Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 July 25
Научно-образовательная политика
Диаспоральный научный резерв

Президент Владимир Путин 24 июля посетил Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Его слова важны не только в общеисторическом плане, но также для сферы науки и образования:

Я сейчас, когда писал по просьбе коллеги [запись в книге почётных гостей Дома русского зарубежья], я отметил, что жизнь российской эмиграции всегда неразрывно была связана, духовно всегда была связана с Родиной, с Россией. В этом особенность, я считаю, именно российской эмиграции. Эта эмиграция, будучи даже вдали от Родины, вносила и сейчас вносит очень заметный вклад в духовную жизнь самой России, в жизнь России, всегда вносила. И мы должны это знать, помнить, учитывать, иметь в виду и использовать в сегодняшней работе.

Вам большое ещё раз за это спасибо и всем коллегам, которые занимаются этим домом, этим музеем, потому что это такая вещь, которую мы никогда не должны забывать в нашей истории, чтобы никогда не повторять ошибок подобного рода. Вот мы сейчас только говорили об этом: 10 миллионов человек оказалось за рубежами России, за границей России после распада Российской империи, после Первой мировой войны, а после распада Советского Союза – 25 миллионов человек. Это же конкретные люди, это судьбы, это огромная часть нашей страны. Такие колоссальные потери. Мы должны знать об этом, мы должны понимать, что было причиной этих катастроф, и делать всё, чтобы ничего подобного не повторялось.

Работа с кадрами в области исследований и разработок – одна из ключевых идей нацпроекта «Наука». Она складывается из нескольких компонентов:

Привлечение: иностранных студентов (проекты по экспорту образования); молодежи в науку (грантовые программы, квотирование мест для студентов и аспирантов в программах господдержки, создание молодежных лабораторий, возврат к научной аспирантуре, работа со школьниками – Сириус, СУНЦ и базовые школы); иностранных высококвалифицированных исследователей (программа мегагрантов, линейка грантов на международные лаборатории РНФ, научные и научно-образовательные центры мирового уровня).

Удержание – создание условий для закрепления кадров в ключевых для прорыва сферах (повышение зарплаты, специализированные линейки грантов, социальные лифты, жилищные сертификаты и т.п.).

Циркуляция умов: в противовес односторонней «утечке мозгов» (программы стажировок отечественных ученых за рубежом и иностранных в России, аналогичные двунаправленные гранты для постдоков, совместные грантовые программы с иностранными партнерами).

Замыкание инновационных циклов: создание единой системы от идеи и научных исследований через институты трансфера знаний к производству продукции (позволяет привлекать деньги бизнеса, поддерживает научные коллективы, улучшает коммуникацию между участниками и целеполагание).

Во всех этих форматах особое внимание уделяет привлечению иностранных ученых, особенно – из представителей русскоязычной диаспоры. Очень многие акторы пытаются возглавить данный процесс – есть явные усилия условного «сообщества мегагрантников» (мягко лоббируются командой Андрея Фурсенко), фондов (больше выделяется РНФ Александра Хлунова), Российской академии наук (получивший подобные полномочия и пытающейся наладить взаимодействие с ведущими мировыми учеными через систему мозговых штурмов, а также активизации работы с иностранными членами РАН).

Особое внимание, естественно, уделяется мигрантам в поздне-советский и ранне-российский период. Но тут стоит помнить (об этом же говорят и сами представители диаспоры) – «русский научный мир – продукт с ограниченным сроком годности». Ведь уже дети мигрантов скорее всего будут полностью интегрированы в западные (намного реже – восточные) общества.

Наиболее эффективным, судя по всему, были бы программы полной релокации, но они слишком дороги, поэтому пока что приходится идти на компромиссы в вопросах привлечения иностранцев и членов диаспоры. И всегда нужно не забывать акцент на молодежь – с ней утечку вполне можно переключить в режим «циркуляции», а затем и «возвращения».

http://kremlin.ru/events/president/news/61092
источник
Научно-образовательная политика
Инновации и нищета рейтингов

Россия второй год подряд заняла 46-е место в «Глобальном инновационном индексе», который с 2007 года составляют Корнелльский университет, бизнес-школа INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO).

