Size: a a a

2018 July 12
MMI
Рост потребительских цен в США в июне составил 0.1% мм и 2.9% гг. Базовая инфляция: 0.2% мм и 2.3% гг – в точном соответствии с прогнозами
источник
MMI
Годовой показатель инфляции в США пятый месяц подряд держится выше российского. В России инфляция в июне составила 2.3% гг, в США – 2.9% гг. За полгода цены в США выросли на 2.2%, в РФ – на 2.1%
источник
MMI
Во 2-м кв внешний долг РФ сократился на $34.3млрд до $485.5 (30% ВВП) – это минимум за 8 лет. Банки сократили свой долг за квартал на $9.8млрд, нефинансовый сектор – на $10.2, государство – на $14.3
источник
2018 July 13
MMI
Сравнение динамики российских CDS с наиболее близкими Индонезией и Мексикой наводит на мысль, что рынок перестал учитывать санкции в оценке российских кредитных рисков
источник
MMI
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: МАКРОСТАБИЛЬНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
ЧАСТЬ 1

На этой неделе Минфин представил проект бюджета на 2019-21гг. https://t.me/russianmacro/2495

Основные моменты

•  Принципы бюджетной политики остаются прежними и определяются рамками бюджетного правила
•  Происходит некоторое ужесточение бюджетной политики ценой повышения налогов
•  Налоговая нагрузка в следующем году возрастает, потом немного снижается
•  Доля государства в экономике увеличивается; приватизация замораживается
•  Происходит наращивание госдолга (умеренное) с целью финансирования инфраструктурных проектов

Идеология и основные параметры бюджетной политики

•  Все нефтегазовые доходы выше базовой цены идут в ФНБ (базовая цена: 2017 - $40, 2018 - $40.8 и т.д. +2% каждый год); то, что остаётся – это базовые нефтегазовые доходы
•  Расходы за вычетом расходов на обслуживание госдолга могут превышать доходы (без учета тех, что идут в ФНБ) на 0.5% ВВП
•  Эти 0.5% ВВП называются первичный структурный дефицит, в бюджете на 2019-21 гг он не меняется, составляя 585 млрд. рублей в год
•  По сравнению с текущим годом происходит снижение первичного структурного дефицита (в 2018г он составляет 1.4трлн или 1.4% ВВП)
•  Первичный структурный дефицит финансируется займами
•  Минфин рассматривает первичный структурный дефицит, как элемент «золотого правила». Это устоявшийся международный термин. Суть этого правила в том, что если Вы занимаете, т.е. наращиваете долг, то должны использовать эти ресурсы не для текущего потребления, а для инвестиций
•  Одной из новаций бюджетной политики является формирование Фонда Развития, который будет использоваться для инвестиций в некие инфраструктурные проекты (информации об этих проектах пока нет). Его размер на период 2019-24гг составит 3.5 трлн рублей. Это в точности соответствует 6-летнему первичному профициту. Т.е. строгое следование «золотому правилу»

Последствия для экономики

•  Сохранение низких темпов роста экономики на протяжении рассматриваемого трёхлетнего периода; скорее всего, и за пределами этого периода темпы роста будут невысокими (см. далее)
•  Усиление сырьевой ориентации экономики (нефтяные компании – главные бенефициары жёсткого бюджетного правила – если экономика живёт при $40 за баррель, то они существуют при более высоких ценах, т.к. налоговый режим оставляет им часть доходов выше базовой цены бюджета; + они получают дополнительную прибыль от заниженного курса рубля)
•  Стагнация доходов населения (реальные располагаемые доходы в результате повышения НДС растут в следующем году лишь на 0.7%, на 1.4% в 2020г и лишь в 2021г ускоряются до 2.0%)
•  Временное и умеренное ускорение инфляции вследствие роста налогов
источник
MMI
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: МАКРОСТАБИЛЬНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
ЧАСТЬ 2

Бюджетная политика, инвестиции и долгосрочный экономический рост
•  Одним из таргетов экономической политики является увеличение доли инвестиций в ВВП до 25% к 2024 году с 21% ВВП в 2017 году; вообще, это сложная экономико-математическая задача – определение оптимального соотношения инвестиций/потребления; в нашем случае 25% ВВП взято на глазок
•  Если мы хотим больше инвестировать, но не хотим снижать потребление (а этого, я думаю, никто не хочет), то надо активно привлекать внешние ресурсы; однако такие термины как «привлечение иностранных инвестиций», «приватизация» напрочь исчезли из лексикона правительства
•  Поэтому, скорее всего, наращивание инвестиционной активности будет происходить (если будет) за счёт сокращения потребления (стагнация доходов населения чётко просматривается в прогнозе на 2019-21гг)
•  Теоретически рост инвестиций должен привести к повышению потенциальных темпов роста ВВП (увеличение капитала и производительности), но это проявится только в долгосрочном периоде и то лишь при условии, что инвестиции будут высокоэффективными (обычно эффективность частных инвестиций всегда выше, чем государственных)
•  В трехлетнем периоде эта политика не даст ощутимой прибавки к темпам роста, а в 2019г даже приведёт к замедлению из-за роста налогов, что ударит как по потребительскому спросу, так и по инвестиционному спросу со стороны частного бизнеса

