Size: a a a

proVenture (проВенчур)

2021 March 04
proVenture (проВенчур)
​​Исследования по SaaS WANTED.

Друзья, пока я тут разгребаюсь с проектами для Alchemist, не могу что-то субстантивное написать в качестве поста, хотя есть что. Вечером сделаю.

Но сейчас хочу у вас спросить – за последнее время несколько раз ко мне пришли с вопросами фаундеры на тему SaaS бизнесов и метрик, мол, есть ли какие-то исследования, которые говорят о том, что для такого-то сервиса стандартный churn 20%, а для такого-то – стандартный LTV это $10k.

Я не знаю таких баз данных, которые показывали бы метрики SaaS стартапов агрегированно – типа средний рост, MRR, срок привлечения клиента, churn, retention и проч. Я только смотрю на отчеты Кайла Пояра из OpenView (тут публиковал парочку). Они максимально близки к тому, что тут ищется.

Но хочу вас спросить, может быть вы знаете какие-то источники?
- Открытые базы данных
- Аналитические отчеты
- какие-то surveys

Которые бы раскрывали бенчмарки по SaaS бизнесам?

Приму в личку в дар и напишу об этом тут.

@proVenture

#trends @howtovc #edu
источник
2021 March 05
proVenture (проВенчур)
​​🔥 Взгляд на юридические аспекты запуска стартапа со стороны VC.

Очень интересный для меня лично трэд от Элизабет Йин из Hustle Fund на тему юридического сетапа. Он довольно большой, и я не буду его пересказывать прям целиком, но отмечу аспекты, которые мне кажутся наиболее интересными.

1/ Юристы дорогие - от $300 до $1 тыс в час. Уф!

2/ Если вы хотите делать компанию в США для привлечения VC инвесторов - делайте C Corp, а не LLC, несмотря на то, что последняя дает вам налоговые льготы.

3/ Причина в том, что LLC - pass through компания и всем вашим инвесторам (а в случае с фондами, и их LP инвесторам тоже) придется отчитываться в налоговую, потому что это влияет на их personal taxes.

4/ Менять форму в процессе стоит $$$. Подумайте.

5/ Для сетапа можно использовать как а) сервисы, которые дают темплейты, б) бутиковые юрфирмы, так и с) крупные юрфирмы.

6/ Последние знают все и стоят дорого, но если нет сверхтребований, то можно использовать Clerky или Atlas от Stripe из пункта а) выше.

7/ Если у вас проходит сделка, то уже нужны юристы. Бутики лучше, потому что это, как правило, 1-2 юриста из большой юрфирмы со своей собственной практикой.

8/ Но поговорить с большими фирмами можно, потому что они могут дать вам спец условия, если вы очень понравитесь. Правда, когда подрастете - будете платить большую ставку. В этом и трюк.

9/ При открытии стартапа нужно не просто инкорпорировать C Corp, но и подписать vesting agreements и IP rights agreements.

10/ Лучше это делать сразу, если хотите привлекать VC. Инвесторам важно, чтобы у фаундеров была долгосрочная мотивация, а все нематериальные активы и ноу-хау были в периметре бизнеса.

11/ Конечно, самое важное - это то, что вы должны доверять вашему юристу.

@proVenture

https://twitter.com/dunkhippo33/status/1366582905812578304?s=19

#howtovc #edu #полезное
источник
2021 March 08
proVenture (проВенчур)
🎉 С 8 марта! <> 100 женщин российского венчура!

Хочу поздравить всех женщин с 8-м марта!

Вне зависимости от того, чем вы занимаетесь, желаю удачи, здоровья и любви!

Знаю одно, если вы это читаете, значит, вы - лучшие! Ведь только такие читают провенчур 😎

А если серьезно, то просто всех с праздником, конечно же!

Пользуясь случаем, также хочу поделиться статьей Маши Подлесновой из @rusbase о 100 женщинах из мира VC и предпринимательства. Очень многих знаю, а с остальными, уверен, судьба в будущем познакомит 🙂

Почитайте, какие прекрасные девушки и проекты!

@proVenture

https://rb.ru/list/100-zhenshin-rossijskogo-venchura/
источник
2021 March 09
proVenture (проВенчур)
​​🔥 Что такое стадия “племя” в развитии компании? Классификация стадий устройства компании от основателя Linkedin.

Некоторое время назад обратил внимание на интересный пост на Facebook у Михаила Беляндинова, со-основателя BestDoctor.

Он ссылается на книгу «Блиц-масштабирование» Рида Хоффмана – основателя LinkedIn, где расписываются стадии роста компании (по факту – устройства компании).

Привожу дословно, потому что отличное саммари:

1. Семья: на этой стадии фаундер отвечает буквально за каждый процесс самостоятельно, а размер компании реально соответствует размеру семьи, в которой все делают всё.

