времени думает о том, чтобы избежать разных нарушений, и при этом эти нарушения чисто формальные, а наказывают школу рублем, при том, что денег и так нет. Вот логику здесь нужно найти и ввести аналогичные меры, рискоориентированный подход, например, журнал учета проверок и так далее. То есть как предпринимателя защитили, хотелось бы, чтобы были защищены и директора школ. Спасибо.

Кравцов С.С.: Спасибо за вопрос, но он распадается на две части.

Первая часть – конечно, если есть нарушения прав на образование в данном образовательном учреждении, я не говорю сейчас про директора школы, про любого руководителя образовательного учреждения, мы, если касается наших проверок, служба по контролю и надзору, мы выявляем это нарушение и соответствующее предписание даем и даем время на его устранение. В частности, по высшему образованию, допустим, принят был закон, что нельзя увеличивать размер платы за обучение больше, чем инфляция. Но некоторые ректора то ли не читали этот закон, то ли не захотели его прочитать, стали нарушать этот закон, и наши проверки восстановили требования закона, и соответствующие предписания были внесены. Это первое.

Второе. Много проверок, которые проводит не Рособрнадзор, вы это знаете, и мы эту проблему обсуждаем с другими проверяющими органами. Сегодня Министерством экономического развития подготовлен новый законопроект вообще о контрольно-надзорной деятельности, который как раз ориентирован на рискоориентированный подход. Мы со своей стороны уже два года внедряем рискоориентированный подход и как раз проверяем те школы, где либо результаты необъективные, завышают оценки, оказывая медвежью услугу школьникам, либо где результаты низкие, но низкие не для того, чтобы кого-то наказать, а для того чтобы оказать методическую помощь, поддержку, дать программу развития, чтобы школа развивалась.

Но в рамках вот совершенствования контроля и надзора... И количество проверок, кстати, я на коллегии министерства докладывал, на 15 процентов, вот по итогам прошлого года, наших проверок сократилось,  но они стали более точечными. Конечно, нам нужно систематизировать этот вопрос, и я уверен, что в рамках реализации нового законопроекта, и мы сегодня создали у себя соответствующую рабочую группу, как раз вот эти моменты будем учитывать, и те школы, которые работают эффективно, которые показывают стабильно высокие результаты, конечно, должны... эти проверки должны сходить на минимум. Спасибо.
источник
Научно-образовательная политика
Эпизод четвертый: "О достоинстве и свободе учителя"

Прочтите стенограмму выступления  Олега Смолина - бессменного первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Пожалуй, это единственный член Комитета, работа которого традиционно видна, заметна, и достойна высокой оценки.

Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович. Прежде всего, я хочу поблагодарить Председателя Государственной Думы за решение о проведении слушаний и сразу внести два предложения.

Первое. Предлагаю принять не просто рекомендации, но, возможно, постановление Государственной Думы, как документ более высокого уровня.

И второе. Может быть, через год провести аналогичные слушания по проблемам профессионального образования.

Извиняюсь, некоторые снобы, недавно обозвали российских учителей "неудачниками и серой массой", вместо того, чтобы поклониться российскому учителю за такие результаты при таких условиях труда. (НОП писал ранее о чудо-проректоре РАНХиГС Иване Федотове).

Два слова о свободе.

Несколько учителей, к которым мы обращались с предложением выступить сегодня на парламентских слушаниях, несмотря на то, что им говорили, что Председатель Государственной Думы хочет получить объективную картину, не решились этого сделать, им запретили директора.

Российский учитель занял первое место по количеству времени, которое они затрачивают на бюрократические процедуры. Кстати, по данным того же Общероссийского народного фронта если считать не только горловую нагрузку, но в целом нагрузку учителя, она составляет 68-70 часов в неделю, уважаемые коллеги.

Комитет Государственной Думы подготовил соответствующее предложение по дебюрократизации образования. Ключевые: одна проверка в год не более, не более одной проверки в год, и, соответственно, ещё одно ключевое предложение – это запрет запрашивать информацию, которая должна размещаться на сайтах образовательных организаций. В противном случае, как говорил директор школы из Краснодара на наших парламентских слушаниях, принцип образовательной политики будет такой: "Дети, уйдите из школы, не мешайте реализовывать национальный проект "Образование".

