Восьмой струнный квартет Шостаковича довольно невротическое произведение, отражение неустойчивого характера композитора. Сложные гармонические конструкции и какая-то звуковая неровность (неуравновешенность) раскрывают душевное состояние человека-творца, пережившего сталинскую эпоху. С одной стороны это память о парализующем постоянном, непреходящем чувстве страха, с другой – творческая смелость: в партитуре автор кодирует свою правду об ужасах сталинизма. Но если посмотреть на вопрос шире, то станет понятно, что это конфликт индивидуальности и идеологии, в котором нет очевидного победителя, отчего творец впадает в трансцендентный аффект. Напомним, что Шостакович в 1960 году, не являясь сторонником партии, все-таки в нее вступает. Это внутренний надлом, который находит отражение в лихорадочном музыкальном откровении – Восьмом струнном квартете, – в «музыке сломленного человека». Поэтому, я бы сказал, что это внутренний диалог о собственной трусости, где выражено душевное смятение, конфликт бессильной ярости и печального забытья, а не героическое высказывание против тоталитаризма.
Письмо Шостаковича его другу, Исааку Гликману, поможет лучше разобраться в композиторском замысле. #Шостакович