Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 July 30
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2019 July 31
Научно-образовательная политика
Опорные вузы: успехи и финансовая поддержка

В рамках реализации мероприятий Национального проекта «Образование» в Минобрнауки России состоялось заседание Совета по реализации программ развития опорных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Темой обсуждения стали итоги анализа результативности реализации программ развития 22 образовательных организаций – это победители конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета в 2017-2019 годах.

Советом принято решение о выделении трех групп опорных университетов на основе оценки их потенциала. При распределении вузов по группам учитывались итоги анализа результативности реализации программ развития опорных университетов в 2018 году. Оценивались три блока показателей: динамика прироста значений ключевых показателей результативности, количественные значения ключевых показателей результативности деятельности опорного университета, экспертная оценка реализации программ развития.

К группе лидеров в реализации программ развития опорных университетов, работа которых оценена наиболее высоко, отнесены Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Новосибирский государственный технический университет.

Во вторую группу вошли 12 опорных университетов. Это  Петрозаводский государственный университет, Череповецкий государственный университет, Ульяновский государственный университет, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Алтайский государственный университет, Мурманский арктический государственный университет, Кемеровский государственный университет, Тольяттинский государственный университет, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.

Итоги реализации программ развития 6 университетов были признаны удовлетворительными. В этой группе оказались Марийский государственный университет, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, Сочинский государственный университет, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Псковский государственный университет, Тульский государственный университет

Решение относительно распределения финансовых средств является одной из контрольных точек по реализации Национального проекта «Образование». Распределение вузов по трем группам предусматривает последующее предоставление вузам государственной поддержки, дифференцированной по объему выделяемой Министерством науки и высшего образования Российской Федерации субсидии.

Отметим, что ряд опорных вузов (например, БелГТУ) входят в консорциумы для формирования научно-образовательных центров мирового уровня, а один из них – Кемеровский государственный университет является базовым для НОЦ «Кузбасс». Этот формат работы в рамках нацпроекта «Наука» даст еще более серьезный толчок для развития данных университетов.

Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1717
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Стратегический замах РАН

Президент РАН Александр Сергеев дал программное интервью «Российской газете». Время выбрано достаточно странное, однако, именно сейчас – после «Острова 10-22» и до старта учебного года – только и можно вписаться в повестку. В последние дни РАН предприняла несколько попыток укрепить свое положение в системе государственной политики (как научно-технологической, так и социально-экономической). Одно из ключевых направлений – функционал в области прогнозирования и планирования.

«Мы считаем, что академия может и должна заниматься прогнозированием на больших трассах развития страны. То есть не на следующий год, не на три года (что мы по бюджету вносим), а дальше - на перспективу», - заявил Александр Сергеев.

При этом подменять ни ЦСР, ни Минэкономразвития, ни Аналитический центр при Правительстве РФ, ни… да вообще никого – РАН не собирается. Академия пытается занять формально вакантное место «прогнозиста на стайерские дистанции», хотя запрос на подобную аналитику практически отсутствует. Горизонты по научно-технологическому и социально-экономическому развитию уже прочерчены на два ближайших рубежа – 2025 год (подведение итогов нацпроектов) и 2035 год (срок действия многих Стратегий и госпрограмм).

Все остальное прогнозирование на более длительный срок – это скорее интеллектуальное упражнение, запрос на который в среде государственного управления отсутствует. И дело даже не столько в традиционно коротком горизонте планирования, сколько в том, что подобные прогнозы в современном турбулентном мире могут устареть уже в момент публикации.

Красивая картинка, в которой РАН является «самым главным прогнозистом» разбивается о тот факт, что сам Александр Сергеев в интервью высказывается весьма противоречиво – то создаваемый в Академии Центр научного обеспечения стратегического планирования и прогнозирования будет занят именно системным социально-экономическим прогнозированием, то он станет заниматься стратегическим планированием в разных направлениях.