Согласно ГИИ-2019, улучшению позиций России в общем рейтинге содействуют:
1.  Человеческий капитал и наука (23-е место): охват высшим образованием (17), соотношение учащиеся/ преподаватель в среднем образовании (15), выпускники научных и инженерных специальностей (10).
2.  Уровень развития бизнеса (35-е место): работники, занятые в сфере наукоемких услуг (18), платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (18), занятость женщин с высшим образованием (7).
3.  Развитие технологий и экономики знаний — показатель результатов инновационной деятельности (47-е место): число патентных заявок на изобретения (20) и на полезные модели (8), поданных национальными заявителями в патентные ведомства страны; качество научных публикаций (Индекс Хирша) (22).

К прочим сильным сторонам инновационной системы относятся уровень развития торговли и конкуренции (11-е место) и размер внутреннего рынка (6).

Негативно на общую эффективность инновационной деятельности влияют:
1.  Институты (74-е место): нормативно-правовые условия (95), политическая стабильность (91), качество регулирования (103), верховенство закона (111).
2.  Инфраструктура (62-е место): экологическая устойчивость (101) — ВВП на единицу использования энергии (113) и соответствие систем экологического менеджмента требованиям стандарта ISO 14001 (112).

К прочим слабым сторонам инновационной деятельности России относятся: кредитный портфель микрофинансовых учреждений (73-е место) и сделки с использованием венчурного капитала (77) — показатели ресурсов инноваций, а также группа показателей результатов инноваций — ИКТ и создание бизнес-моделей (91), развитие печатных и других средств массовой информации (78), соответствие систем управления качеством стандарту ISO 9001 (111).

Результаты рейтинга не стоит воспринимать однозначно. С одной стороны, методология позволяет определить ресурсы для научно-технологического прорыва и «узкие места». А с другой, многие из показателей, в которых Россия отстает от лидеров – относятся скорее к социально-экономической и даже общественно-политической системе, которая, безусловно, оказывает влияние на состояние инноваций, но все же не определяющее.

Занятое Россией 46 место стоит рассматривать как стартовую позицию в научно-технологическом прорыве, который сопряжен с социально-экономическим. Мероприятия нацпроектов (особенно профильных – «Науки» и «Образования», а также нацпрограммы «Цифровая экономика») направлены на развитие имеющихся успехов и ликвидации отставания по ряду показателей в опережающем темпе (например – по ИКТ).

Комментарий и анализ Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ: https://issek.hse.ru/news/299608238.html
источник
Научно-образовательная политика
Совет НОЦ

Постановлением Правительства России образован Совет научно-образовательных центров мирового уровня и утверждено положение о нем.

Совет научно-образовательных центров мирового уровня является постоянно действующим межведомственным координационным органом, образованным для рассмотрения вопросов отбора и координации деятельности научно-образовательных центров мирового уровня в целях предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки центров на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.

Состав утверждается Правительством по представлению Министерства науки и высшего образования.

Именно Совет НОЦ является высшим органом принятия решений по поводу всех сторон жизни научно-образовательных центров мирового уровня – от отбора до рассмотрения отчетов и обоснованности внесения корректив в программы развития.

Совет будет работать в тесной связке с Минобрнауки (Министерство осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Совета), а его создание фактически завершает процесс формирования первой волны институтов «советской» системы в управлении новыми форматами, предусмотренными госпрограммой «Научно-технологическое развитие РФ» и нацпроектом «Наука».

Эксперты центра «Научно-образовательная политика» внимательно следят за формированием будущего состава Совета НОЦ.

http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201907250013?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
В прошлом году в Минздраве Московской области гремели скандалы, которые закончились увольнением большой части героев расследований СМИ и следственными мероприятиями для многих.

Одной из ключевых фигур публикаций СМИ по тем историям стал начальник управления развития и укрепления материально-технической базы и госзаказа Минздрава А.А. Лубский.

«Всем получателям (ЛПУ), особенно тем, кому выдали крупные суммы, Минздрав (в лице Лубского) дал четкое распоряжение «сотрудничать с определенными лицами по составлению техзадания к аукциону». Представителями этих «лиц» являются сотрудники торгующей организации «Медснаб 1», некие Кирилл Трофимов и Валентина Зевакина. Оба были представлены Лубским как сотрудники ДЭЗа Московской области и по прямому его личному указанию должны "помогать составлять ТЗ"».

