Size: a a a

Классическая музыка

2018 August 09
Классическая музыка
источник
2018 August 14
Классическая музыка
Что-то в последнее время утонули мы в страстях романтизма. Думаю, самое время обратиться к фундаменту мировой музыки – Иоганну Себастьяну Баху, этакому музыкальному Богу. Сразу вспоминаются строчки Бродского: «...В каждой музыке – Бах, / В каждом из нас – Бог». При жизни музыкальный Отец был менее известен своих сыновей, связано это отчасти с тем, что его отроки творили в галантном стиле, немного заступая на территорию классицизма, а Иоганн Себастьян продолжал писать музыку не для времени, а для Бога. Например, самое известное его произведение – токката и фуга ре-минор. В структуре композиции заложена вся философия автора. Здесь минорный фрагмент (начало) – это знание о смерти, да и вообще о конечности всего сущего. А мажор (конец) – чистый космос, который хочется интерпретировать как спасение, как вознесение туда, где нет смерти. Вся музыка Баха – это разговор человека с Богом, Земли и Космоса, мажора и минора. В токкате и фуге ре-минор ухватиться и понять суть диалога сможет, пожалуй каждый. #Бах
источник
Классическая музыка
источник
2018 August 15
Классическая музыка
Музыкальные шепоты и крики. Это подборка произведений, звучащих в фильмах Ингмара Бергмана. Как и кинопроизведения великого режиссера, характер плейлиста нордический, меланхоличный. В нем присутствуют композиторы как барокко, так классицизма и романтизма, но общий музыкальный тон един. Все записи будто бы сливаются в одно большое полотно, полное северной печали и одиночества. Словно нет времени, нет героев, нет света, а есть только шепоты и крики... #Подборка
источник
2018 August 25
Классическая музыка
Прекрасное барокко не может быть жестоко. Произведение Монтеверди «Коронация Поппеи» – первая опера, написанная по реальным историческим событиям. И хотя музыка совсем древняя, она уже умеет впечатлять потайными смыслами, где общая канва сюжета диссонирует с музыкальным содержанием. Трагическую историю брака Поппеи и римского императора Нерона вы, наверное, знаете. Вкратце: Нерон убьет Поппею. В опере этот факт умалчивается. Сюжет проносит нас сквозь все интриги и убийства к празднованию свадьбы возлебленных. Казалось бы хэппи-энд, но чем больше радости у героев, тем мрачнее становится общий музыкальный фон. Монтеверди знает чем закончится этот союз и какой ценой он был достигнут, поэтому финал особенно неоднозначен. Обилие минора будто бы намекает на то, что и счастье Поппеи будет недолгим. А это, друзья мои, уже не простое барокко, а та самая музыка с большими смыслами, уже в далеком XVII веке. #Монтеверди
источник
Классическая музыка
источник
2018 August 27
Классическая музыка
Говорят, что Бетховен определил звучание XIX века своей серьезной, масштабной, многогранной музыкальной мыслью. На его фоне, скажем, Моцарт, со своей бесконечной инфантильной жизнерадостностью, смотрится мальчишкой. Даже трагический «Реквием» написан в большей степени учеником Вольфганда Амадея – Францем Зюсмайером... На самом-то деле все наоборот: именно Моцарт определил Бетховена – 20-м фортепианным концертом. Нажимая на play перед вами сразу предстанет лик Бетховена, ибо в этих звуках узнается неистовый бетховенский характер. Сюрприз концерта, – это каденции, написанные Бетховеном. Авторские (моцартовские) обороты нигде не были записаны. Из-за боязни воровства, композитор держал их у себя в голове. Моцарт вообще трепетно относился к своему авторскому праву. Поэтому сегодня мы и слышим такой симбиоз Моцарта и Бетховена, где старший венский классик доминирует. Но драматичный, поистине романтический настрой концерта действительно близок как Бетховену, так и музыке романтизма в целом. Финал произведения – максимально моцартовский, поэтому в этом музыкальном конфликте двух гениев, можно сказать, что жизненный свет Моцарта побеждает грозовую бурю Бетховена... #Моцарт
источник
Классическая музыка
источник
2018 August 29
Классическая музыка
Философский музыкальный инструмент. Его молоточки бьют по натянутым стальным струнам, извлекая очаровательные, успокаивающие, порой обманчивые звуки... Они способны радовать, печалить и будоражить. Это подвластно только фортепиано. Сегодняшний плейлист – фортепианная медитация. Предложенные мелодии докажут величие короля музыкальных инструментов, способного в одиночку передать мощь целого оркестра и всю гаму человеческих чувств. Подборка погрузит вас в состояние покоя и возвышенной тоски. #Подборка
источник
2018 September 01
Классическая музыка
С первым днем осени! В такой день хочется соответствующей музыки, например – «Времена года». Нет-нет, не Чайковского, не Вивальди и не Глазунова. А, пожалуй, самое первое осмысление природных сезонов в мировой музыке, – произведение английского композитора, представителя раннего барокко – Кристофера Симпсона. Такие времена года вы, наверное, не слышали. «Сезоны» Симпсона написаны для виолы да гамба, – главного инструмента композитора. Кстати, Кристофер Симпсон многим может быть больше известен, как автор нескольких музыкальных трактатов по практическому исполнению на виоле да гамба. Сама музыка максимально медитативная, спокойная, а еще интересная тем, что благодаря ей можно понять, как музыканты представляли зиму, весну, лето и осень почти четыре сотни лет назад. #Симпсон
источник
2018 September 03
Классическая музыка
Что можно сказать о второй серенаде И. Брамса? Да в общем-то ничего, кроме того, что это нечеловечески красивая музыка, да и на нервы не действует, как Аппассионата Бетховена действовала, например, на В. И. Ленина:) Вторая серенада принадлежит к раннему творческому этапу великого композитора, она лаконична и проста, а также передает дух некого идеализма и юношеской бодрости. В точки зрения музыкальной теории – серенада познакомит вас с традициями народной немецкой инструментальной музыки, так как написана на основе музыкального фольклора германского народа. #Брамс
источник
2018 September 05
Классическая музыка
Все мы трепетно относимся к сочинениям классиков с приставкой «последнее». Последняя симфония Чайковского, последнее откровение Сибелиуса, последние песни Малера... Всем этим произведениям мы придаем мистический смысл, будто бы пытаемся найти в них голос из потустороннего. А кто-нибудь знает финальную партитуру в творческой жизни Бетховена? Нет, это не Девятая симфония, вершина, затмившая собой все, что написал Бетховен после нее. 16-й струнный квартет – заключительное слово венского классика. И оно куда более личное и, я бы сказал, человечное. В нем мы узнаем уже не громовержца и всадника, оседлавшего фатум, а уставшего, смиренного старика. В этом произведении Бетховен будто бы прощается с жизнью, вспоминая все ее светлые дни. Конечно, присутствуют и традиционные для композитора мотивы гнева, но они уже совсем беспомощные. Этот квартет можно считать музыкальной иллюстрацией старости, с присущими ей чертами: некой набожностью, усталостью и ворчливостью. В этом же квартете композитор оставил музыкальному миру загадку: в начале финала имеется надпись, сделанная рукою Бетховена: «Der schwer gefasste Entschlus» («С трудом принятое решение»); под нею две короткие темы финала с пометками: «Muss es sein?» («Необходимо ли это?») и «Es muss sein!» («Да, это необходимо!»). Что же имел ввиду автор? Думаю, после прослушивания этого шедевра, каждый придет к своему ответу... #Бетховен
источник
2018 September 06
Классическая музыка
Чайковский у нас ассоциируется в первую очередь с масштабными оркестровыми произведениями. Из его сольных фортепианных работ хорошо известен, пожалуй, только «Детский альбом», да цикл «Времена года». Поэтому сегодня я хочу порадовать вас не самым растиражированным, но очень эмоциональным фортепианным опусом Петра Ильича – «Страстное признание» (Aveu passionné). Для более цельного понимания этого маленького шедевра, стоит еще послушать симфоническую балладу «Воевода», на основе лирического фрагмента которой и была сделана данная фортепианная транскрипция. О «Воеводе» мы расскажем позже, а «Страстное признание» считаем не простой транскрипцией, а большим самостоятельным шедевром. Вы и сами в этом убедитесь, нажав на кнопку Play.

