Size: a a a

Незаслуженный учитель России

2020 July 21
Незаслуженный учитель России
источник
Незаслуженный учитель России
источник
Незаслуженный учитель России
Больше всего в записях поражает уровень аргументации в смеси с совершенно детскими ошибками. Девушка прыгнула выше головы, я в полном замешательстве.
источник
2020 July 23
Незаслуженный учитель России
Посмотрите, просто замечательно. Сегодня скинул ссылку двум ученикам помладше и сам копаюсь.
источник
Незаслуженный учитель России
🇷🇺📖❤️Национальная электронная библиотека оцифровала и выложила в свободный доступ гигантскую коллекцию русской детской литературы.

Теперь в электронном видео доступны 2492 детских книги, среди которых есть такие сокровища, как, например, «Лицевой букварь» Кариона Истомина 1694 г. (первая русская иллюстрированная книга для детей), «Детское чтение для сердца и разума» 1785-1789 гг. (первый русский журнал для детей) или сборник «Русские детские сказки» 1889 г. под редакцией выдающегося литературоведа и собирателя фольклора Александра Николаевича Афанасьева.

В общем, не Агнией Барто единой.
источник
2020 July 27
Незаслуженный учитель России
Я сейчас прямо хихикаю (немного, впрочем, покряхтывая).

Пользователи сетей, видевшие себя молодыми и модными, внезапно обнаружили, что твиттер - это любимая соцсеть школьников. Везде расходится скрин, на котором пятнадцатилетний мальчик Ваня баском поучает окружающих, о чем можно, а о чем нельзя шутить. Возмущению нет предела.

Добро пожаловать в мой мир. Я совершенно серьезно начинаю стесняться пользоваться социальными сетями, потому что меня там читают мои ученики. Они лайкают мои посты о том, как мне били морду на концерте, как я пьяный лежал в лесу под деревом и пишут комментарии под моими старыми размышлениями о том, как же переустроить мир. И ладно бы они соглашались - так нет ведь, пишут какую-то чертовщину.

А если серьезно - мальчик Ваня ни в чем не виноват. Дальше он там пишет про какого-то Лешу (видимо, одноклассника), чьи тупые шутки ненавидит. "Нет, Леша, нельзя так шутить!" - и я вспоминаю, как меня самого корежили тупые шутки сверстников. Ведь Ваня добрый и хороший парень, который знает, что нельзя издеваться над девочками, судить людей по цвету их кожи и вспоминать им их былые беды. И он пишет про это со всем пылом пятнадцатилетней души - заткнись, Леша, просто заткнись и прекрати несмешно шутить.

...А вокруг ходят взрослые люди и винят иностранные НГО, политическую повестку и смену мировой парадигмы. Это вам еще не рассказывали, какие баталии гремят в чатах компьютерной игры Roblox.

PS

Пишут, что Ванечка, возможно, не мальчик, а девочка - но это лишь физическое. Душевный жар и неодобрение Леш все те же.
источник
2020 August 20
Незаслуженный учитель России
Я выкарабкиваюсь из отпуска и ничего не пишу, но с удовольствием говорю. Жалею, что историю об учениках и котах, которых мне показывают, так быстро проговорил. На самом деле это феномен - дети показывают мне котов постоянно, настолько, что это уже не кажется мне странным. Я даже не подумал об этом написать.
источник
Незаслуженный учитель России
Петербургский учитель Григорий Николаев уже три года ведет телеграм-канал «Незаслуженный учитель России» (@leavethekidsalone). Он полтора года работал в районной школе, где создал кружок дебатов, а сейчас занимается репетиторством по английскому, обществознанию и риторике.

Поговорили с Григорием о российской школе, работе учителем и современных детях: https://clc.am/Ze-5ww.
источник
Незаслуженный учитель России
Ученица сегодня удивила. Я, прозанимавшись с ней все лето, только сейчас догадался спросить, как она провела свои каникулы.