2. Племя: фаундер уже управляет командой из нескольких десятков сотрудников, теперь основная задача  — управление подчиненными и поддержание их продуктивности.

3. Деревня: компания состоит уже из сотен сотрудников (некоторые из них уже не прямые подчиненные фаундера) и функционирует практически автономно. Фаундер может сосредоточить внимание на организационных вопросах.

4. Город: на этой стадии фаундер принимает стратегические решения, а их реализация уже входит в обязанности других сотрудников, численность которых уже несколько тысяч.

5. Государство: фаундер фокусируется на масштабировании новых линий продукта и бизнес - подразделений. А компания уже более чем из 10000 сотрудников полноценно функционирует без его пристального контроля.

А вы на какой стадии находитесь сейчас? Голосуйте в опроснике ниже, интересно.

@proVenture

https://www.facebook.com/mikhail.belyandinov/posts/10222637415831448

#howtovc #edu #полезное
источник
proVenture (проВенчур)
На какой стадии находится ваш стартап?
Анонимный опрос
37%
Семья
16%
Племя
4%
Деревня
2%
Город
2%
Государство
40%
Хочу посмотреть ответы
Проголосовало: 565
источник
proVenture (проВенчур)
Если нет аппетита к риску и умеренно консервативная стратегия по накоплению капитала для вас приемлема, присмотритесь к инвестициям в реальные активы, таким как индустриальная недвижимость PNK rental. Вот 5 основных фактов, которые инвестор должен знать:

1. Инвестировать в фонды типа PNK rental – это не значит покупать здание завода или склада целиком. В фонд входят несколько таких объектов, поэтому владелец пая начинает получать доход с момента вложений. Порог входа очень доступный – 5000 рублей!

2. В PNK rental уже построенные и сданные в долгосрочную аренду здания. Все они соответствуют критериям качества, которые устанавливает PNK: это высоколиквидные объекты, за которыми выстраивается очередь из покупателей.

3. Целевая доходность PNK rental – 11.5% годовых, и она была подтверждена в III и IV кварталах 2020 года (по данным компании). Выплата дохода производится ежеквартально.

4. PNK group – девелопер индустриальной недвижимости, построивший за 17 лет в России сотни объектов, на постоянной основе является соинвестором PNK rental и предоставляет фонду объекты на особых условиях.

5. Посмотреть детали, получить консультацию и стать инвестором можно онлайн на pnkrental.ru. Там, кстати, очень неплохой FAQ, большинство вопросов снимает.

Обязательно проверьте управляющую компанию! В случае PNK rental это ООО УК «А класс капитал». Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 045-14079-001000 от 12.08.2019, выдана Банком России.

@proVenture

#реклама

P.S. Информация для данного поста предоставлена PNK rental. Данный пост не является инвестиционной рекомендацией и носит исключительно информационный характер. Принимайте инвестиционные решения и оценивайте риски контрагентов самостоятельно.
источник
2021 March 10
proVenture (проВенчур)
​​🔥🔥🔥 The Great Unbundling – отчет Бенедикта Эванса!

Преданные читатели знают, что я жду отчеты от Бена Эванса (экс-Andreessen Horowitz) даже больше, чем отчет знаменитой Мэри Микер. Да, и сейчас я в предвкушении. Ведь про тренды сейчас говорить ох как полезно.

Итак, поехали:

1/ Несколько больших частей – про влияние COVID, взгляд на e-commerce по частям (unbundling), про проблемы в технологическом секторе и про регулирование.

2/ COVID начинается интересно – в 2020 году доля e-commerce в ритейле стала 20% в США и 30% в Великобритании). Если убрать grocery, то получается и все 40%.

3/ К слову, сам по себе grocery тоже сильно изменился – доля e-grocery взмахнула с 5% до практически 11% от всего сегмента. Около 10% в большинстве крупных стран впервые попробовали услуги доставки продуктов и от 20 до 50% стали пользоваться активнее во времена COVID (речь про Китай, UK, США, Италия, Бразилия и т.п.)

4/ Work From Home. Видеозвонки – порядка 70% взрослого населения в UK делает видеозвонки хотя бы раз в неделю. Будет ли WFH долгосрочным? Да. Но формат неясен – от глобальной распределенной структуры до бОльшего процента гибкого формата работы.

5/ Разбивка e-commerce по частям. Все меньшее значение имеют агрегированные категории, потому что можно разбить на части как продукт, так и продажу/предложение, так и способ взаимодействия с клиентом/ доставку. Электронная коммерция как логистика товара потребителю в широком смысле.

6/ Очень много про Amazon. Обратил внимание на то, что у него сейчас 35-40% e-commerce рынка в США (и доставляет он больше посылок, чем американская Почта), а также на то, что 60% его GMV – это сторонние поставщики на маркетплейсе, а 40% - из Китая.

