Ландшафт высшего образования
Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов провел интересное исследование, которое показало, насколько неравномерно распределение вузов по территории страны. Результаты весьма ожидаемы.
Концентрация университетов напоминает принцип «то густо, то пусто».
- Более половины студентов, по данным Министерства науки и высшего образования РФ, учатся в двух из восьми федеральных округов, — в Центральном и Приволжском.
- Девять из 85 субъектов Федерации собрали свыше 30% учащихся вузов (без учета Москвы и Санкт-Петербурга). Самые студенческие регионы — Татарстан, Ростовская и Свердловская области, Краснодарский край, Башкирия, Новосибирская, Самарская, Челябинская и Нижегородская области.
- Две столицы — Москва и Санкт-Петербург — собрали четверть всех российских студентов.
У сложившейся географической конфигурации высшей школы, как минимум, четыре следствия.
1. Возникают «университетские оазисы» — города и регионы с большим выбором образовательных возможностей.
2. С другой стороны, есть и «университетские пустыни», где высшая школа представлена одним-двумя институтами, и молодым людям не из чего выбирать. Выход — образовательная миграция: переезд в другие города и регионы.
3. Образовательная миграция, в свою очередь, тоже имеет двоякий эффект. Она расширяет доступ к хорошему образованию. В то же время, есть и проблемный момент: с учетом обилия вузов на одних территориях и нехватки на других, растет дисбаланс на рынке труда. Молодые люди, уехавшие учиться в крупный высокоразвитый город, часто не возвращаются, они потеряны для малой родины.
4. Контрасты регионов по числу вузов усиливают и разницу состояния их экономик. Университеты как центры инноваций и накопления человеческого капитала (знаний и умений) стимулируют локальное развитие, влияют на местную культуру и «социалку». Мощная конгломерация вузов усиливает регион — на рынок труда приходят хорошо подготовленные молодые специалисты. А «университетские пустыни» лишены этого преимущества.
Исследователь назвал регионы с нехваткой университетов.
В трех субъектах РФ — Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах — вообще нет вузов (только филиалы).
В восьми регионах лишь по одному высшему учебному заведению. Это Ленинградская, Новгородская и Магаданская области, республики Калмыкия, Алтай, Тыва, Хакасия, а также Еврейская автономная область.
В то же время в других регионах университетов десятки. В лидерах — Санкт-Петербург, Московская область, Татарстан, Свердловская и Новосибирская области, Краснодарский край.
В Москве же счет университетов идет на сотни (в ней 21% от всех вузов страны).
Эксперты и сам исследователь предлагают достаточно понятные и традиционные пути решения – улучшение инфраструктуры, поддержка системы среднего профессионального и дополнительного образования, создание рабочих мест и развитие региональной экономики.
Подробнее:
https://iq.hse.ru/news/275451404.htmlhttps://publications.hse.ru/articles/269678276