Но Андрей Александович Лубский, уволившись из Минздрава МО, не ушёл в небытие.

В настоящее время он работает первым проректором в ГБОУ ВО Московской области "Академия социального управления". Кроме подготовки кадров по менеджменту, ВУЗ проводит повышение квалификации педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций Подмосковья.

Всем бюджетом, в том числе конкурсными процедурами, в Академии руководит опытный г-н Лубский.

https://t.me/kremlebezBashennik/2735
Telegram
Кремлёвский безБашенник
Наши источники в ФСБ сообщают, что в ближайшем будущем могут возникнуть серьезные вопросы к некоторым госзакупкам по линии Минздрава.

В мае-июне 2018 года Министерством здравоохранения были выделены средства на закупку мебели для более 42 лечебных учреждений Московской области на сумму более 500 млн рублей.
Курировал программу лично начальник управления развития и укрепления МТБ и госзаказа  Минздрава А.А.Лубский. Всем получателям (ЛПУ) , особенно тем, кому выдали крупные суммы, Минздрав (в лице Лубского) дал четкое распоряжение «сотрудничать с определенными лицами по составлению техзадания к аукциону».  Представителями этих «лиц» являются сотрудники торгующей организации «Медснаб 1», некие Кирилл Трофимов и Валентина Зевакина . Оба были представлены Лубским как сотрудники ДЭЗа Московской области и по прямому его личному указанию должны «помогать составлять ТЗ».
Трофимов и Зевакина лично отправляют ТЗ на почту заказчиков, требуют на проверку заявки всех участников аукциона, (хотя не входят в  состав аукционной…
источник
Научно-образовательная политика
Поступай правильно: приложение на «отлично»

Приложение Минобрнауки России для смартфонов «Поступай правильно» признано лучшим в категории «Государство и общество» в рамках Конкурса «Рейтинг Рунета 2019»

В Москве прошла очередная церемония вручения наград всероссийского конкурса сайтов и мобильных приложений «Рейтинг Рунета». На конкурс было подано 696 сайтов и 115 приложений, а в работе жюри было задействовано более сотни экспертов.

Обновленный релиз мобильного приложения для абитуриентов «Поступай правильно» размещен Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в магазинах приложений Apple Store и Android market. Принцип создания приложения – вся информация о системе высшего образования Российской Федерации в одном месте. Аудитория: выпускники школ и организаций СПО, их родители, а также учителя школ. В Приложении размещена информация образовательных программах магистратуры и дополнительного профессионального образования.

Порядка 1 млн человек в Российской Федерации ежегодно подают заявления о поступлении на направления бакалавриата и специалитет на бюджетную и платную форму обучения. При создании нового релиза Приложения Министерством преследовалась цель обеспечить максимальную «привычность использования» для пользователя (символы эмоджи, слайдеры, яркие цвета и понятный современный язык).

В новой версии создан персонифицированный личный кабинет, который позволит адаптировать контент портала в соответствии с запросами пользователя за счет сохранения поисковых запросов, списка избранного, личных данных и баллов ЕГЭ, доработан раздел «Календарь абитуриента», который позволит абитуриентам не пропустить важные события в ходе приёмной кампании в вузах. Благодаря подписке на учебные заведения пользователь сможет настроить напоминания, осуществить поиск по событиям, а также своевременно получать push-уведомления. Новый раздел «Инфоблок» содержит необходимую информацию о подготовке к сдаче ЕГЭ, процессе поступления, выборе будущей профессии. Так, на портале размещены статьи об особенностях поступления в текущем учебном году на востребованные для абитуриентов тематики.

Наполнение карточки вуза не имеет аналогов и содержит уникальные данные, интегрированные из ведомственных информационных систем и подтвержденные образовательной организацией. Например, стоимость проживания в общежитии и количество доступных мест для первого курса.

Обновленная версия предлагает пользователям сопутствующие поступлению ассистенты: «Калькулятор ЕГЭ» и «Навигатор поступления», которые в доступной форме предоставит абитуриенту и его родителям правильный алгоритм действий и тайминг.