7/ Shopify растет как ракета – сейчас у него $120 млрд GMV. Почему это важно? Потому что все думают до сих пор, что с Amazon нельзя соревноваться. Но небольшие поставщики в своих нишах могут (это часть unbundling) – и они продают в тои числе через Shopify. Тут же и D2C продажи.

8/ И это потому, что люди идут не только за ценами, но и за экспириенсами и уникальностью. Граф поиска на слайде 36 прям про это. D2C также идут крупные бренды – 40% GMV Nike приходится на D2C, 22% с собственного вебсайта nike com.

9/ Со слайда про AdTech более детально. Например, тот же Amazon – порядка 15% всего онлайн трафика, хотя это не поисковик. И вопрос – может ли сейчас победитель в принципе получить весь рынок?

10/ Далее отдельная секция про TV (R.I.P.) и контент. Netflix вырос в 2 раза по подписчикам за COVID и впервые получил положительный денежный поток.

11/ Очень интересно про макро тренды (электрокары и двигатели, например). Сначала у нас есть информационный арбитраж и мы задумываемся, как лучше продать, а потом мы меняем структуру отрасли с помощью технологий! Развитие технологии заставляет снижаться цену базового конкурирующего элемента.

12/ С 84 страницы про Китай как новый центр инноваций. Дело не только в росте ВВП и экспорта, но и в технологических инициативах – в AI, 5G, и проч. К слову, Alibaba в 2 раза больше Amazon по GMV, а в структуре розничных платежей уже 70% занимают финтек. Ну и там на 20% больше пользователей интернета, чем в Западной Европе и Северной Америке вместе взятых. Как и трафика – в Китае и в Индии (отдельно) трафика больше, чем в США и Западной Европе вместе взятых.

13/ Но Бен не видит возможности Китаю стать глобальным (например, WeChat не будет глобальным), а у США – другое дело. 90% пользователей Facebook, например, уже не в США. И нужно смотреть на новые underpenetrated рынки типа ЮВА (например, Индонезии), Латинской Америки или Индии.

14/ С 113 страницы начинается секция про регулирование, ее можете прочитать сами.

15/ Бонус. Какими будут следующие 50 лет? Ведь сейчас технологии уже стали частью нашей жизни.

Сам отчет на 134 страницы по ссылке: https://www.ben-evans.com/presentations

@proVenture

#research
источник
proVenture (проВенчур)
​​📽 Денис Ефремов про рынок инвестиций на поздних стадиях в Школе инвестиций.

Хочу вам анонсировать еще вот что. Я буду выступать 18-го числа в “Школе инвестиций” от ФРИИ с рассказом на тему специфики поздних стадий на глобальных рынках. Это некоторое продолжение вебинара, на который меня приглашали и где была дискуссия.

Тут я буду вещать. И готовлю интересные детали, чтобы было действительно полезно.

Честно, я большой фанат того, что ФРИИ делает в плане образования рынка. Это системно и фундаментально. Я сам был на паре лекций и конференций ФРИИ и впечатление всегда очень положительное.

Вообще, если вдруг вы думаете, что нужно подтянуть знания по VC или в целом познать что-то новое, то смотрите – сама Школа начинается уже с 15 марта (по следующего понедельника). Целевая аудитория для такого формата – собственники бизнесов, начинающие бизнес-ангелы и практикующие инвесторы, которые хотят выходить в новые для себя сегменты.

Вы получите экспертизу от мировых практиков венчурного инвестирования (и еще я напросился), научитесь формировать портфель IT-компаний, структурировать венчурные сделки, снижать риски и работать с портфельными проектами. Обязательная оффлайн встреча с бизнес-ангелами и представителями фондов по итогу курса.

Самое главное! Есть скидка в 10% для вас по промокоду Proventure. Это НЕ реклама, рекомендую курс, поскольку сам там выступаю и вижу, что гораздо более опытные инвесторы выступают еще.

Вся информация по курсу доступна по ссылке: https://bit.ly/3cftFjV

@proVenture

#events
источник
proVenture (проВенчур)
​​SaaS multiples are at all time high: benchmarking.

Я сделаю ссылку на очень короткий пост на Medium инвестора Самми Абдула (Blossom Street Ventures).

Он в январе 2021 года провел бенчмаркинг анализ на тему мультипликаторов в SaaS бизнесах на публичных рынках.

И вот, что у него получилось. Таблица (=простыня) по 93-м SaaS компаниям в приложении.

1/ Медианная оценка – 14.2x к выручке, +49% к мультипликатору год назад, когда было 9.5х. Средняя оценка – 22.7х, то есть, на 60% выше, чем медианная или на 8.5х в дельте.

2/ Эта дельта на максимумах за последние 4 года (год назад она была 2.5х). Получается, что крупные компании получают в среднем еще более высокую оценку.

3/ Медианная рентабельность: 0%, а средняя: -4% (минус 4%), выручка растет на 24-28% в год (по медиане и в среднем). То есть, бизнесы еще не прибыльны, но уже большие. Медианная выручка - $505 млн.