В словах Александра Сергеева много амбиций, для которых слишком мало оснований. Тридцать человек, которые только и будут заниматься, что прогнозированием — это и много (прогнозы лучше делают профильные институты, и создаваемому центру сложно будет найти себе тему), и мало (для системного долгосрочного прогнозирования нужны скорее сотни человек, тем более, что сам президент РАН говорит, что нужны очень разноплановые специалисты). Иначе это все выльется в очередное кабинетное размышление на заданную тему. Тем более, что ставки (неудивительно для РАН) будут именно научных сотрудников – никаких вам аналитиков и экспертов. Только научная деятельность.

Академия наук козыряет поддержкой со стороны Совфеда и Совбеза. Опять же, это громко лишь на словах, а на деле подобная поддержка слишком шаткая. Совет Федерации (особенно – в лице Валентины Матвиенко), конечно, уделяет повышенное внимание вопросам, связанным с РАН. Однако, полномочия СФ скорее спящие, хотя по менталитету академики и сенаторы, пожалуй, ближе всего друг к другу.

Совет безопасности, конечно, тоже весьма консервативен и тяготеет к проверенным решениям. Площадку Совбеза Александр Сергеев использовал для того, чтобы запустить в публичное пространство идею о РАН как надминистерском органе координации и контроля за всей наукой (и научным бюджетом) страны. Нестыковки и нелогичности подобных идей мы уже анализировали. Да и вообще Совбез опирается совсем на прогнозы совсем иных структур. РАН же вряд ли когда-то получит доступ к чувствительным для госбезопасности документам.

Отметим, что чаще всего поддержка РАН и ее начинаний со стороны органов власти (как федеральных, так и региональных) происходит скорее по инерции. Ни возможностей у Академии производить интеллектуальный продукт требуемого уровня и формата, ни потребностей у ее партнеров в подобных прогнозах и экспертиза, как правило нет.

https://rg.ru/2019/07/30/akademik-strategicheskoe-prognozirovanie-mozhet-stat-vazhnejshej-funkciej-ran.html
источник
Научно-образовательная политика
Западно-Сибирский НОЦ: пополнение и развитие

К работе Западно-Сибирского межрегионального научного центра мирового уровня, созданного Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО с базовой площадкой в Тюменском государственном университете, присоединяется еще один вуз – Тюменский государственный медицинский университет.

Западно-Сибирский НОЦ сконцентрирован на темах, учитывающих специфику трех регионов: Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Первая тема - технологии освоения Арктики, так называемые технологии холодного мира, которыми на Ямале занимается Научный центр изучения Арктики, а также вопросы благополучия человека в этом регионе. Вторая – цифровая трансформация нефтегазовой индустрии. Третье направление - биологическая безопасность человека, животных и растений, четвертая тема – индивидуализация образования и решение социогуманитарных задач.

Здесь, кстати, стоит отметить, что дебаты о создании НОЦ в Арктической зоне РФ – выборе между Архангельском и Якутией, а также Мурманском - стоит вести, держа в уме то, что арктическая наука и технологии уже самым активным образом интегрированы в работу Западно-Сибирского НОЦ.

Ключевым направлением ТюмГМУ выбрал биотехнологии, а также новые материалы и технологии, что открывает перспективы для развития персонализированной медицины. Вхождение ТюмГМУ в широкий круг участников НОЦ позволит усилить направление работы по приоритету Стратегии НТР, связанному с переходом к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения.

Отметим, что подобное расширение состава участников – это результат практической работы центра. Команде НОЦ (особенно – руководству и специалистам Тюменского госуниверситета), а также региональным властям трех субъектов федерации удалось создать эффективный механизм подготовки и запуска научно-образовательного центра. Он был с успехом презентован на «Острове 10.22», а буквально на днях состоялась блестящая защита проекта Центра развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий Западно-Сибирского НОЦ.

Подобное расширение состава участников лишний раз подчеркивает, что НОЦ (и в данном случае – один из флагманских центров, Западно-Сибирский) становятся центром притяжения для усилий научных, образовательных и управленческих команд. Центры становятся платформой, в рамках которой становится более простым и эффективным коммуникация и взаимодействие представителей бизнеса, научных и образовательных организаций, а также властей. В случае с Западно-Сибирским НОЦ крайне важной является межрегиональная интеграция. Каждый из субъектов федерации привносит свои уникальные компетенции, но отдельной сложной задачей (на которой продолжают спотыкаться традиционные лидеры науки и образования) является сборка этих потенциалов в единый вектор развития центра, а с ним – и экономики участвующих регионов.

