Size: a a a

Нормально делай, нормально будет

2021 May 29
Нормально делай, нормально будет
#личное #вопроспродакту
Подключила комментарии к каналу. А еще буду иногда выкладывать посты с тегом #вопроспродакту. Вроде понятно, зачем, но все-таки расскажу)

Я уже давно помогаю ребятам из Product Live с составлением программы обучения менеджменту продуктов (12 месяцев, упор на практику, в частности договоренности с компаниями на решение live-задач в их продуктах). Часто общаюсь с учениками, отвечаю на вопросы.

Недавно пришло в голову, что у вас наверняка тоже есть, что спросить и чем поделиться.
А кому-то наоборот, хочется ответить на вопрос коллег или просто обсудить тему. В общем, давайте попробуем!
Собственный ответ я буду публиковать чуть позже, а еще прикладывать (с разрешения авторов) 1-2 показавшиеся мне самыми релевантными комментарии из чата.
Первый вопрос сейчас появится ниже.
источник
Нормально делай, нормально будет
#вопроспродакту#вопроспродакту
Правда ли, что если ты управляешь продуктом, тебе легче потом создать свой, то есть сделать стартап? Или это разные вещи и одно на другое никак не влияет? 

Давайте обсудим в комментариях!
источник
2021 May 31
Нормально делай, нормально будет
#ответпродакта
Напомню: вчера опубликовала вопрос ученика из чата продукта Product Live, где я много участвую в формировании программы для обучения менеджеров продуктов.
Ответ от меня, + мнения из чата.
👩 Саша Клименко:
В своих продуктах (Симулятор жизненных ситуаций, а скоро будет релиз сразу двух новых продуктов) я очень сильно опираюсь на опыт продакт-менеджмента.   MVP Симулятора переговоров и конфликтов был, например, tg-бот с простой механикой вопрос/ответ и возможностью задонатить, если продукт заинтересовал. Подробнее тут, но если коротко — отчасти мой опыт в продукте где-то сэкономил затраты, где-то помог справиться с проблемами.
Кажется, вывалился некоторый кусок про «карьерный рост и как его достигать», привалило ответственности за результат. Ресурсов меньше, чем в компании, но если вы работали в стартапе — у вас и раньше их было немного.

А вот что ответили в комментариях:

👩🏻 В. (8 лет в роли фаундера, потом ушла на продакта)
«В целом из навыков, как мне кажется, у фаундеров ещё больше выходят вперёд продажи на крупном уровне и нетворкинг, они очень много времени проводят в поиске возможностей продать свой продукт и компанию, а не в работе над ними Ну и плюс, мне кажется, продакт — это системная работа, он действительно где-то между учёным и менеджером, а фаундер — это чистый entrepreneurship, он должен быть готов к риску, к тому, что завтра ему придется искать деньги, чтобы платить своим людям, иди пивотнуться, или закрыть своё детище. Если продакт будет в таком же настрое, он не сможет нормально работать над продуктом :)»

👱‍♂️ Д. (3 года менеджер проектов в медиа)
«Если управляешь стартапом с самого старта (то есть скоуп обязанностей от "напиши стратегию" до "а как там CTR у кнопки регистрации"), то да, в принципе легче, но тоже сильно зависит от доменной области (медиа продукты от финтеха отличаются примерно полностью, и опыт в одном не гарантирует легкости запуска в другом).
Если скоуп обязаннотстей исключительно красить кнопки (а-ля Сбер, ФААНГи и подобные гиганты) то нет , такой опыт в  запуске своего продукта слабо пригодится»

👉Еще обсудили, что экс-фаундер может пойти работать продактом сравнительно просто, и что первую работу продактом может и не найти, если самому не сделать продукт🤷‍♀️. Подробнее в чате под прошлым постом.

