Size: a a a

ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ

2020 April 20
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
​​Цена аппетитная, но купить по ней нельзя

С превеликим удовольствием купил бы сейчас нефть Light sweet по 11.5$ за баррель и посидел бы какое-то время в этой позиции. Но увы этого сделать нельзя. Т.к. текущий фьючерс завтра прекратит свое существование, а новый фьючерс, который также через месяц экспирируется, торгуется сейчас по 22$. В том числе из-за таких фокусов я и не люблю торговать нефтью. @marketdumki
источник
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Скорее всего, через 1-2 месяца в большинстве стран отменят жесткий карантин. Через какое время после отмены вы готовы будете куда-нибудь полететь на самолете?
Анонимный опрос
28%
Сразу же полечу, как только разрешат
14%
Подожду еще один месяц
21%
Спустя 3 месяца
38%
До конца года рисковать не буду и никуда не полечу
Проголосовало: 12967
источник
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Продолжается клоунада в текущем контракте на нефть марки Light Sweet.  Цена уже опустилась до 10$. Следующий контракт по-прежнему выше 22$. Кого-то знатно порвали в лонгах. Может скоро и узнаем имена этих "героев". @marketdumki
источник
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Light Sweet по 15 центов за баррель! 😱😱😱🙊🙊🙊🤷‍♂️🤷‍♂️🤷‍♂️🤷‍♂️ @marketdumki
источник
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
"Такого я еще никогда не видел" - самая распространенная фраза, которую произносит разорившийся трейдер на Wall Street. Именно это мы и наблюдаем в майском фьючерсе на нефть марки Light Sweet, который упал сегодня на 99.9%. @marketdumki
источник
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
​​До минус 40$ за баррель в моменте падала цена на нефть марки Light Sweet. Вот что значит реальный поставочный фьючерс, когда после экспирации ты обязан принять товар. Видимо, в данный момент вообще негде хранить нефть. Июньский фьючерс торгуется по 20$, июльский по 26$ (см. внизу)  @marketdumki
источник
2020 April 21
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
"U", "L" или "i"?

Итак, мы стали свидетелями поистине исторического обвала на рынке нефти. За баррель нефти марки Light sweet покупателям вчера приплачивали 40$ - только заберите нефть, т.к. просто физически не осталось места, где хранить это добро. Сегодня Brent опустился ниже 20$, российская Urals ниже 10$.

Единственная причина, по которой все происходит - это "отказ РФ в марте продлить соглашение ОПЕК+ и сократить добычу на 300 тыс баррелей в день". Вот такие откровения приходилось читать почти весь март и в первой половине апреля. Смешно сейчас звучит, да? Но хайп есть хайп. Многие СМИ только так и могут привлекать к себе внимание.

Ранее несколько постов писал (https://t.me/MarketDumki/1735), что РФ здесь совсем ни при чем, а виной всему катастрофическое падение спроса на нефть. Меня очень удивляли цифры, что мировой спрос упал всего на 20%. Откуда была взята эта цифра, мне непонятно. В условиях того, что почти весь мир сидит по домам, спрос, скорее всего, мог упасть и на 50%. Поэтому и нет пока никакого эффекта от сделки ОПЕК+++ (все основные мировые производители нефти) по сокращению добычи на 15-20 млн баррелей в сутки. Этого тоже мало оказалось, поэтому мы и наблюдали вчера отрицательные цены на нефть.

Нынешняя ситуация по-настоящему катастрофична. Речь идет не просто о рецессии в мировой экономики. В реальности же идет процесс ее разрушения. Старая модель, основанная на постоянном увеличении потребления в долг, приказала долго жить. Вряд ли будет U-образное восстановление. Поэтому я все больше склоняюсь к мысли, что восстановление мировой экономики будет похоже на букву "L". И то буква "L" - это еще не самый худший вариант, т.к. такой вид подразумевает выход на плато в нижней точке. Есть же еще буква "i", которая подразумевает, что мировой ВВП будет падать несколько лет подряд. @marketdumki
источник
2020 April 23
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Очень интересное интервью в газете "Коммерсант" вышло c Владиславом Филевым, владельцем S7 -  крупнейшей частной авиакомпании в РФ.