4/ Видно, что оценки перегреты. Но еще более интересно, что то, насколько они перегреты – не понятно. И еще более непонятно, упадут ли они. Венчурные инвесторы оценивают ARR/runrate как раз потому, что они смотрят на юнит экономику и, поскольку капитала достаточно, то они готовы финансировать экстенсивный рост. А так ли на это смотрят инвесторы на публичных рынках? В VC невыполнение плана в 2 раза – нормальный показатель, если план амбициозный. А на публичных рынках? В общем, в интересное время мы живем, конечно.

@proVenture

https://blossomstreetventures.medium.com/saas-multiples-at-all-time-highs-44a2e05ae0a3

#research #trends
источник
2021 March 11
proVenture (проВенчур)
💥 9 полезных источников для бенчмаркинга SaaS стартапов.

Ребята, вы супер!

Некоторое время назад я кинул клич в канале на тему источников для бенчмаркинга SaaS стартапов. А все потому, что сразу несколько человек меня об этом спросили в личке.

Какой должен быть MRR, churn, рост? Правильные вопросы ведь, да?

Структурированной информации мало, а особенно мало информации по непубличным небольшим компаниям.

Так вот, с вашей помощью и с помощью дополнительного рисеча я сделал подборку из 9-ти интересных источников для бенчмаркинга вашего SaaS бизнеса.

Enjoy!

@proVenture

https://vc.ru/finance/218820-9-poleznyh-istochnikov-dlya-benchmarkinga-saas-startapov

#research
источник
proVenture (проВенчур)
​​Начался прием заявок в акселератор Google Growth Lab для стартапов, которые хотят сфокусироваться на международном росте!

Google с 12 апреля по 30 июня 20201 года запускает очень крутую онлайн-программу акселерации Google Growth Lab.

Если вы погуглите, то найдете, что такая программа очно очень давно работает в Израиле. Но вот теперь она доступна для российских стартапов и это все онлайн, так что подключаться удобно.

Формат:
- Обучение с 12 апреля по 30 июня 2021 года
- Онлайн
- Около 4 часов в неделю
- На русском и английском

В результате участия каждая команда получит:

- Знания по маркетингу, построению устойчивого бизнеса и выходу на международные рынки
- Практические инструменты и применение изученных практик в различных аспектах бизнеса
- Личное менторство и консультации по развитию проекта с учетом индивидуальных параметров бизнеса
- Возможность обмена опытом и знаниями с другими стартапами, экспертами и венчурными капиталистами

Требования.
- Seed/Pre-A стадия стартапа
- Должна быть хотя бы первая выручка
- Должно быть желание инвестировать в пилоты для экспериментов (от $25K)
- Приоритет приложениям или гибридным форматам (app+web)
- Приоритет глобально скалируемым решениям
- Приоритет вертикалям: Classifieds, Entertainment, Ride Hailing & FoodTech, Health & Fitness, AR & VR Apps, EdTech, FinTech, B2B & Saas.

Детальное описание программы, адженду, список менторов вы можете прочитать на сайте программы. В список менторов входят партнеры таких фондов, как SDVentures, AltaIR, VP Capital, Gagarin Capital и других, например.

Участник первой волны Леонид Кац из Red Panda Labs рассказывает об участии в проекте:
“С помощью Google Growth Red Panda Labs смогли ответить себе на важные вопросы, определили стратегический вектор развития и внедрили рекомендации команд Google. Мы начали больше фокусироваться на подписочной модели бизнеса, поменяли процесс работы с креативами в маркетинге, внедрили систему OKRs и сформировали стратегию на 2021 год»

Задать вопросы экспертам Google, менторам и выпускникам первой волны можно 12 марта во время онлайн-сессии Ask Me Anything. Зарегистрироваться на AMA-сессию можно здесь.

Подать заявку и узнать критерии отбора можно до 31 марта на сайте проекта.

P.S. Я сам подал заявку на включение в число менторов. Буду ждать, одобрят или нет в итоге меня. Но, может быть, с кем-то из вас получится поработать. Fingers crossed!

@proVenture

#events #реклама
источник
2021 March 12
proVenture (проВенчур)
🚀 8 вопросов по раунду #7 - блиц для основателей стартапов.

В седьмом выпуске #прораунды участвует Артур Шамалов, основавший сервис экспресс доставки Jiffy в Лондоне, и привлекший недавно $3.6 млн от LVL1 Group Льва Левиева, AddVenture, TA Ventures, бизнес-ангелов Александра Невинского, Оскара Хартманна, Владимира Холязникова и Доминика Лошера.

Уверен, что ответы будут немного аутлайерами, потому что сервис только запустился, а среди основателей и инвесторов очень опытные ребята в фудтеке, которые быстро двигаются. Но посмотрим!

1. Сколько у вас занял период сфокусированного фандрейзинга?
От момента решения запускать проект и до основных коммитментов прошло не более 10 дней.