А какой вопрос или проблему хотите обсудить вы? Пишите в комментариях👇
источник
2021 June 04
Нормально делай, нормально будет
#запуск_продукта #развитие
Neo kitchen. Первый стартап комом

🍳 NEO kitchen — аналог «Кухни на районе» из Петербурга. Фокус — еда на каждый день: супы, горячее, перекусы.

🚀 Запустились в разгар пандемии — нашли шеф-повара, инвестора и начали работать. Ставка — создание привычки, разработали быстрый интерфейс с возможностью повторного заказа в несколько кликов.
🔹 Приложение для iOS и Android на Flutter позволило разработать быстро и выкатывать одинаковые фичи под обе платформы.
🔹 Красивая эко-френдли упаковка, забирали пластик у клиентов, чтобы отвозить его на переработку.
🔹 На подготовку и запуск потратили 8 млн (ремонт, оборудование, транспорт, разработка ПО, упаковка и т.д.).
🔹 Бюджета на маркетинг не хватило. Оказалось достаточно органического роста с помощью сарафанного радио: партнером по части еды у ребят известный итальянский шеф-повар и ресторатор, сделавший в Питере уже не один проект.

📌Любопытное: инвестора привел старый клиент по прошлому бизнесу, с шеф-поваром познакомил другой бывший клиент. Нетворкинг в деле 💪

🌛 Первые 3 месяца
Через три месяца после запуска retention составлял 20%, средний чек больше 750₽ (выше ожиданий для этой индустрии). На 2000 клиентов примерно 10000 заказов. LTV за 3 месяца — 4000₽. Запустили кампанию в Инстаграме: первый заказ обходится в 500₽.

🤔 Основная проблема — простои команды, ведь 70% заказов приходится на часы пик. Задача — уменьшить команду и не провалить качество.

По плану было открытие других кухонь и инвестиции на это. Однако, в последний момент инвестор отказался от сделки. Пришлось справляться самостоятельно. Проанализировали опыт первой кухни и поменяли процессы:
🔹 Стали делать ночные заготовки
🔹 Стали соблюдать строгий регламент упаковки
🔹 Внедрили систему поощрения
🔹 Оставили 2–3 повара вместо 6
Смогли удешевить производство и работать на 100 заказах в день с одной только кухней. После этого она вышла на окупаемость за три месяца.

Теперь уже возвращаются к плану открывать новые кухни. Правда, есть корректировка: надо оценивать риски еще тщательнее и знать, что на малых оборотах финансовая модель работает не так, как на больших.

Статья, 7 минут с вкусными картинками
источник
2021 June 08
Нормально делай, нормально будет
#личное #запуск_продукта
Помните, обещала, что расскажу про запуск нового продукта?
Так вот. Чуть больше года назад запустился наш симулятор переговоров и конфликтов. Его тепло приняли, в том числе многие в этом канале, за что я безумно благодарна.

💌А еще прилетело много вопросов про систему, на которой сделан курс. Несколько человек признались, что работают над симуляторами, но не понимают, как их реализовать своими силами, без нескольких месяцев разработки. Мы задумались:))

👩‍💻🧑‍💻В итоге, последние несколько месяцев мы работали над платформой mysimulator.ru. Это решение, которое позволяет делать симуляторы без кода. С помощью drag&drop на страницу добавляются элементы: персонажи, их сообщения, мультимедийные элементы, тестовые или открытые вопросы.

🚀Для меня запуск платформы — это очень важный шаг. Я хочу, чтобы онлайн-образование было качественным, интересным и эффективным. Симуляторы позволяют этого добиться.

🌱На платформе уже запустились первые клиенты, и сейчас мы готовы к тому, чтобы принимать новых. Не только из онлайн-образования, кстати: симуляторы могут решать и маркетинговые задачи (рассказать про новый продукт), и онбордить сотрудников в крупную компанию.

Сегодня выпустили статью на vc.ru, где подробно рассказываем, что платформа может и какие симуляторы уже запущены.