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/779087
источник
Научно-образовательная политика
Академический цифровой распил

В сегодняшнем интервью президента РАН Александра Сергеева «Российской газете» примечательны не только амбиции стратегического размаха и такой же необоснованности.

Александр Михайлович (что ожидаемо) еще раз подтвердил амбиции РАН как главного экспертного органа страны. Однако, не забыл он и о сопутствующих расходах:

«Сейчас выходим на постановление правительства о создании ГИС под экспертную работу Российской академии наук.

Она должна отвечать всем требованиям цифровой экономики и без проблем коммуницировать с другими ГИС, которые уже существуют и будут создаваться. Ее форма должна быть максимально удобна для экспертов и для тех, кого подвергаем экспертизе. У нас в Академии наук пока нет средств для создания такой системы. Это уровень сотен миллионов рублей, чтобы эту систему только разработать.

Академия наук частично разрабатывает, частично дает на аутсорсинг какие-то компоненты этой системы. Потом нужна соответствующая инфраструктура, чтобы это работало. Это же подключенные компьютерные сети, сервера».

С одной стороны, все логично – 30-50 тысяч экспертиз в год невозможно проводить в ручном режиме. Это подтвердят хотя бы РНФ и РФФИ. А вот с другой стороны, все несколько интереснее.

Представители РАН целенаправленно торпедируют усилия Минобрнауки по цифровизации и информатизации управления в области науки и высшего образования. Причин тут две, но классические – власть и деньги.

Власть – это контроль за информационными процессами при процедуре экспертизы. У кого пароль к админке – тот, в конечном итоге, и может выставить любые баллы нужным проектам. Так делают много лет частные, окологосударственные конторы и государственные организации, которые проводят экспертизы научных и научно-технических проектов. И тем же хочет заниматься РАН. Для этого необходима собственная система, ведь иначе придется работать в другой – созданной Минобрнауки по всем требованиям к архитектуре государственных информационных систем (которые вводит Правительство). А в такой ситуации «затирать» вузы и тащить свои приближенные научные институты не получится.

Кстати говоря, Министерство усилиями «цифрового замминистра» Дениса Солодовникова и его команды недавно представило Концепцию единой цифровой платформы науки и высшего образования. В принципе, именно она (и ее расширения) представляют главную опасность для РАН – отсюда и стремление представителей Академии поскорее застолбить за собой право на собственную платформу.

Деньги – второй, не менее важный мотиватор. Александр Сергеев, вот уж иногда воистину – голубиная душа, чистосердечно говорит о сотнях миллионов рублей, которые будут затрачены на создание новой ГИС. И осядут эти средства, естественно, в нужных карманах. И дело не только во внутренней кухни РАН – это собственное дело каждой организации: кто-то сканы на флешках таскает, кто-то системы электронного документооборота ставит, кто-то заключает договоры с опытными коллегами. Важнее то, что цифровая госполитика направлена на интеграцию всех информационных систем и создание сквозных баз данных. В этом случае всем, кто проводит фундаментальные и поисковые научные исследования - органам власти и госкорпорациям – придется так или иначе с этой новой ГИС РАН взаимодействовать, а скорее всего – в итоге покупать себе какие-то ее элементы для того, чтобы загружать данные напрямую в нее. Ведь будет странно, если вся ГИС будет представлять из себя опросную анкету эксперта и прикрепленные файлы с заявками или отчетами – тогда на что тут тратить сотни миллионов? А вот подключение «клиентских» модулей ФОИВам и их подведам, да еще и абонентское обслуживание – это совсем другие суммы и сотни миллионов, если не миллиарды рублей.

Итог – РАН в цифровых вопросах действует исключительно в собственных интересах, поэтому не стоит приписывать ей альтруизм. В основе всего власть над наукой и ее бюджетами.
источник
Научно-образовательная политика
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре...

