Size: a a a

Чёрная бухгалтерия

2019 December 23
Чёрная бухгалтерия
Когда ИП может не платить взносы

Все лица, зарегистрированные как ИП, с момента автоматически попадают в разряд плательщиков страховых взносов(430 НК РФ). Если доход ИП за год не превышает 300 тыс. рублей, ставка фиксированная. Но каждый год она повышается. 2018 – 32385, 2019 – 36238, 2020 – 40874 рублей.

Если доход за год превышает 300 тыс. рублей, то предприниматель уплачивает еще 1% суммы дохода, превышающего этот предел в ПФР. Если деятельность велась неполный год, считают по дням. Уплачивать можно раз в год, а можно поквартально, это выгоднее, если есть деятельность.

По закону возможность не платить есть только в нескольких случаях.
Если нет работников, то взносы можно не платить, за то время, пока деятельности не было по причинам:

прохождения военной службы по призыву;
ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (не более 4,5 лет в общей сложности);
ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, за лицом, достигшим возраста 80 лет;
проживания вместе с супругом-военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства (не более 5 лет в общей сложности);
проживания за границей с супругом-работником, направленным на работу за рубеж (не более 5 лет в общей сложности).


Отпуск по беременности и родам к таким причинам не относится. Как и уход за больным ребенком старше 1,5 лет. Так что беременные платить взносы всё равно должны.

@ProfAudit
источник
2019 December 24
Чёрная бухгалтерия
Недавно снова прилетел вопрос. Как получить обратно деньги с поставщика, который не может поставить товар. Договор подписали, аванс проплатили, товара нет. Поставщик поставить не против, но не может, потому что у него проблемы, товара нет. Деньги вернуть тоже вроде готов, но денег тоже нет. Кормит завтраками. Подскажи, что делать.

Сейчас уже поздно чего-то делать. Не поедете же вы к нему с пацанами, как в 90-е. Договаривайтесь. Судитесь в конце концов. Но вот перед тем, как отправлять деньги могли бы его и проверить. Пробить  на списки, заказать книги покупок и продаж, посмотреть его контрагентов. Можно было узнать остатки на банковских счетах, отчётность. Директора можно было тоже пробить. Получили бы реальную информацию и, возможно, не стали бы с ним работать. Сейчас необходимо проверять контрагентов. И это я говорю не ради рекламы. Так и есть.

У нас для этого есть классный сервис @ObCheck.

Пробьёт всё, что я перечислил и гораздо больше. Как про физика, таки про юрика всё узнаете. Любые базы. Обязательно просите свежие реквизиты. Пишите, и вам все расскажут.

Писать сюда: @ObCheck
источник
2019 December 25
Чёрная бухгалтерия
Как прописать неустойку для налоговой

На практике часто бывает так, что контрагенты задерживают оплату. Поэтому в договорах многие  указывают штрафные санкции за просрочку. Это дисциплинирует партнёров, все к этому давно привыкли. Справедливо будет указать зеркальные санкции для каждой стороны, но тут всё индивидуально и зависит от специфики бизнеса.

ГК РФ предусматривает такие виды последствий нарушения договорных обязательств:
возмещение убытков (ст. 393–393.1 ГК РФ);
выплата неустойки (тут же штрафы и пени) (ст. 394 ГК РФ);
выплата процентов за пользование чужими деньгами (ст. 395 ГК РФ).

Размер неустойки может быть разным. Например, 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату исполнения обязательства. Хотя, минимальный размер неустойки за просрочку может быть и 3% от цены по договору. Верхний предел суммы неустойки, допустимый к взысканию, равен цене отдельного вида исполнения работы. Тут стороны могут договориться, например, о том, что максимальная сумма не может превышать 10% от суммы долга. Максимальная же сумма неустойки ограничена стоимостью по договору.

Если нет криминала и не испорчены отношения, про эти пункты обычно никто не вспоминает. Если контракт всё-таки выполнен, часто неустойки не требуются и штрафы не налагаются. Чаще всего директора договариваются между собой. Но тут есть одна опасность.

Дело в том, что штрафные санкции, по мнению налоговиков, должны включаться в доходы, облагаемые налогом на прибыль. Суды же относятся к этому по-разному. И тут есть один нюанс. Лучше прописать в договоре, что контрагент имеет право требовать неустойку за каждый день просрочки оплаты товара в размере … от суммы неуплаты. А не в утвердительной форме.