В общем, буду рада комментариям, вопросам, может даже плюсикам на vc, насколько это волнительно :))
источник
2021 June 14
Нормально делай, нормально будет
#запуск_продукта #развитие_продукта
Бизнес на «сброшенных» вызовах в Индии.
Обожаю компании, которые существуют благодаря каким-то местным неожиданным особенностям!

📞В 2000-х в Индии 10-ти минутный разговор по телефону стоил, как дневной заработок — 80 центов.
Индусы придумали звонить и сбрасывать вызов, чтобы сказать «я скучаю» или «я на месте». Это стало популярнее sms, ведь так могли поступать даже те, кто не умеют читать и писать. Число реальных звонков значимо сократилось.

💵Параллельно, у бизнеса в Индии была проблема: сложно отслеживать привычки клиентов, когда 95% покупок — наличными. Зато пользователи отправляли сообщения на рекламные номера компаний, чтобы получить какие-то услуги или рекламные предложения.

🚀Основатели ZipDial решили использовать «сброшенные звонки» как данные о привычках. За неделю разработали платформу:
⁃ Пользователь звонил на горячую линию и сбрасывал звонок,
⁃ Система присылала в ответ смс или перезванивала сама.
Так индусы узнавали результаты матчей или заказывали песни. Бизнес же на основе информации запускал вирусные онлайн-кампании. Страдали только операторы связи: вскоре на сброшенные вызовы приходилось уже 30% всех звонков :))

🌱 ZipDial росли. В 2011 во время чемпионата мира по крикету платформа обработала 4млн звонков за 1 день, а Gillette в своей маркетинговой акции разослала 1 млн бесплатных бритв абонентам в 10+ городах.

👨‍👩‍👧‍👦 За 2 года ZipDial привлекли 400+ клиентов, включая Pepsi, Procter & Gamble и Disney. Кампании «сброшенных» вызовов были успешнее, чем соцсетях. Gillette привлекла 2,4 млн клиентов, а Disney — 2 млн.
90%+ из них не пользовались интернетом, зато взаимодействовали с сервисом в среднем 13 раз в месяц

📈За 2012-2013 года выручка ZipDial выросла в 6 раз. Индустрия «сброшенных вызовов» уже стоила ~$94 млн.

💻 ZipDial позиционировали себя как «Google Analytics для реального мира» и стремилась «узнать как можно больше о клиенте до того, как он выйдет в интернет».

💰В 2014, когда платформа имела 60+млн пользователей, сервис купил Twitter за $30-40 млн. Через сброшенные звонки Twitter предлагал подписаться на знаменитостей и политиков (твиты присылали в смс пользователям).

📉 Только в 2015 году, когда правительство стало активно упрощать подключение к интернету, необходимость в сброшенных звонках постепенно отпала. В Twitter решили сосредоточиться на развитии основного продукта и закрыли ZipDial в 2016 году.

Источник: статья, 7 минут
источник
2021 June 21
Нормально делай, нормально будет
#оффлайн #запуск_продукта #развитие #fail
Ошибки запуска бизнеса. Сеть пиццерией с доставкой «День пиццы»

🚀Запуск
На открытие пиццерии с фокусом на доставку взяли 3 кредита: два физлица и еще один на ИП одного из братьев. Выбрали расположение в жилом районе рядом с дорогой, чтобы доставлять с максимальной скоростью.

📈Планировался быстрый рост, поэтому вложились: холодильник за 120к вместо 20, аренда 200 м.кв. вместо 50, штат сотрудников от поваров до оператора по звонкам, новую (не б/у) технику, ремонт помещения. Позднее пришлось урезать расходы на персонал и делать все самим, а вот затраты на ремонт и оборудование было уже не вернуть.

Запустились, надеясь на проходимость района и соцсети, но заказов не было.
Пиццерия была на отшибе основных путей следования и люди просто не видели ее.

