Size: a a a

Незаслуженный учитель России

2017 May 16
Незаслуженный учитель России
Начнем, пожалуй.

Уже год я работаю школьным учителем. Никогда бы не подумал, что этим займусь - но это оказалось приятно. Я и так болтлив, а тут государство и семья обязали детей меня слушать. Я веду МХК (мировая художественная культура), иногда репетиторствую по обществознанию и после уроков учу детей вести дебаты.
Здесь я буду оставлять мелкие заметки о школе, учениках и нелегкой доле педагога, все еще считающего себя молодым.
Надеюсь, вам будет интересно.
источник
Незаслуженный учитель России
Для затравки расскажу о сегодняшнем уроке.

Речь шла о зороастризме. Детям удивительно понравилось - я заметил, разговоры о религиях им вообще очень интересны. Они добросовестно записывают имена божеств и разнообразные термины, а заодно проявляют удивительную способность вживаться в мировосприятие описываемых религий. Например, когда речь зашла о "храфстре" (ненужных и вредных животных), ученики очень быстро поняли логику "вредности" и тут же приписали к храфстре комаров. На прошлой неделе на этом же уроке другой класс, впрочем, объявил храфстрой кошек, после чего дети заспорили, насколько кошка бесполезна. Сошлись на том, что очень.

Я периодически заставляю учеников вспоминать термины, которые мы упоминули на прошлых уроках - вспоминают, но при этом занимаются удивительным словотворчеством. Например, сегодня я спросил ученика, что такое "теократия" и парень на ходу придумал отличный термин "веровластие". Дарю этот термин всем политологам.

Кстати, удивительно, но ученики сами догадались про самое смешное благое животное зороастризма - ежа. Причем догадались в обоих классах. Мне кажется, я в школе не знал что ежи едят змей. Я думал, они едят яблочки, которые носят на спине.

В начале урока ученицы принесли мне доклады (год кончается, людям нужны оценки). Один доклад оказался про кришнаизм и его историю, но девочка, по-моему, запуталась в Гугле и принесла мне описания МОСК (Международного общества сознания Кришны). В качестве примера благости кришнаитской веры там рассказывалось о вегетерианских ресторанах.
источник
Незаслуженный учитель России
Кстати, когда я рассказывал о трех принципах зороастризма - "благие мысли, благие слова, благие деяния" - я спросил, нужны ли им оригинальные термины. К моему удивлению, дети потребовали их повторить три раза и склонились над тетрадями. Запишите и вы - хумата, хухта и хваршта.
источник
Незаслуженный учитель России
Очень трогательно наблюдать, как школьники гордятся интернет-культурой. Я пробежался как-то по профилям учеников в ВК (чувствовал себя, кстати, соглядатаем практически) - у всех нормальные человеческие интересы. Видеоигры, комиксы, кино, паблики с шуточками, у кого-то политика. На стенах мемы, картинки с матерком - короче, то что должно быть у школьника.
И при этом они все такие анонимусы, что хоть святых выноси. На дебатах я дал им 20 минут на составление аргументации и поиск источников - один уткнулся в телефон и начал хихикать. Подхожу, спрашиваю. А он так прячет от меня телефон и говорит: "Ой, это просто такой сайт, Двач называется, вы не знаете, он молодежный".
Я киваю уважительно, а в душе думаю: "Ах ты щенок, ты мне про борды тут будешь рассказывать? Ты в какие рейды ходил? Ты на Город Снов набегал? Ты шутку про сервер Викентия-то знаешь?"

Не сказал, конечно, ничего. Не дело говорить с человеком, который даже 700 тайтлов не смотрел.
источник
Незаслуженный учитель России
О, честные бурши добавили мне подписчиков. Мне очень приятно, жалею что во времена моего студенчества не с кем было биться на мензурах. Доблестные шрамы на моем лице только от укуса собаки.
источник
Незаслуженный учитель России
Напишу тогда пост, чтобы люди не пожалели о том, что начали меня читать.

Когда я только начал вести уроки, дети сильно стеснялись своих познаний. Дело в том, что как нормальные люди, познания они черпают из компьютерных игр и кино. Когда я рассказывал им о Риме, мальчик несмело начал говорить о Тевтобургском лесу. Я стал его разговаривать, но в какой-то момент он застеснялся. Оказалось, он знает о битве из Rome Total War. То есть он считал, что если узнал о германцах и римлянах из игры, то это и несчитово. Поэтому я пару минут говорил, что мне все равно, где они узнали информацию - главное ведь узнали. Ободренные, дети практически нарисовали мне схему битвы в Тевтобурге - описали и засаду, и нападение из леса с двух сторон. Кто-то вспомнил Ганнибала, потому что он был в трейлере для DLC.