Получается, что вы можете потребовать неустойку, а можете и не делать этого. И если вы этого не делали, значит, её и не было. И налоги с неё платить точно не нужно.

@ProfAudit
источник
2019 December 26
Чёрная бухгалтерия
Как учесть чужие расходы

Если один контрагент компенсирует другому расходы, возникшие при выполнении контракта, необходимо это правильно прописать в договоре. Потому что налоговики не любят, когда компания принимает чужие расходы. Оно и понятно. Расходы могут быть приняты дважды.

Например, поставщику возмещаются транспортные расходы. Он предоставляет все первичные документы на расходы, а заказчик их компенсирует. Кстати, расходы по доставке могут быть включены в цену товара или компенсироваться покупателем без заключения между поставщиком и покупателем иных договоров и представления дополнительных документов. Тогда поставщик не подтверждает покупателю фактически понесенные расходы на доставку и не отчитывается о них. Компенсированные суммы в таком случае являются выручкой поставщика.

На основании дополнительного соглашения о возмещении расходов, покупатель может выставить Вам акт или счет, указав сумму расходов к возмещению, приложив копии документов поставщиков, по которым покупатель понес расходы. При этом для вас расходы согласно закону должны быть одновременно: экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. В связи с этим прямо упоминать возмещение расходов поставщика опасно. Возникают риски по налогу на прибыль. Возможно, вашу правоту придётся доказывать.

Поэтому безопаснее всего изначально включить все расходы поставщика или подрядчика в цену договора. Тогда в акте контрагент уже покажет стоимость работ с учетом всех своих расходов. Это даст вам возможность спокойно учесть все эти расходы. А также получить вычет по НДС на основании счета-фактуры.

Мы рекомендуем прописать примерную стоимость услуг в договоре или отдельном соглашении, указав при этом, что сумма может меняться по согласованию сторон. Например, так: Стоимость работ заранее определена в смете (приил.№1) и составляет 1 000 000 рублей. Смета может подлежать уточнению по согласованию сторон.

@ProfAudit
источник
2019 December 27
Чёрная бухгалтерия
Лайфхак по первичке

Часто бывает так, что поставщики задерживают или не предоставляют первичные документы. А ещё они бывает, теряются. Особенно, если изначально они попадают в руки менеджера, который не уделяет им должного внимания. А нет документов – нет вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль.

Поэтому в конце кварталов бухгалтеры начинают поиск документов по оплатам в банковских выписках и делают запросы контрагентам. Контрагенты все реагируют по-разному. Кто-то присылает без проблем, кто-то забивает, а кто-то может и отказать. Мол, мы вам уже давали, а то, что вы потеряли – это ваши проблемы. Слава Богу, таких мало.

Поэтому есть следующее решение.

Мы настоятельно рекомендуем прописать в договорах с контрагентами правила оформления и порядок предоставления первичных документов. Пропишите также порядок исправления ошибок в первичке. Это ваша гарантия того, что документы вы получите и лишнее обоснование для несговорчивого бухгалтера поставщика. При желании можно даже прописать санкции, если документы не были даны по запросу. Например, если вам не предоставили счёт-фактуру, можно прописать штраф равный вычету НДС по этому документу. Тогда поставщик точно будет более ответственно относиться к документам. Договор – это всегда именно тот документ, с которым никто не спорит.

Также рекомендуем прописать порядок сдачи документов в бухгалтерию менеджерами. Если у вас большой менеджерский отдел, впишите в должностную инструкцию сроки предоставления первичных документов и ответственность за просрочку и утерю документов. Например, менеджер должен сдать документы в бухгалтерию не позже 1-2 дней после получения или отгрузки. Тогда ваши менеджеры тоже будут внимательнее.

На практике же этого почти никто не делает.

@ProfAudit
источник
2019 December 30
Чёрная бухгалтерия
Комплаенс

Если вы никогда не слышали этот термин, пост будет вам полезен. Комплаенс – это система соответствия требованиям внутреннего распорядка, а также закона. Грубо говоря, система внутреннего контроля. Система должна выявлять и предупреждать действия сотрудников, которые идут в разрез с требованиями и правилами, и которые могут нанести ущерб компании.

Перед тем, как вводить систему у себя на фирме, нужно провести комплаенс-аудит. Процедура поможет выявить уже имеющиеся проблемы и возможные нарушения со стороны работников. А также риски. Самое частое такое нарушение – заключение договоров и покупка товара за откаты. В основном это касается отдела закупок. Если у вас крупная торговая компания, комплаенс вам необходим. Коррупция – это ведь не только власти касается. В частных компаниях она тоже нередко имеет место.