Зачем повышают НДС и есть ли альтернатива?
•  Повышают как раз для того, чтобы уложиться в описанные выше параметры (добиться первичного структурного дефицита  0.5% ВВП и сформировать Фонд Развития для финансирования инфраструктурных проектов)
•  На самом деле, у нас в этом году первичный структурный дефицит оценивается в 1.4 трлн рублей (1.4% ВВП). Так как его хотят сократить до 0.6 трлн (наверное, это разумно), то нужно соответствующим образом повысить бюджетные доходы. Повышение НДС полностью решает эту задачу. Дополнительные доходы от повышения НДС оцениваются в первые три года в 634, 678 и 728 млрд. рублей соответственно.
•  Есть ли альтернатива? Конечно. Самое простое – увеличение базовой цены нефти, выше которой доходы идут в ФНБ. Рассматриваемое повышение ставки НДС эквивалентно примерно $5 за баррель. Т.е. это именно то, о чём говорит Кудрин – смягчение бюджетного правила с $40 до $45 устраняет необходимость повышение НДС

Могут ли пересмотреть решение о повышении НДС?
•  Вряд ли. О смягчении бюджетного правила речи не идёт. Однако в нынешней ситуации повышение НДС настолько неуместно и разрушительно, что нельзя исключать корректировок. На мой взгляд, перенос повышения налогов на 2020 год был бы очень логичным. Дело в том, что повышение НДС со следующего года вряд ли окажется фискально-нейтральным. Чтобы оно было таковым, надо все собранные от повышения налогов деньги тут же вернуть в экономику. Но это будет сложно сделать, так как готовых инфраструктурных проектов нет, просто непонятно, куда можно проинвестировать 600 млрд., чтобы это соответствовало «золотому правилу».

Вопросы, на которые нет ответа
•  Один из таких ключевых вопросов – что делать с ФНБ? При текущей конъюнктуре его размер может достичь $140 млрд к концу этого года и превысить $200 млрд. в следующем году
•  Формально, мы можем с 2020 года начать их тратить (это разрешено после того, как резервы превысят 7% ВВП, а в следующем году они уже с запасом превысят эту планку)
•  В основных направлениях бюджетной политики нет ответа на вопрос, что мы будем делать дальше с резервами; объективно говоря, эти средства могли бы стать серьёзным ресурсом для ускорения экономики, в частности, для стимулирования несырьевого экспорта
•  Я не вижу криминала и в том, чтобы использовать ФНБ для финансирования инфраструктурных инвестиций в части закупок иностранного оборудования и материалов, без которых всё-равно не обойтись
источник
MMI
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: МАКРОСТАБИЛЬНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
ЧАСТЬ 3

Долговая политика
•  Госдолг увеличивается ежегодно на 1.8-2.0 трлн рублей и с 14% ВВП в 2018 году до 16.6% ВВП в 2021 году; весьма умеренный рост, не представляющий угрозы для сохранения макроэкономической стабильности
•  Основные заимствования происходят на внутреннем рынке
•  Чистое привлечение на ОФЗ в следующем году возрастает с 1.044 трлн рублей до 1.475 трлн. В 2020 году оно составит уже 1.847 трлн и лишь в 2021 году начнёт снижаться – 1.675 трлн
•  Способен ли рынок переварить такие заимствования? В условиях благоприятной внешней конъюнктуры, да. Но это будет иметь негативные макроэкономические последствия в виде вытеснения частных инвестиций (т.е. деньги для частного сектора будут дороже, чем могли бы быть)

Пенсионная реформа и её влияние на экономику и рынки
•  Я здесь не анализирую влияние пенсионной реформы, так как, на мой взгляд, достаточно очевидно, что в предложенном варианте она не пройдёт и будет скорректирована
•  Тот вариант, который предложен, означает негативное умеренное влияние на потребительский спрос и позитивное влияние на кредитные метрики России и долговые рынки – в долгосрочном плане рейтинговые агентства могут рассматривать пенсионную реформу как один из факторов для повышения суверенного кредитного рейтинга