Я поддерживаю Сергея Сергеевича [Кравцова - НОП]. В 90-х увлеклись рыночной идеологией в образовании. Я уверен, что нам нужно, как сказала Ольга Юрьевна, исключать из образования теорию так называемых образовательных услуг. К сожалению, правительство не согласилось с предложением министра, а Государственная Дума с нашим предложением в части законопроекта, но я уверен, что мы должны продолжать работу в этом направлении, потому что теория услуг выхолащивает духовно-нравственное содержание нашей образовательной политики и нашего образования.
источник
Научно-образовательная политика
Эпизод пятый: "О полярности мнений"

Для понимания существующей полярности мнений о проблемах и задачах в научно- образовательной политике - публикуем стенограмму выступления Ольги Епифановой, заместителя Председателя Государственной Думы (фракция "Справедливая Россия").

Дорогие друзья!

Сразу о позиции партии "Справедливая Россия" в отношении реформ образования, проводимых в течение всех этих лет в нашей стране. Постараюсь коротко.

Безусловно, реформы в образовании фактически уничтожили единое образовательное пространство страны, нет согласованности учебников, отсутствуют единый по срокам график прохождения учебного материала, дети и семьи становятся заложниками разных программ.

ЕГЭ должен был избавить нас от коррупции приемных комиссий, дать школьникам возможность поступать в отдаленные вузы. Справился ли ЕГЭ с коррупцией? Нет. До сих пор страну сотрясают скандалы и уголовные дела, более того, ЕГЭ переместил затраты родителей в коррупционную составляющую совершенно в другие сферы.

Фактически ЕГЭ поставил школу на грань, за которой начинается тотальная подготовка к экзаменам вместо прохождения школьных программ. И что касается вузов, теперь вуз не имеет право выбирать себе контингент, за обучение которого отвечает и в связи с этим очень сильно страдают региональные технические вузы.

Реформа больно ударила по региональным вузам, дело не только в том, что она работает как пылесос, вытягивая самых лучших учеников в вузы Москвы, но дело в том, что, получив прекрасно образование, ученики не возвращаются в родные регионы. И выпускник московской Губки или Петербургского горного университета не поедет на шахту в разрез или нефтяное месторождение рядовым инженером сменным или буровым мастером. Аналогичная ситуация с врачами, учителями. А разрушение региональных вузов очень сильно влияет на разрушение региональной экономики.

Больным стал вопрос самого педагогического образования. Сам факт закрытия или перепрофилирования более 40 педагогических вузов означает не просто неуважение к профессии, отрицание самостоятельного статуса профессии педагога по какому-то ни было предмету. Преподаватель математики – это не плохой математики, преподаватель русского языка и литературы – это вовсе не человек, который закончил филфак, но которого не взяли в аспирантуру, издательство, редакцию. Это мина, заложенная под будущее страны, и только полноценная система подготовки учителей может помочь решить стоящие перед страной задачи, это ключ к будущему.

Разрушена система профессионального образования. Падение технологической дисциплины на производстве и постоянные жалобы конструкторов, в том числе оборонных отраслей, что у них нет хорошо подготовленных инженеров и конструкторов нужной квалификации, свидетельствует о том, что система профессионального образования от начального до высшего, безусловно, находится в упадке.

Провалом, безусловно, стала Болонская система, она разрушила традиционную, хорошо продуманную логику подготовки специалистов. Мы получаем бакалавров, которые подготовлены по практике хуже, чем выпускники техникума, а магистров, которые совершенно не знают производства.

Что вызывает опасения? Это системный очевидный кризис управления. Разделение управления отраслью на три независимых структуры привело к тому, что есть две инстанции, которые отвечают за подготовку специалистов, это Министерство просвещения и Министерство образования и науки [имеется в виду Министерство науки и высшего образования - НОП].

И есть третья организация, которая ни за что не отвечает – Рособрнадзор, но эта организация может контролировать, проводить совершенно непонятно каким образом вписанные в закон проверочные работы, давать аттестацию, давать аккредитацию и так далее. Повторяю, контролирует тот, кто не отвечает за качество работ.

20 лет непрерывных реформ разрушили саму систему образования и довели её до уровня, угрожающего национальной безопасности страны. Поэтому нужны срочные меры по восстановлению системы образования, ориентированной на интересы страны.
источник
Научно-образовательная политика
Эпизод шестой - в котором Геннадий Зюганов рассуждает о роли Бабы Яги в образовательной реформе России, тюремных туалетах и о том - стоит ли поднимать ручку, если она упала.

Какой ты учитель, когда у тебя нет нормального жилья, нет возможностей. У меня матушка меня четыре года учила в начальных классах, не ставила пятёрки, говорит: моя задача – научить тебя трудиться и передать лучшие ценности и семейные, и страны.

Дальше восьмилетка формировала полноценное образование, а дальше старший класс. По начальным классам мы по-прежнему в первой пятёрке, по восьмилетки мы в принципе в десятке. А дальше всё идёт резко вниз с этой "бабой Ягой", которая готовит идиотов, неврастеников и язвенников.

