Маликитский ученый, Къадий Ийяд, многим который известен цитатой из труда Аш-Шифа: " لا يعذر أحد في الكفر بالجهالة " - Не оправдан никто в совершении куфра по невежеству. В этой же книге "Аш-Шифа" открыл главу под названием: Разделение слов на три категории:
1) Слова, которые без сомнения являются куфром.
2) Слова, относительно которых суждение не выносится.
3) Слова, в куфре которых имеются разногласия.
Приведём отрывок из этой главы:
Основой в определении этих положений (что является куфром, а что нет) может служить только Шариат. У ума нет какого-либо влияния или возможности соперничать с Шариатом в этой области, то есть опираясь на ум, нельзя определять, что является куфром, а что нет. Основной принцип в определении куфра следующий: "Все, что противоположно признанию Господства Аллаха и единобожию, а также поклонение кому-нибудь или чему-нибудь, кроме Аллаха является куфром без всяких споров и сомнений. Наряду с этим, кто признает божественность и единственность Аллаха, но в тоже время будет полагать, что Аллах не является Живым и Вечным тот станет неверным по единогласному мнению всех мусульман. Также единогласно становится неверным тот, кто считает следующее:
1. Считает что Аллах сотворен кем-нибудь.
2. Считает, что у Него есть ребенок (потомство) или жена (напарница), или что Он отец кого-либо.
3. Считает, что Аллах родился от кого-нибудь или произошел от чего-нибудь. Посчитает, что изначально (до сотворения вселенной) вместе с ним, кто-нибудь был или что-нибудь было. Посчитает, что наряду с ним существует еще какой-нибудь управитель (событий, явлений; предопределяющий ход событий, воплощающий свою волю, наделяющий уделом, пропитанием, причиняющий вред или пользу, спасающий от бед, одаривающий благами, устанавливающий законы, направляющий на путь и сбивающий и.т.д.) и создатель.
Среди мусульман нет разногласий в том, что все это куфр. Также станет неверным тот, кто будет утверждать, следующее:
1. Что сидел рядом с Аллахом.
2. Возвышался (приближался) к Нему.
3. Разговаривал с Ним, или, что Аллах может входить в другие творения, воплощаться в них.
Эти убеждения можно встретить в словах некоторых суфистов, батъинитов, христиан и карамитов. Все это есть куфр. Также, без всяких сомнений, мы выносим такфир тем, кто говорит, что вселенная изначальна (не имеет начала сотворения; то есть Аллах не сотворил ее из ничего). Что вселенная будет вечной как Аллах. Также мы выносим такфир тем, кто сомневается в этих вопросах (не знает точно, что у вселенной есть начало и конец сотворения).
Аналогично, станет неверным любой, кто скажет следующее:
1.Что Посланник, прибегал ко лжи в передачи сообщений.
2. Усомнится в его справедливости и правдивости.
3. Будет злословить о нем, и порицать его.
4. Скажет, что Посланник, не передал некоторые знания и сведения от Аллаха.
5. Будет преуменьшать роль посланников, недооценивать, унижать честь и достоинство посланников. Порицать, пренебрегать, неуважительно относиться к любому из посланников.Будет обижать их; или будет воевать с ним, или убъет одного из них.Все это единогласно считается куфром.
Также существует иджма в том, что следующие действия являются неверием:
1. Не принимать (отвергать) какой-либо текст Корана.
2. Не принимать абсолютно достоверных хадисов, которые переданы мутаватиром.
3. Сужать смысл или толковать другим смыслом хадисы, внешний смысл которых, точно установлен (иджмой).
Например, хадис о раджме (закидыванием камнями насмерть блудников, состоящих в браке) абсолютно точно установлен (передан мутаватиром). Некоторые хариджиты не приняли этот хадис или истолковали его иначе. В такфире подобных хариджитов существует иджма (единогласие).
Поэтому мы выносим такфир любому, кто вне Ислама (немусульманину). Также мы выносим такифр тем, кто проявляет сомнение в определении суждения по ним (замнулся в выносе им такфира). Или засомневался (в их неверии). Или посчитал возможным, что они правы. Мы выносим такфир таким людям, даже если во всем остальном они будут выглядеть как муслимы, будут верить в Ислам, в ложность всех систем, кроме Ислама. Хоть он и обнаружи