2. Со сколькими инвесторами общались?
С 10 инвесторами, 8 из которых заинтересовались инвестицией, с основной частью инвесторов уже было доверие.

3. Топ-3 причины, почему вам говорили нет.
- не верили или не понимали бизнес-модель, судили из своего опыта, который прямо ее не касался.
- были те, кто не действовал активно, по100 раз переносил встречи, и мы просто закрыли раунд без них.
Третьей причины не назову.

4. Топ-3 качества хорошего инвестора для вас.
- честный, ставящий интересы стартапа и команды выше своих личных
- с кем комфортно иметь дело, с которым можно иметь твердые партнерские отношения
- профессиональный инвестор, готовый идти на риск

5. Через сколько месяцев планируете следующий раунд?
В течении 3х месяцев.

6. Какой runway у вас оставался перед текущим раундом?
Ноль.

7. Кто-то помогал искать инвестиции? Плейсмент агенты, текущие инвесторы?
Искали только сами, основной круг знакомств уже был сформирован ранее.

8. Поделишься какими-то хинтами для “коллег по цеху” в фандрайзинге?
- важна активность, максимум встреч, максимум динамики, важно иметь правильное состояние и энергетику.
- Быть честным, прямо рассказывать в принципе о своем видении жизни, целях, намерениях, строить прямые и доверительные отношения с инвесторами и партнерами.
- Не бояться отказов, просто игнорировать это и продолжать действовать дальше.

Новость по раунду можно посмотреть тут: https://incrussia.ru/news/lvl1-investiroval-v-jiffy/

@proVenture

#howtovc #edu
источник
2021 March 13
proVenture (проВенчур)
🏥 Инвестиции в MedTech: погружение в неизведанеый мир.

Я мало пишу про Digital Health, как вы знаете.

А все потому, что я не очень в этом понимаю сам. Как-то так сложилось, что я не погружался, это делали многие мои коллеги. Но вот, желание сдвинуть с мертвой точки осталось.

И тут возможность - мой друг Александр Горный рассказал, что у них в United Investors уже 15го марта (в следующий понедельник!) начинается новый курс: инвестиции в MedTech.

Цель – рассказать, что происходит на рынке, из каких направлений он состоит, куда движется каждое из них, и как можно поучаствовать в этом движении.

Я подумал, что вот он - мой шанс. И сам вписался, буду проходить!

Хочу порекомендовать и вам. Что обещают?

Теоретическая часть программы – около 25 часов насыщенного контента от сильнейших спикеров. Среди выступающих, например, управляющий партнер крупного биомедицинского фонда, основатели международных стартапов и один из руководителей СберЗдоровья.

Практика – еженедельные питчи медицинских стартапов и внутреннее обсуждение, насколько они хороши.

Расписание 5 недель курса выглядит так:
- Инвестиции в телемедицину, IT-проекты, мед. страхование и e-commerce
- Инвестиции в МИС, носимые устройства, IoT и AI
- Инвестиции в проекты в области ментального здоровья, сна
- Инвестиции в разработку новых препаратов и реабилитацию
- Будущее и тренды

Еще раз: старт уже 15 марта! На подумать сегодня и завтра!

Ссылка: https://school.unitedinvestors.ru/medtech

@proVenture

#events #edu #партнерство
источник
2021 March 15
proVenture (проВенчур)
​​🔥 Какой должна быть зарплата основателей стартапа?

Лео Половец, управляющий партнер Susa Ventures, инвестор в Robinhood и Flexport (ище и выходец из Украины), поднимает очень интересную тему - какова должна быть компенсация основателя или основателей?

Иногда встречаю проекты, где у основателей зарплата 0, а кто-то закладывает огромные суммы на оплату труда.

О чем стоит подумать?

1/ Если представить, что у молодой компании в банке всего $750 тысяч, то разница между тем, что два ее основателя получают $50 тыс в год, а не $150 тыс, просто колоссальная.

2/ Поэтому основатели обычно имеют свойство устанавливать "минимальную оправданную зарплату", которая позволяет покрывать основные счета.

3/ Но для всех это разные значения. Если вам 22 года, вам может быть комфортно снимать комнату с 4-мя соседями, а если вы женаты и у вас ипотека, а если еще и дети? Первому может хватать $25 тыс в год, а второму не хватать и $100 тыс.

4/ Но самое важное, что чем больше зарплата превышает минимальную оправданную зарплату, то тем ниже вероятность успеха стартапа. Например:
- 18 мес runway дает 50% вероятность успеха.
- 12 мес runway дает 30%.
- 6 мес runway дает 15%.

5/ А еще это финансово выгоднее в долгосрочном плане. Например, если у вас 40% компании, то $100 тыс в год и 40% вероятность того, что компания добежит до следующего раунда с оценкой $40 млн лучше, чем зарплата $200 тыс и вероятность 20%.

