Size: a a a

2022 January 06
Колезев
Российский МИД заявляет, что протесты в Казахстане режиссировались извне. И президент Токаев вчера, объясняя призвание сил ОДКБ, заявлял о том, что считает происходящее иностранным вмешательством.

Но встает вопрос — кто же то загадочное государство, что оказало это влияние извне и устроило протесты в Казахстане?

Российская методичка, конечно, подсказывает, что эти злодеи — США и их партнеры. Но проблема в том, что у Казахстана отношения с США далеко не такие плохие, как у России. Вот президент Токаев всего несколько месяцев назад провожал американского посла, отработавшего свой срок в Казахстане, с такими словами:

— Хочу выразить вам признательность за прекрасную работу на посту посла США в Казахстане. Ваша страна в числе первых признала Независимость Казахстана. Мы никогда этого не забудем...

Теперь интересно будет посмотреть, подхватит ли Токаев версию о зловредных американцах, или предпочтет не называть загадочный субъект «вмешательства извне». Больше ведь списать особо не на кого. Китай, Турция? Тоже ссориться не захочется.

Да и надо ведь какие-то доказательства представить. Ну хоть что-нибудь.

Думаю, лучшие пропагандистские умы России и Казахстана сейчас думают, какую версию предложить, чтобы она подошла элитам обеих и была более-менее реалистична. Уже ведь даже на запрещенных талибов не спишешь, ибо в России те же пропагандисты объявили их красавчиками.

Самое обидное, конечно, что гражданам любой постсоветской страны начисто отказывают в субъектности. Нас просят поверить, что не могут люди просто так выйти протестовать, если они недовольны властью и устали от многолетней автократии. Нет, обязательно их кто-нибудь надоумил. Извне.
источник
Колезев
Обратите внимание — Андрей Солдатов и Ирина Бороган, авторы книг о ФСБ и спецслужбах («Новое дворянство» и другие) перезапускают сайт «Агентура.ру» и завели телеграм-канал @agenturaru. Думаю, он должен стать интересным источником информации.
источник
2022 January 07
Колезев
У Андрея Зубова большой пост о том, как он видит подоплеку казахстанских событий. Звучит, на мой взгляд, вполне правдоподобно. Действительно, чем дальше, тем яснее, что события эти хоть и начинались как народный протест, довольно быстро переросли в разборку двух президентов — старого и нового. Точнее, нового президента и окружения (даже родственников) старого. Не факт, что все было именно так, как описывает Зубов, но его интерпретация, мне кажется, неплохо объясняет некоторые нюансы казахстанских событий.

Трудно представить, скажем, что случайные протестующие, как бы ни были они недовольны режимом, уже три ночи ведут бои с полицией и армией в Алма-Ате. Да и к чему такое ожесточенное сопротивление, если основные требования протестующих вроде как выполнены. И почему в первые дни протестов казахстанские силовики так легко сдавались протестующим. Становится понятнее и беспрецедентный шаг Токаева — позвать на помощь иностранные войска, грубо говоря — попросить Путина спасти его от родственников Назарбаева. А может быть, даже сохранить светский Казахстан и не дать ему превратиться в исламское государство.

Да уж, жизнь интереснее «Игры престолов». Мы наверняка услышим и другие версии, появятся новые свидетельства и дополнительная информация, которая позволит взглянуть на происходящее по-новому. Но в любом случае, похоже, что большая казахстанская история для России только начинается.
источник
2022 January 08
Колезев
Еще чтение про Казахстан: Даниил Кислов в «Фергане».

«Что случилось с Назарбаевым, почему он молчит, бежал из страны или исчез в небытие, мы пока не знаем. Поговаривают, что все началось с какого-то конфликта между дядей и его племянниками.

Очевидно одно: Назарбаев ушел со сцены – он или политический, или уже физический труп. Но его клан, силовая и бизнес-империя его семьи отчаянно сопротивляются, не желая утрачивать свои материальные активы и рычаги влияния.

К открытому конфликту и террору племянники, вероятно, готовились заблаговременно. Протесты на западе страны стали для них лишь удобным моментом для манипуляции и давления на Токаева».

