
Президент Владимир Путин 24 июля посетил Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Его слова важны не только в общеисторическом плане, но также для сферы науки и образования:
Я сейчас, когда писал по просьбе коллеги [запись в книге почётных гостей Дома русского зарубежья], я отметил, что жизнь российской эмиграции всегда неразрывно была связана, духовно всегда была связана с Родиной, с Россией. В этом особенность, я считаю, именно российской эмиграции. Эта эмиграция, будучи даже вдали от Родины, вносила и сейчас вносит очень заметный вклад в духовную жизнь самой России, в жизнь России, всегда вносила. И мы должны это знать, помнить, учитывать, иметь в виду и использовать в сегодняшней работе.
Вам большое ещё раз за это спасибо и всем коллегам, которые занимаются этим домом, этим музеем, потому что это такая вещь, которую мы никогда не должны забывать в нашей истории, чтобы никогда не повторять ошибок подобного рода. Вот мы сейчас только говорили об этом: 10 миллионов человек оказалось за рубежами России, за границей России после распада Российской империи, после Первой мировой войны, а после распада Советского Союза – 25 миллионов человек. Это же конкретные люди, это судьбы, это огромная часть нашей страны. Такие колоссальные потери. Мы должны знать об этом, мы должны понимать, что было причиной этих катастроф, и делать всё, чтобы ничего подобного не повторялось.
Работа с кадрами в области исследований и разработок – одна из ключевых идей нацпроекта «Наука». Она складывается из нескольких компонентов:
Привлечение: иностранных студентов (проекты по экспорту образования); молодежи в науку (грантовые программы, квотирование мест для студентов и аспирантов в программах господдержки, создание молодежных лабораторий, возврат к научной аспирантуре, работа со школьниками – Сириус, СУНЦ и базовые школы); иностранных высококвалифицированных исследователей (программа мегагрантов, линейка грантов на международные лаборатории РНФ, научные и научно-образовательные центры мирового уровня).
Удержание – создание условий для закрепления кадров в ключевых для прорыва сферах (повышение зарплаты, специализированные линейки грантов, социальные лифты, жилищные сертификаты и т.п.).
Циркуляция умов: в противовес односторонней «утечке мозгов» (программы стажировок отечественных ученых за рубежом и иностранных в России, аналогичные двунаправленные гранты для постдоков, совместные грантовые программы с иностранными партнерами).
Замыкание инновационных циклов: создание единой системы от идеи и научных исследований через институты трансфера знаний к производству продукции (позволяет привлекать деньги бизнеса, поддерживает научные коллективы, улучшает коммуникацию между участниками и целеполагание).
Во всех этих форматах особое внимание уделяет привлечению иностранных ученых, особенно – из представителей русскоязычной диаспоры. Очень многие акторы пытаются возглавить данный процесс – есть явные усилия условного «сообщества мегагрантников» (мягко лоббируются командой Андрея Фурсенко), фондов (больше выделяется РНФ Александра Хлунова), Российской академии наук (получивший подобные полномочия и пытающейся наладить взаимодействие с ведущими мировыми учеными через систему мозговых штурмов, а также активизации работы с иностранными членами РАН).
Особое внимание, естественно, уделяется мигрантам в поздне-советский и ранне-российский период. Но тут стоит помнить (об этом же говорят и сами представители диаспоры) – «русский научный мир – продукт с ограниченным сроком годности». Ведь уже дети мигрантов скорее всего будут полностью интегрированы в западные (намного реже – восточные) общества.
Наиболее эффективным, судя по всему, были бы программы полной релокации, но они слишком дороги, поэтому пока что приходится идти на компромиссы в вопросах привлечения иностранцев и членов диаспоры. И всегда нужно не забывать акцент на молодежь – с ней утечку вполне можно переключить в режим «циркуляции», а затем и «возвращения».
http://kremlin.ru/events/president/news/61092