6/ В данном случает создание стомости в приоритете над текущими денежными потоками.

7/ Если у основателей есть возможность жить за счет сбережений и не получать зарплату - это привилегия в процессе создания стоимости стартапа. Для всех остальных, чем она меньше, тем лучше.

8/ Если вам все же нужны деньги, то размойтесь чуть больше на раунде. Например, продайте не 20% за $2.5 млн, а 22% за $2.75 млн. Так у вас будут экстра средства.

9/ Наконец, разговор о деньгах всегда неприятный, но он очень важный. И ваша команда, и ваши инвесторы не хотят, чтобы вы беспокоились о том, сможете ли оплатить счет за электричество в следующем месяце. Но дать как можно больше средств и, тем самым, времени вашему стартапу - крайне важно.

10/ Размер компании также важен, потому что вопросы о дополнительных $50 тыс в год при $1 млн в банке не будут всех волновать также, когда в банке будет $15 млн.

@proVenture

https://twitter.com/lpolovets/status/1365123608905879555?s=19

#edu #howtovc #полезное
источник
proVenture (проВенчур)
🔥🔥🔥 Dealroom Prominance Rank 2021.

Dealroom представляет свой ежегодный рейтинг фондов, которые работают на ранних стадиях в Европе (+ глобально). То есть, в ранкинг попали фонды, которые делали Seed/Series A сделки в прошлом году.

Ссылочка на блог: https://blog.dealroom.co/vc-investor-prominence-rank-2021/

Как ранжировали?
- По количеству единорогов
- По количеству потенциальных единорогов (с оценкой $250 млн – $1 млрд)
- По количеству сделок за 2020 год

Что получилось? Несколько рейтингов:
- Seed EMEA
- Series A EMEA
- Combined EMEA
- Seed Global
- Series A Global
- Combined Global

Например, вот список топ-10 инвесторов на seed в EMEA:
1. LocalGlobe
2. Entrée Capital
3. Point Nine Capital
4. Seedcamp
5. Mangrove Capital Partners
6. Cherry Ventures
7. SV Angel
8. BOLDstart Ventures
9. 500 Startups
10. Hoxton Ventures


🎉 БОНУС! Чтобы вы не искали, что где, и не рыскали по платформе, даю вам ссылку на Google Sheets со ВСЕЙ ИНФОРМАЦИЕЙ по рейтингу: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ThaczjV1VfF_ykKL1nzW_SRK6mjDLixLPRu7ZBPvnAU/edit#gid=297828105

@proVenture

#howtovc #полезное
источник
2021 March 16
proVenture (проВенчур)
​​💥 Fort Ross Ventures вложил $10 млн в раунде на $150 млн компании в области бескассовых магазинов Standard Cognition.

Более того, Standard Cognition стал первым единорогом в этой области. Да, это раунд на $150 млн и оценка $1 млрд. Уже третий подтвержденный единорог в портфеле фондов Fort Ross Ventures.

Сделка очень специальная, немного нетипичная для нас. Но в преддверии активной работы фонда поздних стадий все активнее смотрим на late stage стартапы! О да!

1/ Задача очень амбициозная – создание бескассовых магазинов для ритейлеров под ключ и оборудование более 50,000 точек своими решениями. Конкуренция с Amazon Go в США и открытие новых рынков в Европе.

2/ Лид инвестором в этом раунде выступил Softbank Vision Fund 2. Он уже более избирательный, действует только на деньги самого Softbank. Другими со-инвесторами выступили CRV, EQT Ventures, TI Platform Management и SK Networks. Ранее в проект инвестировали такие ребята, как Initialized Capital, например.

3/ Перспективы у рынка бескассовых магазинов огромные. Помните, как лет 5 назад все кинулись создавать такие решения? Но рынок был точно не готов. Однако сейчас после COVID едва ли не лучший момент для масштабирования подобных решений. Computer vision технологию компании уже используют такие магазины, как Alimentation Couche-Tard (материнская компания глобального бренда круглосуточных магазинов Circle K) и Compass Group.

@proVenture

https://standard.ai/blog/standard-raises-150-m-in-its-series-c-becomes-worlds-first-autonomous-checkout-unicorn/

#deals
источник
2021 March 17
proVenture (проВенчур)
​​🔥 The Pre-Seed Round in 2021: New Investor Priorities Emerge.

Вы извините, что посты с огоньком, но огненные все! Я про новости актуальные не пишу почти, тоже извините. Но очень хочу полезности вам добавить! Надеюсь, понравится тоже!

DocSend является одним из самых популярных сервисов для шэринга презентаций с возможностью анализа статистики просмотров.

Многие стартапы используют DocSend в рамках привлечения раундов от инвесторов, поэтому ребята имеют достаточно широкую картину перед глазами – как инвесторы смотрят на презентации стартапов.