После проведения аудита, разрабатывается сама система контроля. Разрабатываются проекты допсоглашений в договоры с контрагентами и трудовые договоры с сотрудниками. При этом все работники обязательно должны быть ознакомлены с новыми правилами и стандартами. А также прописывается ответственность. В помощь есть стандарт ISO 19600 и методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, от Минтруда. Внедрение стандартов ограничит свободу сотрудников и не позволит работникам принимать решения на основе своих предпочтений.

После того, как стандарты разработаны, нужно их внедрить. Для этого назначьте ответственного или группу, которые будут за этим следить. Если фирма небольшая, это может быть сам директор. При выявлении фактов некорректного поведения, ответственный проводит внутреннее расследование и выявляет виновных.

Кстати, внедрение систем видеонаблюдения и стандартов информационной безопасности – это тоже работа комплаенс-отдела.

@ProfAudit
источник
2019 December 31
Чёрная бухгалтерия
Сделайте оригинальный подарок близким или коллегам на новый год. Подарите им пробив)))

А чего? Нормальная тема. Это точно запомнят на долгие годы и будут потом вспоминать на всех тусовках и корпоративах.

Напомню, с помощью нашего сервиса про любого можно узнать всё. Можно узнать, кто он такой по номеру телефона. Можно узнать номера телефонов по ФИО. Можно узнать прописку и данные паспорта, а также место работы, ИНН и СНИЛС. Можно поднять информацию, зная номер его авто. Дальше можно узнать всё имущество, которое зарегистрировано на него сейчас и было раньше. Можно узнать данные о его банковских счетах, и даже остатки на них. Можно получить даже всю кредитную историю. А ещё ж/д и авиабилеты, видео с камер на дорогах и много чего другого.

Всё то же самое можно узнать и про юридическое лицо. Все реквизиты, счета в банках, остатки, директор, учредитель, официально-устроенный персонал, получить книги покупок и продаж. Пробив контрагентов на чёрные списки ЦБ.

Сервис работает стабильно. Какие-то запросы в праздники могут обрабатываться чуть дольше.

Для запросов писать сюда: @ObCheck
источник
2020 January 03
Чёрная бухгалтерия
Подотчетники

Выдача денег подотчёт на хозяйственные расходы не только отличный инструмент для небольшого вывода, но иногда и жизненная необходимость. Например, если сотрудник уехал в командировку в город, где ещё не так развита система безналичных платежей и почти нет терминалов. Поэтому наличные деньги сейчас бывают нужны почти во всех сферах ведения бизнеса.

После выдачи денег, неважно наличными или на карту, сотрудник потом должен будет за них отчитаться. Сроки законом не устанавливаются. Но внутри компании можно выпустить собственное положение о расчётах с подотчётными лицами. И мы рекомендуем это сделать. там вы пропишите все детали выдачи средств, их расходования и порядок отчётности, а также список лиц. После получения отчёта бухгалтер составляет авансовый отчёт, к которому прикладываются товарные чеки, накладные, акты и заносит в базу. Кстати, с перечислением подотчёта на личную карту нужно быть очень осторожным. Во-первых, деньги могут уйти на оплату кредита работника или его карту может заблокировать банк.

Если сотрудник не может отчитаться, согласно законодательству, он должен вернуть остаток средств. И тут суды всегда однозначно на стороне работодателя. Даже если работник утверждает, что потратил деньги по назначению и есть косвенные свидетельства этого, всё равно, нет отчёта – возвращай деньги.

Если подотчётник увольняется, в момент увольнения с ним необходимо произвести полный расчет и также потребовать вернуть деньги, за которые он отчитаться не может. Это же касается и директора. Бывали случаи, когда директор переводил деньги себе на карту под видом расходов на хознужды, а подтверждением расходов не озаботился. Он же директор. Так вот, компания вправе подать на него в суд и вернуть средства.

@ProfAudit
источник
2020 January 04
Чёрная бухгалтерия
Обязательный аудит

Есть аудит добровольный, а есть обязательный. Слава Богу, пока обязательный аудит должны проходить не все компании. Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Это долгая и сложная процедура.
Критерии компаний и ИП, подлежащих обязательному аудиту прописаны в № 307-ФЗ от 30.12.2008. Если хотя бы один из пунктов про вас, аудит нужен.