По своей убедительности мелодия не уступает «Грезам любви» Ференца Листа. Такую музыку мог написать только тот, кто по-настоящему был влюблен и как истинный романтик – разочарован... «Признание» датируется 1891 годом, в этом же периоде были написаны главные шедевры композитора: опера «Иоланта», балет «Щелкунчик», Пятая симфония. И хотя тогда Чайковский физически еще не был стариком, его эмоциональное состояние свидетельствовало о каком-то разочаровании и усталости от жизни. Вопросы бытия были подняты в Пятой симфонии, которая, по моему мнению, имеет трагический финал, а последний опус – Шестая, – и вовсе собственная эпитафия. Эта же маленькая фортепианная транскрипция, затменная крупными работами автора, емко и искренне умещает в себе все то, что сказано в его последних симфонических откровениях. Благодаря этой музыке можно понять не только состояние Чайковского, но и состояние всей русской интеллигенции конца XIX века, сентиментальной и неспособной противостоять надвигающемуся будущему.  #Чайковский
источник
2018 September 11
Классическая музыка
Есть у Алькана интересная и масштабная соната с говорящим названием – «Четыре возраста». Каждая часть описывает одно из десятилетий сознательной жизни. С возрастами вроде как все понятно, 20 лет – энергичная юность; 40 лет – размеренная жизнь в гармонии с природой и самим собой; 50 лет – закат жизни. Особое внимание стоит обратить на вторую часть, описывающую тридцатилетие, по Алькану – «фаустовский» возраст. Данный фрагмент – тезаурус человеческих взглядов XIX века. Тридцатилетие – это десятилетие «сакрального возраста», Алькан здесь сталкивает божественное и порочное (инфернальное) начало. Заключается это в противостоянии главной темы, т. н. «темы Фауста», с побочной, – 8-голосной фугато, где задействованы мотивы ми-мажорной фуги из 2-го тома «ХТК» И. С. Баха. Изгнание Дьявола – основная тематика 2-й части. Безусловно это главный вопрос творческих дум девятнадцатого столетия, но Алькан важнейшую борьбу в жизни человека осмысляет именно в этом возрастном отрезке. Третья часть (сорокалетие)  – это уже сущее блаженство и отдых после неистовой борьбы во 2-й части, заканчивающейся победным фа-деиз мажором. Получается, что по Алькану – 30 лет самый богоборческий и порочный возраст.