Строго говоря, я публиковал интересное исследование от DocSend раньше: https://t.me/proventure/1125. Оно было основано на исследовании 200 стартапов в 2015 году.

Они периодически делают обновления. Скачать можно тут: https://try.docsend.com/fundraising-report (бесплатно, но надо данные оставить).

Я вам дам несколько выкладок оттуда:

1/ В среднем питчдэк читают 3:44 (вернулись к данным 2015 года по факту, в 2019 же было 3:19). Ну в общем, 3-4 минуты.

2/ Интересно, что для проектов, которые подняли деньги в итоге среднее время составило 4:11 (увеличение с 3:21 в прошлом году!), а для неуспешных  - 1:36 (ошеломительное падение с 3:30 в прошлом году). То есть, инвесторы не тратят много времени на то, что им не нравится.

3/ При этом первый визит занимает больше времени, чем второй. Поэтому первое впечатление очень важно.

3/ Инвесторы на 51% больше времени стали тратить на анализ конкурентов, на 46% больше - на анализ продукта, на 28% больше - на бизнес модель.

4/ В среднем стартап с одним основателем делает 18 встреч и поднимает чуть более $500 тыс от инвесторов, два фаундера поднимают меньше – порядка $480 тыс, а 3 или 4 больше – порядка $670 тыс и $630 тыс, соответственно.

5/ Интересно, что по возрастам – тем, кому 30+ или 40+ лет, нужно 30 и 44 встречи, соответственно, чтобы поднять порядка $600 тыс и $630 тыс, соответственно. Более молодые, 20+ фаундеры, делают в среднем 18 встреч и поднимают чуть меньше – порядка $450 тыс. Ну а более опытные основатели, 50+ лет, поднимают крайне мало – только $25 тыс, при этом делая 64 встречи. Этого достаточно, чтобы запустить стартап!? Получаем, что возраст 50+ все же не оптимальный для фандрейзинга.

6/ Интересно также, что смешанные команды, где есть мужчины и женщины поднимают гораздо больше с одного инвестора – более $760 тыс, тогда как фаундеры-мужчины $490 тыс, а фаундеры-женщины только лишь $195 тыс.

7/ Посмотрите на структуру слайдов. Среди них наибольший интерес представляют продукт, команда, решение проблемы и конкуренция.

❗️8/ Крутая средняя статистика под конец - чтобы поднять $500-560 тыс на pre-seed нужно:
- сделать презентацию на 18 слайдов
- в среднем сконтактировать с 58 инвесторами
- чтобы они потратили 3:40 минут на презентацию
- сделать 30 встреч
- на все это потрать 15.5 недель (для 59% проектов - до 12 недель)
- в том числе 3.1 недели от подписания терм шита до получения денег на счет
- потратить $8,200 расходов на сделку
- в итоге продать 10% инвесторам
- и выдать дополнительной компенсации сотрудникам в виде 7.4% ESOP.

Выдохнули.

@proVenture

#research #edu #полезное
источник
2021 March 18
proVenture (проВенчур)
​​🔥 SaaS Metrics 2.0 – A Guide to Measuring and Improving what Matters.

Огромный плюс комьюнити в том, что комьюнити контрибутирует классные нишевые хуки. Тут респект Александру Калинникову (Фонд Новая Индустрия).

Он в комментариях к моей недавней статье на VC RU про SaaS’ы и источники для бенчмаркинга написал об еще одном источнике для всего этого – блоге инвестора Дэвида Скока (Matrix Partners) под названием “for entrepreneurs”. Он – инвестор в Hubspot, который многие приводят в качестве просто идеального примера подписочного бизнеса. Посмотрите внутри статьи, как у него растет соотношение LTV/CAC – это прям то, что нужно!

Ссылка на статью: https://www.forentrepreneurs.com/saas-metrics-2/.

Что еще в этой статье?

1/ Эксель модельки cash flow и юнит экономики для SaaS бизнесов.

2/ Гайдлайны – LTV/CAC должен быть больше 3, а окупаемость CAC должна быть менее 12 месяцев.

3/ Про три элемента итогового ARR – new ARR, churned ARR, expansion ARR.

4/ а как сделать так, чтобы был negative churn?

5/ Как прогнозировать churn.

В общем, статья сама по себе очень интересная. Ну и еще там есть референсные метрики, так что будет полезно их вспомнить.

@proVenture

#howtovc #edu #полезное
источник
proVenture (проВенчур)
А что по программе Российского венчурного форума?

Друзья, я уже писал однажды про форум и про актуальные темы для стартапов. Теперь не только про часть работы с проектами, но и в целом про тематику хочу рассказать чуть больше.

Напомню, что форум пройдет в Казани 7-8 апреля. Это будет одно из первых мероприятий, открытых для посещения после снятий карантинных ограничений. Форум пройдет в гибридном формате: эксперты и спикеры примут участие в панельных дискуссиях на площадке «Казань Экспо» в Казани, а вы сможете принять участие присутствуя лично 8 апреля на форуме или посмотреть онлайн-трансляцию.

