«Лебединое озеро» – балет номер один в мире. Лейтмотив произведения – всепобеждающая любовь, но и тема смерти, которая прослеживается во всем творчестве Чайковского, здесь тоже ярко выражена. Например, в финале, независимо от интерпретации, четко слышна злая, колдовская летальная тема, а после ее финального аккорда звучит кода – вознесение к свету, она же тема любви, которая эту смерть побеждает. Тут можно понимать по-разному: принц побеждает колдуна и воссоединяется с принцессой – счастливый финал, но так ли прост Чайковский? Может побеждает фатум, а счастье обретается уже там – на небесах, после смерти? Я склоняюсь ко второй версии («На свете счастья нет, но есть покой и воля»), это больше соответствует духу Чайковского, где смерть романтизирована, а ее принятие героем – путь к свету. «Лебединое озеро» разнится в интерпретациях от постановки к постановке, а их великое множество, – везде свой финал и замысел. По моему мнению, идею композитора, где за основу взята борьба с судьбой, можно понять отдельно от сценического действия – послушав музыку. Я бы сказал, что Даррен Аронофски в своем «Черном лебеде» очень тонко проникся музыкальным духом «озера», поэтому там героиня также достигала совершенства и счастья вместе со смертью… Публикуем балет целиком и сюиту, где представлены самые яркие фрагменты шедевра, а также советуем посмотреть
видео балета в постановке Нуреева, которая, на мой взгляд, наиболее интересная и близкая к музыкальному замыслу композитора. #Чайковский