Y Combinator
опубликовал гайд о том, как правильно поднимать раунд серии А. Гайд — концентрация опыта YC за несколько лет работы с успешными и не очень стартапами. Про правильный питч и прочее почитайте сами, а мы расскажем о самом интересном — о цифрах, которые интересны инвесторам.
Тактика на старте
За 6-12 месяцев до даты подъема раунда А необходимо решить, чем вы будете удивлять потенциальных инвесторов. Нужно выбрать себе цели и тут же начать их трекать, чтобы в день Х у вас уже были красивые графики того, как эти цели были достигнуты. Если понимания, к чему вы стремитесь, нет, то можно их копипастнуть (с умом, разумеется) в предложенных YC
бенчмарках — это наборы параметров, средние для стартапов YCombinator за 5 лет в разных областях. Например, для Usage Based / B2B компании ключевой метрикой будет ARR (Annual Recurring Revenue — годовой повторяющийся доход), который в день презентации должен достигнуть $1.3-6.1M, а для маркетплейсов такой метрикой будет GMV (Gross Merchandise Value) в $4.8-63.2M.
Помимо ключевой метрики YCombinator советует стремиться к конкретным цифрам по росту продаж, размеру раунда, dilution и post money.
За два месяца до раунда А необходимо задуматься о целях раунда B, чтобы в раунде А поднять столько денег, чтобы этих целей достичь. В среднем, нужно планировать увеличить показатели текущих метрик в 3-5 раз. Посчитайте, сколько на это нужно средств, и это и будет минимальная сумма успеха раунда А.
Второй очень важный момент — необходимо спланировать план Б. Денег, поднятых на раунде А, должно хватить на то, чтобы при плохом сценарии развития событий и вашего проекта, вы все равно смогли бы хотя бы выйти на самоокупаемость, чтобы протянуть до того времени, когда метрики достигнут достаточной величины для подъема раунда B или хотя бы моста.
Как определить дату Х?
Как понять, что стартап "готов"? На самом деле, универсального ответа на этот вопрос или правила
не существует. Есть высказывания, которые можно принять за истину. Например, говорят, что SaaS компания готова к раунду A как только пересекает величину $1m по метрике ARR. Однако YCombinator видел достаточно компаний, поднявших А, чей ARR варьировался от $200k до $9m, и более того, многие из них все равно сгорели.
YCombinator предлагает следующий лайфхак. Начинайте регулярно встречаться с потенциальными инвесторами уже сразу после поднятия сида. Если им интересно с вами выпить кофе раз в месяц-два, если они воодушевленно следят за вашим прогрессом, то дождитесь момента, когда они захотят познакомить вас с друзьями-инвесторами — это и есть сигнал к раунду А. Если же инвесторы на вас подзабили — это сигнал к тому, чтобы напрячься в сторону развития бизнеса, а до раунда пока что далеко.
Три грани успешного раунда
Чтобы поднять деньги, а не пролететь мимо них, необходимо сфокусироваться на трех вещах: истории, связях и метриках.
История ваших планов должна напугать инвестора. Он должен бояться того, что вы вырастете до невообразимых размеров, захватите рынок, а инвестора оставите на обочине. Как и в сиде, в А веру инвесторов нужно подкреплять именно эмоционально.
Устанавливайте новые связи, поддерживайте теплыми старые, рассказывайте всем о вашем продукте, пусть о нем говорят или хотя бы имеют представление. Всегда четко озвучивайте дату предстоящего раунда А. Одна из частых ошибок — "фишка" некоторых стартаперов, когда они начинают делать вид, что у них все так хорошо, что раунд А они брать как бы и не собираются. Опыт YCombinator'а говорит, что почти всегда это провал.
@internetanalytics