1. Выручка за год больше 400 млн руб.
2. Сумма активов на конец года более 60 млн руб.
3. Акционерные общества публично-правовые компании.
4. Кредитные организации, банки, МФО.
5. Страховые, клиринговые компании, НПФ, УК фондов.
6. Организации, чьи бумаги торгуются на бирже.
7. Компании, сдающие консолидированную отчетность.

Также обязаны проводить аудит ГУПы и МУПы (государственные и муниципальные унитарные предприятия) или некоммерческие организации. Тут форма собственности и выручка значения не имеет. Заключение аудиторов необходимо предоставлять в Росстат.

Если от данного мероприятия уклониться, компания получит штраф от 5000 до 10 000 рублей, за повторное нарушение - 20 000 рублей. Если не предоставить заключение в органы статистики – штраф от 3000 до 5000 руб. А вот если акционерное общество не опубликует заключение аудиторов, штраф может составить от 500 000 до 700 000 руб.

Кстати, на практике, заключения с отрицательной оценкой деятельности выдаются крайне редко. Это менее 1% из всех заключений.

@ProfAudit
источник
2020 January 06
Чёрная бухгалтерия
Данные из деклараций могут быть доступны

В стремлении проверять всех и вся мы скоро дойдём до абсурда. Теперь, если компания не возражает, её налоговые декларации могут быть предоставлены по запросу другим компаниям, которые хотят проверить нового контрагента. Разумеется, это означает - всем. Абсолютно любая компания может сказать, что она проверяет потенциального контрагента и хочет убедиться в его добропорядочности. . Но лишь при условии, что сама компания не против. Но тут появляется другой момент. Если компания против предоставления своих деклараций – значит, ей есть, что скрывать. Делайте выводы сами.

Вообще-то, сведения из деклараций относятся к налоговой тайне. Разумеется, показывать всем контрагентам свою чистую прибыль любой компании неинтересно. Но теперь и не показывать тоже будет неудобно. Налоговики целенаправленно двигают бизнес к полной прозрачности перед всеми.

Если вы действительно кристально белые и хотите, чтобы все могли посмотреть ваши декларации, вам нужно направить в налоговую форму «Согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными».

«Вместе с тем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 102 Кодекса сведения, полученные налоговым органом, становятся общедоступными с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов). С учетом изложенного налоговый орган вправе сообщить сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, в случае, если налогоплательщик дал согласие на признание таких сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@» (письмо ФНС от 11.10.2019 № ЕД-4-1/20922).

@ProfAudit
источник
2020 January 07
Чёрная бухгалтерия
Видеоблоггеры и налоги

Недавно интернет облетел один интересный ролик, где человек на полном серьёзе рассказывает о том, что с 1 января 2020 года внесены поправки в налоговый кодекс, а именно в статью 45.1 НК РФ. Где сказано следующее:

«Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц». (С этого года добавили ещё и НДФЛ).

И вот блоггер сообщает нам, что обязанность платить все эти налоги является добровольной, а чтобы их не платить, надо просто пойти в налоговую и написать заявление о том, что вы не имеете доброй воли на уплату этих налогов, и поэтому платить их не будете. А также нужно подать заявление работодателю, где заявить, чтобы он не перечислял налоги за вас в бюджет, ибо доброй воли работник не имеет. Смешно.

То, что это единый платёж, который вы можете внести, и вам просто зачтут ваши налоги, он не понял. А суть Единого налогового платежа (ЕНП) и так в добровольности. Можете его вносить, а можете – нет. О добровольности же уплаты самих налогов никто не говорил и нигде не написано. Обязанность платить налоги не отменят никогда, не переживайте.

Так что, бухгалтера, будьте готовы к таким вопросам. У блоггера больше полумиллиона просмотров.

@ProfAudit
источник
2020 January 08
Чёрная бухгалтерия
Если чек не соответствует всем требованиям, расход не признают

Сейчас появилось даже такое понятие, как неполноценный чек. Дело в том, что постоянные изменения в правилах, какие должны быть реквизиты на чеках ведут к тому, что кассовые аппараты постоянно нужно перепрошивать. Делают это не все. В связи с чем появилось много чеков, так скажем, устаревшего формата. На одних нет товара, на других не прописан кассир и т.п.

