Size: a a a

2021 December 17
Колезев
Очень расстроен. Подвели результаты конкурса по размещению нового объекта у аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге. Я был в жюри. Был очень сильный претендент — проект бюро Yacheyka в виде огромных каменных блоков, которые с одного ракурса (от аэропорта) складываются в слово «УРАЛ», а с других кажутся хаотичным набором камней. Такой уральский Стоунхендж. По-моему, реально — работа мирового уровня.

В результате же победила какая-то провинциальная, скучная, унылая, банальная стела с надписью «Екатеринбург» (последнее фото). В очередной раз могли сделать что-то прорывное в плане имиджа города, но упустили шанс.
источник
Колезев
источник
Колезев
источник
Колезев
источник
Колезев
В Германии за антиваксерскую пропаганду заблокировали каналы Russia Today, поэтому мы заблокируем YouTube гражданам России (хотя сами тоже боремся с антиваксерами).

Логика Роскомнадзора.
источник
Колезев
Через двадцать минут начинаем стрим с Ильей Жегулевым. Я вчера за день прочитал его книгу «Ход царем» про «Семью», выбор Ельциным Путина как преемника, транзит власти от «семейных» «питерским» и нынешних серых кардиналов Кремля. Обо всем этом будем говорить сегодня в стриме в 19:00 по Москве. Приходите послушать, посмотреть, задать вопросы.

https://youtu.be/8KXzEPyukEI
YouTube
Тайная борьба за власть в России от Ельцина до Путина. Разговор с Ильей Жегулевым
Новый гость Republic Talk — Илья Жегулев, журналист, автор книги «Ход царем. Тайная борьба за власть и влияние в современной России от Ельцина до Путина».

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

По каким принципам жила и влияла на происходящее в стране ельцинская «Семья», почему в 1999 году выбор Ельцина пал на Владимира Путина и когда именно Россия свернула на тот путь, который привел нас в нынешнюю точку? Об этом мы поговорим с Ильей Жегулевым — бывшим журналистом Reuters, Forbes и Meduza (внесена в реестр СМИ-иноагентов).

В недавно вышедшей книге Жегулев рассказывает историю ельцинской «Семьи» и борьбы за власть в 1990-е годы. При подготовки текста он общался с Валентином Юмашевым и Татьяной Дьяченко, Анатолием Чубайсом и Александром Волошиным, Михаилом Ходорковским, Романом Абрамовичем (он ответил на вопросы письменно) и другими…
источник
2021 December 18
Колезев
Новый выпуск нашего подкаста — уже десятый. Ух!

Воры в законе против пыток, возвращение Сталина и цензура в подкастах

В очередном выпуске подкаста «Колезев & Микитась» Дмитрий Колезев и Ольга Микитась обсуждают события недели, которые их зацепили:

- Воры в законе (!) выступили против пыток в тюрьмах. Россия обсуждает эпохальный «тюремный прогон»;
- В Екатеринбурге военные на государственном здании установили барельеф Сталина. Забыли, как Сталин уничтожал военных?
- Стыдное интервью Мизулиной-младшей про Моргенштерна и иностранное влияние;
- Уловки и уступки в дискуссии о законе о QR-кодах;
- Государство присматривается к подкастам.

А также рекомендуем одну интересную книгу и один хороший подкаст.

Слушайте на Mave, в Apple Podcasts, Google Podcasts, Яндекс.Музыке и Spotify.

P.S. Партнер этого выпуска — школа Product Live и их курс Project Manager в сфере IT. Скидка 45% на этот курс по промокоду NEWS. Регистрируйтесь здесь.
источник
2021 December 19
Колезев
Я следил за делом отца Ивана Жданова и не сомневаюсь, что он невиновен. Аргументы обвинения были чрезвычайно слабыми, аргументы защиты — весьма убедительными. У меня нет сомнений, что Жданов пострадал исключительно за сына. К несчастью, суд признал его виновным. К счастью, наказание назначили условное и освободили пожилого человека в зале суда. Учитывая характер российского правосудия и контекст дела, можно сказать, что условный срок — фактически оправдательный приговор.
источник
2021 December 20
Колезев
К Дню чекиста на It's My City опубликовали статью исследователя репрессий Олега Новоселова о том, как в 1937 году в свердловском управлении НКВД новая команда уничтожала старую с помощью арестов и расстрелов. (Новую команду, конечно, потом тоже изрядно пересажают и расстреляют). Мое пожелание сотрудникам органов госбезопасности — не забывать историю, помнить, что репрессии затрагивают не только оппозиционеров. Кроме того, когда механизм репрессий налажен, им начинают пользоваться чисто в карьерных целях: сжить со свету аппаратного конкурента, зачистить команду предыдущего руководителя и т.п.
источник
Колезев
А на Republic — большое интервью экономиста Игоря Липсица, формально к 115-летию Брежнева, но вообще «по широкому кругу вопросов»:

