Полли Тойнби
Никакого «женского движения» не было
Среди добропорядочных женщин весьма распространен опасный миф о существовании славного феминистского движения, отзвуки побед которого ныне едва различимы в тумане истории ранних семидесятых.
Из своего прошлого они смотрят на современных молодых женщин, девиц и дамочек в туфлях на шнурках и платьях без бретелек в пятнах от коктейлей Bacardi, опьяненных воздухом свободы и столь же занятых исключительно собой, как и персонажи «Секса в большом городе». Затем они из своего воображаемого прошлого, которого никогда не было, горестно вздыхают: где сейчас великие феминистские иконы? Где та сестринская солидарность, которая когда-то заставляла идти плечом к плечу? Кто ответит за рост самосознания современных женщин?
Правда состоит в том, что подобного никогда не было. Не существовало никакого «движения». Были лишь несколько феминистских звезд, свободолюбивых авторов-революционеров. Джермейн Грир, Глория Стейнем, Джил Твиди, Суламифь Файерстоун, Бетти Фридан, Рози Бойкот и многие другие, все эти иконы и путеводные звезды феминистской мысли, пишущие от сердца, стреляющие от бедра. Были лозунги и мифы (сожжение лифчиков, которого не было) и демонстрации с тематическими речевками «Что нам надо? Аборты! Когда их надо? Сейчас!» — как будто потрошение матки представляет собой редкостное удовольствие.
Но не было никакого «движения». Был драгоценный маленький союз. Честно говоря, этих драгоценных женщин было совсем немного. У нас не было массы: у нас были женская страница «Гардиан», журнал «Spare Rib» и некоторое число небольших независимых изданий, в то время как массовые журналы интересовались шикарными телочками. Первобытные племена тратят больше энергии, нападая друг на друга, чем на врагов. Все вожди феминистской мысли подвергались непрерывным злобным нападкам со стороны своих «сестер». Все они, по правде говоря, были — авторы и мыслители — по сути, индивидуалистками, а не массовиками. Джермейн никогда не была группой.
Все это не имело никакого значения. Мысль о том, что половина населения когда-нибудь выйдет вместе на демонстрацию представлялась безумной. Образование, класс, доход, происхождение, возраст, раса, религия и, прежде всего, левая/правая политика всегда будут стоять на пути гендера как доминирующего идентификатора. Пол — это всего лишь одна идентичность среди многих. Как бы я отнеслась к тому, чтобы встать плечом к плечу с Эдвиной Курри, с которой я одновременно училась в университете — феминистка и депутат-консерватор? Ну, я была бы в замешательстве, честно говоря. Да, я бы хотела выйти с ней на демонстрацию, но не далее. Когда Маргарет Тэтчер удивительным образом совершила в партии Тори переворот, захватив ее руководство в 1975 году, о чем я думала? Ну, я была удовлетворена и одновременно не очень. Женщины никогда не смогут сформировать единого сплоченного и мощного движения просто потому, что пола еще не достаточно для политики. Но это действительно одна из тем, вокруг которой можно создавать временные коалиции по определенным вопросам.
Смысл этого короткого экскурса в историю заключается в том, что мифы о прошлом встают на пути в будущее. Это «великое движение» было маленькой, эксцентричной, склочной группой воюющих племен. Однажды меня с Джил Твиди срочно вызвали в миниатюрную ячейку сепаратистских лесбиянок, которые нас резко раскритиковали за то, что мы не одобряли тотального аборта всех мужских эмбрионов. Женщины Гринхэма выгнали из своего лагеря мою сестру только за то, что она туда заявилась со своим трехлетним сыном. В это же время для женщин, которые не носили штанов и пользовались помадой, секс (с мужчинами), как и теперь, был центром вселенной или типа того. Как жить в одном мире с мужчинами тогда, как и теперь, было серьезной проблемой. Феминизм никогда не был популярен, большинство женщин говорило, буквально, «я не феминистка, но…» Феминизм является опасной несексуальной идентичностью.
(продолжение здесь)