Одним из вопросов, которым задаются инвесторы на долговых рынках в связи с объявленными вчера президентом пакетом мер социальной поддержки, являются
изменения в бюджетной политике и их инфляционный эффект.
Минэк
оценил расходы на эти инициативы в
300 млрд в этом году и более
600 млрд, начиная с 2022г.
Говорить об инфляционном эффекте пока сложно. Для этого нужно дождаться поправок в бюджет (скорее всего, не раньше апреля-мая). Не факт, что расходы будут просто увеличены на эту сумму, возможны перераспределения внутри бюджета.
Смена правительства и назначение Мишустина, скорее всего, несколько скорректируют вектор бюджетной политики от просто накопительства к более активному использованию фискально-налоговых инструментов для стимулирования экономического роста.
Бюджет может стать более действенным инструментом экономической политики. Но для этого совершенно необязателен резкий рост расходов. Такой рост, возможно, будет, но основной потенциал для ускорения экономики, особенно в долгосрочном плане, скрыт в структуре бюджетных расходов, которую можно изменить в сторону повышения производительных расходов. Как можно понять из первых заявлений Мишустина, основной упор он сейчас намерен сделать на
институциональных реформах и снятии ограничений для бизнеса, а не на изменениях в макроэкономической политике.
Говорить об изменениях в политике ЦБ сейчас также преждевременно. Для ЦБ тоже важно увидеть бюджет целиком, чтобы принимать решения о каких-то корректировках ДКП.