«Что касается сегодняшней России. Если Россия, не дай Господь, присоединит Донбасс и Луганскую область, то это вызовет обрушение всех мировых рынков и военную катастрофу. Проблема в том, что Россия жива только экспортом. Если начинается обрушение мировой экономики, то падает наш экспорт и доходы от него, и мы не сможем покупать импорт. А мы от него сильно зависим. У нас 30% продовольствия — импорт. Если мы берем непродовольственные товары, то там доля еще выше — почти 70%. Мы покупаем огромную массу лекарств, многое для сельского хозяйства и машиностроения, медицинскую технику и многое другое — и все это на валюту, которую получаем от нефти и газа. В результате даже маленькой войны, которая может породить спад мировой экономики, мы точно провалимся в глубокую нищету, не говоря уже о том, если начнется война мировая, то, естественно, то она не обойдет и наши земли».
источник
Колезев
И подробный разбор путинского ультиматума США (проекты договоров о безопасности) от Александр Гольца:

«Совершенно очевидно, что ни Грузия, ни Украина не станут членами НАТО в ближайшие лет десять. США и страны НАТО осуществляют на Украине предельно скромные проекты, ни в одном официальном документе не говорится о намерении создать военные объекты на сопредельных с Россией территориях, не говоря уже о размещении систем вооружений. Подобные аргументы можно использовать в телепропаганде для мобилизации подведомственного населения. Но в Кремле-то должны знать их подлинную цену. <…>

В этих обстоятельствах предложенные проекты договоров — даже не запросная позиция. В них слишком мало того, за что можно зацепиться. Фактически это некий реестр произошедших за тридцать лет перемен в Европе и мире, которые так раздражают Кремль и от которых, по его мнению, следует обязательно отказаться. Вероятно, на этой неделе американцы сформулируют свои подходы, которые наверняка будут решительно отличаться от российских».
источник
Колезев
В Госдуму внесен законопроект об ужесточении наказания за пытки, организованные представителями власти, они будут наказываться лишением свободы до 12 лет.

Кроме того, принуждение к даче показаний для сотрудников ФСИН будет приравниваться к пыткам, вводится понятие "запугивание".
источник
2021 December 21
Колезев
Требование Роскомнадзора удалить из СМИ все упоминания громких расследований «Проекта», попавшего в список нежелательных организаций, — лишь еще один шаг в процессе уничтожения расследовательской журналистики в России. Удары по этому виду журналистской работы, самому сложному и опасному, наносились как точечные, так и системные. С одной стороны, признавались нежелательными и получали статус иноагентов конкретные СМИ и журналисты; возбуждались уголовные дела, проводились обыски. С другой стороны, было изменено законодательство и принят печально известный приказ директора ФСБ, который позволяет легко объявить преступлением сбор любой, даже несекретной информации о силовых структурах, расследовании уголовных дел, заграничных операциях и т.п.

Помимо громких сюжетов вроде изгнания из страны Романа Баданина, есть еще менее известные, но не менее печальные истории журналистов, которые не уехали из России и не ушли из профессии, но перестали заниматься расследованиями, так как государство фактически криминализовало их деятельность. Я знаю несколько таких примеров. Эти журналисты продолжают делать важные и полезные вещи, но они сами признают, что вынуждены были уйти с профессиональной передовой. Государство их оттуда выгнало.

Невозможно посчитать, сколько общественно значимой информации недополучат граждане России, сколько важного мы не узнаем о власти, насколько это помешает борьбе с коррупцией и злоупотреблениями. В конечном счете это будет ухудшать жизнь россиян.

