Size: a a a

2018 January 14
MMI
источник
MMI
На нашем канале продолжается ежемесячный опрос по инфляции. Приглашаю всех читателей канала принять участие!
Оценка текущей инфляции https://t.me/russianmacro/816
Оценка инфляционных ожиданий https://t.me/russianmacro/817
Комментарий к опросу https://t.me/russianmacro/818
источник
MMI
И резюмируя всё вышесказанное про ипотечный рынок. Я уже писал, что наблюдаемые тенденции на рынке ипотечного кредитования выглядят не совсем здоровыми.
В чём проявляется нездоровый характер наблюдаемого роста:
•  Население, по-прежнему, кредитуется под очень высокую реальную процентную ставку https://t.me/russianmacro/839
•  Быстрое наращивание долга происходит в условиях снижения реальных располагаемых доходов населения  https://t.me/russianmacro/661
•  Банки наращивают кредитный портфель под залог дешевеющих активов https://t.me/russianmacro/780
В этих условиях дополнительное стимулирование ипотеки только усилит риски и приблизит наступление полномасштабного кризиса.
источник
MMI
источник
2018 January 15
MMI
Сбербанк опубликовал финансовые результаты за декабрь и 2017 год по РСБУ. В целом всё очень неплохо. Год был рекордным для Сбера.

•  Чистая прибыль в декабре – 49.9 млрд. руб.
•  Чистая прибыль по итогам года – 674.1 млрд. руб. (+35.3% к 2016 г)
•  Чистый процентный доход в 2017 году вырос на 7.7% до 1 213 млрд.
•  Чистый комиссионный доход в 2017 году вырос на 12.5% до 355 млрд.
•  Расходы на формирование резервов увеличились на 13.3% до 287 млрд., при этом сами резервы выросли на 5.2% до 1 060 млрд.  
•  Рост операционных расходов составил 2.2%
•  Рентабельность капитала выросла с 19.4 до 21.9%
•  Cost/Income ratio сократился с 37.5 до 32.1
•  Активы по итогам года увеличились на 6%
•  Корпоративный кредитный портфель вырос на 5.8%
•  Кредиты физ. лицам выросли на 13.0%
•  Просроченная задолженность по кредитному портфелю в целом сократилась на 15.8 млрд. Её доля снизилась на 0.1 п.п. до 2.4%
источник
MMI
источник
MMI
источник
MMI
Минэк вернулся к реалистичным оценкам экономики

Через полтора месяца после завершения отчётного периода Минэк опубликовал обзор экономики за ноябрь http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/201815011. Напомню, что в том месяце мы имели по-настоящему драматичные цифры https://t.me/russianmacro/659, свидетельствовавшие о том, что вместо обещанного роста на 2% экономика сокращается. Я тогда оценивал этот спад в пределах 0.5% г/г https://t.me/russianmacro/660, оценка Минэка уложилась в этот диапазон, составив -0.3% г/г. Предварительно итоги года Минэк оценил в диапазоне 1.4-1.8%. Эта оценка выглядит вполне реалистичной.
Я думаю, предварительная оценка Росстата (он опубликует её 2-5 февраля) будет по нижней границе прогноза Минэка - т.е. 1.4% (может быть даже 1.3%), а через год могут досчитать до 1.6%. Мой прогноз на этот год 1-1.5%, при этом в 1-м полугодии темпы роста могут упасть до 0-0.5% год к году, а к концу года вернуться к 2%. Эти колебания – так называемый «эффект базы», на который экономисты часто списывают любые непонятные им движения. Но сейчас всё более-менее понятно – в 1-м квартале прошлого года добыча нефти ещё была высокой, а во 2-м наблюдался всплеск инвестиций и скачок промышленного производства. Во втором же полугодии 2017 года уже и добыча была внизу, и в инвестициях произошло охлаждение, а в 4-м квартале ещё и в обрабатывающей промышленности был зафиксирован обвал (по-видимому, основная причина – сокращение работ по гособоронзаказу). Именно поэтому сравнение «год к году» в первом полугодии года текущего будет давать низкие значения, а во втором полугодии восстановится. Если же смотреть долгосрочный сглаженный тренд, то и в прошлом году, и в этом мы двигались и будем двигаться со средней скоростью около 1.5% в год, в прошлом году на волне восстановления запасов после кризиса – чуть побыстрее, в этом году – чуть помедленнее. Сможем ли мы расти быстрее или нет? Ответ на этот вопрос частично будет понятен после выборов, когда, как ожидается, правительство представит план экономических реформ.
источник
2018 January 16
MMI
источник
MMI
источник
MMI
источник
MMI
источник
MMI
Про золотовалютные резервы