Вся информация из приложения также доступна для просмотра на одноименном интернет-портале по адресу: https://abitur.cbias.ru/

Важно отметить, что «Поступай правильно» станет одной из основ функциональной компоненты Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», который будет реализовываться в качестве сервиса на Едином портале государственных услуг. Приоритеты идеологии Суперсервиса – экономия времени для абитуриента, максимальная проактивность взаимодействия и автоматизация взаимодействия всех электронных систем. Составляющими Суперсервиса являются сервисы, оказывающие содействие абитуриенту на каждом из этапов поступления. В ближайшие годы будет осуществляться поэтапное внедрение Суперсервиса среди всех образовательных организаций высшего образования на территории Российской Федерации. В настоящее время концепция Суперерсервиса вынесена для рассмотрения и утверждения на Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1707
источник
Научно-образовательная политика
Наша «Чертова дюжина» за неделю

«Чертова дюжина» федеральных каналов

1.Выборный @vibornyk - лучший агрегатор по выборам.

2.Выборы, выборы, выборы ... @vybora - новости о выборах.

3.КАК-ТО ВОТ ТАК  @kaktovottak  -раскладывают  «инсайды» и «аналитику» человеческим языком.

4.Караульный @karaulny - лучший агрегатор новостей.

5.Кремлёвский безБашенник @kremlebezBashennik - хотите инсайд тогда к ним.

6.Мюсли вслух @mysly - свежие мысли на острые темы.

7.Научно-образовательная политика @scienpolicy - политика <-> наука, образование, цифра. Аналитика и инсайды.

8.НЕЗЫГАРЬ @russica2 - гуру телеграмма.

9.ОКОЛОКРЕМЛЯ @okolokremlya - инсайды из-за Кремлевской стены.

10.ПолитГид @explaining - простым языком о сложной политике.

11.Политджойстик @politjoystic - авторский взгляд на политику.

12.РосСкандал @rosskandal - канал о самых свежих скандалах российских регионов.

13.СерпомПо @SerpomPo - объективно и жестко о российской политике.


«Чертова дюжина» региональные каналы

1.Дионис Терруарович Апостолаки @apostolaki_the_cat - основан на реальных событиях Крыма и Севастополя.

2.Гроб Грибоедова @grobgriboedova – Юг России и Кавказ без прикрас

3.Zames @zamesinfo – все об уральской политике

4..kavkaz leakbez @kavkaz_leakbez Все о Северном Кавказе.

5.Красноярскгейт @gate24rus - инсайды политики, бизнеса и медиасферы Красноярска.

6.Красноярский Говорун @govoryn_krasnoyarsk - главный красноярский политический телеграм-канал.

7.Ракова позвонить @rakova_pozvonit - стильно о московской политике.

8.Северное измерение @northm - электоральная и экспертная оценка ситуации в Архангельской, Вологодской, Мурманской областях, Республике Коми и Карелия, Ненецком АО.

9.Сибиряк @sidpolit - суровый взор из Сибири.

10.СОВЕСТЬ ГУБЕРНАТОРОВ @guber2 - без купюр. От нас не скроется ни один губернатор!

11.SakhNews @sakhnews - все про Сахалин.

12.Шалтай-Бабай @ShaltayBabay - методичка Казанского ханства

13.Якутия 2100 @ykt2100 -об общественно- политической ситуации в Республике Саха (Якутия).

#Чертова_дюжина
источник
2019 July 26
Научно-образовательная политика
Кадры цифры

Во вторник (23 июля) «Коммерсант» вышел с тематическим приложением «Кадры для цифровой экономики». Генеральным партнером выступила компания Huawei, а вообще все материалы, по сути, являлись открытым или скрытым панегириком ей, а также главным операторам и бенефициаром кадрово-образовательной части нацпрограммы «Цифровая экономика» (с уклоном в Минэкономразвития).