И тем сильнее будет информационный шок, когда в будущем неизбежно наступит «гласность 2.0» и начнутся публикации разоблачений, свидетельств, воспоминаний, откровений, расследований. Этот поток непременно возникнет, хотя пока нам трудно предположить, каким именно он будет. Мощной рекой, как в конце 1980-х и начале 1990-х, или небольшим ручейком, как в конце 1950-х — начале 1960-х? Даже если режим сменится мягко, если Владимир Путин удачно передаст бразды правления преемнику или коллективному руководству, все равно новая власть рано или поздно захочет укрепиться за счет критики старой, и тогда мы узнаем об эпохе Путина много интересного. Но до этого могут пройти долгие годы.

Впрочем, расследовательская журналистика за несколько лет своего расцвета уже выполнила важную миссию — она показала представителям истеблишмента, что рано или поздно общественность узнает про любые их дворцы и яхты, коррупционные схемы и преступные действия. Тайное станет явным, не завтра так послезавтра. Конечно, если бы такой общественный контроль существовал постоянно, это бы здорово способствовало оздоровлению общества и государства. Но даже такая прививка пойдет на пользу.

P.S. И вот еще что — маленький штрих на тему цензуры и блокировок. Этим утром я решил зайти на Gulagu.net, прочитать про новый пыточный видеоархив, который они выложили. По какой-то причине VPN был отключен, и я с удивлением вспомнил, что Gulagu.net, оказывается, заблокирован в России. И что? Как будто это помешало Осечкину с помощью своего ресурса сделать пытки в российских тюрьмах темой №1 во второй половине 2021 года. Как будто бы это помешало вынудить Владимира Путина комментировать системные истязательства в российских зонах. Как будто бы это помешало заставить российскую законодательную машину со скрежетом исторгнуть из себя законопроект об усилении ответственности за пытки. Все это произошло с подачи интернет-ресурса, заблокированного на территории РФ.
источник
Колезев
Ректора Шанинки Сергея Зуева не выпустили из СИЗО, несмотря на слова Путина о том, что держать его в изоляторе нет необходимости.

Владимир Путин разведет руками и скажет: ну а что я могу сделать, суд у нас независимый.
источник
2021 December 22
Колезев
А вот хорошую штуку сделала Счетная палата — выложила в открытый доступ курс русского языка для чиновников. Главные цели — помочь госслужащим развить деловую речь и научить их составлять понятные, доступные официальные документы. В свое время СП заказала такой курс для себя (за 1,4 млн рублей, кому интересно), а теперь решила открыть его для всех желающих. 24 видеолекции общей длительностью четыре часа.

Нужная и важная вещь. У российского чиновничества с русским языком беда. И устную речь иногда невозможно слушать без слез, а уж через тексты документов вообще не продраться.

Помню, как-то я, будучи приглашенным в общественный совет при каком-то региональном ведомстве (кажется, Минстрое) робко пытался поднять этот вопрос. Членам совета разослали для оценки проект концепции развития чего-то там до какого-то там года, и на обсуждении я сказал, что у меня главным образом стилистические претензии к документу — ну это же невозможно читать. Какой-то грамматически-лексический ужас. Это никто никогда не разберет, а значит меньше шансов, что это у кого-то отложится в голове и будет выполнено. На что мне с укоризной возразили: документы составляются юристами, а если их обычный гражданин прочитать не может — так это не такая уж и большая проблема. Не для него написано.

Однако на самом деле официальные документы можно и нужно писать понятным языком. Даже позднесоветские документы были написаны лучше современных российских. Конституция 1993 года была написана сравнительно неплохим языком (вставки 2020 года в нее куда менее изящные). Американские документы, насколько я могу судить, написаны в основном тоже доступно и понятно.

Но вот более прогрессивные органы власти пытаются изменить эту ситуацию. Сам курс, если честно, не изучал, только глянул мельком. И даже в пресс-релизе СП о его публикации есть к чему стилистически придраться. Но все-таки движение однозначно в правильном направлении.
источник
Колезев
Министр промышленности Денис Мантуров вчера на заседании Госдумы поздравил Иосифа Сталина с днем рождения (на самом деле Сталин родился 18 декабря, а не 21-го, но в данном случае это не важно). Мантуров сказал:

«Я присоединяюсь [к поздравлениям]. Это важная дата. Великий политический, государственный деятель. Действительно в период его правления было много сделано для развития промышленности».