Золотовалютные резервы в 2017 году увеличились ровно на $55 млрд., достигнув $432 млрд. Рост резервов был обеспечен покупками Минфина https://t.me/russianmacro/794 в размере около $14 млрд. (резервы правительства учитываются в составе ЗВР, что соответствует мировой практике) и возвратом банками средств по валютным кредитам https://t.me/russianmacro/347 в размере $11.4 млрд. Остальные почти что $30 млрд. – это переоценка валют и золота. На середину 2017 года (более поздних данных пока нет), 46.3% активов ЗВР приходились на доллар, 25.1% - евро, 8.2% -  фунт, 3.2% - канадский доллар, 1.0% - австралийский доллар, 0.1% - юань и менее 0.1% - швейцарский франк и японская йена. В золото было вложено 16.1% активов https://t.me/russianmacro/848. Так как в течение года подорожали и золото, и большинство валют, то это и обеспечило столь заметный прирост российских ЗВР.
В золото на конец года было размещено 17.7% активов. Как видно на приведённом графике https://t.me/russianmacro/849, увеличение доли золота в ЗВР связано не столько с изменением его цены, сколько с увеличением физического объёма. В 2017 году ЦБ увеличил объём золота в резервах примерно на 200 тонн, а всего у ЦБ сейчас золота примерно 1 830 тыс. тонн. Я не помню, чтобы ЦБ обозначал, до какого уровня он намерен наращивать позиции в золоте. Пока мы видим, что ЦБ покупает золото агрессивно, и в последние годы объёмы покупок даже увеличились.
Зачем России столь высокие ЗВР, каков их оптимальный объём, и нужны ли они вообще? – вопрос, не имеющий однозначного ответа. Думаю, что и в ЦБ на него никто аргументированно ответить не сможет. Скорее всего, такой ответ сведётся к сравнению с другими странами, кое регулярно приводится на сайте Банка России. Режим инфляционного таргетирования и свободно плавающий валютный курс предполагают, что ЦБ не проводит операций на валютном рынке, и соответственно, высокие резервы ему не нужны. И он, действительно, их не проводит с ноября 2014 года, когда были прекращены интервенции в поддержку рубля (покупки валюты, которые осуществляет ЦБ, проводятся в интересах Минфина на деньги налогоплательщиков, точнее, на избыточные нефтегазовые доходы бюджета, складывающиеся от цен на нефть выше $40). Есть мнение, что высокие золотовалютные резервы добавляют нам политической стабильности. Известно, что есть условный таргет в $500 млрд., заданный первым лицом нашего государства. Его мы, скорее всего, достигнем к концу текущего года.
ЦБ использовал ЗВР для предоставления банкам валютных кредитов в разгар кризиса 2014-15гг. Тогда на эти операции с лихвой хватило $35 млрд. И большая часть, как мы знаем, пошла вовсе не на стабилизацию финансовой системы, а на построение пирамиды банка Открытие, скупившего на кредиты ЦБ большую часть выпуска еврооблигаций Россия-30 и несколько лет осуществлявшего, по сути, процентный арбитраж.
Несмотря на большой объём ЗВР, мы не является лидерами по этому показателю. Год назад российские ЗВР составляли 29% ВВП, по итогам этого года будет даже поменьше – около 28% ВВП. Это примерно уровень Китая. Вместе с ним мы замыкаем топ-20 стран по относительному размеру ЗВР (резервы к ВВП) https://t.me/russianmacro/850. При этом размер резервов развитых европейских стран составляет примерно 4-5% ВВП.
источник
MMI
Сегодня начинается Гайдаровский форум. Очень показательно вчерашнее заявление Владимира Мау: «в этом году экономика не будет центральной темой форума» http://gaidarforum.ru/news/v-tass-predstavlena-programma-gaydarovskogo-foruma-2018/. Для экономического форума – революционно!)
Но, думаю, всё-равно не удастся избежать дискуссии по поводу заброшенной вчера в СМИ темы об очередном бюджетном манёвре https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/01/15/747720-srok-s-byudzhetnogo-manevra. Где добавить – определено совершенно правильно – человеческий капитал и инфраструктура (других рецептов просто быть не может), а вот где сократить? С этим пока ничего не понятно, но именно это определяющий фактор.
источник
MMI
источник
MMI
источник
MMI
Рынок закладывает в оценку российских акций цену нефти не выше $60.

Из вчерашнего обзора Goldman Sachs по Лукойлу https://t.me/russianmacro/854. На левом графике – дивидендная доходность (с учётом программы выкупа акций), на правом – то же сравнительно с конкурентами. Рекомендация GS: buy, target price - $78. Правда, это при $62 и 58 рублей за доллар. При текущих котировках, по оценкам аналитиков GS, свободный денежный поток Лукойла увеличивается на 15%, что соответственно даёт существенно более высокий целевой уровень для акций (эту оценку они не приводят).
В общем, так и есть – рынок сейчас закладывает в оценку российских акций нефть на уровне около $60. Если ожидания по нефти будут сдвигаться вверх, то и переоценка российского фондового рынка, прежде всего, нефтегазового сектора, продолжится.
Для компаний, ориентированных на внутренний рынок, важным драйвером могло бы стать решение об увеличении цены отсечения с $40 до $45. Без смягчения бюджетного правило рассчитывать на заметное оживление внутреннего спроса пока не приходится.
источник
MMI
источник
MMI
источник
MMI
источник