Девочка любит читать, выписывает книги из библиотеки, начинает каждую вторую фразу с "а я читала"... Я ожидал, что лето она просто провела с книжкой в комнате и приготовился одобрять. Но оказалось, что уже третий месяц моя ученица занимается регби и ломает на поле других маленьких девочек. Рассказывала она об этом очень ровным тоном, но голос ее стал немного мечтательным, когда она объяснила, как толкнуть противника в подбородок предплечьем так, чтобы у него зубы клацнули.

Почему-то меня глубоко трогает мысленная картина девочки, стряхивающей с колена траву и кусочек другой школьницы, и идущей в библиотеку.
источник
2020 August 24
Незаслуженный учитель России
С приближением учебного года ученики поднимают головы, сурово смотрят в будущее и бросаются бежать прочь - хотя бы в выдуманные миры.

Я практически каждый урок советую какую-нибудь книгу, но никогда не запоминаю, что я там насоветовал. Обычно ученик высказывает умную мысль, а я шуршу пальцами (искренне не понимаю, как люди ими щелкают) и вспоминаю, где я читал похожее. Никаких последствий обычно нет. Я просто записываю в чат название книги, и, умиротворенный, снова слушаю ребенка.

Но на прошлом занятии ученица выдержала двадцать минут разговора по делу, потребовала слова - и начала рассказывать, как она читает "Туманы Авалона" Мэрион Бредли и как же ей нравится. Я застыл и, по-моему, приподнял бровь — потому что понятия не имел, о чем она. Как оказалось, я посоветовал ей эту книгу, когда мы обсуждали  мифы о короле Артуре. Ну посоветовал и посоветовал; я же не ждал, что она будет читать. Но ученица запомнила, нашла книгу, открыла - и улетела в нее с головой. В "Туманах" история Артура трактуется как наступление мужественного и варварского христианства на женственное и мудрое британское язычество. Жрицы скорбно качают головой, глядя на то, как Артур жжет священные рощи, и осуждают его - но нежно и по-матерински. Моей ученице это зашло так, что она глотала половину слов в рассказе. Я очень внимательно слушал и думал о двух вещах: как же я ей угодил и какую же чертовщину читают молодые девушки. Мудрые и понимающие жрицы - что за чушь.

А на следующий день мама ученика спросила моего совета: стоит ли давать сыну Лавкрафта? Я важно покивал... и написал огромную телегу о том, что Лавкрафт хорош, но вот дайте мальчику "Конана-варвара". И чем больше я писал, тем больше увлекался сам - потому что для маленького мальчика нет ничего круче Конана. Я прекрасно помнил, как в душе посмеивался над ученицей, угорающей по добрым жрицам... но не мог остановится, расписывая маме ученика, как же хорош Конан.

Потому что в жизнь каждого подростка является однажды Конан из Киммерии, черноволосый варвар с угрюмым и грозным взглядом синих глаз, вор, разбойник, убийца, человек не средних деяний и великих страстей. Является и ногой в пыльной сандалии попирает школьные учебники и необходимость убирать свою комнату.
источник
Незаслуженный учитель России
Думаю, мама мальчика читала меня с тем же выражением лица, с каким я слушал ученицу - но, уверяю вас, это другое.
источник
2020 August 25
Незаслуженный учитель России
Сегодня я внезапно поучаствовал в записи утреннего эфира канала "Санкт-Петербург". Завтра утром избранные петербуржцы, встающие в семь часов утра, смогут увидеть, как я, мучимый всеми возможными страхами, потею под софитами и кошу глазом на камеру.

Пережив этот ужас, я вернулся домой как раз к началу уроков — и получил огромное удовольствие. Позанимался с мальчиком, все собирающимся читать Лавкрафта, побеседовал с ним о литературе ужасов, похвалил его любознательность ("Я думаю головой, а не сердцем" - с гордой печалью интеллектуала сказал мне ребенок), и начал следующий урок.

