Пришло время разобраться, что делать тем, кто планирует так же, как мы, делать свои мини-игры и защищать их от незаконного использования.
С
вами Антон Ендресяк.
🍏авторское право на иллюстрации
Такой способ защиты игры не потребует серьезных дополнительных вложений, ведь авторское право на иллюстрации само собой возникнет в момент их создания (правда, только у иллюстратора, так что не забудьте оформить передачу прав). С другой стороны, сама игра останется беззащитной перед пиратами, цель которых скопировать механику. Перерисовать картинки для них не составит большого труда.
🍎 авторское право на программный код
Аналогично, отсутствие дополнительных затрат в сумме с моментальным возникновением правовой охраны дают результат, не отягощенный глубокой юридической защитой. Поскольку программный код охраняется так же, как литературные произведения, стоит написать тот же алгоритм действий на другом языке, и вы ничего не сможете сделать с использованием вашего алгоритма.
🍐 патент на программный код
Получение охранного патента на программный код возможно далеко не во всех юрисдикциях, чаще программный код охраняется авторским правом. Получить красивое свидетельство вы можете, например, в США. Правда, придется заплатить регистрационную пошлину, а затем еще оплачивать поддержание патента в силе. Степень охраны, при этом, возрастет далеко не пропорционально. Интереснее получить патент на алгоритм, который является "сердцем" любой программы, - здесь и границы возможного куда шире (алгоритмы как способы решения задачи подпадают под определение изобретения), и охрана значительно глубже - никто не сможет использовать такой же алгоритм, исполненный на любом языке и в любом виде.
🍊 патент на механику игр
Статья 1350 ГК РФ утверждает, что правила и методы игр не являются изобретениями и не подлежат охране. Вместе с тем, механика игры - понятие существенно более широкое, чем ее правила. Кроме того, заявка на патент не подлежит регистрации только тогда, когда она касается правил игры как таковых. Российский закон не мешает составить заявку так, чтобы она коснулась чего-то еще, кроме, собственно, правил игры ;) О возможности регистрации патентов на настольные игры мы уже говорили в подкасте и писали целую профильную статью. Обратной стороной медали здесь выступит невероятно вязкая процедура регистрации, где вы будете вынуждены много и сложно спорить сначала с экспертом Роспатента, потом - с Палатой по патентным спорам, потом - с судом... Ну и патентные пошлины пока никто не отменял.
🥭 товарные знаки
Берете отличительные визуальные особенности своей игры, составляете заявку на товарный знак для товаров 28 класса МКТУ, платите пошлины, ждете год - бинго! Десять ближайших лет дизайн ваших уникальных элементов не может использоваться конкурентами! Вишенкой на торте является не только распространение охраны на все сходные обозначения и все однородные товары, но и хитрая охрана механики. Ведь какой-то ее элемент так или иначе нарисован, правда? ;)
Теперь поговорим и о способах, которые, если и работают, то совсем не так, как нам хотелось бы.
🍋 авторское право на механику игр
Копикаст 13 - Монополия на МонополиюМеханика игры - это абстрактная идея, принцип, концепция, возможно, способ или процесс. К сожалению, ни на что из этого не распространяются авторские права, согласно ст. 1259 ГК РФ :( И здесь уже нет лазеек, похожих на описанные выше в патенте.
🍉 заявление о недобросовестной конкуренции
Да, недобросовестная конкуренция с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности запрещена российским законом, но... Во-первых, таким образом вы сможете отбиться только от прямого конкурента, осуществляющего ту же деятельность на том же географическом рынке. Во-вторых, в деле вам придется не просто заявить о нарушении, но и старательно доказать понесенные убытки или хотя бы их реальную возможность. Кроме того, нужно понимать, что заявление о недобросовестной конкуренции - это лечение болезни, а не ее профилактика.