Между тем в Казахстане объявили о задержании соратника Назарбаева Карима Масимова, который до 5 января занимал прост председателя КНБ — казахстанского аналога ФСБ. А эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов заявил, что племянники Назарбаева Кайрат Сатыбалды и Самат Абиш якобы все-таки задержаны, а сам елбасы в Китае. Впрочем, никаких официальных подтверждений пока нет, про арест миллиардера Сатыбалды в ОАЭ звучит и вовсе невероятно.
источник
Колезев
И еще интересный текст на Carnegie.ru про казахстанские расклады, задержанного Масимова и про то, что предшествовало кризису 2022 года:

«…Назарбаев начал готовить контролируемую передачу власти. Первым шагом стало назначение на пост главы Комитета национальной безопасности (КНБ) Карима Масимова – самого доверенного и компетентного участника президентской команды, возглавлявшего до того многие годы правительство и администрацию президента.

Несмотря на доверие Назарбаева, сам Масимов не мог рассматриваться на роль преемника, поскольку общественное мнение в Казахстане убеждено, что он – уйгур, а не стопроцентный казах. Это делало его идеальным кандидатом на роль смотрящего за транзитом во главе самой мощной спецслужбы страны (КНБ в Казахстане является почти полным аналогом советского КГБ, сочетая функции российских ФСБ и СВР).

После долгих колебаний Назарбаев выбрал на роль преемника уже немолодого карьерного дипломата Токаева. Тоже полностью лояльный и интеллигентный, Токаев провел много лет вдали от Казахстана, а потому не имел собственной команды во власти, которая могла бы представлять угрозу для Назарбаева».
источник
Колезев
Пресс-служба Нурсултана Назарбаева заявила, что он жив и легитимен находится в столице Нур-Султане, общается с президентом Токаевым и призывает сплотиться вокруг последнего для преодоления кризиса.
источник
2022 January 10
Колезев
Самое ожидаемое событие после длинных праздников — переговоры между Россией и США, которые начались в Женеве. Так как отношения с Западом — это «наше все», от чего зависит и российская экономика, и интенсивность «бомбардировок Воронежа», к этим встречам особое внимание. Нужно напомнить, что им предшествовало очередное видеорандеву Путина и Байдена, а обсуждать планируется предложенные Россией договоры «о безопасности», которые наблюдатели назвали «ультиматумом Путина» — слишком уж они бескомпромиссные.

Каждая сторона по-своему подкрепляет переговорную позицию. Россия стягивала войска к украинской границе и проводила испытания гиперзвуковых «Цирконов» (у каждого свои новогодние фейрверки). США в ответ пугают новыми санкциями. Самая громкая угроза последних недель — возможный запрет на поставки в Россию любой электроники с американскими компонентами, то есть не только айфонов и макбуков, но и, например, южнокорейской техники, вплоть до телевизоров и холодильников. А еще запрет на использование американского программного обеспечения (как давно вы пользовались не американской операционной системой — не Windows, не i/MacOS, не Android?..). Звучит апокалиптично, но эту угрозу обещают применить лишь в случае вторжения российских войск в Украину.

Главный вопрос — на какие компромиссы на самом деле готова российская сторона в начавшихся переговорах. Российский МИД со свойственной ему воинственностью заявляет, что не пойдет ни на какие уступки. А заместитель главы ведомства Сергея Рябков в характерной для наших дипломатов манере еще до начала обсуждения предложил НАТО «собирать манатки» и отправляться на рубежи 1997 года (в воздухе подвисает неловкий вопрос — готова ли Россия в свою очередь отправиться на рубежи 1997 года?..).

Но если Москва исключает компромиссы, зачем тогда вообще нужны переговоры? Можно было бы сидеть в Москве, шмалять в воздух «Цирконами» и ждать, пока Вашингтон соизволит подписать отправленный ему договор. Запланированы же несколько раундов — и с участием США, и с участием их европейских союзников. Заявить сверхамбициозную переговорную позицию, «требовать невозможного», а потом двигаться в сторону реальности — допустимая переговорная практика. Другое дело, что российские дипломаты зачем-то с апломбом заявляют, что от этой позиции не сдвинутся ни на шаг. Ну что ж, посмотрим.