А кончилось все тем, что когда я недавно рассказывал про Четыре великих романа Китая, я посоветовал им играть в Dynasty Warriors, чтобы понять, в чем вообще сюжет Троецарствия.
источник
Незаслуженный учитель России
Уроков у меня пока немного, я работаю в удовольствие. Приятно поговорить с детьми, вдвойне приятно выслушивать их вопросы.
Но веди рано или поздно и меня захомутают - и дадут мне класс. А это, доложу я вам, какой-то ужас.
Сидим я и две моих коллеги в кафе. На улице уже темнота, времени за восемь. То есть рабочий день давным-давно кончился. И тут девушке начинают звонить, причем звонить настойчиво. Она берет трубку и очень утомленно начинает что-то рассказывать про расписание.
Я спрашиваю: "Начальство?". А вот ни черта не начальство - это какая-то родительница решила, что учителю можно позвонить в полдевятого вечера и начать расспрашивать про расписание для класса и когда ее дитятко получит, наконец, оценку.
Меня это, если честно, очень разозлило. А самое главное - это типовая ситуация. Ученики мои вежливы и добронравны - но их родителям в голову приходят совершенно чудовищные идеи, которые нужно воплотить в жизнь самым хамским образом и немедленно.
Я потом еще напишу пару добрых слов о родителях, но пока запомните: беспокойный родитель это в десять раз хуже глупого ученика и в два раза хуже приказа из Министерства.
источник
Незаслуженный учитель России
Отправили меня недавно на курсы, в следующем году буду вести ОПК (то самое проклинаемое везде школьное православие).
Читаю направление, а там заведующий курсами - К. А. Крылов. Ну я аж холодным потом покрылся - неужто сам Крылов будет вести? Но нет, оказался не тот. Я даже пожалел.
А после занятия спрашиваю: "А не родственник ли вы публицисту Константину Крылову?". А тот отвечает: "Нет, Крылов пишет все-таки немного про другое."
И улыбается так хитро.
источник
Незаслуженный учитель России
Кстати, не ОПК, а ОРКСЭ.
источник
Незаслуженный учитель России
Кстати, не ОРКСЭ, а ОДНКНР в составе ФГОС.
источник
Незаслуженный учитель России
Кто расшифрует, получит в подарок пузырек учительских слез. Я вынужден такой пиджин-рашн читать каждую неделю.
источник
Незаслуженный учитель России
Егор Станиславович расшифровал, но пузырек я еще не наполнил. Подождите уж.
источник
2017 May 17
Незаслуженный учитель России
Я живу практически рядом со школой. Под окнами детская площадка, а живу я на уровне второго этажа.
Проблема в том, что я предпочитаю спать с открытым окном, а сплю часто голый. Поэтому закрывать поутру окно я пробираюсь боком, проводя дальнюю разведку. Иначе ведь все окрестные  родители начнут обсуждать, отчего это новый учитель любит с утра голый посмотреть на детскую площадку.
источник
Незаслуженный учитель России
В школе есть прямой доступ к самой последней моде.
Выходишь на улицу, а там какая-то научная фантастика - дети рассекают на машинах, которых я в жизни не видел. Ладно эти двухколесные гироскутеры, они сейчас везде. Но тут видел девочку, которая ехала на электрическом юницикле. Удивительная машина - серебро, красивый дизайн, быстрый и тихий. Я такие видел в каком-нибудь Minority Report или в концепт-видео про будущее автоматизации. Никогда бы не поверил, что такое есть в реальности. А тут ученица едет и слушает музыку, словно это самая простая вещь в мире.
Или вот прочел в интернете о каких-то спиннерах, которые самая модная игрушка сезона - ее нужно раскручивать в пальцах и что-то с ней делать. Посмотрел фотографии, смысла не понял, подумал, что это где-то в Сан-Франциско хипстеры в Старбаксах вертят.
А на следующий день на уроке смотрю - парень на доску не глядит и что-то в руках крутит. Я думаю: "В телефон небось глядит". Присматриваюсь, а это этот таинственный спиннер.
Но я так и не понял, что он делать должен.
источник
Незаслуженный учитель России
Перечитал - звучу как старик. Это удивительно, насколько школа заставляет себя почувствовать взрослым. Мне еще 30 нет, а я действительно чувствую себя отстающим. Пока еще не сильно - я понимаю, зачем читают комиксы, зачем играют в игрушки, почему у ученицы значок Королевской Десницы на блузке, кто такие пранкеры и зачем красить миньки вархаммеровские. Но спиннеров уже не понимаю. И ведь таких непонятных мелочей будет все больше и больше, я прямо боюсь.
источник
Незаслуженный учитель России
Посоветовали, как не отставать от жизни.
Нужно конфисковывать эти спиннеры и спиннить их, пока урок не кончился. Или видишь девочку на юницикле, сразу ее сталкиваешь, кричишь  "здесь же ШКОЛА!" и уезжаешь.
источник
Незаслуженный учитель России
Сегодня весь день предвкушал дебаты с детьми. И просто потому что это очень интересно, и из самолюбия.
Думал: "Вот расскажу urbi et orbi до чего я хороший учитель, все будут в восхищении".
Ничего подобного, в последний момент выяснилось, что все пошли сдавать ГТО. Хорошо, успели предупредить меня. Впрочем, за 40 минут до начала.
Вот такие накладки постоянно бывают, внезапное ГТО, внезапный концерт, внезапный визит проверяющих инстанций. А под 9 мая я пришел с утра в школу и стоял в пустом кабинете. Я еще подумал, что все запорол и дети меня коллективно прогуляли. Пошел страдающей тенью на первый этаж, а они все в раздевалке. Оказалось, пришел приказ сходить параллели к памятнику неподалеку и возложить цветы. Возложили, но мне никто сказать не удосужился. Не потому, что от меня скрывали или еще что - просто приказ пришел в самый последний момент, и что-то менять было поздно.
источник
Незаслуженный учитель России
Кстати, насчет "предупредили".
Есть стереотип, что школа коснеет в невежестве и там время остановилось. Сидят страшные ретрограды, а против них такие современные дети. Я тоже так думал.
Но, оказывается, школа вполне в теме. У каждого дополнительного кружка есть свой чат в ватсаппе, есть отдельный чат для родителей, у всех учителей смартфоны, где они могут чат почитать и сразу влезть. При этом чат утилитарен, там не общаются - это такое круглосуточное родительское собрание. Скандальчики случаются (однажды небольшого ума мать одной из учениц запостила туда переписку своей дочери), но в остальном все работает. Мать ту, кстати, очень быстро зашикали и переписку удалили.
Есть и наш чат про дебаты - я кидаю им релевантные статьи, ссылки, названия книжек и все прочее, что рассказать не успел.
Можно попенять, что нет таких чатов на некоей централизованной чисто школьной площадке, но, во-первых, подобное серьезно обдумывается, во-вторых, есть все-таки ватсапп.
источник
Незаслуженный учитель России
А у нас на дебатах живут драконы.