Кому-то из вас не понравится – это ваше дело, но я вот сейчас каждый день сталкиваюсь с этим, и вы не увидите ни одного родителя, который бы не переживал. Я, например, не предполагал, что могут быть экзамены, при которых ты ручку уронил и не можешь поднять. Тебя надо обязательно провожать в туалет. В тюрьме не провожают в туалет. И надо обязательно – не можешь форточку открыть. Понимаете, надо не доводить любое дело до идиотизма, надо уважать школьников, уважать учителя, уважать свой предмет и любить свою страну.
источник
Научно-образовательная политика
По итогам поездки Дмитрия Медведева в Читу принято решение создать на базе Забайкальского госуниверситета филиал МИСиС, на что выделяют 170 млн рублей.

По словам министра по развитию Дальнего Востока Александра Козлова, оборудование для студентов будет самым новым, чтобы не пришлось переучивать на рабочих местах.

Те кто был в лабораториях МИСиС или любого другого современного университета (и даже не из проекта 5-100, и не в Москве) понимают, что 170 млн рублей - это (в лучшем случае) 1 (одна) новая лаборатория и немного мебели.

Зная стратегию МИСиСа, направленную на укрепление науки, продвинутых, сложных магистерских программ и на сокращение "простых" бакалаврских - представляется очень спорной возможность реализация новым филиалом образовательных программ сравнимого качества.

https://t.me/zabru_chita/8105
Telegram
ZAB.RU
Для вас мы собрали все итоги визита Медведева и федеральных министров в Читу:
🔹Создание ТОР Забайкалье и выделение 200 млрд. рублей инвестиций на наш край. В купе с этим идёт создание 9 тысяч рабочих мест. Ключевой инвестпроект - Удоканское месторождение.
🔹Активнее начинает продвигаться расселение жильцов из аварийного жилья. В программу по расселению аварийного жилищного фонда в Забайкалье войдёт 85 000 квадратных метров.
🔹 Будет подготовлена проектно-сметная документация для строительства новой детской больницы. Та, что имеется сейчас - детская краевая клиническая - премьер-министра не устроила. Что собственно и понятно. К слову, работы по строительству уже начались.
🔹 35 млрд рублей направят на поддержку Забайкальского края. Таких денег наш край еще не получал. Целевое назначение средств не понятно. но Медведев заверил, что все уже обсудили. Нам осталось дождаться результатов. Ух и заживем!
🔹 76 млн рублей будет выделено краю для перехода на "цифру". А точнее на покупку нужного оборудования.
🔹 Поддержана Медведевым…
источник
Научно-образовательная политика
Премьер-министр Дмитрий Медведев дал ряд поручений по итогам совещания, посвященного проблеме лесных пожаров. Упомянуты и вопросы, связанные с научным и кадровым обеспечением лесной охраны и противодействия чрезвычайным ситуациям:

6. Минприроды России и Минобрнауки России представить в Правительство Российской Федерации предложения об усилении научного и кадрового обеспечения деятельности по лесной охране. Срок – до 30 августа 2019 года.

7. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации включать в состав региональных комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности представителей общественности и научных организаций. Об исполнении доложить в Правительство Российской Федерации. Срок – до 15 сентября 2019 года.

10. Минприроды России, Минобрнауки России и Российской академии наук привлечь научные организации к решению проблем, связанных с лесными пожарами, в том числе с учётом изучения и применения зарубежного опыта в данной области. Об исполнении доложить в Правительство Российской Федерации. Срок – до 15 августа 2019 года.

http://government.ru/orders/selection/401/37544/
источник
Научно-образовательная политика
Наша «Чертова дюжина» за неделю на основе репостов.

«Чертова дюжина» федеральных каналов

1.Выборный @vibornyk - лучший агрегатор по выборам.

2.Выборы, выборы, выборы ... @vybora - новости о выборах.

3.КАК-ТО ВОТ ТАК  @kaktovottak  -раскладывают  «инсайды» и «аналитику» человеческим языком.

4.Кремлёвский безБашенник @kremlebezBashennik - хотите инсайд тогда к ним.

5.Мюсли вслух @mysly - свежие мысли на острые темы.

6.Научно-образовательная политика @scienpolicy - политика <-> наука, образование, цифра. Аналитика и инсайды.

7.НЕЗЫГАРЬ @russica2 - гуру телеграмма.

8.ОКОЛОКРЕМЛЯ @okolokremlya - инсайды из-за Кремлевской стены.