💻 Продвижение
Реклама в лифтах близлежащих домов за 20-30к не дала заказов.
Дальше заплатили фрилансеру за создание сайта «как у Додо Пиццы», но получили классический результат фриланса — сроки продолбались, ничего не сделано, аванс не вернулся.
📄Сделали листовки — сами, качество было ужасное, но какие-то заказы пошли. Правда, выручки 200-300к в месяц хватало только на зарплаты.
Заплатили 10-20к за дизайн листовок, и с ними выручка наконец поднялась до 500-600к.

🌱Развитие: новые пиццерии
Еще год пиццерия балансировала на грани банкроства, а ребята не умели считать деньги (буквально, не вели счет прибылям и убыткам первые 2 года).

2️⃣ Вторую пиццерию открыли с учетом ошибок: на деньги инвесторов, в месте с хорошей проходимостью и с залом, где можно было посидеть и съесть заказ.

⚙️С ростом компании встал кризис управления: два основателя и заместитель могли в один день дать разные задания кассиру. Пришлось делить зоны ответственности, один из братьев взял на себя операционку, другой стратегию.

3️⃣ Когда открыли третью точку и цех заготовки, контролировать бизнес вручную стало невозможно. Стало падать качество продукции и моральный дух. Внедрили KPI, но грянул коронавирус.
🚫Третья точка так и не вышла на окупаемость и ее закрыли.
🙊В придачу, во время пандемии договорились с арендатором о скидке 50%, но не зафиксировали это на бумаге, и после снятия лок-дауна он заявил, что это была рассрочка платежа.

Увы, без провалов бизнеса не бывает, но круто, что кого-то это не останавливает. Нельзя бояться фейлить, кажется, без этого все равно не обойдется.

Источник: статья, 7 минут.

❓А какой ваш самый запоминающийся фейл, и что вы из него вынесли? Давайте обсудим в комментариях.
источник
2021 June 23
Нормально делай, нормально будет
#опрос #новые_рубрики
В последнее время из-за активной вовлеченности в сразу несколько продуктов стало тяжеловато выделять время на написание кратких емких кейсов, как мы любим. Частота публикаций падает и я прям чувствую, как этот канал болтается у вас в сааамом низу списка других, где публикации выходят бодрее и чаще.
Вот думаю, может, стоит разнообразиться чем-то еще, кроме кейсов?
Проголосуйте, пожалуйста, что еще вы хотите видеть в канале:

❔Вопросы-ответы продактов. От страждущих — вопросы (тут недостатка нет), от всех обсуждение в чате и от меня ответ+sum up самого интересного

🌱Больше про внутрянку нашего пока что нано-стартапа mysimulator.ru. Не совсем в формате кейсов, скорее размышления основателей. Как принимаем решения, где и что нам стремно делать, над какими проблемами бьемся. Можно нас покритиковать или посоветовать что-то годное

🧑‍🎓Запросы на менторство или разовые консультации. Часто прилетает в бот или соцсети, каюсь, не всем успеваю отвечать. Может, вместо этого случится мэтч с кем-то из канала?

🧐Рекомендации классных вещей. Рекламы не будет, только то что сама пробовала или во что верю. События, книги, курсы, каналы на продуктовую тематику.

🙅‍♀️Ничего кроме кейсов, лучше реже, но в привычном формате!
источник
Нормально делай, нормально будет
Что хотите видеть в канале?
Окончательные результаты
26%
Вопросы-ответы продактов
21%
Про стартап
5%
Запросы на менторство/консультации
23%
Рекомендации классных штук (не реклама)
25%
Ничего, кроме кейсов!
Проголосовало: 61
источник
Нормально делай, нормально будет
Что хотите видеть в канале? Простите, не было мультивыбора в первой версии ><
Анонимный опрос
29%
Вопросы-ответы продактов
18%
Про стартап
10%
Запросы на менторство/консультации
25%
Рекомендации
18%
Ничего, кроме кейсов
Проголосовало: 559
источник