Когда я только начал вести допы по дебатам, я долго думал над темами. Вы бы видели мой учебный план, который я сдал начальству - там такие темы, которые не постеснялись бы обсуждать в Каролинуме между дефенестрациями. Но я план сдал, получил одобрение - и понял, что ни один приличный школьник не будет обсуждать "Плюсы и минусы платоновской утопии". Поэтому я стал думать, как бы детей подвести к идее строгого спора, но при этом без зауми и скуки. В результате я просто украл чужую идею.
Первый наш дебат был по вопросу "Стоило ли уничтожать драконов?". Контекст таков - все народы мира рассказывают о драконах, примем же эти рассказы за правду. Люди сосуществовали с драконами, теперь драконов нет - следовательно, они погибли. (Вопрос ухода драконов в другие миры я отложил.) Итак, правильно ли поступили люди?
Команды были "за" и "против". Так как дети читают правильные книги, первый же аргумент команды "за истребление" был прямиком из Сапковского - драконы угрожают самой цивилизации. От хищников люди укрываются в городах и селах, но дракон - единственное существо, которое для города опаснее чем для одиночки. Огнем же пышет.
Команда "против" не стала с этим спорить, но напирала на то, что драконы существа природные, то есть убивать их как-то нехорошо. Команда "за" же предположила, что это драконы пришли в земли людей, а вовсе не наоборот. На что команда "против" указала, что в земле находят кости древних ящеров, лежащие миллионами лет, так что в этом мире как раз люди - гости.

Аргументы были ожидаемые. Но вот дальше началось такое, что я только рот разевал. Я думал, мне придется детей подталкивать, подпихивать, всячески убалтывать. Ничего подобного - почуяв возможность поспорить ни о чем, они оттерли меня и пустились во все тяжкие.

Итак, команда "против истребления" нашла информацию о Желтом Императоре Китая. Он научил китайцев всему на свете, а после смерти превратился в дракона и улетел на небеса. Следовательно, как минимум азиатские драконы помогали людям. Истребили их, скорее всего, европейцы. Аргумент уже был хорош, но контраргумент превысил все мои ожидания. Пусть так,  сказала команда "геноцида", но давайте взглянем, кто такой Желтый Император. Он установил жестокие законы и казнил людей без счета. Быть может, в Китае драконы как раз поработили людей и сделали их рабами? А вот в Европе люди отбились. На этом месте я практически аплодировал.