КЦЭ – это масштабный проект по совершенствованию системы образования, трансформации рынка труда и вовлечению граждан в цифровую экономику страны. Поэтому, как заявил профильный заместитель министра экономического развития Илья Торосов, при формировании плана мероприятий был выбран комплексный подход, и ключевыми стали три направления:
1.  обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами;
2.  поддержка талантливых школьников и студентов в области математики, информатики и технологий цифровой экономики;
3.  содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики.

Ключевые инструменты проекта КЦЭ – контрольные цифры приема, гранты для образовательных учреждений и талантливых школьников и студентов, масштабные программы подготовки и переподготовки, создание научно-методических центров на базе вузов.

КЦП – к 2024 году число абитуриентов на IT-направлениях должно составить 240 тыс. Рабочая группа АНО «Цифровая экономика», Центр компетенций (во главе с Университетом 20.35) и Минобрнауки договорились о трех перспективных критериях отнесения программ высшего профессионального образования к сфере IT: сдача абитуриентами ЕГЭ по информатике, развитие навыков программирования в ходе учебного процесса и их проверка при выпуске из вуза в ходе госэкзамена.

Университеты – ключевой элемент формирования цифровых компетенций в масштабе страны. Причем не только как площадка для развертывания образовательных программ, но и как институт-драйвер цифровой трансформации.

Цифровой университет — это комплекс из четырех составляющих: информационная система управления вузом, онлайн-поддержка образовательного процесса, ключевые компетенции цифровой экономики и управление учебным процессом на базе индивидуальной образовательной траектории. В 2019 году гранты на создание и функционирование центров для разработки моделей цифрового университета могут получить пять вузов (размер гранта составит до 100 млн руб.), в 2020-м на них могут претендовать еще 15 потенциальных университетских центров.

Тут стоит отметить, что активная работа по формированию цифровых кластеров в университетах идет в Минобрнауки, но по ряду направлений усилия коллег удачно дополняют проекты нацпрограммы «Цифровая экономика.

В сфере управления будет запущена программа (пере)подготовки специалистов новых квалификаций. Это управленцы, принимающие решения на основе данных, так называемые CDO, и управленцы в области цифровой трансформации, CDTO. В 2019 году подготовку по программам CDTO пройдут не менее 13 тыс. 490 человек.

Отметим, что в России сформировалось несколько центров для подготовки «цифровых чиновников» - один из них РАНХиГС, второй – ДВФУ. Также вопросам подготовки подобных администраторов для сферы образования было уделено значительное внимание на только что завершившемся «Острове 10.22».

И пара слов о Huawei. С одной стороны, это желанный партнер, который имеет продуктивные отношения практически со всеми ведущими вузами и научными институтами страны (особенно инженерно-цифрового уклона). А с другой, такое доминирование китайцев не может не ставить вопросы о «цифровой безопасности». В стремлении предотвратить утечку умов и технологий на Запад Россия, судя по всему, дрейфует в сторону того, чтобы стать «цифровым придатком» Китая.

Подробнее по темам: высшее образование и гранты; цифровой университет и цифровая трансформация образования.
Интервью: замминистра экономического развития Ильи Торосова; замминистра науки и высшего образования Дениса Солодовникова.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня день рождения Сергея Кириенко.

Поздравляем одного из идеологов научно-технологического прорыва и архитектора новой общественно-политической системы!

Социальные лифты, профессиональные конкурсы, патриотизм участия, включение лучших компонентов методологии и оргуправленческого мышления в политическую культуру - это лишь малая толика заслуг Сергея Владиленовича.

Немаловажно, что вокруг себя он смог сформировать команду единомышленников, несмотря на существующую полярность мнений относительно векторов внутренней политики.

Желаем ему сохранять боевой дух и настрой айкидо, дальнейшего воплощения управленческих идей и неизменных успехов во всех форматах работы!
источник
Научно-образовательная политика
А никто, коллеги, иллюзий и не пытает. Цифровая экономика России (и как отрасль, и как нацпрограмма) постепенно, извините за выражение, "ложится" под КНР (и конкретно - под Huawei). И явно агрессивная экспанския китайцев в российское научно-образовательное пространство - тому подтверждение.

Никаких иллюзий также не испытывают силовики и контролеры, которым данная ситуация также не слишком нравится. "Китайская партия" в высших эшелонах власти, конечно, в восторге. А вот остальные группы - скорее все более и более насторожены.