Несколько дней назад я проводил опрос в Думках о том, когда после отмены карантина, читатели готовы будут полететь первый раз (https://t.me/MarketDumki/1744). Проголосовало 12 тысяч человек (спасибо каналу @markettwits, который также разместил этот опрос у себя). Результаты опроса показали, что 38% проголосовавших не готовы будут летать на самолете до конца года, даже если карантин частично отменят. Еще 21% подождут 3 месяца после отмены карантина. В итоге получается, что в ближайшие 5-6 месяцев минимум 60% людей никуда не полетят.  

В связи с этим, очень любопытно было узнать, какие прогнозы по перевозкам у владельца второй по размеру российской авиакомпании. Вообще, всё интервью целиком очень интересно, советую почитать. Здесь же приведу основные моменты -

И все же без господдержки что будет с отраслью?

— По моему прогнозу, пассажиропоток по окончании кризиса упадет примерно вдвое: с 120 млн до 60 млн пассажиров в год. Для сравнения — в 2012 году было перевезено 74 млн пассажиров. И тот, кто переживет кризис, тот и возьмет на себя то, что останется.

Когда, по вашим ожиданиям, возобновится международное авиасообщение?

— В апреле следующего года. Смысл мер, применяемых государством,— растянуть пик заболеваемости, чтобы система здравоохранения имела достаточно ресурсов для поддержания тех, кто находится в плохом состоянии. Меры самоизоляции приведут к тому, что заболеет небольшое количество людей,— мы не получим коллективного иммунитета, что предполагает вторую волну эпидемии. И вторая волна опять вызовет те же самые действия со стороны государства.

Вы не думаете, что во время второй волны этот жесткий карантин будет признан ошибочным и никто не будет его применять?

— Я больше верю в историю: даже испанка имела две волны. И вторая волна была более тяжелая, чем первая. Поэтому думаю, что мировая авиация начнет восстанавливаться через год.

Если бы государство хотело сохранить нынешний уровень перевозок, сколько денег для этого нужно?

— Около $5 млрд на всех, или 350–400 млрд руб.

Какова вероятность выделения таких средств?

— Нулевая. Близкая к нулю.

Сколько ваших самолетов сейчас на земле?

— Из 103 самолетов у нас летает 41. Но мы должны понимать, что этот 41 самолет в среднем летает один раз в день вместо пяти.

Персонал придется сокращать пропорционально?

— Один рейс в день — это примерно 150 пассажиров на большом самолете. На каждом самолете шесть экипажей. Такая, знаете, довольно жесткая и циничная статистика. Что мы будем делать? Я думаю, будем уменьшать уровни зарплат с тем, чтобы оставить максимальное количество людей.
источник
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Резюмируя интервью основателя S7 г-на Филева, становится очевидным тот факт, что текущий кризис гораздо серьезнее чем те, что мы видели в 2008 или в 2014 году. Помимо того, что нынешний простой из-за карантина наносит сокрушительный удар почти по всем видам бизнеса, так в дальнейшем изменится еще и поведенческая модель у людей.

За время карантина очень многие научатся решать вопросы в онлайне. Скорее всего, количество деловых поездок по миру существенно сократится. А ведь именно этот сегмент был наиболее доходный у авиакомпаний. Также страшно даже подумать, насколько просядет количество перелетов в туристических целях. Сколько безработных будет по всем миру из-за того, что летний сезон будет полностью провален? И к сожалению, таких примеров огромное количество.

Шансов на U-образное восстановление мировой экономики практически нет. Пройдут годы прежде чем уровень потребления вернется на "докоронавирусные" значения. @marketdumki
источник
2020 April 24
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Обесценится ли доллар к концу года?