Круги на воде от конфликта вокруг рынка школьных учебников будут расходиться еще очень долго.

https://t.me/birmanalex/1304
источник
2019 August 01
Научно-образовательная политика
На Территории смыслов в рамках смены "Политика" центральная лекция - о Телеграм-каналах как эффективном источнике диалога элит.

Разбирали кейсы каналов Незыгарь, Научно-образовательная политика, Кремлёвский безБашенник, Караульный.

Участники - молодёжные крылья парламентских партий и молодые политологи признали, что Телеграм - эффективный инструмент, в том числе в рамках реализации нацпроектов.
источник
Научно-образовательная политика
Научно-образовательное законотворчество (июль) (1/2)

18 июля 2019 года принят закон № 695427-7 – об уточнении полномочий министерства просвещения и министерства науки и высшего образования после разделения Минобрнауки.

В мае 2018 года президент РФ Владимир Путин преобразовал министерство образования и науки в министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Руководство деятельностью Рособрнадзора осталось за правительством.

Законы о полномочиях Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзора уточняют сферы деятельности и ответственности ведомств с учетом их функций. В частности, уточняется, что полномочия между Минпросвещения и Минобрнауки разделены в части формирования перечней профессий и специальностей среднего и высшего образования с указанием квалификаций и направлений подготовки, положений о практике и ее видов, утверждения порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию, критериев и порядка проведения экспертизы и формы экспертного заключения, а также порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, и перечень таких организаций.

Также закон закрепляет за Минобрнауки полномочия утверждать перечень показателей, критериев и периодичности оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов, согласовывать создание и ликвидацию филиалов государственных образовательных организаций, устанавливать размер стипендий, форму и порядок государственной итоговой аттестации высшего образования и так далее, за Минпросвещения - порядок описания и выдачи медали "За особые успехи в учении", формирование общеобразовательных предметов всероссийской и международных олимпиад и перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.

25 июля 2019 года принят закон № 695456-7 - в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки.

Законопроектом предлагается уточнить полномочия по нормативному правовому регулированию ряда вопросов, осуществляемые Минпросвещения России и Минобрнауки России, а именно:

- установить, что форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, а также порядок и условия предоставления длительного отпуска педагогических работников устанавливаются Минобрнауки России по согласованию с Минпросвещения России;

- предусмотреть, что положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, устанавливаются Минобрнауки России по согласованию с Минтрудом России;

- определить, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются Минобрнауки России в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и Минпросвещения России – в отношении иных педагогических работников;

- установить, что порядок и условия предоставления педагогическим работникам образовательных организаций длительного отпуска сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы определяются в порядке, установленном Минобрнауки России по согласованию с Минпросвещения России.
источник
Научно-образовательная политика
Научно-образовательное законотворчество (июль) (2/2)

25 июля 2019 года принят закон № 449359-7 – об экспансии "Сколково" в регионы. Правительственный законопроект существенно расширяет полномочия инновационного центра "Сколково" и дает ему право работать с региональными операторами.

Проект закона был внесен правительством в Госдуму апреле 2018 года. Он предполагает, в частности, создание региональных операторов центра "Сколково". Региональный оператор - российское юридическое лицо, с которым управляющая компания центра планирует заключить соглашение о совместной реализации проекта. Операторы будут в своих регионах предоставлять помещения для участников проекта "Сколково", а также (по согласованию с управляющей компанией) предоставлять иные сервисы и услуги.

Как пояснял ранее, представляя проект закона в Госдуме, замглавы Минфина Андрей Иванов, от расширения "Сколково" экономика РФ будет только выигрывать. "Мы очень надеемся, что модель, при которой инновационные проекты дают такую серьезную экономическую отдачу, будет реализована не только на территории инновационного центра, но и на всей территории РФ, где сложились соответствующие условия, и где есть и будут развиваться новые инновационные проекты", - сообщил замминистра. Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.

10 июля 2019 года принят в первом чтении законопроект № 607448-7 - о совершенствовании практической подготовки студентов.