И очень скоро мы можем получить весьма серьезный виток дел о шпионаже и измене Родине, только уже не с "западными", а с "китайскими партнерами".

https://t.me/skolkovoleaks/2176
источник
Научно-образовательная политика
Апрельские научно-политические тезисы РАН

На заседании Президиума Российской академии наук 23 апреля 2019 года был утвержден «Доклад о реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации в 2018 году».

В нем представлена консолидированная позиция основных групп внутри РАН относительно научной сферы страны – управления, финансирования, оценки.

Общее настроение – пессимизм, несмотря на недавно полученные по «президентским поправкам» дополнительные полномочия (доклад – результат одной из новых функций).

Ключевые идеи – ностальгия, критиканство и реваншизм.

Приводим выводы и предложения РАН:

Выводы

1. Президентом Российской Федерации задан новый вектор стратегического развития страны, основу которой составляют наука и технологии. Принципиальным отличием от предыдущих подходов является переход от ресурсной к инновационной экономике на основе достижений науки. Вместе с тем государственная научно-техническая политика на данном этапе не носит целостного системного характера, позволяющего достигнуть поставленных целей.

2. Современное состояние научно-технологического комплекса России создает существенные риски для обеспечения национальной безопасности.

3. Ликвидация региональной структуры РАН привела к дезинтеграции единого научно-технологического пространства Российской Федерации, что создало угрозу территориальной целостности России.

4. Законодательство, регулирующее научно-технологическую и инновационную деятельность, носит несистемный, несбалансированный и зачастую противоречивый характер. Проект нового закона о науке разрабатывается Минобрнауки России с 2014 года. Его многочисленные обсуждения показали несостоятельность предложенной концепции. Летом 2018 г. профильный комитет Государственной думы Российской Федерации принял решение о пересмотре концепции закона.

Исходя из изложенного, необходимо в первоочередном порядке принять
следующие меры:

1. Преодоление технологического отставания - важнейший вызов, стоящий перед страной, без ответа на который невозможно вхождение России в число стран - мировых лидеров.

Для решения этого вопроса необходимо, в первую очередь, обеспечить восстановление единства функционирования научно-технологического комплекса, обеспечивающего быструю передачу нового знания на уровень технологий и далее конкурентоспособной продукции, востребованной рынком, социальным заказом или обороной.

2. Необходимо принятие государственных мер для повышения заинтересованности бизнеса в подтягивании научных результатов до технологического уровня путем предоставления преференций и льгот тем инвесторам, которые будут готовы осуществлять вложения средств достаточно глубоко в область поисковых разработок.

3. Необходимо изменить критерии оценки результативности фундаментальных исследований, опирающиеся на публикационную активность и нормирование труда ученых, исключить научную работу из раздела оказания услуг в определении видов деятельности, вернуться к экспертной оценке результативности и усилить нацеленность результатов на их технологическую реализуемость.

4. Необходимо восстановить единство в управлении научно-технологического комплекса, предусмотрев создание в структуре федеральных органов исполнительной власти надведомственного органа, отвечающего за реализацию Стратегии научно-технологического развития, и координирующего научную, научно-техническую и инновационную деятельность различных министерств и ведомств как гражданского, так и военного назначения.

5. В области ресурсного обеспечения науки необходимо неукоснительно выполнять показатели стратегических документов в части, касающейся финансирования фундаментальных научных исследований, обновления приборной базы и роста кадрового потенциала, и использовать появляющиеся возможности для опережающего роста поддержки фундаментальной науки.

6. Необходимо обеспечить научное сопровождение системы стратегического прогнозирования и планирования в стране, одним из основных участников которой должна стать Российская академия наук.

Полный текст Доклада.
источник
Научно-образовательная политика
Будущее научной политики: дебаты и конфликты (1/2)

После окончания «Острова 10-22» жизнь в научной политике начинает возвращаться в привычное русло, и снова становятся актуальными старые споры и разногласия.

Еще до образовательного интенсива Академия нанесла удар в спину Министерству науки и высшего образования в рамках предложения об отторжении у него ВАК – теперь Российская академия наук продолжает кампанию против Минобрнауки.