Очень многих волнует сейчас судьба доллара в свете того, что ФРС для борьбы с кризисом врубила на полную мощность печатный станок, и на свет "рождаются" триллионы ничем необеспеченных "зеленых бумажек". Все больше появляется прогнозов и статей, что к концу года обесценение доллара просто неминуемо.

Когда читаю такие статьи, сразу же возникает вопрос - "К какой валюте обесценится доллар"? К евро, к йене, к юаню, к рублю, ренду или монгольскому тугрику? Да, проблем в США сейчас хоть отбавляй, но разве ситуация в Еврозоне намного лучше? Крайне не уверен в этом. А учитывая, что Еврозона не является монолитным объединением, у меня очень большие сомнения есть насчет евро. Теперь возьмем к примеру юань. Доллар к нему обесценится? Допустят ли это китайские власти, которым сильный юань нужен как собаке пятая нога? Думаю, что нет. Скорее наоборот, юань будет плавно продолжать ослабевать к доллару. Может к рублю тогда доллар обесценится к концу года? Смешно, не правда ли?

Говоря про доллар, вспомнилось мне одно высказывание Черчиля  - "Демократия -это наихудшая форма правления, если не считать всех остальных". Примерно так же дела обстоят и с долларом. По крайней мере сейчас.

Я все-таки склоняюсь к тому, что мы увидим еще одну мощную волну роста доллара и падения рынков. Это будет не сейчас, а позже. Наверно осенью, а может быть и в августе. Не хочу сейчас гадать. Просто тяжело поверить в то, что самый мощный кризис в мировой экономике за последние 100 лет ограничится всего лишь месячным обвалом фондовых рынков. Эта история надолго (ранее об этом https://t.me/MarketDumki/1752). А раз так, то и доллар рано пока хоронить. @marketdumki
источник
2020 April 25
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
#fun

Жизнь после карантина. Рестораны открылись! Социальное дистанцирование во всей красе! 😂
источник
2020 April 27
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Угроза стагфляции замаячила на горизонте

Согласно опросу Bloomberg, аналитики полагают, что в ближайшие три года ФРС не поднимет ставку (https://t.me/markettwits/77433). Понятно, что американский ЦБ обещает не поднимать ставку до полного восстановления, но как мы видели в 2019 году, ФРС может очень быстро разворачивать свою политику и часто не по своей воле. Да, пока из-за всем известных событий американская экономика погрузилась в дефляцию. В ответ на этот вызов, ФРС на экстренных заседаниях срезала ставку до нуля и уже "напечатала" 3 триллиона ничем необеспеченных долларов. И в дальнейшем этот процесс продолжится.

Но не надо думать, что все эти действия пройдут бесследно. У всего есть своя цена. И расплата обязательно будет. Скорее всего, потом всё это обернется многолетней стагфляцией в американской экономике. И мне кажется, что этот процесс начнется гораздо раньше чем многие думают. Поэтому я склоняюсь к тому, что ФРС будет просто вынуждена начать повышать ставку раньше чем через три года. И подобное развитие событий явно не сулит ничего хорошего фондовым рынкам. @marketdumki
источник
2020 April 28
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Наверняка, сейчас всех мучает один и тот же вопрос - когда мировая экономика сможет восстановиться после сокрушительного удара, который ей нанес COVID-2019. В этом плане очень интересно читать прогнозы руководителей разных авиакомпаний, т.к. именно это отрасль понесла наибольшие потери. Фактически же, авиаперевозки просто остановились. Никто этого даже в страшном сне не мог представить еще три месяца назад.

Очевидно, что никакого быстрого восстановления ждать просто не приходится. Пока большая часть прогнозов разных авиакомпаний сводится к тому, что минимум 2-3 года пройдет, прежде чем авиаперевозки вернутся на "предковидный" уровень. Такого же мнения придерживается и CEO корпорации Boeing (https://t.me/markettwits/77588).  