Сейчас вот вышло указание от МинФина налоговикам не принимать чеки без QR-кода. При сканировании, QR-код выдаст все необходимые данные продажи и можно даже получить новый чек. Через приложение это может сделать каждый и понять, заплатил продавец налоги или не факт. Основной аргумент - п. 1 ст. 252 НК, где сказано о необходимости наличия всех требуемых реквизитов, а QR-код — обязательный реквизит онлайн-чека. И теперь бухгалтера, видя такие чеки, принимать их тоже не должны. Если не хотят проблем с налоговой, конечно. А значит, это нужно объяснить всем своим подотчётникам. Было бы хорошо, чтобы подотчётники сами проверяли чеки по QR-коду перед тем, как нести их в бухгалтерию. Для можно скачать приложение от ФНС «Проверка чека». И лучше делать это на месте, не отходя от кассы. Дело в том, что даже при наличии кода, чек всё равно может быть некорректным или вообще поддельным. Только вот это всё нужно оподотчётнику объяснить, сделать так, чтоб он не забыл и сумел это осуществить на практике. А если это подсобный рабочий с кнопочным телефоном из страны ближнего зарубежья, при этом работающий официально? Может и телефоны всем подотчётникам купить и приложения нужные им установить??

Но дело в том, что до сих пор ещё есть продавцы, которые могут работать без он-лайн кассы. Например, это ИП  в сфере услуг без работников. Скажем, предприниматель, который сдаёт жильё для подотчётника в командировке. У таких необходимо запрашивать расписки.

Что сказать. Налоговики и власти заставляют нас всех становиться параноиками.

@ProfAudit
источник
2020 January 09
Чёрная бухгалтерия
Риски для главбухов

Последнее время налоговики всё больше прессуют бизнес, в связи с чем ответственность главного бухгалтера только увеличивается. Насколько это серьёзно и опасно для такого работника?

На практике найти прямые доказательства вины главбуха на самом деле очень сложно. Доказать, что он принимал активное участие в схеме тяжело. Но он находится между двух огней – с одной стороны директор, который не хочет платить налоги, с другой – инспектор, который хочет их получить. Поэтому ему нужно быть очень и очень осторожным. Улучшить своё личное материальное положение за счёт разных налоговых схем компании он вряд ли сможет, но мотив могут найти другой. И некоторые судьи могут увидеть корысть даже в том, что бухгалтер хотел просто сохранить место работы. Хотя это нормальное стремление любого наёмного работника. Но если есть корыстный мотив – есть и дело.

Дело ещё в том, что суду доказать сговор директора и бухгалтера практически невозможно, поэтому они в этом вопросе стараются вообще сильно не разбираться, а подтягивают обоих и заявляют, что налоговое преступление было совершено группой лиц. И если бухгалтер просто делал свою работу и был противником ухода от налогов, это мало кого будет интересовать при разбирательстве.

Например, если бухгалтер ввёл в систему неверные или искажённые данные, даже если есть фактическая первичка, он может быть легко обвинен в сговоре. Да, по новому закону бухгалтер не отвечает за достоверность первички, но остаётся момент его возможной заинтересованности и мотива сделать для компании «как лучше». А фиктивный документооборот – это откровенное преступление. И на практике суд часто доказывал подобное. То, что бухгалтер мог ввести неверные данные по ошибке, не рассматривается.

Наш совет бухгалтерам – добавить в свою должностную инструкцию строчку о том, что бухгалтер не обязан проверять поступившие документы на предмет фиктивности.
В чём ещё могут обвинить главбуха? Главная улика против главбуха – это его подпись. Поэтому ещё один совет – не подписывать платежки и не подписывать письма контрагентам о перечислении оплаты на другие счета, например кредиторам. Это может быть истолковано, как вывод средств. Также очень опасно участвовать в сокрытии активов организации от взыскания.

@ProfAudit
источник
2020 January 10
Чёрная бухгалтерия
Способ спасти счёт в банке от ФНС

Чаще всего, когда налоговики считают, что вы им должны, они просто блокируют ваш счёт в банке. Далее оттуда снимаются средства в пользу исполнения ваших обязанностей перед бюджетом. Ещё они могут наложить арест на ваше имущество. То, что работа вашей компании будет приостановлена, никого не интересует. А судиться с инспекторами дело крайне неблагодарное. Поэтому, чтобы не было блокировок, все стараются заплатить всё по-быстрому.

Но если вы всё же намерены сражаться, есть интересный вариант. Это обеспечительные меры. Они накладываются по решению суда. Сейчас поясним. Решение суда выше решений ФНС, более того суд может даже отменять решения налоговиков.

Есть такой арбитражный процессуальный кодекс. В нём есть статья 90, она даёт возможность заморозить средства на расчётном счете. Тогда на них не сможет претендовать никто, даже ФНС. Обеспечительные меры принимаются в целях предотвращения причинения ущерба заявителю. Но необходимость мер нужно доказать.