Новый ребенок посмотрел мультик "Дорога на Эльдорадо" и решил обсудить главное, что вынес из мультфильма — любовь к золоту и драгоценным камням. Я стал рассказывать, что, вот, дескать, золото не киснет, не ржавеет, очень ценный, легкий в обработке и мягкий металл... И тут в комнату вошла младшая сестра ученика. Она тихо прошла мимо камеры и затаилась в углу. Через некоторое время она еще раз тихо прошла мимо камеры, но на секунду задержалась, проверяя, заметил ли я ее. Я поздоровался, девочка закрыла щеки руками и опять убежала в угол. Но, услышав, как мы обсуждаем драгоценные камни, чем-то пошуршала, встала за спиной старшего брата и с независимым видом стала слушать. Было видно, что ей это все уже известно, она ни в чем не нуждается, драгоценные камни и золото утомляют ее — но, так и быть, она послушает еще.

Я попытался задать девочке дружелюбный вопрос, но она немного отвернула голову в сторону и стала изучать пол в комнате. Но стоило мне перестать пытаться привлечь ее внимание и вернуться к обсуждению, как она немного закашлялась — так, что-то попало в горло, не обращайте на меня внимание. Ученик сидел с таким усталым, полным тихой мужской ярости лицом, что было понятно: если бы я не смотрел, он бы уже вытолкал сестру из комнаты.

Под конец, обсудив волшебные свойства, приписываемые драгоценным камням, я посоветовал ребенку "Книгу камней" Александра Юрченко (блестящая серия книг о чудесах в восточных летописях — "Книга катастроф", "Книга камней" и "Книга деревьев). Мальчик заинтересовался, стал спрашивать, можно ли сделать алмаз самостоятельно и есть ли смысл делать из него меч...

Сестра вздохнула, еще раз царственно посмотрела в камеру, посмотрела на фотографии изумруда (раздался еще один тихий вздох) - и гордо вышла, оставив нас нашим скучным разговорам о мечах и чудовищах.
источник
2020 August 27
Незаслуженный учитель России
Это фотография луны, сделанная моей ученицей через телескоп. Вот такое у нее хобби. Девушка уверена, что мы вырвемся в космос, найдем новый дом среди звезд и покорим безбрежную пустоту. В качестве аргументации в нашем споре об ограниченности человеческой памяти она цитировала мне Доктора Кто. Как вы понимаете, я страшно доволен уроком.
источник
2020 August 31
Незаслуженный учитель России
Обо мне написали в сегодняшнем номере Комсомольской Правды. Ведомый сжигающей жаждой славы, я обошел три газетных киоска и нигде не нашел.

«Раскупили весь тираж», — удовлетворенно подумал я.
источник
2020 September 12
Незаслуженный учитель России
Я довольно долго молчал — по большей части из лени. Но вот, накидавшись чернильницами в своих демонов, я вновь приступил к урокам.

Ученица еще вчера внезапно написала мне, что хотела бы обсудить царя Эдипа. Она прочла книгу "Гамлет и Эдип" Эрнеста Джонса и преисполнилась. Я порадовался ее интересу, но немного напрягся, так как такой книги не читал и вообще о ней не слышал. Поэтому, начав издалека, я попросил ученицу пересказать мне прочитанное и объяснить, в чем замут.

Ученица принялась рассказывать, что Гамлет и Эдип схожи своим влечением к матери, что Гамлет глубоко безумен, потому что мстит он не за отца, а за то, что его мать нашла себе другого мужчину; что между Офелией и Гертрудой Гамлет выбирает Гертруду; что его преступное чувство к матери не приносит никому ничего, кроме смерти...

Короче, книгу читать я не буду, потому что суть понял. Мы обсудили царя Эдипа, его судьбу и преступления и я объяснил, что по-английски Эдипа зовут Oedipus Rex. Но это латинский вариант его титула, "царь". В оригинале же Эдип именуется "тираном", в самом прямом, греческом его значении. Откуда же я знаю "Oedipus Rex"? Рад, что вы спросили - я слушаю много старых песен.