Судя по всему, это еще оптимистические оценки, что отрасль авиаперевозок восстановится через 2-3 года. Да, через год, наверно, страх заразиться коронавирусом уйдет в прошлое. Но в одном из предыдущих постов уже обращал внимание на то, что за это время многие вопросы люди научатся решать дистанционно и не будет такой потребности в авиаперелетах как это было в предыдущие годы (https://t.me/MarketDumki/1752). Также надо учитывать дикое обнищание населения по всему миру, которое уже началось. Все страны столкнутся с высокой безработицей у себя дома. И это серьезная проблема, которая очень трудно решаемая. В таких условиях большинству людей будет просто не до авиаперелетов. А это ведь удар не только по авиакомпаниям, но еще и по туристической отрасли, по гостиничному бизнесу и т.д. и т.д. Очень трудно назвать ту отрасль, которая не пострадает. Да, такие тоже есть, но их количество минимальное относительно общего числа.

Совершенно очевидно, что нынешний спад в мировой экономике будет очень затяжным. Никакого быстрого восстановления просто не предвидится. @marketdumki
источник
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
​​Упадет, но не сейчас!

Фьючерс на индекс S&P500 достиг отметки 2900 пунктов. Смотря на график (см. внизу), видно что это плюс-минус среднее значение за 2019 год.

Какие были ожидания у инвесторов в прошлом году, когда индекс торговался на текущих уровнях? Рецессию мало кто ожидал, в основном все прогнозировали, что рост ВВП будет около 2% в 2020 и 2021. Дискуссии шли вокруг того, вырастет ли экономика на 2.5% или  будет замедление и рост составит 1.7%. Сейчас же все гадают на другую тему - упадет ВВП во втором квартале на 20% или на 30%. По итогам года американская экономика продемонстрирует один из самых глубоких спадов за всю историю. И это ни у кого не вызывает никаких сомнений.

А вот индекс SP500 сейчас торгуется на уровнях прошлого года. Мягко говоря, диссонирует немного. Но есть такая организация как ФРС, которая уже "напечатала" 3 трлн $ за последние 2 месяца и планирует продолжать идти по этому пути. Благодаря этим действиям и происходит это ралли на медвежьем рынке, которое началось с 2190 пунктов по S&P500. За месяц с небольшим рост составил 32%. Не дурно так. Но у любого праздника есть свое окончание. Может индекс еще подрастет немного, но ясно одно - он уже сейчас оценен гораздо дороже чем даже по 3300 пунктов в начале текущего года. Очевидно же, что прибыли американских корпораций рухнули драматическим образом. Да что там прибыли, у многих будут жуткие убытки, а кто-то объявит о банкротстве. И ФРС всех не спасет. Это просто невозможно. Так что все еще впереди.

Думаю, что осенью американские индексы будут на более низких уровнях. Но надо понимать, что новая волна падения не начнется пока большинство не поверит, что худшее уже позади. Для этого нужно, чтобы еще прошло несколько месяцев. Сначала отменят карантин во многих странах, в какой-то степени возобновится деловая активность по всем миру. Только после этого начнет приходить осознание того, что как-то всё не так солнечно как в предыдущие годы. И тогда рынок готов будет перейти к новой волне снижения. Падение будет более затяжным и вполне возможно, что будут достигнуты те долгосрочные уровни снижения, о которых писал некоторое время назад (подробнее об этом https://t.me/MarketDumki/1685).

@marketdumki
источник
2020 April 30
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Через несколько часов мы узнаем итоги заседания ЕЦБ. Интрига лишь в том, насколько сотен миллиардов евро регулятор увеличит программу QE. Если этого не сделать, то ставки в евро на межбанковском рынке продолжат свой рост (ранее об этом https://t.me/MarketDumki/1742) и это неминуемо приведет к кризису ликвидности и череде банкротств.