Это действительно одно из крупнейших событий для деловых кругов и бизнес сообщества российского венчурного рынка: главной темой станет «Россия и мир в контексте трансформации технологической повестки». Спикеры обсудят тенденции развития индустрии, перспективные направления, эффективность механизмов развития венчурного предпринимательства, сдерживающие факторы и точки роста.

Я сам выступаю в секции “Рынок венчурного капитала 2020х:тренды и вызовы”. И я буду в Казани очно (!). Так что буду очень рад познакомиться с инвесторами из Казани и с проектами тоже – пишите в личку, договоримся пообщаться!

Искренне советую поучаствовать в форуме если не лично, то через онлайн-трансляцию. Участие бесплатное, но регистрация обязательна. Это хорошая возможность из первых рук узнать об актуальном состоянии венчурного рынка, предпочтениях ведущих инвесторов и задать экспертам интересующие вопросы. Например, вот спикеры, которые выступят на форуме: Аркадий Дворкович (Фонд Сколково), Леонид Богуславский (RTP Global), Александр Галицкий (Almaz Capital), Петр Лукьянов (Terra VC), Максим Шеховцов (Genezis), Ислам Мидов (MTS VC) и другие.

Участие в форуме примут более 200 спикеров и инвесторов, регистрация открыта.
Ссылка: https://russianventureforum.ru/registration/member

Организаторы РВФ — это традиционно ИВФ РТ, Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), при поддержке Правительства Российской Федерации и Республики Татарстан.

@proVenture

#events #реклама
источник
2021 March 19
proVenture (проВенчур)
​​💥 ТОП 6 правил для фандрейзинга! The Garage #32

Я в прошлый вторник очень волновался. Прям сильно. И это все потому, что меня пригласили в Стартап Котики, очень крутое сообщество, которое основал Игорь Шойфот (TMT Investments), а точнее в The Garage, отдельную рубрику, где регулярно обсуждаются насущные вопросы по VC инвестициям и прочим ништячкам.

А я еще и был в клабхауз НЕ ИМЕЯ там аккаунта! А! Какого вам! Илон Маск? Аккаунт сделать каждый может или костыль на андроид! А без аккаунта слабо?

Если серьезно, друзья, я прошу у вас прощения, как и просил у Игоря уже, я был дико не в форме. Начиная с того, что я сам дико скучный, поэтому в основном пишу, а не говорю, и заканчивая тем, что я растекался мыслью по древу в этот раз как-то с особенным пристрастием.

НО тем не менее хочу порекомендовать The Garage как явление. Все же Стартап Котики победили в номинации Russian Angel Awards как основные популяризаторы предпринимательства и инвестиций!

Ссылка на этот конкретный выпуск со мной в гостях тут: https://youtu.be/D-lXwrCRqqM

Там где-то вторая часть более интересная, потому что начинается дискуссия, и можно послушать несколько мнений по интересным вопросам. Например:
- Что делать, если есть MVP и инвесторы говорят, что нужна выручка, а тебе надо еще дорабатывать продукт
- Нужен ли отдельный человек в команде на фандрейзинг
- Токсичны ли русские деньги
- Как искать интро инвестору и как стоит заходить
- Почему late stage инвестиции сейчас правят балом

Из первой части, чувствую, что основная тема, которая НЕ раскрыта, и мне прям обидно, что я так нудел, был вопрос составления комнаты данных для DD. Приведу вам тут некоторое видение структуры комнаты данных для инвестора в тексте. Вы можете сделать комнату меньше, но тем не менее я привожу вам некоторый эталон, с которым я сталкивался:
1/ Финансовая информация: финансовая модель, историческая отчетность (финансовая и управленческая), когортный анализ, юнит экономика
2/ Презентации: ваш питч для инвесторов, стратегия, презентации продукта клиентам
3/ Отраслевой анализ: исследования по рынку, прогнозы, анализ конкурентов
4/ Технология: информация по вашим IP, структура tech stack, сравнение с конкурентными технологиями
5/ Отдельно go to market – модель или принципы анализа рынков и сегментов перед выходом на эти сегменты
6/ Юридическая и акционерная информация: captable, орг структура (org chart), ваши корпоративные документы, документы по прошлым раундам
7/ Команда: CV ключевых людей, структура команды
8/ Клиентские контракты, если это применимо
9/ Press clips, может быть, какие-то исследования или публикации с инсайтами, которые вы делали
10/ Вдруг, у вас есть клиентские интервью или surveys – тоже архи важно.

Ну вот, как-то так. Понятно, что все охватить невозможно, и что-то может быть более релевантным для вашего стартапа, но тут не представлено, но за базу взять можно.

Так что, “стартаааап …. Котики, …” 🎼🎤

@proVenture

#events #howtovc #полезное
источник