Теперь моя ученица слушает Тома Леклера, стенд-ап певца из 50-х годов. Вот уж никогда не думал, что ученикам я передам интерес к такому.

Лучше бы продолжили говорить про инцест.
источник
2020 September 14
Незаслуженный учитель России
Не в первый раз замечаю, как ученики расслабляются в разговоре со мной и начинают тыкать палкой границы дозволенного.

Беседую со взрослым подростком, он рассуждает о наивности людей вокруг. Все идет прекрасно, тема золотая - ничто так не веселит детей, как глупость людей вокруг. Они вещают об этом со скромной, но гордой улыбкой, приводят в пример неверные факты, додумывают, просто привирают; все это очень умиляет. И парень, увлеченный беседой, внезапно говорит: "Ну и я подумал, что это какая-то херня". И стреляет так в камеру глазами — насколько он меня потряс?

Я уже говорил, что научился изображать из себя Будду. Я просто сижу с легкой улыбкой и покачиваю головой. Ученик увидел, что цели не достиг, но тоже виду не подал. Он отступил на прежние позиции, собрался с силами, провел инвентаризацию неприличных слов у себя в голове — и пошел в следующую атаку, заявив, что "они от страха обосрались". И снова стрельнул глазами.

Я и это пропустил мимо ушей, продолжив разговор. Мне показалось, ученик был разочарован. И вот, под самый конец, уже прощаясь, я его нахваливаю... и наношу, наконец, укол.

— Вы знаете, мне не очень понравилось, что вы ругаетесь. Это понижает качество беседы. - говорю я, перестав улыбаться.
Ученик застыл и посмотрел в сторону. Впрочем, он быстро собрался с мыслями, согласился (очень независимым тоном) и попрощался.

Отключившись, я самодовольно улыбнулся - еще он будет мои границы дозволенного трогать.
источник
2020 September 15
Незаслуженный учитель России
Вы ждали этого кроссовера.

Уверяю вас.
источник
Незаслуженный учитель России
Доброе утро!

Второй выпуск моего подкаста отправляется в большое плавание. В гостях — автор канала @leavethekidsalone. Многие из вас его читают (читаю с большим удовольствием и я).

В этом выпуске:
— о субкультурах и подростках
— капелька религиоведения
— два учительских лайфхака
— о будущем общества свободной информации
— о теориях заговора


Послушать этот и предыдущий выпуск можно на всех платформах по ссылкам:
Apple Podcasts
Яндекс.Подкасты
Google Podcasts
Вконтакте
Spotify

Если вам нравится, каким получается подкаст, вы можете поддержать его на патреоне: https://www.patreon.com/kirill_uchit

Обратная связь как обычно — в описании канала. Буду рад, и спасибо за внимание.
источник
2020 September 16
Незаслуженный учитель России
Сегодня прямо чувствую себя глубоко нужным и востребованным профессионалом.

Ко мне обратилась девушка, выросшая в русской семье за границей. Россию она покинула еще в младенчестве, всю жизнь говорит по-русски — но практически ничего о своем народе не знает. Поэтому требуется пройти с ней школьный курс истории и вообще рассказать ей, о чем Россия - культурно, исторически, к чему она вообще может прильнуть. Не буду врать, я был потрясен и даже немного напуган задачей.

Сегодня было первое занятие, начали с самого начала - славяне, Рюрик, Киевская Русь. И это поразительно: человек чисто и правильно говорит по-русски, но ничего о русской культуре не знает. Это производит огромное впечатление. Я рассказываю о князьях, но она не знает, что значит "князь". Кто такие богатыри? Что значит "былина"? Почему у древних русских такие странные имена? Я впервые говорю с человеком, который считывается как "свой", но при этом находится полностью вне моего культурного пространства.