Основные выводы для инвесторов
•  Экономические планы правительства, закреплённые в 3-хлетнем бюджете означают сохранение и даже укрепление основных параметров макроэкономической стабильности
•  Сохранение стабильности валютного курса
•  Сохранение долгосрочного тренда к снижению процентных ставок
•  Бюджетная политика повышает инвестиционную привлекательность российских долговых рынков – как внутреннего, так и евробондов
•  Увеличение относительной инвестиционной привлекательности акций компаний-экспортёров в сравнении с акциями компаний, ориентированных на внутренний спрос
•  Главный краткосрочный риск – ускорение инфляции – является контролируемым и, по большому счёту, уже в цене
•  Главный долгосрочный риск – стагнация экономики / падение доходов населения / рост политической нестабильности – пока не является значимым, но с каждым годом может увеличиваться
источник
MMI
источник
MMI
В начале марта в нашем канале была опубликован статья Долгосрочная модель роста OECD: Россия – главный аутсайдер мировой экономики! https://t.me/russianmacro/1242
Эта статья была посвящена анализу рабочих материалов OECD (Организация экономического сотрудничества и развития), касательно долгосрочной (до 2060 года) модели роста мировой экономики. Тогда этот доклад ещё не был опубликован. Сейчас он вышел, и у Вас есть возможность полностью с ним ознакомиться https://t.me/russianmacro/2557. Думаю, будет интересно всем, кто глубоко интересуется вопросами экономического роста.
В марте, когда я увидел эти материалы, меня шокировали оценки нашего потенциального роста на уровне 0.7% до 2030 года https://t.me/russianmacro/1240. Это, как минимум, вдвое ниже «принятых» оценок данного не измеряемого показателя (представители экономического блока правительства говорят о потенциальном росте 1.5-2.0%). Тогда эти оценки вызвали критику OECD, правительство не согласилось с этими выводами. Так вот, в финальной версии доклада OECD снизил оценку потенциального роста ВВП на душу населения в России в 2018-30гг с 0.7 до 0.5% (стр. 16 в докладе). Правда, стал более оптимистично смотреть на наши перспективы после 2030 года – оценка повышена с 0.9 до 1.2%.
Из 45 рассмотренных OECD стран у России оказалась самая низкая оценка потенциального роста и до 2030г, и до 2060г. Потенциал рост мировой экономики оценивается в 3.4% до 2030г и в 2.4% с 2030 по 2060гг.
источник
MMI
MarketTwits @markettwits – Reuters и Bloomberg в одном флаконе!
и очень полезные наблюдения за рынком!
Если раньше начинал своё утро с Ведомостей, то сейчас – с Вас!)
С юбилеем!
источник
MMI
Крайне любопытный график из обзора ЦБ http://cbr.ru/analytics/fin_stab/ORFR_2018-03.pdf, показывающий, что доля нерезидентов в отдельных выпусках ОФЗ близка к 70%
источник
2018 July 14
MMI
Федеральный бюджет по итогам полугодия исполнен с профицитом в размере 877 млрд руб или 1.9% ВВП. В основном за счёт нефтегазовых доходов, которые выросли на 36.2% гг. Рост расходов составил 2.9% гг
источник
MMI
Сальдо доходов и расходов федерального бюджета за последние 12 месяцев вышло практически в ноль. Средняя цена нефти за этот период составила около $63 за баррель или 3700 руб
источник
MMI
Fitch снизил рейтинг Турции с BB+ до BB с негативным прогнозом. Говорит, что политические и геополитические риски давят на рейтинг, а первые шаги президента после выборов повышают неопределённость
источник
MMI
Мы потерпели полное фиаско с прогнозами полуфиналов) @russianmacro ожидал, что это будет мачт за 1 место и победит Англия (лучшие не всегда первые). Ну а сейчас ставим на Бельгию - она лучшая  на ЧМ!
источник
2018 July 15
MMI
Мбаппе, Погба, Гризман – похоже, эта команда надолго займёт топовые позиция в мировом футболе. А вот Модричу и Манджукичу уже по 32, и для них это может быть главным матчем в жизни. Пусть будет чудо!
источник
MMI
Слабый рубль и подавленный внутренний спрос почти что остановили рост импорта, который в июне вырос лишь на 5.4% гг (min темпы роста за два года)
источник
MMI
Экспорт, напротив, продолжает уверенно восстанавливаться, поддерживаемый внешней конъюнктурой и слабым рублём
источник
MMI
В результате торговый баланс увеличивается рекордными темпами за десятилетие и по итогам года может приблизиться к максимальным значениям за всю историю. Это создаёт предпосылки для роста рубля
источник
MMI
источник