Кстати, на основе этого фрагмента Ференц Лист написал свою знаменитую Сонату си-минор, перекликающуюся с его же «Фауст-симфонией». Соната Листа была посвящена Роберту Шуману. Цинизм ситуации в том, что Шуман относился к Алькану примерно так: «Достаточно беглого взгляда на сочинение этого неофранка, чтобы узнать его вкус, сильно отдающий Эженом Сю и Жорж Санд. Страшно делается от такой нехудожественности и неестественности.» (Р. Шуман. Лейпцигский музыкальный журнал. Май 1838 год), – получилось же, что Лист посвятил ему сонату в которой полно заимствований из «Четырех возрастов» Шарля Алькана. #Алькан
источник
2018 September 13
Классическая музыка
Подготовили для вас новый плейлист. Он носит медитативный, возвышенный характер. Вся представленная в нем музыка – это невероятно красивые хоралы. Запускаете подборку и на пару часов улетаете в музыкальный рай, полный гармонии и умиротворения.

Ничто не отражает духовные качества музыки так вызывающе, как массированный человеческий голос. Люди гармонично пели на протяжении веков, а великие композиторы сумели из вокала сотворить настоящий бриллиант цивилизации. Голос человека в этих произведениях размышляет о религиозных убеждениях, о жизни после смерти, о воскрешении среди бескрайних морей и красивой природы с бесконечными, вдохновляющими закатами. Хоральная музыка – это эссенция человеческой души. #Подборка
источник
2018 September 15
Классическая музыка
Нашли видео великого исполнения Фортепианного трио Феликса Мендельсона Артуром Рубинштейном, Яшей Хейфецом и Григорием Пятигорским. С этим исполнением связано интересное высказывание Яши Хейфеца: «Даже если бы сам Всевышний играл на скрипке, все равно на афише мы прочитали бы: ''Рубинштейн, Господь Бог и Пятигорский'', – именно в этом порядке». Действительно, на афишах трио имя Рубинштейна всегда стояло первым. Возвращаясь к самому видео – вы только послушайте какое здесь взаимопонимание музыкантов, благодаря чему игра получается невероятно слаженной. Пожалуй, лучшая из существующих интерпретаций данного произведения. Хотя по воспоминаниям музыкантов, они все время спорили о темпе. #Мендельсон
источник
Классическая музыка
Ф. Мендельсон. Фортепианное трио № 1, ре-минор, соч. 49. Molto allegro agitato.
источник
2018 September 16
Классическая музыка
Друзья, сегодня, 16 сентября, нашему каналу исполнился ровно один год. Спасибо, что остаетесь с нами! В такой день хочется порекомендовать к просмотру художественный фильм про Вильгельма Фуртвенглера – «Мнения сторон».

Моральная ответственность vs. идеалистическая картина искусства. Гений, одаренный свыше, и любимец Гитлера. В то время как Бруно Вальтер, Арнольд Шенберг, Отто Клемперер, Александр Цемлинский и Фритц Малер - все евреи - покидают охваченный идеологической чумой Третий рейх, немец Вильгельм Фуртвенглер остается... Отказывается от вступления в партию. Принимает почести нацистов. Отказывается салютовать им. Жмет руку Гитлеру. Спасает сотни евреев.