Но дальше пошло уж совсем хорошо - быть может, европейские драконы не были разумны? Они требовали золота, что дракону без надобности, а вот людям вредит. Дальше дебат кончился и пошел мозговой штурм. Сообща (с небольшой моей помощью) дети пришли к идее, что драконы были лишь орудием человека, аналогом ядерного вооружения Средних Веков. А значит уничтожение драконов было просто решением всей Европы об ограничении вооружения. (Кстати, это мне сильно напомнило Великий Договор Агенориды из "Белого хрена". Возможно, кто-то из них читал.)

Время уже подходило к концу, все устали, поэтому в финале мы сообща придумали объяснение тому, что драконы требовали принцесс. Быть может, они хотели повторить подвиг Желтого Императора и смешать королевскую кровь с кровью драконов, а затем возвести своих потомков на престолы? Может, именно поэтому стоило истребить драконов - на кону стояла свобода человечества?

К этому времени я уже почти плакал от умиления и распустил их по домам. К чему такая длинная история? А к тому, что именно ради этого я начал вести этот канал. Ради того, чтобы рассказать вам, до чего умны нынешние дети. Да, школьная система дурна, да, учителя брюзжат, да, нам мало платят и заставляют участвовать во всяких гадостях. Но дети - дети сейчас отличные. Помните об этом в следующий раз, когда будете сетовать на "молодежь". Эта молодежь - лучшее, что есть в России.

Ну и я не так уж плох, да.
источник
2017 May 18
Незаслуженный учитель России
Кстати, поначалу дети не очень хотели учиться дебатировать.
Вернее, хотели, но они хотели именно болтать - никаких правил они знать не желали, уважения особенного к противнику не показывали и учиться не изъявляли желания. Мало того, говорили они стеснительно, многие не знали, что делать с руками. Один парень все время прикрывал рот рукой, а девушки практически шептали. Это меня не удивляло - с кем они могут всерьез поговорить? Но я решил их учить ораторскому искусству.

Не то чтобы я потрясающий оратор - мне просто повезло с родителями, умевшими и любившими говорить (отец, например, запрещал смотреть за завтраком и ужином телевизор и требовал отвлеченных бесед о падении Персидской империи), да и наглости мне не занимать. Поэтому, начитавшись книг и статей по умению говорить, я начал пичкать этим детей. Вот тут-то они и заскучали. То есть они слушали и запоминали, но было видно, что это их утомляет. Они не хотели приходить после уроков и слушать - они хотели говорить.

И вот тут у меня случился мой главный педагогический успех - я до сих пор горжусь своей идеей. Я взял книгу речей Цицерона и на айпаде выделял самые ударные отрывки. А потом ставил ученика перед другими и требовал прочесть, при этом не забывая жестикулировать и играть голосом. Начали мы с "Речей в защиту Секста Росция". Сначала дети страшно морозились и дрожали, но я упрямо их убеждал. И они втянулись. Не просто втянулись - это был прямо взрыв интереса.

Они действительно прочли речь, причем прочли внимательно, запомнив в чем там суть. Тут, думаю, еще сыграло роль то, что дело Секста Росция очень им понятно - проклятый вольноотпущенник использует государственный аппарат для отъема собственности и клеветы. Кто-то из девочек в обсуждении даже в сердцах сказала про "скотину Хрисогона".  Уже через занятие ученики размахивали руками, обращаясь к отцам-сенаторам, призывали богов в свидетели подобной подлости и патетически вздевали руки к небесам. Закончив с делом Росция, мы решили читать речь обвинительную, сказанную Цицероном против наместника Сицилии. Тут дети уже окончательно раскрепостились и стали кричать про "ни одна девушка не была в безопасности от его сладострастия" прямо-таки с упоением.

Дошло до того, что один парень предложил просто взять и поставить эту речь перед классом. Правда, не мне - это они уже обсуждали между собой, а мне просто рассказали. Идея эта ничем, насколько я знаю, не кончилась, но слышать мне это было очень приятно.

Хотя, может, они и поставили. И где-нибудь перед простыми ребятами, пьющими пиво под местным мостом, стоял мой ученик и говорил потрясенным пацанам, протягивая к ним ладонь: "Отцы мои сенаторы и народ Рима...". Модные Лонсдейлы пацанов отливали в закате белоснежностью сенаторской тоги.
источник