Расширение программы QE особенно актуально на фоне того, что чиновники из ЕС никак не могут согласовать детали совместного фонда восстановления. Экономический спад только начался, а в "товарищах согласья нет" и вряд ли будет. Вообще, текущий кризис станет самым серьезным испытанием для Еврозоны за все время ее существования. Даже более серьезным чем долговой кризис 2012 года. Учитывая, что Еврозона - это не монолитная организация, то безусловно есть риски распада. Да, пока вероятность этого невысокая. Но, скорее всего, риски будут нарастать.

Помимо всех экономических проблем, не стоит забывать, что в 2021 году покинет свой пост канцлер Германии г-жа Меркель. И на фоне сильнейшего спада в экономике, роста безработицы я бы не исключал победы на выборах партии "Альтернатива для Германии". Представляете, с какой силой начнет муссироваться тема об отказе Германии от евро и возврата к дойчмарке? Мне кажется, что в течение текущего кризиса евро неминуемо опустится ниже паритета к доллару. Вопрос лишь в том, когда это произойдет. @marketdumki
источник
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Американо-китайская холодная война

В западной прессе набирает обороты антикитайская риторика. Непрерывно сыплются обвинения, что КНР виновата в том, что Covid-19 распространился по всему миру. В общество вбрасывается идея о том, что китайцы должны компенсировать ущерб другим странам, который они понесли из-за коронавируса (https://t.me/markettwits/78220).

Абсолютно не удивлен такому развитию событий. Неоднократно писал в 2018-2019 годах, что противостояние между США и Китаем только началось и продлится не один год и даже десятилетие. Сначала были тарифы, сейчас коронавирус, потом еще что-нибудь всплывет. Началась ожесточенная борьба за экономическое доминирование в мире. И сейчас этот процесс находится только в самом начале. Как говорится, дальше больше. США будут усиливать давление на своего главного конкурента. И у меня есть очень большие сомнения, что у американцев получится задавить Китай. Есть полное ощущение того, что уже слишком поздно. Нынешний кризис вызванный коронавирусом наглядно показал возможности США и Китая. И это сравнение пока явно не в пользу американцев.

Продолжение следует...   @marketdumki
источник
2020 May 03
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
We have not done anything, because we don’t see anything that attractive to do" сказал вчера Уоррен Баффет, касаясь вопроса о том, потратила ли его компания Berkshire накопленный кэш (137 млрд $) во время мартовского обвала рынка акций. Довольно таки красноречивое признание от одного из самых успешных инвесторов в мире.

В одном из предыдущих постов, я высказал предположение, что рынок еще будет существенно ниже текущих уровней и, вполне возможно, даже ниже мартовских минимумов (подробнее https://t.me/MarketDumki/1759). Просто это будет не сейчас. Учитывая то, что творится сейчас в американской экономике, текущие значения по SP500 на уровне 2800-2900 выглядят очень дорогими для каких-либо покупок.

Будут еще возможности купить рынок или отдельные акции по гораздо более привлекательным ценам. Самый тяжелый кризис в мировой экономике за 100 лет никак не может ограничиться месячным падением индексов. Эта история надолго. Ни о каком быстром восстановлении говорить просто не приходится. @marketdumki
источник
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Увидим ли мы снова "Made in USA"?

Итак, "холодная война" между между США и Китаем набирает обороты. Трамп уже начал угрожать, что готов вести новые пошлины на товары из Китая. Мне кажется, это не пустые слова, а вполне реальные угрозы. И надо понимать, что сейчас руки у Трампа гораздо больше развязаны, чем это было год назад. Тогда он очень сильно боялся снижения рынков и после первого же 3-х процентного падения S&P500 сразу включал заднюю. Плюс ко всему, введение новых пошлин на китайские товары автоматически привело бы к росту потребительских цен, что могло вызвать недовольство у населения.