Данный законопроект, подготовленный депутатами в 2018 году, вносит изменения в ФЗ "Об образовании в РФ". Он подготовлен с целью совершенствования правового регулирования организаций практической подготовки обучающихся. Документом определяется понятие "практическая подготовка обучающихся", а также закрепляются положения о сетевой форме реализации образовательных программ.

Также документ закрепляет за Минпросвещения полномочия по утверждению положения о практической подготовке обучающихся, осваивающих основное и среднее профессиональное образование, а за Минобрнауки - по утверждению положения о практической подготовке обучающихся по программам высшего образования.

Ранее правительство России опубликовало официальный отзыв, где сказано, что законопроект поддерживается с учетом ряда замечаний. В частности, указывается, что в документе необходимо определить ответственность образовательного учреждения, предоставляющего практику, в целях защиты жизни и здоровья обучающихся. Кроме того, отмечается необходимость сохранить особенности прохождения практики для тех, кто получает медицинское или фармацевтическое образование.

23 июля 2019 года принят в первом чтении законопроект № 701078-7 - о допуске студентов к преподаванию в школах без диплома. Правительственный законопроект о допуске студентов к работе в школах до получения диплома о высшем образовании.

В пояснительной записке отмечается, что законопроект был разработан в связи с поручением президента РФ от 2017 года, которое направлено на обеспечение допуска студентов и специалистов-практиков без профессионального педагогического образования к осуществлению образовательной деятельности. Кроме того, изменения в законодательство вносятся в связи с жалобой педагога, уволенного из-за отсутствия педагогического образования.

"Лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в течение периода прохождения ими обучения могут быть допущены к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам", - говорится в тексте законопроекта.

При этом порядок и условия, на которых вводится допуск, устанавливается Минпросвещения, Минобрнауки и Минтруда.

Кроме того, законопроектом устанавливается, что на воспитателей детских садов, принятых на работу до вступления в силу закона "Об образовании" 2012 года, эффективно работающих и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование о наличии среднего профессионального или высшего образования.
источник
Научно-образовательная политика
Чистый уголь

В рамках Восточного экономического форума, который пройдёт во Владивостоке с 4 по 6 сентября, будет представлена разработанная специалистами Кемеровского госуниверситета web-платформа для управленцев, дающая полную картину по находящимся на территории муниципальных образований предприятиям по добыче и переработке угля.

Сегодня проект экологического стандарта Кузбасса презентовали на рабочем совещании с участием Губернатора Кузбасса С.Е. Цивилева и заместителя Министра энергетики Российской Федерации А.Б. Яновского.

Проект «Чистый уголь – зелёный Кузбасс» является одним из ключевых в рамках НОЦ «Кузбасс», оператором которого выступает Кемеровский госуниверситет.

В ходе реализации проекта разработана web-платформа для управленцев, где графически представлена Кемеровская область с нанесением локаций предприятий по добыче и переработке угля. Для каждого предприятия подготовлен экологический паспорт, содержащий информацию о разрешительной документации на деятельность, стационарных источниках загрязнения атмосферного воздуха, выпусках в водные объекты, запланированных мероприятиях по рекультивации нарушенных земель. Ведётся работа по стратегической экологической оценке перспектив развития угольной промышленности Кузбасса с учетом перехода на применение наилучших доступных технологий с разработкой дорожной карты на период до 2025 года и сценариев развития, а также разработка эколого-экономических моделей «чистый разрез», «чистая шахта» и «чистая обогатительная фабрика».

Напомним, что решение о разработке экологического стандарта было принято в соответствии с поручениями протокола заседания комиссии по Президенте Российской Федерации по вопросам развития ТЭК и экологической безопасности от 27.08.2018, утвержденного Президентом Российской Федерации 18.12.2018 № пр-2418, а также порядком перехода отраслей топливно-энергетического комплекса России на принципы наилучших доступных технологий и Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года.

Экостандарт и работа НОЦ «Кузбасс» позволяют интегрировать усилия Кемеровской области в рамках реализации целого ряда нацпроектов - «Наука», «Экология», «Здравоохранение», «Жильё и городская среда».
источник
Научно-образовательная политика
источник