Замглавы МИД Сергей Рябков после первой встречи с заместителем госсекретаря Уэнди Шерман уже резко изменил тональность: встреча прошла «потрясающе», «есть оптимизм», «стороны погрузились в материю предстоящих дел» и т.п. Нет сомнений, что любой положительный результат переговоров российская пропаганда представит как ошеломительную победу отечественной дипломатии. И любой худой мир между членами «ядерного клуба» будет лучше доброй ссоры.

А отечественные «ястребы» могут удовлетвориться тем, что российская армия все-таки ступила на территорию соседнего государства. Правда, не Украины, а Казахстана. И не в результате акта войны, а в ходе «миротворческой операции». Но имперскую душу греет и это.

Мы же, даст бог, пока еще поживем. Если повезет, даже с компьютерами и холодильниками.
источник
Колезев
Военный обозреватель Александр Гольц в Republic о российских войсках в Казахстане:

«Назначение главкома ВДВ Андрея Сердюкова командующим операции при том, что общее количество войск, по разным данным, составляет от двух с половиной до пяти тысяч военнослужащих, явно не соответствует уровню военачальника. Что заставляет подозревать, что происходящее — лишь начало другой, более масштабной операции.

Происходящее было объявлено миротворчеством, но очевидно, что к традиционному пониманию подобных операций это не имеет никакого отношения. Общепринято, что миротворческой операции должно предшествовать достижение договоренности о прекращении огня между противоборствующими сторонами. После чего миротворцы занимают линию разграничения сторон. Такую операцию проводит российская 15-я бригада в Нагорном Карабахе. Но, как заявляют представители ОДКБ и российского Минобороны, «миротворческие» войска в Казахстане будут направлены исключительно на охрану неких важных государственных объектов. Если отнестись к этим заявлениям всерьез, это значит, что элитные соединения российской армии переброшены в чужую страну, чтобы заниматься сущей ерундой».
источник
Колезев
Друзья, мы в Republic ищем опытного пишущего редактора, который мог бы перезапустить и возглавить журнал о технологиях. Круг тем такого журнала может быть очень широк — от обзоров гаджетов и софта до общественно-политических расследований на тему цифровизации. Конкретное наполнение как раз будет зависеть от редактора, его предпочтений и опыта, а также авторов, которых редактор (по собственному желанию) привлечет.

В Republic действует необычная система организации журналов, которая предполагает их автономность и финансирование, зависящее от читательского интереса — коротко схема описана здесь, но при общении с кандидатами расскажу подробнее.

Также должен предупредить, что издатель Republic внесен в реестр СМИ-иноагентов. При этом издание финансируется только за счет платежей подписчиков и, в незначительной мере, за счет донатов.

Если у вас есть желание заняться таким проектом, напишите мне на d.kolezev@republic.ru, рассказав о своем опыте и видении концепции.
источник
Колезев
Очень рекомендую статью Григория Юдина, в которой он рассматривает произошедшее в Казахстане через призму типологии диктатур по Карлу Шмитту (суверенная и комиссарская). Упрощенно говоря, Токаев мог бы опереться на начавшиеся протесты и построить свою легитимность на демократической основе, но он предпочел опереться не на народ, а на войска ОДКБ (России), что неизбежно ведет к частичной потере суверенитета:

«Это определённо не последний эпизод столкновения двух альтернативных источников легитимности на постсоветском пространстве. При этом спектр возможных альтернатив сужается. Казахстанский случай показывает, что ставка на старый порядок для правителя теперь почти с гарантией обременена вхождением в имперское пространство, находящееся в состоянии войны с окружающим миром. Нынешний старый порядок — это позднесоветский порядок, никаких других вариантов здесь нет. Военную поддержку нельзя взять по частям: придётся сразу принимать и подписываться под весь язык «забугорных деятелей», «так называемых правозащитников» и «безответственных демагогов». Иными словами, комиссарская диктатура сегодня открывает прямую дорогу к утере суверенитета».
источник
Колезев
В казахстанском сюжете интересно себя проявила Киргизия. Сначала не соглашалась отправлять войска в рамках ОДКБ в Казахстан, так как не хотела, чтобы киргизы занимались подавлением протестов в Казахстане. Парламент Киргизии даже не сразу дал разрешение на отправку войск в Казахстан. Кстати, напомните, как повел себя в этом вопросе парламент России? Ах, его даже не спросили… Странно. Киргизы вот свой решили спросить.