На этот раз в центре внимания оказался проект (бета-версия) закона «О научной и научно-технической деятельности», не так давно представленный Министерством для общественных консультаций. Этот кейс еще раз позволил РАН сформулировать основные положения своей враждебной политики относительно выстраиваемой системы управления наукой.

Позиция Академии представлена в двух интервью – вице-президентов РАН Алексея Хохлова и Владимира Иванова. А в более структурированном виде «научно-политическая платформа» Академии содержится в «Докладе [РАН] о реализации государственной научно-технической политики в РФ в 2018 г.».

Ключевые положения позиции Академии наук

Власть и контроль

Академия хочет перехватить у Минобрнауки вопросы управления наукой и ее финансирования. Аргументация традиционна – система плохо функционирует, а наука «растащена» по различным министерствам, ведомствам и корпорациям. При этом умышленно игнорируется практически сформированная система советов (по приоритетам Стратегии НТР, НОЦ, различным видам научных центров и т.п.). Критики из академической среды словно забывают, что, во-первых, РАН является основной экспертной организацией, которая теперь дает оценку всей фундаментальной и поисковой науке в стране, а во-вторых, в составе советов нет недостатка в представителях как РАН, так и научных институтов.

Основная идея РАН – только она может эффективно управлять наукой и направлять ее. По поводу выбора векторов – никто не претендует на полномочия РАН и ее представителей (в институциональном виде при проведения экспертизы, или индивидуально – в рамках работы многочисленных советов). А вот в вопросах управления – последний перед летней паузой Президиум РАН показал, что даже внутри Академии нет единства мнений по очень широкому спектру вопросов (от соотношения полномочий директоров и научных руководителей институтов до процедуры проведения экспертизы). Единая позиция формируется разве что в громких заявлениях (наподобие предложения изъять ВАК у Минобрнауки и передать в подчинение Правительству).

Фантомы и ностальгия

Алексей Хохлов говорит о необходимости реанимировать Совет по науке при Минобрнауки, естественно с максимально широкими полномочиями для него лично. Совет уже стал какой-то навязчивой идеей для Алексея Ремовича, который постоянно вспоминает о нем. Однако, как-то упускает из виду и что орган этот был совещательным, и реальные полномочия членов РАН в рамках деятельности многочисленных советов.

Владимир Иванов идет дальше – в смеси ностальгии и реваншизма он снова пытается оживить Госкомитет по науке и технологиям, а даже точнее – перевести РАН на вневедомственный уровень. Это стремление все выводить в прямое правительственное подчинение становится какой-то навязчивой идеей и фетишем в Академии – в начале предложения по статусу ВАК, теперь уже и так в общем-то независимая РАН рвется к особому статусу. Ни единое министерство, ни система советов (межведомственных и с привлечением представителей академического сектора) не являются для него эффективным механизмом управления наукой.
источник
Научно-образовательная политика
Будущее научной политики: дебаты и конфликты (2/2)

Закон и подмена понятий

Особой критике подвергается черновой проект нового закона «О науке и научно-технической политике». Ключевой каркас идей проекта закона мы рассматривали ранее.

Алексей Хохлов высказывает вроде бы правильную мысль, что крайне важно учесть цели и задачи нацпроекта «Наука», однако все же нацпроект завершится в 2024 г, а вот закон будет продолжать работать еще долгие годы.

Владимир Иванов обращает внимание на другой аспект: «Сейчас у нас одновременно действует несколько документов, регламентирующих научную деятельность и не связанных между собой хотя бы единой системой показателей: Стратегия НТР, НТИ, нацпроекты, отраслевые программы. Научно-технической политике нужно придать системность». Опять же не озвучены крайне важные нюансы – показатели интегрированы друг с другом, а документом стратегического планирования (к разработке которого призывает г-н Иванов) является Стратегия НТР, раскрывает и детализирует ее госпрограмма «НТР РФ», которая включает в себя все профильные мероприятия нацпроектов.

Важно отметить, что тот же Владимир Иванов все же проговаривается: у Академии наук есть инструмент координации всей фундаментальной (кстати – еще и поисковой) науки – Программа фундаментальных научных исследований. И не беда органов госвласти, что РАН решила дотянуть старую (и явно устаревшую) программу до ее завершения и только с 2020 года начать реально принимать новую, которая стартует лишь в 2021 году.