Сейчас же ситуация совершенно другая. После эпического снижения S&P500 в марте Трампу уже нечего бояться. Пяти или десяти процентным падением рынка уже никого не удивишь и не расстроишь. Цены же в магазинах теперь вряд ли вырастут в условиях подавленного спроса из-за карантина. Так что вполне себе неплохое время сейчас для ввода новых пошлин на китайские товары.

И вообще, в условиях дикой безработицы лозунг о том, что пора вернуть производство домой, может стать очень популярным среди американских избирателей. Народ вполне может поддержать Трампа в его борьбе с Китаем. Все последние годы мы постоянно слышали от президента США "Make America great again!" И вот сейчас великолепное время для продвижения следующей идеи - "Made in USA". Ведь за последние 20 лет весь мир уже забыл, что такая надпись бывает на товарах. Ну кроме доллара конечно))).

Вполне возможно, что "Made in USA" может стать новой национальной идеей в США. Но для этого просто необходимы очередные заградительные пошлины на китайские товары. И они, скорее всего, появятся в ближайшем будущем. Все только начинается... @marketdumki
источник
2020 May 05
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
​​В одном из предыдущих постов я высказал предположение, что в американской экономике в течение ближайших 1-3 лет начнется стагфляция (https://t.me/MarketDumki/1756). Такое явление уже имело место быть в прошлом веке. Началась стагфляция в 1970 году и завершилась только в 1981 году, после того как ФРС повысила ставку до 20%.

Очень распространено мнение, что во время высокой инфляции, акции могут стать защитным активом. Т.е. другими словами они спасут деньги от обесценения. Безусловно, отдельные акции способны расти в любые времена. Но вот широкий рынок вряд ли спасет от инфляции. Если посмотреть динамику индекса Dow Jones в то время, то мы увидим, что он с 1966 по 1983 год находился в течение 17 лет в боковике (см. график внизу). 17 лет!!! Да, может быть, на графике это не так впечатляюще выглядит, но сопоставьте этот срок со своей жизнью. Много это или мало? Думаю, что очень много. Так что у рынка бывает разная динамика, а не только растущая, как это везде рассказывали в прошлом году, когда новоиспеченные "гуру" хвастались доходностью своих портфелей. Есть хорошее высказывание на этот счет - "Не надо путать бычий рынок со своей гениальностью". В 2020 году пришел в гости Covid и вся доходность моментально испарилась словно дым сигарет.

Очень похоже на то, что нас ожидает длительный боковик (вполне возможно с обновлением минимумов) на американском рынке акций. Линейный рост с 2009 года завершился. Стратегия "купил и держи" не будет больше давать опережающую доходность. Наступило время активного управления. @marketdumki
источник
2020 May 06
ФИНАНСОВЫЕ ДУМКИ
Еврокомиссия представила сегодня свой прогноз по динамике ВВП Еврозоны в 2020 и 2021 году. Итак, расклад такой - в 2020 экономика Еврозоны сократится на рекордные 7.7%, а вот в 2021 году вырастет на 6.3% (см. табличку https://t.me/markettwits/78721). Т.е. даже по официальным прогнозам ВВП не вернется на докризисный уровень к концу 2021 года.

Но, скорее всего, и это очень оптимистическая оценка. Вряд ли в следующем году будет такой высокий отскок после провала в текущем году. Даже если и не будет второй мощной волны эпидемии коронавируса, он же все равно никуда не уйдет. Того уровня потребления в мире, который было до прихода Covid, не будет в ближайшие годы (частично уже затрагивал этот вопрос https://t.me/MarketDumki/1758).

По сути, появление коронавируса (я не знаю специально или случайно ) подвело жирную черту под той моделью, которая обеспечивала рост мировой экономики последние десятилетия. Поезд сошел с рельсов и назад его уже не поставишь. Печатный станок от ФРС и ЕЦБ лишь смягчит последствия этого процесса, но не более того. @marketdumki
источник