При этом девушке очень интересно, у нее горят глаза, а истории Киевской Руси вызывают восторг. Ее потрясает, что Старой Ладоге больше тысячи лет. История княгини Ольги и ее мести за мужа ученицу одновременно ужаснула и восхитила. То, как Владимир Святой получил престол, для нее звучит как пересказ книги в жанре фентези. Походы Олега и Святослава на Цареград воспринимаются в масштабах просто библейских — а я, рассказывая все это по десятому разу, впервые чувствую, как все это звучит для незнакомого с темой человека. Поразительное чувство; словно сам все видишь в первый раз. А самое главное, чувствуешь, что делаешь хорошее и правильное дело, объясняешь взрослому человеку, кто он, откуда, как он выглядит для других. Я сейчас записываю план, читаю методички и прямо воодушевлен. Восхитительное ощущение.

Следующий урок был с маленьким учеником, который сегодня от меня узнал, что киты млекопитающие. Тоже хорошее ощущение...

Но не такое патриотичное.
источник
2020 September 21
Незаслуженный учитель России
Мой пятнадцатилетний ученик постепенно поступается гордостью и допускает, что у меня есть забавные мысли.

Когда мы с ним начинали занятия (общая эрудиция и риторика), он смотрел на меня холодным взглядом и говорил чуть ли не через губу. Когда я дал понять, что никакого ущерба его гордости наносить не собираюсь, он стал советовать мне аниме. Сейчас я дорос в его глазах до самостоятельного мыслителя — но заметно, что он еще сомневается.

Я постепенно повышаю накал нашей интеллектуальной борьбы и подкидываю ему интересные идеи. Сегодня обсуждали OCP, outside-context problem (еще иногда называется OOC problem, out-of-context). Это очень любопытная идея, выдвинутая фантастом Йаном Бенксом в книгах про Культуру, космическую цивилизацию развращающего и непобедимого анархизма. Серия совершенно великая, очень повлиявшая как на научную фантастику, так и на англоязычную литературу в целом.

Суть проблемы такова: мы все готовы противостоять миру, но лишь в том контексте, к которому привыкли. Дикие звери, холод, нападение соседнего племени, перебои с едой — это беды, но беды понятные. Бенкс же описывает проблемы, которых мы просто не можем вообразить. В качестве классического примера он приводил цивилизацию Южной Америки. Живешь ты в своей империи, с каменными дорогами, громадными городами, солнцем, встающим каждое утро лишь потому, что кому-то вырвали сердце на алтаре. Все очень понятно. Но внезапно приходит не эпидемия, не соседнее племя, даже не смена погоды — из-за моря приходят демоны в железе, с бледной кожей, с громовым оружием, на четвероногих чудовищах. И это еще не самое плохое — эти демоны вообще не верят в то, что солнце надо заставлять всходить. Твои обычаи для них ничто, дикарские сказки и поклонение злу. Как можно предугадать такое? Кто вообще способен представить подобное? Никто. Это и есть out-of-context problem.

Ученик даже прекратил щурить глаза. Я предложил ему описать такую проблему. Поначалу парня клонило в военный конфликт — прилет инопланетян, нападение подземных жителей. Но это он лишь скармливал мне мой же вопрос. Я предложил придумать что-то оригинальнее. Ученик задумался и наконец-то начал фантазировать. Что, если произойдет изменение в нашем способе восприятия мира? К примеру, у нас отвалятся глаза, и мы просто начнем видеть на 360 градусов вокруг.

Вот тут я прямо гордо закивал. Ученик продолжал: изменение коснется не только технической стороны нашего мира. Ну да, мы будем строить кабины с круговым обзором, но это не очень революционно. А вот что случится с нашими обычаями, нашим этикетом, нашим пониманием другого человека? Исчезнет сама возможность смотреть человеку в глаза. Нельзя будет ударить в спину; да само понятие "подкрасться" исчезнет. Что мы будем делать тогда?

— Что? — спросил я.

Ученик посмотрел на меня и немного усмехнулся. Боюсь, я опять разочаровал его.

Впрочем, поразмыслив, парень великодушно сказал, что почитает Бенкса.
источник