Далее — история киргизского джазового музыканта Викрама Рузахунова, которого казахстанские силовики, видимо, задержали в ходе какой-то массовой операции, хорошенько побили и заставили сказать на камеру, что ему предлагали $200 за участие в протестах. Киргизские власти почти сразу заявили, что Рузахунов не может быть экстремистом или террористом, в Бишкеке у посольства Казахстана собрался митинг, на который пришел глава ГКНБ (местного аналога ФСБ!) и поддержал требование отпустить Рузахунова. И Казахстан вынужден был музыканта отпустить.

Сразу вспоминаются осужденные или арестованные в Белоруссии граждане России. Как там, Россия вступалась за них? Напомните, может, у посольства Белоруссии был какой-нибудь митинг, на который приходил директор ФСБ Бортников? Ну, пусть не Бортников, а хотя бы какой-нибудь завалящий депутат Госдумы… Ну да, таких нелепых ошибок, как с Рузахуновым, белорусские силовики не делали, но все же.

В общем, в «клубе пожилых диктаторов», как уже величают ОДКБ, есть неспокойный подросток — Киргизия, президент которой — сам бывший политзаключенный, возглавивший государство после волны протестов 2020 года. Есть гипотеза, что киргизская власть, пережившая за последнее время несколько кризисов и переворотов, оказалась чуть внимательнее к интересам своих граждан, чем это принято у соседей по СНГ.
источник
Колезев
Андрей Перцев: «…Правящая верхушка, что в одной, что в другой стране не готова терять блага и выгоды ради сохранения у рычагов власти «отцов нации». А формальный статус («президент Путин») при авторитарном режиме правления, сфокусированном на конкретной фигуре, мало чем отличается от неформального («елбасы Назарбаев»). Протестующие по всей стране потребовали снижения цены на газ, а потом закричали «Шал, кет»? Часть казахской элиты (судя по всему, в том числе и силовой тоже) взвесила все «за» и «против», поняла, что может потерять все, — и пошла навстречу народным чаяниям. Снизить так снизить, кет так кет. Пускай даже люди шала засели в комитете Госбезопасности — если надо, арестуем и их. Бабло, которое находится в фундаменте и российского, и казахского режимов, победило зло».
источник
Колезев
Журналистка Маргарита Бочарова живет в Алма-Ате. It’s My City попросил ее рассказать, что происходило в городе последние дни. Маргарита рассказала просто с точки зрения обычного жителя города.

В первую очередь это о том, как страшно остаться в современном мире без доступа к информации:

«Утром 5 числа мы проснулись, не понимая, что происходит. Некоторые люди, не особо следящие за новостями, пошли на работу. Моя подруга собиралась ехать записывать ребенка в поликлинику, но благо, друг остановил ее звонком. Общественный транспорт перестал ходить. Утром еще был интернет, мы послушали обращение нашего акима (мэра — прим. ред.), который сказал, что ситуация под контролем. Так мы думали полдня, но сразу после его слов все посыпалось.

Захватили Акимат (резиденция акима или мэрия — прим. ред.) и аэропорт Алма-Аты. Последнее меня шокировало: как можно допустить захват стратегического объекта? Причем, по слухам, это сделали 45 человек. Стало казаться, что аким своим обращением дискредитировал себя, появилась мысль, что город отдали захватчикам. Не знаю, есть ли до сих пор кто-то в Алма-Ате, кто верит в его способность контролировать ситуацию. Тогда же возникли проблемы с интернетом. Мы практически не получали информацию о том, что происходит на площади. Телеграм-каналы могли не обновляться по несколько часов, потому что журналисты испытывали проблемы со связью».
источник