Кино, не дающее ответов. О нацисткой Германии. О выборе. О вине и ответственности. Об искусстве ради искусства. О музыке.
источник
2018 September 19
Классическая музыка
Вторая симфония Бернстайна «Век тревоги» – это одновременно «Жизнь Кристины» и «Полуночники», только в музыке. С точки зрения композиции, симфония представляет  некий симбиоз джазовых ритмов, бродвейских мюзиклов и сложной атональной музыки XX столетия, – все это не иначе как иллюстрация шрамов на теле Мира после протяженной всеобщей войны.  

Сначала хочется сказать пару слов об исполнении. Кристиан Цимерман и Леонард Бернстайн были партнерами по записи Второй симфонии во время 70-летия композитора-дирижера. В то время он спросил Цимермана: «Будете ли вы играть со мной, когда мне исполнится 100 лет?». Цимерман согласился, и вот в этом году исполняет свое обещание новой записью, которую можно послушать в дочернем канале, а здесь прикрепляем то самое исполнение 1988 года.

Жанр настолько же неопределенный, как и музыкальный характер, это и симфония, и фортепианный концерт, и симфоническая поэма. Произведение написано по барочной эклоге У. Одена «Век тревоги». К сожалению, мне не удалось найти литературный источник на русском языке, узнал из сети только то, что действие начинается ночью в нью-йоркском баре, а заканчивается с рассветом на городских улицах. Сказать же, что музыка Бернстайна похожа на послевоенное похмелье я не могу. Да, такой боли в партитуре американца, как в послевоенных произведениях Лигети, Шёнберга или Шостаковича не наблюдается, но музыка здесь – скорее иллюстрация войны, с ее началом, окончанием и последующим осмыслением. Например, в напряженных фрагментах второй части в тяжелом диссонансом грохоте узнается бомбардировка Хиросимы. Смягчается эта вакханалия кратковременным траурным адажио, прерванным джазовыми ритмами, символизирующими не столько американскую свободу, сколько вывернутый наизнанку победный марш. С помощью этого приема Бернстайн рисует собственные антивоенные взгляды, заканчивая  произведение скорбной нотой пацифизма... #Бернстайн
источник
2018 September 20
Классическая музыка
«Альпийская симфония» Р. Штрауса кого-то восхитит, а кого-то наоборот этот большой немецкий стиль оставит равнодушным. Лично для меня это «скучные полчаса и гениальные пять минут», а так как произведение длится около часа, то интересных моментов я насчитал два, но принципиальных, – переворачивающих восприятие произведения.

Сама симфония, конечно, соответствует масштабам альпийских гор, но по сюжету она ограничена рамками своей пейзажной программы, поэтому сделать какие-то обобщающие выводы с поправкой на эпоху или на мировоззрение Штрауса сложно. Впрочем, практически все творчество истинного бюргера наполнено самодовольством, отражение которого видится в его опусах. Так было в симфониях «Жизнь героя» и «Домашняя», чувствуется это и здесь. Словно композитор произносит: «Это Я (!) покоряю горы», – а масштаб Альп равен широте композиторского эго. Штраус тем не менее скромен, педантичен, максимально академичен и осторожен. Поэтому за несколько «восковым» содержанием его произведений теряются порой провокационные и пророческие смыслы.

О гениальном в «Альпийской симфонии». Это два программных фрагмента: первый – «На вершине» (21-23 минуты) – истинный триумф, музыкальный и живописный (то самое чувство превосходства, характерное германскому народу первой половины XX века); второй – «Гроза и Буря, нисхождение» (42-45 минуты) – чистая дьявольщина, в которой узнаются и «Вальпургиева ночь» Гуно, и «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, и агония Манфреда (который как раз скитался в альпийских горах) из симфонии Чайковского. Чувствуете связь? Две ночи и две горы (Лысая и Юнгфрау из «Манфреда»). Программность симфонии как раз подразумевает начало и конец ночью. Это возвращает нас к первоначальному названию произведения – «Антихрист. Альпийская симфония». Как же оно соответствует музыкальному характеру! «Гроза и Буря» – это не иллюстрация погоды, а восхождение антихриста. Это же и перевоплощение триумфального немецкого народа, который мы слышали в части «На вершине», в дьявольскую бурю, которая вскоре накроет весь мир в виде Третьего рейха. Получается, Штраус подобно великому композитору, все-таки предсказал явление Антихриста, призванного «убить Бога»... #Штраус
источник