Ваши аргументы могут быть следующими. Допустим, вы брали кредит в банке. При замороженном счёте вы не можете выплачивать, а это ведет к штрафам от банка и прямым убытка. Также банк может затребовать всю сумму задолженности, а это уже может привести к банкротству.

Второй аргумент – обязанности по договорам перед поставщиками. Там могут быть прописаны штрафы и возможное прекращение сотрудничества за просрочки. Имейте эти договора на руках.

Третий аргумент – сумма долгов по налогам существенно меньше вашей выручки, из этого следует, что блокировка счёта – мера чрезмерная и необоснованная. Только всё это надо будет подтвердить.

Самый, наверное, действенный будет аргумент – выплата заработной платы сотрудникам. Тут, чем больше людей у вас официально оформлено, тем лучше. Если счёт в блоке, они будут без денег. Между прочим, зарплата и налоги находятся в одной очереди. К тому же и сотрудники могут потребовать компенсацию за задержку, а также уволиться.

Если сможете доказать необходимость хотя бы по одному из пунктов, налоговики не смогут заморозить счёт. Суд не позволит.

@ProfAudit
источник
2020 January 11
Чёрная бухгалтерия
Ошибки, связанные с подотчётом

Часто за подотчётными деньгами в компании учёт ведётся не очень строгий. Все же коллеги, хорошо-знакомые люди. Есть доверие. Но при проверках это доверие может оказаться чреватым. Приведём несколько примеров. Налоговики могут захотеть проверить, что конкретно приобрёл подотчётник и где это находится. И если не найдут купленное, или оно не было отражено на складе, расход могут и снять. Иными словами, должен быть оформлен приход того, что было приобретено.

Также налоговики очень подозрительно относятся к возмещению расходов сотрудника. Бывают случаи, когда работник потратился на общее дело, а потом предъявил эту сумму к зачёту в бухгалтерии. Тут есть одно главное правило – должны быть чеки. Если чеков нет, возмещать расходы опасно, это могут посчитать доходом и начислить налоги и взносы. Есть ещё проблема, когда бухгалтерия не требует остаток выданных средств. Например, выдали 50 000 рублей, человек потратил 45 000, а остальное оставил на возможные будущие расходы. Налоговая считает также, что это будет доход.

Ещё инспектора всегда ищут в подотчёте признаки обнала и вывода средств. Поэтому, если вы выдаёте большие суммы, чеки и документы обязательно должны быть. По закону подотчётное лицо должно сдать первичку в течение трёх рабочих дней. Кстати, на заметку бухгалтерам, чеки могут быть возрастом до трёх лет. Если чеки старше – тоже можно, но риск возрастает. Чеки должны обладать всеми требуемыми реквизитами, и быть оформлены по закону. Реквизиты всегда можно посмотреть на сайте ведомства. Будьте внимательны, последнее время их список часто меняется. Электронный чек лучше распечатать. Ещё момент – если даты на чеках выходные, это может вызвать подозрения, что расходы непроизводственные.

Если компания выдаёт подотчётные для выдачи вознаграждений другим работникам, это должно быть сделано по расходному кассовому ордеру или расчетно-платежной ведомости.

Очень осторожно нужно выдавать подотчёт директору-учредителю. Это всегда подозрительно.  Правил это не нарушает, но инспектора ищут тут вывод. И лучше не оказывать своей же компании услуги как подрядчик. И всегда подтверждайте расход документально.

@ProfAudit
источник
2020 January 13
Чёрная бухгалтерия
Как заставить сотрудников работать?

Часто работодатели жалуются, что работники много времени проводят в соцсетях и просто, занимаясь своими делами. Если работа сидячая и у компьютера, то выявить такое, бывает, непросто. Ну, сидит бухгалтер за монитором, мышкой щёлкает. А вот в 1С он сидит или вконтакте, со стороны не понять. Да, можно прибегнуть к крайним мерам, пригласить программиста и заблокировать ресурсы, которые вы считаете, не нужны для работы. Но, ведь действительно случается, что нужно зайти в тот же контакт и написать кому-то сообщение по работе.

