
Привет, на связи Иван Никифоров.
Jaguar Land Rover на прошлой неделе проиграл в английском суде дело о правах на товарный знак, защищавший форму внедорожника Defender – одного из символов автомобильной компании. Суд отклонил апелляцию на решение английского патентного ведомства, которое посчитало, что у товарного знака нет достаточной различительной способности.
Оппонентом в данном споре выступала компания Ineos, которая заинтересована в производстве внедорожника Grenadier, копирующего стилистические особенности Defender’а. Сама Ineos даже не пытается скрывать факт невероятного сходства Grenadier и Defender, отмечая, что их продукт вдохновлён классическими внедорожниками. Владелец Ineos – Джим Рэтклифф (нет, даже не однофамилец ;) ) – изначально планировал выкупить права на товарный знак Land Rover, но, получив отказ, решил действовать более агрессивно.
3D-знаки, защищающие форму Defender (1, 2, 3, 4, 5, 6)
Неудивительно, что обе стороны были сильно заинтересованы в исходе процесса и привлекали экспертов для обоснования своей позиции. Так, Jaguar предоставила в суд отчёт Джея Мейса – профессионального дизайнера, приложившего руку к автомобилям Volkswagen Group и BMW и 16 лет трудившегося в качестве вице-президента по дизайну автоконцерна Ford. В отчёте он указал в качестве отличительных черт автомобиля Defender: почти вертикальное ветровое стекло, раскладывающийся капот и многие другие элементы, которые были скопированы Ineos в своём Grenadier. Выдающийся автодизайнер подытожил: именно форма выделяет внедорожник Defender среди других автомобилей.
Забавно, но квалификация Мейса в данном случае сыграла злую шутку с Land Rover. Патентное ведомство не согласилось с его оценкой, ведь для эксперта такого масштаба отличительные особенности очевидны, а вот простой потребитель, не имеющий опыта в промышленном дизайне, вряд ли акцентирует свое внимание на деталях.
А вот эксперт со стороны Ineos – бывший дизайнер Volvo и Austin Rover, Стивен Харпер – утверждал, что ничего уникального в Defender’e нет, а схожие конструктивные решения встречались, например, в линейках Mercedes и Jeep.
Итог известен – автолюбители всего мира могут ожидать выхода на рынок автомобиля Grenadier уже в 2021 году, а компании Jaguar Land Rover придётся задуматься над защитой узнаваемости своего внедорожника.
P.S. А вот кому потеря защиты вряд ли грозит, так это Ford G.T. 350 (Mustang), разбор товарных знаков которого есть у нас в канале.