
Скорее всего этот пост будет полезен только новичкам, которые впервые ввязываются в избирательные кампании. Таким с каждым годом все больше, чему я очень рада. Инструкция должна облегчить им жизнь и сэкономить время для более важных задач.
1 правило типографского клуба
Печатать можно только в аккредитованных типографиях. Это значит, что типография должна самостоятельно принести в избирком заявление о том, что она хочет и готова печатать агитационно-печатные материалы (АПМ) согласно закону. Вместе с заявлением типография публикует в местном СМИ свой прайс-лист и относит его в тот же избирком. ЦИК должен знать, какие цены заявила типография, чтобы потом проверять, по одинаковой ли цене они печатают материалы для разных кандидатов. Должны по одинаковой, независимо от их партийной принадлежности.
2 правило типографского клуба
Список аккредитованных типографий публикует избирком на сайте. Не стесняйтесь позвонить в избирком и спросить, где найти этот список (иногда он в совершенно странных местах, иногда его не успевают вовремя загрузить). Если список на сайте будет «ну, через пару дней опубликуем, пока не успели», то съездите к ним сами, сфотографируйте список, который есть. В течении первых несколько недель список может пополняться, обновляйте его, если не нашли подходящую типографию.
3 правило типографского клуба
Если вы решили печатать что-то гениальное и новое, а местные типографии не предоставляют услуги такой печати (такое часто бывает с газетами, хотя это жутко старый вид АПМ), то ищите среди неаккредитованных типографий (можно даже звонить в соседние города) и предлагайте им помощь с оформлением документов.
3 правило типографского клуба
Подписные листы можно печатать в любых типографиях, хоть в копицентре. Главное, заключить с ними договор и оплатить услуги с избирательного счета.
4 правило типографского клуба
Если вы нашли типографию, вам нужно предоставить им макет. Попросите у типографии технические требования к макету. Пусть они пришлют их вам файлом, слов «ну, в cdr пришлите, и цвета в CMYK» недостаточно. Попросите полные требования производства и выполните все в точности. Однажды мы запутались в требованиях и газета получилась не желтой, а лимонной с зеленым отливом. Было неприятно.
5 правило типографского клуба
Есть разные параметры, которые нужно передавать типографии при заказе и при расчете стоимости.
⁃ Размер: А4, А5, 2000смХ2000см, если это круглая наклейка, то диаметр. Дописывайте единицы измерения.
⁃ Формат: листовка, лифлет (листовка, которая сгибается как книжка), евробуклет.
⁃ Плотность бумаги: единица измерения грамм/метр3. Плотность для листовок не менее 120 грамм, плотность для газеты: 40-60 грамм, плотность для буклетов лучше брать 10 грамм, после 170 грамм фальцовка дороже и сложнее. Не знаете, какая плотность нужна - приезжайте в типографию, попросите показать образцы.
⁃ Материал: для кубов - баннеры, для наклеек - оракал или на бумаге, для листовок - офсетная.
⁃ Цветность: в типографиях для печати используют 4 цвета, поэтому если вы хотите цветную листовку, то указывайте цветность 4. Например, цветность 4+4 значит, что это двусторонняя листовка, цветная. Цветность 4+0 - листовка цветная, но печатаем только с одной стороны, на второй 0 цветов. Цветность 1+1 - черно-белая двусторонняя листовка.
Если чего-то не понимаете - спрашивайте у типографий, пусть отвечают.
Термины, которые нужно знать:
Фальц - место сгиба лифлета (например, фальц по середине). Фальцовка - процедура по сгибанию.
Роль - длина газетного листа. Хорошая - 80, звучит как «восьмидесятый роль». Спрашивайте, какой они используют, потому что 75 роль - это более короткий лист, под него надо переделывать макет. Мы однажды напечатали газету на 75 роле, а макет был под 80. Некритично, но некрасиво: были пустые поля.