БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: МАКРОСТАБИЛЬНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
ЧАСТЬ 1
На этой неделе Минфин представил проект бюджета на 2019-21гг.
https://t.me/russianmacro/2495Основные моменты
• Принципы бюджетной политики остаются прежними и определяются рамками бюджетного правила
• Происходит некоторое
ужесточение бюджетной политики ценой повышения налогов
• Налоговая нагрузка в следующем году возрастает, потом немного снижается
• Доля государства в экономике увеличивается; приватизация замораживается
• Происходит наращивание госдолга (умеренное) с целью финансирования инфраструктурных проектов
Идеология и основные параметры бюджетной политики
• Все нефтегазовые доходы выше базовой цены идут в ФНБ (базовая цена: 2017 - $40, 2018 - $40.8 и т.д. +2% каждый год); то, что остаётся – это базовые нефтегазовые доходы
• Расходы за вычетом расходов на обслуживание госдолга могут превышать доходы (без учета тех, что идут в ФНБ) на 0.5% ВВП
• Эти
0.5% ВВП называются
первичный структурный дефицит, в бюджете на 2019-21 гг он не меняется, составляя
585 млрд. рублей в год
• По сравнению с текущим годом происходит
снижение первичного структурного дефицита (в 2018г он составляет 1.4трлн или 1.4% ВВП)
• Первичный структурный дефицит финансируется займами
• Минфин рассматривает первичный структурный дефицит, как
элемент «золотого правила». Это устоявшийся международный термин. Суть этого правила в том, что если Вы занимаете, т.е. наращиваете долг, то должны использовать эти ресурсы не для текущего потребления, а для инвестиций
• Одной из новаций бюджетной политики является
формирование Фонда Развития, который будет использоваться для инвестиций в некие инфраструктурные проекты (информации об этих проектах пока нет). Его размер на период 2019-24гг составит
3.5 трлн рублей. Это в точности соответствует 6-летнему первичному профициту. Т.е. строгое следование «золотому правилу»
Последствия для экономики
•
Сохранение низких темпов роста экономики на протяжении рассматриваемого трёхлетнего периода; скорее всего, и за пределами этого периода темпы роста будут невысокими (см. далее)
•
Усиление сырьевой ориентации экономики (нефтяные компании – главные бенефициары жёсткого бюджетного правила – если экономика живёт при $40 за баррель, то они существуют при более высоких ценах, т.к. налоговый режим оставляет им часть доходов выше базовой цены бюджета; + они получают дополнительную прибыль от заниженного курса рубля)
•
Стагнация доходов населения (реальные располагаемые доходы в результате повышения НДС растут в следующем году лишь на 0.7%, на 1.4% в 2020г и лишь в 2021г ускоряются до 2.0%)
• Временное и умеренное
ускорение инфляции вследствие роста налогов