9.Политджойстик @politjoystic - авторский взгляд на политику.

10.РосСкандал @rosskandal - канал о самых свежих скандалах российских регионов.

11.СерпомПо @SerpomPo - объективно и жестко о российской политике.

12.Стукач @stukch  - знает, о чем стучит.

13.Суеверная Демократия @sueverdem - просто о сложном, коротко о главном.


«Чертова дюжина» региональные каналы

1.Бабр. Дальше некуда. @babr24 - Политика и экономика Восточной Сибири.

2.Дионис Терруарович Апостолаки @apostolaki_the_cat - основан на реальных событиях Крыма и Севастополя.

3.Жертвы Priжима @PrigimDV – смело о политике в Приморье

4.Zames @zamesinfo – все об уральской политике

5.kavkaz leakbez @kavkaz_leakbez Все о Северном Кавказе.

6.Красноярскгейт @gate24rus - инсайды политики, бизнеса и медиасферы Красноярска.

7.Красноярский Говорун @govoryn_krasnoyarsk - главный красноярский политический телеграм-канал.

8.Ракова позвонить @rakova_pozvonit - стильно о московской политике.

9.Северное измерение @northm - электоральная и экспертная оценка ситуации в Архангельской, Вологодской, Мурманской областях, Республике Коми и Карелия, Ненецком АО.

10.Сибиряк @sidpolit - суровый взор из Сибири.

11.СОВЕСТЬ ГУБЕРНАТОРОВ @guber2 - без купюр. От нас не скроется ни один губернатор!

12.SakhNews @sakhnews - все про Сахалин.

13.Якутия 2100 @ykt2100 - об общественно- политической ситуации в Республике Саха (Якутия).

#Чертова_дюжина
источник
2019 August 04
Научно-образовательная политика
Если отдельные члены команд Минобрнауки и Минпросвещения срывают реализацию нацпроектов (Образование, Наука) и ведут деструктивную деятельность, напрямую подставляя своих министров - как следует поступить?
Анонимный опрос
34%
Заклеймить позором публично, добавив инсайдов - общественность должна знать своих "героев".
18%
Обойтись без публичности, достаточно жесткой аналитической справки для их руководителей.
18%
Обязательно уведомить правоохранительные органы. Срыв нацпроекта - это срыв Майского указа.
6%
Никак. Это внутренние дела министерств, и "простых смертных" они не должны касаться.
13%
Донести им: дело не в "подставе" министра, срыв нацпроектов - беда для системы образования/науки.
11%
Поддержать. Молодцы - всё правильно делают, должен же кто-то.
Проголосовало: 636
источник
Научно-образовательная политика
Были бы рады подтвердить информацию о наличии такого поручения Президента в адрес министра просвещения Ольги Васильевой (п.1), но нет - в этой части инсайд недостоверен.

https://t.me/religiontoday/220
Telegram
Религия сегодня
Стали известны подробности борьбы вокруг Сретенской семинарии

1. Как уже отметили инсайдеры, митрополит Тихон (Шевкунов) действительно обратился напрямую к Путину, чтобы сохранить свою семинарию. Со своей стороны Путин для разговора с Патриархом назначил Ольгу Васильеву. Министр образования, во-первых, преподавала в Сретенке с 2003 года и хорошо знакома с этим учебным заведением, а во-вторых, неоднократно помогала патриархии в лоббировании церковных инициатив. Поэтому из всех тяжеловесов нашего политикума Васильева - это лучший выбор для переговоров, которые, как известно, закончились победой Тихона.

2. Когда ситуация только набирала обороты, Тихон хотел собрать в Псковских Печорах максимум выпускников Сретенской семинарии для богослужения и фактически продемонстрировать Чистому переулку, что они - сила, с которой надо считаться. От этой инициативы Шевкунова отговорили сами выпускники, сказав, что это будет прямым объявлением войны и не приведёт к стабилизации ситуации. Поэтому был сделан верный выбор в пользу…
источник
Научно-образовательная политика
Последние 2 недели несколько экспертов НОП работают в регионах - в рамках предвыборных кампаний кандидатов в губернаторы и в работе с ректорским командами.

У наших коллег очень много переездов наземным транспортом, и один из выводов, которые мы сделали: главные оппоненты г-на Жарова - не Павел Дуров, а "Ростех", отвечающий за покрытие (в ближайшие годы) скоростным интернетом всей России, и сотовые операторы.

Телеграм в сёлах и весях не используют по банальной причине - нет интернета.

Но искренне надеемся, что ситуация с наличием связи (да и ее качеством) будет улучшаться.
источник