Особую критику вызывает то, что «в очередной раз» на обсуждение проекта закона «О науке…» не позвали представителей научного сообщества. Ни формулировка – «общественные консультации», ни четко обозначенный статус «beta-версия 0.1» никак академиков не смущают.

Один закон, чтоб править всеми

Вообще, за критикой решений, «принимающихся в тишине министерских кабинетов», все чаще слышится стремление Академии самой решать судьбы отечественной науки. Причем, формат работы РАН вполне четко указывает – кабинеты, может быть, и поменяются, а вот тишина и кулуарный формат – останутся. Тем более, что после общественных обсуждений проект претерпит серьезные изменения, к обсуждению которых, естественно, планируется привлечь и академическое сообщество.

Однако, новый закон «О науке…» все больше становится разменной монетой в политических играх – РАН постоянно апеллирует к предыдущим и уже обсужденным версиям (напомним – обычно позиция Академии на подобных дебатах, как правило, сводилась к тому, что проект плохой и надо его кардинальным образом менять); Госдума в лице председателя Комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова неизменно также громит предложения и имеющиеся варианты. «Нулевые» чтения требуют возврата, но куда? В «минус первые чтения»? Так вот же – общественные консультации. А забавнее всего то, что ни РАН, ни Дума не могут предложить четко сформулированный вариант, обосновать и защитить его.

Алексей Хохлов утверждает, что в новом проекте содержатся лишь общие фразы уровня «Волга впадает в Каспийское море» - дескать, незачем это закреплять в законе, и так это очевидно. Забывая при этом, что закон требует прописывания даже банальных вещей.

РАН хочет фактически самостоятельно написать этот новый закон (а точнее – чтобы другие написали его в нужном ключе), который бы зафиксировал ее власть над всей наукой в стране (и научным бюджетом – это немаловажно). Но вот где гарантии, что Академия напишет хороший и справедливый закон, не задвинет на задний план университеты, не выкинет непонятные ментально застрявшим в 70-начало 80-х гг. ХХ века новые форматы работы?

И с чего академики взяли, что они действительно такие хорошие управленцы? Реформа 2013 года была вызвана как раз полной управленческой импотенцией и идейной стерильностью РАН.

Что изменилось? Стало больше денег. И в результате изменений управленческой оргструктуры – больше потенциальной возможности централизовано контролировать все процессы. Деньги и власть – пожалуй, это основные и ключевые мотиваторы столь безоглядной и чаще всего немотивированной критики со стороны РАН.
источник
Научно-образовательная политика
Правовые нормы Трудового кодекса РФ приведены в соответствие с действующей структурой федеральных органов исполнительной власти

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки».

В пленарном заседании Совета Федерации приняла участие Статс-секретарь - заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Лукашевич.

Принятием указанного федерального закона завершена работа по приведению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», согласно которому Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство науки и высшего образования Российской  Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации, а Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки была наделена полномочиями по изданию актов в сфере государственной регламентации образовательной деятельности.

Результатом проделанной работы стало принятие изменений в 21 федеральный закон, внесение изменений в 31 акт Президента Российской Федерации и 217 постановлений Правительства Российской Федерации.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1710
источник
Научно-образовательная политика
Правительство утвердило Порядок оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Показатели рассчитываются за прошедший год, а также - на период до 2024 г. включительно, в том числе на текущий год и на плановый период (два следующих года).

В показателях эффективности работы губернаторов наибольший интерес для нас представляет пункт «Уровень образования».

За прошедший год учитывается: доля населения в возрасте 15 - 19 лет, охваченного образованием; доля рабочей силы, имеющей профессиональное образование (22 года и старше); удельный вес школьников и студентов учреждений СПО, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня (определены требования к международному, всероссийскому (федеральному) и региональному).

Для оценки динамики: базовое и целевые значения; коэффициенты трех групп регионов в зависимости от доли обучающихся в городской местности (для более «городских» темы роста заложены ниже).

http://government.ru/docs/37485/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник