Дон Норман, Дизайн привычных вещейСтартовала прокачку по части UX - прохожу курс и скачала пару книг, в том числе и
эту, бестселлер. Уже предвкушала, как напишу восторженный отзыв, но нет - она мне не очень-то и понравилась. Я еле дочитала ее: временами было интересно, а временами жутко скучно.
Казалось бы, в книге про дизайн вещей должно быть много примеров дизайна вещей, просто на каждой странице: вот так хорошо, вот так плохо и почему. Но примеров очень мало по сравнению с терминами, концепциями и всем остальным. Примеров хорошего дизайна и вовсе нет. Я не могу сходу вспомнить, чтобы он похвалил какой-то дизайн (кроме одного своего), а не просто упомянул, что раньше делали так, а с развитием технологий стали делать так.
В начале было несколько очевидных терминов, но, тем не менее, в качестве упражнения классно пораскладывать встречающиеся продукты на эти составляющие, приходит более глубокое понимание:
— Возможность - это то, что предмет может делать. Например, солнечные очки могут защищать от солнца. Возможность может быть видимой (мы о ней знаем) и невидимой (мы даже не подозреваем, что предмет на такое способен)
— Означающее - это то, что позволяет нам понять, что предмет может делать (или что надо сделать с ним). Например, надпись на двери "к себе" или "от себя".
— Проекция - это попытка сделать какой-то продукт понятнее за счет связи с другим действием или объектом. Например, мы крутим руль машины вправо, чтобы машина повернула вправо - это проекция.
— Фидбэк - ну, вы и сами знаете. Мы нажимаем какую-то кнопку, в ответ загорается лампочка - это фидбек системы. Если бы она не загорелась, мы бы так и не поняли, сработало нажатие или не
— Концептуальная модель - упрощенное объяснение того, как что-то работает. Например, папка на компьютере - концептуальная модель папки в реальной жизни.
Дальше были или уже знакомые дебри терминологии про мозг рептилии, или незнакомые, но непонятно зачем вводимые. Потом собранные с миру по нитке мысли про AB-тесты, эджайл, "продукт должен приносить прибыль", "маркетинг и дизайнеры хотят разного".
Из примеров было интересно узнать про:
— термин "двери Нормана". Погуглите - этим термином обозначаются жутко неудобные двери, которые непонятно, как открыть
— плохой дизайн бытовых вещей, например, кухонных плит. Все ведь периодически ошибаются, включая не ту конфорку, потому что конфорки расположены 2х2, а переключатели - в ряд?
— или, например, выключателей света. Вы были в квартирах, где все время ошибаешься, включая свет не в той комнате, потому что выключатели света кухни, туалета и ванной расположены подряд?
— разработку международных стандартов и заботу о людях с ограниченными возможностями: например, электрокары могли бы быть бесшумными, но тогда их приближение не смогли бы услышать слепые люди.
Советовать не стану, если только не читать эту книгу в очень кратком содержании, без постоянного повторения одного и того же. Полезно будет, может, тем, кто совсем не может отличить плохой дизайн от хорошего: например, вам любой продукт кажется нормальным, даже тот, которым невозможно пользоваться.
#книги