В XX веке все ждали прихода сверхчеловека, а получили две мировые войны и черный квадрат. Эпоха значительно отразилась и на парадигме искусства. При попытке ее охарактеризовать с точки зрения музыки, то получится, что она оказалась потерянной. Иначе говоря, мелос вернулся в свою первоначальную точку – тишину. Именно в ней композиторы того времени нашли потерянного «Бога», который в концепции Ницше – умер. Не долго этому радовались, поэтому, например, нововенская школа в лице Шенберга, Берга и других, своими музыкальными экспериментами вольно или невольно были озадачены его поиском, который заключался в попытке вывести новый звук – гармонию Бога, с которой, например, у композиторов барокко, классицизма и романтизма не было никаких проблем. Квинтэссенцией музыкального развития мне видится «Симфоническая
поэма для ста метрономов». Есть ощущение, что в ней композитор осмысляет, в первую очередь, – само время, поэтому главным инструментом и выбран метроном – определитель музыкального темпа. #Лигети