На самом деле проще прописать всё это в правилах внутреннего трудового распорядка. Как можно использовать интернет, телефоны и прочее имущество компании. Напишите, чего делать нельзя. Например, использовать компьютеры в личных целях. Пропишите примеры. Обозначьте сайты, которые не должны открываться в течение дня. Это могут быть новости, соцсети, развлекательные сайты. Куда ходят ваши работники всегда можно отследить по истории браузеров. Если сотрудники чистят историю браузера, всегда можно запросить распечатку у оператора, который предоставляет вам связь.

Ознакомьте всех работников с этими нововведениями и попросите их расписаться. Объявите, что будете штрафовать за каждый подобный случай, и чтобы никто в будущем не обижался. Предупредите, что будете проверять трафик и следить. Кстати, следить можно и задним числом. Можно сказать, что в офисе будут установлены скрытые камеры для большей мотивации работать. Это честно, и работники будут знать, что они могут потерять деньги. Штрафы можно сделать ещё и по прогрессирующей шкале. Например, первый раз – выговор, второй раз – 500 рублей, третий – 1000. В обеденный перерыв лучше также запретить, чтобы не было соблазна.

При этом, если вы оштрафуете работника за нарушение инструкций, будете абсолютно правы. И даже если он обратится в суд, судьи поддержат работодателя. Реальных примеров на практике много. Советуем, при наложении штрафа потребовать у сотрудника объяснительную и издать приказ о применении к нему мер.

В будущем, вы, как работодатель будете иметь на него управу по закону и даже сможете по своей инициативе уволить работника, который неоднократно не исполняет свои обязанности без уважительных причин.

@ProfAudit
источник
2020 January 14
Чёрная бухгалтерия
Снова обсуждают отмену НДФЛ

Депутатам, видимо, очень нравится эта тема, просто потому что на ней можно получить известность и расположение электората. Поэтому не будем их указывать. Снова предложили освободить от НДФЛ россиян, у которых зарплата ниже двух МРОТ. Проект уже подготовлен.

Как обычно, говорят, что это снизит нагрузку на малоимущих, и даже поспособствует росту экономики. Мол, у людей 13% вычитать не будут, денег у них будет больше, они и тратить будут больше. Покупательная способность и ВВП вырастут и всем хорошо.

Данное предложение обсуждали уже не раз. Были даже мнения убрать НДФЛ для малоимущих и поднять его для тех, кто получает слишком много. В связи с этим возникают реальные опасения, что после отмены налога для первых, потом нам внезапно скажут, что в бюджете образовалась дыра и необходимо поднять НДФЛ для вторых или богатых. У них и так денег много, не заметят. А чего вы хотели.

Таким образом, убьётся сразу несколько зайцев. Очень большая часть людей, кто получает мало, будут довольны и, возможно, вырастут какие-то рейтинги. А за счёт тех, кто получает, по мнению депутатов много, бюджет получит гораздо больше, чем потеряет.

Проект уже направили премьеру Медведеву. Шансы есть.

Есть только один интересный момент. Зарплату-то смотрят официальную. А многие предприниматели устанавливают сотрудникам и себе именно минималку. Есть большие опасения, что НДФЛ отменят не совсем тем, кто в этом реально нуждается.

МРОТ с января 2020 равен 12130 рублей. Согласно проекту, вы не будете платить налог, если ваш оклад не превышает 24260 рублей. В регионах может меняться.

@ProfAudit
источник
2020 January 15
Чёрная бухгалтерия
Как поступать с долгами, которые должны вам

Часто случается, что контрагент не может или не хочет платить за поставку. В учёте такие суммы будут тянуться весь год и бухгалтеру придётся думать что с ними делать. Получить средства или хотя бы документы всё-таки было бы неплохо. Перед тем как их списать, мы рекомендуем сделать следующие действия.
 
Если долг висит уже давно и контрагент не реагирует на звонки и устные просьбы, направьте ему письменную претензию. Оформите официально на фирменном бланке, пошлите заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Подготовить текст претензии лучше с юристами.  Предупредите, что готовитесь обратиться в суд. Часто такого письма бывает достаточно, чтобы партнёр очнулся и начал решать проблему хоть как-то. Также в письме пропишите всю информацию. Основания, по которым возник долг, точную сумму, документы, реквизиты, сроки. Можно пригрозить пенями. Согласно ст. 395 ГК РФ.

Ещё есть возможность продать долг. Если вы считаете, что должник платёжеспособен и просто не хочет платить вам, это неплохой выход. Разумеется, его лучше об этом тоже предупредить. Продать можно коллекторским компаниям. Документально это оформляется как уступка права требования или заключается договор цессии. Коллекторы заплатят вам сразу, правда за вычетом своих процентов. Размер процента оговаривается в договоре. После продажи долга нужно уведомить должника официально письмом и отправить ему копию договора с коллекторами. Дальше уже можно ни о чём не беспокоиться.