Как тут не вспомнить, что у пожилой матери Дениса Мантурова некоторое время назад обнаружился дом за 5 млрд рублей (а также земля в гольф-клубе, гостиница в центре Москвы и крупные бизнес-активы). Представьте, например, такой дом бы нашелся, не знаю, скажем, у матери сталинского наркома тяжелой промышленности Орджоникидзе. Не получилось представить? У меня тоже. Как и то, что у отца Орджоникидзе нашлись бы виноградники в Геленджике.

Орджоникидзе, кстати, был одним из немногих членов команды Сталина, кто отваживался спорить с вождем по поводу репрессий. В 1937-м году, когда его конфликт со Сталиным достиг пика, он застрелился. До этого арестовали брата Орджоникидзе Папулию (вскоре его расстреляют). Двух других братьев, Ивана и Константина, отправят в лагеря. Посадят и жену Константина Орджоникидзе. Жену самого наркома Орджоникидзе тоже приговорили к десяти годам заключения. Расстреляют племянника Орджоникидзе Георгия Вахарию.

Сменщик Орджоникидзе на посту наркома Валерий Межлаука проработает наркомом полгода — и его тоже расстреляют.

Мантуров, впрочем, отвечает за всю промышленность и всю торговлю; в сталинское время эти отрасли были разделены между множеством наркоматов. Затрудняюсь сказать, какой наркомат при Сталине мог бы заниматься производством аппаратов ИВЛ, если бы они тогда существовали. Но вряд ли бы его нарком, лично курировавший производство ИВЛ на Урале, выжил бы после того, как оказалось, что произведенные аппараты самовозгораются в больницах и устраивают пожары. А американцы возвращают их обратно, так как не хотят включать в собственных клиниках.

Мантуров прекрасно понимает, что сталинские времена прошли и за особняк матери его, к счастью, никто не расстреляет. От того, что министр похвалит Сталина с трибуны, Сталин не воскреснет и не сошлет его семью в лагеря. Зато коммунистам и людям из народа слова понравятся. Какой-нибудь старик с пенсией в 15 тысяч рублей посмотрит сюжет в новостях и скажет: «Вот молодцы!». И заварит себе лапшу быстрого приготовления. А министр после доклада в думе поужинает в ресторане со счетом в 15 тысяч рублей и поедет в особняк, записанный на маму. Все довольны.
источник
Колезев
Даже если не интересно вникать в дело Клюшина, которого американцы обвиняют в инсайдерской торговле, просто посмотрите, какие обвинительные заключения американские правоохранительные органы публикуют еще на стадии расследования дела, после ареста человека. Подробно, с доказательствами, с цитатами из личных переписок, с суммами и датами — и все это на официальном документе, с подписями должностных лиц, которые, если что, ответят за перевранные факты. Вот когда российские правоохранительные органы начнут публиковать такие же обвинительные, в том числе по делам о госизмене, мы начнем им больше доверять. А то наши силовики вместо подобных публичных обоснований своей позиции ограничиваются короткими пресс-релизами и сливами в анонимные телеграм-каналы.
источник
Колезев
Про татарского ректора, которому припомнили преступление 1999 года (!) — есть ощущение, что федеральный центр прозрачно намекает татарской элите, что если ее хорошенько поскрести, то много чего найдется. Так что не надо против федеральных трендов (закон о публичной власти) переть.
источник
Колезев
Умер Дмитрий Борисович Зимин — замечательный человек, много сделавший как предприниматель, благотворитель, просветитель. Основатель «Вымпелкома», создатель фонда «Династия». Светлая память.
источник
2021 December 23
Колезев
В Фотожурнале Republic сегодня очередная уникальная подборка из частного архива Артура Бондаря — снимки, сделанные на борту немецкой субмарины в годы Второй мировой войны. Фотографий с немецких подлодок очень мало, но Бондарю удалось найти на интернет-аукционе пленку с пятнадцатью фотографиями, сделанными неизвестным подводником на борту судна U-104. Это Балтийское море, октябрь 1940 года.
источник