Если долги с контрагентом взаимные, например, по разным договорам, проще всего оформить документ о взаимозачете. Лучше составить двустороннее соглашение.

@ProfAudit
источник
2020 January 16
Чёрная бухгалтерия
Хранение документов в бухгалтерии

Мы уже писали пост на эту тему. У всех документов сроки хранения немного разные, от трёх до6 лет. Но во избежание возможных проблем, мы рекомендуем хранить всё 5 лет. Для особо мнительных, можно 6 лет. Единственные документы, которые надо хранить целых 75 лет это - платежки по зарплате и расчетно-платежные ведомости. Если хранить меньше могут и оштрафовать. Хорошо, что часть документов можно хранить в электронном виде. Тут тоже есть свои правила. Но что-то надо обязательно распечатывать.

Что хранится на бумаге. Рекомендуется распечатать электронные документы по расчетам с персоналом. Периодичность определяйте сами. Можно и раз в год. Также лицевые счета и табель учета рабочего времени. А лучше – все документы, касательно заработной платы работников, особенно те, где есть подписи. Если зарплаты идут на карты, печатать выписки не нужно.

В электронном виде лучше хранить вообще всё. Благо места не занимает. Жёсткий диск купили, в шкаф закинули и пусть лежит. МинФин говорит, что без бумажных аналогов можно хранить документы, которые нужно печатать только по требованию. Тут тоже есть свои правила.

Любой электронный документ необходимо хранить не менее чем в двух экземплярах, на разных носителях. Необходимо защитить документы от вирусов и доступа посторонних лиц. А раз в пять лет проверять, открываются ли они (п. 2.30–2.33 Правил № 526).

Если срок хранения документов истёк, от них можно спокойно избавляться. Особенно, когда они занимают много места в ваших шкафах. Поэтому периодически, раз в год, устраивайте своего рода инвентаризацию на полках в бухгалтерии.

Перед уничтожением документов надо создать экспертную комиссию. Эти люди и примут решение об уничтожении. По закону комиссия должна состоять из специалистов разных отделов компании. Например, бухгалтер, секретарь, мастер. Приказ об учреждении комиссии должен подписать директор. Все документы включаются в акт, который потом подписывают все.

Уничтожить можно двумя способами. Это самостоятельно при помощи шредера или при помощи сторонней организации, заключив с ней договор. После чего они выдадут акт об уничтожении.

@ProfAudit
источник
2020 January 17
Чёрная бухгалтерия
Сотрудники на удалёнке

Работа на удалёнке подходит не всем, но в ней, конечно, много плюсов. Если все сотрудники работают дистанционно, не нужно снимать офис. Но есть и свои недостатки.

Один из главных минусов – проблемы с увольнением. Например, вы ликвидируете отделение или филиал (обособленное подраздееление). В таком случае по стандартным правилам увольнения избавиться от такого сотрудника нельзя. Ведь фактически он не привязан к вашему отделению, за ни не закреплено чёткое рабочее место. И чтобы уволить удалёнщика по этой причине придется ликвидировать всю компанию.

Конечно, можно уволить по причине сокращения штата. Но тоже есть моменты. Что если это беременная женщина? Вообще уволить удалёнщика гораздо сложнее. Лучше заранее прописать в договоре основания увольнения по инициативе работодателя. На 100% подходящими причинами будут такие как: нарушение порядка или сроков предоставления отчета; невыполнение планов, признание работы сотрудника неэффективной. Или же можно себя обезопасить, не прописывая в трудовом договоре дистанционную работу вообще.

Ещё минус. Обязанности по охране труда остаются, хотя их и меньше. Спецоценку проводить не надо, а вводный инструктаж по охране труда лучше провести. Должностная инструкция, само собой тоже должна быть.

Если вы заключили бессрочный трудовой договор о дистанционной работе, может возникнуть проблема вернуть сотрудника в офис. Для этого договор надо переписать, но работник может не согласиться. Вариант – отдельное допсоглашение. Но тут могут быть споры. Судебная практика по таким делам очень разная. Надёжнее уволить и оформить новый договор.

Лучше всего, чтобы не разбираться во всём этом, оформляйте работника как обычно и отдельным приказом отпускайте на удалёнку. И он доволен будет и вам проблем меньше.

@ProfAudit
источник